Что такое опосредованное запоминание
МЕТОДИКА «ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ»
(ПО А.Н.Леонтьеву)
Назначение
Методика «Опосредованное запоминание» применяется для диагностики развития логической памяти у здоровых детей от 6 до 11 лет. Кроме того, с помощью данной методики могут оцениваться и возможности логического мышления. Некоторые дети 5 лет вполне способны справляться с задачей «опосредования», но им трудно выполнить методику целиком, поэтому мы не считаем ее диагностичной для этого возраста.
Стимульный материал
Предлагаемый вариант представляет собой небольшую модификацию классического варианта методики А.Н.Леонтьева. Используется набор из 15 слов, имеющих разную степень абстрактности (сад, сила, свет, одежда, ночь, ошибка, птица, встреча, школа, молоко, работа, игра, праздник, мышь), 25 опорных картинок для запоминания и удобный протокол для регистрации ответов детей. Этот вариант апробирован более чем на 600-х детях дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика имеет специальный протокол.
Процедура тестирования
Перед ребенком на столе раскладывают все 25 предметных картинок. Ему говорят: «Сейчас я назову слово, а ты попробуй подобрать к нему картинку из тех, что лежат перед тобой, такую, которая тебе чем-то напоминает это слово, как-то с ним связана». Детям 8-11 лет можно сразу дать полное объяснение задания, то есть ребенку говорят: «В конце нашей беседы я снова покажу тебе те картинки, которые ты подберешь к словам, и попрошу, глядя на них, вспомнить, какие слова я тебе называл(а)».
Для детей 6-7 лет не имеет смысла сразу давать полную инструкцию, так как это усложняет понимание задания, а иногда и пугает ребенка, и он начинает бояться, что не запомнит слова. В этом случае задача опосредования уходит для него на второй план, что нежелательно.
Далее рекомендуется разобрать конкретный пример. Обычно для этого берется первое слово из последовательности: обед (см. протокол). Ребенку объясняют: «Тёбе нужно запомнить слово «обед». Здесь нет картинки, на которой нарисован обед, но ты можешь подобрать картинку, которая напоминает «обед», имеет к нему отношение». Часто дети выбирают картинку с изображением батона (хлеб). Тогда психолог говорит: «»Хорошо, правильно, а почему ты выбрал эту картинку?» Если объяснение правильное (например, «хлеб едят за обедом»), можно считать, что ребенок понял инструкцию. После этого можно продолжить исследование, уже не сопровождая его обучающей помощью. Ребенку просто называют слова из протокола по порядку и просят подбирать к каждому слову подходящую по смыслу картинку. Если ребенок легко справляется с подбором картинок для запоминания и этот выбор понятен психологу, можно попросить ребенка объяснить одну-две логические связи, чтобы оценить их качество. Если же ребенок испытывает затруднения при подборе картинок или логика его подбора не очевидна, то рекомендуется спрашивать ребенка о причине каждого выбора для того, чтобы оценить причины затруднений в опосредовании и качество установленных логических связей. Если дети сами стремятся проговаривать вслух причину подбора той или иной картинки, не нужно им препятствовать, так как проговаривание облегчает им задачу подбора адекватной картинки.
Все картинки, выбранные ребенком для опосредования, откладываются в сторону. Результаты выборов заносятся в протокол, то есть напротив каждого слова в соответствующей графе вписывается название картинки. В графу «Объяснения при опосредовании» вписываются комментарии, которые ребенок дает при выборе той или иной картинки. Если выборы не представляют принципиального интереса, а достаточно правильны и стандартны, то можно просто ставить знак «+». Обязательно фиксируются трудности и отказы от опосредования, сомнения, нетипичные объяснения.
В графе «Воспроизведение» знаком «+» фиксируются все правильные ответы. Знаком «-» отмечаются отказы от воспроизведения или неправильные ответы, рядом с которыми вписываются слова-ошибки.
В графу «Объяснения при воспроизведении» вписываются комментарии, которые некоторые дети дают спонтанно при воспроизведении (раскручивая логическую связь между словом и картинкой как бы «обратно»), а также те, которые являются ответами на соответствующие вопросы психолога. Естественно, вписываются комментарии, которые могут быть важны при оценке результатов исследования. Если ответ однозначно правильный или неправильный, можно просто ставить соответственно знаки «+» или «-».
