Что такое однотематическая лексика в русском языке
Материалы к программе элективного курса “слово в тексте”
(Из сборника “Программы элективных курсов.
Русский язык. 10–11-е классы”. М.: Дрофа, 2010)
При изучении лексики в школе закладываются теоретические основы работы по обогащению словарного запаса учеников. Обогащение словаря – важнейшая часть занятий по совершенствованию речи, процесс, который, как известно, продолжается в течение всей жизни человека. Этим объясняется особая роль теории, лингвистических знаний о слове. Минимум теоретических сведений о слове, включенный в раздел “Лексика”, должен стать основой формирования лексических умений и навыков. Как отмечает программа, при изучении лексики у учеников должны быть сформированы следующие практические умения и навыки: пользоваться словарями; употреблять слова в свойственном им значении; пользоваться лексическими синонимами для более точного выражения мыслей, достижения выразительности высказывания и преодоления неоправданного повторения слов.
Рассмотрение синонимов как опорного, стержневого понятия школьного курса русского языка определяется ориентацией на усиление практической (речевой) направленности изучения языка в школе.
Какие же знания о синонимах нужны для формирования умений правильно, уместно, коммуникативно целесообразно употреблять слова-синонимы в речи? Когда, на каких этапах эти знания должны быть усвоены?
Первый этап изучения синонимов – практическое знакомство со словами, близкими по значению (смыслу), в начальных классах. В учебниках для 1–3-х классов нет ни определения синонимов, ни теоретического описания, раскрывающего их признаки, и в то же время мы можем считать, что учебники по русскому языку и чтению содержат материал для серьезной, глубокой работы над синонимией.
В начальных классах ученики должны прочно усвоить основной признак синонимов – близость значения. Данный признак является главным, в ряде случаев определяющим взаимозаменяемость слов-синонимов в речи. Именно с этим признаком синонимов связан вопрос, который при выполнении упражнений часто ставится перед учениками начальных классов: “Как сказать по-другому?”. Некоторые задания ориентируют и на внимание к тому, как сказать лучше.
Для того чтобы оценить роль синонимов в организации текста и научиться правильно использовать слова из синонимического ряда в своей речи, в 4–8-х классах учащиеся должны теоретически и практически усвоить такой признак синонимов, как способность отличаться оттенками лексического значения и употреблением в речи. Этот признак включен в определение синонимов, данное в § 46 учебника для 5-го класса. Определение графически выделено как материал для обязательного заучивания.
Проиллюстрируем это положение примерами текстов.
1. Весна в этом году выпала ранняя, яркая… На улице, ослепленной солнцем, бесчинствовали воробьи, а небо было такое голубое – не небо, а небеса!
2. Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю…
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства…
Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо.
3. Прощай, океан! Нет-нет, только не прощай! Я вернусь к тебе… И я говорю тебе – ты слышишь? – не прощай, а до свидания, океан! До нашего непременного свидания!
Исследованиями психологов доказано, что вопросы на сопоставление внешне сходных, но различных по сути явлений вызывают особый интерес у учащихся. Работа с текстами, в которых синонимы сопоставляются, а иногда и противопоставляются, способствует воспитанию интереса к слову, чувства языка.
Далее на протяжении всего обучения в 5–9-х классах время от времени должны проводиться упражнения, выполнение которых связано с усвоением знаний о синонимах как о словах, которые могут отличаться друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.
1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Ответьте на вопросы.
Если бы меня спросили, что я ценю больше всего в наших мальчишках и девчонках, я бы назвал в первую очередь любознательность. Не просто любопытство, каковое присуще всякой сороке, а именно любознательность, иными словами – любовь к познанию. Качество это свойственно только человеку, и от того, насколько рано оно привито, во многом будет зависеть весь дальнейший образ жизни этого человека, круг его интересов, дела и поведение.
1) Как объясняет писатель значение слова любознательность? В каком значении употреблено в тексте слово любопытство? Какое другое значение имеет это слово? В случае затруднений справьтесь в толковом словаре.
2) С каким из слов: любопытство или любознательность – сочетаются прилагательные праздный, пустой, удивительный?
2. В одной из книг по языкознанию сказано, что синонимы – это очень часто “то же, да не то же”. Как вы понимаете эти слова? Приведите примеры, доказывающие правильность этой мысли, используя следующий текст. Какова его основная мысль?
В нашей речи много слов… почти одинакового значения. Например, слова метель, вьюга, пурга, буран, зaметь обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определил как “ветер, вихрь со снегом”. Но все эти слова имеют свои смысловые оттенки. Метель – более общее понятие, она метет поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, называется “зaметь”, бьющая же со всех сторон, вьющаяся вверху снежная крутоверть – это вьюга. Буран – преимущественно метель в степи. Пурга – то уже снежная буря.
…Итак, понятие одно, а оттенки его разные.
3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы, но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное.
1) Запишите текст, подчеркните синонимы. Укажите, чем различаются слова-синонимы. Определите, какова в нем роль синонимов.
2) Пользуясь словарем учебника (для 4-го класса), произведите лексический разбор слова фантастический.
3) Попытайтесь изменить порядок следования синонимов в конце предложения. Что при этом потеряет высказывание?
4) К какому стилю речи можно отнести текст? Почему?
4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Найдите в нем синонимы.
Я шел во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом и победителем. У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше – и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
1) Запишите первое предложение. Почему автор использовал не одно слово, а три – синонимичных? Что достигается таким приемом?
2) Чем различаются синонимы большой – огромный? Придумайте 2–3 предложения с синонимами к этим словам.
Для справок: большой, огромный, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский.
Анализ употребления слов-синонимов в тексте позволяет решить задачу усвоения знаний о признаках синонимов и содействует формированию умения употреблять слово в тексте так, чтобы речь была правильной, точной, выразительной, богатой. Использование текста в качестве дидактического материала дает возможность показать оправданность выбора слова из синонимического ряда, мотивированность этого выбора значением слова, нормами его сочетаемости, особенностями текста.
Лексические средства связи в тексте
Другой важной чертой работы над синонимами в 5–6-х классах является то, что изучение основных признаков синонимов связывается с выявлением их роли в выражении межфразовых связей. Для осознания (но не заучивания) ученикам 5-го класса даются следующие теоретические сведения: “Синонимы помогают точно и образно выражать мысли. Они служат также средством связи предложений в тексте”. Эти сведения очень важны. Знания о функции синонимов в речи помогают ученикам ответить на вопрос о роли синонимов при анализе текстов, а главное – содействуют формированию умений и навыков создавать текст.
Успех работы по формированию лексических навыков, на наш взгляд, находится в зависимости от того, в какой мере знания о слове будут связаны с изучением текста, от взаимосвязи в изучении слова и текста. Связь эта возникает естественно; например, рассмотрение функции синонимов, антонимов, повторяющихся слов в речи соотносится в известной мере с вопросом о средствах связи в тексте.
Программа по развитию связной речи для 5-го класса включает понятие о тексте и его частях и понятие о лексических средствах связи частей текста. Знания о лексических средствах связи частей текста ученики приобретают практически, в результате выполнения упражнений. В учебниках даются определение текста и ряд упражнений по анализу текста. Задание “Озаглавьте текст” предполагает выявление темы или основной мысли. Очень важно, чтобы знакомство с основным признаком текста – тематическим единством – было связано с анализом лексических средств, использованных в тексте.
5. Ученики получили задание: найти примеры синонимов и антонимов в рассказе И.С. Тургенева “Муму”. Попробуйте по выписанным словам определить, какой отрывок они анализировали.
Дорога – путь – шоссе; идти – шагать – выступать; спешить – торопиться; отвага – решимость.
Чужой – свой; чужая сторона – родина; ночь – день; слабо – сильно.
Найдите в хрестоматии по литературе отрывок, из которого выписаны слова, и ответьте на вопросы:
1) Какова роль синонимов и антонимов в этом тексте?
2) Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд: идти – шагать – выступать? Выпишите из текста словосочетания (или предложения) с этими глаголами. Какой из глаголов показывает не только как шел Герасим, но и передает отношение автора к герою?
6. Запишите отрывок. Какова его тема, основная мысль? (В каком предложении выражена основная мысль?)
Он вспомнил, как прошлым летом был в Волгограде, как целый день ходил по Мамаеву кургану. Холм, взявший отца в свои недра, был велик и печален, громадная скульптура, венчавшая вершину, бросала на город исполинскую тень. В зале воинской славы еще шли работы, но он, сын погибшего на Волге сержанта, все же увидел свою фамилию на гранитной стене… Нигде в мире нет такого грандиозного, такого могучего памятника, как там, на Мамаевом кургане.
1) Какие синонимы к слову большой используются в тексте? Запишите ряд синонимов. Чем отличаются слова, входящие в данный синонимический ряд? Как использование этих слов связано с темой, основной мыслью текста?
2) Запишите слова, использование которых указывает на тему отрывка: Волгоград, Мамаев курган, памятник, скульптура. Какие текстовые синонимы помогают осуществить связь между предложениями и избежать неоправданного повторения некоторых из этих слов?
3) Произведите лексический разбор слова могучий, пользуясь “Школьным толковым словарем русского языка” М.С. Лапатухина и др. (М., 1981).
Однотематическая лексика в организации текста
Анализ текстов убеждает в том, что синонимы в них можно назвать ключевыми словами. Выписав из текста синонимы и повторяющиеся слова, мы можем ответить на вопрос, какова тема текста, получим представление о его содержании.
Из того, что наряду с повторяющимися словами и однотематической лексикой синонимы (а иногда и антонимы) играют роль ключевых слов, отражающих содержание, тему, основную мысль текста, можно сделать вывод, который поможет организовать словарную работу, ориентированную на развитие связной речи. При подготовке к сочинению и изложению следует обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп, показывать возможности замещения слов, которые обусловлены темой сочинения. При этом особое внимание следует уделять работе над текстовыми (контекстуальными) синонимами, т.е. над словами, которые получают основной признак синонимов – близость значения – в условиях данного текста.
При анализе текстов ученики должны увидеть зависимость использованных лексических средств от содержания, темы, основной мысли текста. С этой целью, например при выполнении упр. 109 (5-й класс), можно несколько уточнить систему заданий. Задание в учебнике сформулировано так: “Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите предложения, которые в тексте соединяются повторами слов, местоимениями, словами, близкими по значению”. Прочитав текст, ученики дают ему название (например, “Озеро”, “Озеро в начале зимы”, “Лед на озере”). Исходя из того что название отражает тему текста, мы предлагаем учащимся выписать имена существительные, которые соотносятся с темой (озеро, вода, дно, берег, лед, льдинки). Затем ученики отмечают, сколько раз эти слова встретились в тексте (озеро – 2, вода – 2, дно – 1, берег – 2; лед – 6, он – 1 – всего 7 упоминаний; льдинки – 1, они – 1 – всего 2). Такая работа убеждает в том, что названием, более точно отражающим содержание, тему текста, является “Лед на озере” (или “Первый лед”). Выполнение подобных заданий позволит показать роль однотематической лексики и повторяющихся слов в организации текста.
Знания о роли однотематической лексики в организации текста особенно важны для анализа текстов с параллельной связью и для формирования умений создавать такие тексты (параллельная связь обычно используется в различных описаниях).
Термин “параллельная связь” вводится в одном из учебников в 6-м классе (так же, как и цепная связь). В § 8 учебника 5 дается теоретическое описание (“При параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах. Каждое из предложений, соединенных параллельной связью, понятно само по себе. В тексте они связаны по смыслу”), приводится схема, показывающая отличие параллельной связи от цепной. Схема отражает анализ поэтического текста (стихотворение И.А. Бунина) и иллюстрирует мысль о том, что “при параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах” (в рамочки заключены слова: листья, лес, стая). Эта схема дает возможность показать учащимся, что при параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах, которые связаны между собой. Слова, которые называют эти предметы, обычно связаны общими темами, и именно использование однотематической лексики является выражением связи по смыслу. (В § 8 мы читаем: “В тексте они (предложения) связаны по смыслу”.)
Для иллюстрации мысли о том, что в текстах с параллельной связью средством выражения смыслового единства служит однотематическая лексика, можно обратиться к тексту упр. 15 (6-й класс). Интересно провести анализ второго абзаца:
…Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник… И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.
Приведенный отрывок интересен для наблюдений над различными языковыми средствами организации текста. Это:
1) однотематическая лексика: лес, мох, брусника, папоротник (ученикам можно дать задание выписать имена существительные, которые стоят в конце предложений);
2) порядок слов, однотипность строения (структуры) предложений (чтобы школьники поняли материал, им дается задание составить схемы 2-, 3-, 4-го предложений);
3) видо-временная соотнесенность использования глагольных форм (шумит, похлюпывает, алеют, лежит);
4) повтор слова лес, однокоренные слова (шумит – шум), использованные в первом и последнем предложениях, которые связаны по смыслу и с помощью указанных языковых средств. Здесь мы видим средства, характерные для цепной связи (это союз и, а также “несамостоятельность” последнего предложения: его нельзя извлечь из контекста).
Таким образом, анализ отрывка дает возможность показать учащимся следующее:
цепная и параллельная связь предложений часто встречается в пределах одного текста, даже одного абзаца;
языковые (лексические и грамматические) средства связи между предложениями являются выражением связи по смыслу;
параллельная связь обычно используется в описаниях (т.е. способ связи зависит от типа речи).
Данный текст, на наш взгляд, поможет учащимся понять сущность цепной и параллельной связи; его полезно привлечь к объяснению материала § 8 еще и потому, что на первом уроке по этой теме лучше анализировать прозаические тексты (в § 8 для наблюдений предлагается поэтический текст, см. стр. 17). Можно дать учащимся задание составить схему параллельной связи предложений в приведенном тексте по образцу, данному на стр. 18. Включение в схему слов лес, мох, брусника, папоротник хорошо иллюстрирует роль слов одной тематической группы в организации текста.
Анализ языковых средств связи частей текста обязательно должен идти параллельно анализу содержания (темы, основной мысли) текста. Иначе выявление лексических и грамматических средств межфразовых связей будет проводиться формально, не содействуя усвоению знаний о слове и тексте и не влияя на формирование умения создавать текст. При изучении средств связи в тексте полезно привлекать знания о типах, стилях речи. Неслучайно в учебнике для 8–9-х классов 6 § 5 назван “Стили речи. Строение текста”.
В параграфе теоретические сведения о тексте, усвоенные в 5–7-х классах, обобщаются, дополняются. Так, например, на стр. 20 указывается, что “при параллельной связи самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное, близкое строение”. Знание этих очень важных сведений, несомненно, будет влиять на умение создавать текст. Следовательно, наблюдения над однотипностью, параллелизмом структуры предложений в текстах с параллельной связью целесообразно проводить уже в 5–7-х классах (тем более что программа по развитию речи в 5–7-х классах включает работу над различными описаниями, т.е. над тем типом речи, где наиболее уместна параллельная связь).
При этом наблюдения над порядком слов, над структурой (строением) предложений должны быть связаны с выявлением роли лексических средств в организации текстов.
При анализе текстов ученики убеждаются, что параллельная связь между предложениями создается использованием однотипных предложений и однотематической лексики.
Для упражнений учитель может использовать следующие дополнительные задания.
Прочитайте тексты I, II, III, IV. Определите, к какому типу речи они относятся. Выполните задания к текстам.
I. Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички… И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называли этот голос сиротским, вдовьим…
II. В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц.
III. Красноватая, не очень яркая луна безмолвно висела над широкой поймой реки. Справа от нас темной полосой спадала к реке гряда елового леса. Слева с высокого холма виднелось отлогое поле. Река едва ощущалась внизу в полусумраке.