Что такое основы проектной деятельности в школе 5 класс

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Источник

Что такое основы проектной деятельности в школе 5 класс

Автор: Давыдова Светлана Эдуардовна

Организация: МАОУ Лычковская средняя школа

Населенный пункт: Новгородская область, Демянский район, с. Лычково

Рабочая тетрадь разработана и впервые была использована учителем математики МКОУ СОШ № 3 Давыдовой С.Э. в соответствии с Рабочей программой по проектной деятельности «Увлекательный мир математики» для учащихся 5 класса и основана на календарно – тематическом планировании курса проектной деятельности на первое полугодие 2013 – 2014 учебного года (17 часов, 1 час в неделю). Необходимость в разработке рабочей тетради связана с возрастными особенностями учащихся 5 класса. В этом возрасте у обучающихся слабо развиты навыки самостоятельной работы с большим объемом нового материала и новых понятий, отсутствуют навыки самоанализа и рефлексии, сам предмет проектной деятельности является для них новым и по содержанию, и по видам деятельности. Некоторые обучающиеся еще медленно пишут, недостаточно хорошо обобщают, выделяют главное и делают выводы.

Данная рабочая тетрадь позволяет сократить время, затрачиваемое учащимися на запись основных понятий и определений, позволяет на основе готовых шаблонов проводить анализ и самоанализ своих действий, планировать свою деятельность, производить при необходимости коррекцию поставленных целей и задач. В связи с отсутствием учебных и дидактических пособий по проектной деятельности рабочая тетрадь может стать базовым теоретическим инструментом для последующей проектной деятельности обучающихся, одновременно являясь портфолио (журналом или дневником) проекта, от его планирования до защиты. Рабочая тетрадь позволяет учителю, на основе самоанализа действий обучающихся, контролировать процесс создания проекта, не вмешиваясь в их деятельность, а помогая или корректируя их действия по необходимости.

За период применения данной рабочей тетради она доказала свою эффективность в использовании при работе с детьми 5-6 классов.

В настоящее время Давыдова С. Э. работает учителем математики Лычковской средней школы. Данная тетрадь адаптирована и рекомендована к применению в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» по различным учебным дисциплинам в рамках Рабочей программы по проектной деятельности «Познаем мир через проект».

Рабочая программа

по проектной деятельности

«Познаем мир через проект»

1 час в неделю (34 часа)

Данная рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно – тематического планирования, рабочей тетради для обучающихся, пояснительной записки к рабочей тетради.

1. Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.

Рабочая программа по проектной деятельности обучающихся в 5-6 классах реализуется в общеобразовательных классах, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся, и составлена на основе:

— Федеральный государственный образовательный стандарт общего

образования. Основное общее образование.

— учебный план Лычковской средней школы.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное

дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно, учить:

— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию деятельности;
— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Таким образом, учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта[3].

3.Основные образовательные технологии.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Можно утверждать, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Этот метод реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

Учитывая возраст обучающихся 5-6 классов и отсутствие у них знаний по этому предмету, курс содержит начальные сведения об учебном проектировании, типологии проектов, их структуре, особенностях и порядке выполнения.

Наряду с приобретением теоретических знаний о предмете, обучающиеся начинают погружаться в проект, выбирая собственную проблему и разрабатывая план работы над собственным проектом. Так на каждом этапе работы теоретические знания закрепляются самостоятельной практической деятельностью обучающихся, вплоть до защиты проекта.

Самостоятельность — это один из признаков проектной деятельности. Это значит, что для того, чтобы начать осуществлять проектную деятельность, обучающемуся необходимо выбрать проблему проекта, и, далее, составив собственный план ее решения, разбить на задачи и решить их наиболее приемлемыми способами. Таким образом включается личностная мотивация, начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы — сначала по четкому определению, а затем и по решению задачи.

Следующий момент самостоятельной работы — практическое применение имеющихся знаний и умений. Здесь речь идет о самостоятельности при выполнении проекта в мыслительной, практической и презентационной частях. В проекте обучающиеся вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают ни в каком учебном процессе не предусмотренный опыт проектного подхода к решению жизненно важных проблем. Самостоятельность в проектной деятельности обеспечивается нежестким формулированием задачи, сформированностью необходимых для работы знаний, умений и навыков и включением в деятельность через личностную мотивацию.

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Кроме уже имеющихся традиционных в методе проектов используются метапредметные (в отличие от повседневных, общешкольных или предметных). Это проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения. Обучающийся черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сделать, направляя, корректируя его деятельность, добавляя новые знания при наибольшей их востребованности. В таких условиях оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.

Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, групповая работа характерна для большинства учебных проектов и дает очень важный учебно-воспитательный эффект. В результате ее осуществления воспитываются толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность. Но только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод учебных проектов предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно охарактеризовать как личностно ориентированный.

Таким образом, применяемый в курсе метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

4. Планируемые результаты

В результате проектной деятельности по окончании курса учащиеся должны знать: что такое проект, типы проектов; цель и задачи проекта; что такое проектный продукт;

Уметь: выделять проблему; формулировать тему; конкретизировать, четко и обоснованно ставить цель проекта; определять и систематизировать задачи; планировать и осуществлять деятельность по реализации проекта; анализировать и корректировать с помощью учителя при необходимости свою деятельность; пользоваться различными источниками информации; выделять главное; логически и аргументировано выбирать способы решения задач; создавать с посторонней помощью презентацию своего проектного продукта и кратко представлять его; грамотно и четко оформлять работу в соответствии с установленными правилами; уметь организовывать свою работу совместно с другими в группах.

5. Содержание

Создание и защита одного проекта рассчитано на одно полугодие.

Специфика первого курса в 5 классе состоит в том, что темы проекта лишь косвенно касаются предмета математики. Это связано в первую очередь с календарно – тематическим планированием по математике. Первое полугодие содержит повторение курса математики начальной школы и ориентировано на повторение, закрепление и отработку навыков арифметических действий с натуральными числами. Интересными для использования в проекте могут быть темы, изучаемые во второй четверти: «Площади и объемы». Но к этому времени работа над проектом должна находиться в стадии анализа и подготовки к защите. Поэтому, в основном, обучающиеся используют в работах над проектами по предмету математика в первом полугодии знания, приобретенные в начальной школе. Темы проектов выбираются ими самостоятельно.

Список используемой литературы

Источник

Из опыта работы по курсу ««Основы проектной деятельности» в рамках внеурочного обучения учащихся в 5-м классе»

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям…” (ФГОС, 2010)
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разбираться в решении типовых задач. Нужно уметь использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска. В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия других. В процессе поиска решений возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Способность творчески мыслить – самая важная составляющая опыта проектной деятельности. Курс способствует решению выше перечисленных задач, а также позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Курс “Основы проектной деятельности” изучается в начале обучения в средней школе (5-й класс), является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся и ориентируется на достижение результатов I уровня. Курс предназначен для учащихся, которые в начальной школе обучались по стандарту первого поколения, переходя в основную школу, начинают обучение по стандарту второго поколения.

По своей структуре курс не является системным и сквозным курсом, а представляет собой отдельный модуль в целой системе проектных курсов, предназначенных для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 17 часов (0,5 часов в неделю) в 5-м классе. Поэтому учебно-методический комплекс курса подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Учебные проекты должны не заменять учебные предметы, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их содержание.

Проект – это пять “П”: проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Тема должна представлять интерес для ученика. Желательно не предлагать детям готовых тем проектной работы. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать возможность учащимся обсудить её и домыслить, переформулировать или самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать.

В теме должна быть заложена какая– то проблема, вопрос или тайна. Название должно выражать главную идею, должно быть коротким, ёмким по содержанию и максимально индивидуальным.

Каждый учебный проект реализуется в несколько этапов.

Подготовительный– определение темы, целей проекта и конечного продуктаЭтап 2.

Планирование– уточнение количества участников
– формирование групп
– распределение обязанностей
– определение источника информации
– ознакомление с критериями результатов
– составление оптимального плана работыЭтап 3.

Реализация проекта– сбор и обработка информации
– решение возникающих вопросов и проблем
– корректирование планирования (по необходимости)
– оформление документации проектаЭтап 4.

Презентация (представление) проекта– представление результатов проекта аудитории( экспертной комиссии)
– ответы на вопросы
– интерпретация полученных результатовЭтап 5.

Осмысление и оценка проекта– подведение итогов
– оценка итоговых и промежуточных результатов
– самоанализ работы в группах

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты, окружающие их.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания – курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются: проблемный, частично – поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт “Дневник работы над проектом”. Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты, различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы – группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым проектом, его зачетной работой может стать персональный проект.

Наименование занятий

Деятельность учащихся

Проектный продукт занятия1Знакомство с понятием “Учебный проект”. Стартовый проект

Знакомство с ТК, памяткой, оценочным листом. Групповая работа над проектомСтартовый проект2Алгоритм работы над учебным проектом.

Презентация проекта башни.Итоговая таблица3Типы проектов.

Групповая работа по классификации проектов.

Презентации буклетовСхема,

буклет4Ситуация и проблема.

Формулирование темы.

Групповая работа над постановкой проблемы, цели, темы.Выбор темы группового проекта5Планирование деятельности.

Групповая работа над формулированием задач и определением шагов. Выявление ресурсов.Эссе6Реализация плана проекта.

Групповая работа с ресурсами, реализация проектаГрупповой проект7Структура проекта.

Оформление письменной части проекта.

Написание памятки.Письменная часть проекта8Оценивание проекта.

Групповая работа по оцениванию собственного проекта.Оценочный лист группового проекта9Защита проекта. Презентация проекта и проектного продукта.

Работа с ТК. Презентация групповых проектов.

Оценивание других проектов.Оценочные листы проектов других групп10Анализ проекта

Написание эссеРефлексия

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Образовательные ресурсы к курсу

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *