Что такое охрана природы кратко

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Смотреть что такое ОХРАНА ПРИРОДЫ в других словарях:

ОХРАНА ПРИРОДЫ

система естественнонаучных, технико-производственных, экономических и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах данного г. смотреть

ОХРАНА ПРИРОДЫ

ОХРАНА ПРИРОДЫ, система естественнонаучных, технико-производственных, экономич. и административно-правовых мероприятий, осуществляемых в пределах дан. смотреть

ОХРАНА ПРИРОДЫ

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали реде. смотреть

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Охрана природы Ленинграда и его окрестностей. Меры по охране природы стали предприниматься в Петербурге фактически со времён основания город. смотреть

ОХРАНА ПРИРОДЫ

ОХРАНА ПРИРОДЫ охрана окружающей природной среды, комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использо. смотреть

ОХРАНА ПРИРОДЫ

— комплексная система международных, государственных, региональных и муниципальных (местных) административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и воспроизводство природных ресурсов, в т.ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и фауны Земли, ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха и, следовательно, на сохранение природных условий развития человеческого общества в настоящем и будущем. В системе мер по охране природы выделяют охрану отдельных элементов (почвенного покрова, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительности и животного мира) природных, сельскохозяйственных и урбанизированных ландшафтов, а также создание природных особоохраняемых территорий и акваторий (заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы). Содержание понятия «охрана природы» исторически менялось. Первоначально оно было ограничено мероприятиями, направленными на консервацию отдельных природных комплексов путем создания системы охраняемых территорий. В 1970‑е годы для обоснования стратегии охраны природы были сформулированы основополагающие принципы: принцип необходимости разнообразия природы (только многообразная и разнообразная живая природа оказывается устойчивой и высокопродуктивной); принцип потенциальной полезности каждого ее компонента (невозможно предвидеть, какое значение для человечества может иметь тот или иной вид в будущем); принцип всеобщей связи в живой природе (выпадение какого-либо одного звена в сложной цепи трофических и иных связей в природе часто приводит к непредвидимым результатам).

Теория и практика охраны природы тесно связана с экологией, всеми другими разделами естествознания и обществоведения. Развиваются и собственные для охраны природы методы и формы исследований, например, мониторинг. Большой материал дает сравнительное изучение ландшафтов и экосистем различной степени нарушенности (если в экосистеме в среднем нарушается ее энергетика не более чем на 1%, трофические цепи на 10%, то она еще может восстановиться самостоятельно).

Охрана природы как отрасль народного хозяйства отличается очень высокой капиталоемкостью.За 20 лет между Стокгольмской конференцией по охране окружающей среды (1972 г.) и конференцией в Рио-де-Жанейро (1992 г.) на мероприятия по охране окружающей среды преимущественно развитыми странами было израсходовано более 1 трилл долларов. В экономически развитых странах расходы на охрану окружающей среды составляют 2—7% и более от ВНП. В США на эти цели в конце 1980‑х — начале 1990‑х гг. расходовалось ежегодно около 80 млрд долларов. Для успешного решения задач охраны природы необходимо: создавать эффективные очистные сооружения, замкнутые (безотходные) технологические процессы, применять комплексную переработку сырья; в широких масштабах осуществлять лесонасаждение; полностью прекратить молевой сплав; для снижения загрязнения почв и вод строго регламентировать применение пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве; исключить из производства и применения ядохимикаты, способные накапливаться в организмах; расширить использование биологических методов защиты сельскохозяйственных культур и лесов. Важное значение для сохранения генофонда имеет расширение сети заповедников и других охраняемых природных территорий, создание центров разведения исчезающих животных и растений с их последующим возвращением в естественные местообитания (реинтродукция).

Правовое регулирование общественных отношений по охране природы осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. №2288 было начато приведение в соответствии с новой Конституцией РФ значительной части законов России, подзаконных и иных правовых актов в области охраны природы. В Основном Законе Российской Федерации экологическим проблемам отведено одно из ведущих мест. Так, в статье 9 Конституции РФ говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» и вместе с тем подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. В статье 36 развивается это положение: «Владение, использование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Впервые в Основном Законе страны (статья 42) провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Помимо прав, в Конституции РФ записаны и обязанности граждан в отношении охраны природы, в статье 58 сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

В юридическом отношении очень важной представляется статья 72, содержащая перечень проблем, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В их число среди других вопросов входят: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Для России всегда был очень важен земельный вопрос во всех его аспектах. Условия и порядок пользования землей определяются федеральным законодательством. Наиболее важными являются Указ Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Федеральный Закон «О мелиорации земель», принятый Государственной Думой 8.12.1995 г.; Указ Президента РФ от 7.03.1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю». До настоящего времени основным природоохранным законом является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. В этом законе природа и ее ресурсы признаются «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека». Однако с принятием новой Конституции РФ возникла необходимость внести ряд изменений и дополнений в этот Закон в связи с существенными переменами в государственном устройстве России. После принятия новой Конституции РФ принят целый блок законов, составляющих основу жизни общества (Гражданский Кодекс РФ, Федеральный Закон «Об общественных объединениях»), а также базу природоохранного законодательства — «О недрах» от 8.02.1995 г.; «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г.; «О животном мире» от 22.03.1995 г.; «Об экологической экспертизе» от 19.07.1995 г.; «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 25.10.1995 г.; «Водный Кодекс Российской Федерации» от 18.10.1995 г.; другие федеральные законы. После принятия новой Конституции РФ на первое место в области природоохранной деятельности выдвигается необходимость создания эффективной системы охраны природы, способной должным образом обеспечить вхождение России в этап устойчивого развития. В этой связи важнейшее значение имеет Указ Президента РФ от 1.04.1996 г № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в котором была утверждена представленная Правительством РФ Концепция перехода России к устойчивому развитию, содержащая задачи, направления, условия и этапы этого перехода. В Указе Правительству РФ предлагается «при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения Концепции перехода России к устойчивому развитию».

ОХРАНА ПРИРОДЫ

О. п. в СССР — одна из осн. функций гос-ва и обязанность всех граждан (ст. ст. 18 и 67 Конституции СССР). Правовое регулирование обществ, отношений по О. п. осуществляется на основании Конституции СССР, Законов СССР и союзных республик о земле, воде и др. Законы об О. п. были приняты в 1957—63 во всех союзных республиках. В 1972 и в 1978 ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли важные постановления об усилении О. п. и улучшении использования природных ресурсов. В 1980 приняты Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира. В 1981—82 соотв. законы были приняты во всех союзных республиках. Вопросами О. п. и рационального использования природных ресурсов занимаются св. 200 постоянных междунар. орг-ций и органов. В 1948 по инициативе ЮНЕСКО создан Междунар. союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), в к-рый входят св. 450 орг-ций более чем из 100 стран. СССР участвует во мн. природоохранных проектах и программах междунар. орг-ций — ФАО, ВОЗ, Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) и др., в ряде междунар. конвенций, напр, о запрещении военных и иных враждебных воздействий, направленных на изменение окружающей среды, о междунар. торговле редкими видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угольях. В 1979 МСОП в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) совместно с Всемирным фондом дикой природы выработал “Всемирную стратегию охраны природы”. В 1981 Генеральная Ассамблея ООН по инициативе СССР приняла резолюцию “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений ”.

Решение проблем О. п. связано с оптимизацией отношений общества и природы, к-рая должна осуществляться одновременно разными путями. Первостепенное значение имеют природоохранное образование и воспитание (т. н. экологизация сознания), природоохранное законодательство. В пром-сти и энергетике должен быть осуществлён переход на мало- и безотходную технологию (т. н. экологизация экономики). Важное значение имеют создание системы непрерывного контроля и наблюдения (мониторинга) за состоянием природной среды, мероприятия по сохранению генофонда, включая расширение сети заповедников и создания центров разведения исчезающих ж-ных и р-ний, одомашнивание и окультуривание диких видов.

• Об охране окружающей среды. Сб. док-тов партии н правительства, 1917 —1985, 3 изд., М., 1986; Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных л растении, М., 1978; то же, 2 изд.. т. 1 — 2, М., 1984; Анучин В. А., Основы природопользования. М., 1978; Реймерс Н. Ф., Яблоков А. В., Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы, М., 1982; Банников А. Г., А. К., Вакулин А. А., Охрана природы. 2 изд., М., 1985; Яблоков А. В., Остроумов С. А., Уровни охраны живой природы, М., 1985; Охрана природы. Справочник, под ред. К. П. Митрюшкина, 2 изд., М., 1987.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *