Что такое общественный строй в истории средних веков

Что такое общественный строй в истории средних веков

На среднее средневековье приходится расцвет феодальных обществ (середина XI – XIV в.). В этот период в Европе сложилась политическая система сословно-представительной монархии, в которой власть короля сочеталась с институтами, представлявшими интересы сословий: дворянства, духовенства и горожан.

Органы сословного представительства (парламент в Англии, генеральные штаты в Нидерландах и Франции, кортесы в Испании, стортинг в Швеции и др.) играли важную роль в вотировании налогов, обсуждении законов и важнейших государственных решений, развитии политической системы, расширении и углублении политического процесса в демократическом направлении. Политические системы других стран (например, Англии, Голландии, Швеции) эволюционировали по пути парламентаризма, который предусматривал строгое распределение прерогатив парламента и короля, законодательной и исполнительной власти. При этом ведущей, определяющей властью становилась парламентская.

Роль короля, все более подчеркивалась почетными, представительскими и символическими функциями. Система парламентской монархии имела максимальные возможности среди всех имперско-монархических политических систем для эволюции в демократию. В Средние века существовало очень мало возможностей для развития демократии. Особенно это касается построения цельной демократической системы в большом государстве.

ЭКОНОМИКА.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

ИНТЕГРАЦИЯ и РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Конспект урока «Средневековое общество и политические институты».

Источник

Феодальное общество в Средневековье – особенности формирования, сословия строя

С падением Римской империи под натиском варварских племен в Европе начинает формироваться новая форма организации общества. На смену рабовладельческого строя приходят феодальные отношения. Важно помнить, что феодализм – это такая форма организации общества, где власть принадлежит тем, кто имеет личное землевладение и распространяется на тех, кто на этой земле проживает.

Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть фото Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть картинку Что такое общественный строй в истории средних веков. Картинка про Что такое общественный строй в истории средних веков. Фото Что такое общественный строй в истории средних веков

Структура средневекового феодального общества

Феодальный строй был неизбежным процессом для своего времени. Варвары, не умеющие управлять огромными территориями, дробили свои страны на феоды, которые были гораздо меньше страны. Это, в свое время, вызвало ослабление королевской власти. Так, во Франции уже к XIII веку король является лишь «первым среди равных». Он был вынужден прислушиваться к мнению своих феодалов и ни одно решение он не мог принять без согласия большинства из них.

Рассмотрим формирование феодального общества на примере государства франков. Заняв обширные территории бывшей Галлии, короли франков наделяли большими земельными наделами своих видных военачальников, прославленных воинов, друзей, видных политических деятеляей, а впоследствии и простых воинов. Так начал формироваться тонкий слой землевладельцев.

Земельные наделы, которыми король наделял своих приближенных за верную службу, в средние века назывались феодами, а люди, которые ими владели – феодалами.

Так, уже к VIII веку в Европе был сформирован феодальный строй, окончательно оформившийся после смерти Карла Великого.

Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть фото Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть картинку Что такое общественный строй в истории средних веков. Картинка про Что такое общественный строй в истории средних веков. Фото Что такое общественный строй в истории средних веков

Рис. 1. Карл Великий.

К ключевым особенностям формирования феодализма относят:

Важным признаком этой эпохи является формирование трех основных сословий и базирование общества на сельском хозяйстве.

Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть фото Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть картинку Что такое общественный строй в истории средних веков. Картинка про Что такое общественный строй в истории средних веков. Фото Что такое общественный строй в истории средних веков

Рис. 2. Иерархия сословий в Европе

Таблица “Сословия феодального общества”

Феодалы

(герцоги, графы, бароны, рыцари)

Служат королю, защищают государство от внешней агрессии. Феодалы собирали налоги с тех, кто проживает на их наделах, имели право участвовать в рыцарских турнирах и должны были в случае военных действий явиться с военным отрядом в состав королевского войска.

Духовенство

(священники и монахи)Наиболее грамотная и образованная часть общества. Были поэтами, учеными, летописцами. Главная обязанность – служение вере и Богу.

Трудящиеся

(крестьяне, торговцы, ремесленники)Главная обязанность – кормить два других сословия.

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть фото Что такое общественный строй в истории средних веков. Смотреть картинку Что такое общественный строй в истории средних веков. Картинка про Что такое общественный строй в истории средних веков. Фото Что такое общественный строй в истории средних веков

Рис. 3. Работа крестьян на полях.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

Источник

5.3. Общественная и политическая системы средневековья

5.3. Общественная и политическая системы средневековья

Одним из основных принципов общественной жизни в средние века являлась феодальная иерархия — лестница, на ступенях которой в определенном порядке располагались владельцы земли, называвшейся феодом или леном. Те, кто получал феод (лен), были вассалами, те, кто наделял землей, — сеньорами, или сюзеренами. Император или король считались верховными сеньорами всех феодалов. От них получали земли, подчас целые области страны, герцоги, графы, архиепископы и аббаты (настоятели) крупных монастырей. На деле они почти не зависели от короля (императора): могли сами судить своих подданных, чеканить монету, вести войны и собственную внешнюю политику. Их вассалы — бароны, пользовались в своих обширных владениях чуть меньшей властью. Ступенью ниже стояли рядовые рыцари, хозяева небольших поместий.

Обычно вассалы не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всей Европе (кроме Англии) действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Отношения внутри феодального сословия регулировались личными договорами сеньоров и вассалов, заключенными при передаче феода. Инвеститура (ввод во владение), сопровождалась торжественным ритуалом: вассал во всеуслышанье объявлял себя «человеком сеньора» (оммаж) и приносил клятву верности (фуа). Военная служба в пользу сюзерена была главной обязанностью и привилегией рыцаря, отличавшей его — члена благородного сословия воинов — от массы простолюдинов. Вассал обязан оборонять своими силами владения сеньора, ничего не делать ему во вред, оказывать ему помощь при выкупе из плена и т. п. Сеньор же должен защищать вассала при нападении врагов и судебном преследовании, опекать его малолетних наследников, вдову и дочерей в случае его смерти.

Другим важнейшим общественным институтом средневековья стала католическая церковь, также организованная по феодальному образцу со своей иерархией должностей, от папы римского до приходских священников. Служители церкви являлись землевладельцами, многие из них могли быть вассалами светских феодалов. Естественно, возникал вопрос: для кого же они держат свои феоды? Данная проблема породила один из самых болезненных конфликтов средневековья — борьбу духовной (папы) и светской (императоры, короли) властей за инвеституру, которая давала первенствующее положение в обществе.

Римские епископы, считавшиеся преемниками апостола Петра, веками упорно трудились над усилением своего авторитета и влияния. Папа Григорий I (590–604) добился независимости от Византии. Папа Стефан II при поддержке франкских королей создал в Центральной Италии собственное государство (756). То, что христианский епископ становился светским государем в дальнейшем стало явлением обычным, особенно в Германии. Возлагая на Карла Великого императорский венец, папа Лев III подчеркнул, что законность власти связана с папским благословением. Папа Иоанн VIII (872–882) заявил, что он имеет и право смещать императоров. Но в X–XI вв. в Италии наступает политическая анархия, папство приходит в упадок, а духовенство попадает в полную зависимость от феодалов-мирян. На церемонии инвеституры епископ должен был преклонить колени перед светским сеньором, принести ему оммаж и получить от него знаки своего сана — посох и кольцо.

Мощь папства имела экономические и социальные основания. Уже к концу раннего средневековья церкви принадлежало около трети обрабатываемых земель. Доходы от них, от церковной десятины, храмовых сборов и приношений наполняли казну римского первосвященника. Опорой политики пап стало монашество, появившееся на Западе в VI в. Во время клюнийского движения (XI в.) создаются объединения монастырей с единым управлением — монашеские ордена. Крестовые походы породили полувоенные-полумонашеские организации — духовно-рыцарские ордена госпитальеров, рыцарей Храма (тамплиеров), тевтонских рыцарей. Настоятели монастырей, руководители орденов подчинялись непосредственно папе и нередко жили при его дворе.

Разумеется, крупные светские феодалы, в особенности императоры и короли, не могли смириться с притязаниями пап. Император Отон I при коронации в Риме заставил папу принести ему вассальную присягу. Однако стремление императора Генриха IV контролировать инвеституру епископов и аббатов завершилось его унизительной капитуляцией перед папой Григорием VII в Каноссе (1077). В 1122 г. подписывается компромиссный Вормский конкордат (соглашение), предполагавший совместную инвеституру, но дававший преимущества папству. Попытки властных Гогенштауфенов — Фридриха I Барбароссы (1152–1190) и Фридриха II (1220–1250) взять реванш закончились гибелью этой ненавистной папам династии. Активное участие в противостоянии принимали города Италии, где сложились партии сторонников империи — «гиббелины» и пап — «гвельфы».

