Что такое общественная палата определение

Общественная палата Российской Федерации

Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

Содержание

Законодательная база

Общественная палата была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые два года (с 2012 — каждые три года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Распорядок работы палаты, порядок принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний регулируются регламентом Общественной палаты.

Функции палаты

Согласно закону, деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

Состав палаты

Общественная палата формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они, в свою очередь, должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты.

Вторым этапом формирования нового состава Общественной палаты является процедура конкурсного отбора в члены Общественной палаты 42 представителей от общероссийских общественных организаций. Принимают решение о приеме 42 члена Общественной палаты, назначенные Указом Президента РФ «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации» в течение 60 дней со дня своего утверждения.

Представители региональных и межрегиональных общественных объединений выдвигают свои кандидатуры в члены палаты, которые принимаются уже утвержденными ранее двумя третями состава палаты.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации», принятыми 15 июня 2007 года, не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, а также организациями, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Совет Общественной Палаты

В состав Совета Общественной палаты входят председатели комиссий палаты, а также Секретарь палаты и его заместитель.

Аппарат палаты

Аппарат Общественной палаты, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством её секретаря.

18 июля 2007 года Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о назначении Алины Радченко руководителем Федерального государственного учреждения Аппарат Общественной палаты РФ.

Алина Радченко окончила Нижегородский государственный университет и Московскую государственную юридическую академию. Работала в различных бизнес структурах и активно занималась общественной работой. В 1997 году возглавила Российскую межотраслевую ассоциацию сотрудничества и защиты экономических интересов производителей. В 2000-м стала координатором НП «ОПОРА РОССИИ» по Нижегородской области, а в 2003 году вице-президентом Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ». До недавнего времени являлась председателем Совета Нижегородского областного отделения Общероссийского общественного движения женщин России (основное направление деятельности — реализация социальных проектов по поддержке материнства, детства и семьи). До своего назначения руководителем Аппарата Общественной палаты Алина Радченко занимала должность советника заместителя Председателя Правительства РФ, а впоследствии — советника Управления Президента РФ по внутренней политике. [источник?]

Источник

Общественная палата

Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Содержание

Законодательная база

Общественная палата создана согласно Федеральному закону №32 «Об Общественной палате РФ», и опирается на него в своей работе. Закон принят Государственной Думой 16 марта 2005 года, подписан президентом России 4 апреля 2005 года и вступил в силу 1 июля 2005 года. Данный закон определяет порядок формирования Общественной Палаты, её функции, задачи и формы деятельности. Распорядок работы палаты, принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний и тому подобное регулируется регламентом Общественной палаты.

Состав палаты

Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации», состав Общественной палаты формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты. Утверждённые члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности». [1]

Члены Общественной палаты, утверждённые указом президента

Ниже приведён список членов палаты, утверждённых указом Владимира Путина.

Состав палаты в период 2005-2007

Состав палаты в период 2008-2010 [3]

Члены Общественной Палаты, избранные общероссийскими общественными объединениями

Члены Общественной Палаты, избранные межрегиональными и региональными общественными объединениями

Комиссии Общественной Палаты

В состав Общественной палаты второго состава входят 17 комиссий, в каждой из которых состоит до 8 членов палаты и которая занимается определенной сферой общественной жизни:

Совет Общественной Палаты

В состав Совета Общественной палаты входят председатели комиссий палаты, а также Секретарь палаты и его заместитель.

Аппарат палаты

Аппарат Общественной палаты, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством ее секретаря.

18 июля 2007 года Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о назначении Алины Радченко руководителем Федерального государственного учреждения Аппарат Общественной палаты РФ.

Текущие события

Из прежнего состава Общественной палаты в этом списке, в частности, остались певица Алла Пугачева, бизнесмен Владимир Потанин, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская, политологи Вячеслав Никонов и Андраник Мигранян, журналист Николай Сванидзе, адвокат Генри Резник, скульптор Зураб Церетели, режиссер Карен Шахназаров, председатель «Деловой России» Борис Титов.

Источник

Общественная палата РФ

Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Содержание

Законодательная база

Общественная палата создана согласно Федеральному закону №32 «Об Общественной палате РФ», и опирается на него в своей работе. Закон принят Государственной Думой 16 марта 2005 года, подписан президентом России 4 апреля 2005 года и вступил в силу 1 июля 2005 года. Данный закон определяет порядок формирования Общественной Палаты, её функции, задачи и формы деятельности. Распорядок работы палаты, принятия ею решений, проведение Пленарных заседаний и тому подобное регулируется регламентом Общественной палаты.

Состав палаты

Согласно закону «Об Общественной палате Российской Федерации», состав Общественной палаты формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты. Утверждённые члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности». [1]

Члены Общественной палаты, утверждённые указом президента

Ниже приведён список членов палаты, утверждённых указом Владимира Путина.

Состав палаты в период 2005-2007

Состав палаты в период 2008-2010 [3]

Члены Общественной Палаты, избранные общероссийскими общественными объединениями

Члены Общественной Палаты, избранные межрегиональными и региональными общественными объединениями

Комиссии Общественной Палаты

В состав Общественной палаты второго состава входят 17 комиссий, в каждой из которых состоит до 8 членов палаты и которая занимается определенной сферой общественной жизни:

Совет Общественной Палаты

В состав Совета Общественной палаты входят председатели комиссий палаты, а также Секретарь палаты и его заместитель.

Аппарат палаты

Аппарат Общественной палаты, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством ее секретаря.

18 июля 2007 года Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о назначении Алины Радченко руководителем Федерального государственного учреждения Аппарат Общественной палаты РФ.

Текущие события

Из прежнего состава Общественной палаты в этом списке, в частности, остались певица Алла Пугачева, бизнесмен Владимир Потанин, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская, политологи Вячеслав Никонов и Андраник Мигранян, журналист Николай Сванидзе, адвокат Генри Резник, скульптор Зураб Церетели, режиссер Карен Шахназаров, председатель «Деловой России» Борис Титов.

Источник

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА Российской Федерации

Среди задач ОП обеспечение контроля общества над деятельностью органов исполнительной власти, проведение экспертизы ключевых законопроектов, аккумуляция и обобщение общественных предложений, направляемых на рассмотрение Президенту РФ. Решения палаты носят исключительно рекомендательный характер.

ОП имеет аналоги в ряде стран мира. Во Франции, в частности, действует Экономический и социальный совет: структура, с помощью которой в принятии государственных решений могут участвовать самые разные общественные группы — фермеры, профсоюзы рабочих, промышленники и другие. Функция Совета совещательная, однако по всем законопроектам, связанным с расходованием государственных средств, власти обязаны спрашивать мнения Совета, состоящего из представителей тех слоев общества, на кого законы повлияют прежде всего.

Первая в России Общественная палата при президенте РФ была создана распоряжением Б. Ельцина в феврале 1994 г. В нее входили представители 250 общественных организаций. Создание этого органа было способом трудоустройства в близких к власти структурах тех политиков демократического толка, кому не нашлось места в правительстве. Полномочия членов первой ОП были весьма ограниченными, а функции часто сводились к расклейке предвыборных листовок и т. п.

В июне 1996 г. ельцинская ОП была преобразована в Политический консультативный совет (ПКС), который стал «клубом» политических отставников. Председателем ПКС стал Иван Рыбкин, в прошлом председатель Государственной Думы. ПКС не оказывал серьезного влияния на политические процессы, не обеспечивал в полной мере и обратную связь власти с народом, поскольку члены Совета сами были недавними выходцами из этой самой власти. ПКС был расформирован в августе 2000 г.

Инициатива создания федерального консультативного органа нового типа принадлежала В. Путину. 26 мая 2004 г. в своем послании к Федеральному Собранию президент дал критическую оценку состоянию российской демократии и заявил, что «необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или неспособно эффективно выполнять». Однако НГО/НКО, формально представляющие гражданское общество, в их нынешнем виде не способны сделать диалог между обществом и властью действительно продуктивным, поскольку, по словам Путина, «для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов, при этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными». Таким образом, «имеет смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов… непосредственно затрагивающих интересы граждан».

Создание ОП позволяло снизить напряженность в дихотомии власти и гражданского общества, которое в России традиционно определяет себя по противоположению государству, а также решить проблему абстрагированности от реальной власти и принятия властных решений тех представителей творческих и деловых элит, чья общественная деятельность не допускает участия в той или иной партии.

Федеральный закон № 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» был принят Госдумой 16 марта 2005 г., подписан президентом РФ 4 апреля 2005 г. и вступил в силу 1 июля 2005 г. Согласно этому закону, ОП призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы законопроектов федерального и регионального уровней;

4) осуществления общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.

В ОП заседают россияне, которые имеют особые заслуги перед страной и письменно подтвердили свое согласие участвовать в работе палаты — известные артисты, спортсмены, общественные деятели. Общее количество штатных заседателей — 126 чел. Кандидатуры первых 42 определяет по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями президент. Те принимают в палату еще 42 представителя от общероссийских общественных объединений — по одному от каждого. На третьем этапе определяются 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате РФ», принятыми 15 июня 2007 г., не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Срок полномочий членов ОП истекает через 2 года со дня ее первого пленарного заседания.

Меритократический принцип формирования ОП обеспечивает ее эффективность: авторитетные, известные, а стало быть, самостоятельные люди менее других подвержены возможным манипуляциям со стороны чиновничества, они не связаны бюрократической «круговой порукой», кроме того, в отличие от депутатов Госдумы, не принимают решений по распределению денежных средств.

ОП состоит из 17 комиссий, каждая из которых занимается определенной сферой общественной жизни.

Источник

Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ): общая информация, структура, функции

Эмблема Общественной палаты РФ

Управление государством сегодня невозможно без широкого привлечения к этому процессу общественных институтов, различных некоммерческих структур и неправительственных организаций.

Гражданское общество является важнейшим элементом во властной системе сдержек и противовесов. Данный факт давно поняли на Западе, поэтому различные добровольные общественные структуры есть у большинства государственных организаций.

Общая информация

Общественная палата РФ ( ОП РФ ) – совещательный орган, который обеспечивает взаимодействие активной части общества с государственной властью и местным самоуправлением.

Его члены работают бесплатно, на добровольной основе. Их выбирают из числа кандидатов с безупречной репутацией, имеющих перед народом и государством особые заслуги. Доступ в эту структуру закрыт для государственных служащих, лиц с судимостью или двойным гражданством. При этом сама палата находится на государственном обеспечении.

ОП РФ действует на основании федерального закона, аналогичные структуры функционируют на местном и территориальном уровне. Кроме того, в своей работе члены палаты руководствуются еще и собственным Кодексом этики.

Функции и структура

Решения, принимаемые палатой, носят характер рекомендаций.

Занимается Общественная палата и другими задачами:

Для решения перечисленных вопросов используются разные формы работы: семинары, круглые столы, выездные заседания, слушания. Самые актуальные проблемы выносятся на пленарные заседания органа, которые проводятся несколько раз в году.

Заседание одной из региональных Общественных палат.

На первом заседании, после формирования нового состава, члены избирают Секретаря, его заместителей и назначают комиссии. Они являются главным рабочим инструментом органа. В настоящее время в составе палаты действует 20 комиссий. Каждая из них формирует повестку по самым важным вопросам. Комиссии обычно выбирают на срок одной каденции палаты.

Аппарат ОП РФ осуществляет аналитическое, материальное, информационное, правовое и финансовое обеспечение деятельности органа. Это государственное учреждение, которое финансируется из бюджета. Глава аппарата ежегодно отчитывается о проделанной работе.

Как проходят выборы

В 2014 году численность членов органа была увеличена со 126 до 168 человек. Порядок формирования ОП РФ довольно сложен:

Ранее кандидаты от некоммерческих организаций выбирались путем интернет-голосования, но в 2017 году схема была изменена. В процессе выдвижения не могут участвовать организации, имеющие предупреждение об экстремистской деятельности.

История

Первая попытка создать независимый орган контроля общества за властью была предпринята еще в 1994 году. В 1996 году орган преобразовали в совет при главе державы. В 2000 году его распустили.

Современная ОП РФ была создана в 2005 году и полноценно заработала в начале 2006 года.

Пленарное заседание Общественной палаты. Их проводят несколько раз в год.

В 2013 году по предложению сенаторов представительство регионов было расширено – количество их кандидатов увеличилось вдвое.

В 2017 году интернет-голосование за членов от НКО отменили. Его заменила сложная система выборов, в которой участвовали старые и новоизбранные члены палаты.

В последние годы члены Общественной палаты лоббируют отказ от бесплатной работы в органе. Однако переход на официальное трудоустройство не поддерживают в Администрации президента. Там считают, что превращение членов ОП РФ в госслужащих окончательно подорвет доверие к этому органу.

В 2020 году ОП РФ заявила о массовых фальсификациях на голосовании за изменения в Конституцию.

Что удалось сделать

За время своего существования орган рассматривал самые разные вопросы, от прокладки нефтепроводов до функционирования игорного бизнеса. Экспертные решения палаты стали причиной пересмотра многих из них. К самым резонансным результатам можно отнести:

Кроме того, усилиями Общественной палаты был изменен маршрут опасного нефтепровода в районе озера Байкал.

Вероятно, что главное направление деятельности ОП РФ – это работа с обращениями граждан. Большая их часть касается «мелких» проблем: ЖКХ, выплаты пенсий и пособий, ремонта дорог, безработицы. Однако именно из них складывается жизнь простых россиян.

Отдельно следует упомянуть вопросы, связанные с пенитенциарной системой. Члены Общественного совета помогли многим заключенным уменьшить срок или добиться помилования.

Сегодня в состав палаты на постоянной основе работает комиссия, которая занимается исключительно вопросами обращений граждан. Есть горячая линия, а также сайт, где можно изложить свою проблему.

Кроме текущей работы, палата ведет несколько крупных и постоянных проектов:

Ранее ОП РФ проводила проект «Перспектива». Его целью был поиск наиболее эффективных гражданских инициатив по всей стране. Им оказывалась серьезная информационная поддержка.

За что критикуют

Последние социологические опросы показывают крайне низкий уровень поддержки Общественной палаты со стороны простых россиян. 37% респондентов вообще ничего не слышали о данной организации, еще 56% – не понимают, для чего она нужна и только 3% опрошенных оценивают работу ОП РФ положительно. Не менее критично к организации относится и экспертное сообщество.

Многие правозащитники считают работу палаты обычной имитацией. Представители Хельсинской группы отмечают, что в своих регулярных отчетах ОП РФ никогда не учитывает мнения других правозащитных организаций страны.

Лев Пономарев заявил, что ОП РФ создавалась сверху и в ней есть всего несколько человек, которых действительно интересует правозащитная деятельность. В 2020 году Шевченко назвал организацию «хором поддержки инициатив власти». С этим трудно не согласиться – в последние годы палата поддерживает практически все инициативы исполнительной власти, служит для них своеобразной «индульгенцией» со стороны мнимой общественности.

Критики отмечают, что в последние годы в ОП РФ значительно прибавилось «назначенцев» и уменьшилось количество выразителей общественного мнения или просто авторитетных людей. Кроме того, многие люди, которые прошли в этот орган на самом деле не работают в нем, а используют свое назначение для личных целей.

Голосования на пост членов палаты от некоммерческих организаций регулярно сопровождались скандалами. В 2014 году в Москве и Петербурге для проведения нужных кандидатов был задействован административный ресурс.

Неоднократно фиксировались случаи многократного голосования с одних и тех же IP-адресов. После отмены интернет-голосования скандалы на выборах прекратились.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *