Что такое орфограммы и пунктограммы
Орфограммы и пунктограммы что это такое
Лингводидактические понятия.
Центральное понятие методики орфографии — орфограмма. Орфограмма — это «точка» применения орфографического правила, ошибкоопасное место в слове, словосочетании, тот знак (буква, пробел, дефис, запятая и т.п.), чей выбор написания соответствует правилам и(или) традиции.
Необходимость записать правильно устное высказывание требует от ребенка понимания того, что в русском языке «не все пишется так, как слышится». Чтобы эффективно вырабатывать это понимание, следует постоянно, на каждом уроке, проводить различение устной и письменной форм речи на основе законов языка. Поиск адекватных способов организации обучения привел к появлению методических понятий орфограмма и пунктограмма.
Орфограмма — это место в слове или между словами, вызывающее затруднение при его написании. Все фонемы в слабых позициях, стык морфем, словоформа с предлогом, выбор между слогами для переноса, между заглавной и строчной буквами — все это орфограммы.
Пунктограмма — это место в синтагме (словосочетании или предложении), где требуется показать интонационную или логическую границу, влияющую на смыслообразование высказывания. Для этой цели существуют знаки препинания, имеющие определенное значение, помогающее уточнить смысл предложения. В связи с этими определениями становится понятно, что явления речи, которые вызывают затруднения у школьников на письме, регулируются сводом правил, установленных в языке, его научной системе.
Однако содержание орфограммы не может раскрываться через правило, так как с точки зрения лингвистики и психологии умение находить орфограммы на слух и писать, руководствуясь определенным правилом, совершенно разные процессы.
Понятия орфограмма и пунктограмма позволяют формировать у детей осознанное отношение к сомнительным для написания местам в словах, так как в них соединяются два аспекта обучения: лингвистический и психологический. К лингвистическому аспекту относят «знание» — орфографическое правило, правило пунктуации, к психологическому аспекту относят «умение», т.е. орфографическую/ пунктуационную зоркость, орфографическое / пунктуационное умение, орфографический / пунктуационный навык.
Изучение правил правописания по способу деятельности не отличается от построения грамматического понятия и часто проводится вместе с изучением грамматических тем. Это связано с тем, что в основе многих орфографических правил лежат определенные лингвистические закономерности. Например, изучая правописание окончаний частей речи, необходимо уже знать систему их изменения. Так, зная, как склоняются существительные по 1-му типу склонения, мы отрабатываем правописание безударных падежных окончаний приемом подстановки: существительные страна и земля имеют ударные окончания во всех падежных формах, поэтому, определяя окончание в словоформе о книг.. (е/и?), ставим слово в начальную форму, определяем тип склонения книга (1 скл.), падеж о книг.. (предл.п.), а затем вспоминаем словоформу с ударным окончанием: о стране, о земле, значит, о книге.
В орфограмме выделяют три важнейших признака:
1) опознавательный признак орфограммы;
2) признак, помогающий выбрать нужное правило;
3) признак, определяющий написание.
На первом этапе анализа трудного слова учащиеся определяют опознавательные признаки орфограммы: они всегда «спрятаны» в формулировке, которая состоит из названия звука или части слова и указания места ее в слове (об этом «сигнализируют» предлоги в, перед, после, под, между).
По опознавательному признаку ученик определяет тип орфограммы. В таком случае говорят об умении учащихся обнаруживать (определять, опознавать) орфограмму или о наличии у школьников орфографической зоркости.
На втором, выборочном этапе ученик узнает признаки, помогающие выбрать нужное правило, на третьем, заключительном — использует признаки, определяющие написание. В этом случае методисты говорят о сформированном орфографическом умении.
Систематическая работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил формирует пунктуационную зоркость, без которой ученик не сможет правильно ставить знаки препинания. Поэтому формированию именно пунктуационной зоркости учитель должен уделить большое внимание в начальной школе. С этой целью систематически проводятся упражнения, цель которых — определить морфологические и синтаксические опознавательные признаки постановки знаков препинания.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Что такое орфограмма в правилах русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим». Он один из самых сложных в мире, и учить его – настоящая головная боль не только для иностранцев, но даже для коренных жителей.
И если с разговорной речью дела еще более или менее (не у всех, конечно, но в большинстве), то с письменной все куда хуже.
Дело в том, что многие слова в русском языке пишутся совсем не так, как произносятся. Каждый такой случай требует, чтобы человек залез в учебник или словарь.
Многочисленные правила – это и есть орфограммы. Их огромное количество, и даже дипломированные филологи порой не в состоянии все запомнить. Но основных правил около 70, именно такой объем и изучают в российских школах.
Орфограммы — что это такое
Орфограмма – правильное написание слов, основанное на правилах или сложившихся традициях и избираемое из нескольких вариантов.
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции – «orphos» (правильно) и «gramma» (буква). То есть дословно можно перевести как «правильные буквы» или «правильное написание».
Благодаря многочисленности орфограмм появилась даже целая наука, которая их изучает и описывает — орфография (что это?).
Не надо думать, что речь только о сложных словах, таких как синхрофазотрон или изподвыподверта. Нет, даже в самых простых словах, например, жизнь, счастье, вода, желтый или самолет, есть свои орфограммы. Поясним, что имеется в виду:
А есть еще так называемые небуквенные орфограммы. Это правила русского языка, которые объясняют, когда надо ставить тире или дефис, когда предлоги (например, не-/ни-) пишутся слитно или отдельно, как правильно переносить слова и так далее.
Пример разбора диктанта и подчеркивания орфограмм
Вот, например, разбор и подчеркивание орфограмм в диктанте для начальных классов (родителям первоклашек может пригодиться), который хорошо демонстрирует обширность области их использования:
Кстати, обратите внимание на стиль подчеркивания — он различается для разных орфограмм. Вот «легенда», по которой это делается:
Тут взрослый запутается, что уже про ребенка говорить.
Самые главные орфограммы
Перечислять все существующие орфограммы мы не будем, да это и займет слишком много времени и места (проще уж тогда учебник почитать). Остановимся на самых главных, которые дети изучают в начальных классах.
С этим правилом дети сталкиваются уже в первом классе. И с малых лет мы заучиваем фразу: «Жи/ши пиши с буквой «И», ча/ща пиши с буковой «А», чу/щу пиши с буквой «У».
А все дело в том, что на слух мы воспринимаем совсем другие звуки. Например, в словах «лужи» и «широко» нам отчетливо слышится «Ы», в «чашка» и «пища» соответственно «Я», а в «чудесный» и «пощупать» — «Ю».
Орфограмма: безударные гласные в корне
Возьмем, для примера слова: ледяной, беговая, уходить, аргументировать. Подчеркнутые слоги – это орфограммы, так как в них не сразу понятно, какая гласная буква должна быть, а значит, возникает сложность в написании. Чтобы не допустить ошибку, нужно подобрать проверочное слово:
Одной из самых сложных пар слов, относящихся к этому правилу, считаются ПОСВЯЩЕНИЕ и ПРОСВЕЩЕНИЕ. Уж больно они похожи по звучанию, но при этом означают совершенно разные вещи.
Так, у ПОСВЯЩЕНИЯ проверочным словом является СВЯТОСТЬ, поэтому пишется буква «Я», а у ПРОСВЕЩЕНИЯ проверочное слово СВЕТ, поэтому пишется буква «Е».
Но русский язык тем и сложен, что в любом правиле у него есть исключения. Например, в данном случае найдется немало слов, к которым невозможно подобрать проверочные. А потому надо просто заучить их правописание наизусть. К таким словам относятся: пенал, береза, малина, завод, банан, алмаз, шоколад, винегрет.
Орфограмма: непроизносимые согласные в корне
Мы уже упоминали в начале статьи слово СЧАСТЬЕ, которое произносится через «Щ», но пишется через «СЧ». И таких слов много, особенно когда существительное переделывается в прилагательное, и у него из-за этого может на слух «потеряться» одна из согласных. Чтобы написать правильно, нужно также использовать проверочное слово.
Но, конечно, есть слова, которые нельзя никак проверить. Их необходимо просто запомнить. Это, например, лестница, праздник, сверстники, чувства.
Орфограмма: приставки, оканчивающиеся на З-/С-
Чтобы узнать, как писать конкретное слово, необходимо обратить внимание на букву, которая идет после приставки. Если это глухая согласная (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), то используется приставка с «С» на конце.
бесКонечный, расКопал, росПись, всПыхнул, восСтание
Если же после приставки идет звонкая согласная (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) или гласная буква, то используются приставки с «З».
безВольный, возЛожить, изДалека, разВеселый, взГляд
Еще одна орфограмма, с которой дети знакомятся в младших классах. Вопрос простой – когда надо ставить после буквы «Т» мягкий знак, а когда не надо. И почему?
УчиТЬся никогда не поздно
Он учиТся целыми днями
Правило здесь запомнить очень просто. Надо всего лишь посмотреть, на какой вопрос отвечает глагол – «что делать?» или «что делает?». И от этого будет зависеть написание мягкого знака.
«На небе появляюТся первые звезды (что делают?)» и «На небе начали появляТЬся первые звезды (что начали делать?)»
«Маша учиТся (что делает?) читать» и «Маша хочет научиТЬся (что хочет сделать?) читать»
Еще одна болезненная тема для многих школьников, особенно при подготовке к ЕГЭ. Дело в том, что тут есть сразу несколько правил, а какое из них применять, зависит от конкретного слова.
Правило №1.
Если корень существительного оканчивается на букву «Н», то в прилагательном их будет уже две.
длиНа – длиННый, соН — соННый
То же самое относится и к словам, корень которых оканчивается на «МЯ».
вреМЯ – времеННый, сеМЯ — семеННой
При этом, как всегда, есть целый ряд исключений: юный, свиной, бараний, зеленый, синий, пряный, павлиний, вороний. Хотя во всех этих словах корень оканчивается на букву «Н».
Правило №2.
соломЕННый, листвЕННый, станциОННый
Исключения – оловЯННый, деревЯННый, стелЯННый.
Раньше в школах даже говорили, что их легко запомнить, если представить окно. У него основа стеклянная, рама деревянная, а ручка оловянная.
Правило №3.
Две буквы «Н» также пишутся в прилагательных, которые образованы от глаголов:
выстираННый (стирать), обижеННый (обижать), куплеННый (купить), жареННый (жарить).
Но опять же существуют исключения, к которым относятся устоявшиеся выражения:
«кончеНый человек», «назваНая сестра», «посажёНый отец», «прощёНое воскресенье».
Резюме
Конечно, в наше время орфограммам стало уделяться меньше внимания. Ведь большинство тестов мы теперь пишем не от руки, а печатаем на компьютерах и гаджетах. А в них есть специальные программы, которые исправят любые ошибки.
Вот только эти технические новинки вряд ли помогут школьникам при сдаче экзаменов. Да и взрослым время от времени приходится что-то писать самостоятельно. И не зная правил (орфограмм), очень легко прослыть неграмотным.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Все эти элементарные правила надо бы как-то донести до многих современных блогеров. А то страшно же — читаешь порой статью, а там ошибка на ошибке. Причём, такие глупые ошибки, что недоумеваешь, как они вообще дожили до своих лет.
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Лингводидактические понятия.
Центральное понятие методики орфографии — орфограмма. Орфограмма — это «точка» применения орфографического правила, ошибкоопасное место в слове, словосочетании, тот знак (буква, пробел, дефис, запятая и т.п.), чей выбор написания соответствует правилам и(или) традиции.
Необходимость записать правильно устное высказывание требует от ребенка понимания того, что в русском языке «не все пишется так, как слышится». Чтобы эффективно вырабатывать это понимание, следует постоянно, на каждом уроке, проводить различение устной и письменной форм речи на основе законов языка. Поиск адекватных способов организации обучения привел к появлению методических понятий орфограмма и пунктограмма.
Орфограмма — это место в слове или между словами, вызывающее затруднение при его написании. Все фонемы в слабых позициях, стык морфем, словоформа с предлогом, выбор между слогами для переноса, между заглавной и строчной буквами — все это орфограммы.
Пунктограмма — это место в синтагме (словосочетании или предложении), где требуется показать интонационную или логическую границу, влияющую на смыслообразование высказывания. Для этой цели существуют знаки препинания, имеющие определенное значение, помогающее уточнить смысл предложения. В связи с этими определениями становится понятно, что явления речи, которые вызывают затруднения у школьников на письме, регулируются сводом правил, установленных в языке, его научной системе.
Однако содержание орфограммы не может раскрываться через правило, так как с точки зрения лингвистики и психологии умение находить орфограммы на слух и писать, руководствуясь определенным правилом, совершенно разные процессы.
Понятия орфограмма и пунктограмма позволяют формировать у детей осознанное отношение к сомнительным для написания местам в словах, так как в них соединяются два аспекта обучения: лингвистический и психологический. К лингвистическому аспекту относят «знание» — орфографическое правило, правило пунктуации, к психологическому аспекту относят «умение», т.е. орфографическую/ пунктуационную зоркость, орфографическое / пунктуационное умение, орфографический / пунктуационный навык.
Изучение правил правописания по способу деятельности не отличается от построения грамматического понятия и часто проводится вместе с изучением грамматических тем. Это связано с тем, что в основе многих орфографических правил лежат определенные лингвистические закономерности. Например, изучая правописание окончаний частей речи, необходимо уже знать систему их изменения. Так, зная, как склоняются существительные по 1-му типу склонения, мы отрабатываем правописание безударных падежных окончаний приемом подстановки: существительные страна и земля имеют ударные окончания во всех падежных формах, поэтому, определяя окончание в словоформе о книг.. (е/и?), ставим слово в начальную форму, определяем тип склонения книга (1 скл.), падеж о книг.. (предл.п.), а затем вспоминаем словоформу с ударным окончанием: о стране, о земле, значит, о книге.
В орфограмме выделяют три важнейших признака:
1) опознавательный признак орфограммы;
2) признак, помогающий выбрать нужное правило;
3) признак, определяющий написание.
На первом этапе анализа трудного слова учащиеся определяют опознавательные признаки орфограммы: они всегда «спрятаны» в формулировке, которая состоит из названия звука или части слова и указания места ее в слове (об этом «сигнализируют» предлоги в, перед, после, под, между).
По опознавательному признаку ученик определяет тип орфограммы. В таком случае говорят об умении учащихся обнаруживать (определять, опознавать) орфограмму или о наличии у школьников орфографической зоркости.
На втором, выборочном этапе ученик узнает признаки, помогающие выбрать нужное правило, на третьем, заключительном — использует признаки, определяющие написание. В этом случае методисты говорят о сформированном орфографическом умении.
Систематическая работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил формирует пунктуационную зоркость, без которой ученик не сможет правильно ставить знаки препинания. Поэтому формированию именно пунктуационной зоркости учитель должен уделить большое внимание в начальной школе. С этой целью систематически проводятся упражнения, цель которых — определить морфологические и синтаксические опознавательные признаки постановки знаков препинания.