Что такое обзорная лекция
Методика подготовки и чтения лекции
Методика подготовки и проведения лекции.
Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.
Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.
Различают следующие виды лекций:
Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.
Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.
Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.
Установочная лекция читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.
Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.
Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;
Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.
Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, чтобы назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.
Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.
Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.
Подготовка к лекции. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.
Таким образом, обобщенные рекомендации по подготовке и проведению лекции, как формы обучения, представляющей собой устное последовательное систематическое изложение содержания науки, выглядят следующим образом:
нравственная сторона лекции и преподавания;
научность и информативность (современный научный уровень);
доказательность и аргументированность,
наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.
научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.
Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.
Подготовка к лекции включает в себя:
сбор материала по теме лекции;
составление плана лекции;
отбор материала для лекции;
составление конспекта лекции.
Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение.
Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.
Заключениеимеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.
Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой.
Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом.
Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.
Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение.
Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.
Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.
Проведение (чтение) лекции включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.
Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и т.д.
Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением.
В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.
В заключение необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.
Методические приемы чтения лекции:
четкая структура лекции и логика изложения;
ознакомление с литературой по теме лекции;
доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий, используемых в лекции;
выделение главных мыслей и выводов;
использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);
использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;
применение опорных материалов при чтении лекции.
Управление работой студентов включает:
требование вести запись и контроль над выполнением этого требования;
обучение студентов методикам ведения записей;
использование приемов поддержания внимания;
Форма проведения лекции предполагает:
владение голосом, хорошую дикцию;
ясность, правильность речи;
соответствующий внешний вид;
умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;
Значение слова ЛЕКЦИЯ. Что такое ЛЕКЦИЯ?
Словарь Ушакова
Видео
Недостатки, свойственные лекционной системе подачи информации
Выбирая лекции как способ передачи фундаментальных знаний учащимся, администрация учреждения должна отдавать себе отчет в том, что он отличается некоторыми специфическими особенностями.
Чтобы процесс обучения был действительно качественным, лектор должен обладать не только необходимой информацией и опытом, но и способностью к преподаванию. Многие могут вспомнить популярные в студенческой среде анекдоты о скучных и длинных лекциях. Надо ли говорить, что данные, надиктованные монотонным голосом без интонаций, практически не усваиваются? Эту проблему эффективно решает тренировка ораторского мастерства преподавателя.
Другая особенность кроется в самом понятии того, что такое лекция: фактически это монолог. Максимум общения между лектором и студентом заключается в ответе на заданные учащимся вопросы. Однако, как правило, от слушателей инициатива поступает редко. В результате можно наблюдать низкую вовлеченность студентов, отсутствие активности и высокого уровня усвоения информации.
Чем отличается лекция от семинара
Чем отличается лекция от семинара, вы наверняка уже догадались. Практически всем.
Лекция – это форма обучения студентов, когда говорит один лектор, а студенты слушают и конспектируют ключевые моменты.
Семинар – это закрепление всего пройденного материала с помощью самостоятельной работы.
Лекция всегда предшествует семинару, ведь без информации нечего будет закреплять в памяти студентов. Обычно количество занятий распределяет время для лекций и семинаров по половине. Причем семинары могут быть переведены в практические занятия по усмотрению преподавателя.
Студентам больше нравятся семинары, чем практические занятия. Ведь вовремя практических задается домашняя работа, как в школе. Только в интернете уже нельзя будет найти готовые домашние задания. Приходится самому потратить несколько часов, чтобы решить все примеры.
Лекции даже более легкие, чем семинары. Ведь на дом вообще ничего не задается. Не нужно готовиться к занятию или искать готовый доклад.
Хуже всего, когда преподаватель задает приготовить реферат и обещает проверить его на антиплагиат. Для этого нужно самостоятельно делать большую работу, либо узнавать про профессиональное повышение уникальности. На нашем сервисе можно быстро поднять уровень оригинальности без изменений в тексте. Всего за 1 минуту можно избавиться от всего плагиата, чтобы система его не нашла. Но подробно об этом расскажем в конце статьи.
Семинары и лекции – это очень важный период в жизни студента. Именно благодаря этим занятиям можно хорошо усвоить всю информацию от преподавателя. Это поможет легче сдать экзамен, либо заработать баллы на автомат.
Откроем секрет. Старайтесь с первого дня создать себе репутацию. Преподаватели должны запомнить ваше лицо, а затем и имя. Старайтесь чаще поднимать руку, чтобы задавать свои вопросы преподавателю и отвечать на его. Но старайтесь отвечать правильно. Если вы будете постоянно отвечать наобум, чтобы запомниться – это будет иметь обратный эффект.
Чем отличается лекция от семинара? Тем, что вовремя лекционных занятий больше всего работает преподавателей. Он стремится дать всю полезную и нужную информацию своим студентам. А в период семинарских занятий студенты должны работать в большей степени сами, показывая то, чему они научились.
Обзорная, информационная и другие лекции
Лекцией-информацией называют такие мероприятия, целью которых является информирование студентов о каком-либо предмете. Преподаватель в общих чертах или более подробно излагает и объясняет учащимся научные сведения, которые должны быть осмыслены и запомнены ими. Зачастую в процессе проведения таких мероприятий каждый студент ведет конспект лекций, где кратко фиксирует важнейшие моменты выступления. Следует отметить, что информационные лекции относят к традиционному типу.
Обзорная лекция призвана систематизировать научные знания на довольно высоком уровне. При этом ее особенностью становится наличие большого количества ассоциативных связей, задействованных при осмыслении информации. Обычно обзорные лекции не предусматривают конкретизации и детализации, они предназначены для раскрытия внутрипредметных и межпредметных связей.
Что такое семинар
Семинар – это наиболее распространенный вид учебно-практических занятий в университете. Оно представляет собой чтение и обсуждение докладов.
Преподаватель с самого начала курса раздает студентам темы для докладов. Часто студенты сами выбирают тему. Листочек с названиями будущих докладов проводят по всей аудитории. Поэтому заранее предупреждаем: в начале учебы лучше сидеть на первой парте, чтобы всегда выигрывать в выборе темы доклада.
Затем преподаватель записывает имя каждого студента, когда он будет выступать. На подготовку дается все время, что будут вестись лекционные занятия. Студент, приходя домой, должен готовить свое сообщение и выступление. На самом деле многие учащиеся просто скачивают доклады и впервые читают его уже на семинаре.
Преподаватель активно просит студентов в аудитории задавать вопросы докладчику. Однако в современное время между студентами царит солидарность, никто не хочет «закапывать» одногруппника. Поэтому аудитория молчит, и тогда вопросы может задать преподаватель.
Вот такая обстановка царит в современных университетах. В идеале же, после подготовленного сообщения и выступления студента, должны подниматься руки. Преподаватель разрешает задавать вопросы, а докладчик охотно отвечает, ведь он не смог в 5-минутный доклад уложить всю интересную информацию.
К тому же на семинарах можно делать дополнение к сообщению студента. Человек из зала может выступить с места или выйти вслед за предыдущим рассказчиком. Тогда он продолжит раскрывать тему или, наоборот, углубиться в какой-то отдельный аспект предмета обсуждения.
За каждый ответ студенты получают баллы. Эти баллы в конце семестра определяют, допускается ли студент до экзамена или нет. Если он набрал больше 60 баллов, то может рассчитывать на автомат, т.е. на оценку без сдачи экзамена.
Семинар – это такое занятие, на котором студенты должны самостоятельно обсуждать проблемы по темам курса. Они должны готовиться к каждому занятию. Не один докладчик готовит свое сообщение, но все студенты изучают тему самостоятельно.
Не многим преподавателям удается заставить студентов правильно готовиться к семинарам. Еще меньше могут заложить интерес студентов к предмету, чтобы они сами хотели его изучать.
Слово «лекция» произошло от латинского lection, что в переводе означает «чтение». Появилась категория в Древней Греции и в Средние века продолжила свое развитие. Под вузовской лекцией следует понимать ключевой элемент дидактического цикла процесса обучения. Основной ее целью является создание ориентировочной базы усвоения слушающими учебного материала в последующем. В нашей статье рассмотрим понятие и виды лекций. Разберем их основные особенности, формы и функции.
Функции категории
Прежде чем рассмотреть каждый из видов лекций в отдельности, целесообразно привести их общий функционал. В учебном процессе актуален целый ряд ситуаций, в соответствии с которыми лекционный вариант обучения не может быть заменен никаким другим. Отчасти это происходит из-за того, что все виды лекций выполняют такие функции, как:
Основные виды лекций
Лекция является незаменимой также в функции структурирования и систематизации всего объема знаний по той или иной дисциплине. В настоящее время принято выделять такие виды (типы) лекций:
Целесообразно рассмотреть представленные виды и формы лекций в отдельности.
Вводная лекция
Такая лекция предполагает первое представление о предмете. Она является ориентиром для студента в системе деятельности по конкретному курсу. Лектор организует знакомство слушателей с задачами и назначением курса, его местом и ролью в системе дисциплин учебного плана, а также в подготовке специалистов.
Дается достаточно краткий обзор материала, вех развития практики и науки, достижений в данной сфере и, конечно же, приводятся имена известных представителей направления, ученых. Помимо этого, описываются перспективные варианты исследований. На такой лекции раскрываются организационные и методические особенности деятельности в рамках курса, анализируется учебно-методическая литература, которая рекомендована студентам, а также уточняются формы и сроки отчетности.
Лекция-информация и обзорная
Среди существующих на сегодняшний день видов лекций важно отметить обзорную. На ней происходит систематизация знаний на предельно высоком уровне, которая допускает большое количество связей ассоциативного плана в процессе осмысления сведений, излагаемых при раскрытии межпредметных и внутрипредметных связей. При этом детализация и конкретизация исключаются.
Лекция-информация прежде всего ориентирована на изложение и дальнейшее объяснение слушающим научной информации, которая подлежит не только осмыслению, но и запоминанию.
Проблемная
Такой вид учебной лекции, как проблемная, предполагает введение нового знания через «проблемность» ситуации, вопроса или задачи. В данном случае познавательный процесс у студентов в диалоге и сотрудничестве с преподавателем в достаточной мере приближается к исследовательской работе. Суть проблемы раскрывается посредством организации поиска ее преодоления или обобщения и последующего анализа как традиционных, стандартных, так и современных, то есть нетрадиционных точек зрения.
Лекция-визуализация
Это такой вид лекции, деятельность преподавателя на которой сводится к краткому или развернутому комментированию визуальных материалов, относящихся к просмотренным (к примеру, опорного конспекта). Ключевой составляющей образно-ассоциативной конструкции считается опорный сигнал. Под ним следует понимать единичный образ ассоциативного типа, который служит заменой некоему смысловому значению. Он поможет мгновенным образом восстановить в памяти информацию, известную ранее.
Бинарная
Лекция «вдвоем» проводится в форме диалога, в котором участвуют два преподавателя. Они являются либо представителями разных научных школ, либо ученым и практиком, студентом и преподавателем. Стоит заметить, что последние зачастую придерживающиеся различных точек зрения на проблемные вопросы. Они способны развернуть дискуссию прямо на глазах слушателей. Лекторы активизируют их и посредством этого приводят пример научной полемики.
Интересный формат
Среди методов и видов лекций особое место занимает вариант с запланированными заранее ошибками. Он рассчитан на стимулирование слушателей к постоянному контролю предлагаемых сведений. Речь идет о поиске ошибки в содержании, методологии, орфографии или методиках. В конце материала осуществляется диагностика студентов и разбираются допущенные ошибки.
Слайд-лекция
Это представление материала в формате цифр. В данном случае имеют место слайды с речевым сопровождением лектора, преподавателя. При просмотре, сразу же после логически законченной мысли (приблизительно спустя 5-7 минут) автоматическим образом запускается проверочный тест, который обычно состоит из одного вопроса, касающегося прочитанной информации. Если он не пройден, то демонстрация материала останавливается. В свою очередь слушатель возвращается к началу просмотра. В качестве завершения предлагается 5-6 соответствующих теме вопросов. Следует подчеркнуть, что структура подачи сведений при условии обратной связи способствует повышению степени усвоения информации и активизации внимания студентов.
Лекция-телеэссе
Основной целью здесь выступает отработка коммуникативной компетенции. Студент, после того как прослушал материал, должен выбрать один из параграфов (примерно на 5-7 минут) и записать собственное устное выступление посредством web-камеры. Самые удачные могут применяться преподавателем для иных курсов. В данной ситуации целесообразно организовать конкурс.
Лекция-конференция
Эта разновидность лекции проводится как занятие научно-практического плана. Причем проблема и система докладов оговариваются заранее. Каждое выступление длится порядка 5-10 минут. Оно представляет собой законченный в логическом плане текст, который подготовили в рамках программы, предложенной преподавателем, заранее. Совокупность зачитанных текстов позволяет всесторонним образом осветить проблему. Как правило, в конце лектор оглашает результаты самостоятельной деятельности, выступлений студентов. Он дополняет или уточняет предложенные сведения, формулирует ключевые выводы.
Лекция-консультация
Первый вариант такого подхода реализуется в соответствии с типом «вопрос — ответ». Преподаватель во время лекционного периода отвечает на вопросы слушателей по всему курсу или разделу. Второй подход предполагает такую схему: «вопрос — ответ — дискуссия». Это троякое сочетание: изложение новых учебных сведений читающим, постановка вопросов и, наконец, организация дискуссии, связанной с поиском ответов на актуальные вопросы.
Пресс-конференция
В заключение рассмотрим такой формат лекции, как пресс-конференция. Огласив тему, преподаватель предлагает студентам задать ему интересующие их вопросы письменно. На протяжении нескольких минут слушатели формируют списки и передают их преподавателю, который в течение некоторого времени сортирует вопросы в соответствии с их содержанием и начинает лекцию. Материал излагается не в качестве ответов на вопросы, а как логичный, связный текст. Однако именно в процессе прочтения лекции формулируются ответы, интересующие студентов. В конце преподаватель осуществляет анализ материала как отражение знаний и интересов учащихся. Необходимо заметить, что данный формат достаточно широко применяется на территории России как в высших учебных заведениях, так и в колледжах.
Каждый из перечисленных вариантов представления материала имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому любой преподаватель находит наиболее удобный подход для себя и слушателей. Он выбирает то, что будет интересно студентам, ведь так важно, чтобы лекция была полезной.