Что такое опорные слова первого склонения
Какие есть опорные слова для 1 склонения?
и.п. тётя, земля; берёза, стена
р.п. тёти, земли; берёзы, стены;
д.п. тёте, земле; берёзе, стене;
в.п. тётю, землю; березу, стену;
т.п. тётей, землёй; берёзой, стеной;
п.п. о тёте, о земле; о берёзе, о стене.
Особенно эта подсказка в виде опорных слов нужна в форме родительного,дательного и предложного падежей.
Опорные слова на то и называются опорными, что служат своего рода помощником при склонении слов с безударными окончаниями. У опорных слов, наоборот, окончания с ударной гласной.
Для первого склонения чаще всего используют в качестве таких слов слова Земля и Стена, которые также являются словами этого же, первого, склонения.
У существительных первого склонения окончание может стоять в ударном или безударном положении. При этом при одинаковых изменениях форм слов (в одном падеже и так далее) женского и мужского рода с окончаниями на «-а», «-я», окончания у слов будут также одинаковыми. Поэтому для определения правописания существительных с безударными окончаниями используют опорные слова с ударными окончаниями. Например:
Пришлось поднапрячь память и вспомнить школьные правила русского языка. Насколько я помню, опорными словами для первого склонения (к которому относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в виде «а» и «я») являются слова «ЗЕМЛЯ», «СТЕНА», «ДЯДЯ», «ПАПА» и тому подобные.
Словосочетание «дождевой зонт» состоит из прилагательного «дождевой» и существительного мужс. рода «зонт».
Изменим по падежам в единственном числе:
Также можно просклонять и во множественном числе:
Словосочетание «грозное оружие» состоит из прилагательного «грозное» и существительного сред. рода «оружие».
Изменим по падежам в единственном числе:
Также можно просклонять и во множественном числе:
Склонение словосочетания «грозовое облако»
Словосочетание «грозовое облако» изменяется по падежам следующим образом:
В именит. падеже в ед. числе будет (Что?): грозовое облако.
В родит. падеже в ед. числе будет (Чего?): грозового облака.
В дат. падеже в ед. числе будет (Чему?): грозовому облаку.
В винит. падеже в ед. числе будет (Что?): грозовое облако.
В творит. падеже в ед. числе будет (Чем?): грозовым облаком.
В предлож. падеже в ед. числе будет (О чём?): о грозовом облаке.
Слова пишутся правильно так: КАЛЬМАР; КАЛЬМАРЫ
Склонять слово «кальмар»надо так:
И.п. (кто? что?) кальмар; кальмары
Р.п. (кого? чего?) кальмара; кальмаров
Д.п. (кому? чему) кальмару; кальмарам
В.п. (кого? что?) кальмара; кальмаров
Т.п. (кем? чем?) кальмаром; кальмарами
П.п. (о ком? о чем?) о кальмаре; о кальмарах.
Составим один общий ответ для всех слов и вариантов, но будем делать так: составлять сразу предложения с одним из слов во всех падежах, записывая к нему вопрос, определяющим форму падежа и жирным шрифтом выделяя измененные окончания.
Вариант А, склонение слова дружба в предложениях в форме единственного числа.
Футбол
Волшебник
Волга
Таблица подсказка со словами из варианта А
Вариант Б, склонение слова дела в предложениях в форме множественного числа.
Реки
Дома
Школы
Таблица-подсказка для варианта Б
При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.
Что такое опорные слова
Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.
Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.
Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.
Вам будет интересно: Лейденский университет. История и современность
Объяснение ребенку темы простым языком
Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.
Готовый алгоритм поиска ключевых слов
Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
Опорные слова для определения падежей
Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
Заключение
Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
Склонение существительных таблица опорные слова
Склонение существительных – что это такое простым языком, как пользоваться таблицей склонения и как отнести существительное к первому, второму или третьему склонению
Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.
Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.
Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.
Три склонения существительных
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.
Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.
Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.
К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.
Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.
Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.
Разносклоняемые существительные
Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.
Про вождя по имени Стремя
Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.
Темя – это верх головы, если кто не знает.
Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.
Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.
Склонение – постоянный признак существительных
Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.
И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.
Старая система склонения
В древнерусском языке склонений было шесть.
Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».
В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.
Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).
Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.
Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).
Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
Определяем склонение имени существительного
Склонение существительных – один из постоянных признаков: у каждого слова оно всегда одно и то же. Что называется постоянным признаком в русском языке, ученики начальной школы уже знают, ведь это свойство существительных либо мужского, либо женского, либо среднего рода. Такими же постоянными являются и склонения, к которым относятся существительные в русском языке.
Почему разбираться в склонениях важно уже в начальной школе
Способность слов изменяться по падежам, принимать формы единственного и множественного числа – словоизменение – называется склонением.
Знакомство со склонением как постоянным признаком имен существительных (ИС) заложено в программе 3 класса. К этому времени дети уже знают, что существительные не изменяются, а относятся к какому-то из трех родов, а это является базой для определения склонений. Почему же так важно уметь определять этот признак?
Ребенка могут поставить в тупик следующие примеры:
Лошадь и лошадка, мышка и мышь – ИС жен. рода, но в одной и той же ситуации пишутся по-разному. Почему? А все дело в том, что ЛОШАДКА и МЫШКА – существительные первого склонения, а пары к ним из примеров – существительные, которые относятся к третьему склонению.
Даже ученики 5 класса, выполняя упражнения, не всегда уверенно вставляют пропущенные буквы в падежных окончаниях ИС:
А ведь в 4 классе детей тестируют на:
Поэтому чем раньше ученик запомнит особенности склонения имен существительных во множественном и единственном числе, разберется с падежными окончаниями ИС в 1, 2, 3 склонении, тем увереннее он будет чувствовать себя в среднем звене школы.
Порядок определения склонения существительного
Чтобы узнать, к какому склонению относится ИС, ученик 3-4 класса должен:
Этого достаточно, чтобы узнать склонение и разобраться с правописанием окончаний имен существительных.
Первое склонение
Если в результате выполнения инструкции из предыдущего пункта получилось, что это слово муж. или жен. р. и заканчивается на А или Я, то такоеимя существительное относится к первому типу словоизменения.
Вернувшись к примерам про лошадку, мышку, березку и сосенку, несложно проверить гласную в окончании по таблице:
Опорные слова в таблице – это подсказка, если некогда вспоминать все падежные гласные. В опорных подсказках окончание ударное – подставив их в текст на место трудного слова, ученик быстро получает правильный ответ:
Такая шпаргалка выручит во время диктанта, сочинения. Но главное условие – правильно определить тип словоизменения. Ведь в других типах опорные слова с другими окончаниями.
Второе склонение
К существительным второго склонения относят остальные слова муж. р. и все изменяемые ИС сред. рода.
Таблица окончаний с опорным словом ОКНО:
Использовать опорное слово во 2-м скл. приходится гораздо реже, так как сложных окончаний не так много.
Третье склонение
Особенность 3 склонения в том, что к нему относятся ИС только жен.р., у которых после конечного Ь нулевое окончание.
Глядя на таблицу с падежными окончаниями таких слов, понятно, почему МЫШЬ и ЛОШАДЬ пишутся иначе, чем МЫШКА и ЛОШАДКА. В этой группе ИС в окончаниях вообще нет буквы Е. В таблице нет опорного примера-подсказки. Эту роль успешно играет слово ЛЮБОВЬ.
Три склонения имен существительных – таблица
Общая таблица, собравшая все формы ИС с окончаниями, вопросами, синтаксической ролью и склонением существительных во множественном числе, отражает все знания и умения ученика к концу 4-го класса.
По образцу формообразования множественного числа изменяются слова, не имеющие формы единственного:
Такие слова не относят к конкретному типу словоизменения: у них нельзя определить род.
Другие типы склонения существительных
Кроме трех основных, продуктивных, есть еще дополнительные типы склонения существительных:
Такой простой навык, как автоматически определять склонение имен существительных, необходим и школьнику, и взрослому, которому не грозят диктанты, зато важно поддерживать репутацию грамотного человека.
Существительные первого склонения (примеры)
Существительные первого склонения — это слова мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа единственного числа.
К первому склонению относят одушевленные и неодушевленные существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я.
Падежные окончания существительных первого склонения начинают изучать в 4 классе.
Приведем таблицу с примерами слов 1-го склонения мужского, женского и общего рода. Особо отметим склонение существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия.
Рассмотрим, какие падежные окончания имеют существительные 1 склонения.
Таблица склонения существительных 1 склонения
Женский род | Мужской род | Общий род | |||
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число |
И.п. | овц а |
Существительные первого склонения мужского рода
К первому склонению принадлежат одушевленные существительные мужского рода с твердой и мягкой основой с окончанием -а/-я.
Примеры:
Существительные первого склонения женского рода
По типу первого склонения изменяются существительные женского рода с окончанием -а/-я.
Примеры
Особо обратим внимание на существительные женского рода первого склонения с конечным буквосочетанием -ия:
Они имеют различия в склонении (окончание -и ) по сравнению с существительными женского рода, имеющими типичное окончание -е в форме дательного и предложного падежа, например у существительного «скамья» с ударными окончаниями.
Сравним:
Существительные общего рода 1 склонения
К 1 склонению отнесем также существительные общего рода, которые называют как мальчиков, так и девочек в зависимости от контекста:
Вадика не назовешь полным тихоней.
1, 2, 3 склонение имен существительных
1, 2, 3 склонение имен существительных различают по родовой принадлежности слова и окончанию в форме именительного падежа единственного числа. Рассмотрим, как определить 1-е, 2-е, 3-е склонение существительных.
Склонение является постоянным грамматическим признаком имени существительного. Большинство слов этой самостоятельной части речи имеют грамматическую категорию 1, 2 или 3 склонения.
Чтобы понять, какое склонение имеет слово, обозначающее предмет, определим его родовую принадлежность. В русском языке все существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
Начальной формой имени существительного является именительный падеж единственного числа. В соответствии с родовой принадлежностью и окончанием начальной формы слова́ этой самостоятельной части речи относят к 1, 2 или к 3 склонению.
1 склонение существительных
Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.
В русском языке слов мужского рода первого склонения немного:
и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.
Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:
В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:
Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.
Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:
У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание -и, а не -е, как у большинства существительных первого склонения.
Сравним:
2 склонение существительных
К этому типу склонения принадлежат слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь», с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.
Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие.
Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:
В русском языке существительные среднего рода на -ие и мужского рода на -ий склоняются по-особому. Если изменить слова «сознание» и «солярий», то увидим, что в форме предложного падежа единственного числа они имеют окончание -и, а не -е.
Сравним со словом «крыльцо», которое имеет ударные падежные окончания:
3 склонение существительных
3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:
После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).
В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).
Видеоурок «Склонение имен существительных»
- Что такое сот в трейдинге
- Что такое поверхностное натяжение воды простыми словами