Внизу протокола отмечается общее количество правильно воспроизведенных слов.
Возрастные нормы
Как показали результаты апробации методики, дети 6 лет могут использовать картинки для формирования логических связей между ними и заданными словами. При этом им практически недоступно установление логических связей с такими словами, как ошибка, праздник, сила и встреча. Возможно, это связано с нечастым употреблением этих слов 6-летними детьми. Отсроченное воспроизведение составляет 3-5 слов.
Анализ результатов
Слова для опосредования подобраны таким образом, что имеют разную степень абстрактности и, соответственно, варьируют по возможности их логическое запоминание. Как известно, логическая связь между словом и картинкой устанавливается легче, если между ними существуют явные причинно-следственные, пространственно-временные или другие отношения, например: обед — хлеб, сад — яблоко, свет — лампа и т.д. Более сложно для детей установить логические связи между словом обобщенного или абстрактного значения (например: сила, ошибка, встреча) и картинкой, которая явно не указывает на конкретный признак понятия. Здесь особенно важны объяснения, которые дает ребенок при подборе картинки. Иногда на вопрос: «Чем подходит эта картинка?» — ребенок отвечает: «Ничем не подходит, но надо же что-то подобрать». Если ребенок способен адекватно объяснить выбор сложной логической связи, можно делать позитивный вывод о его интеллектуальных данных. Если он хорошо воспроизводит слова, даже не построив логические связи между словами и картинками, то у него, возможно, хорошая механическая память. А если он способен и к адекватному подбору картинок с логическим объяснением выборов, и к активному воспроизведению слов, то можно сделать позитивный вывод и о состоянии логической памяти, и о состоянии интеллекта.
Результаты выполнения данной методики не рекомендуется рассматривать с точки зрения оценки интеллектуального развития ребенка. Выводы делаются в основном о возможностях ребенка использовать способы логического запоминания.
Некоторые дети при воспроизведении называют не слова, которые нужно было запомнить, а изображения на картинках. Это свидетельствует о несформированности опосредованного запоминания.
Методику рекомендуется использовать в качестве коррекционной при низких результатах исследования.
Что такое опосредованное запоминание
Центр, специалисты, услуги
Хрестоматийные материалы
Лаборатория картографии
Инструментарий мастеров
Архив полезных ресурсов
Форум Блог Обратная связь
Последние действия на сайте
4182 дн. с момента
открытия on-line центра
3.2. Методы исследования памяти
«Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)
Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привычно пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо пользоваться несколькими наборами, чтобы дети не могли их друг от друга услышать.
В данном эксперименте необходима очень большая точность произнесения и неизменность инструкции.
Инструкция состоит как бы из нескольких этапов.
1-е объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).
2-е объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их — и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.
Без объяснений: «Еще раз».
Экспериментатор повторяет опыт 3, 4, 5 раз без каких-либо инструкций.
Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.
Если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.
После 5-кратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50–60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).
Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.
По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.
По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9 — 10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь; в дальнейшем при повторении, он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.
«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах). Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.
Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.
«Опосредствованное запоминание» (А. Н. Леонтьев)
Идея создания методики принадлежит Л. С. Выготскому. Методика разработана и апробирована в 30-х гг. А. Н. Леонтьевым. Направлена на исследование опосредствованного запоминания. Представляет также, по данным А. Я. Ивановой, Э. С. Мандрусовой (1965 г.), ценный материал для анализа характера мышления, способности ребенка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой). А. Н. Леонтьевым было разработано несколько серий, отличающихся по степени сложности и способу проведения. Для детей от 7 до 10 лет рекомендуется 3-я серия, для детей старше десяти лет — 4-я серия.
Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и наборы слов. Рисунки могут быть изготовлены по образцам лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР. Но они могут быть без особого ущерба для дела изготовлены и кустарно. Важно, чтобы они были четкими. Рисунки должны быть выполнены на карточках, размер каждой из которых приблизительно 5х5 см. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует. В психиатрической клинике обычно используются материалы третьей и четвертой серий (из числа апробированных А. Н. Леонтьевым).
Набор карточек:
диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, ручка для перьев, аэроплан, географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.
Слова для запоминания:
свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.
IV серия
— несколько труднее, но больше дает для выявления особенностей мышления.
Слова для запоминания:
дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.
Слова | Выбираемая карточка | Объяснение связи для запоминания | Воспроиз- ведение | Объяснение связи |
Пояснение к протоколу:
Слова можно было бы написать заблаговременно, до начала опыта, но это не очень удобно, так как объяснения ребенка, вопросы экспериментатора и иные описания хода эксперимента могут оказаться различными по объему. Иногда течение опыта прерывается какими-либо действиями и высказываниями ребенка.
Как правило, выполнить это задание очень легко. Совершенно неважно, какую именно карточку выберет испытуемый. Установление связи между словом и карточкой может носить и сугубо индивидуальный характер. Так, например, для запоминания слова «молоко» испытуемый может использовать рисунок коровы. Так как корова дает молоко. Он может выбрать изображение хлеба, так как хлеб едят с молоком. Наконец, больной может выбрать дерево, сказав при этом, что дерево напоминает ему о деревне, где он пил молоко.
Здесь нет правильного или неправильного выбора. Важно то, что испытуемый установил содержательную смысловую связь между предъявленным для запоминания словом и тем, что изображено на карточке.
A. H. Леонтьевым было показано, что у здоровых детей 7-и лет и более старшего возраста опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К 15-и годам здоровые дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала.
Дети с ослабленной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь создает им дополнительные опорные вехи для запоминания. Дети с нарушением целенаправленности мышления часто не могут вспомнить ни одного слова (при воспроизведении называют картинки, а не слова), так как еще во время образования связи они как бы теряют основную цель работы — необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова.
Методика также предоставляет богатейший материал для анализа характера смысловых связей между словом и картинкой. У здоровых детей эти связи, как правило, образуются легко. Эти связи говорят о характере знаний, представлений их жизненного опыта. Иногда с помощью методики можно сделать вывод о способности ребенка к обобщениям той или иной степени.
У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются уже в замедленном темпе выбора. Связи часто отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда же, напротив, имеют место излишняя детализация, обстоятельность в перечислении подробностей рисунка, которые как бы маскируют ту же бедность мысли. Иногда, сделав адекватный слову выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Так, например, к слову «обед» может быть выбрана картинка «хлеб», при этом дается такое пояснение: «Хлеб надо сначала нарезать, а потом уже есть». О нарушении целенаправленности выбора, неустойчивости способа работы может свидетельствовать множественный выбор — к каждому слову подбирается несколько картинок. При выполнении этого задания у некоторых детей выявляются такие причудливые, своеобразные связи, которые указывают на определенные нарушения мышления. Таким примером может служить выбор картинки «гусь», к слову «горе»: «У гуся так шея выгнута, как буква «Г», а это буква — первая в слове «горе».
«Пиктограмма» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. В. Логиновой)
Методика впервые была предложена Л. С. Выготским; ее описание было дано А. Р. Лурия (1930). Г. В. Биренбаум (1934) предложила использовать ее для исследования мышления; разработка методики принадлежит С. В. Логиновой (1972). Представляет собой вариант изучения подростков, страдающих умственной отсталостью. Может быть с успехом использована при военной или судебно-психиатрической экспертизе. В последние годы делается попытка использовать эту методику для исследования самых маленьких детей, применяя для этого доступные им слова и словосочетания.
Для проведения эксперимента нужны чистая бумага и карандаши (простой и цветные). В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: «вкусный ужин», «тяжелая работа», «счастье», «развитие», «печаль» и т. п.
Ребенку объясняют, что будет проверяться его память, можно сказать «зрительная память». Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово.
Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.
Через час ребенку предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним. Иногда ребенку может быть оказана необходимая помощь.
При оценке результатов эксперимента прежде всего подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного заучивания (по методике «заучивание 10 слов»).
Ценнейшие данные представляет анализ рисунков детей. Тут может быть важным все: манера держать карандаш и наносить линии, сила нажима на карандаш, расположение рисунков на плоскости листа, выбор цвета и т. п. Но безусловно, что наиболее важным является анализ содержания самих рисунков. Они отражают запас знаний и представлений ребенка, особенности его индивидуального жизненного опыта. Рисунки отражают способность детей к отвлечениям и т. д.
Вопросам анализа результатов применения метода пиктограмм посвящено много публикаций. Методика может быть полезна для исследования тех детей, у которых в период обучения во вспомогательной школе неожиданно возникает ухудшение психического состояния.
«Воспроизведение рассказов»
Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи испытуемых.
Экспериментатор должен заготовить значительное количество (10–15) текстов, напечатанных и наклеенных на картонки, а также написанных очень крупным шрифтом на плакатиках. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения. Приведем несколько примеров таких рассказов.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
С детьми, имеющими образование 5 классов и выше, опыт проводится так, что они сами читают и записывают, а с остальными — так, что они слушают и рассказывают устно. Устный рассказ экспериментатор записывает дословно с помощью магнитофона либо делает рукописные записи. Возможно, однако, множество вариаций. Могут быть даны два рассказа подряд. Главное внимание может быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение, т. е. на вопросы и ответы по поводу содержания рассказа.
Наибольший интерес представляет методика «обучающего эксперимента», применяемая в тех случаях, когда ребенок никак не может усвоить содержание короткого рассказа. Тогда экспериментатор начинает многократно повторять рассказ, стараясь всеми возможными способами довести его содержание до сознания ребенка. Анализ средств заучивания, необходимых для усвоения рассказа, позволяет судить о причинах и степени нарушений познавательных процессов.
Правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста наблюдается при легких степенях олигофрении. Существует обширная литература (Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, В. И. Пинский) по вопросу о воспроизведении текстов умственно отсталыми детьми.
Методика «Опосредованное запоминание «
Методика «Опосредованное запоминание «
Источники:
(В основу этого исследования положены методики,
разработанные Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым.)
Оборудование
Два рисунка с изображением девяти знакомых предметов и пяти слов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ к методике). Картинки с изображением предметов вырезаются по линиям.
Цели исследования
Выявление понимания инструкции и сохранения её до конца эксперимента. Умение пользоваться приемами опосредованного запоминания, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания, особенностей мышления.
Процедура проведения
Перед ребенком в ряд раскладывают девять картинок и говорят: «Сейчас я буду называть слова. Чтобы легче было их чапомнить и вспомнить, подбирай для каждого слова самую подходящую картинку. Например, к слову «время» подходит картинка «будильник», потому что он показывает время». Если ребенок понял инструкцию, исследование продолжается. При этом требуется, чтобы ребенок объяснял каждую установленную связь между словом и выбранной картинкой. После того как асе слова названы и к ним отобраны картинки, их убирают и сторону и дают задания отвлекающего характера. Через 20 30 минут ребенку предъявляют отобранные картинки и проеме не но мнить слова, которые назывались.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес к непривычному для пт шдинию. Им доступен смысл инструкции. Обнаруживаеся ныняжениая мыслительная активность при установлении сшпи сити с картинкой. При припоминании слов у некоторых детей могут возникнуть трудности, но не бывает неадекватнонеадекватного выполнения (называния изображенного на картинке вместо заданного слова).
Дети умственно отсталые проявляют интерес лишь к картинкам, а не к заданию, так как не понимают его смысла. Даже при большой мере помощи (экспериментатор сам подбирает к слову картинку, разъясняет связь между словом и картинкой) ребенок не понимает задания. Картинки мешают запоминанию слов. При предъявлении отобранных картинок ребенок и не пытается вспомнить слово, а просто называет, что изображено на картинке.
Дети с задержкой психического развития в указанном возрасте самостоятельно задание не выполняют. Им доступно установление смысловых связей между словом и картинкой, но они не умеют использовать картинку как средство для запоминания и последующего воспроизведения. Требуется специальное обучение этому приему. В ходе работы необходима постоянная организующая помощь.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
Методика предназначена для диагностики памяти у подростков.
Нужно подобрать 15 слов, которые будут предложены для запоминания, а также потребуется набор карточек с картинками.
Слова для запоминания:
умывальник, лошадь, стул, топор, перья, телефон, тетрадь, лампа, лейка, карандаш, цветок, лопата, шапка, грабли, дерево, картина, самолет, домик, стакан, зеркало, трамвай, стол, ключ, мяч, картинки.
Слова можно давать довольно отвлеченными друг от друга.
Называется слово, на выбор карточки отводится 15-20 секунд, многие подростки осуществляют этот выбор раньше. После каждого выбора расспросить учащегося, почему он сделал именно этот выбор.
Затем следует занять ученика какой-нибудь другой работой на 15 минут. По истечении этого времени ему демонстрируются карточки, которые он выбрал для опосредованного запоминания. Количество правильно названных слов свидетельствует о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.