Что такое общественное движение в истории россии 9 класс
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 8–9 (8–9) Общественное движение при Александре I Выступление декабристов
Стр. 55. Вопрос в начале параграфа
Почему произошло выступление декабристов? Какие последствия для дальнейшей истории России оно имело?
Несмотря на разгром выступления декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения подобных выступлений, он, с одной стороны, усилил меры противодействия по отношению к возможным заговорам, а с другой – предпринял шаги к осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе.
Стр. 57. Вопрос к пункту 4
Вспомните когда и с какой целью была создана «Русская Правда» Ярослава Мудрого.
Русская Правда была создана в XI-XII вв. Древнейшим сводом является Правда Ярослава (1016 год). Русская Правда была создана с целью установить порядок в государстве. Принятие единого свода законов для всей Руси имело огромное значение для укрепления государства.
Стр. 59. Вопрос к пункту 7
Какой порядок престолонаследия существовал в Российской империи в начале XIX в.? Кем и почему он был установлен?
В основе порядка престолонаследия в Российской империи в начале XIX в. был положен принцип первородства. Умершему императору должен был наследовать его старший сын, а затем другие представители мужского пола по старшинству. Таким образом, наследование престола зависело не от прихоти царя, а от заведенного в стране порядка.
Акт о престолонаследии был принят Павлом I 5 апреля 1797 г. Павел I, еще будучи наследником престола, понимал, что указ Петра I был оправдан отсутствием реального наследника, способного продолжить дело великого царя. Однако последующие события, многочисленные дворцовые перевороты, усиление роли фаворитов при дворе и их попытки достичь высшей власти делали необходимым изменить этот порядок. Павел полагал, что если бы действовал принцип первородства при наследовании российского престола, то законным императором после своего отца был бы он, а не Екатерина.
Стр. 62. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Объясните суть понятия «общественное движение».
Общественное движение – объединения людей, внимание которых сосредоточено на социальных или политических проблемах.
2. Какие слои общества составляли в России с первой четверти XIX в. основу общественного движения?
Основу общественного движения в первой четверти XIX в. составляло либерально мыслящее дворянство.
3. Как повлияла Отечественная война и Заграничные походы на общественные настроения?
Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии привели к распространению в России либеральных идей. Тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, осознали необходимость перемен. Постепенно складывалось понимание того, что сохранение крепостных порядков сдерживает развитие страны. Нерешительность властей в проведении реформ, проявившаяся в послевоенный период, привела к созданию тайных обществ и кружков.
4. Чем отличалась тактика, выбранная членами «Союза спасения», от тактики «Союза благоденствия»?
Тактика «Союза спасения» заключалась в обсуждении идеи о возможности военного переворота.
Тактика «Союза благоденствия» заключалась в пропаганде передовых идей, воспитании и образовании населения с целью распространения либеральных идей.
5. В чём состояла главная причина династического кризиса 1825 г.?
Александр I умер 19 ноября 1825 г. У императора не было сыновей, наследником престола по закону считался его брат Константин Павлович. Однако Александр оставил завещание, в котором своим наследником объявлял другого брата, Николая Павловича. Сложность состояла в том, что завещание Александра сохранялось в тайне, как и то, что Константин отказался от своих прав на престол еще три года назад. Поэтому вся страна, 27 ноября 1825 г., начала присягать императору Константину. Таким образом, страна присягнула Константину как новому императору, но тот престола не принял и принять не мог, а законный император Николай не имел возможности вступить на престол без официального манифеста Константина об отречении.
6. Почему декабристы не сообщали выведенным ими на Сенатскую площадь солдатам об истинных причинах выступления?
Солдаты выступали за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Таким образом, если бы солдаты знали истинные цели выступления, то они не выступили на стороне декабристов.
7. Сформулируйте значение выступления декабристов.
Восстание декабристов привело к усилению мер противодействия по отношению к возможным заговорам, но при этом предпринял наги к осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе.
8. Как власти расправились с участниками выступления декабристов?
Осужденные были разделены на четыре категории (разряда), в зависимости от тяжести приговора. Пятеро декабристов – Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев – были поставлены «вне разрядов» и приговорены к высшей мере наказания – смертной казни через повешение. 13 июля 1826 г. они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ. Туда же был направлен весь Черниговский полк.
Стр. 63. Работаем с картой
1. Опираясь на карту-схему, расскажите о событиях, произошедших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади.
14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь декабристам удалось вывести лишь несколько рот (всего свыше 3 тыс. солдат при 30 офицерах). К восставшим прибыл М. А. Милорадович, который попытался доказать рядовым участникам выступления, что их обманывают, однако декабрист Каховский выстрелил в него и смертельно ранил. После этого Николай, стянувший к площади войска, верные ему и принесшие ему ранее присягу, приказал открыть огонь по мятежникам. Отступать декабристам было некуда – путь к Исаакиевскому мосту, Крюкову каналу, набережным были закрыты войсками и артиллерией. Восстание было разгромлено, погибло от 200 до 300 человек.
2. Покажите на карте России XIX в. территорию, где произошло восстание Черниговского полка.
Стр. 63. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Программу какого из тайных обществ («Союз спасения», «Союз благоденствия», Южное общество, Северное общество) вы можете назвать наиболее радикальной? Поясните свой выбор.
Наиболее радикальной является программа Южного общества («Русская Правда» П. И. Пестеля), так как основной целью была ликвидация самодержавия и создание в России республики. Крепостное право не только уничтожалось, но и земля делилась на общественные и частные земли, которые конфисковались у наиболее крупных помещиков.
2. Опираясь на текст параграфа, сравните «Русскую Правду» П. И. Пестеля и «Конституцию» Н. М. Муравьева по самостоятельно отобранным критериям.
«Русская правда» | «Конституция» |
---|---|
Сходство в следующих вопросах | |
Провозглашение гражданских прав, уничтожение сословий | |
Отмена крепостного права | |
Различия в следующих вопросах | |
Республика | Конституционная монархия |
Разделение властей (законодательная – Народное вече, исполнительная – Державная дума) | Исполнительная власть – император, законодательная – Народное Вече |
Всеобщее избирательное право | Высокий имущественный ценз |
Земля – общественная и частная | Большая часть земли в руках помещиков |
Унитарное государство | Федеративное государство |
Единый национальный признак | Федерации по национальному признаку |
Самостоятельность Польши | Польша в составе России |
Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org
3. Разделите восстание на Сенатской площади на два этапа. Какое событие, по вашему мнению, стало рубежом между этими этапами?
Таким образом, декабристы не имели шансов взять власть в свои руки и реализовать планы переустройства России. Сами планы переустройства России также не были популярны у широких слоев населения. Во-первых, ограничение самодержавия и введение выборности и гражданских прав и свобод не поддерживало дворянство. Во-вторых, решение крестьянского вопроса по «Конституции» Н. М. Муравьева не было бы поддержано крестьянами, так как фактически данное решение вынуждало бы их работать на помещика по найму.
4. Выясните, кто из жён декабристов последовал вслед за мужьями к месту каторги и ссылки. Какими нравственными и духовными принципами они руководствовались?
М. Н. Волконская – жена С. Г. Волконского;
А. Г. Муравьева – жена Н. М. Муравьева;
Е. И. Трубецкая – жена С. П. Трубецкого;
Полина Гёбль – невеста И. А. Анненкова;
Камилла Ле Дантю – невеста В. П. Ивашева;
А. И. Давыдова – жена В. Л. Давыдова;
А. В. Ентальцева – жена А. В. Ентальцева;
Е. П. Нарышкина – жена М. М. Нарышкина;
А. В. Розен – жена А. Е. Розена;
Н. Д. Фонвизина – жена М. А. Фонвизина;
М. К. Юшневская – жена А. П. Юшневского;
Е. А. Бестужева – сестра Н. А. Бестужева.
Эти женщины клялись быть со своими мужьями (мужчинами) в горе и радости, они сдержали свое слово. Они считали это своим долгом, быть рядом со своими близкими. Именно это лежит в основе их поступков.
5. Составьте (в тетради) список художественных произведений, посвящённых теме восстания декабристов.
А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд», «Мой первый друг, мой друг бесценный»;
Н. А. Некрасов «Русские женщины»;
А. Дюма «Учитель фехтования»;
Н. А. Эйдельман «Апостол Сергей», «Лунин», «Большой Жанно»;
А. И. Гессен «Во глубине сибирских руд»;
М. Д. Марич «Северное сияние»;
О. Д. Форш «Первенцы свободы»;
В. А. Жадько «Восставшие против императора»;
Л. Р. Вершинин «Первый год Республики»;
Е. П. Чудинова «Декабрь без Рождества;
Д. С. Мережковский «14 декабря»;
А. Н. Толстой «Полина Гёбль».
Фильмы «Декабристы» (режиссер А. В. Ивановский», «Звезда пленительного счастья» (режиссер В. Я. Мотыль), «Нет чужой земли» (режиссер Б. Ц. Халзанов), «С. В. Д.» (режиссеры Г. М. Козинцев, Л. З. Трауберг), «Союз Спасения» (режиссер А. Ю. Кравчук).
6. «Над ними нет ни камня, ни креста, могила их — весь остров Декабристов», — написал современный поэт А. М. Городницкий. Выясните, как происходили поиски захоронения пяти казнённых декабристов, определите, в каком из районов Петербурга расположено наиболее вероятное место этого захоронения.
Наиболее вероятное место захоронения декабристов расположено на острове Декабристов, который до 1926 года носил название остров Голодай.
Захоронение пяти декабристов – П. Пестеля, К. Рылеева, П. Каховского, С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина – прошло в тайне. В первой половине XIX в. считалось, что казненных похоронили на острове Голодай. Считалось, что их похоронили на окраине острова, в одной яме, за немецким кладбищем.
В июне 1917 г. петроградские газеты сообщили о находке могилы декабристов. В июне 1917 г. во время рытья траншеи для прокладки водопровода был найден гроб, после чего было вырыто еще 4 гроба. В первом робу был найден скелет, одетый в офицерскую форму времен Александра I. По остаткам одежды было определено, что захоронено трое военных и двое гражданских, что соответствовало истине: Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин были военными, а Рылеев и Каховский были гражданскими. Однако экспертиза показала, что останки принадлежат четверым, а не пятерым людям, к тому же останки одного тела – это останки мальчика двенадцати лет. Таким образом, эта теория была разбита.
Несмотря на многочисленные попытки, найти место захоронения декабристов так и не удалось по сей день. Но остров Голодай в 1926 г. был переименован в остров Декабристов, как в наиболее вероятное место их захоронения.
Конспект урока истории в 9 классе по теме: » Общественное движение при Николае 1″.
Содержимое разработки
Конспект урока истории в 9 классе: «Общественное движение в годы правления Николая I»
1.Познакомить учащихся с взглядами славянофилов, западников, консерваторов, революционных демократов;
— развивать навыки работы с документами, выделение главного, обобщение и систематизации материала;
— учить доказывать и опровергать, на примерах споров о дальнейших путях развития России
2. Развивать умения сравнивать, сопоставлять идейно – политические течения, делать выводы на основе сопоставления; развивать умения характеризовать деятельность и взгляды исторической личности на примере Герцена, Чаадаева, Белинского, Уварова.
Понятия: консерватизм; либерализм; социализм; радикализм.
Тип урока: изучение нового материала.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала.
1. Особенности общественного движения 30 – 50 х годов.
2. Направления русской общественной мысли.
а) Консервативное движение
б) Либеральное движение
3.Первые кружки. Революционное движение.
4. Чаадаев П.Я. о русской истории
Изучение новой темы
Вводное слово учителя:
Мы заканчиваем с вами изучать царствование Николая I, а вместе с этим и период I половины XIX в., время которое характеризуется историческим поворотом от уходящего в прошлое аграрного общества к новому индустриальному. Поэтому главным вопросом общественной жизни страны стал вопрос о путях дальнейшего развития России.
Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны выяснить, каковы политические и экономические условия развития общественной мысли этого периода.
Вспомним, каким событием сопровождалось восшествие на престол императора Николая I? (Учащиеся коротко рассказывают о восстании декабристов.)
Какие задачи ставили перед собой декабристы?
Какую внутреннюю политику проводили Николай I и его министры, чтобы не допустить развития революционного движения? (Учащиеся называют такие меры как ужесточение цензуры, создание III отделения императорской канцелярии, задачей которой было контроль за состоянием умов, борьба со свободомыслием.)
Каковы характерные черты экономического развития страны в этот период? (Учащиеся должны назвать следующие черты: развитие торговли, строительство первых железных дорог, начало промышленного переворота.)
Учащиеся вместе с учителем делают вывод: экономическое развитие страны настоятельно требовало решения вопроса об отмене крепостного права. Именно крепостное право было главной причиной отставания России от передовых европейских держав.
Поэтому борьба против крепостного права и критика самодержавия стали основными тенденциями жизни русской интеллигенции. После подавления восстания 1825 вольнолюбивые настроения по-прежнему находили своих сторонников.
-Каковы особенности общественного движения? (см стр. 77) участники общественного движения не могли реализовать свои идеи на практике, они могли только готовить сознание современников к будущим переменам;
общественная мысль развивалась в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
происходит окончательное оформление трёх направлений в общественном движении: а) консервативное, б) либеральное, в) революционное (социалистическое).
2.Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?», «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»
От того, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления в русской общественной мысли.
—консервативное –идейно-политическое течение, отстаивающее неизменность политического строя, сохранение и незыблемость традиционных устоев.
—либеральное— сторонники демократических свобод
-Радикально-демократическое— сторонники проведения демократических изменений, направленных на коренное переустройство государства.
Идеологией самодержавия – была теория «официальной народности».
Её основные принципы были сформулированы С.С.Уваровым.
Учитель дает характеристику этой теории.
Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии. Эта консервативная идеология получила название теории «официальной народности». Ее основные принципы были кратко сформулированы министром народного просвещения С. С. Уваровым в одной фразе: «православие, самодержавие, народность». Народность трактовалась как приверженность народа к православию и самодержавию. Российский народ существует как единое целое, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви.
— К какому направлению русской общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? <К консервативному.)
Группа «Консерваторы» получает карточку с заданиями:
1) В чём видел свою главную задачу министр просвещения С.С. Уваров?
2) В чём сущность теории «официальной народности»? В чём её цель?
3) Удалось ли достигнуть этой цели?
На основе самостоятельной работы учащиеся приходят к выводу, что Самодержавие рассматривалось как наиболее приемлемая форма правления, на которой держится внутренний мир страны. Теория «официальной народности» пропагандировалась по всей системе просвещения: от университетов до церковно – приходских школ, в официальной журналистике, в области искусства, но она так и осталась официальной теорией, не принятой прогрессивно мыслящей частью общества.
Группа «Либералы» получает карточку с заданием:
1) На какие две группы делились либералы, в чём состояли различия в их взглядах на дальнейшее развитие России? Что их объединяло?
2) Считаете ли вы, что взгляды славянофилов на развитие России ошибочны?
3) Какие пути преобразования общества предлагали либералы?
В процессе работы с учебником, справочной литературой учащиеся приходят к выводу о существовании двух направлений в либеральном лагере – западников и славянофилов, характеризуют их взгляды на дальнейшее развитие России, выделяют общее. И западники и славянофилы несмотря на серьёзные различия о путях развития страны, считали необходимым отмену крепостного права, отвергали насильственное решение этой проблемы.
Учащиеся работают самостоятельно с учебным пособием (А.А.Данилов Л.Г. Косулина История Росси и XIX век М. «Просвещение» 2006г. пар.№13 с.78-79), читают материал о западниках и славянофилах.
Более подготовленные учащиеся дополнительно читают документ (см. Приложение№2)
Работа с таблицей. (Таблица заполняется учителем, кратко, вопросы таблицы прорабатываются с учащимися устно)
— В чем сходство позиций западников и славянофилов?
-В чем заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?
— Как вы понимаете слова Герцена об отношениях западников и славянофилов; «Мы как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»
Учитель читает стихотворение К. С. Аксакова «Петру I»:
Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал,
В тебе есть сила и отвага И дух высокий обитал;
Но истребляя зло в Отчизне, Ты всю Отчизну оскорбил;
Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил.
Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была,
И на твоем великом деле Печать проклятия легла.
— К какому общественному течению принадлежал автор стихотворения? Свой ответ докажите. <Автор стихотворения является славянофилом.)
Сословный состав студенчества был чрезвычайно пестрым: здесь были и сыновья дворян, чиновничества, разночинцев. За стенами университета социальные перегородки отодвигались на задний план, главными становились товарищеские отношения и дух корпоративности.
Сообщения учащихся: «Кружок братьев Критских»; «Кружок А. И; Герцена и Н. П. Огарева»
1827г- кружок братьев Критских; 1831 – кружок Сунгурова; 1830- кружок В.Г. Белинского «Литературное общество 11-го нумера».
Также см. Дополнительные материалы (I, II, IV, V, VI). Либо чтение соответствующих разделов учебника о кружках Буташевича-Петрашевского, Станкевича, Веневитинова, П. Я. Чаадаеве (в случае, если позволяет время).
Все студенческие кружки существовали недолго, т. к. их деятельность быстро пресекалась правительственными органами. III отделение сразу брало под надзор все подозрительные собрания. Герцен: «Жили рядом с нами и вдруг пропали».
— К какому направлению русской общественной мысли можно отнести студенческие кружки? <Радикально-демократическому.)
Первые социалисты в России
В 1840-50-е гг. в России начинают распространяться различные социалистические теории.
— Какие социалистические теории вы знаете? Попытайтесь сформулировать, что такое социализм? (Теории утопического социализма Ш. Фурье, А. де Сен-Симона, Р. Оуэна.)
Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическим правами.
— К какому направлению общественной мысли можно отнести взгляды А. И. Герцена? (Радикально-демократическому направлению.)
Группа «Радикалы» получает карточку с заданием:
1) Назовите наиболее ярких представителей революционного направления в российской общественной мысли.
2) Охарактеризуйте взгляды Герцена, Белинского? Какие пути преобразования общества они предлагали? (Для изучения этого вопроса можно дать ученикам опережающее задание подготовить небольшие сообщения о видных революционных деятелях этого периода).
3) Каковы особенности революционной идеологии?
В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что наиболее радикально настроенные представители общественного движения утратили надежду на реформирование общества «сверху» и обосновывали необходимость революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе
Обсуждение вопроса о наиболее приемлемых путях развития российского общества подводит учащихся к выводу о необходимости проведения реформ правительством во избежание кровопролития и с целью ликвидации отставания страны от передовых европейских держав.
3 вопрос. Чаадаев П.Я. о путях развития России.
Учащиеся прослушивают реферат одноклассника, обсуждают его, оценивают взгляды Чаадаева, отвечают на вопрос: К какому направлению общественного движения можно отнести Чаадаева П.Я.?
Краткое содержание реферата:
Особое место в общественной мысли и общественном движении 30 – 50 –х гг. занимал Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856 гг.) – мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 года и Северного общества декабристов, он в 1823 – 1826 гг. жил за границей, где оформились его философско–исторические взгляды. В своих «Философических фильмах» (1829 – 1831 гг.) Чаадаев говорил об «отлучённости» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют её историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» (1936 г.) он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего» (1837 г.), Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновлённой России, включённой в западный мир.
Вывод по уроку: главным итогом развития общественного движения 30 – 50 – гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно – крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.
VI. Закрепление материала Беседа с учащимися
— Перечислите основные направления общественной мысли России во второй четверти XIX века. (Консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое.)
— Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
1. «Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого
невежества. Потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и,
наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное уничтожить в русском раба»
2. «Пошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.»
3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго…
Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»
4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»
5. «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами»
6. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его – не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир»
7. «Не без некоторой зависти смотрим… на западную Европу. И есть чему позавидовать!»
(Ответ: 1,7 – «западнику»; 2.5 – стороннику «Теории официальной народности»; 3,6 – славянофилу; 4 – стороннику социалистических идей)
Домашнее задание: Пар.№13, заполнить таблицу.
Дополнительные материалы к уроку
(История России XIX— начала XXв. Учебник для исторических факультетов университетов. М„ 1998, С. 210-211.)
II. Герцен Александр Иванович
Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и, тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я кдялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками».
В 1823 г. происходит его знакомство с Николаем Платоновичем Огаревым (1813-1877), в последствие известным поэтом и публицистом, ставшим верным другом и соратником Герцена. Крепкая, трогательная дружба, зародившаяся в раннем отрочестве, связывала их на протяжении всей жизни. По истечении многих лет и» Герцен, и Огарев особо выделяли один из эпизодов своего детства, ставшего, по обоюдному признанию, началом их жизненного пути: «Раз после обеда отец мой собрался ехать за город. Огарев был у нас, он пригласил и его В Лужниках мы переехали на лодке Москва-реку Отец мой, как всегда, шел угрюмо и сгорбившись; возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович, занимая его сплетнями I и болтовней. Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши, взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах.
Запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы там, обтирал нот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать пашей жизнью на избранную нами борьбу
Друзья поступили в Московский университет, где в начале 1830-х годов ими был образован кружок единомышленников. Однако в 1834 г, кружок был раскрыт полицией, а его участники арестованы. Герцен был выслан в Пермь, затем в Вятку. В 1837 г. по ходатайству В. А. Жуковского он был переведен но Владимир на службу в канцелярию губернатора. А в 1839 г. освобожден от полицейского надзора. Огарев так же был арестован и по решению Николая I «за непозволительный образ мыслей» выслан в Пензенскую губернию (в имение отца). В 1839 г. получил разрешение жить в Москве. В 1847 г. Герцен эмигрировал за границу. За отказ вернуться в Россию в
декабре 1850 г. Петербургский надворный суд вынес решение о лишении Герцена всех прав состояния и вечном изгнании из России. В 1852 г. он поселился в Лондоне, и в 1853 г. основал «Вольную русскую типографию», где издавал альманах «Полярная звезда», газету «Колокол». В 1856 г. навсегда покидает Россию и Огарев. Он поселяется в Лондоне и участвует в работе «Вольной русской типографии».
Ш. Из «Записок» А. И. Кошелева о прениях славянофилов и западников
(Орлов А. С. и др., Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С, 251-252.)
IV. Кружок петрашевцев (из доклада следственной комиссии по делу
. При следствии Петрашевский не только не скрывал желания полного и совершенного преобразования быта общественного в России, но явно сознавая себя фурьеристом и социалистом, объявил, что он желал стать во главе разумного движения в народе русском.
(Хрестоматия по истории СССР. М., 1949. Т. II. С. 704-705.)
Один из кружков, сложившихся в начале 1830-х в Московском университете наряду с кружками В. Г. Белинского, А. И. Герцена и др. возглавлял кружок Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), который был известен как талантливый литератор, философ. Он был выходцем из семьи богатого воронежского помещика в 1830-34 гг. учился в Московском университете. В 1832 г. организовал литературно-философский кружок, членами которого в разное время были К. С. Аксаков М. А. Бакунин Т. Н. Грановский, В. П. Боткин и др. Члены кружка занимались преимущественно философией и литературой, чем отличались от других кружков социально-политической направленности. В то же время среди его членов были распространены критические по отношению к современному государству настроения Огромное значение Станкевич, подобно просветителям XVIII в., придавал приобщению людей народа к знаниям. Станкевич пользовался не только авторитетом но и теплой привязанностью и любовью у членов кружка. В 1837 г. из-за плохого здоровья Станкевич был вынужден уехать за границу для лечения, и кружок распался. В 1840 г. Станкевич умер в Италии от туберкулеза.