Что такое окончание слова 3 класс
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Форма слова. Окончание
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое окончание, находить окончание в слове, приводить примеры слов с разными окончаниями.
Тезаурус: однокоренные слова, родственные слова, корень слова, окончание.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Что общего и чем они отличаются? Прочитаем подписи. Что у них общего и чем они отличаются?
Берёза. Подберёзовик.
Как видно, на всех картинках изображена берёза. На верхних картинках изображена 1 и 2 берёзы. Это одно и то же слово, различающееся только по форме: обозначает один предмет и несколько.
На нижних картинках изображены разные слова, но относящиеся к одному и тому же слову «берёза». Подберёзовик – это гриб, который растёт под берёзой.
Итак, обратим внимание, слова берёза, берёзы – это формы одного и того же слова берёза. Нужно отличать их от однокоренных слов – берёза, подберёзовик.
Окончания помогают связать по смыслу и по форме слова в словосочетании и предложении.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.
В лесу живёт (кто?) лиса.
Мальчик увидел (кого?) лису.
Лесник подкрался (к кому?) к лисе.
Охотник наблюдал (за кем?) за лисой.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить, задавая к нему разные вопросы: чем? (кем?), о чём? (о ком?), чего? (кого?) и т.д.
В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками (буквами). Такое окончание называют нулевым.
Например, обед, ужин
Укажите наиболее полное определение окончания.
Что нужно сделать, чтобы найти окончание? Выберите верный ответ.
Чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам.
Какое слово нужно добавить в предложение? Выберите и укажите верный ответ.
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это изменяемая часть слова.
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
3. наречия
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
5. деепричастия
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
Видеоурок
Конспект урока по русскому языку «Окончание» 3 класс
Конспект урока «Знакомство с новым морфемным понятием»
Русский язык, 3 класс, часть 1
(Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Тема урока : Формы слова. Окончание (Что такое окончание?)
Тип урока: Комбинированный урок
1) Научить различать понятия «однокоренные слова» и «формы слова»;
2) Создать условия для усвоения понятия «Окончание» и выделения существенных признаков этого понятия;
1) Формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать;
2) Научить ставить и удерживать учебную задачу;
3) Формировать умение составления плана.
1) Развивать навык проведения самооценивания и рефлексии.
Оборудование: Презентация (SMART Notebook 10) с использованием динамической таблицы, демонстрацией дидактического материала, фиксацией целей урока и т.д.; дидактический материал (словосочетания, «испорченный» текст)
I . Организационный момент
1) Поприветствовать детей;
2) Проверить готовность к уроку
Такое начало урока носит подготовительный характер.
II . Мотивационный этап.
1)Актуализировать знания детей об однокоренных словах;
2) Создать проблемную ситуацию.
— Запишите словосочетания: Осиновый лес, густой осинник, молодые осинки, красивая осина, гриб подосиновик.
— Что вы заметили в этих словосочетаниях? (Здесь имеются однокоренные слова)
— Выделите в однокоренных словах корень. (осин-)
— Объясните значение этих слов. (Объясняют значение каждого слова с помощью слова «осина»)
— Молодцы! Итак, мы выяснили, что однокоренные слова – это слова, имеющие разные значения, но одинаковый корень.
— Как вы думаете, зачем мы повторяли то, что мы знаем? (Разные предположения детей)
— Об этом мы узнаем позже.
III . Этап «открытия» новых знаний.
1) Дифференцировать понятия «однокоренные слова» и «формы слова»;
2) Изучить определение «окончание», выделить его существенные признаки.
— Посмотрите на доску: Красива осина в солнечные дни. Сверху лист осина яркий, зеленый, а снизу – зеленовато-серый. Прилетел к осина рябчик, сел на веточку, задрожали листики. Про осина и в загадке говориться: никто не пугает, а вся дрожит.
— Спишите, если надо, исправляя предложения. (Самостоятельная работа детей)
— Итак, что у вас получилось? Прочитайте. (Дети читают исправленные предложения)
— Почему вы не стали списывать так, как было на доске? (Там были допущены ошибки, нарушена связь слов в предложении)
— Ответьте на вопрос: Зачем мы исправляли ошибки? – для связи слов в предложении.
— Скажите, какие слова вы исправляли? (Осина, осины, к осине, под осиной)
— Эти слова имеют одно лексическое значение или разные? (Одно лексическое значение)
— Можем ли мы сказать, что это однокоренные слова? Почему? (Нет, потому что у этих слов одно лексическое значение)
— Тогда возникает вопрос, если это не однокоренные слова, тогда что это? (Дети затрудняются ответить)
— Скажите, что менялось в этих словах? (Последняя часть, конец слова)
— Знаем ли мы название этой части слова? (Нет)
— Из каких источников мы можем узнать об этом? (Спросить у учителя, посмотреть в учебнике и т.д.)
— В чем будет заключаться сегодня наша работа? Что мы узнаем на уроке? (Мы узнаем, как называется часть слова, стоящая в конце)
— Сегодня на уроке мы изучим новую часть слова, узнаем, как её обозначают.
— Посмотрите на записи, которые мы сделали. Что мы уже знаем об этой части слова? (Что эта часть изменяемая и нужна для связи слов в предложении)
— Действительно, это изменяемая часть слова и служит она для связи слов в предложении. Откройте учебник на 80-ой странице и прочитайте, как же все-таки её назвали ученые?
— Как вы думаете, почему эту часть назвали окончание? (Потому что она стоит в конце слова)
— Разделите определение на части. Сколько их? (3)
— Поставим вопросы к каждой части. Читайте.
(Какая часть слова? – изменяемая значимая
Что образует? – форму слова
Для чего служит? – для связи слов в словосочетании)
— Подготовьтесь и расскажите определение по плану. (Подготовка детей, а затем ответы по плану)
— Молодцы! О чем еще мы не узнали сегодня? Посмотрите цели. (Как обозначать окончание)
-Выделите окончания в словах: осины, осина, к осине, под осиной.
IV . Закрепление материала
1) Закрепить изученный материал;
2) Формировать умение различать однокоренные слова и формы слова;
3) Развивать навык изменения слов и выделения окончаний в слове.
На слайде словосочетания: Лисий хвост, рассказ о лисе, хитрая лисичка, охотился за лисой, увидел лису, маленький лисенок, подкрался к лисе.
— На доске словосочетания, нужно помочь школьникам разделить эти словосочетания на группы. На какие группы их разделим? (Слова, формы слова и однокоренные слова)
— Как их отличить? Как вы будете действовать? (Формы слова имеют одно значение, в них различны лишь окончания; А однокоренные слова имеют разное значение)
— У доски, разместите слова в таблицу.
(По одному словосочетанию каждый ученик)
— Какова задача у остальных? (Проверять правильность выполнения, а затем записывать в тетрадь)
— Прочитайте формы слова.
(о лисе, за лисой, лису, к лисе)
— У всех такие ответы? (Да)
— Молодцы! Теперь давайте выполним упражнение 145. Прочитайте. Что требуется сделать? (Списать предложения, вставить пропущенные буквы и изменить слово дождь)
— Какую часть этого слова мы будем изменять? (окончание)
— Для чего в словах изменять окончания? (Для связи слов в предложении)
— Работайте. Как закончите не забудьте выделить в словах окончания.
— Как мы обозначаем окончание? (Обводим его в квадрат)
— Закончили выполнение? Проверим.
— Читайте предложение. (Начался дождь)
— Какую букву вставили? Как проверить? (а, непроверяемая, нужно запомнить)
— Следующее предложение. (О дожде народ сложил разные приметы)
И так каждое предложение.
— Хорошо. Какую работу мы сейчас выполнили? (Выполнили упражнение и проверили его)
— Давайте оценим свою работу. На полях начертите шкалу и отметьте уровень правильности своей работы. Если все правильно, ставим крестик на самой высокой шкале; если допущена 1-3 ошибки, на средней шкале; если больше трех ошибок, ставим крестик на самой нижней шкале.
V . Итог урока. Рефлексия.
1) Подвести итог урока;
2) Повторить изученные понятия;
3) Осуществить рефлексию проделанной работы.
— Что нового мы сегодня узнали? Какие понятия мы сегодня рассмотрели? (формы слова, окончание)
— Что такое окончание? (Это изменяемая часть речи, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении)
— Как обозначаем окончание? (Выделяем квадратом)
— Чему учились на уроке? (Различать однокоренные слова и формы слова, изменять слова, выделять окончание)
-Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
Необходимо заинтересовать детей, создать положительную мотивацию.
Чтобы в дальнейшем развести понятия «однокоренные слова» и «формы одного слова»;
Проблемная ситуация предполагает выяснение неизвестного, постановку познавательной задачи. Подводит к изучению новой темы.
Дидактический материал: Словосочетания, содержащие однокоренные слова.
Использование такого материала способствует повторению и актуализации знаний об однокоренных словах.
Прием: 1)Анализ словосочетаний с целью выделения общего; 2) Объяснение лексического значения слов.
Фронтальная форма работы, для того, чтобы все ученики вспомнили ранее изученный материал.
Содержание этого этапа напрямую соответствует теме урока, здесь реализуются поставленные предметные цели.
Использование испорченного дидактического материала для осознанного выделения существенных признаков изучаемого понятия.
Наблюдение за языковым материалом
Выделение существенных признаков в ходе наблюдения.
На слайде появляется: + Связь слов в предложении
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Части слова. Окончание»
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2012
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология: системно – деятельностный метод
1.Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи; наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
2. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
3. Развитие интереса учащихся к предмету через познавательную деятельность.
4. Воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.
— Познакомить с новой частью слова – окончанием.
-Находить окончание слова путём изменения его по числам.
-Выявить значение окончания.
— Находить нулевое окончание.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– Знать, что такое окончание
– Находить окончание слова, путём изменения его по числам.
– Определять значение окончания.
Универсальные учебные действия (УУД)
Ра звивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Выполнять правила этикета.
Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку.
Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их своими очаровательными улыбками. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Настроение замечательное, настрой рабочий.
Начнём урок русского языка с девиза.
Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
1.Холод, холмик, холодный.
Сейчас поиграем в игру « Третий лишний». Вспомним однокоренные слова и что такое корень?
Выпишите из каждой строки однокоренные слова, выделяя корень.
Работаем по вариантам. Для 1 варианта – первые два предложения, 2 варианту – два оставшихся.
Какие слова называются однокоренными? Что такое корень? Какие слова оказались лишние?
2.Прочитайте слова ( на слайде): берёза, на берёзе, берёзу, под берёзой.
Это однокоренные слова? (нет)
А что это? (Это формы одного и того же слова берёза.)
Спишите эти слова, выделите корень.
Теперь выделите в этих словах оставшуюся часть и дайте ей название.
У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? У кого есть ответ? Обоснуйте его.
Выявление места и причины затруднения.
Какое было задание?
Почему вы не смогли сделать? ( Мы не знаем…)
Построение проекта выхода из затруднения.
Какие цели мы поставим перед собой? (Дать определение новой части слова, узнать, как её выделять, для чего она служит, научиться находить её в словах)
Я предлагаю вам работать по плану, который надо отредактировать (Показываю неправильный план, записанный на обратной стороне открывающейся доски)
Для чего служит эта часть слова?
Как найти окончание в словах?
Какая это часть: одинаковая или изменяемая?
Каким значком обозначается эта часть слова?
(Дети меняют пункты местами: 3, 1, 2, 4.)Закрываю доску.
Вывешиваю новый план.
Молодцы. А что поможет вам в открытии нового знания?( учебник с правилами) Открываем его на страницах 80 и 81)
Реализация построенного проекта
Работаем в парах. Для каждой пары даётся план с подчеркнутым пунктом. Дети читают, выбирают для себя нужное, готовятся к ответу.
По одному от каждой пары дети встают и рассказывают.
Вывешиваю эталон.(Об окончании)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
( Фронтально ) По цепочке. Упражнение 144. Что нужно сделать, чтобы словосочетания были понятными?
( Изменить форму слова лиса, то есть изменить в слове лиса окончание)
(Составить, записать, выделить окончания)
Задание на карточках
1.Всем живым существам нужен чистый воздух.
2. В ( воздух) кружился тополиный пух.
3. Легко дышать морским (воздух).
4. Без (воздух) на Земле погибнет всё живое.
Ребята, вам все предложения понятны? (нет)
Что следует сделать, чтобы предложения стали понятными? (Надо изменить слово воздух)
Выполняем.(Дети дописывают окончания)
Проверка по образцу.
Что вы делали?(закрепляли новое) Пришло время для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание на карточках (из упр 145)
Дописать и выделить окончания в формах слова дождь.
Самопроверка по эталону.
У кого нет ошибок? Молодцы!
В чём твоя ошибка? Не расстраивайся, значит, надо ещё немного потренироваться.
Включение в систему знаний и повторение.
Составьте, пожалуйста, предложение из слов (они на карточках)
Запишите предложение в тетрадь.
Выделите окончания в словах.
При проверке спросить: Почему нужно было изменять окончание в словах? (Чтобы предложение имело смысл и слова были связаны между собой по смыслу)
Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подошёл к логическому завершению. Какая была тема урока? Какие цели мы с вами ставили? (Называют) Мы достигли поставленных целей? Что же такое окончание?
Молодцы! Вы все сегодня показали себя настоящими знатоками русского языка. Вы раскололи крепкий орешек знаний.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1388293
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.