Развязка наступила достаточно неожиданно. Блестящее правление папы Бонифация VIII оборвалось, когда он вступил в конфликт с королем Франции Филиппом Красивым (1308). Приближенные короля довели папу до смерти, после чего папы были переселены во французский город Авиньон (1309–1377). Борьбу королей против пап поддерживали патриотически настроенная часть духовенства, многие интеллектуалы. Юрист Бонаграций, философ Оккам, поэт Данте придерживались мыслей, близких высказанной оксфордским профессором Джоном Уиклефом (1320–1384): «Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы». Идея королевского суверенитета, т. е. не ограниченной церковью или феодалами власти короля в национальном государстве, стала итогом развития основных политических сил средневековья: монархии, папства, феодальной знати и городов. Правда, в Италии и Германии, в отличие от других европейских стран, единое государство в средние века так и не сложилось.

Заметим, что средневековый человек намного теснее, чем современный, связан с землей, на которой он родился и жил. Для рыцаря это связь с родовым поместьем и замком, чье название присоединялось к его личному имени, для крестьянина — с его деревней, для горожанина — с городской общиной. Отсюда огромное значение исторических областей, сила местного патриотизма, превосходившего чувство национального единства. Лишь к концу средневековья крепнет сознание того, что жители Турени, Нормандии, Лангедока, Бургундии, Гаскони — это французы, а швабы, саксонцы, баварцы — немцы и т. д. Выразителями центробежных, сепаратистских настроений являлись крупные феодалы, которых поддерживали их вассалы и местное население. Все они оказывали ожесточенное сопротивление королевской власти, объединяясь для этого и между собой, и с иноземцами. Обособленность герцогств и графств — важнейший фактор кровавых феодальных войн XII–XV вв. и религиозных войн XVI–XVII вв.

И все же процесс образования централизованных национальных государств, преодолев все противодействия, нашел достаточно широкую поддержку. Ремесленники и купцы, заинтересованные в едином внутреннем рынке, мелкое и среднее рыцарство, искавшее земельных пожалований, чиновники, желающие сделать карьеру, люди свободных профессий — все они обращают свои взоры к королевскому двору. Короли действуют в союзе с собранием представителей сословий: во Франции — это Генеральные штаты, в Англии — Парламент, в Испании — Кортесы. В основном сословные представительства ведали финансовыми вопросами (налогами, пошлинами), активно помогая усилению не только центрального правительства, но и городской буржуазии.

Общественная и политическая система средневековья не поощряла перемен, мыслилась как ненарушаемый порядок, установленный Богом. Сословные перегородки были очень прочными, принадлежность к сословию — наследственной. Но положение отдельных людей и социальных групп менялось, хотя и медленно.

В XVI–XVII вв. средневековое общество переживает острейший кризис. Изменяются прежние отношения между сословиями, рыцарство приходит в упадок, крупные феодалы гибнут в войнах друг с другом и с королями, духовенство утрачивает большую часть власти и влияния. Крестьяне доводятся до крайней нищеты, многие из них лишаются всякой собственности и превращаются в наемных работников. Европу раздирает беспощадная борьба католиков и протестантов, тесно переплетающаяся с национальными и классовыми противоречиями. Наиболее устойчивыми оказались позиции городской буржуазии и находившегося в союзе с ней централизованного государства. В позднее средневековье стала складываться социальная структура Нового времени.

Читайте также

§ 89. Общественная жизнь в 80 – 90-е гг. XIX в

§ 89. Общественная жизнь в 80 – 90-е гг. XIX в Общественная жизнь в России 80 – 90-х гг. XIX в. небогата внешними событиями. В ней нет той напряжённости и накала политической борьбы, что были характерны для 60 – 70-х гг. Для народничества, либерализма, консерватизма это время

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Общественная помощь

Общественная помощь Ограниченность средневековой медицины компенсировалась начавшей действовать как раз в то время системой общественной помощи нуждающимся. Она выражалась в первую очередь в возникновении больниц, развитие которых обусловливалось утверждением в

Общественная рознь

Общественная рознь Но эта потребность вместе с общим чувством тяжести государственного порядка сама по себе не могла бы привести к такому глубокому потрясению государства, если бы не пресекалась династия, это государство построившая. Она служила венцом в своде

Глава девятая ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Глава девятая ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ По римским законам женщина не обладала полнотой гражданских прав, поскольку не могла избирать и быть избранной. Но это не означало, что женщин не было на политической сцене. И при Республике, и при Империи они играли важные

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ XIII–XIV вв. — время подъема городов, которые были, как уже сказано выше, наиболее динамичным элементом средневекового общества, фундаментальным источником изменений во всех сферах его жизни. В развитии

ГЛАВА I СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ГЛАВА I СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Контрнаступление Соединенных Штатов на Тихом океане по своим темпам и масштабам оказалось гораздо более мощным, чем предполагала наша сторона. В связи с этим все операции, которые были направлены на

10. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

10. УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В XIV-XV вв. развитие торговли, вероятно, не столь мощное, как в течение долгого XIII века, привело к созданию новых средств, позволяющих покрывать растущие потребности христианского мира в деньгах, не прибегая к

ГЛАВА I СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

ГЛАВА I СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ Контрнаступление Соединенных Штатов на Тихом океане по своим темпам и масштабам оказалось гораздо более мощным, чем предполагала наша сторона. В связи с этим все операции, которые были направлены на

7.2. Общественная и политическая системы Византии

7.2. Общественная и политическая системы Византии Ни в одной сфере общественной жизни отличия Византии от Запада и ее сходство со странами Востока, в частности с Сасанидским Ираном и Арабским халифатом, не были столь явственны, как в организации государственной власти.

10.3. Социальная и политическая системы Нового времени

10.3. Социальная и политическая системы Нового времени Общественная структура, государство и право Нового времени, как и многие другие его элементы, сформировались в недрах средневековья. Однако средневековая социальная система была полностью преобразована, причем

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

3. Быт и общественная мысль В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается

3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

3. Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр В 1934 г. состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным

Общественная рознь

Общественная рознь Но эта потребность вместе с общим чувством тяжести государственного порядка сама по себе не могла бы привести к такому глубокому потрясению государства, если бы не пресекалась династия, это государство построившая. Она служила венцом в своде

Источник

Государство и право стран Западной Европы в период средних веков

Общая характеристика средневекового государства в странах Западной Европы

Средневековый период в истории принято ограничивать рамками V-XVII вв. и определять как эпоху феодализма. Рубеж от древности к Средневековью приходится на распад Западной Римской империи, что означало конец существования супергосударства, на фоне и под влиянием которого другие национально-государственные образования долгое время не могли обрести своей самостоятельности.

Каковы же характерные черты этой эпохи?

Прежде всего следует отметить окончательное разложение рабовладельческой общественной основы. Уровень цивилизации под неумолимым давлением времени поднялся до признания в любом человеке человека. Понятие человека как живого орудия труда, что имело место в предшествующую эпоху в отношении рабов, уходило в прошлое. Этому процессу способствовало развитие экономических отношений, требовавших все более высокой производительности труда. Между тем у рабов отсутствовали какие бы то ни было стимулы к этому, напротив, они стремились к минимальным трудозатратам. Еще в древнеримском государстве, как отмечалось, рабам стали давать некоторую экономическую свободу. В раннем Средневековье (V-VIII вв.) этот процесс активизируется и классическое рабство покидает арену мировой истории.

В это время появляются 2 основных класса:

2) крестьяне, располагавшие небольшим собственным хозяйством и орудиями труда, а также ремесленники. Те и другие, несмотря на личную свободу, находились в экономической зависимости от крупных собственников.

При этом нужно иметь в виду, что становление феодальных отношений и государственности в разных странах протекало неодинаково. Однако при всем различии исторических форм этого процесса выделяются два основных пути перехода к феодализму.

По первому из них пошли рабовладельческие государства.

Здесь феодальная эпоха вырастала из изживших себя рабовладельческих отношений. По второму пути пошли те народы, у которых эпохи рабовладения как таковой не было или же рабовладельческие отношения были слаборазвитыми. В литературе все чаще высказывается мнение, что классического рабовладения не знали на абсолютном большинстве мировых территорий, и, стало быть, второй путь был более распространенным (по нему пошла и Россия). Здесь в процессе разложения родоплеменного (общинного) строя стали выделяться феодалы и зависимые от них крестьяне.

Решающим фактором, определившим уклад всего общества в начальной стадии феодализма, было частное землевладение. Сумевшие захватить под свое влияние сравнительно большие земельные территории феодалы (а ими становились представители аристократических кругов, высокопоставленные чиновники, крупные военачальники и др.) стремились всяческими способами к автономному существованию, поскольку в противном случае им пришлось бы делиться большей частью своей прибыли с верховной властью. Такие центробежные тенденции (под влиянием прежде всего экономической децентрализации) приводили к политической раздробленности, когда многие феодальные княжества представляли собой отдельные государства, лишь условно связанные с королевской властью.

По формам правления, организации власти, способам государственного управления феодальные государства в различных странах и в различное историческое время также отличались многообразием. Однако и здесь, если суммировать, выделяются две основные формы государственного правления:

В большинстве стран Европы монархия претерпела несколько характерных этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.). На этом этапе формирующийся класс феодалов группируется вокруг королевской власти и возникают первые крупные феодальные государства, прежде всего Франкское.

2. Сеньориальная монархия (X-XIII вв.). На этом этапе экономически укрепившиеся феодалы стремятся к автономии. Политическая власть складывается на так называемых вассальных отношениях.

3. Сословно-представительная монархия (IX-XV вв.). На этом этапе, характеризующемся ускоренным развитием товарно-денежных отношений, происходит консолидация сословий, когда крупные собственники, представители родовой знати, высокопоставленные чиновники образуют общественную корпорацию с целью закрепления за собой привилегий.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.). На этом этапе уже развивающиеся капиталистические отношения подтачивают власть феодальной олигархии. Все громче о себе заявляют и получают популярность в обществе выходцы не из высоких сословий, а из более низких, выделявшихся своей энергией, умом, предприимчивостью, прежде всего в сфере промышленного производства. Феодальная властная верхушка, не желая менять установившееся положение, предпринимает попытку укрепить свою власть за счет жестких, а подчас и жестоких методов централизованного правления. Это ей удается на 1-1,5 века, после чего тяжелое историческое Средневековье взрывается изнутри последовавшими одна за другой буржуазными революциями.

В целом роль церкви была реакционной, поскольку она, опираясь на религиозные догматы, в течение нескольких веков сдерживала развитие науки и передовых идей в различных сферах общества.

В Западной Европе начало феодального развития связывается с активной завоевательной деятельностью германских племен.

В целом становление феодализма в Западной Европе происходило под сильным влиянием позднеримских экономических и политических порядков. Это выражалось, в частности, в создании сходных государственных институтов, а также, и это наиболее характерно, в заимствовании правовой основы (исключение составила Англия).

1. Развитие форм государственного правления западноевропейских стран в Средние века пошло по пути установления монархий, видоизменяющихся на разных этапах феодализма.

2. Характер общественных отношений в Средние века определялся частным владением на землю, что предопределяло выделение двух основных классов: 1) феодалов, т. е. собственников земли; 2) зависимых от них крестьян, а также ремесленников.

3. Существенное влияние на развитие средневекового права оказывала церковь.

Общая характеристика средневекового права в странах Западной Европы

Прежде всего нужно отметить, что право в этот период отражало интересы класса имущих и знати, что видно, в частности, из разной меры ответственности за совершение одного и того же деяния представителями разных классов. По этой причине феодальное право называют правом-привилегией.

Как и государственность, феодальное право испытало на себе огромное влияние религии, особенно в Италии. Христианские постулаты пронизывали многие правовые нормы, а преступления против религии расценивались как самые тягчайшие. Соответственно поскольку религия очень долго определяла общественное развитие, право развивалось в замедленном темпе.

Особенностью средневекового европейского права периода раздробленности был его партикуляризм, когда многочисленные отдельные княжества создавали свои законы, основанные, как правило, на обычаях и идеях, частично привнесенных римским правом. Только в Англии в VIII-X вв. появились и действовали

Правда Этельберта, Правда Инэ, Судебник Альфреда, Законы Этельстана, Законы Кнута. В дальнейшем, по мере централизации королевской власти, законы унифицировались, становились едиными для всего государства, однако многие нормы в некоторых сферах еще долго имели место.

По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической технике средневековое право во многом уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, прежде всего, конечно, римскому праву. Это было особенно заметно в странах, где формирование феодализма происходило, минуя рабовладельческую эпоху.

Что касается самого римского права, то после падения Западной Римской империи оно в значительной мере прекратило свое существование, уступив место феодальным правовым обычаям.

Исключение составлял юг Европы, где галло-германское население сохраняло римскую правовую культуру; однако при этом нужно иметь в виду, что оно пользовалось не собственно римскими источниками, которые были забыты и потеряны, а сборником упрощенного («варваризированного») римского права, составленного в начале V в. по указанию короля вестготов Алариха и действовавшего до Х в.

В дальнейшем важную роль в рецепции римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии, где после обнаружения рукописи Дигест Юстиниана (в Пизе в середине XI в.) началось систематизированное изучение и преподавание римского права. Школа римского права в наиболее известном болонском университете получила название школы глоссаторов, представители которой не просто изучали и комментировали римское право, но и корректировали его содержание, устраняя неточности и противоречия.

Правовые акты Средневековья еще не имели четкого правового деления, в них часто содержались одновременно нормы государственного, гражданского, уголовного, административного права (как материального, так и процессуального).

Государственное право закрепляло монархическую форму правления, подчеркивало наличие сословий. Гражданское право регулировало имущественные отношения таким образом, что лично свободные крестьяне находились в сильной экономической зависимости от крупных землевладельцев. В уголовном праве была заметна тенденция к ужесточению наказаний, довольно часто применялась смертная казнь. Наиболее тяжкими являлись преступления против государства и религии. В Средние века впервые закрепляется наказание в виде лишения свободы.

Наиболее значительные памятники права периода Средневековья:

1. Уровень развития права в феодальную эпоху был в целом ниже римского.

2. Право Средних веков было правом-привилегией, закреплявшим исключительность феодалов и феодальную зависимость от них крестьян.

3. В период позднего Средневековья происходит процесс рецепции римского права, оказавший большое воздействие на дальнейшее развитие европейского права.

Франкское государство. Салическая правда

Войны, которые вел Хлодвиг, ускорили образование Франкского государства, где уже активно шел процесс разделения населения по имущественному принципу. В отличие от Древнего Рима, франкские племена не знали эпохи рабовладения. Социальной основой их жизни была сельская община, т. е. остатки родоплеменного строя. С этого уровня франки и вступили в феодальные отношения.

В процессе разложения общинной собственности на землю возникал, рос и укреплялся класс крупных землевладельцев. Первоначально земля находилась в частных руках на основе аллода, т. е. родственного наследия, а позже стала классической частной собственностью. Соответственно складывались основные классы и социальные слои:

Кроме того, были прослойки слуг, которых в литературе иногда называют рабами (по сути это верно, поскольку на раннем этапе развития Франкского государства слуги действительно фактически были на положении рабов, однако их нельзя приравнивать к рабам периода классического рабовладения).

Сочетание общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, существование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов ускорило создание новых феодальных отношений с преимущественным влиянием галло-римских тенденций к частному землевладению. В частности, к середине VII в. сложилась феодальная вотчина с характерным для нее разделением на господскую (домен) и крестьянскую (держание).

Процесс передела собственности неизбежно приводил к междоусобице и раздробленности, что проявилось в эпоху королевства Меровингов, которое к середине VII в. имело влияние лишь на сравнительно небольшой территории.

В этих условиях на исторической арене появляется майордом (управитель королевской администрации, первый министр) Карл Мартелл (715-741 гг.), решивший усмирить внутреннюю смуту.

На некоторое время Карлу Мартеллу удалось сплотить государство. Однако в дальнейшем стремление вассалов к автономии в контексте общих средневековых тенденций привело к распаду государства. Этому способствовала и слабо развитая экономика, носившая еще преимущественно натуральный характер. Бенефициариев сменили феды, обладавшие политической властью в своих владениях.

Первым монархом (королем) франков был Хлодвиг, отличавшийся неразборчивостью средств для достижения своих целей. Власть королей передавалась по наследству. Все рычаги государственного управления постепенно сосредотачивались в королевском дворце, в его ближайшем окружении и фаворитах.

Усложнялись и дифференцировались королевские службы. Среди них в VI-VII вв. выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий.

Дворцовый граф выполнял в основном судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров. Референдарий ведал королевскими документами, оформлением актов, регистрацией важнейших королевских решений и т.д. Камерарий следил за поступлениями в королевскую казну, сохранностью дворцового имущества. Всей королевской администрацией руководил майордом. В целом четкого разграничения долго не было, функции указанных и других должностей нередко переплетались и дублировались.

С конца VII в. усилилось значение Королевского совета, состоявшего из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия совета король не мог принять ни одного серьезного решения. Это стало следствием усиления влияния крупных землевладельцев, которые стремились к максимальной автономии от королевской власти, не желая делиться с центром ни прибылью (налоги), ни полномочиями. На политико-экономическое положение королей и удельных князьков большое влияние оказывал характер их личных отношений.

Наивысшего могущества государство франков достигло при Карле Великом (768-811 гг.), сумевшем значительно прирастить территорию государства (за счет будущей Австрии, Швейцарии, части Испании). В 800 г. Карл был даже коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских императоров. Таким образом возникла Франкская империя. Однако при этом нужно иметь в виду, что Карл Великий, несмотря на внешние атрибуты, положенные императору, фактически не был всевластным императором, поскольку объединение вокруг центра «зажиревших» и уже имевших достаточно сильную власть в своих владениях крупных землевладельцев произошло на вполне определенных условиях, которые отнюдь не предусматривали передачу центру всей полноты власти.

В середине IX в. Франкская империя прекратила свое существование ввиду неразрешимых внутренних противоречий, обусловленных несоответствием имперского централизма и стремлением к власти крупных землевладельцев. По договору, заключенному в Вердене, империя Карла Великого была разделена на три части (нынешние Франция, Германия, Италия).

Салическая правда

Крупнейшим источником права Франкского государства была Салическая правда (V-VI вв.). Будучи правовым актом раннего Средневековья, она была далека от совершенства, присущего классическому римскому праву. Нормативные положения не имели какой-либо системы и касались главным образом жизни и быта франкской деревни.

Салическая правда не содержит прямых нормативных предписаний о системе государственной власти и управления. Однако косвенно по некоторым нормам об этом можно составить представление. Так, Салическая правда предусматривала наказания для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить законные требования свободного человека и применять власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общин от королевских должностных лиц, закон предусматривал запрет на то, чтобы на одно общинное собрание не являлось больше 3 сацебаронов. Королевские предписания касались также вопросов призыва в армию, вызова в суд (в частности, неявка обвиняемого в суд могла быть оправдана исполнением королевской службы).

Франкское право уделяло вопросам собственности и договорам значительное внимание, закрепляя складывающиеся экономические отношения, характеризуемые расслоением населения по имущественному признаку. В частности, широко распространялись институты покровительства, господства и подчинения на основе соответствующих договоров комендации, прекария, самозакабаления. Здесь большое влияние оказали римские гражданско-правовые институты.

Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от крупных землевладельцев, поскольку предусматривался такой порядок, при котором крестьяне, передавая свое право на земельные участки землевладельцам под определенные кредиты, могли получить их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и других трудноисполнимых обязательств.

Договор самозакабаления был схож с покровительством, однако при этом земельные магнаты ставили более жесткие условия, при которых крестьянин, будучи не в состоянии выполнить обязательства, терял не только экономическую, но и личную свободу, т. е. становился крепостным.

Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, и сопровождался установлением обязательств прекариста в пользу землевладельца (например, работать на полях, отдавать часть урожая и др.).

Регулировался также порядок заключения древнейшего договора займа. Например, согласно § 1 Титула L Салической правды, если свободный или лит даст другому взаймы, то по истечении срока кредитор, в случае невозвращения долга, мог явиться к должнику со свидетелями с тем, чтобы произвести оценку имущества. Если и тогда должник откажется выплачивать, то сверх обозначенного в договоре он присуждался к выплате дополнительных 15 солидов.

Франкское право не знало четкого разделения гражданских деликтов и уголовных преступлений (как и римское право).

Например, убийство или нанесение телесных повреждений рассматривалось прежде всего как имущественный ущерб, который следовало компенсировать потерпевшей стороне. Причем размер выплат зависел от сословного признака. Например, согласно § 1-7 Титула XLI, при лишении жизни свободного франка или варвара, живущего по салическому закону, виновный присуждался к 200 солидам; при лишении свободы человека, состоящего на королевской службе, размер выплат составлял 600 солидов. Согласно § 5 Титула XXXV, если чужой раб или лит лишит жизни свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины композиции, а господин раба уплачивал другую половину композиции.

Многие нормы Салической правды носили казуальный характер, что отражало существенное влияние на составление законов древних обычаев. Так, согласно § 1 Титула LVIII, человек, лишивший жизни другого человека, в случае невозможности уплатить композицию, должен представить 12 присяжных для подтверждения, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, чем отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов землю, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через плечо на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Те, на кого пал выбор, должны были доплачивать недостающее. Если и у них не было денег, то они также бросали горсть земли на других родственников. В итоге, если никто не мог поручиться в уплате виры, виновный должен был уплатить виру своей жизнью.

Уголовно-правовым аспектам в Салической правде уделяется значительное внимание. Преступлениями признавались, в частности, такие деяния, как кража рабов, рогатых животных, свиней, кража, сопровождаемая взломом, грабеж, разбой, поджог, убийство, ложное обвинение, прелюбодеяние, подстрекательство к краже, нанесение увечий, оскорбление словами, связывание свободных, конокрадство, лжесвидетельство.

В подавляющем большинстве случаев за их совершение предусматривались композиции (выплаты в пользу короля или штрафы, а также в пользу потерпевшей стороны). Даже за убийство свободного человека, состоявшего на королевской службе, полагалась вира. Смертная казнь прямо не была предусмотрена.

Телесное наказание (удары плетьми) полагалось только для рабов, в частности, 120 ударов плетьми назначались в случае, когда за то же преступление свободный приговаривался к уплате 15 солидов. Первоначально выплаты полагались только потерпевшей стороне. Со временем, когда государство брало на себя все большую часть судебных функций, часть штрафа уплачивалась в казну.

По характеру наказаний Салическая правда во многом сходна с Русской правдой, где, однако, допускалась возможность кровной мести.

Судебный процесс во франкском праве носил состязательный характер. Обиженная сторона сама представляла свидетелей и доказательства. За неявку в суд мог быть назначен штраф. Публичное право еще только зарождалось.

1. Франкское государство явилось классическим примером образования ранней феодальной государственности в Европе.

Оно стало социально-государственной основой появления современных европейских государств, определив направления их развития, начиная с IX-X вв.

3. Салическая правда, будучи важнейшим памятником раннефеодального франкского права, регулировала различные стороны жизни и быта франкской деревни.

Инквизиция

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями, поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений.

К ведению церковных судов относились дела, связанные с понятием «грех». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Инквизиция как специализированный суд католической церкви была создана по инициативе Папы Римского Иннокентия III в 1204 г. В 1232 г. папа Григорий IX передал право осуществлять инквизиционный процесс нищенствующим монашеским орденам францисканцев и доминиканцев. Инквизиционные трибунали были учреждены практически во всех странах Западной Европы.

Особенность Суда инквизиции состояла в том, что католическая церковь в борьбе с королевской властью создала надъевропейскую судебную организацию, не подчинявшуюся светской власти и находящуюся исключительно в ведении церкви. Суду инквизиции подлежали:

Всем мирянам было запрещено иметь, читать и тем более толковать Библию, чтобы не создавать ереси. Это могли делать только лица, получившие церковное образование. Инквизиторы подчинялись только Папе Римскому. В то же время они могли отпускать грехи друг другу.

Так как создать инквизиционные трибуналы в каждом населенном пункте было невозможно, то монахи-инквизиторы периодически объезжали их и на месте творили судебные разбирательства. Прибывший монах выступал в церкви во время воскресной проповеди и объявлял о цели своего приезда. Местное население в течение недели должно было донести инквизитору обо всех известных им случаях преступлений против религии. После этого начинался процесс, состоящий из нескольких стадий. Суд инквизиции впервые ввел стадию предварительного следствия: лиц, на которые поступили доносы, арестовывали и начинали собирать доказательства их вины.

Инквизиционный процесс имел целый ряд особенностей:

1. В инквизиционном процессе одно и то же лицо (или несколько лиц) вело предварительное расследование и затем выносило приговор. Суд не осуществлял проверку и оценку доказательств, а лишь подтверждал уже сложившееся мнение.

2. Свидетельские показания давались не в присутствии обвиняемого. Очные ставки не допускались. Два доноса «по слухам» приравнивались к свидетельству очевидца.

3. Содержание обвиняемых во время следствия отличалось особой суровостью. Жалобы на условия содержания не допускались. Всякое милосердие к обвиняемому расценивалось как соучастие. Следователь не нес ответственности, если обвиняемый умирал во время следствия от пыток. Напротив, мягкое, либеральное отношение к обвиняемым могло повлечь наказание для следователя.

4. Субъектом доноса могло быть лицо, начиная с 5-летнего возраста. Допускались доносы детей на родителей и наоборот.

Такие случае были нередки в условиях нагнетающегося религиозного фанатизма.

5. Существовало правило вознаграждения доносчиков имуществом осужденных. Это поощряло и стимулировало доносительство.

7. Содержание во время следствия не было ограничено никакими временными рамками и осуществлялось за счет обвиняемого.

8. Когда доказательства вины были собраны, обвиняемого различными способами побуждали к тому, чтобы он сам обратился к суду с просьбой о начале судебного разбирательства.

Именно в этот период начинается кризис феодальной системы общественных отношений и зарождение новых буржуазных отношений. В связи с этим церковь выступает в качестве орудия борьбы с зарождающейся идеологической оппозицией.

Особенно свирепствовала инквизиция в Испании и Германии.

Немецкие короли даже вынуждены были обращаться к Папе Римскому с просьбами «утихомирить» инквизиторов, в результате страшной деятельности которых немецкие города практически обезлюдели. Инквизиторы, раскручивая спираль репрессии, отправляли на костер иногда до половины населения небольших городов вместе с бургомистрами и членами их семей.

В Испании, единственной стране, Суд инквизиции стал составной частью государственного аппарата. Особую жестокость инквизиция проявляла в период, когда главой испанской инквизиции был Торквемада, отличавшийся исключительным религиозным фанатизмом и жестокостью. За 18 лет он лично отправил на костер более 10 тысяч человек. Торквемада разработал инквизиционный кодекс и сделал аутодафе массовым явлением.

В XV-XVII вв. инквизиция организовала массовые «ведовские процессы» в странах Европы. Под ведовством понималось умение колдовскими способами влиять на людей, силы природы, животных, неодушевленные предметы. Было издано специальное руководство по организации ведовских процессов «Молот ведьм». Тысячи людей и даже животные (кошки) были отправлены на костер.

Таким образом, Суд инквизиции является одной из самых мрачных и трагических страниц в истории государства и права Западной Европы эпохи Средневековья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *