Что такое органы дознания
Что такое органы дознания
УПК РФ Статья 40. Орган дознания
1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2010 N 158-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.03.2012 N 17-ФЗ, от 03.02.2014 N 3-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. На органы дознания возлагаются:
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.
(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 51-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 40. Орган дознания
Статья 40. Орган дознания
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 40 УПК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2006 г. N 97-ФЗ в часть 1 статьи 40 настоящего Кодекса внесены изменения
1. К органам дознания относятся:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 329-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 40 настоящего Кодекса внесены изменения
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
Информация об изменениях:
2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;
ГАРАНТ:
О совершенствовании деятельности ФССП по производству предварительного расследования в форме дознания см. приказ ФССП от 6 декабря 2010 г. N 677
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ пункт 3 части 1 статьи 40 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
ГАРАНТ:
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
2. На органы дознания возлагаются:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть 2 статьи 40 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 15 января 2011 г.
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.
3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ пункт 2 части 3 статьи 40 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
Статья 40 УПК РФ. Орган дознания (действующая редакция)
1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
2. На органы дознания возлагаются:
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.
3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
Комментарий к ст. 40 УПК РФ
б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок).
См.: ФЗ от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
См.: ФЗ от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране».
См.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний // РГ. 2004. 19 окт.
См.: ФЗ от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке».
2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании. В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).
Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: Спарк, 1996.
Статья 40 УПК РФ. Орган дознания
1. К органам дознания относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) органы Федеральной службы судебных приставов;
3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
2. На органы дознания возлагаются:
3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.
3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
Комментарии к ст. 40 УПК РФ
4. Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок и главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
5. Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.
6. Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.
8. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (структура криминальной милиции утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции» ).
См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4904.
9. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, милиции вневедомственной охраны, участковые уполномоченные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач (структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» ).
См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4905.
10. К органам Федеральной службы безопасности относятся:
— федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
— управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);
— другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).
11. К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся:
— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
— региональные управления ФСКН России;
— управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.
13. Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).
14. Органами Федеральной службы судебных приставов являются ФССП России и ее территориальные органы.
См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 30 декабря 2008 г.).
17. В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Между тем в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Поэтому районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов самостоятельными органами дознания не являются.
Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 г. N 20 «Об утверждении Типового положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов».
19. Всем остальным должностным лицам, подчиненным по должности названным сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.
21. Уголовно-процессуальной деятельностью занимаются также сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) исправительных учреждений и следственных изоляторов.
См.: Собр. законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.
23. К органам государственного пожарного надзора относятся:
1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре ).
См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» // Собр. законодательства РФ. 2004. N 52 (Ч. 2). Ст. 5491.
24. См. также комментарий к ст. ст. 5, 41, 151, 157 УПК.
Виды органов дознания и их процессуальные полномочия
Виды органов дознания
Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения (статья 40, 401, 41 УПК).
Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.
Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.
В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:
Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.
В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания:
Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:
Органы дознания и их полномочия
В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.
Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает границы следственных органов по предмету (родовому) в зависимости от характера деяния, а также личных особенностей субъекта преступления или места его совершения.
Следователи МВД проводят расследование всех уголовных дел о преступлениях, возбужденных по третьей части ст. 150 УПК, за исключением уголовного дела, обозначенного в 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК.
Службы судебных приставов
Следователи Федеральной службы судебных приставов уполномочены проводить расследование преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или родителей-инвалидов (ст. 157 Уголовного кодекса):
Следователи органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы проводят расследование уголовных дел:
Следователи Следственного комитета Российской Федерации расследуют все уголовные дела по преступлениям, указанным в части 3 ст. 150 ККП, совершенных лицами, упомянутыми в статье 447 Уголовно-процессуальный кодекса (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и т.д.), а также преступления, совершенные против них в связи с их профессиональной деятельностью.
Следователи органов, контролирующих поток наркотических средств и психотропных веществ, проводят уголовные расследования в отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 2282, 2283, часть 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, часть 1 ст. 232, ст. 233, часть 1 и 4 ст. 234, ч. 1 и 3 столовые ложки. 327 УК РФ.
Следователю не требуется согласие прокурора, дознавателя или руководителя следственного отдела для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако незаконное или необоснованное решение следователя о возбуждении уголовного дела может быть отменено государственным обвинителем (часть 6, часть 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса). Начальнику следственного отдела разрешено отменять только необоснованные распоряжения следователя о приостановлении производства в уголовном деле (часть 3 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса).
В соответствии с правилами процедуры, изложенными в ст. 2231 Уголовно-процессуального кодекса, если возбуждено уголовное дело и в ходе расследования установлена достаточная информация, позволяющая подозревать лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законодательством, следователь пишет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, которое он дает подозреваемому, и в то же время разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, которое является протоколом с отметкой о доставке копии уведомления. Копия этого извещения немедленно направляется прокурору.
Закон содержит обязательные требования, согласно которым уведомление о совершении преступления должны включать:
Если имеются доказательства того, что подозреваемые совершили несколько правонарушений на основе нескольких пунктов, частей, статей Уголовного кодекса, то в этом уведомлении должно указываться, в каких действиях подозревается иное лицо в совершении каждого из этих норм уголовного права.
В тех случаях, когда в одном уголовном деле выявлено несколько подозреваемых, каждому из них выдается уведомление о подозрении в совершении преступления.
В течении 3-х дней с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления, следователь должен допросить подозреваемого по существу подозрения.
Закон (ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса) предусматривает, что в случае сложности или возбуждения уголовного дела расследование может быть поручено группе следователей. Руководитель следственного органа уполномочен принимать решение о проведении расследования группой следователей, а также изменять его состав. Мотивированное решение принимается отдельным решением или определяется в решении о возбуждении уголовного дела. В решении должен быть указан список всех следователей, которым поручено проведение расследования, включая имя следователя, назначенного руководителем следственной группы.
Для работы в следственной группе могут быть привлечены должностные лица учреждения, которые осуществляют ОРД.
Закон устанавливает требование о том, чтобы состав следственной группы был объявлен подозреваемому, обвиняемому, что подтверждается его подписью в соответствующем постановлении.
Сфера полномочий руководителя группы следователей по делу о крупном и сложном уголовном деле четко определена в законе.
В соответствии с ст. 2232 Уголовно-процессуального кодекса, руководитель следственной группы уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех следователей, входящих в группу, руководить их следственными действиями и принимать решения такие как:
В законе говорится, что руководитель и члены следственной группы имеют право участвовать в следственных действиях, проводимых другими следователями, проводить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке предусмотренном в Уголовно-процессуальном кодексе.
Руководитель группы следователей по закону обязан оформить обвинительное заключение (часть 3 статьи 2232 УПК) и приложение (часть 31 статьи 225 УПК).