Что такое открытый диалог
Простая психология: открытый диалог
Как много проблем можно было бы избежать, если бы люди всегда честно и открыто делились друг с другом тем, что они думают и чувствуют. Порой, бывает очень сложно искренне рассказать о своих переживаниях, но именно это и необходимо сделать для того, чтобы почувствовать себя лучше.
Открытый диалог – это чистая, экологичная коммуникация, участники которой готовы слушать и слышать друг друга, принимать друг друга такими, какие они есть, и вместе находить решения. Применять этот метод взаимодействия можно как в личных отношениях, так и в деловых. В данной статье мы расскажем вам о преимуществах такого типа общения.
ЧЕСТНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ СТАНУТ ВАШИМИ СПУТНИКАМИ
Привычка вести с окружающими людьми (и с самим собой!) открытый диалог, способствует тому, что вы в целом становитесь более честным человеком. Вы свободно говорите о своих переживаниях, не боясь, что люди осудят за это, вы чувствуете раскрепощенность от того, что не утаиваете свои мысли и не подавляете эмоции. Негативные чувства не задерживаются надолго и отношения с людьми становятся более теплыми и доброжелательными.
Важно: Необходимо помнить, что самое важное в открытом диалоге то, что вы делитесь исключительно своими чувствами, не обвиняя при этом других людей. Фразы должны начинаться с: «Я чувствую», а не: «Ты должен».
ВЫ БУДЕТЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СОБОЙ
Одна из причин того, что мы не всегда можем чувствовать себя собой, заключается в утаивании собственных переживаний. Предположим, вы волнуетесь из-за чего-то в личных отношениях, но не говорите об этом. Другой человек, разумеется, мыслей читать не умеет, и понятия не имеет о наличии проблемы. Вы же все больше погружаетесь в ощущение, что «что-то не так» и продолжаете культивировать в себе негатив. Чем негативнее вы становитесь, тем быстрее вы отходите от своей истинной сути. Соответственно, озвучивая наличие проблемы, вы остаетесь более спокойным и гармоничным человеком, а это и есть самое естественное состояние человека.
ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ УЛУЧШАТСЯ
Наверное, самое главное преимущество открытого диалога в том, что, благодаря ему, отношения с окружающими людьми будут постепенно налаживаться. Людям нравятся открытые собеседники, которые всегда говорят правду и не надумывают себе того, чего нет в действительности. Обратите внимание, что вам и самим, скорее всего, больше нравится общаться с людьми, которые не «сами себе на уме», а обо всем говорят прямо. Люди будут тянуться к вам, потому что вы станете проще относиться к любым ситуациям (помните, известную поговорку?), и так же искренне делиться с вами, как и вы.
Важно: Прямота и честность не должны быть обидными. Очень важно уметь правильно подобрать слова, чтобы человек не расстроился и не начал чувствовать себя неуверенно. Как известно, критику тоже можно преподнести по-разному, но главное, чтобы после этого диалога, человек наоборот воодушевился и захотел работать над собой.
ВЫ СТАНЕТЕ ЗДОРОВЕЕ
В 21 веке ни для кого не секрет, что такое «психосоматика». Постоянное ощущение неудовлетворенности и тревоги могут крайне негативно сказаться на физическом здоровье. Кроме того, существует мнение, что люди, которые постоянно лгут, также больше подвержены проблемам со здоровьем. Верите в это или нет, но в любом случае, на психологическом уровне вы будете чувствовать себя гораздо лучше, если попробуйте открытый диалог.
Важно: Улучшить свое физическое и психологическое состояния можно, также, с помощью разного рода активностей. Бассейн, йога, различные виды единоборств, бег. Выберите что-то для себя, и будьте здоровы!
ВЫ НАУЧИТЕСЬ ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
Когда коммуникация строится на взаимной честности, поведение и поступки других людей становятся для вас более понятными. Когда другой человек открыто делится тем, почему он принял то или иное решение, вы начинаете видеть причинно-следственные связи и учитесь принимать других со всеми их недостатками и комплексами. Так же люди начинают относиться и к вам. Если так задуматься, люди никогда не делают что-то «просто так», «из вредности». Даже если они так говорят, на деле это не всегда является правдой. У всего есть свой мотив, подкрепленный опытом прошлого, похожими, неосознанными ситуациями из детства, поэтому каждого человека можно понять и принять.
Важно: Прежде чем вести открытый диалог с другими людьми, научитесь вести его с самим собой. Будьте искренны и старайтесь осознавать моменты самообмана, почаще задавайте себе вопросы и отвечайте на них с максимальной честностью. Тогда вы сможете общаться так же и с другими людьми.
Что объединяет Медиацию и Открытый Диалог
Меня зовут Игорь Хомяков, я Профессиональный медиатор, основатель и руководитель в ООО «Центр медиации и антикризисного управления» г. Калуга. До января 2019г. осуществлял деятельность как частно-практикующий Арбитражный управляющий. В 2019г. прошёл фасилитационную программу Школы Открытого Диалога и теперь провожу группы Открытого Диалога онлайн.
На прошлой неделе участвовал в онлайн мероприятии местного сообщества предпринимателей, рассказывал о методе межличностной коммуникации Открытый Диалог. В ходе выступления стремился передать важность и практическую пользу практики ОД с целью развития навыков здоровой и точной коммуникации между людьми.
По обратной связи в ходе выступления и после прямого эфира почувствовал запрос о том, что же конкретно дают навыки Открытого Диалога при проведении переговоров в В2В секторе?.
Открытый Диалог, как личная практика необходима в В2В переговорах для построения своей личной, индивидуальной системы подготовки, проведения и анализа (рефлексии) сложных переговоров.Каждый из вышеперечисленных способов коммуникации между людьми в бизнес отношениях и в межличностных коммуникациях, в определённой степени развивают навыки и способности человека Договариваться.
И эта борьба продолжается либо до полного самоуничтожения, либо до состояния, когда инстинкт самосохранения возвращает человеку способность договариваться.
Если между партнёрами нет качественных и здоровых коммуникаций, конфликт на долго поглощает всё их внимание, причём не только на работе, но и за её пределами. Не редки случаи когда такие конфликты переходят в судебные разбирательства и приводят к разделу бизнеса.
Профессионально подготовленные и проведённые переговоры с участием посредника (Медиатора) могут быть здоровой альтернативой судебному разбирательству и позволяют сохранить ресурсы, время, деньги, здоровье и отношения между партнёрами.
«Открытый Диалог это базовый практический метод (практика) коммуникации живых систем, который вырос и сформировался в надёжную систему в процессе развития СУЗ/ШОД Дмитрия Шаменкова в ходе практических взаимодействий участников Школы. В основе практики ОД лежит научная база Теории Функциональных Систем акад. П.К. Анохина и многочисленные научные исследования по нейронаукам и эволюционной динамике, опубликованными авторитетными мировыми изданиями.
Открытый Диалог — это принцип жизни, проявляющийся в отношении человека к самому себе, окружающим, семье, коллективам и организациям, обществу, природе, планете и миру в целом. Следование его принципам ведёт к здоровью во всех отношениях и смыслах».
От себя добавлю в контексте навыков ОД для проведения переговоров в В2В секторе:
Договариваться от слова договорить, проговаривать, обсуждать в диалоге всё, что важно. Вести диалог честно без искажения информационных смыслов и без насилия, в контексте Цели коммуникации в этих конкретных переговорах.
Меня так же часто спрашивают: Что такое Медиация? И 7 из 10 звонков в наш Центр начинаются с вопроса: «Это Центр МЕДИТАЦИИ и антикризисного управления?» Выходит, что у нас люди больше знают о медитации чем о медиации.
Пока у нас в технике Медиации не применяется Медитация. Вот в Китае,- есть, что-то похожее.
Там стороны в ожидании медиатора сидят в одной комнате, молчат ( иногда до 2х часов) и осознанно или бессознательно настраиваются на сложные переговоры. И, возможно это объясняет очень высокий процент заключения Соглашений без суда.
В группах Открытого Диалога участники начинают коммуникацию с ПМ (Практика молчания или Практика мышления), что бы лучше почувствовать свою Цель и проговорив её синхронизироваться с другими участниками группы.
Фасилитатор не управляет процессом достижения целей участников, он скорее облегчает процесс достижения личных целей участников группы ОД.
И лучше всего это получается когда фасилитатор не вмешивается в «набравший высоту искренности проявлений» процесс Открытого Диалога, не смотря на кажущиеся, а иногда и явные признаки нарушения правил, оставляя «полю ОД » самому отрегулировать процесс здоровой коммуникации в группе.
Когда соприкасаешься с таким гомеостазом процесса живой коммуникации в группе ОД, приобретаешь очень ценный опыт невмешательства и неделания, которого так не хватает в жизни.
В такие моменты я вспоминаю историю австрийского медиатора Герхарта Фюрста, которую он рассказывал нам в прошлом году на IV Международном фестивале Медиации в Минске.
История была о том, когда он, как медиатор в ходе процедуры медиации двух конфликтующих сторон, отвлекся и потерял нить обсуждения по существу спора между ними и не вмешивался в детальный процесс переговоров между оппонентами, опасаясь загасить возникший между ними (как я понимаю) Открытый Диалог. И в итоге стороны смогли полностью выговориться и договориться, (у нас в группах ОД это называется договориться до тепла и расслабления в теле).
И это была лучшая, по его словам, Медиация, где он, как медиатор в итоге просто проверил санкции и гарантии достигнутых между сторонами договорённостей и оформил это в письменном соглашении.
Такого навыка осознанного неделания и не вмешательства, на мой взгляд очень сильно не хватает отечественным практикующим Медиаторам.
Я сейчас говорю прежде всего о своём личном опыте практикующего медиатора, который пришёл в профессиональное посредничество из сферы банкротства юридических и физических лиц.
С 2000г. по 2019г. я проводил процедуры банкротства как Арбитражный управляющий. И иногда, годами формировавшееся мышление арбитражного управляющего, часто застрявшее в роли Деятеля и Спасателя всего Мира мешает мне почувствовать корневую суть конфликта между сторонами. И если я не разобравшись начну вытягивать стороны на соглашение, не предоставив им возможности проговорить, прожить и договориться о застрявших в глубине, причинах конфликта, я просто «заполирую» видимые признаки разногласий между ними и Соглашение будет не прочным.
Их взаимодействие и методы решения проблем Клиентов напоминают кооператив по моделированию, воплощению и преодолению часто не существующих в реальности проблем. Мне хорошо известны эти состояния изнутри я сам «работал в таких кооперативах» пока с помощью Открытого Диалога не познакомился с принципами и законами взаимодействия живых систем.
Навыки Открытого Диалога позволяют мне лучше чувствовать что происходит между людьми. Это происходит не на уровне ума, хотя начинается все с когнитивного опознавания происходящих процессов и качества коммуникаций.
Потом, по мере развития чувствительности и способности синхронизироваться с происходящими событиями, приходит способность выбирать осознанные действия вместо автоматических реакций запрограммированных моим прошлым опытом.
Принципы и правила Открытого Диалога являются мощным фундаментом на котором профессиональный переговорщик и посредник (Медиатор) начинает собирать модель организации и проведения переговоров между конфликтующими сторонами.
Научная база, простота и надёжность этого фундамента и применение ОД как личной практики, позволяет Медиатору всегда оставаться нейтральным и уберегает его от желания или точнее сказать от такого «зуда» необходимости что-то делать, чтобы «подлечить» или «подучить» стороны как «надо правильно действовать», чтобы «помочь» выйти из их конфликтной ситуации.
Оставаясь до конца нейтральным к происходящему за столом переговоров и сохраняя внутреннюю свободу от навязчивых идей «Деятеля-Спасателя» и от вымышленных обязательств решить чужой конфликт, Медиатор направляет всю свою энергию и компетенции на то, что бы Стороны научились способности правильно действовать на пути выхода из конфликтного состояния.
В таком случае, получив практический эмоционально-чувственный опыт выхода из конфликта с помощью Медиатора и далее, развивая в себе способность правильно действовать в других ситуациях, Стороны конфликта получают очень ценный навык поведения, предотвращающий их бизнес от кризисных состояний, вызванных не качественной коммуникацией и уберегает их от сорванных договорённостей в будущем.
Эти навыки и творческие состояния в положительном эмоциональном тонусе прямо противоположные тем навыкам и эмоциональным состояниям, которые они испытывают решая свои проблемы в судебных разбирательствах и затяжных противостояниях друг с другом.
Мы являемся потомками кроманьонцев и в природе каждого из нас есть генетически запрограммированная способность договариваться и профессиональный переговорщик, посредник (Медиатор) с помощью техники Медиации и навыков Открытого диалога помогает сторонам конфликта распаковать и запустить запрограммированную в наших генах способность договариваться.
Друзья не торопитесь в суд, чаще обращайтесь к профессиональному посреднику (Медиатору) и вы вернёте себе способность Договариваться и приходить к соглашению без суда.
и напишите, пожалуйста, Что бы вы хотели подробнее узнать о принципах и Правилах Открытого Диалога и об инструментах профессионального посредника, переговорщика (Медиатора)?
Мне это поможет в подготовке следующих статей.
«Открытый диалог»: как построить здоровое сообщество
Живые системы, независимо от уровня сложности, действуют по одним и тем же физиологическим законам природы, позволяющим понять, что наше здоровье на индивидуальном уровне больше всего зависит от здоровья групп и организаций, участником которых мы являемся. Поэтому, занимаясь управлением здоровьем, мы должны в первую очередь думать о наших взаимоотношениях в деятельности сообществ и команд, в которых мы состоим, о взаимоотношениях в семьях и взаимоотношениях с самим собой.
Изначально «Открытый диалог» создавался в Первом Московском государственном медицинском университете им. И. М. Сеченова Минздрава России как инструмент здоровьесбережения, который позволяет очень быстро восстанавливать качество жизни человека, улучшать его самочувствие. Исследования показывают, что основным фактором риска смертности для человека является социальная изоляция, одиночество, потеря доверительных отношений. Влияние социальной изоляции на смертность примерно в 2-3 раза превосходит влияние ожирения или сниженной физической активности. У людей, которые живут в одиночестве, вне семейного положения, в пожилом возрасте риск умереть от сердечного заболевания на 43% выше, чем у людей, живущих в паре, на 55% — от инсульта, на 20% — от онкологических заболеваний. Но если мы проведем социальный опрос на улице, то убедимся, что вряд ли кто-то об этом знает.
«Открытый диалог» — это инструмент ресоциализации с помощью групповых процессов, который помогает очень быстро восстановить качество жизни. Участники, которые приходят в наши группы с исходно более низким качеством жизни, уже в течение месяца после начала обучения «Открытому диалогу» на четверть улучшают качество своей жизни в разрезе физического и психологического здоровья, измеряемого с помощью опросника WHOQOL100, разработанного Всемирной организацией здравоохранения.
Мы создали в университете научно-образовательный центр «Информационные и социальные технологии в медицине» и Школу открытого диалога, которыми я руковожу. Их цель — распространение нашего опыта, а также трансформация модели управления здоровьем общества на основе последних открытий в области когнитивных и социальных нейронаук.
Метод «Открытый диалог» может с успехом применяться для улучшения эффективности работы команд. В эволюционном процессе основной движущей силой является сотрудничество, а не борьба за выживание. Это убедительно доказывают математические модели, созданные руководителем группы эволюционной динамики Гарвардского университета, профессором биологии и математики Мартином Новаком (h-индекс 144).
Эволюция – это безумно творческий процесс. В нём всегда выигрывают системы, участники которых в ходе неродственной кооперации объединяют свои усилия и приобретают как целое так называемые эмерджентные свойства, которые не выводятся из свойств отдельных систем. Такие свойства дают объединениям очень важные конкурентные преимущества. Как минимум со времен Дарвина известно, что основной единицей эволюции являются группы, а не индивиды. Как говорит выдающийся антрополог Дэвид Слоан Уилсон, в ходе межгрупповой конкуренции выигрывают те группы, в которых наблюдается более высокий уровень внутригрупповой кооперации.
Однако обычно при подготовке специалистов мы мало учитываем современные научные представления об эволюционном процессе. В оценке школьников, студентов и работников компаний решающая роль до сих пор отводится индивидуальным успехам, а не командным достижениям. К чему мы готовим людей? Если мы их готовим к реальной жизни, то мы должны стимулировать их способность работать в группах. Выигрывают не те, кто быстрее, умнее, выше, сильнее, а те, кто умеет договариваться. Они не тратят время на борьбу в конкуренции, они занимаются кооперацией и быстро решают задачи.
Ключом к эффективной работе в командах являются навыки коммуникации — эмоциональный и социальный интеллект, а также, как говорит создатель компании «Алибаба» Джек Ма, LQ — коэффициент любви, который «вам нужен, чтобы вас уважали». В нашей образовательной системе чрезвычайно мало внимания уделяется социальным нейронаукам и эмоциональному интеллекту. Мы часто упираемся в дефицит знаний о восприятии, целеполагании, чувствах и эмоциях у наших студентов.
Например, обычно мало кто знает, что цель определяет восприятие, что каждый из нас видит свою уникальную правду жизни, и есть конкретный нейробиологический механизм, который за это отвечает. Если мы считаем, что воспринимаемый мир объективен, у нас неминуемо будут проблемы с коммуникацией. Если мы не допускаем, что есть и другие точки зрения, отличные от нашей, мы упускаем возможность прийти к общему результату деятельности, впадаем в конфронтацию — людям становится сложно договориться. Нам всем нужно научиться преодолевать коммуникационные барьеры, научиться договариваться и формулировать общие цели. Это можно эффективно сделать не из состояния рационального размышления, а из состояния эмпатического контакта, являющегося основой чувства близости, безопасности, взаимного доверия.
Мы учим людей разговаривать друг с другом. И для этого мы создаем группы открытого диалога, в которых на практике изучаем основные механизмы его работы, исследуем его динамику и способы улучшения. Мы учимся сознательно формировать договоренности о том, по каким правилам работают группы, и учимся их соблюдать. И это тоже навык — осознавать цели, формировать договоренности, соблюдать и менять их. В группах мы осознаем свои чувства, мысли, переживания в целом. Мы учимся выражать себя искренне. Это рождает очень сильное чувство локтя, связанности и доверия. Участники превращаются в команду и понимают, что могут свернуть вместе горы.
Научиться настраивать здоровые коммуникации максимально эффективным путем с помощью последних открытий в области социальных нейронаук, с помощью информационных технологий, конечно, нужно каждой организации — и в первую очередь вузам. Именно они являются центрами образования для компаний и регионов, а значит, могут стать опорой для оздоровления и оживления общества в целом.
Экология жизни. Психология: Жизнь зарождается и происходит в диалоге.Для того, чтобы мы пришли в этот мир, потребовалась встреча и взаимодействие наших родителей, мы – следствие их диалога. На социальном уровне мы все представляем из себя единый организм – Человечество. В каждый момент времени мы взаимодействуем и обмениваемся информацией с окружающим миром на разных уровнях – от молекулярного до космического.
Жизнь зарождается и происходит в диалоге.
В нашем организме одномоментно происходит множество обменных процессов между триллионами клеток. Они “договорились”, что наше тело должно жить, и целенаправленно взаимодействуют для сохранения его целостности, оптимальной жизнедеятельности и способности к адаптации.
Мы постоянно находимся в диалоге с природой: живем, дышим, питаемся, пьем – являемся ее частью и при этом значительным образом влияем на нее.
Для того, чтобы мы пришли в этот мир, потребовалась встреча и взаимодействие наших родителей, мы – следствие их диалога. На социальном уровне мы все представляем из себя единый организм – Человечество. В каждый момент времени мы взаимодействуем и обмениваемся информацией с окружающим миром на разных уровнях – от молекулярного до космического.
Честность
Одним из самых важных законов сохранения и развития жизни в диалоге является следование точности при передаче информации. Благодаря точной коммуникации системы нашего организма работают слаженно и эффективно. Все социальные процессы также нуждаются в передаче информации без потери смысла для достижения полезного результата.
Способность человека поддерживать точную передачу информации мы понимаем как честность. В каждом диалоге честность позволяет не отклоняться от цели и доносить до других свое представление о реальности без искажений.
Ложь и манипуляции в любых коммуникациях приводят к ухудшению состояния здоровья, постоянному хроническому напряжению, невротическим состояниями и психосоматическим заболеваниям. Чем больше лжи в жизни человека, тем меньше смыслов он может донести, тем меньше смысла в его жизни.
Честный, искренний диалог всегда возвращает нас к истине. Мы начинаем жить переживанием настоящего момента, уходим от размышлений о прошлом и иллюзорных представлений о будущем. Это способствует восстановлению теплого, доверительного контакта между людьми, адаптивности и своевременному принятию важных решений.
Один из принципиальных вопросов – “КАК быть честным в коммуникациях?”. Ключом к ответу на этот вопрос является восстановление контакта со своими чувствами.
Природой нам дана возможность испытывать эмоции, переживания. В первую очередь, для того, чтобы мы могли выживать как вид в угрожающих жизни ситуациях. Эмоции играют роль “радара”, который безошибочно, с опережением, дает понять, движемся ли мы к желаемому результату или отклоняемся от него.
Эмоции и чувства пронизывают все сферы нашей жизни и дают нам ощущение вплетенности в ее ткань. Мы чувствуем каждое событие, каждое свое проявление, каждый поступок другого человека. Мы взаимодействуем с людьми, опираясь на свои переживания, поэтому так важно научиться распознавать и понимать, какие чувства мы испытываем. С этого начинается путь к осознанному открытому диалогу в отношениях и, в целом, к диалогу с жизнью.
Люди часто пренебрегают своими истинными чувствами, чтобы соответствовать определенному образу себя в глазах окружающих, подменяют свое естественное проявление на искусственно созданное. Это сулит человеку определенные выгоды в краткосрочном периоде, но влечет за собой неприятные последствия в долгосрочной перспективе. Попытки соответствовать искусственному образу приводят к хроническому напряжению, ухудшению самочувствия и проблемам со здоровьем. В каком-то смысле, человек начинает жить против своей природы.
Практика
Путь к исцелению жизни лежит через восстановление честности во всех отношениях. Обретая контакт с чувствами, мы можем более точно донести то, что нам важно. Помочь на этом пути могут различные практики, самой простой из которых является пребывание в тишине и глубокое принятие момента настоящего. При регулярном использовании эта практика дает устойчивую синхронизацию с миром через восстановление контакта с чувствами, желаниями и потребностями, запускает процессы регенерации в организме, что положительно влияет на эффективность нашей жизни в целом.
Принятие и честность помогают нам постепенно обретать настоящего себя. Чувства и переживания, которые мы испытываем, все меньше подвергаются сомнениям со стороны окружающих. Возникает открытый диалог, в котором появляется возможность выйти за рамки представлений о себе и о человеке, с которым мы делимся переживаниями. Из раза в раз мы понимаем, что жизнь заключается в творческом проявлении, выражении себя, а не в прошлом и страхе потерять стабильность.
Это Вам будет интересно:
Выбор за нами. Мы так или иначе выразим СЕБЯ, вопрос только в какой форме – будучи больными и нереализованными, либо здоровыми и проводящими свое предназначение. Жизнь очень мудро устроена. Основная иллюзия, от которой стоит отказаться, состоит в том, что в ней есть какая-то несправедливость по отношению к нам: события и переживания, которые по факту произошли, но в нашем представлении не должны были с нами произойти.
С этого понимания и начинается истинный диалог с жизнью и окружающими людьми: сможем ли мы принять уместность происходящих событий и переживаний или уйдем от ответственности, пребывая в иллюзии, что мы можем прервать этот диалог? Диалог не прекращается никогда, он ведет нас к эволюции и лучшему пониманию себя и Жизни.
Выбор за каждым из нас! Будьте здоровы! опубликовано econet.ru
Автор: Иван Форманюк
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: