Что такое организационный классный час
Формы внеклассной работы. Классный час
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.
Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.
Различают классный час организационный и тематический. Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведения и т.д. на организационном часе подводятся итоги выполнения детьми поручений.
В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
Классный час имеет различные функции:
При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:
Для того чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
Тема классных часов
I класс
II класс
III класс
IV класс
Приложение Декларация прав ребёнка
(классный час)
Цели: ознакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход классного часа.
1. Вступительная часть.
Рассказывает учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
— А есть ли какие –нибудь права у детей? (Ответы уч-ся)
Они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
— Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Для детей эти права изображены на знаках –разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Ребята будут говорить о каком-то праве, а вы –отвечать:
«Запрещается или разрешается».
Знак №1.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Знак №2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение –
Это разрешается.
Знак №3.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают-
Это запрещается.
Знак №4.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается.
Бить, наказывать – всегда
запрещается!
Знак №5
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Знак №6
Этот чёрный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак №7.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Знак №8.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
Знак №9.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
3. Что такое плохие и хорошие поступки.
— Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием –назвали все права, о которых я говорила. На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
-Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).
— А каким представляете себе доброго человека?
(Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге).
(маска доброго человека)
— А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
-Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
-Как бы вы поступили в данных ситуациях? (ответы детей)
— Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
-умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
-умейте признавать, что были не правы;
-помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
-говорите всегда только правду;
-радуйтесь успеху товарища;
-дал слово – держи его, дал обещание –выполни!
— Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
— Какие выводы вы для себя сделали?
— Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
— Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
Технология подготовки и проведения классного часа
Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:
— это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
— это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.
Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.
Основные компоненты классного часа.
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Содержательный – содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.
— избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
— слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.
В 6 класс деятельность собрания расширяется.
Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания
Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.
Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.
Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:
1. С уважением относиться друг к другу.
2. Любое мнение заслушивать внимательно.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…
Методика проведения ролевой игры:
— определение проблемы, выбор ситуации;
— распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;
— проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;
— обсуждение ситуации участниками.
Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.
— формирование микрогрупп и назначение ответственных;
— определение приоритетных результатов;
— групповой анализ выполнения поставленных задач.
Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:
— учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;
— мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;
— никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;
— “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.
— все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.
Преимущества часа общения над другими формами работы.
1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.
2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.
3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.
Как организовать и провести этический или нравственный час общения?
Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Примерная тематика нравственных классных часов.
Организация и проведение тематического классного часа.
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:
Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.
Далее собираются ответы учащихся, анализируются и выбираются те темы, которые часто повторяются в ответах. Эти темы и станут основой тематических классных часов.
Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района. )
Организация и проведение информационного классного часа.
Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.
Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Основные формы во время информационного часа:
— пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;
— работа со словарём и справочной литературой;
— работа с политической картой;
— комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
— формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
— просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.
Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:
— интеллектуальные. ринги и викторины;
— заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.
Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.
Классный час. Типы, формы, тематика. Организация классного часа.
Классный час. Типы, формы, тематика. Организация классного часа.
Существуют следующие типы классного часа: Информационный классный час Цели: Формирование у обучающихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района; Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения; Формирование своего отношения к происходящему; Развитие исследовательских умений. Тематический классный час Цели: Развивать кругозор обучающихся; Способствовать духовному развитию обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей. Интеллектуально-познавательный классный час Цели: Развивать познавательный интерес обучающихся; Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию. Нравственный классный час Цели: Просвещение обучающихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений; Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников; Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.) Формы классного часа Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания. Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д. В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения классных часов. 1. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию.
Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. К планированию целесообразно привлечь учащихся и их родителей.
Вывод: классный час играет большую роль в жизни учащихся. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и само актуализации участников образовательного взаимодействия.
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС
Особенности проведения классного часа в рамках реализации ФГОС
При переходе большинства учебных заведений на ФГОС НОО перед любым педагогическим коллективом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, который осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных методов и приёмов.
Современные педагоги отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.
Одним из самых распространённых форм воспитательного воздействия на современного ребёнка является подготовка, организация и проведение классного часа.
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:
1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
2. Обогащение обучающегося воспитанника знаниями о природе, обществе, человеке.
3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Классный час должен быть направлен на формирование активной жизненной позиции воспитанника и выполнять следующие функции:
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой. В связи с этим, при подготовке к классному часу, педагог должен учитывать основные его компоненты и его структуру.
Основные компоненты классного часа.
Целевой компонент. Целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.
Структура классного часа
В современных требованиях ФГОС классный час имеет структуру:
1. Вступительная часть:
— Самоопределение к деятельности, организационный этап
— Постановка целей и задач
— Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
3. Заключительная часть:
Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа:
Типы классного часа
Тематический классный час. Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы.
Нравственный классный час. Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, педагог может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…
Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.
Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
— дни интеллектуального творчества;
— защита интеллектуальных проектов;
— интеллектуальные ринги и викторины;
— заседание клубов интеллектуалов;
— школа интеллектуального развития.
Информационный классный час. Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.
Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат и эффективность классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.
Формы проведения классных часов в начальной школе
Заседания в интеллектуальных клубах.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В младших классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.