Что такое окружающая среда экология 3 класс
Урок экологии «Планета в опасности» (3-й класс)
Класс: 3
Цели: Познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру; учить работать в группах, парах.
Клипы о природе, мультфильм «Валли», музыкальное сопровождение, стихи, кроссворды, тесты, знаки, схемы, черный ящик «Спасите планету», выставка поделок из бросового материала.
1. Вводная часть.
Звучит музыка, появляется изображение Земли. (Приложение № 1)
Земля – наш дом родной!
Учитель: Да! Наш дом планета Земля!
Мы знаем достаточно много о планетах Солнечной системы, чтобы сравнивать Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной, кипящей Венерой.
Что же делает нашу Землю такой прекрасной среди планет Солнечной системы?
Учитель: Молодцы! Жизнь невозможна без солнца, воды, почвы, воздуха (таблица на доске).
Как назвать одним словом солнце, воду, почву, воздух?
Дети: Солнце, вода, почва, воздух – неживая природа.
А еще вода, почва, воздух – окружающая среда.
Учитель: А что такое окружающая среда?
Учитель: Окружающая среда – это совокупность неживой и живой природы.
Учитель: Назовите, что относится к царству живой природы?
Клип о природе «Как прекрасен этот мир». (Приложение № 3)
Так давайте скажем.
Здравствуй, свежий воздух!
Здравствуйте, моря и реки.
Здравствуйте, растения и животные.
Здравствуй, природа!
Если бы человек каждый день здоровался не только с людьми, а со всем живым, был бы внимательным окружающему миру…
Природа переживает немало потрясений.
Часто звучат слова:
Стук в дверь: «В районе нашего города было обнаружено НЛО. Вам просили передать черный ящик».
Клип «Послание из будущего». (Приложение № 4)
Учитель: Ребята, как вы думаете, нужна ли Земле помощь? Почему?
Что является источником загрязнения?
Пластиковый стакан за 100 лет.
Телефонную карту за 1000 лет
Стеклянную бутылку за 4000 лет.
Природа с этим уже не может справляться самостоятельно.
В переводе с греческого языка «экос» – дом, «логос» – учение, учение дома. Общий для всех дом – нашу Землю. На Земле живут разные существа. Это люди, животные, растения. А еще человека окружает воздух, вода, почва. Человек взаимодействует со всем, что его окружает.
Учитель: Что же делается для охраны окружающей среды? Что могут сделать люди и даже вы маленькие дети? (Общие ответы)
(Наклеивают знаки, и один ученик защищает у доски)
Скоро Новый год. В этом году трудно найти настоящую елку. Во многих городах Кемеровской области запрещена массовая вырубка елок. Только одна из десяти доходит до покупателя. Остальные гибнут в подсобках магазинов.
Выставка работ из бросового материала.
Учитель: Посмотрите на нашу выставку.
Бумага не мусор, положим в мешок
Пусть людям послужит она новый срок.
Учитель: Из макулатуры получат новые книги и тетради.
Учитель: Все это перегниет и превратится в хорошую землю.
Мы растим в этих стаканах рассаду!
Игрушки для детского делаем сада.
Учитель: В природе нет мусора, нет отходов. Давайте учится, друзья, у природы. Человек существо разумное и пользуется всем, чем богата Земля. Но он не должен вредить ей, ведь тем самым он вредит себе. Мы уже знаем, что такое цепь питания. У нас на доске цепь загрязнения. А давайте подумаем, что такое цепь загрязнения?
Учитель: Как же обезопасить себя? Какие правила экологической безопасности вы знаете?
Стой, человек! Не губи ты природу.
Ты видишь, в опасности наша земля.
Беднеет тайга, загрязняются реки,
Без рыбы остались озера, моря.
Людская беспечность, зло и жестокость
Большую приносят беду.
Должны мы все вместе сберечь планету.
Услышать животных мольбу.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодках роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.
Учитель: Дома вы поработаете с тестом и закрепите полученные знания на уроке.
Вопрос
Проверь себя
1. Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов, изображённых на схеме.
2. Что изучает наука экология?
3. Какое значение для людей имеет экология?
4. Как можно показать экологические связи с помощью модели?
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: окружающая среда, экология.
2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
На следующем уроке
_____________________________________________
1. Какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?
2. Какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.
Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.
Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.
Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.
Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.
Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.
Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?
Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.
Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.
В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.
Разбор типового тренировочного задания
Правильный вариант ответа:
Как правильно вести себя на природе
Как нельзя поступать
Разбор типового тренировочного задания
2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:
Проект «Что такое экология» Окружающий мир 3 класс 1 часть.
Проект на тему «Что такое экология» для 3 класса
Цель проекта: В рамках изучения предмета «Окружающий мир» рассказать о том, что такое экология как наука. Найти информацию о состоянии окружающей среды в мире и в нашем регионе и поделиться ею с одноклассниками. Рассказать школьникам об экологических связях в природе. Подготовить доклад и презентацию в виде фоторассказа.
План проекта:
Доклад к проекту
Ещё недавно люди совершенно не беспокоились из-за состояния окружающей среды, загрязнения воздуха или воды, других проблем. Они не знали, как это влияет на их жизнь. Но времена изменились.
Что такое экология
Это наука, которая изучает все виды взаимодействия между живой и неживой природой. Между животными и растениями и землёй, солнцем, воздухом.
Также она изучает взаимодействие между природой и человеком. То влияние, которое природа оказывает на нас, и которое человек оказывает на окружающую его среду.
Что такое окружающая среда
Это всё, что нас окружает, весь мир, вся природа в целом. Это солнце, земля, воздух, вода, животные и растения.
Иначе она называется средой обитания.
Окружающая нас среда учитывает природные условия каждой конкретной местности и экологическую обстановку в ней.
Экологические связи, которые существуют в природе
Учёные выделяют три вида связей, существующих в природе.
Первый вид существует между живыми и неживыми объектами.
Ничто живое не может существовать без неживого. Растения не живут без солнечного света и воды, животные без пищи, тепла, крова. Солнечный свет падает на листья растений и в них начинают вырабатываться органические вещества, сахара. Это простой пример влияния неживого на живое.
Но живое, в свою очередь, тоже влияет на неживое. Растения умирают, их останки разлагаются бактериями, получаются минеральные соли, которые меняют состав грунта.
Второй вид связи выделяют между растениями и животными. Она также является обратной. Растения являются кормом для многих животных, а животные распространяют семена растений, производят их опыление.
Третий вид связи — между человеком и окружающим его миром. Это самый сложный и ответственный вид.
Человек не просто использует дары природы, получает от неё еду, одежду, строительные материалы. Он активно изменяет её, приспосабливает для себя. Влияние человека часто бывает негативным — вырубаются леса, осушаются болота, загрязняется воздух. Но всё чаще люди стараются защитить природу от самих себя.
Какое влияние оказывает на людей
Для человечества экологические проблемы давно вышли на первый план. Их решение или усугубление может означать выживание или гибель человечества.
Накопление парниковых газов в атмосфере ведёт к глобальному потеплению, которое может сопровождаться таянием ледников и повышением уровня мирового океана. Многие прибрежные районы окажутся затоплены, другие регионы будут напротив страдать от засухи.
Загрязнение вод мирового океана может привести к вымиранию многих видов животных и растений. Вырубка лесов приведёт к сокращению количества кислорода в атмосфере. Да и сама загрязнённая атмосфера может оказаться непригодной для дыхания.
Неразумное потребительское отношение к природе может стать причиной гибели цивилизации. Именно об этом говорит экология. Она учит нас бережному отношению к миру, в котором мы живём.
Как нужно относиться к природе
Человеку давно следовало понять, что природа очень хрупка и ранима. Нанести ей вред, нарушить сложившиеся за миллионы лет связи очень легко. Обратно восстановить — почти невозможно.
А любое изменения в природных сообществах отражается на нашей жизни.
Экология изучает это влияние человека на среду обитания и природы на человека. Она говорит нам о необходимости бережного отношения к природным богатствам, учит ответственности не только перед планетой, но и перед будущими поколениями.
Вывод:
Человек является частью природы, окружающего его мира. Он может оказывать негативное влияние на природу, но способен и защитить её. Экология призвана научить нас правильному отношению к среде обитания. Это одна из важнейших на данный момент научных дисциплин.
Пример презентации – фоторассказа «Что такое экология»
Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.
Технологическая карта урока «Что такое экология» 3 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Студент : Золотухина Валерия Николаевна
Класс и учитель: УМК «Школа России» Плешаков 3 кл.1ч.
Тема урока: «Что такое экология»
Цель урока : Создание условий для знакомства со взаимосвязями в природе.
Дидактические: научить обнаруживать взаимосвязи в природе; познакомить с тем, чем занимается наука экология.
Развивающие: Развивать кругозор детей; операции логического мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дорогах ; воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к результатам учебного труда; умение совместно решать поставленную задачу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Методы и приемы работына
Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
интерактивное оборудование на каждом
1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).
Здравствуйте дети, сегодня мы проведем с вами урок окружающего мира.
Посмотрите на слайд. Составьте рассказ по данной последовательности.
Почему в самом конце находятся крысы?
Ответ на этот вопрос вы узнаете в ходе нашего урока.
Словесные методы- беседа с мотивирующим приемом.
Средства используемые в качестве источников знаний –
компьютер, проектор, слайд прзентации
Предполагают, рассуждают по схеме.
Устанавливает причинно-следственные связи между объектами; строит рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами
Планирует свое высказывание; планирует свои действия в течении урока; выделяет из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
К включается в коллективное обсуждение проблемы; умеет точно выражать свои мысли.
Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения.
2. Актуализация знаний (5 мин.).
Образовательные задачи этапа урока:
актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса по теме: «Общество» ; 3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие.
Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Перед опросом охарактеризуем погоду.
Какое сегодня число?
Какое время года? Как определили?
Сейчас я вызову одного ученика, который охарактеризует погоду сегодня на доске. Остальные внимательно следят и, если заметят ошибку, поднимают руку.
Температура выше или ниже нуля?
Осадки присутствуют или отсутствуют?
Какие явления неживой природы мы наблюдаем?
Запишем скорость ветра.
Приступим к проверке домашнего задания.
Первый вариант возьмите карточки, которые лежат на краю ваших столов. Переверните их. Внимательно прочитайте задания. Второе задание можете выполнить на дополнительную отметку. Вам все понятно? Приступайте к работе, подпишите вверху свое имя и фамилию.
Со вторым вариантом мы поработаем устно.
Вам предстоит ответить на вопросы. Старайтесь отвечать правильно и по теме.
Дайте характеристику места, которое занимает человек в мире.
Сколько государств на Земле?
Что имеет каждое государство?
Послушаем сообщение о народах. (вызывает ученика).
Первый вариант положите свои работы на середину. Сидящий на втором варианте берет красный карандаш. Проверим выполнение.
Зачитывайте полностью предложения, которые получились у вашего соседа. Первое предложение… второе… и т.д.
Сверим ваши ответы с эталоном.
Выставите отметку по критериям оценивания.
Передайте карточки с последних парт. Дополнительное задание я проверю и сообщу ваши отметки в конце урока.
Отвечают на поставленные вопросы.
Описывают погодные условия.
//
Отвечают в письменной форме на поставленные вопросы.
Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.
Каждый человек является членом своей семьи, принадлежит определенному народу, является гражданином какого-либо государства.
На Земле около 200 государств.
Каждое государство имеет территорию, государственные границы, государственные язык, флаг, герб, гимн.
Презентуют подготовленные рассказы.
1)Группа живущих вместе родственников- это семья.
В нашей стране главой государства является президент.
Сравнивают промежуточный результат с эталоном.
Оценивают работу одноклассника.
Словесные методы- беседа с целью актуализации знаний.
Практические методы- карточки с заданиями.
Технические приёмы – использование ТСО.
Логические приёмы – анализ, синтез.
Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся.
Наблюдение за погодой.
Использование знаний полученных на прошлом уроке
Об обществе, о взаимосвязях народа и страны, о государствах, населяющий нашу Землю для решения практических учебных задач.
Р оценивает правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем; планирует свое высказывание.
К формулирует ответы на вопросы; строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи; осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ правил поведения в обществе
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.)
Образовательные задачи урока:
1) Осуществить пробное учебное действие;
2) Сформировать тему урока и задачи учебной деятельности;
3) Организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания.
Подведение к теме урока.
Посмотрите на схему, которую мы рассматривали в начале урока. Послушайте мой рассказ.
На одном острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть.
Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе).
Перескажите основные события рассказа.
Как вы думаете, как можно было избежать этой проблемы?
Знаете ли вы, как называются люди, занимающиеся исследованиями о возникновении причин каких либо явлений?
Наука, которой занимаются эти люди, изучает связи между живыми существами и окружающей их средой. Это слово образовалось из двух греческих слов. «Экос»— дом и «логос» — наука.
Предположите, как называется эта наука.
Как называются люди, изучающие экологию?
Как вы думаете, могли ли экологи помочь избежать этой проблемы?
Предположите, как люди избавились от крыс.
Вскоре на остров пришлось завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной напастью.
Предположение темы урока.
Вспоминая все вышесказанное, предположите, о чем пойдет речь на уроке.
Обратите внимание на доску. Я сформулировала тему урока так: «Что такое экология?».
Предположение задач урока.
Предположите задачи урока.
Приступим к решению первой задачи.
Что такое экология?
Часто звучат фразы: неблагоприятная экология,
экологический кризис, экологическая катастрофа. Как вы понимаете эти фразы?
(если возникает затруднение, учитель помогает)
Что является источником загрязнения экологии?
Буквально через 20-30 лет наша планета может выглядеть совсем иначе, если в настоящем люди не будут задумываться о своих действиях. Посмотрите на слайд.
Что изображено на картинке?
Что опасного для экологии вы видите на этой картинке?
Как вы думаете, что загрязняют эти выбросы?
Одной из важных проблем, которые рассматривает экология, является загрязнение воздуха.
Посмотрите на следующий слайд.
Что изображено на картинке?
Как вы считаете, это плохо для природы? Почему?
Что может являться причиной пожаров в лесу?
Посмотрите на следующий слайд.
Что изображено на слайде?
Откуда может быть эта вода?
Как будет влиять эта вода на экологию?
К сожалению и в нашей Курской области
существует эти проблема. (Слайд фото)
Курская магнитная аномалия – самые крупные в мире месторождение железной руды.
Экологические проблемы, связанные с работой комбината, типичны для промышленных предприятий этого направления. Это загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами и пылью, земель – отработанными моторными маслами и другими нефтепродуктами, вод – стоками.
На слайде представлены улицы нашего города Курска, а именно- улица Студенческая. Как вы думаете, откуда идет пар?
Главная проблема Курска связана с городской водопроводной сетью. На слайде представлена одна из многочисленных аварий, связанных с трубами. Курск потребляет воду из подземных источников. Качество воды не очень хорошее, потому что очистка воды производится с помощью хлора, а это отрицательно сказывается на здоровье людей.
Как вы можете обезопасить себя от воды плохого качества?
Видели ли вы новости связанные с этой проблемой?
И эту проблему тоже изучает наука экология. Посмотрите на видео. (видео ядерного взрыва)
Знаете ли вы, что было представлено на видео?
Знаете ли вы, где происходил один из известных взрывов атомной электростанции?
Эта трагедия случилась 26 апреля 1986 г.
Радиация, которая исходила от этого взрыва, простиралась на огромные территории.
Как это повлияло на экологию?
Даже сейчас в Чернобыле находится опасно.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. За один год в реки всего мира выбрасывается 10 тонн мусора. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч вредных веществ: газов и пыли. Идут кислородные дожди. Человек выкидывает тонну мусора.
Мы с вами разобрали только несколько проблем, которые изучает экология, но все они очень важны для человечества.
-На ваших столах лежат листы – это рефлексивная карта. В ней перечислены задачи, которые мы с вами должны решить в ходе урока. Напротив каждой задачи есть три варианта ответа:
1. Справился(ась) успешно и без проблем.
2. Я старался(ась) справиться, но были затруднения.
3. Я не смог(ла) справиться с решением этой задачи.
-По мере преодоления наших с вами задач, вы должны отмечать галочкой тот ответ, который наиболее совпадает с вашим мнением.
-Тогда возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив первой задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.
Приступим к решению второй поставленной задачи.
Предположите, что такое окружающая среда?
Прочитайте текст на с. 26—27.
Что такое экология? Прочитайте определение.
Что такое окружающая среда?
Что изучает экология?
Мы смогли решить вторую поставленную задачу?
Какие знания мы получили в ходе решения задачи?
-Возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив второй задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.
Половина пути пройдена, самое время немного расслабиться.
I . Исходное положение (и. п.) – узкая стойка, руки на пояс.
2 – руки вверх, хлопок над головой;
4 – исходное положение.
Приступим к решению третьей поставленной задачи. Для этого мы поработаем в группах (по рядам).
Прочитайте первое задание в учебнике на с. 27. Приведите примеры связей каждой группы.
1 ряд- рассматривает первую схему.
Мы смогли решить третью поставленную задачу?
Какие знания мы получили в ходе решения задачи?
-Возьмите в руки ваши рефлексивные карты и напротив третьей задачи отметьте тот вариант ответа, который отражает ваше мнение.