Что такое общество план конспект

Что такое общество план конспект

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Что такое общество план конспект. Смотреть фото Что такое общество план конспект. Смотреть картинку Что такое общество план конспект. Картинка про Что такое общество план конспект. Фото Что такое общество план конспект

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план конспект. Смотреть фото Что такое общество план конспект. Смотреть картинку Что такое общество план конспект. Картинка про Что такое общество план конспект. Фото Что такое общество план конспект

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план конспект. Смотреть фото Что такое общество план конспект. Смотреть картинку Что такое общество план конспект. Картинка про Что такое общество план конспект. Фото Что такое общество план конспект

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план конспект. Смотреть фото Что такое общество план конспект. Смотреть картинку Что такое общество план конспект. Картинка про Что такое общество план конспект. Фото Что такое общество план конспект

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план конспект. Смотреть фото Что такое общество план конспект. Смотреть картинку Что такое общество план конспект. Картинка про Что такое общество план конспект. Фото Что такое общество план конспект

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Что такое общество план конспект. Смотреть фото Что такое общество план конспект. Смотреть картинку Что такое общество план конспект. Картинка про Что такое общество план конспект. Фото Что такое общество план конспект

Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема урока: «Что такое общество»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Что такое общество

систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;

формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;

формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них

1.Что такое общество

2.Общество как совместная жизнедеятельность людей

3. Общественные отношения

7. Работа с документом ( стр. 14 – 15), ответы на вопросы на стр. 15

Тип урока: изучение нового материала

ППЗ: Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные общества»?

2.Изучение нового материала

1). Что такое общество? Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Общество в узком смысле слова

А).Совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности ( например, спортивное общество «Динамо»);

Б). Определенный этап исторического развития человечества ( например, феодальное общество, капиталистическое общество).

В).Определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа, страны.

Г) Это круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения ( например, общество нумизматов,, дворянское общество).

Д) Это отдельное конкретное общество, страна, государство, регион ( современное российское общество, французское общество).

Е) Человечество в целом.

Общество в широком смысле слова

А).Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя:

Что лежит в основе жизни общества?

А). Приоритет материального:

Материальное производство играет огромную роль в жизни людей. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен есть, пить, иметь одежду и жилье, т.е. удовлетворять свои инстинкты.

Б). Приоритет духовного:

1.Прежде чем что-либо создавать, человек обдумывает, строит модель в сознании ( что, где, как, для чего).

2.При исчезновении материального объекта в сознании остается его мысленный образ.

Вывод: Важные исторические перемены происходили под воздействием духовного и экономических факторов ( вместе). М. Вебер ( нем. социолог)

2.Общество как совместная жизнедеятельность людей

Общество – это совокупность индивидов, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Первоосновой взаимодействия людей является деятельность

Вопрос к уч-ся: Чем отличается деятельность людей от поведения других живых существ?

Найдите ответ в учебнике на стр. 7 – 9

Заполним таблицу « Основные отличия человека от животного

Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ

Не способно изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств труда, использует то, что имеется в окружающей среде

Изменяет и преобразует природу

Приспосабливается к природе

Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, нравственности и красоты, духовным потребностям

Изменяет окружающий мир по потребностям своего вида, ориентируясь на удовлетворение физических потребностей

Развивается по двум программам: биологической ( инстинкты) и социально-культурной

Существование направляется только инстинктами, действия изначально запрограммированы

Потребности постоянно изменяются и растут

Потребности практически не изменяются

В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования

Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни

Человек обладает мышлением и членораздельной речью

3. Общественные отношения

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами ( или внутри них).

— Это тот воздух, который мы не видим, но которым мы дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.

— Это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

— Это многообразные связи, формирующиеся между людьми в различных сферах их жизнедеятельности.

— Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

— Это относительно устойчивые, во многом безличные ( формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей. При этом имеются в виду отношения не только между индивидами, но и между социальными группами, которые складываются в обществе.

В узком смысле – опосредованные связи между людьми.

Характерные черты общественных отношений

Относительно устойчивые связи

— Безличные ( формальные ) связи

— Затрагивающие важные стороны жизни.

Общественные отношения подразделяются на:

— Материальные отношения ( возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него):

1) Производственные отношения ( отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления)

3)Отношения по детопроизводству

4) Отношения между историческими общностями людей ( род, племя, народность, нация)

5) Брачно-семейные отношения между людьми

6) Отношения между личностью и обществом

— Духовные ( идеальные) отношения ( формируются, предварительно «проходя через сознание людей, определяются из духовными ценностями):

Д). Виды общественных отношений:

1) На уровне социальных общностей:

— классовые, национальные, групповые, семейные.

2).На уровне взаимодействия между людьми в группе:

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить ему место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям

4. Общество и природа

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

— это весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений ( в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).

Б). Природа в узком смысле слова: – весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества;

— это природно-географическая среда.

Взаимосвязь общества и природы

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Общество Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели

Природа Действуют слепые, бессознательные силы.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:

1). Как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;

2). Оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д.

Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

5. Взаимосвязь общества и природы

Природа – совершенный космос, противоположный хаосу.

Принцип – жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое.

Природа – результат творения Бога, нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку только человек обладает Божественным началом – душой.

Принцип – возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению – человеческому телу – как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа – результат Божественного творения _ считалось, что человек, наделенный искрой Божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел Бога

Природа – источник радости, наслаждения. Принцип- единение человека и природы. Отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

Природа – объект экспериментирования человека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумным человеком.

Принцип – господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур;

Природа – уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека.

Принцип – партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Отличия общества от природы

— имеет законы исторического развития;

— занимается созидательной деятельностью;

— преобразует мир, в том числе и природу.

— имеет собственные законы;

— постоянный и непрерывный эволюционный процесс;

— естественная среда окружения человека;

— влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;

— может замедлять или ускорять развитие стран и народов;

6. Общество и культура. «Вторая природа»

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т.е. культура.

Человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.

Культура характеризуется историчностью и многообразием.

Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего самобытной культурой. Своеобразие проявляется в языковых различиях, в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. Понять отдельные элементы культуры общества можно только в рамках всей его культуры.

Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями:

— наличие языка с определенным грамматическим строем;

— институт брака и семьи;

— во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях;

— почти у всех народов существует запрет на инцест ( сексуальные отношения с близкими родственниками).

Но даже эти немногочисленные универсалии по своему преломляются в культуре разных обществ. Так большинство из них отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма.

Важнейшие составляющие элементы культуры

— понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;

— взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;

— ценности – общепринятые убеждения относительно целей. К которым человек должен стремиться;

— правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры

7.Науки, которые изучают общество и человека в нем

Культурология Юриспруденция ( правоведение) Эстетика Этнология Экономика ( экономическая теория) Политология История Философия

Работа с документом ( стр. 14-15)

Вопросы и задания к документ:

1). Почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не является?

2). Почему П.А. Сорокин считает, что предметом изучения социальных наук являются психические взаимодействия?

3). Объясните характер описанных в параграфе социальных взаимодействий, используя текст П.А. Сорокина.

Задания на стр. 15 – 16.

Домашнее задание: п. 1, вопросы для самопроверки.

1. П. 1; ответить письменно на вопрос 3, стр. 16

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по теме «что такое общество?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое общество

Цель: продолжить формирование четкого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.

2. Общество и природа.

3. Общество и культура.

4. Науки об обществе.

I. Работа по теме урока.

– Что такое общество?

С этим понятием учащиеся уже встречались, поэтому целесообразно предложить им самостоятельно дать определение понятия «общество», или учитель, используя прием «мозговой штурм» или «корзина идей», предлагает учащимся назвать все, что им известно об этом понятии. Можно организовать выполнение самостоятельной работы по теме «Общество» на стадии Вызов, предложив учащимся заполнить таблицу:

Понятия «общество», «социум» достаточно распространены. Общество нельзя определить только как объединение отдельных индивидов, при определении понятия общества акцент делается на совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности, которые объединяют людей.

«Социо» – лат. глагол, означает соединить, объединить, затевать совместный труд.

Общество – общность, союз, сотрудничество.

– Какова цель общества?

Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных совместными интересами.

– Когда возникло общество? Вспомните историю возникновения человеческого общества. Назовите первые человеческие сообщества и их характерные черты.

(Первобытное стадо кровнородственная община соседская община).

В шестом тысячелетии до н. э. возникли общества, совершенно не похожие на первобытные. Для них характерно появление городов, имущественное и социальное неравенство, упорядоченное централизованное правление.

Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать такие понятия, как «страна», «государство», «общество».

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (парламент, правительство).

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Различают различные трактовки понятия «общество».

Общество – надиндустриальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм).

Общество – надорганическая система бытия (П. Сорокин).

Общество – взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий (М. Вебер).

Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности (К. Маркс).

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.

Американский социолог Эдвард Шилз выделил следующие признаки общества :

1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью;

5) у него собственное название и история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его оплачивает общая система ценностей (обычаев, тради ций, норм, законов, правил, нравов), которую называют мировоззрением.

В науке общество рассматривается как сложная динамичная система, развивающаяся на своей собственной основе.

– Что же такое система? Что она собой представляет?

Система – это комплекс взаимодействующих элементов (Людвиг фон Берталанфи).

Системный подход к обществу означает, что общество воспринимается как целостная система элементов, находящихся в тесной взаимосвязи.

Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.

Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

Рассматривая общество как целостную социетальную (т. е. суперсложную многоуровневую социальную систему), можно сказать, что оно представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции. Оно постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов.

Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность).

Если мы рассматриваем общество как систему, то ее подсистемами принято считать следующие черты сферы общественной жизни:

1) экономическая (ее элементы: материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из классов, социальных групп, индивидов, наций и их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом;

3) политическая (включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, общественные организации, их политические и правовые взаимоотношения;

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют явления духовной культуры).

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Общество может быть элементом более широкой системы – экосистемы, которая состоит из двух подсистем – общества и природы.

Изучая общество, динамику его развития, перспективы, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) общество – это целостная система;

2) система находится в постоянном движении и развитии;

3) все элементы и подсистемы общества находятся в единстве и во взаимосвязи;

4) в процессе развития в обществе происходит постоянное накопление изменений, которые ведут к его качественному изменению;

5) развитие общества предполагает взаимодействие противоположных аспектов, явлений, тенденций, которые находятся во внутреннем единстве и выступают источником его развития.

6) необходимо соблюдать преемственность в отношении к прошлому этапу – при полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне.

Некоторые основные функции общества:

1) производство материальных благ и обмен результатами производства;

2) духовное воспроизводство;

3) воспроизводство человека;

4) регламентация поведения, деятельности и управления.

Таким образом, в широком, философском смысле общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей.

В узком смысле под обществом понимают большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

При рассмотрении вопроса «Типы человеческих обществ» организуется работа в группах. Класс разбивается на четыре группы.

1-я группа изучает раздел «Общества охотников и собирателей»;

2-я группа – «Огороднические общества»;

3-я группа – «Аграрные общества»;

4-я группа – «Индустриальные общества».

Учащиеся, изучив материал, готовят выступления, объясняют назначение каждых типов обществ.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Первобытные охотники и собиратели жили небольшими коллективами – несколько десятков человек. Их жизнь проходила в постоянном поиске пищи. Такие коллективы часто вели кочевой образ жизни, перемещаясь вслед за животными – объектами охоты или меняя место жительства, когда собираемой пищи становилось недостаточно. Структура таких обществ была простой. Все занимались одним и тем же: мужчины – охотой, женщины – собирательством и примитивным «домашним хозяйством» («домов», как правило, еще не было). В таких обществах фактически не было имущественного неравенства. Добытое на охоте делилось между всеми. Уже существовали религиозные верования, магические обряды и ритуалы. Древние охотники оставили первые произведения искусства – наскальную живопись и другие виды художественного творчества.

Некоторые общности, ведущие такой образ жизни, сохранились до сегодняшнего дня. Например, бушмены Юго-Западной Африки и аборигены Центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким и дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

Модификации обществ аграрного типа еще принято называть традиционными цивилизациями или традиционными государствами (обществами). Помимо Древнего Египта они появились в Шумере, на Крите в IV–III тысячелетии до нашей эры и стали очагами нового типа социальной организации. Несколько позже возникают похожие цивилизации в Китае и Индии и других регионах. С возникновением традиционных цивилизаций связаны следующие важные изменения:

1) появление письменности;

2) возникновение городов как центров управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности;

3) появление централизованной государственной власти;

4) появление писаного права или закона;

5) формирование религиозной организации и сложных религиозных доктрин;

6) накопление первых научных знаний.

Подавляющая часть населения занималась сельским хозяйством. Города представляли собой островки в земледельческом мире. Высокая культура традиционных цивилизаций была достоянием лишь незначительной части населения.

Традиционные государства вели постоянные войны, обороняясь или нападая. Военные катастрофы стали причиной падения многих из них.

Огромную роль в этих обществах играла религия. Религиозные и государственные организации были очень тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, традиционные общества-государства имели довольно сложную социальную структуру, делились на множество групп и слоев. Принадлежность к тому или иному слою, как правило, наследовалась. Очень ярко было выражено социальное неравенство. Большинство древних традиционных государств были рабовладельческими.

Традиционные государства возникали и гибли на протяжении тысячелетий. Если первые традиционные государства исчезли с лица земли еще в начале нашей эры, а некоторые – и намного раньше, то другие, возникшие гораздо позже, просуществовали вплоть до XIX в. и были окончательно вытеснены индустриальной цивилизацией.

4. Промышленные, или индустриальные, общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. Невозможно перечислить все виды деятельности, характерные для него.

Традиционные общества изменялись крайне медленно. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвали широкое распространение образования в индустриальных обществах.

Если в традиционном обществе человек, как правило, наследовал свое социальное положение и не мог его изменить, то в индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от его происхождения. Человек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родился (за исключением людей «странствующих профессий» – прежде всего торговцев). Для индивида индустриального общества смена места жительства становится нормой.

В традиционных обществах большинство населения жило своей жизнью, почти не зависящей от государственной власти. Она лишь изредка напоминала о себе – в случае сбора налогов или военных приготовлений. В индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества.

Традиционные общества были «сегментарными». Это означает, что они состояли из множества отдельных, самодостаточных «сегментов», связи между которыми не играли большой роли в выживании этих сегментов. Индустриальное общество представляет собой единое целое благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи.

В конце XX в. развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Но к этому вопросу мы еще вернемся.

Развитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. Для многих из них переход от традиционализма к индустриализму стал «устойчивым состоянием». Общества, переживающие этот переход, можно назвать «модернизирующимися» или «переходными». Для них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. О процессе модернизации также речь впереди.

Немецкий социолог Ф. Тённис (1855–1936) предложил важное разграничение между обществом и общиной.

По Тённису, в основе индивидуальных действий человека и его коллективной деятельности лежит воля.

Община представляет собой допромышленное, традиционное общество, которое основано на семейных, эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания и сотрудничества.

Общество – это промышленно-городское общество, в котором отношения приобретают более отчужденный, более механический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные, искусственные отношения и нормы экономической выгоды, потребления и труда.

К. Маркс предложил типологию общественных формаций: первобытнообщинную, классовую, включающую рабовладельческий строй, феодализм и капитализм, а также коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.

Каждый новый этап общественного развития характеризуется тем, что использует все предыдущие достижения. Это связано с передачей материально-технического, управленческого, технологического и духовно-культурного наследия.

– Как вы думаете, в результате чего происходит развитие общества?

– Что выступает движущими силами развития общества?

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В обществе происходят как относительно медленные изменения, так и более быстрые. Источники этих изменений находят:

а) в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, Л. Чижевский, Л. Гумилев);

б) в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу);

в) в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин).

Каждый из этих источников оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни.

Движущими силами развития общества выступают:

а) социальные противоречия,

б) производительные силы,

в) способ производства и обмена,

г) разделение труда,

д) действия больших масс людей, народов,

е) социальные революции,

ж) потребности и интересы,

з) идеальные мотивы и т. д.

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Эта система сосуществует с природой и использует для своего развития природные факторы, ресурсы и условия (климат, географическая среда, полезные ископаемые и т. д.).

Начиная с глубокой древности, мыслители пытались объяснить причины развития общества, его движущие силы и направления движения. Социальное развитие осуществляется эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным путями.

– Что такое эволюция, революция, прогресс, регресс?

Эволюция (лат., развертывание ) – развитие.

Революция (лат., переворот ) – глубокое качественное изменение в развитии общества.

Реформа (лат., преобразовывать ) – преобразование, изменение, переустройство.

– Каковы основные отличия реформ от революций?

– Может ли реформа быть альтернативой революции? Приведите примеры.

– Почему действия реформаторов у современников чаще всего вызывают критику?

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс – обратное движение от высшего к низшему.

Деградация – возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

З а д а н и е. № 1, с. 17 учебника.

– Что дает человеку общество? Что человек дает обществу?

Ответы оформить в таблице:

Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь.

– Докажите, что, борясь за выживание, наши предки сформировали сплоченные человеческие коллективы. Что это за коллективы?

Фундаментальная основа существования человеческого общества – это необходимость в совместной деятельности, в обмене результатами этого труда. Чем более сложную деятельность осуществляют люди в рамках общества, чем более различен их труд, тем выше плотность социальных связей в таком обществе. А чем больше социальных связей, тем более развитым считается общество, тем большие возможности оно может предоставить человеку.

Человеческое общество принципиально отличается от сообщества животных. Жизнь в животном коллективе естественна, возникает сама собой и генетически наследуется. Животные в таком сообществе связаны биологически. Общество – внебиологический способ связи людей. Умение жить в обществе не передается человеку вместе с генами; человек в процессе деятельности, общения с людьми постигает законы общества, формы и правила человеческого общежития.

З а д а н и е. Работа с документом, с. 16–17. Ответить на вопросы к документу.

II. Закрепление изученного.

1-я группа – выполнить задание № 2, с. 17.

2-я группа – № 3, с. 17.

3-я группа – № 4, с. 17.

Домашнее задание: § 1, с. 7–10 учебника под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *