Что такое описание природы в литературном произведении

Природа в творчестве русских писателей

Многие поэты (А. А. Фет, А. С. Пушкин, С. Есенин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев и др.) и писатели (И. С. Тургенев, С. Аксаков, В. Бианки, К. Паустовский и др.) писали о величии русской природы.

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Спрос человека на природные ресурсы растет, и вопрос заботы о природе особенно актуален, потому что экологически безграмотному человеку сопутствуют сверхмощные технологии, наносящие неправильный ущерб окружающей среде.

Для писателей природа – это не только источник жизни, но и добра и красоты. По их мнению, природа связана с истинным человечеством (что неотделимо от осознания собственной связи с природой). К сожалению или к счастью, остановить научно-технический прогресс нельзя, но важно думать о вечных ценностях человечества.

Человек и природа

В литературе встречаются различные формы природы. Это мифологические проявления его способностей, особенностей и эмоциональных суждений поэта (будь то отдельные крики или все монологи). И изображения животных, растений, их портреты. И, наконец, сами пейзажи — описание больших пространств.

Природа имеет огромное влияние на человека: дает ему силы, раскрывает его секреты, отвечает на многие вопросы. Творческих людей вдохновляют простые, но совершенные образы природы. Писатели и поэты рано или поздно обязательно обращаются к проблематике человека и природы, потому что чувствуют с ней связь.

Природа — неиссякаемая часть практически любой прозы.

Неудивительно, что многие писатели много внимания уделяют теме природы. Среди прозаиков — П. Байхов, М. Пришвин, Г. Скребицкий, И. Соколов-Микитов, Г. Троепольский, В. Астафьев, В. Белов, Ч. Айтматов, С. Залыгин, В. Распутин, В. Шукшин, В. Солоухин и другие.

Многие писатели и поэты писали о красоте своей Родины и уважении к матери-природе: А. Яшин, С. Евтушенко, Н. Заболоцкий, А. Т. Твардовский, Д. Кедрин, С. Есенин, В. Луговской, Н. Рубцов и другие поэты.

Природа была и должна быть учителем человека, а не противоположностью тому, что думают люди. Для нас ничто не может заменить живую, изменяющуюся природу, то есть проснуться по-новому, быть более осторожными, более заботливыми, чем раньше.

В результате, хотя мы окружены каменными стенами городов, мы являемся их частью. Если природа будет уничтожена, то нам точно будет плохо.

В последние два столетия в литературе неоднократно говорилось о человеке как о преобразователе и покорителе природы. В трагическом мире эта тема представлена в «Медном всаднике» А.С. Пушкин (Нева, одетая в гранит, восстает против воли самодержца Петербурга).

Образы природы в литературе 18–19 вв

Такая идея существует и встречается в литературе 18–19 вв. Вспомните «Сказку о спящей царевне и 7 богатырях» Пушкина, где Елисейский князь обращается к солнцу, луне и ветру в поисках невесты и отвечает ей. Или стихотворение Лермонтова «Тучки небесные», в котором характер поэта описан как говорящий с облаками.

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Пейзажи до XVIII века в литературе встречаются редко. Это были исключения, а не «правила» воссоздания природы. Опираясь на природу, писатели по-прежнему подвержены стереотипам, клише и обществу, которые все еще характерны для определенного жанра, будь то путешествия, элегия или описательная поэзия.

В первые десятилетия XIX века характер пейзажа резко изменился. Основоположник создания образов природы в русской литературе является А.С. Пушкин. Картины природы всё больше перестают подчиняться определенным правилам: теперь каждый раз, когда они появляются, то это выглядит дерзко и неожиданно.

Каждый великий писатель XIX-XX веков. создает особый, специфический мир природы, преждевременно представленный в виде пейзажа.

В произведениях И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, И. А. Бунина и А. А. Блока, М. М. Пришвин и Б. Л. Пастернак обладал природой, имеющей личное значение для авторов и их героев.

Мы говорим не об универсальной природе и явлениях природы, а о ее уникальных индивидуальных проявлениях: именно то, что мы видим, слышим, чувствуем здесь и сейчас — от тех, кто реагирует на умственное действие, данное природой и человеческим состоянием, или создает его.

В то же время природа часто оказывается в неизбежно меняющихся, неравных, разных ситуациях.

Образы природы в лирике 20 века

В литературе двадцатого века, особенно в лирической поэзии, субъективный взгляд на природу выходит за рамки объективности, так что точность конкретных ландшафтов и пространства исправляется или исчезает вовсе. И много стихов. Специфика квартального пейзажа словно разрешается в тумане и сумерках.

Каждый русский знает С. Есенина. Всю свою жизнь он поклонялся природе родной земли.

«Мои слова живут большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — главное в моей работе», — сказал Есенин.

Для Есенина все люди, животные и растения — природа, а человек её неотъемлемая часть, однако природа тоже наделяется человеческими качествами. Например, стихотворение «Зеленая причёска». Внутри образ похож на березку, и он похож на человека.

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Еще один любимый многими русский писатель И. А. Бунин вошел в литературу как поэт. Он писал о гармонии природы. В его творчестве присутствует настоящий вкус к природе. Поэт хочет воссоединиться с ним.

Лучшее его поэтическое произведение — поэма «Листопад» занимает не только в русской, но и в мировой поэзии почетное место.

Изображения природы (как пейзажи, так и другие) имеют глубокую и совершенно уникальную содержательную ценность. Идея о добре и значении единства человека с его природой и их глубоких и неразрывных связей уходит в корни многогранной культуры человека. Эта тема воплотилась в различных художественных формах.

Мотив сада природа, возделанная и украшенная человеком — существует в литературе практически всех стран и периодов. Изображение сада в целом символизирует мир природы.

«Сад, — сказал Д.С. Лихачев, — всегда выражает определенную философию, представление о мире, отношение человека к природе, являющейся идеальным микромиром».

Картины природы в прозе 20 века

Писатели 20 столетия продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих работах они показывают, как человек может взаимодействовать с природой в смутные времена научно-технической революции.

Все писатели, как убедительные ценители истинной красоты, утверждают, что влияние человека на природу не должно быть для него разрушительным, ведь каждая встреча с природой — это встреча с красотой, очарование. Любить природу — значит не только наслаждаться ею, но и заботиться о ней.

Мир природы становится для писателя источником вдохновения и художественной мысли. Образы природы, иногда видимые, ощутимые, а затем трансформируемые образом автора, органично встраиваются в текст его произведений, играют ключевую роль во многих сюжетах, участвуют в описании рассказа.

Во второй половине 20 века человечество столкнулось с необходимостью пересмотреть сложившиеся отношения с природой. Романтизация противостояния человека и природы сменяется осознанием потребности в единстве и поиском пути единства.

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

В повседневной жизни человек не всегда осознает свое единство с миром природы. И только приближение к так называемым границам заставляет его по-новому взглянуть на мир, понять загадки человечества, понять смысл союза природы с единым целым и физически почувствовать себя частью великого.

Моральные, философские и экологические вопросы актуальны в литературе, особенно в «деревенской» прозе.

Работы, в которых «философия природы» в 60–70‑е годы стала доминирующей семантикой, сгруппированы в три основных направления: философия природы — мифология природы — поэтика.

Изучение «естественных» основ жизни в литературе, по мнению критиков, свидетельствовало о решении проблем органического развития общества и человека, а не о «рисовании на природе».

Тема природы часто затрагивается писателями в шестидесятых: В. Астафьев, В. Белова, С. Залыгина, Е. Носов, В. Чивилихина, В. Бочарников и др.

Понятие «натурфилософская поэзия и проза» прочно вошло в литературный уклад.

Определение «натурфилософской прозы» в связи с литературным процессом второй половины ХХ века было использовано одним из первых критиков Ф. Кузнецов в рецензии на «Царскую рыбу». В. Астафьева.

В русской прозе о деревне 60–70‑х годов читатель знакомится с крестьянином, унаследовавшим многовековую народную мораль (В. Распутин «Прощание с матерой»).

Обращаясь к основам человеческого существования, эта проза могла помочь задуматься о «вечных» вопросах: о жизни и смерти, о смысле людей, «кто это придумал, тот придумал». На страницах прозы образ деревенской природы, как и космоса, создавался как единое целое, объединенное глубокой древностью.

«Естественность» мировоззрения таких писателей, как В. Белов и В. Распутин выражен как главный образ в совпадении трагических событий с естественным периодом года: пробуждающейся (весна), цветущей (летом) и убывающей (осенью) природой. Человеческая жизнь написана в важнейших проявлениях этого периода.

Таким образом, натурфилософская проза второй половины ХХ века создает неповторимый образ многогранного человека, творящего свою природу. Это не только кажется ему близким, но и ощущается его частью – атомом.

Источник

Виды и функции пейзажных описаний в литературе

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Рубрика: 1. Общие вопросы литературоведения. Теория литературы

Дата публикации: 03.06.2017

Статья просмотрена: 16653 раза

Библиографическое описание:

Воронин, Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р. А. Воронин. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/ (дата обращения: 18.12.2021).

В настоящее время объектом значительного числа филологических работ становится литературный пейзаж как комплексный художественный феномен, рождающийся на пересечении культурно-специфического и индивидуально-авторского видения природы. В данной статье представлен обзор основных подходов к классификации многообразия литературных пейзажей, а также описаны ведущие функции литературных пейзажей в произведении.

Ключевые слова: пейзаж, литературный пейзаж, классификация, функция

1. Виды литературного пейзажа

Литературный пейзаж можно трактовать как создаваемое при помощи языковых средств визуальное или мультисенсорное (при обязательном наличии визуального компонента) изображение первозданного или содержащего следы человеческого присутствия открытого природного пространства, несущее информационную и эмоционально-эстетическую нагрузку [3; 2].

Как мы можем видеть из данного определения, литературный пейзаж как художественное явление глубок и многогранен, поэтому в научной литературе неоднократно предпринимались попытки создания классификаций литературных пейзажей по различным основаниям. Рассмотрим наиболее часто упоминаемые из таких классификаций.

Одной из наиболее часто встречающихся является классификация пейзажей по локальному признаку, то есть по географическому расположению изображаемых природных объектов или общему характеру местности [6, с. 30]. По данному критерию выделяют такие пейзажи, как степной, лесной, морской (марина), горный, городской/урбанистический, деревенский и так далее [6, с. 30]. По сезонному критерию пейзажи легко поделить на весенний, летний, осенний и зимний. Темпоральный критерий, то есть учёт времени суток, позволяет говорить об утреннем, дневном, вечернем и ночном пейзажах [6, с. 30].

Литературные пейзажи могут также классифицироваться с учётом позиции, которую они занимают в структуре и композиции художественного произведения. На основании этого признака выделяют инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи [11; 15].

Интерес представляет классификация литературных пейзажей, построенная на базе анализа объёма и локального расположения пейзажа в тексте. В данном случае выделяются следующие виды пейзажей: контурный, или штриховой (пейзаж представляет собой краткое описание, к которому автор обращается лишь единожды); дисперсивно-штриховой (несколько штриховых пейзажных описаний распределены по всему произведению); компактно-дескриптивный (пейзаж представлен одной объёмной текстовой единицей); дисперсивно-дескриптивный (по всему повествованию рассеяны подробные ёмкие пейзажные описания) [1, с. 190–194; 5].

Одним из наиболее содержательных критериев для выделения пейзажа служит также его жанровая принадлежность. Так, можно говорить о лирическом, драматическом, идиллическом, историческом, утопическом пейзажах [6, с. 31]. Возможно также выделение описаний природы по их принадлежности к произведениям, созданным в рамках того или иного художественного метода — сентименталистский, романтический и реалистический пейзажи [6, с. 31].

Наряду с упомянутыми классификациями пейзажа, носящими более или менее универсальный и общепризнанный характер, существует и ряд индивидуально-авторских типологий.

Так, К. В. Пигарев, избирая в качестве основы классификации пейзажей жанровый и идейно-тематический признаки, рассматривает такие виды пейзажных описаний, как эпические, драматические, лирико-психологические, социально-направленные, исторические, национальные и философские. По мнению учёного, выделять типы пейзажей следует в зависимости от того, какие характеристики являются преобладающими в том или ином образе природы [12, с. 8].

Е. Н. Себина в зависимости от предмета и фактуры описания предлагает разграничивать следующие виды пейзажа: деревенский и городской/урбанистический, степной, морской, лесной, горный, северный и южный, а также экзотический, контрастным фоном для которого служит флора и фауна родной автору местности [13, с. 272].

Развёрнутую классификацию пейзажей предлагает М. Н. Эпштейн в работе, посвящённой системе пейзажных образов в русской поэзии [16]. Среди эстетических разновидностей пейзажа исследователь выделяет идеальный, бурный и унылый пейзажи. Идеальный пейзаж сформировался в рамках античной литературы и впоследствии постоянно развивался и трансформировался. Неотъемлемыми составляющими идеального пейзажа являются ветерок, источник воды, цветы, деревья и птицы, вместе образующие то, что в латинской терминологии обозначается как locus amoenus, то есть приятноеместо [16, с. 131]. Бурный, или грозный, пейзаж отличается динамикой и смещением основных его составляющих частей с привычных позиций, в чём находит выражение непреодолимое могущество сил природы. Унылый, или мрачный, пейзаж ориентирован на трансляцию грустно-мечтательных мотивов, составляющих жанровую особенность элегии [16, с. 148].

Наряду с эстетическими разновидностями пейзажа М. Н. Эпштейн выделяет национальный и экзотический пейзажи, а также зимний и летний пейзажи. Особой разновидностью пейзажа являются фантастические пейзажи, передающие максимальную степень эмоциональной насыщенности [16].

По мнению Н. Мурадалиевой, на основании объёма и функциональной нагрузки следует различать три типа пейзажа: пейзажную деталь, пейзажную картину и пейзажное произведение. Пейзажная деталь не составляет объекта изображения, а является средством изображения. Как правило, под ней подразумевается какой-либо троп, выражающий эстетическую оценку и позицию автора. Пейзажная картина есть пейзаж в традиционном понимании, то есть является самоценным объектом описания. Что касается пейзажного произведения, оно представляет собой самостоятельную жанровую форму в поэзии [11].

Р. С. Луценко в основу своей классификации кладёт степень полноты и развёрнутости пейзажа, выделяя пейзажный штрих (упоминание элемента пейзажа без дальнейшей конкретизации и детализации), пейзажное вкрапление (более протяжённое по сравнению с пейзажным штрихом описание отображаемой местности), пейзажный сюжет (пространные описания составляющих пейзаж элементов) и пейзажную зарисовку (полноценное описание местности, которое может корректировать архитектонику произведения, замедляя повествование и реализуя функцию ретардации) [9, с. 11].

Пейзажи также можно классифицировать на основании родов литературы, в которых они фигурируют. Так, лирический пейзаж отличается значительной психологической нагрузкой, он подчёркнуто экспрессивен и часто символичен: при его создании часто используются психологический параллелизм, персонификации, метафоры и другие тропы [13]. Кроме того, в некоторых произведениях пейзажные описания могут выходить на передний план и приобретать самоценность [4]. В произведениях эпического характера пейзаж может изображать часть действительности как фон разворачивающихся действий, либо быть самостоятельным объектом изображения. Кроме того, в эпосе пейзажные описания часто выполняют сюжетную функцию, влияя на ход событий. Что касается драматического пейзажа, он по сравнению с лирическим и эпическим пейзажами обычно значительно редуцирован [13], а функцию фактографического описания выполняют образы замкнутого пространства.

Очевидно, что сегодня в науке отсутствует единая исчерпывающая классификация литературных пейзажей, что объясняется комплексностью и многоликостью пейзажа как жанра словесного искусства и возможностью различных подходов к его изучению.

2. Функции литературного пейзажа

Как отмечает Л. М. Крупчанов, пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения выполняет многие функции в зависимости от стиля автора, литературного направления (течения), метода писателя, а также рода и жанра произведения [7]. Действительно, в художественном произведении картины природы появляются неслучайно и всегда несут значительную смысловую нагрузку, обычно выступая либо в качестве эмоционально насыщенного фона разворачивающихся действий, либо как форма отражения внутреннего мира автора или персонажа. Однако этим перечень выполняемых пейзажем в структуре литературного произведения функций не исчерпывается. Рассмотрим подробнее наиболее значимые функции пейзажа.

Итак, литературный пейзаж предстаёт как пёстрый многофункциональный феномен, впечатляющий своей полифоничностью. Несомненно, дальнейшие исследования различных аспектов литературного пейзажа являются в высшей степени перспективными.

Источник

Природа в литературе

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

В художественной литературе тема природы тесно переплетается с самобытностью человека, образу которого характерны народные особенности, традиции и культура тех родных мест, присущих ему.

Природа воспевается поэтами и прозаиками, как восхищение красотой окружающего мира с неотъемлимой любовью к своим родным краям, так и к новым восхитительным местам нашей страны.

Русская литература

Стихи о природе русских поэтов

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Настроение природы меняется со сменой времен года, облик которой воспевали в стихах русские поэты золотого и серебряного веков русской поэзии.
В раздел.

Рассказы о природе русских писателей

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Образы родной природы, сменяемые вместе с временами года, с нескрываемым патриотизмом и любовью к родным краям, описывали в своих произведениях русские писатели.
В раздел.

Природа в русской литературе

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.

Природа в русской поэзии

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Русская поэзия это духовное достояние и культурная ценность России, неотъемлемый элемент русской литературы, вобравшим в себя все главные особенности народного фольклора, гимн души и песнь простого русского человека. Природа занимает главное место в русской поэзии, с любовью воспетая родными поэтами.

Анализ стихотворений о природе:

Весна

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам. Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны.

Анализ стихотворений о весне:

Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть фото Что такое описание природы в литературном произведении. Смотреть картинку Что такое описание природы в литературном произведении. Картинка про Что такое описание природы в литературном произведении. Фото Что такое описание природы в литературном произведении

Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод. Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.

Источник

Природа. Пейзаж в произведении

Вы будете перенаправлены на Автор24

Пейзаж в произведении – это изображение природных образов в литературном произведении, выполняющее различные функции в зависимости от целей, метода и стиля писателя.

История развития описания пейзажа в литературе

Прежде всего, следует отметить, что пейзаж (от французского «страна, местность») на протяжении всей истории развития литературы занимал важное место в произведениях, однако его функции и смыслы существенно варьировались. В позднесредневековой и ренессансной литературе пейзаж носил символических характер, иллюстрировал религиозные идеи. На смену символическим пейзажам пришли другие виды пейзажа, которые условно могут быть представлены следующими типами:

Все виды пейзажа объединяют изображение реальной природы с авторским замыслом, творческим методом эпохи.

Ситуация кардинально изменилась на рубеже XVIII – XIX вв., когда сформировалось так называемое естественное видение природы. Новое видение природы было во многом сформировано рождением романтизма как нового мироощущения. Указанное миропонимание нашло свое воплощение в философской концепции Шеллинга. В пантеистическом миропонимании философа природа и человеческая душа сливаются воедино, природа заменяет и подменяет собой личность человека. Романтики верили в божественное начало гор, лугов, деревьев и цветов:

«В природе, в языке врожденных чувств

Чистейших мыслей якорь, пристань сердца.»

Природа, пейзажи воспринимаются как инструмент общения личности с мировой душой. В результате рецепции человеком природы и влияния природы на человека осуществляется взаимоотражение человеческой и природной души.

Особое место в творчестве романтиков отводится изображению сельских пейзажей.

Образы природы в русской литературе

Готовые работы на аналогичную тему

В русской литературе пейзажи занимают одной из важнейших мест в творчестве К. Паустовского, Тургенева, Чехова и др. Тема природы преломлялась в творчестве русских писателей через внимание к психологии личности. В произведениях русских писателей пейзаж не является фоном, оторванным от повествования. Каждая пейзажная зарисовка помимо изобразительно-выразительной функции несет в себе смысловые акценты и функциональное назначение. Авторский пейзаж отражает восприятие природы персонажами, их эмоциональное и психологическое состояние, что позволяет говорить о психологической функции пейзажей. Пейзажи, описания природы всегда подчиняются конкретной цели.

В процессе создания пейзажей автор может прибегать к монотонным тонам, отображая чувство угнетенности, одиночества персонажа:

«Клочьями, сгрудившись, плывут к югу тучи, несут с собой серебристые полосы тёплых дождей. Падают они где-то за лесом, там, где всё сине и тускло…»

Серые, невзрачные тона, изображение разрушенных селений выступают средством отражения эмоционального состояния персонажей, обозначения времени и места, когда и где происходят события произведения.

Яркие краски, напротив, позволяют передать радостное состояние персонажей, чувства их возбуждения, предчувствия тех или иных событий:

«День, отлитый из жёлтого стекла, стоял над бахчами…»

Важно добавить, что пейзажные зарисовки не всегда отвечают требованиям реалистичности, но позволяют создать либо состояние яркости, либо наоборот гнетущей тишины, мрака, мрачных предчувствий. Пейзаж становится своеобразным аккомпанементом психологическим переживаниям персонажа, его душевным, эмоциональным волнениям, формируется определенный параллелизм между изображениями природных образов и эмоциональными состояниями персонажей. Пейзажные зарисовки достаточно часто сопровождаются описанием звуков и запахов:

«…вороны. подняли жалобный крик, как будто знали, что у доктора умер сын, а у Абогина больна жена…»

Природные образы часто очеловечиваются, наделяются эмоциями, чувствами и мыслями, способностями к действию. Природный мир приобретает человеческий характер. Красота природного мира экстраполируется на человека, а красота одухотворенной личности – на природу.

Природные образы могут приобретать символический смысл, сообщая читателю о надвигающейся беде.

Часто пейзажные зарисовки сопровождаются описанием интерьера, бытовыми описаниями.

Пейзажи в произведениях способны выполнять ряд функций, включая следующие:

Пейзажные зарисовки успешно реализуют социально-психологические и эмоциональные функции.

В своих пейзажных зарисовках русские поэты и прозаики обращались к величественным пейзажам родного края, своенравным стремительным водам, рекам и озерам с плодотворными долинами, на которых колосятся золотые хлеба, лесам и горам. Природа в русской литературе воспринимается как источник неисчерпаемой красоты, вдохновения, как средство гармонизации личности и общества.

Описания природы сливаются с судьбами литературных героев и целых наций. Природные образы могут служить средством поэтизации народной жизни на основании слияния жизни природы и жизни народа, нации.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что пейзажные зарисовки в литературных произведениях прошли длительный путь своего исторического развития. В русской литературе пейзажи становятся не просто фоном, в котором протекают события произведения, но полноправным участником событий, средством характеризации персонажей, влияния на их поступки, мотивы поступков и действий. Без прямой очевидности, особого подчеркивания пейзажи, природные образы входят в общий идейный смысл и тональные рисунок произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *