Что такое обт в танках
ОБТ и их создатели
На протяжении нескольких десятилетий советское танкостроение держалось на четырех главных предприятиях. Именно они были ведущими организациями во всей отрасли строительства бронированных машин. Для оснащения танков создавались новые сорта брони, новые вооружения и новое электронное оборудование. Этими предприятиями были харьковские Завод транспортного машиностроения и Конструкторское бюро машиностроения, Ленинградский Кировский завод и нижнетагильский Уралвагонзавод. Именно эти предприятия обеспечили тяжелой бронетехникой весь Советский Союз и образовавшиеся на его обломках страны. Рассмотрим последние десятилетия из жизни этих заводов, которые связаны с наибольшими успехами в области танкостроения.
Харьковские завод и КБ
С 1 января 1966 года танковое КБ (отдел 60) и опытный цех танкового производства (цех 190) Приказом Министра оборонной промышленности №62 от 06.05.65г. были объединены в самостоятельное предприятие «Харьковское Конструкторское бюро по машиностроению» (ХКБМ). Начальником и Главным конструктором ХКБМ был назначен А.А. Морозов.
Харьковские организации, занятые в разработке и сборке танков, сыграли очень важную роль в судьбе отечественных бронемашин. Дело в том, что все существующие сейчас российские/советские танки в той или иной мере восходят к харьковскому Т-64А. Более того, через несколько лет после своего принятия на вооружение эта машина была первой зачислена в новый класс бронетехники – основные боевые танки (ОБТ). Впоследствии основные танки вытеснили из Советской армии прочие классы.
Предпосылки к созданию Т-64А и, как следствие, первого отечественного ОБТ появились еще в начале пятидесятых годов. В это время стало ясно, что имеющиеся и перспективные отечественные танки при существующих тенденциях развития могут проигрывать перспективным зарубежным по ряду параметров. В частности, разделение на средние и тяжелые танки и вызванная этим специфика классов не обеспечивала должного баланса огневой мощи, защиты и подвижности. В ходе решения сложившейся задачи было создано несколько опытных «Объектов», на которых отрабатывались различные технические решения. Из всех этих образцов в серию пошел только «Объект 432», принятый на вооружение под обозначением Т-64А. Примечательно, что Т-64А был принят не сразу. Перед приказом о принятии на вооружение несколько месяцев ушло на войсковую опытную эксплуатацию и ликвидацию дефектов конструкции.
Следующим харьковским проектом стал «Объект 434». Он создавался на основе предыдущего «432», но с учетом выявленных недостатков и самых современных воззрений на ведение войны. В результате был разработан новый танк, объединивший в себе дизельный двигатель 5ТДA оригинальной конструкции, многослойную комбинированную броню, гладкоствольную пушку и ряд других нововведений. Изначально новый танк оснащался 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). В последующих версиях он получил более серьезную 2А26 калибра 125 миллиметров. Уже в первых версиях новый танк обходил по подвижности все имеющиеся отечественные машины и не уступал им по огневой мощи. В первой половине 60-х была создана та самая версия танка, которая вооружалась 125-мм пушкой. Примечательно, что на «Объекте 434» впервые в отечественной практике была установлена гладкоствольная пушка с автоматом заряжания. Среди прочего, это позволило сократить экипаж до трех человек.
Позже на базе Т-64А харьковские танкостроители создали ряд модификаций, в том числе и глубоких. Из всего спектра варианта стоит отметить Т-64Б, получивший ряд нового оборудования для обеспечения безопасности экипажа и повышения точности огня; Т-64БМ с новым двигателем в 1000 л.с., а также Т-64БВ, который получил совместимость с системами динамической защиты. После распада Советского Союза харьковские завод и конструкторское бюро не прекратили свою деятельность. В середине девяностых была проделана глубокая модернизация производившегося в Харькове танка Т-80УД. От базового танка модификация отличалась новым двигателем большей мощности, новым орудием и обновленным бортовым оборудованием. Танк получил обозначение Т-84. Немного позже Т-84 модернизировали до состояния Т-84У «Оплот». При принятии этого танка на вооружение украинской армии от изначального названия осталась только словесная часть. Главное отличие «Оплота» от исходного Т-84 – прицельный комплекс, собранный из оборудования зарубежного производства. В 2009 году «Оплот» приняли на вооружение. В войска поставлено чуть более десятка машин этого типа. Одновременно с «Оплотом» создавался ОБТ Т-84-120 «Ятаган». Для участия в турецком конкурсе на поставку новой бронетехники конструкторы Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А.А. Морозова заменили 125-мм орудие пушкой калибра 120 миллиметров (стандарт НАТО), а также полностью переделали автомат заряжания. В соответствии с требованиями Турции, его укладка была перенесена в заднюю часть башни. Дополнительное вооружение, электроника и другие компоненты «Ятагана» ввиду экспортной сути проекта закупались за рубежом. Т-84-120 не смог выиграть турецкий тендер – победителем стал немецкий Leopard 2. В настоящее время «Ятаган» существует только в одном экземпляре.
Конструкторское бюро Ленинградского (теперь санкт-петербуржского) Кировского завода, начиная с конца 20-х годов, занималось созданием танков. Наиболее известные детища ленинградских инженеров – танки семейства КВ. К сожалению, эти тяжелые бронемашины в свое время не смогли оказать на ход войны ожидаемый эффект. Как оказалось, технический прорыв Кировского завода был впереди.
Именно ленинградские инженеры и рабочие создали первый в мире серийный танк, оснащенный газотурбинным двигателем (ГТД) – Т-80. Идея оснастить бронемашину двигателем нового типа появилась еще в начале пятидесятых. В середине десятилетия на ЛКЗ было собрано два экспериментальных газотурбинных двигателя ПД-1 мощностью 1000 л.с. Большая мощность двигателей сулила им хорошие перспективы в области тяжелых танков. Однако вскоре взгляды на войны будущего поменялись, и создание тяжелых танков было прекращено. Стоит отметить, что двигатели ПД-1 были исключительно экспериментальными: они имели такое количество «детских болезней», что в ближайшие годы предстояло заниматься исключительно испытаниями и доводками, но не развертыванием серийного производства. При этом руководство страны понимало перспективность направления и требовало форсирования работ. Так, по словам министра среднего машиностроения В.А. Малышева, уже через двадцать лет (в середине 70-х) газотурбинные силовые установки должны были получить распространение в наземной технике. Относительно сроков, как оказалось, он не ошибался, что не скажешь о предположениях о размахе применения.
В первой половине шестидесятых все танковые КБ Советского Союза, среди прочего, занимались разработкой перспективных танков с газотурбинными двигателями. Первыми свои варианты проектов сделали харьковские инженеры под руководством А.А. Морозова – Т-64Т, а затем и нижнетагильские во главе с Л.Н. Карцева – «Объект 167Т». Обе машины оснащались двигателями семейства ГТД-3Т, первоначально создававшихся для вертолетов. Однако такое «заимствование» крайне неудачно сказалось на работе танковой силовой установки. Главная причина этого – пыль. ГТД вертолета засасывает пыль только на некоторых этапах полета, да и то, в достаточно малом количестве. Танк, в свою очередь, ездит по земле и почти все время поднимает вокруг себя пыль. Естественно, газотурбинный двигатель с высоким потреблением воздуха все время «наедался» пылью, что зачастую приводило к неполадкам и поломкам.
