Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

«Секреты орфоэпии» Презентация 4 класс

Просмотр содержимого документа
«»Секреты орфоэпии» Презентация 4 класс»

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Мы не хоЧЕМ? Мы хоТИМ… Правильно ли мы говорим?

обучающиеся 4 класса

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Цель исследования: Развитие интереса к изучению русского языка, к сохранению норм произношения, формирование потребности «говорить правильно».

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Этапы работы над проектом

2. Наблюдение за разговорной речью среди учащихся 2-5 классов. Выявление слов с типичными ошибками.

3. Составление карточек со словами для опроса, распределение их по группам.

4. Выпуск тематических газет.

5. Составление памятки – словаря для разных групп учащихся.

6. Обобщение исследований.

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Группы слов с ошибками в произношении

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Ударение в именах существительных

Имена существительные с неподвижным ударением.

плод – плод а бинт – бинт а блин – блин а пруд – пруд а

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Имена существительные с подвижным ударением.

Существительные в косвенных падежах во мн.ч.

Форма родительного падежа множественного числа

Ударение в именах прилагательных

Существуют и другие нарушения в произношении слов.

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

слово дождь произносится до[щ’]и до[шт’], до[жд’],

Источник

Урок по русскому языку «Элементы фонетики и орфоэпии» (4 класс)

Дата: Класс: 4 1 урок

Тема: Элементы фонетики и орфоэпии.

Гласные и согласные звуки

дать понятия о гласных и согласных звуках и буквах; излагать содержание прочитанного и увиденного, организация деятельности учащихся по овладению новых знаний и способов деятельности;

развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

II. Проверка пройденного материала.

По методу «ДЖИГСО» осуществляет проверку домашней работы.

ставит ученику оценку

«Кто больше знает имён на букву Д?»

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Осуществляет усвоение нового материала.

Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?

— Что значит устная речь?

— Что значит письменная речь?

— Из чего состоит речь?

— Что такое предложение?

— Как в устной речи одно предложение различить от другого?

— Составьте предложение про звонок.

— Повторите моё предложение:

Сколько слов в предложении?

— Начертте схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?

Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?

Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?

— Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?

— Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.

— А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?

— Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?

— А как вы думаете, из чего состоит слог?

— Сейчас мы выясним, какие же звуки бывают в окружающем мире.

Задания: для всех групп

Составьте слова по схеме;

Вопросы: 1. что получилось?

2. прочитайте полученные слова.

1 группа называет игры, в которые играют на улице зимой.

2 группа называют игры, в которые играют на улице летом.

3 группа называют игры, в которые можно играть дома, в помещении.

— В какие игры любит играть. Игорь, Маша, Саша?

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

IV.Итог урока. Предлагает разноуровневые задания по методу «Ромашка Блума». Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.

— Понравился ли вам урок?

— Что было трудным для вас?

— Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

V. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

Положительные стороны урока:____________________________________________________

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

Цель урока: активизировать умение учащихся определять ударный гласный в слове; познакомить с понятием «ударный гласный» и «безударный гласный»; отрабатывать навык выделения ударных и безударных гласных в слове.

Ожидаемые результаты: учащиеся познакомятся с ударением, узнают призношение слов, научатся грамотно употреблять

1.Создание коллаборативной среды. 2 мин.

Читает стихотворение о друге,наталкивая на мысль о дружском плече в группе

Располагаются за «круглым столом» по группам по «Группа исследователей», «Группа экспериментаторов», «Группа наблюдателей» по 6 человек.

Вспоминают вместе «золотые правила» работы в группе,которое висит на доске.

оценочные листы, свод правил работы в группе на плакате

2.Стадия вызова. Стратегия «Угадай слово»

Предлагает найти «спрятанное» слово

Задают вопросы по грамматике русского языка учителю

Формативное оценивание по технике «Светофор»

Дает задания по группам на актуализацию знаний по разделам « Здравствуй школа»

Выполняют задания в парах учащиеся 1 группа

. Проводят рефлексию своей деятельности

4.Формативный опрос по разделу «Лексика». Стратегия «Верите ли вы?» 4 мин.

Каждой группе задает по 3 вопроса,

Наблюдает за работой отдельных учеников,отмечает в таблице наблюдений

Отвечают «да» или «нет»

Проводят рефлексию «в чем была трудность данного задания»

Формативное оценивание по технике «Сигналы рукой»

Предлагает среди вопросов найти тот,на который никто из них не знал ответа,тем самым подводя к теме и цели урока

Делают вывод,определяют тему и ставят для себя цели

словарем иностранных слов

Записывают его в тетрадях.

Презентация на ИД,рабочие тетради

Словесное поощрение учителя

Аудирование теоретич.материала по ЭУ.

Стратегия «Ключевые слова»

Предлагает найти ключевые слова

Внимательно слушают, делают пометы в тетрадях, находят ключевые слова

ЭУ, рабочие тетради

Словесное поощрение учителя

Исследовательская работа. Работа в группах

Дает опережающие задания одаренным ученикам по теме «по алфвиту пишут эссе»

В группах выступают с защитой своих мини-проектов по темам: «Слова-англичане», «Новые слова от слов-англичан», «Как узнать слова-иностранцы».

Размышляют над тем, можно ли обойтись без заимств.слов,и нужно ли их бояться

Стадия рефлексии « Обратная связь», «Самооценивание»

Дает инструкцию о проведении обратной связи по технике «Одно предложение»

Предлагает выбрать ИДЗ:устно подготовить сообщение о латинизмах и грецизмах

Заполняют листы рефлексии, спикеры групп также заполняют и сдают учителю оценочные листы

Листы рефлексии и оценочные листы, жетоны красного цвета,магниты,нарисованное на доске сердце с тремя отделами «Дружно», «Старательно», «Активно»

познакомить с историей возникновения славянской

письменности, с особенностями славянской азбуки;

углубить и систематизировать знания об алфавите, полученные в

Все, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись.

II. Проверка пройденного материала. Проверяет домашнюю работу с помощью метода «Кубизм».

Для чего служат у нас буквы? (Для обозначения на письме звуков
речи).

Какая разница между звуком и буквой? (Звуки речи мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим).
Чем обозначают на письме звуки речи? (Буквами).

Всегда ли мы слова пишем так, как произносим? (Не всегда).

Приведите примеры слов, которые пишутся не так, как произносятся
(Лодка, хлеб, сказка, золотой, поливать).

Как проверяем правильность написания данных слов?(Вспоминаем правила правописания звонких и глухих согласных и
безударных гласных).

7. Какие буквы не обозначают никаких звуков? (ъ,ь).8.Сколько звуков в слове жарь? (Три звука).

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Осуществляет изучение нового материала.

Игра «Верю – не верю» ( С помощью сигнальных карточек )

— Правда ли, что ударение в русском языке падает на строго

определённый слог, например, первый? (нет)

— Правда ли, что речь бывает устной и письменной? (да)

— Правда ли,что согласные звуки могут быть парными и

— Правда,что в диалоге участвует только один человек?

— Правда ли, что слог может состоять из одного звука?

— Правда ли, что гласные звуки состоят из шума?

— Правда ли, что, изменив один звук, можно изменить

— Правда ли, что звуки делятся на гласные, полугласные и

— Правда ли, что согласные звуки могут быть твёрдыми и

Задание: Составит список учеников в алфавитном порядке.

1 группа – список мальчиков

1 группа – список девочек.

Чтоб в массе информации не смогли мы закопаться,

Нам алфавит – помощник, должна я вам признаться,

Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,

Порядок алфавитный запомни, заучи!

В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!

И не надо три часа перелистывать страницы!

В порядке алфавитном слова здесь расположены,

Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножайте!

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. Ученики работают над упражнениями.

Знаете алфавит – угадаете слово.

Ученики заполняют перфокарты. Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

V. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Упражнение 46.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

Положительные стороны урока:____________________________________________________

Отрицательные стороны урока:____________________________________________________

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Номер материала: ДБ-1335704

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое орфоэпия? Презентация

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

презентация для учащихся 4 класса. внеклассная работа по граматике. содержит текстовы йматериал. развивает иетеллект учащихся

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Содержимое разработки

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Что такое «Орфоэпия»?

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения.

Как нам помогает ударение?

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Смотреть картинку Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Картинка про Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность. Фото Что такое орфоэпия 4 класс внеурочная деятельность

На доске записаны слова, произнесите их правильно.

Распределите слова в 2 столбика

.1 Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).

3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.

IV. Итоги. Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Источник

Программа по внеурочной деятельности «Секреты речи», 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Школа-гимназия№39»

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей начальных классов

от «___» _______2020 г.

Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа-гимназия №39»

________ Крутских А.А..

от « » ________ 2020г.

курса внеурочной деятельности

на 2020/2021 учебный год

Количество часов в неделю: 1ч.

Количество часов в год: 34 ч.

учитель начальных классов

Шевченко Инна Андреевна

Планируемы результаты освоения курса……………………2

Содержание рабочей программы…………………………….5

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Формы организации учебного процесса:

Основные методы и технологии:

— технология разноуровневого обучения;

— технология обучения в сотрудничестве;

Способы учёта проверки результативности:

участие в школьных, районных, краевых краеведческих конференциях.

Планируемые результаты освоения курса

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание учебного курса.

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.(1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *