Что такое организационный момент
Приемы проведения организационного момента
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Орг.момент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Орг. момент в различных типах организации урока
Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)
Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)
Актуализация знаний учащихся.
Рифмованное начало урока.
Начало урока с элементами театрализации
С эпиграфа к уроку.
С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.
Психологическая установка на урок.
Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и т.д.
Нетрадиционное начало урока
Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
— Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
— Грамоте учится – всегда пригодиться.
— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
— Делу время, потехе час.
— Больше знай, меньше болтай.
— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
— Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
— Умную речь хорошо и слушать.
— Ученье – свет, а неученье – тьма.
Рифмованное начало урока
Стихотворное начало урока математики
Стихотворное начало, подходящее к любому уроку
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
Сколько правил, сколько правил.
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только,
Будь внимательным и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука
Эта математика!
***
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок!
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счета!
***
Урок «закрепление»
Дает нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
***
Математика пришла,
Нам задачи принесла.
Мы научимся считать,
Решать, отгадывать, смекать.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
***
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
***
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
***
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Начало урока с элементами театрализации .
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“ Не придёт ли новый друг?”
Да к тому же смелый!
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Учитель загадывает загадки, а дети отгадывают, и присаживаются.(например тема: «Животные жарких стран»)
С этим зверем полосатым, не шутите вы, ребята! (Тигр)
Путешественник отважный, он идёт пустыней важно.
Не боится он жары, два горба, как две горы. (Верблюд)
Словно большая тетрадка в линейку. (Зебра)
Не олень он и не бык, в жарких странах жить привык,
На носу имеет рог и зовётся. (Носорог)
У: Сегодня мы отправимся в страну Здоровейка. От какого слова произошло это слово? ( – От слова – здоровье.)
У: – Правильно, сегодня мы будем о нем говорить. А сейчас, сядьте удобно. Настроим себя на дальнейшую работу. Релаксация : (звучит спокойная тихая музыка).
У: – Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу.
– Cделаем легкий вдох носом – вдыхаем свежий прохладный воздух, медленный плавный теплый выдох ртом.
Глаза закрыты. Вам тепло. Зажмурили сильно глазки, расслабили и открыли. Напрягли руки, расслабили. Напрягли ноги, расслабили. Напрягли плечи, расслабили. Прощаемся с зимним лесом. Наш организм отдохнул и готов к дальнейшей работе.
Опрос после релаксации:
Релаксация (под музыку звуков природы)
-Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Психологическая установка на урок :
Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
— Я в школе на уроке,
— Сейчас я начну учиться.
— Внимание моё растёт.
— Я как разведчик, всё замечу.
— Голова мыслит ясно.
— Я очень хочу учиться.
Эмоциональное вхождение в урок
Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.
— Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
— Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
Организационный момент на уроке.
Как можно построить организационный момент урока
Просмотр содержимого документа
«Организационный момент на уроке.»
Содержание и методика проведения организационного момента
Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания (М.И. Махмутов).
Количество, содержание и последовательность структурных элементов урока преподаватель определяет в зависимости от его цели, исходного уровня знаний и умений учащихся, конкретных условий проведения.
Организационная часть. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в оргмомент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:
предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);
актуализацию знаний учащихся.
Цели данного этапа:
психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Психологический настрой — эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.
Исходная мотивация.
На этом этапе учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо: например, в таких-то ситуациях), усиливать непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Исходная мотивация создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.
В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.
1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя
интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют
заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам,
которые наиболее часто используются для мотивации, Н.М. Зверева относит:
1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;
2) показ недостаточности имеющихся знаний;
3) создание проблемной ситуации;
4) использование художественной и научно-популярной литературы,
произведения искусства;
5) экскурсы в историю:
6) использование сравнений;
7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;
8) использование игровых ситуаций и др.
Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.
2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить следующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этом случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой познавательной деятельности.
При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.
3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний. Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.
Четкое начало урока дисциплинирует учащихся, позволяет им быстро включиться в работу, способствует экономии времени. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через необычное начало урока, которое сразу же мобилизует внимание детей. Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.
проблемно-развивающем уроке возможностей для организационного момента гораздо больше, поэтому мы вынесли его за таблицу.
Структура оргмомента урока изучения нового материала.
1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.)
Структура оргмомента урока проверки знаний.
1. Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.
Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале, который будет проверяться или контролироваться. Повторение соответствующих правил, работа с памятками по проверке, самопроверке, взаимопроверке.
Структура оргмомента комбинированного урока.
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений.
Оргмомент проблемного урока.
Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.
В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.
Организационный момент нетрадиционного урока
Урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”, но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.
Для начальной школы ещё не столь существенно, в каком режиме работает учитель – в традиционном или личностно-развивающем, хочет ли он “оживить” передачу знаний для запоминания или пробудить культурные ценности и смыслы знаний. Важно то, что все учителя хотят, чтобы их уроки запомнились, и пытаются использовать нетрадиционные формы и методы обучения.
Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.
Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.
Оргмомент традиционного урока включает в себя:
— предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
— мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);
— актуализация знаний учащихся.
Особенностями начала нетрадиционного урока являются:
— рифмованное начало урока;
— с элементами театрализации;
— с эпиграфа к уроку;
— с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;
— с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;
— с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания
Хочу поделиться различными приёмами нетрадиционного начала урока.
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.
Русский язык
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Математика
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!
Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.
Без счёта не будет
На улице света,
Без счёта не сможет
Подняться ракета,
Без счёта письмо
Не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
Обучение грамоте
(На основе чистоговорок можно строить весь урок)
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.
(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований)
Изучение буквы, звука Ё.
Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
— Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
В одёжке.
Затем покатился
Клубочком
По стёжке.
Нашёл под берёзкой
Кудряшки-серёжки.
Решил подарить их
Мальчишке Серёжке.
А дальше?
А дальше и вы
Поищите.
Где ёж?
Догадались?
Да он в алфавите!
АБВГДЕЁЖЗИ.
Начало урока с элементами театрализации.
Русский язык
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
Математика
Чтение
Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
— Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
— Грамоте учится – всегда пригодиться.
— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
— Делу время, потехе час.
— Больше знай, меньше болтай.
— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
— Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
— Умную речь хорошо и слушать.
— Ученье – свет, а неученье – тьма.
— Ученье лучше богатства.
Математика
— Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)
— За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
Чтение
— Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”
Рушится трон снежной королевы – зимы.
— Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Окружающий мир
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
Тема: “Явления природы”.
— Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
— Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
— Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
— Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
— Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
— Какие же явления вы записали в кроссворд?
— Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
— Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
— Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
— Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
— Из чего состоит почва?
— Какие виды почв вы знаете?
— Основное свойство почвы?
— Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
— Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
— Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
— А где он живет? (В лесу)
— Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
История
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
— Что такое живопись?
— Какие жанры живописи знаете?
— С творчеством каких русских художников мы познакомились?
Психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
— Я в школе на уроке,
— Сейчас я начну учиться.
— Внимание моё растёт.
— Я как разведчик, всё замечу.
— Голова мыслит ясно.
— Я очень хочу учиться.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.
Поэтому следует помнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.