Что такое общественное сознание кратко обществознание
Понятие общественного сознания и его основные элементы
Общественное сознание — что это такое в социологии
Термин «общественное сознание» интенсивно разрабатывался в рамках марксистской концепции. Впервые встречается в работе Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» в 1848 году. Окончательно введен в научный оборот российским ученым Александром Богдановым в начале XX века.
Одним из первых ученых, занимавшихся исследованием духовной жизни общества, был немецкий философ Гегель. Но у него в трудах нет термина «общественное сознание», он использовал понятие «Абсолютный Дух».
В западной научной литературе чаще встречается близкий по значению термин «коллективное сознание». Был введен французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Общественное сознание является предметом изучения в разных науках:
В социологии общественное сознание изучается в первую очередь как сознание конкретных социальных групп: сословных, классовых, этнических, политических и др.
Понятие, основные элементы структуры
Существует несколько десятков определений данного термина. Наиболее распространенные формулировки:
В отечественных гуманитарных науках чаще всего общественное сознание рассматривается в его тесной взаимосвязи с парной категорией — «общественное бытие». Согласно марксистскому подходу, общественное сознание определяется общественным бытием, является его непосредственным отражением.
Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. Его деление на структурные элементы проводится по следующим критериям:
Подобное деление на структурные элементы носит условный характер, так как на всех уровнях и во всех проявлениях отмеченные элементы выступают в неразрывном единстве.
С точки зрения гносеологического аспекта выделяют 2 уровня общественного сознания:
Данное деление называется гносеологическим, поскольку оно связано с познавательной деятельностью и отражает степень проникновения субъекта в познаваемую им объективную реальность.
Для обыденно-практического уровня характерны:
Научно-теоретический уровень характеризуется следующими свойствами:
Особенности развития общественного сознания
Эволюция общественного сознания тесно связано с законами развития общества. В основе формирования социальной общности и ее эволюции лежат 2 фактора:
Основные этапы развития:
Наиболее архаичной формой является мифологическое сознание. Оно возникло на ранних стадиях развития человечества и присутствует практически у всех народов мира.
Для него характерны:
Следующим этапом развития стало зарождение религиозного сознания. Оно появилось 40-50 тысяч лет назад. Представляет собой отражение действительности в фантастических образах, основанное на вере в сверхъестественный мир. В отличие от мифологии, религия характеризуется:
Схожие черты религии и мифологии:
Высшей формой развития является научное сознание. Представляет собой объективное познание реальности с помощью научных методов.
Включает в себя 2 формы познания:
С помощью науки человек получает систему экспериментально установленных и закономерных знаний, описывающих картину мира в виде теорий.
Теория — логически выверенное, системное описание фрагментов реальности на основе научных законов.
Важной сферой социальной деятельности наука становится, начиная с эпохи Ренессанса, но особое распространение получает в XIX-XX веках.
В XXI веке ученые заговорили о появлении нового вида сознания — кибернетического. Оно характеризуется созданием глобального информационного пространства и взаимодействием всех общественных страт с искусственным интеллектом.
Связь между общественным и индивидуальным мышлением
Общественное мышление нельзя рассматривать как простую совокупность индивидуальных мышлений.
Индивидуальное сознание — это внутренний духовный мир личности, включающий мировосприятие, знания, ценности, мировоззренческие установки. Оно отражается через призму конкретных условий жизни и деятельности индивида и характеризуется высокой степенью субъективизма.
Индивидуальное мышление ограниченно и конечно, оно заканчивается со смертью человека, хотя отдельные результаты его деятельности могут продолжать жить — например, литературные и музыкальные произведения.
Общественное мышление выступает в роли «коллективной памяти». Оно характеризуется:
Индивидуальное и коллективное мышление находятся в неразрывной взаимосвязи. Но они соотносятся не как частное и общее, а как единое целое. По мере того как человек проходит все этапы социализации и становится личностью, он усваивает духовный опыт, накопленный предыдущими поколениями.
По Гегелю индивидуальное сознание — это сокращенный, сжатый по времени и объему вариант родового (коллективного) сознания. Общественное адаптируется человеком с помощью избирательной способности мышления и определяет специфику его личного бытия.
Формы общественного сознания
Существует 3 основных классификации форм общественного сознания.
1. Историческая классификация.
В зависимости от конкретного исторического этапа развития человечества выделяют следующие формы общественного сознания:
Например, главным фактором, определяющим общественное сознание европейского средневекового общества, было христианство.
В современном обществе огромную роль в формировании коллективного мышления играют средства массовой информации.
2. Гносеологическая или эпистемологическая классификация.
Общественное сознание в зависимости от особенностей познавательного процесса делят на:
3. Социологическая классификация.
Основана на выделении основных сфер социальной деятельности. Согласно ей общественное сознание бывает:
Одной из высших форм общественного сознания является идеология.
Идеология — это система концептуально оформленных взглядов и представлений, отражающая общественное бытие и направленная на сохранение или изменение существующих социальных отношений.
Общественное сознание наиболее ярко проявляется в общественной психологии.
Общественная психология — это совокупность несистематизированных взглядов, убеждений и мировоззренческих установок людей, отражающаяся на их повседневной жизни.
Отличия общественной психологии от идеологии
Что такое общественное сознание кратко обществознание
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.
Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.
Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.
общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.
Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,
индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.
Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.
Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:
1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.
2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.
3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.
4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.
5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.
6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.
7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.
8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.
9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.
Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.
Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:
1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.
Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.
2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.
Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.
Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.
Общественное сознание и его структура
1. Индивидуальное и общественное сознание.
2. Структура общественного сознания.
3. Формы общественного сознания.
Индивидуальное и общественное сознание |
Очень часто «духовная жизнь» и понятие «социо-культурная сфера» употребляются как синонимы общественного сознания. Синонимы (греч. synonymos – одноименный) слова, разные по звуковой форме, но тождественные или очень близкие по своему значению. Но между этими понятиями имеются смысловые различия.
Человеческая жизнь включает в себя два вида деятельности: материальную и духовную. В процессе материальной деятельности человек утверждает себя практически, удовлетворяя потребности в пище, одежде, жилье. Духовная жизнь выступает теоретическим бытием человека. Она направлена на производство духовных ценностей и формирование мировоззрения людей.
Социо-культурная сфера включает в себя науку, культуру, политические, правовые, этические, эстетические, религиозные и другие воззрения.
С точки зрения идеализма сознание определяет бытие. Такая точка зрения, получившая свое концентрированное выражение у Гегеля и его последователей, опирается на так называемый «здравый смысл». Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом, недооценивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано в полном объеме предвидеть результаты своей деятельности (вспомним крылатую фразу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»). Более того, даже в брачных контрактах речь идет не столько о духовных, сколько о материальных основах людей, создающих семью.
Возникновение, функционирование и развитие индивидуального сознания есть функционирование и становление сознания конкретного человека. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл, хотя те или иные результаты деятельности индивида, его сознания в той или иной форме передаются другим людям, продолжают жить в их памяти или в конкретных видах духовного бытия: музыкальных произведениях, стихах, фразах, афоризмах. Персидский поэт ХV века Атааллах Аррани следующим образом выразил существование следов индивидуального сознания в духовной сфере: «А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется, лишь в этот страшный час скажи, что умер я».
В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет функционировать и общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.
Общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через «сито» общественного мнения. Затем, имеющейся «твердый» остаток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками, подходами к пониманию достижений человеческой мысли.
В свою очередь, индивидуальное сознание является общественным сознанием, так как каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период. Согласно Гегелю, индивидуальное сознание представляет собой сокращенный, сжатый во времени инвариант (фр. invariant – неизменяющийся) сознания родового, общественного. Его задачей является усвоение того, что уже освоено человеческой культурой.
Структура общественного сознания |
Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними. Существует множество подходов к анализу структуры общественного сознания. Один из них следующий. Структура общественного сознания рассматривается в трех основных аспектах:
1. Конкретно-историческом, выделяя типы сознания: сознание
первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества.
2. Гносеологическом (эпистемологическом), выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, массовое, профессиональное; и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности).
Учитывая то, что при рассмотрении сознания в социологическом аспекте наиболее объемно выделяется его социальная составляющая, остановимся на анализе общественного сознания в этом аспекте более подробно.
Важнейшие особенности общественного сознания наиболее ярко представлены в идеологии и общественной психологии.
Идеология находит свое выражение в Конституции государства, в программных заявлениях политических партий, в религиозных писаниях, в других документах и материалах.
Общественная психология представляет собой систему убеждений, чувств, эмоций, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.
Общественная психология, в отличие от идеологии, является продуктом духовной жизнедеятельности всего общества или конкретных групп людей. Она не выступает в виде обобщенной системы взглядов, суждений и воззрений, а проявляется в отдельныхне систематизированных мыслях, эмоциях, чувствах, настроениях. Идеи и взгляды в общественной психологии носят эмпирический характер, где эмоциональные моменты переплетаются с интеллектуальными.
Общественная психология не существует вне психологии индивидов и развивается в тесной связи с развитием индивидуальной психологии. Однако если явления индивидуальной психологии присущи только отдельной личности, то явление и процессы общественной психологии носят коллективный характер и проявляется как психология определенных социальных групп, партий, общества, наций. По своему характеру люди самых различных социальных групп и слоев могут быть похожими друг на друга или резко отличаться один от другого. Но не только и не столько индивидуальные особенности и индивидуальная психика людей побуждает их действовать определенным образом, сколько их общие материальные и духовные интересы и потребности.
Определяющим в становлении психологии людей выступает общественное бытие и особенно состояние экономики, культуры, образования, традиций. Однако немаловажное влияние на общественную психологию оказывает и идеология. Более того, воздействие общественного бытия (и как его основы материальных условий) и идеологии имеет свою специфику. Если материальные условия воздействуют на общественную психологию без видимых усилий, стихийно, то идеологическое воздействие предполагает определенные целенаправленные усилия. Эта целенаправленность заключается, прежде всего, в стремлени выработать определенную ориентацию людей, подтолкнуть их к определенным активным действиям. Идеи сами по себе ведут к работе мысли, к обмену мнениями, в то время как к действию людей подталкивают чувства, настроения, психологические установки. Одним из важнейших моментов в этом процессе является стремление превратить идеи в убеждения и побуждение к соответствующим акциям. Это необходимо потому, что знания тех или иных теоретических положений еще не означают действий в соответствии с этими знаниями. Можно отлично знать те или иные теории и законы, но знать и быть убежденными в их правоте и поступать в соответствии с ними – это далеко не одно и то же. Человек, например, может отлично знать существующие законы Украины и быть правонарушителем. Прекрасно знать правила личной гигиены и не чистить зубы. Иными словами, идеология становится реальной силой только тогда, когда ее основные положения усваиваются людьми, побуждая к людей активным действиям, определяя нормы их повседневного поведения н и жизнедеятельности.
В свою очередь общественная психология оказывает заметное влияние на идеологические процессы и политическую практику. Идеологи в своих теоретических построениях учитывали и учитывают конкретное состояние общественной психологии. История развития человечества свидетельствует о том, что общественная психология нередко способствовала возникновению и формированию идеологии. Это происходит тогда, когда идеологи в своих теоретических выводах приходят к тем выводам, к которым стремится в своих потребностях и чаяниях та или иная социальная группа или общество, делают своеобразную «кристализацию» общественной психологии. Но в конечном счете, идеология, учитывая состояние общественной психологии, создается не столько в результате ее концептуализации, сколько на основе предшествующего духовного наследия в виде предшествующих теорий и взглядов.
Учет состояние общественной психологии в идеологических проектах и конструкциях иногда, особенно в условиях Украины, принимает паразитические формы, выступая в виде популизма. Популисты, ради достижения своих эгоистических целей, апеллируют к сознанию широких народных масс, играют на минутных настроениях людей, обещая простым путем решить заведомо трудноразрешимые задачи.
Формы общественного сознания |
Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании.
Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.
Оно включает в себя политическую идеологию и психологию.
Политическая идеология – это система взглядов, обосновывающая политику, проводимую той или иной партией, социальной группой или государством. Она находит свое теоретическое выражение в конституциях государств, в программах и лозунгах партий, в программных высказываниях лидеров политических партий и социальных группировок.
Политическая психология включает в себя чувства солидарности и ненависти, эмоции, поведенческие установки, настроения той или иной социальной группы или общества, проявляемые в процессе реализации политических целей и задач.
Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике и социокультурной сфере.
Правосознание специфично. Каждая социальная группа, этническое сообщество и другие объединения социума имеют свои правовые воззрения на социальные процессы, свое правосознание. Несмотря на это, все вынуждены считаться с существующими в обществе законами, правом.
Право является продуктом конкретного экономического, социального, политического, экологического, культурного состояния общества, исторических традиций, состояния и расстановки политических сил в обществе. Правовые нормы складываются в результате компромисса между различными социальными группами и слоями общества. Это примиряет интересы различных социальных групп, не позволяет обществу расколоться. Право охраняется силой государства.
Право, как и политическое и правовое сознание, появляется с возникновением гражданского общества и государства и оказывает определенное воздействие на все стороны жизни общества.
Нравственные отношения, как правило, имеют эмоциональную окраску, в то время как в категориях правосознания преобладает логический, рассудочный элемент. Например, закон не предусматривает наказания за недостаток вежливости или неряшливость, тогда как нравственность это осуждает (эмоционально). Именно эмоциональность, как специфическая черта нравственного сознания, придает принципам и нормам морали большую жизненность и гибкость. Через воздействие на сознание индивида (общества), его психологию мораль осуществляет свою роль регулятора поведения, способствует созданию определенных нравственных отношений между людьми.
Также как и право, мораль исторична, конкретна. В ней присутствует целый ряд общечеловеческих элементов, типа: «Не укради!», «Не убий!». Наряду с ними есть немало элементов, которые у различных социальных сил в разные исторические эпохи имеют разные ценностные оценки.
Изучением морали занимается философская наука этика. Она иследует роль и место морали в системе духовной жизни общества, изучает генезис морали, а так же теоретически обосновывает ту или иную ее систему.
Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. В труде, в ходе повседневной практической деятельности и художественного творчества, человек выработал в себе ценнейшую способность – эстетического отражения действительности. Его основная особенность в том, что объект постигается эмоционально, когда то или иное явление проходит эстетическую оценку.
Эстетическое сознание – это система взглядов и чувств, отражающих действительность с точки зрения прекрасного и безобразного, комического и трагического, величественного и ничтожного.
Как форма отражения действительности искусство включает в себя конкретные виды искусства: литературу, театр, музыку, живопись, скульптуру, киноискусство и т.д. Каждый вид искусства в свою очередь подразделяется на целый ряд разновидностей. Так, литература включает в себя прозу, поэзию, драматургию; музыка подразделяется на симфоническую, камерную, эстрадную и пр.
Искусство выполняет следующие функции:
— познавательную (например, о Второй мировой войне люди знают больше из произведений искусства, чем из исторических документов);
— эстетическую (произведения искусства заставляют людей радоваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному);
— воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, величественное от ничтожного);
— социальную, идеологическую (произведения искусства специфически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие определенных социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).
Искусство и его различные виды являются предметом специального изучения теории искусства – эстетики. Эстетика как философская наука изучает два взаимосвязанных вида духовных явлений: сущность эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к бытию и сферу художественной (эстетической) деятельности людей.
История человечества знала великое множество различных типов и вариантов религий: примитивные и сложные; языческие, связанные с верой в множество богов и с верой в единого бога; национальные и межнациональные или мировые. К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм.
Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия или получить какую-то пользу.
Религия, предлагая человеку не просто свод отвлеченных знаний, а определенный теми или иными религиозными догматами образ жизни, тотально воздействует на личность. Религиозное воспитание представляет собой в определенной степени кодирование личности с помощью ритуалов, включение его в определенную систему ценностей. В своей основе оно деструктивно, так как предлагает уйти от мирских забот и прийти к Богу, или, на худой конец, заняться богоискательством или богостроительством.
В последние годы в духовной жизни Украины происходят глубокие изменения взглядов на роль религии в социальной жизни. Слово «религия» еще недавно, переводя с латинского, толковали как «вера в существование сверхъестественных сил», «предмет культа», «набожность». Сейчас религию нередко трактуют и как «тщательное обдумывание», «перечитывание», «объединение», сюда же добавляют: «совестливость», «благочестие», «добросовестность», «набожность».
Возрождение духовности – важное завоевание независимой Украины. Строятся десятки, если не сотни храмов едва ли не в каждом регионе. Отрицательным при возрождении духовности является одно: за годы независимости значение науки опускается ниже критической отметки. За эти годы в стране не было построено ни одного исследовательского института, а те, что имеются часто из-за недофинансирования влачат жалкое существование. Разумеется, религия и наука это два различных мира, различно влияющих на наше мировосприятие. Однако нельзя забывать ни процессов глобализации, ни того факта, что Украина вступила в ВТО (Всемирную торговую организацию). Без развития науки страна, хотя и возрождает духовность, быстро может оказаться на задворках мирового социального и научно-технического процесса.
В заключение, несколько слов о деятельности миссионеров нетрадиционных религий. Как правило, рецепты этих религиозных функционеров, с одной стороны, отличаются простотой и доступностью, с другой, предлагаются «здесь и сейчас» проекты радикального переустройства мира. Деятельность этих миссионеров, хотя и кажется порой странной и назойливой, но по своей сути не многим отличается практики современного менеджмента, а более отдаленно от практики коробейников, носивших свои торбы по домам и селам. Останавливая людей на улицах, в транспорте, в жилых домах эти миссионеры фактически осуществляют рекламу товара и услуг, хотя товар у них весьма специфический.
Более подробно в справочной литературе смотрите статьи: