Что такое основное образование и дополнительное

Образование основное и дополнительное — взаимодополняющее единство

В предыдущем разделе мы рассмотрели образование как целостную систему, которая обеспечивает взаимосвязь субъектов и объектов образовательной деятельности, непрерывность процесса образования, единство образовательного пространства на содержательном и организационном уровнях.

Этими двумя автономными, уникальными сферами являются основное и дополнительное образование, каждая из которых направлена на решение своих целей и задач, но в совокупности этих сфер и лежит смысл образования.

Говоря об основном и дополнительном образовании, мы рассматриваем их как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность. Такая трактовка позволяет не только развести понятия «общее» и «основное» образование (первое явление более широкое, чем второе), но и подчеркнуть, что дополнительное образование, как и основное, нельзя вывести за пределы общего образования, что иногда делается. Подобное терминологическое пояснение вполне согласуется с Законом Росийской Федерации «Об образовании», где система образования рассматривается как совокупность преемственных образовательных программ и образовательных стандартов, а программы (общеобразовательные и профессиональные) в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные.

Здесь главным процессом является развитие ребенка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка (о чем речь пойдет в третьей

Итак, если поменять точку зрения с «ведомственной» на «смысл образования», то сразу обнаружим, что в центр должен быть поставлен ребенок с его возможностями и потребностями в самоосуществлении ОБРАЗА человека, причем обладающего

огромным ресурсным потенциалом, который он наследует как «правопреемник» культуры.

Для этого рассмотрим и сопоставим перечень главных ориентаций основного и дополнительного образования.

Основное образование

Дополнительное образование

_______ ОРИЕНТИРОВАНО НА:

построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности

раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей

усвоение предметных знаний и способов их употребления

освоение возрастно-нормативного пространства

построение пространства саморазвития

социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности

индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности

типологизирующее, моновоз- растное образование, социально-групповые нормы развития

поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития

общечеловеческий опыт познания

личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

адаптирующее и корректирующее образование

развивающее и реабилитирующее образование

может даже начать осуществляться, если не поставить перед собой четкие целевые ориентиры. Основное образование их достаточно явно проявляет и связывает в первую очередь с необходимостью трансляции культурных образцов и приобщения к

ним подрастающего поколения.

Однако заметим, что если нет специально спрограммирован- ной и осуществленной деятельности по поводу выявления и развития этих ресурсов, то мы до бесконечности только и будем, что их учитывать, а вот разовьются они и в какую сторону — за это никто отвечать не будет (и не обязан).

На наш взгляд, основное образование, пытающееся расши рить собственные границы возможного в области развития индивидуального потенциала ребенка лишь на основании собственных ресурсов, собственных ориентаций и содержания, сможет повторить лишь предыдущий печальный опыт советской школы, которая «хронически» декларировала заранее не обеспеченные адекватной деятельностью и ресурсами цели.

В данном случае дополнительное образование выступает вполне самостоятельной и самоценной частью целостного образования ребенка, если только не начнет менять ориентацию на цели, решаемые в основном образовании. Иначе произойдет путаница: все или будут делать одно и то же, оставляя без внимания важные цели, или каждый будет делать, что ему захочется, ничуть не заботясь о том, получает ли при этом реоенок возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта.

Без осмысленного, позиционного самоопределения этих двух сфер в единых стратегических целях ничего по сути не изменится в отношениях между основным и дополнительным образованием.

Мы уверены, что, используя принцип вариативности, любой педагог сможет определить, в чем смысл и специфика це лей, которые ставит перед собой дополнительное образование,

Переход от ученичества к самодеятельности и обратно создает уникальную образовательную ситуацию для ребенка, где он во всей полноте может реализовать свой культурно-личностный потенциал. То есть получает возможность знакомиться и усваивать культурные образцы, следуя взрос- лому-педагогу (обучаться), а может задать свою логику усвоения, а взрослый (педагог дополнительного образования) не только этому не воспрепятствует, а наоборот, поможет ребенку развернуть процесс исследования собственных интересов, способов их проявления и эффективности, а если необхо-

В этом «взаимопереходе» ребенок сталкивается со множеством образовательных проблем, решение которых и создает

реальную возможность для развития.

Естественно, что реализация названных проблем невозможна без осмысления установок, задающих направление основному и дополнительному образованию как взаимодополняющему единству. Кроме того, необходимо четкое выделение приоритетов и ориентаций, задающих специфику педагогической деятельности в сфере основного и в сфере дополнительного образования, которые, исходя из единого замысла, несут в себе черты,

отличающие их друг от друга.

Что же является основой для возникновения взаимодопол- нительности? Это конкретный ребенок, именно он ставит перед педагогикой проблему полноты развития его многообразных

Такая фундаментальная задача сегодня встает перед общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. В идеале весь образ жизни ребенка, «каж дый квадратный метр его жизни» (А.С. Макаренко), должны быть заняты образованием. Возможно ли подобное? В принци пе возможно. Вопрос в том, знаем ли мы необходимые условия, имеем ли их, а если не имеем — умеем ли создавать?

Прежде чем мы попытаемся ответить на эти вопросы, рассмотрим более обстоятельно сущность дополнительного образования, его основные ценности.

Источник

Основные различия дополнительного и общего образования детей

Вевель Валерий Михайлович педагог дополнительного образования.

ГБОУ СОШ 241 город Санкт-Петербург

Основные различия дополнительного и общего образования детей

Основные различия дополнительного и общего образования детей заключаются в отсутствии жестких образовательных стандартов, что позволяет педагогам, работающим в системе дополнительного образования трансформировать, передаваемые обучающимся, способы деятельности из образовательной цели в средство развития способностей обучающихся. В данном контексте целью становится создание развивающей образовательной среды, гарантирующей проявление в каждом обучающемся заложенного в нем от природы творческого начала.

Общее образование Дополнительное образование

Обязательное образование, ориентировано на достижение образовательных стандартов. Добровольное, основано главным образом на интересах ребенка.

Стандартные программы, адаптированные учителем. Использование авторских образовательных программ. Индивидуализация осуществляется со стороны учителя. Осуществляется свободный выбор обучающимся вида занятий и педагога.

Таким образом, главное отличие дополнительного образования от общего заключается в свободном выборе обучающимся вида занятий и отсутствие обязательных программ.

Внеурочная деятельность реализуется через разнообразные формы: экскурсии, секции, конференции, общественно-полезные практики, поисковые и научные исследования, соревнования, конкурсы, кружки, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, олимпиады.

Внеурочная деятельность направлена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей обучающегося через включение его в различные виды деятельности, а также формирует умение сотрудничать друг с другом, развивает коммуникативные компетенции. Для эффективного построения и проведения занятий по внеурочной деятельности и дополнительным образовательным программам в рамках системно-деятельностного подхода необходимо правильно осознавать критерии результативности.

• Цель занятия задается с установкой передачи функции от педагога к обучающемуся.

• Педагог регулярно обучает детей выполнять рефлексию на всех этапах (оценивать свою готовность, обнаруживать затруднения, их причины и т.п.).

• Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности обучающихся в образовательном процессе.

• Педагог обладает и успешно применяет технологию диалога и помогает обучающимся её освоить.

• Педагог, в соответствии с целью занятия, эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные формы, учит детей действовать по правилам и творчески.

• На занятии перед обучающимися ставятся конкретные задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (формирование у обучающихся контрольно-оценочной деятельности).

• Педагог, используя специальные приемы, формирует осмысленное усвоение учебного материала всеми обучающимися.

• Педагог максимально объективно оценивает реальные успехи каждого обучающегося, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения.

• Педагог осознано планирует коммуникативные задачи занятия.

• Педагог обучает детей корректным формам выражения иного мнения, собственной позиции, принимая и поощряя их.

• Занятие проходит в атмосфере сотрудничества, психологического комфорта, созданного стилем и отношением педагога.

• Занятие проходит через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся».

Для успешной организации учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретная последовательность действий, регулярный контроль и оценка результатов, а именно:

• Наличие у обучающихся конкретной учебной цели и познавательной мотивации;

• Выполнение обучающимися определенных действий для приобретения недостающих знаний;

• Приобретение и освоение действий, позволяющих осознанно применять приобретенные знания в разных ситуациях;

• Формирование у обучающихся навыков рефлексии на всех этапах деятельности;

• Включение содержания обучения в контекст решения значимых задач;

Структура занятия в рамках деятельностного подхода (на примере занятия введения нового знания) имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на занятии. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

• актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

• создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

• устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого обучающиеся должны:

• восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;

• соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.).

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему занятия, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит педагог: на первых этапах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

Технологическая карта позволяет:

• Успешно реализовывать стандарт образования;

• Осознано регулярно применять технологию и формировать у обучающихся универсальные учебные действия;

• Наиболее эффективно использовать воспитательный потенциал;

• Реализовывать свой творческий потенциал;

• Организовывать индивидуализированный и дифференцированный учебный процесс.

Таким образом, основа системно-деятельностного подхода заключается в способности формировать личность ученика и продвигать его в развитии не через восприятие знаний в готовом виде, а посредством его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Приоритетная задача для педагога – развитие самостоятельности обучающихся, благодаря которой они получат самое важное умение, умение учиться. Это главная задача новых образовательных стандартов.

Занятие, реализуемое на принципах системно-деятельностного подхода, формирует у обучающихся навыки, позволяющие пользоваться ими при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

1. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы

психологии. 1984. № 1.

2. Дидактика средней школы // Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

4. Зиновкина М.М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца //

Высшее образование в России. 1995. № 3.

5. Ледпев B.C. Содержание образования. М., 1989.

6. Мшценко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

7. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.

8. Симонов В.П. Качество образования: что в основе? Как его определить? //

Источник

Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.

А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.

Функции образования

Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

В связи с этим можно выделить следующие функции образования:

Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:

Более развернуто все это представлено чуть ниже:

Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:

Виды, уровни и ступени образования

Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).

Весь процесс предполагает 3 ступени образования:

Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:

Ступени образованияУровни образования
1начальное образование (обязательно)1
2основное общее образование (обязательно)
3среднее (полное) общее образование2
4начальное профессиональное образование длительностью в 1 год3
5начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации
6среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года4
7среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года
8высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года)5
9высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность
10высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности
11послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года)6

То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?

Разные подходы к построению системы образования

Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:

Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.

Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Формы обучения

Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:

Отрасли (виды) образования

Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Источник

Что такое дополнительное образование? Центры, программы

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Дополнительное профессиональное образование

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Образование, направленное на детей и взрослых

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть фото Что такое основное образование и дополнительное. Смотреть картинку Что такое основное образование и дополнительное. Картинка про Что такое основное образование и дополнительное. Фото Что такое основное образование и дополнительное

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Где получить услугу?

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *