Что такое особенности языка произведения
Особенности языка художественной литературы
Язык, естественно, присущ не только литературному творчеству, он охватывает все стороны окружающей действительности, поэтому постараемся определить те специфические особенности языка, которые делают его средством художественного отражения действительности.
Функция познания и функция общения – две основные, тесно связанные между собой стороны языка. В процессе исторического развития слово может изменять свое первоначальное значение, причем настолько, что некоторые слова мы начинаем употреблять в значениях, им противоречащих: например, красные чернила (от слова черный, чернеть) или отрезанный ломоть (отламывать), и т.п. Эти примеры говорят о том, что создание слова – это познание явления, язык отражает работу мысли человека, разные аспекты жизни, исторические явления. Подсчитано, что в современном употреблении используется около 90 тысяч слов. Каждое слово имеет свою стилистическую окраску (например: нейтральное, разговорное, просторечное) и историю, а, кроме того, слово приобретает дополнительный смысл от окружающих его слов (к о н т е к с т а). Неудачный в этом смысле пример приводил адмирал Шишков: «Несомый быстрыми конями, рыцарь внезапно низвергся с колесницы и расквасил себе рожу». Фраза смешна, потому что совмещены слова разной эмоциональной окраски.
Задача отбора тех или иных речевых средств для произведения достаточно сложна. Обычно этот отбор мотивирован образной системой, лежащей в основе произведения. Речь – одна из важных характеристик персонажей и самого автора.
Язык художественной литературы несет в себе огромное эстетическое начало, поэтому автор художественного произведения не просто обобщает языковой опыт, но и в какой-то мере определяет речевую норму, является творцом языка.
Художественная речь – первый элемент литературы. Это мышление в образах. Материальным носителем образности литературы является слово.
Словесно-речевой строй – удилять внимание.
Художественный язык = поэтический язык = внешняя форма.
Художественная речь – правильнее.
А. Б. Есин: «Худржественная литература использует 1 из существующих национальных языков, а не создает свой».
Что такое особенности языка произведения
Все, что мог, ты уже совершил,—
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.
Перед нами — замечательный образец образно-эмоциональной речи. Каждый новый стих конкретизирует и дополняет образ угнетенного и страдающего народа; с каждой новой’строкой усиливается и усложняется чувство, с которым поэт рассказывает о народных бедствиях. Уважительно-любовное отношение к народу выражено Некрасовым и тем, что он называет «мужика» «сеятелем и хранителем» родной земли, и тем, что поэт обращается к народу с ласковым словом «сердечный». Сочувствие поэта к народу передано и через подробное перечисление народных скорбей и страданий, и через многократное повторение слов «стон», «стонет», «застонут», «стонал». Можно ли оставаться равнодушным, когда слышишь этот надрывающий душу «стон бесконечный»?! Даже песня, которая должна выражать радость, стала у народа «стоном». Скорбь народа названа «великой». Глубокое и искреннее сочувствие поэта этой великой скорби вылилось во взволнованное обращение к Волге (синтаксически это передано словоповтором с двумя восклицательными знаками и многоточием после обращения); предельно эмоционально отрицательное сравнение весеннего многоводья великой реки с великой скорбью народной. Эта скорбь настолько переполнила русскую землю, что ее даже не с чем сравнить. Некрасовское перечисление бед и стонов народных пронизывает огромная тревога поэта за судьбы русского народа. В речи автора чувствуется горячее желание видеть народ проснувшимся от духовного сна, распрямившимся, свободным. Эти чувства определили речевую форму прямого обращения-призыва к народу. Правда, по цензурным условиям Некрасов не мог открыто призывать народ к революции, но весь строй стихотворения проникнут революционной энергией и страстью. Недаром в кругах- передовой молодежи заключительные строки стихотворения читались с добавлением к стиху «Ты проснешься ль, исполненный сил» еще одного стиха — «Сокрушишь палача и корону».
Итак, художественная речь всегда обращена к чувствам читателя; художник слова призван, по словам Пушкина, «глаголом жечь сердца людей».
Итак, в романе И. А. Гончарова слово «сон», кроме общепринятого значения, наполняется очень емким и глубоким социальным и эстетическим смыслом: это слово становится синонимом таких слов и выражений, как «барство», «крепостное право», «патриархальщина», «отсталость», «медленное умирание», «смерть». Если не учитывать тот емкий и многозначный смысл, который автор вложил в слово «сон» и близкие к нему по значению слова и выражения, нельзя понять ни характер Обломова, ни идейную направленность всего романа, ни его художественную структуру.
Столь же емкий, многозначный смысл приобретает, например, слово «гроза» в одноименной драме А. Н. Островского; слово «буря» в «Песне о Буревестнике» М. Горького; «партия» в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
Художественную речь характеризует также исключительное богатство словаря, синтаксиса, интонаций, многообразие форм, видов, стилей. Эти качества художественной речи основаны на том, что литература воспроизводит все стороны общественной и частной жизни людей. Для достижения убедительности и правдивости создаваемых картин жизни и для их всесторонней идейноэмоциональной оценки писатели прибегают к средствам и литературного языка, и языка народно-разговорного. Используют они также элементы местных и профессиональных говоров и жаргонов, когда речь идет о людях той или иной местности или профессии.
Художественная литература есть живое и наиболее полное выражение богатств национальной речи в ее литературных, разговорных и диалектно-профессиональных формах. Вместе с тем литература выступает как хранительница и создательница наиболее образцовых и совершенных форм речи. Художественная речь — это речь, организованная по законам красоты. Далеко не все, что есть в национальной языковой стихии, принимается писателями и становится материалом для создания художественных образов. Берется лучшее, то, что соответствует основному духу и строю национального языка, что служит его дальнейшему обогащению и совершенствованию, и отбрасывается все, что засоряет, искажает и портит язык. «Литератор,— справедливо утверждал М. Горький, — должен уметь отобрать для работы изображения словом наиболее живучие, четкие, простые и ясные слова. Литератор не обязан считать пошлость и глупость героев своей собственностью, точно так же не обязан он пользоваться искаженным языком героев для своих описаний, он пользуется этим языком только для характеристики людей». Горький испытывал большую тревогу за то, что в среде малограмотных людей «великолепнейшая, афористическая речь, образное и меткое русское слово искажается и вульгаризируется».
Художественная речь раскрывает перед читателем литературы неисчерпаемый источник обогащения и совершенствования его собственной речи. Высокая речевая культура — одно из самых главных условий полноценного восприятия литературных произведений и верного суждения о них.
Речь подлинного художника слова, вбирая в себя богатую образность и выразительность национального языка, в то же время всегда оригинальна, неповторима. У каждого писателя своя творческая личность, своя манера, свой язык и свой стиль. Книги, как и люди, прекрасны «лица необщим выраженьем». Наличие индивидуального стиля речи — одно из непременных условий художественности литературного произведения, эмоционального воздействия его на читателя. Говорить своим голосом, по-своему, не шаблонно, не штампованными и примелькавшимися словами и фразами — к этому стремится каждый настоящий писатель. Подробнее об этом будет сказано в разделе «Стиль писателя».
Художественный стиль (язык художественной литературы)
Язык художественной литературы занимает особое место в системе функциональных стилей. Художественная речь в своей основе имеет кодифицированный литературный язык. В то же время достаточно большое место в ней занимают элементы и разных вариантов национального языка (просторечия, социальные и территориальные диалекты и т.п.), используемые в художественно-выразительных целях. В этих же целях в художественном стиле используются элементы других функциональных стилей (особенно разговорная речь), поэтому языку художественных произведений, в зависимости от замысла автора, присущи различные иностилевые особенности. Кроме того, в художественных произведениях большую роль играет индивидуальный (авторский) язык. Ещё одним фактором, влияющим на художественную речь, являются особенности языка прозы и поэзии.
Однако, несмотря на все разнообразие жанров и стилей (вплоть до индивидуально-авторских) художественной литературы, существуют некоторые общие закономерности построения художественной речи, отличающиеся от общих закономерностей построения всех остальных видов речи. Это и позволяет рассматривать художественную речь в качестве одного из функциональных стилей.
Основными стилевыми чертами являются образность и эмоциональность.
Образность – фундаментальная категория художественного творчества (искусства) вообще. В литературе образы создаются с помощью слова, художественной речи. Поэтому в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
Эмоциональность художественной речи также выполняет эстетическую функцию. Языковые средства в произведениях передают эмоции автора, создают у читателя определенное настроение, эмоциональный настрой.
Создание тропов – ещё одна характерная черта художественной речи. Слова, использованные как изобразительно-выразительные средства (тропы), практически всегда имеют два (а иногда и более) семантических плана – прямой и переносный: колокольчик звонко плачет – это метафора, построенная на сопоставлении звука колокольчика и плача человека. Звонко плачет – эпитет, уподобляющий звуки, издаваемые плачущим человеком, звонким звукам каких-либо предметов и т.д.
Лексические и фразеологические особенности. Художественный стиль использует всё богатство лексики, включая и пассивные её пласты. В произведениях часто встречаются фразеологические единицы различных видов.
Словообразовательные особенности. В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску. С их помощью автор выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку.
Морфологические особенности. Художественная речь характеризуется частотностью глаголов, которые придают речи динамичность. Чаще, чем в других стилях, употребляются личные местоимения, придающие тексту искренность. Большое количество прилагательных и причастий, передающих образное описание предмета.
Синтаксические особенности. Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств: повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения; цитаты, прямая речь, причастные, деепричастные обороты. Часто используются инверсии, особенно в поэзии.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое стилистика? Какие стили существуют в русском языке?
2. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности официально-делового стиля русского языка?
3. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности научного стиля русского языка?
4. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности публицистического стиля русского языка?
5. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности разговорного стиля русского языка?
6. Каковы стилевые черты, сфера применения и основные языковые особенности стиля художественной литературы русского языка?
Задание 1. Назовите по пять примеров, относящихся к лексике пяти функциональных стилей.
1. Научный стиль: молекула, глагол…
2. Официально-деловой стиль: …
3. Публицистический стиль: …
4. Художественный стиль: …
5. Разговорный стиль: …
Задание 2. Сделайте стилистический разбор текстов по следующей схеме:
1. Функциональный стиль.
2. Сфера применения.
4. Основные стилевые черты.
5. Лексические, грамматические особенности.
Текст 1
– Что для Вас Отечество?
– Для меня Отечество? Я защищал Отечество. Два ранения имею. Три войны прошел: Финскую, Польскую и Отечественную. Для меня Отечество – это не просто слова, пустой звон. Это важно. Это душа, которая болит. Это раны, которые ноют. Я за него здоровье отдал.
Сейчас я инвалид второй группы. Вот так. Так что для меня Отечество – главное в жизни. Сейчас молодежь значение этого слова не понимает. А мы-то Отечество защищали, жизни клали, кровью это слово полито. Сейчас же растащили всю страну, по винтику, по кирпичику…
Текст 2
Уважаемый Александр Иванович!
Итальянская делегация просит перенести переговоры на завтра, 13 января, т. к. сегодня, 12 января, наша фирма не встретила итальянскую делегацию в аэропорту в назначенное время и, соответственно, их размещение в гостинице произошло с задержкой.
Ответственным за встречу и размещение итальянских гостей был назначен Петров В.В.
Текст 3
Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров текста.
Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника, научной статьи или монографии. Такие тезисы необходимы для дальнейшей научной работы студентам и аспирантам.
Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.
Текст 4
Помните слова знаменитого киногероя: «Без женщин жить нельзя на свете, нет»? Оказывается, можно. По крайней мере, так утверждают некоторые мужчины. За время совместного проживания у мужчин и женщин накапливается множество претензий друг к другу. Так было и так будет. И рано или поздно возникает мысль: «А что если бы я жил один?» Ну, что мужику для счастья надо? Чистую рубашку, убранную квартиру, вкусный обед. Мы решили посчитать, сколько стоит заменить жену…
Текст 5
Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бледный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само собой разумеется, что молодой человек тоже был влюблен и что родители, заметив их взаимную симпатию, запретили дочери о нем и думать, а его плохо принимали в доме.
Наши герои переписывались, каждый день встречались в сосновой роще, где клялись друг другу в вечной любви и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга жить не можем, а воля жестоких родителей мешает нашему счастью, то нельзя ли будет обойтись без нее?
Особенности языка художественной литературы.
Просмотр содержимого документа
«Особенности языка художественной литературы.»
Особенности языка художественной литературы
1. Особенность языка художественной литературы в том, что он является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей.
2. Язык художественной литературы боле чуток к литературной норме, считается с большим количеством запретов.
3. В художественное произведение могут входить такие слова и грамматические формы, которые находятся за пределами литературного языка и в нехудожественной речи отвергаются. Замена этих слов на литературные эквиваленты лишила бы их тексты той силы и выразительности, которой они обладают.
4. Художественная речь допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы.
5. «Смешение» стилей в художественной литературе обусловлено авторским замыслом и содержанием произведения, т.е. стилистически маркировано. Элементы других стилей в художественном произведении используются в эстетической функции.
6. Языковые средства, уместные в одном произведении, неуместны в другом. Даже в рамках одного и того же произведения в зависимости от целевой установки автора используются разные языковые средства.
7. Метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики.
8. В структуре художественного произведения обычно выделяется авторская речь, прямая, несобственно-авторская и несобственно-прямая. В прямой речи наиболее активно проявляется разговорный стиль. Авторская речь, отражающая внешнюю по отношению к автору действительность, строится с преобладанием книжно-письменных элементов. В несобственно-авторской и несобственно-прямой речи в различных пропорциях сочетаются собственно авторская речь и речь персонажей.
9. Присущая художественной речи динамика, в отличие от статики научной и официально-деловой речи, проявляется в высокой частотности употребления глаголов. Их частота почти в два раза выше, чем в научных, и в три раза выше, чем в официально-деловых текстах.
Особенности языка художественной литературы
1. Особенность языка художественной литературы в том, что он является открытой системой и не ограничен в использовании любых языковых возможностей.
2. Язык художественной литературы боле чуток к литературной норме, считается с большим количеством запретов.
3. В художественное произведение могут входить такие слова и грамматические формы, которые находятся за пределами литературного языка и в нехудожественной речи отвергаются. Замена этих слов на литературные эквиваленты лишила бы их тексты той силы и выразительности, которой они обладают.
4. Художественная речь допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы.
5. «Смешение» стилей в художественной литературе обусловлено авторским замыслом и содержанием произведения, т.е. стилистически маркировано. Элементы других стилей в художественном произведении используются в эстетической функции.
6. Языковые средства, уместные в одном произведении, неуместны в другом. Даже в рамках одного и того же произведения в зависимости от целевой установки автора используются разные языковые средства.
7. Метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики.
8. В структуре художественного произведения обычно выделяется авторская речь, прямая, несобственно-авторская и несобственно-прямая. В прямой речи наиболее активно проявляется разговорный стиль. Авторская речь, отражающая внешнюю по отношению к автору действительность, строится с преобладанием книжно-письменных элементов. В несобственно-авторской и несобственно-прямой речи в различных пропорциях сочетаются собственно авторская речь и речь персонажей.
9. Присущая художественной речи динамика, в отличие от статики научной и официально-деловой речи, проявляется в высокой частотности употребления глаголов. Их частота почти в два раза выше, чем в научных, и в три раза выше, чем в официально-деловых текстах.
Впечатление, впечатляющий, территория, консерватория, концерт, панорама, шинель, маневр, маневрировать, реликвия.
Прототип, амбразура, таран, декорация, гениальный, директор, героизм, аттестат, свидетельство, диплом.
Впечатление, впечатляющий, территория, консерватория, концерт, панорама, шинель, маневр, маневрировать, реликвия.
Прототип, амбразура, таран, декорация, гениальный, директор, героизм, аттестат, свидетельство, диплом.
Впечатление, впечатляющий, территория, консерватория, концерт, панорама, шинель, маневр, маневрировать, реликвия.
Прототип, амбразура, таран, декорация, гениальный, директор, героизм, аттестат, свидетельство, диплом.
Впечатление, впечатляющий, территория, консерватория, концерт, панорама, шинель, маневр, маневрировать, реликвия.
Артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея, постамент, пьедестал, аллея, достопримечательный, достопримечательность, искусный.
Искусство, монтаж, сезон, фантазия, воображение, информация, информировать, дебют, транслировать, симфония.
Артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея, постамент, пьедестал, аллея, достопримечательный, достопримечательность, искусный.
Искусство, монтаж, сезон, фантазия, воображение, информация, информировать, дебют, транслировать, симфония.
Артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея, постамент, пьедестал, аллея, достопримечательный, достопримечательность, искусный.
Искусство, монтаж, сезон, фантазия, воображение, информация, информировать, дебют, транслировать, симфония.
Артиллерия, кавалерия, достоинство, галерея, постамент, пьедестал, аллея, достопримечательный, достопримечательность, искусный.
Комиссия, комитет, воплотить, выразить, осуществить, решение, постановление, резолюция, иллюстрация, иллюстрированный.
Патриотизм, патриот, эксперимент, экспериментировать, байдарка, катер, прения, дискуссия, аудитория, лаборатория.
Комиссия, комитет, воплотить, выразить, осуществить, решение, постановление, резолюция, иллюстрация, иллюстрированный.
Патриотизм, патриот, эксперимент, экспериментировать, байдарка, катер, прения, дискуссия, аудитория, лаборатория.
Комиссия, комитет, воплотить, выразить, осуществить, решение, постановление, резолюция, иллюстрация, иллюстрированный.
Патриотизм, патриот, эксперимент, экспериментировать, байдарка, катер, прения, дискуссия, аудитория, лаборатория.
Комиссия, комитет, воплотить, выразить, осуществить, решение, постановление, резолюция, иллюстрация, иллюстрированный.
Патриотизм, патриот, эксперимент, экспериментировать, байдарка, катер, прения, дискуссия, аудитория, лаборатория.
Диплом, стипендия, преданность, кандидат, делегат, митинг, легенда, легендарный, каникулы, маршрут.
Удивлять, поражать, большинство, меньшинство, репетиция, режиссер, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация.
Диплом, стипендия, преданность, кандидат, делегат, митинг, легенда, легендарный, каникулы, маршрут.
Удивлять, поражать, большинство, меньшинство, репетиция, режиссер, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация.
Диплом, стипендия, преданность, кандидат, делегат, митинг, легенда, легендарный, каникулы, маршрут.
Удивлять, поражать, большинство, меньшинство, репетиция, режиссер, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация.
Диплом, стипендия, преданность, кандидат, делегат, митинг, легенда, легендарный, каникулы, маршрут.
Удивлять, поражать, большинство, меньшинство, репетиция, режиссер, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация.
Удивлять, поражать, большинство, меньшинство, репетиция, режиссер, конференция, конгресс, карнавал, иллюминация.
Ровесник, сверстник, преследовать, преследование, специальность, профессия, героизм, мужество, истинный, подлинный.
Талантливый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция, идеал, аттестат, свидетельство.
Ровесник, сверстник, преследовать, преследование, специальность, профессия, героизм, мужество, истинный, подлинный.
Талантливый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция, идеал, аттестат, свидетельство.
Ровесник, сверстник, преследовать, преследование, специальность, профессия, героизм, мужество, истинный, подлинный.
Талантливый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция, идеал, аттестат, свидетельство.
Ровесник, сверстник, преследовать, преследование, специальность, профессия, героизм, мужество, истинный, подлинный.
Талантливый, гениальный, директор, секретарь, памятник, обелиск, традиция, идеал, аттестат, свидетельство.
Ровесник, сверстник, преследовать, преследование, специальность, профессия, героизм, мужество, истинный, подлинный.