Что такое общетехнические дисциплины

Какие предметы может преподавать учитель общетехнических дисциплин.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Какие предметы может преподавать учитель общетехнических дисциплин.

Ответы на вопрос:

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

в соответствии с квалификацией, Вам можно преподавать предметы прикладного характера, например, трудовое или профессионально-трудовое воспитание, в зависимости от того, в каком учебном заведении Вы будете преподавать.

Похожие вопросы

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Скажите пожалуйста, какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым проф. Стандартам?

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым профстандартам)

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Может ли учитель первой категории с образованием бакалавр преподавать в 10-11 классе профильный предмет?

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Имеет ли право учитель физики и математики преподовать ОБЖ и ОЗОЖ, если в пединституте прослушала все дисциплины и выполнила все пактические занятия, и была присвоена квалификация медецинской сестры для ГО.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Завуч школы имея педагогическое образование менежмент в образовании общетехнические дисциплины и трудовое обучение может ли она преподавать химию или геогафию и преподавать в начальных классах заранее спасибо.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

У меня высшее педагогическое образование. По диплому учитель труда и общетехнических дисциплин. Работал в школе учителем физкультуры 10 лет. 5 лет в школе не работал. Могу ли устроиться тренером в спортивную школу?

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

По диплому присвоена квалификация «Учитель общетехнических дисциплин». 30 лет проработал учителем физкультуры и ИЗО в средней школе. Регулярно проходил курсы повышения квалтфикации по данным предметам. Имею ли я право при современных требованиях к профильному образованию учителя продолжать работу по этим предметам? Заранее благодарю.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Источник

Какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым проф стандартам)

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым профстандартам)

Похожие вопросы

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Скажите пожалуйста, какие предметы в школе может преподавать учитель общетехнических дисциплин (по диплому) согласно новым проф. Стандартам?

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Какие предметы может преподавать учитель общетехнических дисциплин.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

У меня высшее педагогическое образование. По диплому учитель труда и общетехнических дисциплин. Работал в школе учителем физкультуры 10 лет. 5 лет в школе не работал. Могу ли устроиться тренером в спортивную школу?

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Я учитель химии и биологии, имею диплом о высшем образовании учитель биологии, смогу ли пройти переквалификацию на учителя математики и работать в школе. Какой курс и сколько часов должно быть в дипломе, в каких классах смогу преподавать.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Завуч школы имея педагогическое образование менеджмент в образовании общетехнические дисциплины и трудовое обучение может ли она преподавать химию или географию и преподавать в начальных классах заранее спасибо.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

По диплому присвоена квалификация «Учитель общетехнических дисциплин». 30 лет проработал учителем физкультуры и ИЗО в средней школе. Регулярно проходил курсы повышения квалификации по данным предметам. Имею ли я право при современных требованиях к профильному образованию учителя продолжать работу по этим предметам? Заранее благодарю.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Может ли учитель музыки преподавать предмет изобразительное искусство в школе? Я имею высшее педагогическое образование по специальностям музыка и география.

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Имею ли право преподавать правовые дисциплины в спо, имеется высшее педагогическое + диплом переподготовки преподаватель правовых дисциплин.

Источник

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

З. А. Литова

Z. A. Litova

Литова Зоя Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Курский государственный университет, г. Курск.

Litova Zoya Alexandrovna, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Kursk state university.

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ

SPECIAL FEATURES OF TECHNOLOGY AS A SUBJECT IN THE STUDENTS VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Аннотация. Рассмотрено содержание и структура общетехнического цикла профессионального обучения и специальной технологии в системе профессиональной подготовки обучащихся.

Abstract. The content and structure of the General technical cycle of vocational training and special technology in the system of vocational training of students are considered.

Ключевые слова: специальная технология, содержание специальных предметов, уровни изучения спецтехнологии.

Keywords: special technology, content of special subjects, levels of studying special technology.

В практике работы учебных заведений среднего профессионального образования (далее СПО) в настоящее время сложилась общая для преподавателей всех учебных предметов система подготовки к занятиям. Она включает подготовку к преподаванию учебного предмета в целом и его отдельных тем, а также разработку конкретного занятия.

Эта основная часть педагогической деятельности предполагает наличие у преподавателя знаний о сущности процесса обучения, конкретных профессиональных знаний по данной дисциплине, специфике обучения данному предмету, о познавательных возможностях обучающихся, методике обучения предмету, а также специальных умений по разработке календарно-тематического плана и плана урока. Такие умения позволяют ему в процессе подготовки к занятиям правильно определить систему целей и задач изучения специальной технологии, планировать свою деятельность и деятельность обучаемых на уроке, отбирать содержание учебного материала, формы, методы и средства обучения учащихся, а также контроля за их познавательной деятельностью. Конкретное содержание работы преподавателя по подготовке к занятиям на каждом этапе наряду с общностью имеет и специфику, которая определяется особенностями преподаваемой учебной дисциплины.

Одной из главных дисциплин в СПО является специальная технология, рассмотрим её содержание и остановимся лишь на некоторых аспектах.

В предыдущей статье большое внимание было уделено задачам и содержанию специальных предметов в системе профессиональной подготовки учащихся в учебном заведении [3]. В этой статье большее внимание уделим особенностям специальной технологии как учебного предмета.

А. И. Барботько, разрабатывая концепцию научно-информационного содержания специального курса любой базовой технологической дисциплины, какой является, например, технология машиностроения, считает, что следует исходить из того, что основу ее составляет изучение основ и методов производства (машин и машиностроительной продукции, являющихся общими для различных отраслей машиностроения) [1]. Концептуальное наложение отраслевого принципа на дисциплину «Технология машиностроения» приводит к образованию ряда отраслевых дисциплин. Например: «Технология станкостроения», «Технология двигателестроения» и т.д.

Любое технологическое и техническое, знание в своем развитии проходит в течение многих лет путь от простой систематизации производственного опыта до создания научно-обоснованных положений, разрабатываемых на базе теоретических исследований, научно проведенных экспериментов и обобщения передового опыта технологической сферы.

Общетехнические предметы по содержанию и месту в учебном процессе – своеобразное связующее звено между предметами общеобразовательного и специального циклов.

Общетехнический цикл профессионального обучения – это совокупность предметов учебного плана, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии межотраслевого характера. Учебные программы предметов общетехнического цикла для профессий, включающих ряд специальностей, содержат два блока учебного материала: отраслевой и общепрофессиональный.

Отраслевой блок содержит учебный материал, раскрывающий место и роль данной отрасли (подотрасли, вида производства) в системе экономики страны, общетехнические основы производства, место профессии в системе разделения труда, сложившегося в отрасли, краткое знакомство с ведущими трудовыми функциями других профессий отрасли, перспективы развития отрасли и профессии, включая возможные направления переквалификации, профессионального и служебного роста и другие сведения, необходимые для четкого осознания учащимися своего места в будущей профессиональной деятельности.

Общепрофессиональный блок включает учебный материал, являющийся теоретической и практической основой для группы родственных профессий, выделенных в рамках отрасли (или на межотраслевом уровне). Этот блок содержит также общие технико-технологические или деятельностные основы профессий, входящих в группу.

Применительно, например, к профессии широкого профиля 15.01.25 станочник (металлообработка) профессиональный цикл включает такие предметы: «Технические измерения», «Техническая графика», «Основы электротехники», « Основы материаловедения», «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках» и два профессиональных модуля «Программное управление металлорежущими станками» и «Разработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)».

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: металлорежущие станки (сверлильные, фрезерные, токарные и шлифовальные); станки с числовым программным управлением (ЧПУ) и манипуляторы (роботы), а также технология обработки деталей и заготовок на них, специальные и универсальные приспособления и режущие инструменты.

В курсе специальной технологии рассматривается технология обработки деталей на токарных станках; приводятся сведения об оборудовании, инструментах, приспособлениях и выборе наиболее рациональных режимов резания; освещаются вопросы механизации и автоматизации процессов обработки деталей на токарных станках, а также вопросы техники безопасности при работе на этих станках.

Одной из составляющих учебной дисциплины, например, спецтехнологии является изучение истории дисциплины. Очень часто, курсу, в котором излагаются основы какой-либо технологии должна, предшествовать фундаментальная информация о физических процессах, составляющих основу будущих технологий.

Проектируя и осуществляя учебный процесс, необходимо учитывать, что организация и методика изучения специальных предметов во многом определяется спецификой их содержания по сравнению с другими предметами учебного плана. Для повышения уровня преподавания спецтехнологии необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов, внедрение в практику активных форм и методов обучения, проблемного обучения, деловых игр, тесный контакт с предприятиями для организации производственной практики [2] и др.

Специальные предметы содержат:

Конкретное содержание каждого общетехнического и специального предмета отражает содержание труда и структуру производственной деятельности рабочего соответствующей отрасли и профессии.

Вместе с тем, можно выделить ряд ведущих компонентов, являющихся общими для любой профессии:

Специальная технология – учебный предмет, построенный на основе объединения содержания нескольких технических наук в одну дисциплину. На основе исследования структуры содержания спецтехнологии сделаны следующие выводы:

Таким образом, специфика содержания технических дисциплин обусловлена методологическими принципами построения структур – трудовой деятельности рабочих и технического знания.

Учебный материал специальных предметов может изучаться на четырех уровнях усвоения, что в значительной степени влияет на выбор и применение их форм, методов и средств:

Список литературы

Источник

Формы и методы общетехнической и специальной подготовки учащихся учреждений начального профессионального образования

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Общетехнические и специальные предметы в общей структуре начального профессионального образования играют определяющую роль в подготовке будущего специалиста. Они базируются на общеобразовательных знаниях учащихся и расширяют их, становятся основой производственного обучения и связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста. В связи с этим при изучении общетехнических и специальных дисциплин используются как общепедагогические формы и методы, применяемые в общеобразовательной подготовке работника, так и специфичные (характерные для производственной сферы) формы организации учебного процесса.

Формы и методы учебного процесса, как правило, определяются содержанием изучаемого учебного материала. Содержание общетехнических дисциплин частично, а специальных дисциплин в целом различается в зависимости от осваиваемой профессии. В то же время фундаментальные понятия, заложенные в учебных программах общетехнических и специальных дисциплин, объединяют учебный материал и позволяют сгруппировать его.

Первая группа включает в себя учебный материал, связанный с техническим оснащением промышленных предприятий: теоретические основы, описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс (средства и орудия труда, инструменты, приспособления и др.); описание устройства и работы машин, механизмов, приборов, аппаратов. С этим материалом, как правило, тесно связан графический материал (диаграммы, схемы, рисунки, графики, чертежи и т.д.).

Вторая группа учебного материала посвящена технологии производства: теоретическим основам технологических процессов (технология решения, основы термодинамики и др.); описанию технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и соответствующих отдельных профессий; проблемам техники безопасности, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.

Третья группа – учебный материал о сырье и материалах, о видах, получении, физических, химических, технологических и других свойствах обрабатываемых и применяемых материалах и сырье.

Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства.

Все эти группы учебного материала в общем объеме общетехнической и специальной подготовки имеют определенный удельный вес (%): техника – 40 – 50; технология – 30 – 40; сырье и материалы – 10 – 15; организация и экономика производства – 8-10.

Основной формой организации учебной работы в учреждениях начального профессионального образования в блоке общетехнических и специальных дисциплин, так же как и в общеобразовательных предметах, является урок – занятие, проводимое преподавателем с определенной группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки.

Урок, как классическая форма организации учебной работы, соответствует определенным общедидактическим требованиям: четкость цели и содержания, непрерывность образовательных и воспитательных задач, выбор наиболее эффективных методов обучения на каждом этапе урока, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы с учащимися, организационная четкость, руководящая роль преподавателя на уроке.

Уроки по общетехническим и специальным дисциплинам отличаются друг от друга по содержанию, целям, структуре, методам, объему используемого материала и др. Учебный материал таких-уроков, как правило, имеет ярко выраженный доказательный характер и базируется на вскрытии причинно-следственных связей производственного процесса. Поэтому на уроке в значительном объеме присутствуют расчеты, лабораторно-практические работы, требующие от учащихся умения применять знания в различных ситуациях производственной деятельности.

По общетехническим и специальным дисциплинам в зависимости от целей и содержания урока используются различные типы организации учебной работы: уроки по сообщению нового материала, уроки закрепления и применения знаний, повторительно-обобщающие уроки, контрольно-проверочные уроки, комбинированные уроки.

При организации изучения общетехнических и специальных предметов типы уроков применяются в определенной системе. Система уроков по предмету обусловливает построение учебного процесса в определенной логике, чтобы каждый урок, имея свое соответствующее место в ряду других, обеспечивал дидактически обоснованное развитие учебного процесса. Система уроков предполагает, что в пределах относительно ограниченной части учебного материала (тема, подтема, раздел), а также курса в целом учебный процесс включает все основные звенья: сообщение учебного материала, закрепление и совершенствование знаний и умений учащихся, применение знаний и их контроль (Батышев С.Я., Шапоринский С.А., 1977).

Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть фото Что такое общетехнические дисциплины. Смотреть картинку Что такое общетехнические дисциплины. Картинка про Что такое общетехнические дисциплины. Фото Что такое общетехнические дисциплины

Урок есть динамичная, постоянно меняющаяся, развивающаяся организационная форма учебного процесса. В его совершенствовании и повышении эффективности в системе начального профессионального образования можно выделить ряд аспектов:

устранение шаблона и стандарта в их проведении, применение уроков в учебном процессе, разнообразных по типу, содержанию и структуре;

включение (в учебный процесс) системы учреждений как важного средства активизации учебной деятельности учащихся и их технического мышления;

применение разнообразных способов учебной работы, повышающих уровень индивидуализации учебной деятельности;

повышение удельного веса самостоятельного изучения нового материала учащимися на основе ранее полученных знаний, широкое включение в урок самостоятельной работы учащихся со специальной технической литературой, справочниками, производственной документацией;

осуществление на уроке эффективной системы закрепления учебного материала;

тесная взаимосвязь учебного материала, изучаемого на уроках по специальным и общетехническим предметам, с производственным обучением и др.

Учебный процесс в учреждениях начального профессионального образования представляет собой единство содержания, организационных форм и методов обучения.

Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т. В. Кудрявцев).

В образовательном процессе методы обучения классифицируются по уровню развития самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, упражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).

Специфика изучения общетехнических и специальных предметов требует широкого применения методов, способствующих активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, формированию умений применять полученные знания в различных условиях. Наиболее полно этим требованиям отвечают беседа, самостоятельная работа с книгой, применение наглядных пособий и технических средств обучения, упражнения, лабораторно-практические работы.

Беседа как метод сообщения нового учебного материала характеризуется тем, что преподаватель выдвигает вопрос, подлежащий изучению, и подводит учащихся путем совместных логических рассуждений к определенному выводу. При этом преподаватель побуждает учащихся применять ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять явления, процессы, факты, делать умозаключения. Метод самостоятельной работы учащихся с книгой применительно к изучению общетехнических и специальных предметов направлен на формирование умений работать с учебником, учебным пособием, дополнительной литературой, справочниками, таблицами государственных стандартов (ГОСТ), различной технической литературой и др. Учащиеся должны понимать смысл прочитанного, выделять в нем главное.

Важнейшими дидактическими принципами, пронизывающими все стороны учебного процесса в учреждениях профтехобразования, являются принципы систематичности обучения и прочности усвоения общетехнических и специальных знаний, умений и навыков. В образовательных заведениях, готовящих квалифицированных рабочих, важным критерием реализации этих принципов является умение правильно и уверенно применять полученные знания при выполнении учебно-производственных заданий, которые проявляются, с одной стороны, в правильном применении знаний для решения различных производственно-технических задач, а с другой – в технически грамотном обосновании применяемых (на практике) приемов и способов выполнения работ. Достигается это за счет правильно организованных упражнений учащихся: в выработке умений применять полученные знания; в творческом применении знаний и умений; поисковых.

Одной из форм практического применения знаний, полученных в ходе изучения общетехнических и специальных предметов, являются лабораторно-практические занятия. Лабораторные работы связаны с наблюдением и анализом технических явлений и формированием у учащихся умений и навыков постановки эксперимента в целях исследования определенных технических процессов, закономерностей, причинно-следственных связей. Практические работы направлены на формирование у учащихся умений и навыков, связанных с оперированием техническими объектами в целях более глубокого их изучения.

Источник

ПРИМЕР ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В РАМКАХ ТЕОРИИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: В данной статье рассмотрено преподавание общетехнической дисциплины в рамках контекстного подхода, как основы для интеграции различных видов деятельности студентов средне специального образования.

Ключевые слова: общетехнические дисциплины, теория контекстного обучения, средне специальное образование.

Контекстный подход в преподавании, как принципиально новый в мире был предложен профессором московского университета А.А. Вербицким в 1981 году, [1]. Лишь спустя десять лет появились публикации в США, связанные с контекстным подходом, [2].

Вербицкий указывал: «Обучение, наложенное на канву профессиональной деятельности (контекстное обучение) является, на наш взгляд, перспективным направлением исследований и разработок в высшей школе». В то время это был смелый шаг, мало кто поддерживал такой подход. Понадобились долгие годы, чтобы педагоги различных уровней специального образования поняли- любая учебная дисциплина должна преподаваться в контексте будущей специальности.

Основное противоречие профессионального образования состоит в том, что оно реализуется в рамках учебной деятельности, отличной по содержанию, формам, методам, средствам и процессу от профессиональной.

При подготовке к уроку необходимо придерживаться принципов контекстного обучения:

1. Показать профессиональную значимость изучаемой темы;

2. Смоделировать производственную ситуацию, обеспечивающую наработку социального опыта;

3. Осуществить интеграцию знаний по смежным дисциплинам в единое гармоничное полотно урока;

4. Создать возможности для интенсивной коммуникации;

5. Продумать и реализовать атмосферу здоровой конкуренции, соревновательности;

6. Обеспечить целостность каждого элемента урока и его место в общей структуре;

7. Деятельность студентов организовать с учётом их возрастных и психологических особенностей.

В качестве примера урока, на котором реализуются перечисленные принципы, приведём урок по общетехнической дисциплине «Техническая механика» для студентов специальности 23.02.03 «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Учебные пособия по этой дисциплине (имеются ввиду учебники) своим содержанием не способствуют мотивации. На их страницах, как правило, формулы, вывод формул, примеры применения формул. Авторы учебников стремятся разъяснить законы механики, основные принципы, а далее – роль преподавателя – донести с любовью к своей дисциплине до ушей и сердец студентов практическую ценность науки.

Как целесообразно действовать преподавателю? На наш взгляд – в первую очередь, определиться с профессиональной значимостью темы урока.

Например, при изучении темы «Расчёт на прочность» подбирается конкретный автомобильный узел. Выполнение расчётов на прочность будет связано с расчётами деталей этого узла.

Исходя из темы занятия, моделируется производственная ситуация. Расчётами, конструированием занимаются конструкторские бюро. Конструкторская служба имеется на каждом автомобильном заводе. Студенты выбрали специальность, связанную с автомобильным транспортом. Перспектива работы в конструкторском бюро не исключена.

Вкратце остановимся на идее и структуре урока. Идея урока может быть такой: конструкторская служба завода получила заказ, связанный с расчётами на прочность нового узла автомобиля. Но такой нюанс – заказ рассчитан на выполнение его одной рабочей группой. Объявляется конкурс. Участие в конкурсе мобилизует коллектив.

Появляется уникальная возможность транслировать профессионализм, владение информацией, полёт творческой мысли.

В ходе соревнования за право выполнения этой интересной и выгодной в том числе, работы – студенты проявляют максимальную активность, они идею воспринимают очень серьёзно.

Урок проходит динамично и на этой волне успешно приводятся в систему необходимые и важнейшие знания.

Для активизации процесса используется демонстрация слайдов, конкурсы. Каждый этап урока происходит целесообразная смена деятельности студентов.

Мультимедиа на этом уроке – динамичный способ подачи информации, средство контроля и подведения итогов. С помощью слайдов студенты получают и задание на дом.

В конце урока подводятся итоги, определяются победители. Все довольны, скучать было некогда. Этот урок запомнится. Это вкратце.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям группы студентов; к оценке и выбору такой схемы организации урока, которая даст максимальный эффект.

Подготовительная работа заключается также во внимательном анализе всех затрат времени.

Урок осуществляется с применением технологии «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning). Как отмечает Полат Е.С., «обучение в сотрудничестве» рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам, [4].

Работа в малых группах по технологии «обучение в сотрудничестве» имеет принципиальные отличия от обычной работы в малых группах:

— взаимозависимость студентов группы;

— личная ответственность каждого студента за собственные успехи и успехи своих коллег;

— совместная учебно-познавательная, творческая и вся остальная деятельность, какая только проистекает в группе;

— общая оценка работы группы, которая складывается из результатов всей деятельности студентов в группе, в том числе и оценка формы общения студентов группы.

Перед началом работы в малых группах нужно заострить внимание студентов на социальной цели, например, таким образом: «Надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общее дело, будет активно высказывать своё мнение, а также будет внимательно выслушивать партнёров. Руководитель группы будет чётко следить за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе, чтобы все были выслушаны в своих замечаниях по существу вопроса. Каждый член вашей группы должен понимать, что и как он делает, а также со всей ответственностью отнестись к порученному заданию. Только тогда группа может рассчитывать на лучший результат!».

В заключение важно отметить- роль преподавателя сводится к созданию благоприятного микроклимата, необходимой культуры общения студентов, координации их деятельности. В его руках должны быть невидимые нити организации и управления активной деятельностью студентов. Заканчивая урок, нужно поблагодарить всех за активную совместную работу!

Список литературы

1. А.А.Вербицкий. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы. Круглый стол./ А.А. Вербицкий // Вопросы психологии,1981, №3 с.18-21

4. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании / Полат Е.С. //– М., ACADEMA – 2001- 272 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *