Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Статья на тему: «Опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии»

ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.

— произношу, определяю ударный слог;

— записываю слово с пропуском;

— делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.

Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].

Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].

При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.

Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.

Опознавательные признаки орфограмм

1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые)

«Слышу безударный гласный в корне».

2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне

«Слышу безударный гласный в корне»

3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова

«Слышу стечение парных согласных в корне»

4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова

5. Непроизносимые согласные в корне слова

«Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн]

6. Разделительный Ь

«Слышу [й] после мягкого согласного»

7. Разделительный Ъ

правило графики и морфологический

«Слышу [й] после твердого согласного»

8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

дифференцирующий и морфологический

«Слышу «маленькие слова» в предложении»

9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных

«Слышу имя собственное»

10. Заглавная буква в начале предложения

«Слышу первый звук в первом слове предложения»

11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу)

«Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными

12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

«Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова

13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных

«Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного»

14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж)

«Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.»

15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах

«Слышу безударные окончания глаголов»

Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.

Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].

Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:

а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;

б) опознавательные признаки всех орфограмм;

в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].

Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.

Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.

Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.

Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.

Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. 383 с.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограмма» (5 класс)

Цели: закрепить понятия «орфограмма» и «морфема»; показать опознавательные признаки орфограмм; закрепить навыки обнаружения орфограмм, навыки фонетического разбора и разбора слов по составу; формировать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать и объяснять орфограммы в разных морфемах; объяснять языковые явления.

Оборудование: на доске должно быть написано на дв…ре тр..ва, на тр…ве др…ва.

Организационный момент. (3 минуты)

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 минуты)

Упражнение 24 – обсуждение заданий. (Основная мысль заключена в словах: : «пластов понимал язык родной земли». В конце первой части учебника помещена репродукция картины А.А. Пластова «Летом».)

— Как вы понимаете выражение «язык родной земли»?

— Что значит «понимать язык родной земли?»

— Каким орфографическим правилам подчиняются слова, в которых вы подчеркнули безударные гласные в корне?

Работа по теме урока (10 минут)

На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению (плот, рука, сутки) и что многие слова пишутся не так, как произносятся.

Посмотрим на доску.

Как вы думаете, почему эти слова написаны с пропусками? (В них есть несовпадение произношения с правописанием). Запишите в тетрадь и заполните пропуски.

Как вы думаете, много ли в русском языке таких слов, в которых произношение и правописание не совпадает? Правильно, их очень много. Как раз такое несовпадение или «ошибкоопасное» место в слове наука называет ОРФОГРАММА. Давайте найдем определение в учебнике и запишем его. (Пишут определение из учебника).

Орфограммы бывают разные. Их можно найти по разным приметам. Давайте запишем:

Опознавательные признаки для орфограмм – гласных букв

— безударные гласные: осень, зима, снегирь.

Шипящие и ц: щука, челка, панцирь.

Стечение согласных (рядом стоящие согласные): устный, просьба, мощный.

Конец слова: лев, приз, род.

Запомните, что орфограммы – это точки применения правил.

Работа в тетради. (14 минут)

Откроем упражнение № 26. Выполним задания.

Откроем упражнение № 27. Выполним задания.

Кроме того, орфограмма может ждать нас в разных частях слова. Какие части слов знаете вы? (приставка, корень, суффикс, окончание). Найдите общее слово для значимых частей речи (Морфемы). Что говорит нам учебник? Давайте откроем страницу 17.

Давайте обозначим морфемы с орфограммами, подчеркнем орфограммы и подберем проверочные слова.

Закрепление изученного материала. (3 мин)

— Что называется орфограммами?

— Что значит «написания в словах по традиции»?

— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

— Приведите пример орфограмм в каждой из морфем?

Подведение итогов. Рефлексия. (2 мин)

– что было непонятно на уроке?

— что мы вспомнили на уроке об орфограммах?

— что нового мы узнали об орфограммах?

Домашнее задание. (2 мин.)

Пункт учебника № 7. (знать, что такое орфограмма, уметь находить орфограммы в морфемах и обозначать их).

Упр. 28 уточнить по словарю значение слова капот и записать его в тетрадь.

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Номер материала: ДБ-037412

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему «Орфограмма» (5 класс)

Конспект урока по русскому языку. 5 класс.

Цель: углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной позиции звука; формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические; воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность

Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Предметные: знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007 г. Техника: ноутбук, проектор.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки)

I .Организационный момент

II . Актуализация знаний.

1)Проверка домашнего задания. Упражнение 24.

Грусный или грустный –непроизносимая согласная

Купешь или купишь – спряжение глагола

— Ребята, у нас получилось разгадать написание слов?

Ребята, мы с вами определили правильное написание слов:

Трава, корова, грустный, купишь

— Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)

— А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

— Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?

Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию.

— Что такое орфограмма?

— Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?

— Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали об орфограммах и орфографических правилах

1)Работа с учебником

— Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте обратим внимание на параграф

7 упражнение 25. (Вечкилев, Каныгина)

Упражнение 26 – устно. (Кравцова, Фофонова)

Упражнение 28 – письменно. ( Головко, Абрамов, Коптева, Щиров)

Задание: исправьте ошибки в тексте. Каждая группа защитит свою работу

а) Тихо было вокруг. Солнце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайке. Коричневая бабочка сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими полосками вокруг брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатко гудели.

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

— Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами.

— что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)

— достигли ли мы цели нашего урока?

— что вам понравилось на уроке, какие задания?

— Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

IX . Рефлексия.
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…

VIII . Домашнее задание.

2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Пр…верка, п…дарк…м, н…летел, о…дых, б…зу дарный, (в) к…рнях, ч…ртить, смел…сть, м…роз…ц, клубоч…к, (он) кле…т, (для) красн…й, (о) замысл…, (за) дом…м.

Повышенный : 2) Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Сделайте

вывод: в каких частях слова могут быть орфограммы?

Источник

Конспект урока русского языка 5 класс «Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Проверяемые буквы согласных в корне слова.»

УРОК 7 с презентацией.

Тема: Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. Проверяемые буквы согласных в корне слова.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников .

М/п: вычитывать, перерабатывать и преобразовывать информацию (самостоятельно формулировать, составлять таблицы­опоры и т.д.).

1ЛР: пользоваться механизмами речи (читательской деятельности): антиципации, эквивалентных замен.

6/4ЛР: находить орфограммы по опознавательным признакам, правильно писать слова с орфограммами – проверяемыми буквами согласных в корне слова.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

II. Актуализация изученного.

– Сосчитайте, сколько раз в предложении

встречается слова тир [ т’ир ].

([ т’ ] не встречается ни разу, [ и ] – три раза, [ р ] – один раз.)

III. Мотивирующее введение в тему урока.

– Прокомментируйте ситуацию, описанную А. Милном в книге «Винни­Пух и все­все­все».

Однажды Кролик пришёл в гости к Кристоферу Робину, но того не было дома. Зато Кролик нашёл записку: «Ушол Щасвирнус занит щасвирнус К.Р.» ( Текст записки должен быть представлен на слайде или на карточках ).

Кролик ничего не понял и отправился за помощью к Сове, которая довольно неплохо умела читать, если только ей не заглядывали через плечо и не спрашивали ежеминутно: «Ну, так что же?»

Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку: «Ушол Щасвирнус. Занит щасвирнус»…

По­моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, – сказала она. – Кристофер Робин куда­то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот… Щасвирнус сейчас чем­то заняты… Ты за последнее время встречал у нас в лесу каких­нибудь Щасвирнусов?

Ммм, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как он выглядит?

Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный. Щасвирнус – это просто… По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож на… Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от… Ну… – сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, – закончила она чистосердечно.

– А каким вы представляете себе Щасвирнуса?

– Каких орфографических и пунктуационных правил не знал Кристофер Робин?

– «Переведите» на «грамотный» язык слова и фразы героев этой книги:

« Прашу падёргать эсли не аткрывают. Сава. Миод ».

– Попробуйте предположить, какую проблему будем решать на уроке. (Как правильно оформлять слова, предложения на письме?)

1. Интерес к письму, письменной форме общения.

2. Осознание ответственности за написанное слово.

Самостоятельно формулировать проблему урока.

III. Мотивирующее введение в тему урока.

– Прокомментируйте ситуацию, описанную А. Милном в книге «Винни­Пух и все­все­все».

Однажды Кролик пришёл в гости к Кристоферу Робину, но того не было дома. Зато Кролик нашёл записку: «Ушол Щасвирнус занит щасвирнус К.Р.» ( Текст записки должен быть представлен на слайде или на карточках ).

Кролик ничего не понял и отправился за помощью к Сове, которая довольно неплохо умела читать, если только ей не заглядывали через плечо и не спрашивали ежеминутно: «Ну, так что же?»

Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку: «Ушол Щасвирнус. Занит щасвирнус»…

По­моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, – сказала она. – Кристофер Робин куда­то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот… Щасвирнус сейчас чем­то заняты… Ты за последнее время встречал у нас в лесу каких­нибудь Щасвирнусов?

Ммм, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как он выглядит?

Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный. Щасвирнус – это просто… По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож на… Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от… Ну… – сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, – закончила она чистосердечно.

– А каким вы представляете себе Щасвирнуса?

– Каких орфографических и пунктуационных правил не знал Кристофер Робин?

– «Переведите» на «грамотный» язык слова и фразы героев этой книги:

« Прашу падёргать эсли не аткрывают. Сава. Миод ».

– Попробуйте предположить, какую проблему будем решать на уроке. (Как правильно оформлять слова, предложения на письме?)

1. Интерес к письму, письменной форме общения.

2. Осознание ответственности за написанное слово.

Самостоятельно формулировать проблему урока.

IV. Формулирование целей и задач урока.

Работа по учебнику (рубрика «Определяем основной вопрос урока»).

Используется презентация к уроку.

Ученики определяют, в каких словах есть орфограммы, называют знакомые виды орфограмм и признаки, помогающие их обнаружить, приводят орфографические правила.

На основе выполненного задания ученики формулируют цели и задачи урока: вспомнить виды орфограмм (а может быть, узнать новые?) и признаки, по которым их можно обнаружить.

Самостоятельно формулировать цели и задачи урока.

V. Обобщение и систематизация изученного, введение нового орфографического понятия – опознавательный признак орфо­
граммы.

1. Работа над упр. 33 по заданиям в учебнике.

Наблюдение над выделенными словами с орфограммами и выведение понятия «орфограмма».

2. Чтение определения понятий «орфограмма» и «опознавательный признак орфограммы» по учебнику.

Методическая рекомендация . Из начальной школы учащиеся знают о признаках, по которым можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. На данном уроке вводится обобщающее понятие «опознавательные признаки орфограмм». Учителю необходимо обратить внимание на особый знак, которым отмечается опознавательный

Опознавательный признак орфограммы .

3. Углубление понятия «опознавательный признак орфограммы».

Выполнение заданий после текста в рамке.

Необходимо поработать над лексическим значением ключевого слова опознать , подобрать к нему синонимы ( узнать , знать ).

Опираясь на свой опыт и знания, ученики самостоятельно формулируют понятие «опознавательный признак орфограммы» и сравнивают его с вариантом, данным в учебнике.

Дополняется таблица­опора опознавательных признаков, которая также сравнивается с образцом в учебнике.

2. Анализировать условия и пути решения проблемы.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Пользоваться механизмами чтения (читательской деятельности): антиципации, эквивалентных замен.

VI. Развитие орфографических умений.

Работа по учебнику.

Упр. 35 – развивается умение находить орфограммы – проверяемые буквы согласных на основе опознавательных признаков (конец слова или стечение согласных).

Выполняется по заданиям: расстановка и обсуждение знаков, запись слов вид – вида, книжку – книжечка, дед – деды с необходимыми графическими обозначениями.

2. Самостоятельное чтение учащимися орфографического правила в рамке после упр. 35 .

Для выбора буквы парного согласного в корне нужно…

Чтобы правильно написать букву согласного в корне слова, нужно…

3. Упр. 37 – развивается умение различать по значению созвучные слова и правильно подбирать к ним проверочные.

П. Следует обратить особое внимание на омофоны – слова, которые совпадают по звучанию, но различаются по написанию и значению ( везти – вести , изморозь – изморось ) .

4. Творческое списывание (использовать материал предметного диска – творческое списывание к §4) :

5. Выборочное списывание. Возможные варианты:

а) задания из тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 5 класс» (авторы Е.С. Барова, М.Р. Богданова);

– Найдите слова с орфограммой «Непроверяемые буквы согласных в корне слова».

– Прочитайте правило на с. 32. Новое ли это для вас правило? Чем отличается графическое обозначение двух орфограмм?

Источник

«Орфограмма»

Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Типы орфограмм:

Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Смотреть картинку Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Картинка про Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс. Фото Что такое опознавательные признаки орфограмм 5 класс

Виды орфограмм:

Орфограмма может быть в любой части слова: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

Правописание приставокПравописание корнейПравописание суффиксовПравописание окончаний
Неизменяемые приставки.Правописание ГЛАСНЫХ в корне (безударные, с чередованием, О и Ё после шипящих, Е и Э в заимствованных словах, Ы и И после приставок).Суффиксы разных частей речи.Е и И в окончаниях.
Приставки на З-С.Правописание СОГЛАСНЫХ в корне (парные звонкие и глухие, непроизносимые, двойные согласные).О и Е после шипящих и Ц.О и Е после шипящих и Ц.
Приставки ПРЕ-, ПРИ-.Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.Гласные в окончаниях прилагательных и причастий.

Опознавательные признаки орфограмм

Гласные: безударность; гласные после шипящих и Ц.

Согласные: конец слова, стечение согласных, Н или НН в суффиксах.

ь неразделительный: мягкие согласные, шипящие на конце слова, -тъся на конце неопределённой формы глаголов.

ъ и ъ разделительный: звук [j’] после согласных и перед гласными.

Прописные (заглавные) буквы: начало предложения; наличие имён собственных и собственных наименований.

Слитные и раздельные написания не, ни, бы, же; предлоги.

Чёрточка (при переносе): конец строки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *