Что такое общение почему оно названо процессом взаимодействия двух человек
Что такое общение — определение, виды, этапы, средства, цели
Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.
Что такое общение?
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:
С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).
Средства общения
Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.
Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.
1. Вербальные средства общения
В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).
Примеры вербальной передачи информации:
Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.
2. Невербальные средства общения
К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.
Примеры невербальной передачи информации:
Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.
Цели общения
Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:
Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.
Этапы общения
Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:
Функции общения
Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:
Виды общения
В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:
Стороны общения
Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):
Роль общения в человеческой жизни
Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.
Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.
Процессы взаимодействия людей: понятие, формы, уровни
В статье рассказывается:
Каждый из нас с детства состоит в разных социальных группах (семья, друзья и пр.). По мере взросления какие-то мы покидаем, в другие же, наоборот, вступаем.
В каждой из групп мы регулярно взаимодействуем с другими участниками. В них человек приобретает социальные навыки, которые способствуют укреплению его статуса. При этом сами отношения могут быть как непосредственными, так и опосредованными.
Подробнее про эти процессы взаимодействия людей, а также о том, как социальный капитал помогает получать реальную выгоду, поговорим далее.
Понятие взаимодействия людей
Под взаимодействием понимается процесс влияния объектов друг на друга с последующим формированием между ними связи и обоюдной обусловленности. Данное влияние может быть прямым либо опосредованным.
Важной особенностью процесса взаимодействие людей является его причинная обусловленность. То есть, объекты и структуры развиваются под влиянием друг друга, этим определяются и причины их прямых действий, и обратные реакции.
Возникающие при взаимодействии противоречия становятся толчком для самостоятельного движения и развития процессов.
Люди в процессе взаимодействия рассматриваются как самостоятельные субъекты, каждый из которых наделен своим собственным внутренним миром. То есть, по сути, происходит взаимодействие этих миров, пересечение идей, образов, мыслей с последующим вынесением оценок для других индивидов, выявлением их потребностей, влиянием на эмоциональном уровне.
Кроме того, социальная психология рассматривает взаимодействие еще и как инструмент организации совместной групповой деятельности людей (а не только как способ оказывать друг на друга влияние). Тогда взаимодействие представляет собой выверенную последовательность постоянных действий, выполняемых специально для того, чтобы заставить реагировать участников противоположной стороны.
Проявления активности либо пассивности участников общения имеет более строгие формы и дополняется рядом ограничений, когда речь идет о совместной жизни или деятельности (по сравнению с индивидуальным общением). Тут приходится выстраивать параллели и рассредоточивать усилия между понятиями «Я» и «Он», «Мы» и «Они». При этом у людей формируются более точные оценочные представления не только о других, но и о самих себе. Таким образом, процессы взаимодействия помогают в установке адекватной самооценки и учат умению вести себя в обществе.
На чем строятся процессы взаимодействия людей
Основа процессов взаимодействия людей в обществе – общение. Оно формируется на базе рефлекторных нейронных реакций (с задействием зеркальных нейронов). Нельзя, к примеру, готовиться к выступлению и не думать о том, как слушатель или зритель вас воспримет.
Под межличностным взаимодействием понимают обоюдное стремление участников к совместному сотрудничеству. Общения не получится, если кто-то один имеет неблаговидные мысли в отношении другой стороны и не считает допустимыми компромиссы.
На основе каких процессов строится межличностное общение? По сути это всегда обмен некой символикой, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, того, кто начал общение, и его адресата. Первый процесс – это отправка знаков инициатором, а второй – получение информации адресатом.
И тут очень важно отсутствие барьеров в коммуникации, иначе послания не поддадутся корректной расшифровке. Кроме того, имеет большое значение принадлежность сторон к одинаковому социальному слою и наличие общих культурных точек соприкосновения. Между разными культурными слоями осуществлять передачу информации крайне трудно.
6 уровней социального взаимодействия
В процессах взаимодействия людей выделяют 6 основных уровней:
1. Конвекционный. Это обычное соблюдение установленных общественных правил поведения.
2. Примитивный. Тут не планируется выстраивание долгосрочных коммуникаций, каждая из сторон лишь использует возможности друг друга, существующие на данный момент.
3. Манипулятивный. Более опытный участник использует другого для решения своих социальных и бытовых проблем, а после этого прекращает общение.
Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной
Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.
Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.
Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:
Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”
5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели
Руководство “Как построить здоровые отношения”
5 ошибок, которые убивают любовь
Инструкция по поиску своего предназначения
16 вопросов, которые помогут найти свое дело
Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”
7 уроков для достижения жизни Мечты
4. Приятельский. Когда оба партнера с интересом исследуют роли друг друга, могут вместе проводить время, взаимно совершенствуя социальные функции (и свои, и реализуемые вторым участником).
5. Деловой. Здесь во главе угла стоит не исполнение ролей и не внешний вид. Это процессы взаимодействия людей при планировании и ведении совместного бизнеса, некой работы.
6. Духовный. Это высший уровень, на котором людям для общения не нужны слова. Они способны проникать в сущность друг друга буквально с помощью взглядов, глубоко чувствуя партнера по поступкам, которые, опять же, становятся отображением этого взаимодействия.
3 главных правила идеальных отношений:
Каждый человек с учетом своего личностного развития сам решает, какой именно уровень общения выбрать, отталкиваясь при этом от собственного понимания ценностей других людей.
Формы социального взаимодействия
Человеку как существу социальному общение жизненно необходимо. Даже уединившегося от всех писателя (в поиске вдохновения для написания книги) все равно можно считать примером процесса взаимодействия людей, потому что тут подразумевается общение автора с будущими читателями.
Существуют следующие формы общения:
Психология разграничивает процессы взаимодействия людей на официальные и неофициальные, деловые и межличностные. Вообще, выстраивание взаимоотношений – процесс достаточно сложный, требующий тонкого подхода. Тут влияют многие факторы, и главное, что нужно при этом уметь – это налаживать социальные контакты.
Установить хорошее межличностное общение в группе не очень-то просто. Тут нужен человек с сильными лидерскими качествами, который сумеет сгладить острые углы и правильно настроить команду на работу. Без этого группа может попросту распасться.
В деловых кругах тоже встречаются люди, легко налаживающие приятельские взаимоотношения с окружающими. Такие индивидуумы, как правило, отличаются развитым эмоциональным интеллектом и обладают хорошими коммуникативными навыками. В них природой заложено социальное лидерство, и из них получаются отличные менеджеры (если целенаправленно проработать определенные качества).
10 способов улучшить личные навыки взаимодействия с людьми
Чтобы эмоции от общения были положительными и делали вас счастливее, старайтесь выбирать самые эффективные методы взаимодействия.
Вообще, умение общаться и располагать к себе других людей дано далеко не каждому. Часто с этим связана масса проблем, но как бы там ни было, любое недопонимание всегда можно исправить.
Не стоит думать, что научиться грамотному и даже виртуозному общению невозможно. На деле это гораздо проще, чем может казаться. Вот какие навыки нужно осилить, чтобы процесс взаимодействия с людьми получался продуктивным и приятным.
1. Ставить конкретные мотивирующие задачи касательно партнеров
Проще всего оказывать воздействие на человека через его эмоции. А значит и мотивация в выстраивании коммуникаций должна затрагивать именно эмоциональную сферу. Разумеется, чрезмерная и даже бурная эмоциональность – уже перебор. Однако главное качество лучших коммуникаторов – это именно способность наладить контакт с партнером на эмоциональном уровне. Так что выбирайте нужный эмоциональный фон для разговора в зависимости от того, чего вы хотите добиться в итоге.
Как гарантированно исполнить любую мечту за 30 дней
Основатель крупнейшей онлайн-школы осознанности «Поток»
Бедный человек не тот, у которого нет
ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
Какая твоя истинная мечта?
Возможно все! В моей школе более 100,000 людей уже исполнили свои самые заветные мечты.
2. Не бояться психологических барьеров
Они часто возникают в процессе взаимодействия людей и мешают общаться свободно, плодотворно. Поэтому научитесь концентрироваться не на препятствиях, а на обсуждаемых вопросах, это важнее.
3. Брать управление процессом общения в свои руки
Отодвиньте на второй план логику построения коммуникации. Если вы начнете обдумывать каждый шаг, то потеряете нить разговора и забудете о его цели. Конечно, интуитивно правильно выбирать ход действий получится не сразу, это появится с опытом. И придет время, когда вы сходу будете чувствовать собеседника, видеть, готов ли он плодотворно контактировать.
4. Включать всё своё обаяние
Наверняка все встречали таких очень харизматичных людей, для которых понравиться любому собеседнику – вообще не проблема. Поверьте, это не наследственное качество, харизму может развить в себе каждый. Каким образом? В процессе общения дайте волю фантазии и чувствам, как бы освободитесь внутренне, включите на полную свое обаяние.
5. Снимать психофизические зажимы
Как собеседник может понять о наличии у вас психофизических зажимов? По скованности ваших движений либо, наоборот, по чрезмерной развязности. Пусть он не вполне осознает, почему вы так себя ведете, но точно заметит вашу некую нестабильность. В итоге общение может пройти совершенно неэффективно. Поэтому научитесь расслабляться в процессе взаимодействия с людьми, тренируйте этот навык.
6. Внимательно слушать партнера
Общаться всегда и со всеми собеседниками с помощью единственной, однажды выбранной тактики – неверный подход. Ведь все люди очень разные, поэтому каждый раз нужно вести себя с учетом конкретной ситуации.
7. Контролировать голос и дикцию
Учитесь разговаривать спокойно, четко, в противном случае плодотворного диалога не получится.
8. Набираться опыта общения у окружающих
Понаблюдайте за своим окружением, у кого всегда идеально получается выстраивать коммуникации? Перенимайте их опыт. Конечно, можно «набивать шишки» самостоятельно, но почему бы не выбрать более простой путь?
9. Стараться больше говорить
Это особенно необходимый навык для стеснительных людей. Разумеется, ситуации бывают разные. Часто даже сама компания не располагает особо к беседам. Но есть люди, которые вообще всегда смущаются, тушуются и боятся сказать лишнее слово. Тогда говорите на общие темы. Ведь процесс взаимодействия людей выстраивается посредством передачи информации. Что ж, беседуйте о погоде, о ценах, о предстоящих праздниках и т.п. Задавайте простые вопросы, и пусть остальные высказывают свою точку зрения.
10. Находить общий язык с разными собеседниками
Общаться, как правило, приходится с очень разными людьми, коллегами, продавцами в магазине и т.д. Смело вступайте в любые разговоры, так вы получите опыт и приобретете чувство уверенности в себе.
2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей
2. Взаимодействие, восприятие, взаимоотношения, общение и взаимопонимание людей
Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга, получившие название взаимодействия.
Сущность и социальная роль взаимодействия людей
связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.
Под взаимодействием в психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль взаимодействия указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.
Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия:
Взаимодействие, кроме того, можно представить как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я-он», «мы-они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Взаимодействие бывает межличностным и межгрупповым.
Основными признаками такого взаимодействия выступают:
В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяет характер межличностных отношений между людьми.
В процессе осуществления этих типов взаимодействия, как правило, проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
В основу деления на типы могут быть положены также намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействий: дополнительное, пересекающееся и скрытное.
В своем развитии взаимодействие проходит несколько этапов (уровней).
На своем начальном (низшем)уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга ‘ с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
На своем среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивающееся постепенно активное сотрудничество между ними находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности:
Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.
В это время происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Регуляторами взаимовлияний являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера.
Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия, общения).
Особенностями социальной перцепции являются:
Социальная перцепция обычно проявляется как: 1) восприятие членами группы:
2) восприятие человеком:
3) восприятие группой:
4) восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.
Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:
Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Среди них: расстояние, которое разделяет общающихся; время, в течение которого длятся контакты; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем,
а также социальный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы.
Существуют определенные функции социального восприятия. К ним относятся: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функции установления эмоциональных отношений, организации совместной деятельности. Обычно они реализуются посредством механизмов стереотипизации, идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии и каузальной атрибуции.
На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.
Идентификация в противоположность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния.
состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и безусловно как положительное отношение к партнеру.
Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.
Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:
Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
Общая характеристика взаимоотношений людей
В процессе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода отношения, в основе которых, как уже говорилось, лежит их взаимодействие друг с другом. В ходе такого взаимодействия возникают общественные отношения. Характер и содержание последних во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев:
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей.
Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер. Их содержание и специфика наполняются, определяются и зависят от конкретных людей, между которыми они возникают.
Категория отношения может рассматриваться и как готовность к определен ному взаимодействию, и как реально действующая связь в рамках «субъект-объект», «субъект-субъект».
Отношения в рамках «субъект-объект» и «субъект-субъект» не являются идентичными. Так, общим для одной и другой связи выступает, например, активность (или выраженность) отношения, модальность (положительная, отрицательная, нейтральная), широта, устойчивость и т.д.
Вместе с тем существенным различием отношений в рамках субъектно-объектной и субъектно-субъектной связи являются однонаправленность и взаимность отношений. Только при условии наличия взаимности отношений возможно образование «совокупного фонда» общего и нового межсубъектного образования (мыслей, чувств, действий). Когда трудно сказать, где свое, а где чужое, и то и другое становится нашим.
Субъектно-субъектные отношения характеризуются как постоянной взаимностью, так и изменчивостью, что обусловливается
активностью не только одной из сторон, как это имеет место при субъектно-объектных отношениях, где устойчивость больше зависит от субъекта, чем от объекта.
Общим критерием разделения межличностных отношений (взаимоотношений) на виды выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности-непривлекательности относятся: симпатии-антипатии и притяжение-отталкивание.
Симпатия-антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение-неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим человеком.
Притяжение-отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение-отталкивание в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение-отталкивание часто, но не всегда связано с переживанием симпатий-антипатий (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Такое противоречие возникает в случае популярности какой-либо личности: «К ней почему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вместе и рядом».
Можно также говорить и о следующих видах межличностных отношений: отношениях знакомства, приятельских, товарищеских, дружеских, любовных, супружеских родственных, деструктивных отношениях. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функции отношений.
Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.
Третий критерий-различие функций отношений. Подфункциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.
Кроме того, каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.
Существует определенная динамика развития взаимоотношений людей. Начав правильно формироваться и развиваться, они во многом зависят от целого ряда факторов: от самих индивидов, от условий окружающей действительности и социального строя, от последующего формирования контактов и результатов совместной деятельности.
Так происходит зарождение содержания отношений между людьми, которое закрепляет социализированные связи между ними, способствует развитию их продуктивной совместной деятельности. От того, как происходит этот процесс, зависит эффективность совместной деятельности и взаимопонимание. В
Понятие общения в психологии
Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений, их учета и использования необходимо совершенствоваться.
Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях,
сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.
Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции. Их шесть:
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются походу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как
некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используется устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Они делятся на:
1. Визуальные средства общения, к которым относится:
2. Акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:
3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:
Общение имеет свою структуру и включает в себя мотивационно-целевой, коммуникационный, интерактивный и перцептивный компоненты.
1. Мотивационно-целевой компонент общения. Представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.
Основными целями общения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие
напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
2. Коммуникационный компонент общения. В узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
3. Интерактивный компонент общения. Состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
4. Перцептивный компонент общения. Проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимных изучении и оценке друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.
Информация как таковая может бить двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.
Специфика взаимопонимания между людьми
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
Соблюдение условий взаимопонимания на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные правила взаимодействия. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, т.е. согласовывать совместные усилия людей и обстоятельства их реализации. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Для достижения взаимопонимания люди должны исходить из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия и соотносить предмет обсуждения с одинаковыми социальными образцами, нормами поведения. Нельзя понять другого человека, не вступив с ним в личностные отношения, не проявив эмпатию по отношению к нему.
Можно прогнозировать взаимопонимание на основе отношения людей к психологическим и ценностно-смысловым позициям партнеров. В этом случае критериями, помогающими строить предположения о возможном взаимопонимании, выступают:
В то же время всегда существует вероятность присутствия непонимания между людьми. Причинами недопонимания могут быть: