Что такое окружающая среда 3 класс окружающий
Технологическая карта урока «Что такое экология» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Студент : Золотухина Валерия Николаевна
Класс и учитель: УМК «Школа России» Плешаков 3 кл.1ч.
Тема урока: «Что такое экология»
Цель урока : Создание условий для знакомства со взаимосвязями в природе.
Дидактические: научить обнаруживать взаимосвязи в природе; познакомить с тем, чем занимается наука экология.
Развивающие: Развивать кругозор детей; операции логического мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дорогах ; воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам учебного труда; умение совместно решать поставленную задачу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работына
Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
интерактивное оборудование на каждом
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).
Здравствуйте дети, сегодня мы проведем с вами урок окружающего мира.
Посмотрите на слайд. Составьте рассказ по данной последовательности.
Почему в самом конце находятся крысы?
Ответ на этот вопрос вы узнаете в ходе нашего урока.
Словесные методы- беседа с мотивирующим приемом.
Средства используемые в качестве источников знаний –
компьютер, проектор, слайд прзентации
Предполагают, рассуждают по схеме.
Устанавливает причинно-следственные связи между объектами; строит рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
Планирует свое высказывание; планирует свои действия в течении урока; выделяет из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
К включается в коллективное обсуждение проблемы; умеет точно выражать свои мысли.
Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения.
2. Актуализация знаний (5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:
актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса по теме: «Общество» ; 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие.
Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Перед опросом охарактеризуем погоду.
Какое сегодня число?
Какое время года? Как определили?
Сейчас я вызову одного ученика, который охарактеризует погоду сегодня на доске. Остальные внимательно следят и, если заметят ошибку, поднимают руку.
Температура выше или ниже нуля?
Осадки присутствуют или отсутствуют?
Какие явления неживой природы мы наблюдаем?
Запишем скорость ветра.
Приступим к проверке домашнего задания.
Первый вариант возьмите карточки, которые лежат на краю ваших столов. Переверните их. Внимательно прочитайте задания. Второе задание можете выполнить на дополнительную отметку. Вам все понятно? Приступайте к работе, подпишите вверху свое имя и фамилию.
Со вторым вариантом мы поработаем устно.
Вам предстоит ответить на вопросы. Старайтесь отвечать правильно и по теме.
Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире.
Сколько государств на Земле?
Что имеет каждое государство?
Послушаем сообщение о народах. (вызывает ученика).
Первый вариант положите свои работы на середину. Сидящий на втором варианте берет красный карандаш. Проверим выполнение.
Зачитывайте полностью предложения, которые получились у вашего соседа. Первое предложение… второе… и т.д.
Сверим ваши ответы с эталоном.
Выставите отметку по критериям оценивания.
Передайте карточки с последних парт. Дополнительное задание я проверю и сообщу ваши отметки в конце урока.
Отвечают на поставленные вопросы.
Описывают погодные условия.
//
Отвечают в письменной форме на поставленные вопросы.
Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.
Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого-либо государства.
На Земле около 200 государств.
Каждое государство имеет территорию, государственные границы, государственные язык, флаг, герб, гимн.
Презентуют подготовленные рассказы.
1)Группа живущих вместе родственников- это семья.
В нашей стране главой государства является президент.
Сравнивают промежуточный результат с эталоном.
Оценивают работу одноклассника.
Словесные методы- беседа с целью актуализации знаний.
Практические методы- карточки с заданиями.
Технические приёмы – использование ТСО.
Логические приёмы – анализ, синтез.
Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся.
Наблюдение за погодой.
Использование знаний полученных на прошлом уроке
Об обществе, о взаимосвязях народа и страны, о государствах, населяющий нашу Землю для решения практических учебных задач.
Р оценивает правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем; планирует свое высказывание.
К формулирует ответы на вопросы; строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи; осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ правил поведения в обществе
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.)
Образовательные задачи урока:
1) Осуществить пробное учебное действие;
2) Сформировать тему урока и задачи учебной деятельности;
3) Организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.
Подведение к теме урока.
Посмотрите на схему, которую мы рассматривали в начале урока. Послушайте мой рассказ.
На одном острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.
Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе).
Перескажите основные события рассказа.
Как вы думаете, как можно было избежать этой проблемы?
Знаете ли вы, как называются люди, занимающиеся исследованиями о возникновении причин каких либо явлений?
Наука, которой занимаются эти люди, изучает связи между живыми существами и окружающей их средой. Это слово образовалось из двух греческих слов. «Экос»— дом и «логос» — наука.
Предположите, как называется эта наука.
Как называются люди, изучающие экологию?
Как вы думаете, могли ли экологи помочь избежать этой проблемы?
Предположите, как люди избавились от крыс.
Вскоре на остров пришлось завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью.
Предположение темы урока.
Вспоминая все вышесказанное, предположите, о чем пойдет речь на уроке.
Обратите внимание на доску. Я сформулировала тему урока так: «Что такое экология?».
Предположение задач урока.
Предположите задачи урока.
Приступим к решению первой задачи.
Что такое экология?
Часто звучат фразы: неблагоприятная экология,
экологический кризис, экологическая катастрофа. Как вы понимаете эти фразы?
(если возникает затруднение, учитель помогает)
Что является источником загрязнения экологии?
Буквально через 20-30 лет наша планета может выглядеть совсем иначе, если в настоящем люди не будут задумываться о своих действиях. Посмотрите на слайд.
Что изображено на картинке?
Что опасного для экологии вы видите на этой картинке?
Как вы думаете, что загрязняют эти выбросы?
Одной из важных проблем, которые рассматривает экология, является загрязнение воздуха.
Посмотрите на следующий слайд.
Что изображено на картинке?
Как вы считаете, это плохо для природы? Почему?
Что может являться причиной пожаров в лесу?
Посмотрите на следующий слайд.
Что изображено на слайде?
Откуда может быть эта вода?
Как будет влиять эта вода на экологию?
К сожалению и в нашей Курской области
существует эти проблема. (Слайд фото)
Курская магнитная аномалия – самые крупные в мире месторождение железной руды.
Экологические проблемы, связанные с работой комбината, типичны для промышленных предприятий этого направления. Это загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами и пылью, земель – отработанными моторными маслами и другими нефтепродуктами, вод – стоками.
На слайде представлены улицы нашего города Курска, а именно- улица Студенческая. Как вы думаете, откуда идет пар?
Главная проблема Курска связана с городской водопроводной сетью. На слайде представлена одна из многочисленных аварий, связанных с трубами. Курск потребляет воду из подземных источников. Качество воды не очень хорошее, потому что очистка воды производится с помощью хлора, а это отрицательно сказывается на здоровье людей.
Как вы можете обезопасить себя от воды плохого качества?
Видели ли вы новости связанные с этой проблемой?
И эту проблему тоже изучает наука экология. Посмотрите на видео. (видео ядерного взрыва)
Знаете ли вы, что было представлено на видео?
Знаете ли вы, где происходил один из известных взрывов атомной электростанции?
Эта трагедия случилась 26 апреля 1986 г.
Радиация, которая исходила от этого взрыва, простиралась на огромные территории.
Как это повлияло на экологию?
Даже сейчас в Чернобыле находится опасно.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. За один год в реки всего мира выбрасывается 10 тонн мусора. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч вредных веществ: газов и пыли. Идут кислородные дожди. Человек выкидывает тонну мусора.
Мы с вами разобрали только несколько проблем, которые изучает экология, но все они очень важны для человечества.
-На ваших столах лежат листы – это рефлексивная карта. В ней перечислены задачи, которые мы с вами должны решить в ходе урока. Напротив каждой задачи есть три варианта ответа:
1. Справился(ась) успешно и без проблем.
2. Я старался(ась) справиться, но были затруднения.
3. Я не смог(ла) справиться с решением этой задачи.
-По мере преодоления наших с вами задач, вы должны отмечать галочкой тот ответ, который наиболее совпадает с вашим мнением.
-Тогда возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив первой задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.
Приступим к решению второй поставленной задачи.
Предположите, что такое окружающая среда?
Прочитайте текст на с. 26—27.
Что такое экология? Прочитайте определение.
Что такое окружающая среда?
Что изучает экология?
Мы смогли решить вторую поставленную задачу?
Какие знания мы получили в ходе решения задачи?
-Возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив второй задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.
Половина пути пройдена, самое время немного расслабиться.
I . Исходное положение (и. п.) – узкая стойка, руки на пояс.
2 – руки вверх, хлопок над головой;
4 – исходное положение.
Приступим к решению третьей поставленной задачи. Для этого мы поработаем в группах (по рядам).
Прочитайте первое задание в учебнике на с. 27. Приведите примеры связей каждой группы.
1 ряд- рассматривает первую схему.
Мы смогли решить третью поставленную задачу?
Какие знания мы получили в ходе решения задачи?
-Возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив третьей задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.
Конструкт по окружающему миру в 3 классе «Что такое экология?»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт по окружающему миру в 3 классе
«Что такое экология?»
Исполнитель: Осмоловская А.А.
Студентка 21 А группы
Преподаватель: Усольцева А.Д.
Предмет : Окружающий мир
Тема урока: «Что такое экология?»
Тип урока : открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков по данной теме :-
Цель урока: формирование представления об экологии как о науке, о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
ü способствовать формированию знаний о экологии, как об отдельной науке;
ü знают об экологии как об отдельной науке.
ü способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, различных видов памяти;
ü развивать наблюдательность и умение делать выводы по результатам наблюдений.
ü формирование умения отвечать на поставленный вопрос, учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве;
ü контроль действий партнёра.
ü умение ставить и формулировать проблему;
ü осмысление математических понятий на предметно-конкретном уровне.
ü умение принимать и удерживать задание учителя, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления, освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами.
ü Воспитать любовь к окружающему миру;
ü воспитывать уважительное отношение друг к другу;
ü продолжить воспитание положительных личностных качеств (доброжелательность, трудолюбие, ответственного отношения к учебному труду) и речевой культуры обучающихся, формировать навыки саморегуляции поведения, умения работать в коллективе, развивать коммуникационные навыки.
ü проявляют уважительное отношение друг к другу.
ü Проявляют интерес к окружающему миру.
ü Преобладают положительные качества личности и речевая культура обучающихся, сформированы навыки саморегуляции поведения, умеют работать в коллективе, развиты коммуникационные навыки.
Оборудование: УМК « Школа России», «Мир вокруг нас» Плешакова А.А. учебник для 3 класса, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал.
Образовательная задача этапа урока
Методы и приемы работы
Форма организации учебной деятельности
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Организовать детей на дальнейшую деятельность.
Словесный метод (прием «Слово учителя»)
— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Александровна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Слайд 1
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация
Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке;
К: умеют слушать и слышать друг друга.
Уважительно относятся друг к другу.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими внутренней потребности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания: (закрепление знаний о последовательности чисел; повторение чисел и цифр 1 и 2) и выявление затруднений в индивидуальной деятельности обучающегося.
Словесный метод (Прием «Беседа»), Практический метод
— Прежде чем перейти к изучению нового материала повторим то, что проходили на предыдущем уроке. Кто мне скажет тему прошлого урока?
— С помощью чего мы можем определить какое это государство?
— Что входит в понятие символика?
-Кто населяет государство?
-Все вместе люди – общество.
-Сейчас проверим ваши знания. На карточках напишите Ф.И. Прочитайте задание и приступайте к его выполнению. У вас есть 4 минуты.
-Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш и сверьте ответы с ключом, что на экране. Слайд 2
С помощью символики
Обмениваются карточками друг с другом
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки
Знают тему прошлого урока.
— формирование умения слушать и слышать учителя
— умение выполнять задания с использованием материальных объектов;
— умение сравнивать, обобщать.
— развитие слухового и зрительного внимания.
Положительное отношение к учёбе и своим знаниям
Постановка учебной темы и цели урока.
Постановка учебной проблемы, планирование работы
Словесный метод ( Прием «Беседа» «Вопрос-ответ»)
— Посмотрите небольшой видеофрагмент.
— Почему необходимо беречь Землю?
— Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на окружающий мир глазами ученого-эколога и подумаем над тем, насколько важно каждому из нас попытаться стать экологом. Узнаем, какая наука изучает взаимосвязи в природе.
-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: « Что такое экология?» Слайд 4
-Кто попробует поставить цели на наш урок?
Цели: узнать, что такое экология; о взаимосвязях живых систем и неживой природы.
-Поднимите правую руку, если готовы стать настоящими экологами и узнать ответы на наши цели?
О том, что необходимо беречь землю
Что такое экология
Узнать, что такое экология; о взаимосвязях живых систем и неживой природы
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация
построение речевого высказывания
— формирование умения слушать и слышать учителя;
— сотрудничать с учителем в решении проблемной ситуации.
— в сотрудничестве с учителем ставить цель, планировать деятельность.
— участие в творческом процессе.
«Открытие» нового знания.
Познакомиться с темой урока что такое экология.
Практический: самост. чтение
Словесный: подводящий диалог
1. Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?
– Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука. Что получилось?
— О каком же доме идет речь? Как называется дом, в котором мы живем все вместе?
— Правильно, речь идет о нашей планете Земля, о законах, по которым мы должны жить в нашем огромном общем доме.
(На доске появляется изображение всего того, о чем говорит учитель далее.) Слайд 5
— Что нам нужно для того, чтобы жить на Земле?
-Растения и животные живут на Земле независимо друг от друга?
-За многие миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их неживой природе. Возникли прочные связи. В природе установилось равновесие.
(На доске появляются схемы природных связей: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между различными животными, между природой и человеком.) Слайд 6
— В наше время это равновесие очень трудно сохранить. Как вы думаете, почему? Что может привести к разрушению этого равновесия?
— Равновесие сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть хорошо продумано. Если люди не задумываются заранее о результатах своих поступков в природе, они могут нанести ей очень большой вред.
Экология изучает землю, жизнь на земле и так далее
Вопрос
Проверь себя
1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов, изображённых на схеме.
2. Что изучает наука экология?
3. Какое значение для людей имеет экология?
4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: окружающая среда, экология.
2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
На следующем уроке
_____________________________________________
1. Какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?
2. Какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.
Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.
Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.
Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.
Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.
Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?
Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.
Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.
В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.
Разбор типового тренировочного задания
Правильный вариант ответа:
Как правильно вести себя на природе
Как нельзя поступать
Разбор типового тренировочного задания
2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными: