Что такое операционное мышление
Психонетика @ территория коммуникаций 
Последние записи в блогах
Сокращенный перевод блога Билла Харриса
В этой, 3-й части мы обсудим высший уровень когнитивного развития в модели Пиаже – формально-операционный.
Более высокие уровни мы обсудим позже, опираясь на исследования других авторов.
Большинство людей останавливается в своем когнитивном развитии на этом, конкретно-операционном уровне.
Но некоторые идут дальше и переходят на формально-операционный уровень.
На этом уровне ребенок учится применять приобретенные на предыдущем этапе когнитивные навыки к абстрактным идеям. Это приводит к новому, гораздо более широкому, глубокому и вообще более адекватному, восприятию жизни и открывает новые возможности функционирования в ней.
Одно из самых больших различий между конкретным оператором (коноп) и формальным оператором (формоп) является способность второго и неспособность первого выполнять когнитивные операции применительно к гипотетическим ситуациям.
Если называть конкретные умственные операции «мышлением», то формальные операции можно назвать «мышлением о мышлении».
На формально-операционном уровне человек начинает дисассоциироваться с процессами мышления, чтобы иметь возможность наблюдать их со стороны, иметь их, а не быть ими, как это имеет место на конкретно-операционном уровне, на котором человек в них погружен.
(Может быть я злоупотребляю жирным шрифтом, но это очень важная концепция, воспринять которую гораздо важнее, на мой взгляд, чем разобратся конкретно 🙂 чего там коноп, а чего формоп.)
Формально-операционное мышление, «мышление о мышлении», подразумевает системный подход к решению проблем, в первую очередь обдумывается и разрабатывается метод решения, с пониманием (не обязательно вербализованным) общих закономерностей разработки таких методов.
Предположим, к примеру, что мы хотим выяснить от чего и как именно зависит частота колебаний маятника.
Дальше, чтобы подойти к решению задачи системно, нужно продумать возможные комбинации параметров, в данном случае их может быть 4 – длинная нитка с легким шариком, короткая нитка с легким шариком, длинная нитка с тяжелым шариком и короткая нитка с тяжелым шариком. И затем уже попробовать все варианты и выяснить, что частота тем выше, чем легче шарик и чем короче нить.
Когнитивные психологи выделяют 8 когнитивных навыков, используемых формальными операторами.
Нудное перечисление и описание выделяемых навыков пропущу, поскольку:
Формальный оператор применяет эти навыки совершенно независимо от того слышал ли он о них и вообще задумывался ли об этом.
* «Эгоистом» обычно считают и называют человека, у которого инстинкт самосохранения сильно преобладает над другими базовыми инстинктами – размножения (он/она не хочет жениться/выходить замуж и размножаться, а хочет «жить для себя»), престижного – в том смысле что не хочет рисковать своим организмом в интересах (реальных или мнимых, но это приводит к повышению статуса) стаи, сохранения вида (не хочет заботиться в ущерб своему организму о требующих заботы членах стаи, в первую очередь своих родственниках).
Или когда над другими базовыми преобладает престижнный инстинкт – на все забивается болт ради карьеры, в том числе человек готов «идти вперед по трупам поверженных соперников», но в таких случаях гораздо реже, тут чаще применяют другой термин – «карьерист/карьеристка».
Когда Пиаже говорит о более ранних стадиях развития как об эгоцентричных, он не имеет в виду, что на них существует четко дифференцированное самостоятельное эго. Совершенно наоборот – человек на этих стадиях вообще не вполне выделяет себя из мира (на предоперационных) или из группы (на конкретно-операционной). Эго в смысле уровня развития личности у него или вовсе еще не проявлено или недоразвито.
Только на формально-операционной стадии выкристаллизовывается истинное, интегрированное «Я», или зрелое эго, дисассоциированное с тем, в чем оно было раньше растворено (в среде, в телесных ощущениях, в эмоциях, в социальных ролях).
Уилбер выделяет три важные свойства, присущие формально-операционному уровню развития.
Во-первых находящийся на этом уровне человек способен видеть и учитывать одновременно и объекты, вовлеченные в ситуацию и взаимодействия между ними, и прогнозировать на основании этого развитие ситуации. Поэтому он называет этот уровень «экологическим».
На этом уровне развития существенную роль начинает играть самооценка, в отличие от оценки группой на преддыдущем. С точки зрения иерархии потребностей Маслоу, человек на формально-операционном уровне развития переходит от потребности сопричастности к потребности самоуважения.
Помимо «экологичности», осознания относительности и неантропоцентричности, формально-операционному мышлению свойственна вдумчивость и материалистичность.
Оно опирается на доказательства (как логические, так и экспериментальные) для решения задач и понимание и использование гипотетических и виртуальных допущений для мировосприятия.
Во многих отношениях это стадия перспектив и возможностей.
Подавляющее большинство современных технологий, достижений современной медицины и многие другие современные открытия и достижения – результат формально-операционного мышления.
Развитие операционного мышления на уроках информатики
Дата публикации: 03.07.2015 2015-07-03
Статья просмотрена: 642 раза
Библиографическое описание:
Хижняк, О. А. Развитие операционного мышления на уроках информатики / О. А. Хижняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 716-718. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20711/ (дата обращения: 18.12.2021).
В статьерассматривается проблема развития операционного мышления на уроках информатики и пути её решения на примере средней общеобразовательной школы. Автор раскрывает инновационные методы, формы, средства и виды деятельности, способствующие развитию операционного мышления у учащихся.
Ключевыеслова: операционное мышление, метод обучения, формы, средства, проектная деятельность, инновационные методы.
Гуманизация образования может позволить себе представить изучение основ информатики в школе без ознакомления учащихся с началами алгоритмизации и программирования.
Однако хочется добавить, гуманизация образования требует, чтобы мы настояли на привитии нашим детям принципов умения мыслить.
В условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения с 2011 года задача системы образования состоит в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят быть успешным вне стен общеобразовательного учреждения. В практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал, который необходим для анализа важных характеристик операционного мышления учащихся, условий и механизмов его развития в процессе изучения курса информатики и информационных технологий. Возникает противоречие между назревшими потребностями в наличии операционного мышления учащихся и отсутствием исследований по выявлению и теоретическому обоснованию дидактических условий, средств и механизмов интенсификации мыслительных процессов учащихся в процессе изучения данного предмета. Поэтому развитие операционного мышления на уроках информатики, актуально.
Многие заблуждаются думая, что операционно мыслить могут только одарённые дети. Как утверждают психологи, развить операционное мышление можно у ребенка до 12 лет, а после необходимо его поддерживать. Поэтому нам необходимо приложить максимум усилий, что бы создать определенные условия на уроках для его развития и поддержания.
В практике автора статьи развитие операционного мышления делится на 3 основных этапа:
1. В начальной школе развитие операционного мышления (в рамках курса внеурочной деятельности «Информашка» 1–4 класс) опирается на принципы, содержание и идеи УМК “Информатика в играх и задачах” А. В. Горячева. На уроках основная часть заданий и упражнений направлены на формирование операционного мышления. Внимательно изучив методику составления таких задач, решила моделировать данные задачи с помощью интерактивной доски. Применение такой методики способствовало повышению эффективности обучения.
2. Развитие операционного мышления в средней школе (5–9 класс). В связи со спецификой этапа основного образования как самого продолжительного в структуре основного курса информатики выделяются две последовательные части: вводная (5–6-й классы), одной из целей которой является пропедевтика понятий базового курса информатики, и базовая (7–9-й классы).
3. Развитие операционного мышления в старшей школе (10–11 класс). В старшей школе к предмету «Информатика и ИКТ» добавляется предмет «Математика в информатике», в который вынесены темы «Алгоритмизация и программирование», «Алгебра логики», «Системы счисления» и др., направленные на развитие операционного мышления школьников.
Актуальность представляемого педагогического опыта «Развитие операционного мышления на уроках информатики» в том, что оно способствует развитию талантливых детей, что является одним из основных направлений развития общего образования.
Основные методы, способствующие развитию операционного мышления школьников, имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Инновационные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают специфическую форму.
Для реализации цели: «Развитие операционного мышления на уроках информатики» в своей практике автор статьи применяет такие методики: работа с направляющим текстом, дидактические задачи, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), деловые игры, проектная деятельность учащихся.
Каждая из этих методик успешно используется для освоения нового материала, получения новых знаний, оценки качества усвоения материала через решения практических задач.
К инновационным методам, способствующим развитию операционного мышления школьников, можно отнести: проблемный метод, метод программного обучения, модельный метод, метод проектов.
Формы, способствующие развитию операционного мышления на уроках: групповое обсуждение, консультации учащихся, беседы, дискуссии, уроки в форме научно-исследовательская лаборатория, научно-практические конференции, заседании научного общества учащихся, участие в семинарах.
— проблематизация (умение ставить проблему и находить пути её решения);
— планирование содержательной деятельности ученика;
— представление результатов своей деятельности и хода работы;
— поиск актуальной и необходимой информации;
— практическое применение школьных знаний в различных ситуациях.
Таким образом, при организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, условиям, в которых протекает процесс обучения.
В итоге, если мы будем учитывать все эти факторы, то сумеем сформировать и развить у учеников такой специфический вид мышления, как операционный.
Проанализировав результат своей работы, автор статьи пришла к выводу, что её деятельность даёт положительные результаты. Процент высокого уровня развития операционного мышления возрос на 27 %. Это подтверждает наличие призовых мест учащихся в рамках краевых научно-практических конференций МАН учащихся Кубани, «Шаг в будущее», «Шаг в будущее, ЮНИОР», «Шаги в науку» и других муниципальных, региональных и краевых конкурсах по информатике.
Виды, формы и операции мышления (курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в которых эта задача была задана. Мышление в отличие восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других вспомогательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Основными элементами, с которыми оперирует мысль. Являются понятия, суждения, умозаключения, также образы и представления.
Понятие есть мысль. В которой отражаются наиболее общие. Существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие человек входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все эти необходимые важнейшие свойства отличают людей от животных.
Содержание понятий раскрывается в суждениях. Которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
В зависимости оттого, как суждения отражают объективную действительность. Они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. Суждения образуются двумя основными способами 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, 2) опосредственно – путем умозаключение или рассуждений.
Различают умозаключения двух основных видов – индуктивные и дедуктивные. Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. к общему положению (к общему суждению).
Дедукция есть умозаключение от общего положения (суждения) к частному случаю, факту, примеру, явлению.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации.
Мышление предполагает создание модели проблемной ситуации и вывод внутри этой модели. Модель создается не на пустом месте. А из строительных элементов, различных структур репрезентации знаний, находящихся в долговременной памяти. Из этих элементов в поле внимания создается модель. Относящаяся только к данной задаче. Мышление таким образом – процесс комплексный, в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы.
Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена еще в Х1Х веке в рамках ассоциативной психологии. Ассоцианисты полагали, что душевная жизнь определяется борьбой между отдельными элементами (идеями, за место в сознании). Объем сознания ограничен. В нем одновременно может находиться небольшое число элементов. Элементы притягивают к себе некоторые другие. То есть пытаются ввести в поле сознания. Если сами там находятся. Это притяжение между элементами (ассоциация) происходит либо в результате совместного наличия в прошлом опыте, либо по сходству. Ассоцианисты описывают мыслительный процесс примерно следующим образом. В поле сознания при получении субъектом задачи попадает одновременно условия, задачи и цель, которой требуется достигнуть. Условие задачи и цель будут способствовать тому, что в поле сознания попадет такой средний элемент, который связан и с условием задачи и с целью.
В современной когнитивной психологии обычно выделяются два этапа в процессе мышления – этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, понимаемый как поиск в проблемном пространстве. Хотя, как будто, это разделение достаточно условное. Модель проблемной ситуации возникает не на пустом месте, в ее создании участвуют структуры и схемы знания, находящиеся в долговременной памяти. Здесь происходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памяти. Разница заключается в том, что процесс мышления требует создания из известных элементов новой модели, тогда как память предполагает простое извлечение того, что было в ней заложено.
Мышление тесно связно с открытием нового, с творчеством. Однако творчество не может быть отождествлено с мышлением. Мышление – это один из видов познания. Творчество же возможно не только в познании. Наиболее ясный пример творчество в искусстве. Основой искусства является создание прекрасного. Для этого часто требуется познание, но оно не составляет сущность прекрасного.
Процесс творчества связан с особенностями задач. В случае научного творчества задача заключается в познании, в случае с искусством – в создании. В этом плане творчество инженера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно творчеству. В случае познания цель более точно определена, вернее определяется интеллектуально до творчества. В искусстве произведение не отвечает особо никакой цели. В то же время оба вида творчества явно имеют общие черты, среди которых центральная доминирующая роль неосознанных процессов.
Пономарев выделил два вида опыта (то есть знаний, хранящихся в памяти субъекта) – интуитивный и логический. Интуитивный опыт обладает весьма своеобразными свойствами. Он может быть назван бессознательным по двум причинам – во-первых, он образуется помимо воли субъекта и вне поле его внимания. Во-вторых, он не может произвольно быть актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Логический опыт, напротив, осознан и может быть применен при возникновении соответствующей задачи.
Мышление и интеллект близкие по содержанию термины. Термину мышление мы можем поставить в соответствие слово обдумывание. Слово ум выражает свойство, способность, обдумывание процесс. Таким образом оба термина выражают различные стороны одного явления.
Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект – это способность к мышлению. а мышление – это процесс реализации интеллекта.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин – человек разумный.
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим признаком биологической адаптации. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность заниматься этой деятельностью.
В настоящее время существует три трактовки понятия интеллект:
1. Биологическая способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;
2. Педагогическая: способность к обучению, обучаемость.
5. Интеллект часто уподобляют фонду психической активности, отмечая в нем три уровня:
— Низший уровень. Индивид неприспособлен к среде, среда подавляет слабую психику малоодаренного человека.
— Средний уровень. Человек хорошо приспосабливается к среде и находит место, соответствующее внутреннему психологическому складу.
— Высший уровень. Характеризуется стремлением переделать окружающую среду.
Терстоун(1938) исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичным умственным потенциалом. Они включают в себя:
– Вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
– Пространственная ориентация, т.е. способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
– Способность к рассуждению;
– Быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями.
По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется кристаллический интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. Потенциальный интеллект определяет первичные накопления знаний, он независим от приобщенности к культуре.
Исследование индивидуальных различий интеллекта началось с 19 века, когда Ф.Гальтон заинтересовался проблемой наследуемости гениальности. В 1911 г. появился первый тест для оценки умственного развития детей, созданный французами Бине и Симоном. С тех пор психологами разработано немало тестов интеллекта.
Появление тестов открыло заманчивую возможность операционализации теоретического понятия интеллекта. Для эмпирической науки, какой является современная психология, момент определения понятий является принципиально важным.
Появление тестов интеллекта позволило поставить ряд исследовательских проблем. Означает ли высокий интеллект в сфере математики, что человек будет высокоинтеллектуальным в области гуманитарных рассуждений, или эти способности независимы. Такого рода вопросы сводятся к более общему – существует ли общий механизм выполнения любой интеллектуальной деятельности или различные ее виды выполняются отдельными локальными механизмами.
Для ответа на этот вопрос развилось целое направление исследований в сфере интеллектуальных тестов. Особый интерес представляет теория Д.Гилфорда, которая получила название кубическая модель. Он считал, что возможности человека определяются тремя факторами – операциями, содержанием и продуктами. Среди операций он различал познание. Память, дивергентное и конвергентное мышление, среди содержаний – образное, символическое. Семантическое и поведенческое, среди продуктов – элементы. Классы, отношения, системы, преобразования, предвидения.
Креативное мышление означает творческое мышление. Творцом, как и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ нам. Творческое мышление прежде всего пластично, т.е. творческие люди предпочитают множество решений, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Оно подвижно, для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому. Наконец, оно оригинально, поскольку порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Творческая одаренность характеризуется следующими параметрами:
– богатство мысли (кол-во новых идей в единицу времени);
– гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
– способность к разработке гипотезы.
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим признаком биологической адаптации. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность заниматься этой деятельностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Анализ, суждения, понятие, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, абстракция, эгоцентрическое, аутическое, интеллект.
ГЛОССАРИЙ
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление практическое – один из видов мышления, связан с постановкой целей, выработкой планов, проектов, часто развертывается в условиях дефицита времени, что часто делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.
Дедукция – движение знания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Индукция – движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Движущая сила формирования понятий.
2. Развитие мышления от конкретных образов к совершенным понятиям.
3. Сущность динамики мыслительного процесса.
4. Возможности мышления в расширении познания человека.
5. Усвоение операций мышления.
6. Концепции интеллекта в современных психологических школах.
7. Логические операции и их влияние на развитие умственного потенциала человека.
8. Интеллект человека как совокупность познавательных способностей человека.
9. Современные трактовки интеллекта.
10. Виды мышления и их проявления в различной деятельности человека.