В 1968 году от Кировского завода было потребовано провести модернизацию харьковского Т-64. Постановление Совмина касалось установки на танк газотурбинной силовой установки. Примечательно, что на этот раз совместно с ОКБ им. Климова разрабатывался специальный танковый двигатель. Под руководством С.П. Изотова была осуществлена работа по коренной модернизации существующей газотурбинной системы. Готовый двигатель ГТД-1000Т мощностью в тысячу лошадиных сил был установлен на опытный «Объект 219сп1». При испытаниях этого прототипа были выявлены некоторые проблемы в конструкции двигателя. Одновременно с этим стало ясно, что имеющаяся ходовая часть танка Т-64 в существующем виде не может использоваться в связке со столь мощным двигателем. Пришлось переработать практически все элементы ходовой части: катки, траки гусениц, подвеску и т.д. Кроме того, некоторым изменениям подверглась и башня. Что касается вооружения и вспомогательного оборудования, то оно осталось прежним.
Наиболее значительное изменение конструкции было проведено в первой половине 80-х. В 1987 году в серию был запущен танк Т-80УД «Береза». От исходной «Восьмидесятки» он отличался двигателем. По ряду причин, в основном экономического характера, вместо ГТД было предложено установить дизель той же мощности. Подразумевалось, что наличие в войсках танков с одинаковым комплексом вооружения и разной силовой установкой упростит логистику и обслуживание техники в случае войны. Все дальнейшие доработки танка Т-80 производились в двух направлениях: на базе газотурбинных модификаций и на базе «Березы». Всего было создано более тридцати модификаций танка Т-80, примерно половина из которых принадлежит Харьковскому КБМ.
По ряду причин, Ленинградский Кировский завод собрал лишь несколько партий танков Т-80. Далее производство было перенесено на Омский завод транспортного машиностроения и в Харьков. Что касается создания новых машин, то конструкторское бюро Кировского завода, по имеющимся данным, в первые годы после распада Советского Союза продолжало работы в направлении улучшения Т-80, но потом свернуло их. Скорее всего, последней разработкой стал «Объект 292» – Т-80, вооруженный 152-мм пушкой. В настоящее время активное развитие темы Т-80 ведется харьковскими конструкторами.
Примерно в одно время с Кировским заводов в «гонку» по созданию основных танков включился и нижнетагильский Уралвагонзавод. Одной из главных причин этого стали выявленные недостатки танка Т-64. На устранение проблем требовалось время, а новый танк требовалось поставлять как можно скорее и в большом количестве. Возможности промышленности позволяли начать производство на любом из заводов отрасли. Однако Харьковский завод им. Малышева не мог обеспечить все предприятия нужным количеством дизелей 5ТД. Альтернативой харьковскому двигателю мог стать челябинский В-45/46. В итоге харьковчане создали танк «Объект-438», затем переименованный в «Объект-439» – Т-64А с дизельным двигателем В-45. Предполагалось, что он будет производиться в Нижнем Тагиле.
Но руководство Уралвагонзавода настояло на том, чтобы им не навязывали чужую разработку, но дали сделать собственную. Тем не менее, КБ Уралвагонзавода не отказалось от предоставленной документации по «Объекту 439» и применила в своем проекте ряд наработок по теме Т-64А, касавшиеся бронекорпуса и башни. Не претерпел изменений и состав вооружения. При этом автомат заряжания был спроектирован заново. Стоит отметить, что из-за его конструкции пришлось немного переделать форму башни. Еще одной характерной чертой заимствования наработок стала невзаимозаменяемость некоторых агрегатов. В первую очередь, это касается бортовых коробок передач. Нижнетагильские инженеры незначительно изменили конструкцию этих узлов, что, однако, исключило возможность выпуска одинаковых коробок для обоих танков.
В 1973 году получившийся «объект 172М» был принят на вооружении Советской армии под обозначением Т-72. В результате этого решения в войсках оказалось два типа основных танков, в целом похожих по характеристикам, но значительно отличающихся в производственном плане. Да и требуемой модернизации Т-64А с заменой двигателя не вышло – Т-72 представлял собой некую смесь из ноу-хау харьковского и нижнетагильского конструкторских бюро. Тем не менее, Т-72 пошел в войска.
Часто приходится слышать, что Т-72 по своим характеристикам уступал харьковскому Т-64А. Однако его совокупность возможностей и стоимости позволили сравнительно быстро оснастить новой техникой достаточное количество танковых частей и организовать экспортные поставки. Кроме того, Т-72 производились за рубежом по лицензии: в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии. На базе исходного Т-72 было сделано два десятка модификаций, несколько из которых дошли до серийного производства. Наконец, в зарубежных странах, в первую очередь в бывших советских республиках, создано еще двадцать вариантов Т-72, отличающихся друг от друга составом оборудования и вооружения.
В 1992 году Т-90 был принят на вооружение Российской армии. В последующие несколько лет, ввиду тяжелой экономической ситуации, было построено всего 120 единиц. Производство Т-90 для собственных нужд возобновилось только в 2004-м году, когда в серию пошел обновленный вариант танка под обозначением Т-90А. Эта модификация имеет новую башню с более высоким уровнем защиты, ряд нового оборудования, а также 1000-сильный дизель В-92С-2. Появившись в не самое лучшее для страны время, Т-90 стал основой всего для десятка модификаций, немалая часть которых так и осталась на чертежах. В конце 90-х появился экспортный вариант Т-90С, который сразу заинтересовал индийских военных и был закуплен ими в большом количестве. Нередко утверждается, что именно этот контракт не дал Уралвагонзаводу остаться без работы и уйти из танковой отрасли.
События двадцатилетней давности, произошедшие в жизни сверхдержавы под названием Советский Союз, крайне неблагоприятно повлияли на все сферы экономики и промышленности. Из-за этого Россия сначала потеряла харьковские завод и КБМ, а затем из танкостроения ушел и Кировский завод. В итоге на всю страну остался только один завод, который занимается производством именно танков, а не другой бронетехники. Пожалуй, государству стоит уделить особое внимание сохранению и развитию оставшегося Уралвагонзавода. Потеря этого предприятия будет иметь очень плохие последствия для всей страны – армия останется без новой техники, а страна не получит прибыль от экспортных поставок. Да и для самого завода, равно как и для его сотрудников, оборонные контракты весьма и весьма выгодны.
Конечно, в нашей стране есть и другие предприятия, собирающие бронированные машины для армии. Однако перевод производства на другую площадку всегда отнимает множество времени и сил. Вряд ли стоит идти на эти затраты. Ну а если так хочется получить новое танковое производство, то пусть оно лучше будет вторым в стране, а не единственным.
Демонстрация Бундесвером танка LEOPARD в немецком Мюнстере
ОБТ первоначально рассматривались в качестве замены легким, средним, тяжелым и сверхтяжелым танкам. Их развитие ускорилось во время Холодной войны с разработкой легкой композиционной брони. В некоторых армиях ОБТ до сих пор дополняют легкие танки.
Сегодня ОБТ рассматриваются в качестве основного компонента современной армии. Современные ОБТ редко действуют в одиночку, поскольку они организованы в бронетанковые подразделения, поддерживаемые пехотой, которая может сопровождать ОБТ на боевых машинах пехоты (БМП). Они также поддерживаются воздушными судами наблюдения или штурмовиками.
До и во время Второй мировой войны конструкция танка страдала от ряда ограничений, касающихся в основном мощности двигателя и характеристик трансмиссии. Они позволяли конструктору создавать танк либо с высокой маневренностью, либо с хорошей защитой, либо с крупнокалиберным орудием, но не позволяли в большинстве случаев объединить все три характеристики одновременно. В сочетании с танковой теорией, в которой делался акцент на высокоскоростные прорывы за линию расположения противника, эти ограничения фактически привели к двум классам танков.
Системы первого класса, известные под разными названиями – легкие танки, крейсерские танки или даже танкетки для самых небольших вариантов, проектировались с самого начала как высокоскоростные машины. Концепция заключалась в использовании брешей в расположении противника и проникновении в его глубокий тыл самостоятельными бронетанковыми группами. Это могло нарушить материально-техническое снабжение и оперативное управления противника, а также задержать движение резервов на передовую. Считалось, что операции подобного рода подрывают или полностью нарушают способность передовых войск продолжать боевые действия.
Для создания подобных брешей в позициях противника предназначались машины второго класса – тяжелые танки или пехотные танки, – которые должны были работать совместно с передовыми пехотными подразделениями. Поскольку предполагалось, что они будут двигаться вперед с такой же скоростью как человек, от них не требовались высокие скорости, поэтому мощность двигателя могла быть перераспределена в пользу перевозки гораздо большего полезного груза. Пехотные танки отличались гораздо большей толщиной брони, пушками более крупных калибров и большей площадью гусениц, позволяющей им пересекать насыщенное различными препятствиями поле боя.
Наконец, во время войны появился еще один класс бронированных машин, специальные самоходные противотанковые орудия. В основном они представляли собой доработку существующих танков, облегченных для того, чтобы можно было установить значительно более крупные пушки.
Появление большего огневого могущества
Несмотря на достаточно развитую теорию и предвоенные учения, концепция танкового боя быстро оказались устаревшей. Поле боя теперь не было столь уж непроходимым как во время Первой мировой войны, маневренность бронетанковой техники значительно повысилась. Это со всей очевидностью продемонстрировали стремительные широкомасштабные танковые сражения в Северной Африке и Советском Союзе, когда бронетанковые силы выполняли броски на сотни километров. В этих случаях проблемы, связанные с обладанием машин двух классов, стали особенно очевидным; танки, способные к лобовому столкновению с противником, по большей части оказывались далеко позади, пытаясь догнать основные силы. Те танки, которые могли поддерживать темп боя, были легкобронированными и оказывались легкой добычей для вражеских противотанковых пушек и ружей. Противотанковые установки были особенно уязвимы, каждый раз оказываясь не в том месте и не в то время, оставаясь один на один с атакующей пехотой и редко находя свою жертву в виде танка.
Это привело к появлению систем с несколько лучшей защитой, способной противостоять противотанковым ружьям и стрелковому оружию. С другой стороны, калибр собственного вооружения танка должен был расти для того, чтобы справиться с вражескими танками, имеющими такой же уровень защиты. Эта эволюция привела к среднему танку, который преобладал в боевых действиях во второй половине войны. В основном эти модели массой 25-30 тонн и двигателями мощностью 400-500 л.с. были вооружены пушками калибра примерно 75 мм. К ярким примерам можно отнести советский T-34, самый массовый танк в то время, немецкий PANZER IV и американский M4 SHERMAN. Массовое производство этих танков привело к тому, что большая часть других танков была выведена из эксплуатации или оставлена для выполнения специфических задач.
Появление ОБТ
Между тем, быстрое повышение мощности двигателей в авиационной сфере вызвало так называемый «эффект просачивания» технологий. Крайне примечательным примером стала сделка между компаниями Rolls-Royce и Rover, которая заложила основу успешной деятельности Rolls-Royce в создании первых реактивных двигателей, в то время как Rover занялась доработкой двигателя Rolls-Royce MERLIN для установки его на танк. Получившийся в результате двигатель Rolls-Royce METEOR предложил такое повышение мощности, что в итоге проект CROMWELL и связанные с ним проекты были отнесены к быстроходным танкам (легким и средним), которые, однако, имели огневое могущество и бронирование как у пехотных танков. Постоянное развитие базового проекта CROMWELL в конечном итоге привело к созданию танка CENTURION. Броня этого танка могла выдержать попадание снаряда, выпущенного из любой противотанкового орудия малого и среднего калибра, установленная на нем пушка могла выводить из строя даже более крупные вражеские танки, его ходовые характеристики превосходили ходовые характеристики более ранних легких танков. Он был настолько функционально гибким, что его отнесли к категории «универсальный танк». Этот танк составил основу послевоенных танковых подразделений британской армии. В настоящее время он считается первым проектом по ОБТ.
ОБТ ALTAY третьего поколения разработан Турцией в рамках программы MITUP ALTAY. ALTAY станет первым национальным ОБТ, предназначенным для турецкой армии. Готовность первого прототипа ожидается в 2015 году
Уроки истории
История танка началась в Первую мировую войну, когда боевые бронированные машины высокой проходимости были впервые развернуты в качестве решения проблемы окопной войны, возвестив начало эпохи механизированных боевых действий. Поначалу сырые и ненадежные танки в конечном счете стали главной опорой сухопутных армий. К началу Второй мировой войны их конструкция была значительно усовершенствована и в связи с этим танки широко использовались на наземных театрах того времени. Во время Холодной войны появилась доктрина современного танка наряду с универсальным ОБТ. Танк и теперь является основой наземных боевых операций 21-го века.
Первая мировая война породила спрос на бронированные самоходные системы вооружения, которые могли бы преодолевать любой тип местности, что в итоге привело к разработке танка. Большой недостаток бронированного автомобиля, предшественника танка, заключался в том, что он мог двигаться только по более или менее ровной местности, поэтому и были необходимы разработки с целью повышения проходимости новых систем.
Танк первоначально создавался как специальное вооружение для решения необычной тактической проблемы – патовой ситуации так называемой окопной войны на Западном фронте. Бронированный танк должен был выдерживать артиллерийскую бомбардировку и пулеметный огонь, проходить через колючую проволоку, где пехотные подразделения не могли пройти, и в итоге его появление на передовой позволило разрешить патовую ситуацию.
Во время Первой мировой мало кто осознавал, что средство возвращения мобильности и атакующих возможностей на поле боя уже присутствуют в механизме предопределенном революционизировать боевые действия на суше и в воздухе. Это был двигатель внутреннего сгорания, сделавший возможным разработку танка и в конечном счете способствовавший созданию механизированных сил, которые должны были принять на себя прежние задачи кавалерии и ослабить «хватку» пулемета на поле боя. С повышенным огневым могуществом и защитой эти механизированные войска станут всего лишь через двадцать лет одним из столпов Второй мировой войны. Когда самоходная артиллерия, БТР, колесные грузовики и авиация поддержки – все с соответствующими средствами связи – были объединены в современную бронетанковую дивизию, командиры снова получили возможности маневра.
Долгое время выдвигались многочисленные концепции бронированных транспортных средств высокой проходимости. С появлением окопной войны в Первой мировой разработки танка союзников, французов и британцев, были по большей части параллельны и совпадали во времени.
На фото танк LEOPARD 2A7 (впервые был показан на выставке Eurosatory) с решетчатыми экранами и камуфляжной системой от компании Saab Barracuda
Холодная война
Излишки эффективных танков эпохи Второй мировой войны в других армиях, особенно США и Советского Союза, привели к замедлению принятия на вооружение этих стран подобных проектов. Очевидно, что к началу 50-х годов эти проекты стали неконкурентоспособными, особенно в мире кумулятивного вооружения, и в большинстве вооруженных сил быстро появились новые решения.
Концепция среднего танка постепенно развилась в ОБТ в 60-х годах, как только стало понятно, что средние танки могут принять пушки (например, американская 90 мм, советская 100 мм и особенно британская L7 105 мм), которые могут пробить практически любой уровень брони с дальней дистанции. Также самые тяжелые танки были неспособны использовать большинство существующих мостов. Концепция тяжелых танков времен Второй мировой, вооруженных самыми мощными пушками и самой тяжелой броней, оказалась устаревшей, поскольку крупные танки были слишком дороги и уязвимы перед минами, бомбами, ракетами и артиллерией. Кроме того, Вторая мировая война показала, что легковооруженные и легкобронированные танки имели ограниченное значение в большинстве задач. Во время этой войны даже разведывательные машины продемонстрировали тенденцию увеличения массы и повышения огневой мощи; скорость не могла заменить броню и огневое могущество.
Во времена Холодной войны (1945-1990 годы) советское доминирование в Варшавском договоре привело к реальной стандартизации нескольких проектов танков. С другой стороны, Франция, Германия США и Великобритания, прежде разрабатывавшие свои собственные проекты, со временем пытались стандартизовать свои проекты, в то время как меньшие члены НАТО покупали или адаптировали под свои требования эти модели.
Падение коммунизма внесло свои коррективы, так как американские военные были вынуждены резко сократить свои затраты, хотя их уровень снова поднялся до сравнимых значений после начала войны с терроризмом в 2001 году.
После Холодной войны развитие танка продолжилось, появились ОБТ третьего поколения, а в связи с возросшей эффективностью противотанкового вооружения технологии также широко шагнули вперед. Танки стали более живучими, их броня стала толще и гораздо более эффективной.
Нынешнее «дизельное решение» для танка ABRAMS, предлагаемое компанией CDLS, включает дизельный двигатель Tognum America/12V883 и новые гусеницы Diehl 570P3
LEOPARD 2A4 MLU от RUAG Defence предлагался тем покупателям, которые искали на международном рынке решения по замене существующего парка ОБТ A4 или его модернизации. Они либо заменяют устаревшие танки излишними моделями (A5 и A6), либо начинают программу средней модернизации Mid Life Upgrade (MLU) варианта A4
По окончании Холодной войны мы наблюдали как США, вне всяких сомнений, становятся самой мощной страной в мире, как Китай превращается из относительно слаборазвитой страны третьего мира в оперившуюся супердержаву. Мы также увидели слияние большей части Европы в одну экономику.
В 1974 году США начали большую программу по модернизации своего существующего парка танков и начали действительно массовое производство M60A1, а позднее M60A3; в то же время был разработан танк M1. Бюджеты на разработку танков и их производство выросли во время правления Рональда Рейгана вследствие трений между США и СССР.
В ответ на появление переносных и устанавливаемых на машины противотанковых комплексов была разработана еще более эффективная защита. На старые и новые танки стали устанавливаться разнесенная, композиционная броня, динамическая защита и комплексы активной защиты, как например российские Дрозд, Штора и Арена. Несмотря на подобные меры крупные ракеты остались столь же эффективны в борьбе с танками. Это было продемонстрировано в 1991 году, когда после ошибочного пуска противотанковая ракета HELLFIRE уничтожила один из новейших танков M1 ABRAMS.
К началу войны в Заливе корпус морской пехоты США все еще имел на вооружении танки M60 PATTON, тогда как остальные танковые формирования имели на вооружении ABRAMS. С самого начала иракские войска были регулярными подразделениями, вооруженными к примеру танками T-54/55 и T-62. ОБТ коалиционных сил, например американские M1 ABRAMS, британские CHALLENGER 1 и кувейтские M-84AB, значительно превосходили китайские Type 69 и танки T-72 местного производства, стоящие на вооружении иракцев. Причем у союзников были лучше обученные экипажи и более продвинутая доктрина бронетанковых формирований.
У большей части иракских вооруженных сил стояли на вооружении китайские танки Type 59 и Type 69, советские T-55 с 50-х и 60-х годов и некоторое количество танков ASAD BABIL очень плохого качества (танки местной сборки на базе корпусов польских T-72 с остальными деталями смешанного происхождения). Эти машины не были оборудованы современным оборудованием, например тепловизорами или лазерными дальномерами и их эффективность в современном бою была весьма ограничена.
Иракцы не смогли найти эффективные меры противодействия тепловизорам и подкалиберным бронебойным снарядам, используемым коалиционными войсками. Это позволяло им захватывать и уничтожать иракские танки с дистанции более чем в три раза превышающей возможности иракских танков. Иракские экипажи использовали учебные снаряды против американских и британских танков. Эти снаряды (куплены в больших количествах во время ирано-иракской войны из-за своей дешевизны) имели сердечники из мягкой стали и, таким образом, были бесполезны против брони Chobham, установленной на танках Коалиции.
Основными улучшениями танка ARJUN Mk2 являются огневое могущество, защита и подвижность
ОБТ M1A2S ABRAMS Саудовской Аравии
21 век
С окончанием Холодной войны в 1991 году опять начали появляться вопросы, касающиеся уместности традиционного танка. За несколько лет многие страны сократили количество своих танков или заменили большую их часть легкими ББМ с минимальным бронированием.
С окончанием Холодной войны закончилось также противостояние супермогущественных блоков и в настоящее время оборонная промышленность России и Украины соперничает за продажи танков по всему миру. Индия и Пакистан модернизировали устаревшие танки и закупили новые T-84 и T-90 у государств бывшего Союза. Обе страны продемонстрировали прототипы танков, которые не ставят себе на вооружение, а предлагают на открытом рынке исключительно с целью конкуренции с новейшими западными предложениями.
Российский танк Черный орел базируется на удлиненном корпусе T-80. Первоначальный макет, впервые показанный на второй выставке вооружений в Омске ВТТВ-97, по всей видимости, имел значительно более тяжелое бронирование и совершенно новую современную башню с разделением экипажа и боекомплекта. Прототип имел 125-мм танковую пушку, но как было заявлено, может принять новую 152-мм пушку. Также ходят слухи, что Россия с целью вооружения российской армии разрабатывает Объект 775 (иногда называемый T-95) с дистанционно управляемой башней.
Итальянский танк C1 ARIETE можно отнести к новым ОБТ, которые относительно недавно были приняты на вооружение; поставки проходили с 1995 по 2002 годы. Танк имеет почти такие же размеры как и самый первый танк Mark I: оба высотой 2,5 метра. Mark I имел длину около 9,9 метра (корпус), а ARIETE длину 7,6/9,52 метра (корпус/корпус+пушка). Впрочем, ARIETE весит более чем в два раза больше (54 000 кг против 25 401 кг), но может двигаться в 10 раз быстрее (65 км/ч против 6,5 км/ч).
Ряд стран рассматривают возможность полного исключения из своего имущества танков и перехода на комбинацию колесных противотанковых установок и БМП, хотя, в общем и целом, здесь существует большое сопротивление в связи тем, что все крупные державы до сих пор эксплуатируют танки в большом количестве либо в действующих подразделениях, либо в готовом резерве. Подобному радикальному изменению военной доктрины пока нет проверенной альтернативы, кроме того, танки заработали себе хороший послужной список в недавних конфликтах.
Танк остается уязвимым для многих типов ракетного вооружения, ему необходим больший объем материально-технического обслуживания по сравнению с более легкими машинами, но эти проблемы были справедливы также для первых танков. Среди всех наземных боевых систем при ведении огня прямой наводкой они имеют несравненное сочетание высокой живучести и огневого могущества. Сколько приходится платить за такое сочетание, учитывая стоимость танков, остается темой для дискуссий, поскольку также существуют очень эффективные противотанковые системы, БМП и их конкуренты в виде воздушных систем, предназначенных для поражения наземных целей.
Возможно, в этом столетии самой развивающейся системой для танков стали комплексы активной защиты. Еще 15 лет назад броня (активная и пассивная) была единственной эффективной мерой защиты от противотанковых средств. Новейшие комплексы активной защиты (включая израильские TROPHY и IRON FIST, российский Арена) предлагают высокую живучесть даже при множественных атаках РПГ и ракет. Если подобного рода системы будут совершенствоваться и далее и будут интегрированы в современный танк и другие бронированные машины, то уравнение «танк-противотанковые средства» полностью изменится. Как следствие, танки 21 века смогут полностью восстановить свои боевые возможности.
На танк LECLERC установлена система защиты GALIX от компании GLAT, которая стреляет различными дымовыми гранатами, инфракрасными ложными целями, а также противопехотными гранатами