Что такое отраслевая наука
Что такое отрасли науки?
Содержание:
В отрасли науки Они делятся в основном на три группы: естественные науки, формальные науки и социальные науки. У каждого из них есть определенные объекты исследования и методики.
-Природные науки: изучать природные явления и природу, охватить все физические аспекты действительности.
-Социальные науки: изучать человеческие факторы реальности, человеческого поведения и общества.
-Формальная наука: они точны, они изучают математику и логику, они основаны не на экспериментах, а на умственной абстракции и рассуждениях.
Природные науки
Состоит из всей науки, изучающей материю, энергию, их взаимосвязь и трансформацию. Изучите физический и естественный аспекты мира и явления, которые происходят в природе.
Наблюдение является его фундаментальной частью, и поскольку это эмпирическая наука, оно оправдывает и проверяет информацию, полученную путем экспериментов.
Он охватывает большую область знаний и стремится расшифровать теории и законы, управляющие миром природы.
Он, в свою очередь, делится на естественные науки и науки о жизни.
Физические науки
Дисциплины ориентированы на изучение природных явлений Земли, атмосферы и космоса.
Он включает в себя несколько полей и веток:
-Химия: изучает материю и изменения, которым она подвергается на атомном и молекулярном уровне. Физика также отвечает за изучение предмета, но с другим фокусом, целью и темой, кроме того, с точки зрения их диапазона и методов, они играют разные роли. Это наука, которая допускает связь с другими естественными науками, по этой причине ее часто называют «центральной наукой». У нее есть две основные области: органическая химия, изучающая соединения, состоящие из углерода; и неорганическая химия, изучающая соединения, не состоящие из углерода.
-Науки о Земле: Также называемый геонаукой, он изучает материалы, из которых состоит Земля, ее структуру, морфологию, эволюцию и динамику. Это дает нам возможность понять причину природных явлений, которые благоприятствовали и угрожали человеческой жизни. Он включает изучение атмосферы, гидросферы, океанов, биосферы и твердой поверхности Земли.
-Геология: отвечает за изучение планеты Земля и всего, что ее составляет, процессов, происходящих внутри Земли, в породах, атмосфере, земной коре и т. д. Геологи работают над тем, чтобы понять историю нашей планеты, и чем лучше они ее поймут, тем легче они смогут предвидеть будущие события в результате влияния прошлого.
-Экология: посвящен изучению взаимоотношений живых организмов между собой и с окружающей средой.
-Океанография: Морская наука, изучающая океан, среди ее объектов изучения: морские организмы, динамика экосистем, волны, тектонические плиты, свойства химических веществ, обнаруженных в океане, и т. Д.
-Метеорология: посвящен изучению атмосферы, атмосферных явлений и их влияния на климат. Метеорологи используют научные методы для наблюдения, объяснения и предсказания погоды.
-Космическая наука или астрономия: изучать все, что связано с космосом, планетами, звездами, космическими путешествиями, исследованием космоса и т. д.
естественные науки
Он включает в себя все науки, изучающие биологический аспект, жизнь организмов, растений, животных и людей.
-Биология: наука, которая посвящена изучению живых существ, их структуры, функций, роста, происхождения, эволюции, распространения и таксономии. Он содержит множество ветвей, подразделений, тем и дисциплин.
-Зоология: изучает животных и животный мир, включая их строение, физиологию, развитие, поведение и классификацию.
-Ботаника: научное изучение растений, их строения, роста, размножения, обмена веществ, развития, болезней, химических свойств и др.
Социальные науки
По сути, это эмпирическая наука, которая фокусируется на изучении общества, поведения людей и их влияния на мир.
Он рассказывает нам о мире за пределами нашего непосредственного опыта, дает нам гораздо более широкое видение и объясняет, как работает общество.
Он варьируется от причин безработицы, того, как и почему люди голосуют, до того, что делает людей счастливыми.
Среди некоторых социальных наук мы можем найти:
Науки, связанные с социальной организацией
-Политика: наука, посвященная изучению правительства и организации государств.
-Социология: изучает человеческие общества и все явления, которые в них происходят.
-Правильно: наука, изучающая законы и контроль общественного порядка.
-Антропология: изучает человека в целом.
-География: изучает Землю, экологическую среду и общества, которые ее населяют.
-Науки, связанные с экономической организацией:
-Экономика: изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг на местном, региональном или национальном уровне.
-Поведенческая наука:
-Психология: наука, посвященная изучению психических процессов.
Формальные науки
Это не эмпирическая наука, она занимается не подтверждением теорий, основанных на наблюдениях, а формированием систем, основанных на определениях и правилах.
Он подразделяется на несколько разделов, которые являются аналитическими, в отличие от социальных и естественных наук, которые являются эмпирическими.
-Статистика: включает изучение, сбор, систематизацию и интерпретацию данных.
-Логика: он основан на достоверных выводах и доказательствах.
-Математика: изучает свойства и отношения абстрактных сущностей.
-Компьютерная наука: изучение всех процедур, позволяющих передавать информацию в цифровом виде.
Прикладная наука
Он основан на применении и передаче научных знаний в физическую среду, то есть на внедрении науки в повседневную жизнь и ее насущные проблемы. Он берет уже имеющуюся у вас информацию и применяет ее для решения проблемы.
Его можно использовать в биологических и физических науках.
Некоторые примеры прикладной науки:
Ссылки
Негативные автоматические мысли: что они собой представляют и как появляются
Нейробиологические методы лечения: революция в психотерапии
Что такое отраслевая наука
О.Е. ХАРО, канд. техн. наук,
первый зам. генерального директора ФГУП «ВНИПИИстромсырье» (Москва)
В последние годы появилось большое количество журнальных и газетных публикаций, в которых затрагивается вопрос о дальнейшей судьбе отечественной отраслевой науки. Интересно, что авторы являются представителями различных отраслей науки и, несмотря на специфику каждой отрасли (казалось бы, что общего у химиков, энергетиков-атомщиков и представителей строительного комплекса?), ставится один и тот же вопрос: сколько еще лет просуществует отраслеваянаука (вернее, ее остатки), и вообще нужна ли она государству и отечественной промышленности?
В публикациях ярко обрисовано существующее положение отраслевой науки, но крайне расплывчато звучат предложения, как она должна существовать в совершенно новой экономической ситуации. Необходимо, чтобы именно вопросы организации отраслевой науки в России, ее финансирование и направления деятельности были как можно шире обсуждены научной общественностью. Возможно, это заставит руководство Миннауки обратить внимание на эту проблему и учесть мнение специалистов, которые многие годы проработали в отраслевых научных организациях.
Поскольку творческая деятельность автора связана со строительным комплексом, а именно с вопросами добычи и переработки сырья для промышленности строительных материалов, то естественно, что данная статья базируется именно на длительном опыте работы в данном направлении отраслевой науки. Остановимся на деятельности отраслевой науки в советское время. Каждое отраслевое министерство или ведомство имело в своей структуре отраслевые институты. В Министерстве промышленности строительных материалов СССР их было свыше 30. Министерство было многопрофильным, и научные организации создавались и работали по своим направлениям. Бóльшая часть финансирования (60–80%) осуществлялась из бюджета. Оставшаяся часть покрывалась за счет хоздоговоров с промышленными предприятиями и значительно реже с проектными организациями. В целом финансирование отраслевой науки в 80е гг. прошлого века, по данным Государственного комитета по науке и технике, составляло 73,8%, академической науки – 11,8%, вузовской – 6,1%, заводской – 6,1%. Можно с уверенностью считать, что приблизительно такое же соотношение сохранялось и до начала перестройки. Фактические затраты на науку составляли не многим более 4% от национального дохода.
Какие же функции выполняла отраслевая наука и какие основные задачи решала?
Следует отметить, что с первой задачей в целом отраслевая наука, возможно, за исключением организаций, работающих на оборонный комплекс, справлялась плохо. Это можно проиллюстрировать на примере нашей машиностроительной промышленности, и в частности автомобилестроения. Причин здесь несколько, и обвинять в этом отраслевую науку несправедливо. Прежде всего это отсутствие конкурентной среды в машиностроительной отрасли, и поэтому естественно нежелание осваивать новую продукцию.
Например, Уралмаш, Воронежский и Ковровский экскаваторные заводы и др. выпускали экскаваторы только узкого типоразмерного ряда и друг с другом не конкурировали, выпускаемое оборудование было строго фондировано, и поставки расписаны на годы вперед. В таких условиях отсутствует стимул освоения новой техники.
Во-вторых, разработки часто не являлись следствием новой идеи, а были почерпнуты из журнальных публикаций о зарубежном опыте. Создание новой техники или «догоняние» зарубежных производителей растягивались на годы и десятилетия. Положительные результаты в создании новой техники, как правило, были связаны с оригинальными идеями.
Можно остановиться на двух примерах – создание институтом «Механобр» дробилок КИД и в институте ВНИПИИстромсырье прокатной технологии производства резиновых сит.
В целом в связи с оторванностью институтов от машиностроительных заводов эффективность их работы в этом направлении была крайне низкой, что сказывается и в настоящее время. Для того чтобы в этом убедиться, можно побывать на любой крупной стройке в Москве и не найти ни единого вида оборудования отечественного производства.
Приблизительно так же обстоит дело и в камнеобрабатывающей промышленности (очень наглядно это может быть проиллюстрировано на Московском камнеобрабатывающее комбинате).
Вместе с тем, это следует подчеркнуть особо, в отраслевой науке были собраны специалисты высочайшей квалификации. Минстройматериалов СССР – многопрофильное министерство, перечисление наиболее выдающихся ученых отрасли заняло бы несколько страниц, и еще остались бы неупомянутые, но с уверенностью можно отметить, что во всех подотраслях – цементной, керамической, стекольной, нерудной и т. д. в отраслевых институтах трудились ученые не менее квалифицированные, чем их западные коллеги.
Серьезный урон был нанесен отраслевой науке в 1990-е гг. Причины две – отсутствие финансирования и приватизация. В связи с отсутствием финансирования научные работники практически лишились заработка. Ответ последовал незамедлительно: уход на
пенсию, переквалификация, отъезд за границу. Приватизация усугубила ситуацию, поскольку всех участвующих в этом процессе в качестве покупателей интересовала только недвижимость научных организаций, а наука – крайне редко. К началу нового столетия отраслевая наука была на 70–80% процентов ликвидирована и, что самое главное, потеряла 80–90% высококвалифицированных специалистов. Эти потери представляются наиболее тяжелыми и практически невосполнимыми, во всяком случае в обозримой перспективе. Создать недвижимость, оснастить лаборатории аппаратурой можно довольно быстро при наличии желания и средств, а вот подготовить специалистов высокой квалификации возможно не менее чем за 10 лет, не считая обучения в вузе.
В этой связи государство должно было бы постараться сохранить то немногое, что осталось, и на этой базе создать условия для подготовки новых отечественных специалистов, если мы не стремимся наряду с оборудованием импортировать ученых из развитых стран.
Представляется, что пока для такой постановки вопроса оснований нет, однако через несколько лет, если кризис отраслевой науки продолжится, это будет единственной разумной мерой.
Основания для пессимизма есть. Во-первых, это практически почти полная приватизация научных организаций, которая в настоящее время продолжается. После ее завершения и реализации имущества ОАО, у которых 100% имущества, т. е. все акции, находится у государства, отраслевая наука будет практически ликвидирована. Останутся только научно-технические центры, которые в силу отсутствия конкуренции на рынке услуг и недостаточной государственной поддержки будут малоэффективны и не смогут реально влиять и определять техническую политику отрасли.
Во-вторых, крайне скудное финансирование отраслевой науки в целом. Постоянное реформирование отраслевых министерств привело к тому, что квалифицированные кадры ушли из структуры исполнительной власти и живая связь министерств с научными организациями была нарушена. Объем научной тематики упал почти до нуля. Отстаивание интересов отраслевой науки как в правовом отношении, так и в финансовом практически прекратилось. Работников министерств и ведомств винить в этом нельзя: постоянная их реорганизация и предупреждения об увольнении, естественно, не пробуждают интереса к судьбе отрасли. Последнее в полной мере испытали на себе работники бывшего Госстроя, которым один-два раза в год вручались повестки об увольнении в связи с реорганизацией комитета.
Таким образом, у государства есть два пути: либо сознательно ничего не делать, и тогда уже через несколько лет отраслевой науки просто не будет; либо заняться ее реформированием, и прежде всего сохранением того, что еще осталось. Поскольку в настоящее время четко просматривается движение по первому направлению, следует предположить, что это является продуманной политикой и надо открыто и честно в этом признаться. Следовало бы не рубить хвост кошке по кусочкам, а сразу передать всю недвижимость и землю банкам, торговым центрам и др. заинтересованным и состоятельным гражданам.
Я придерживаюсь другой точки зрения и не считаю, что раньше все было хорошо организовано. Совершенно ясно, что в изменившихся экономических условиях отраслевая наука должна подвергнуться реформированию. Однако прежде чем приступить к реформированию, необходимо:
Для сохранения отраслевой науки в сегодняшнем формате срочно необходимы следующие действия:
На реализацию этих предложений можно потратить один-два года – затем уже будет поздно. Реорганизация отраслевой науки – наиболее сложный и болезненный вопрос. Для того чтобы к нему приступить, следует провести широкое обсуждение направлений этой работы среди научной общественности на страницах печатных изданий и на конференциях. Организация таких конференций должна осуществляться соответствующими государственными и административными органами. Реорганизация научного коллектива – процесс крайне болезненный, и он должен протекать в течение достаточно длительного срока (3–6 лет). Целью этого мероприятия является сохранение оставшегося научного потенциала и, что очень важно, создание условий для привлечения в научные организации молодежи, которая определит в ближайшие 10–15 лет научно-технический уровень отраслевой науки и будет мощным стимулом к развитию соответствующей отрасли. Следует учитывать, что оставшиеся научные коллективы, прошедшие через горнило всех трудностей, как раз сохранили те направления, которые были востребованы отраслями.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что реорганизация отраслевой науки (как и любой другой) вопрос щепетильный. Необходимо прежде наметить пути реорганизации с привлечением научной общественности к их разработке. Работа крайне сложная, но к ней необходимо приступать немедленно.
Каталог продукции
Спасибо за отзыв
Ваш отзыв был получен и отправлен администратору.
АЛЮМИНИЕВЫЙ ПРОФИЛЬ, АЛЮМИНИЕВЫЙ ФАСАД, ГАЗ-ЛИФТЫ И МЕХАНИЗМЫ, АЛЮМИНИЕВЫЙ ПЛИНТУС, РАСКЛАДКА ДЛЯ ПЛИТКИ И ДЕФОРМАЦИОННЫЕ ШВЫ
Что такое отраслевая наука
к форме федерального
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ
(в соответствии с Номенклатурой научных специальностей,
по которым присуждаются ученые степени, утвержденной
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 1027
(зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2017 г.,
регистрационный N 48962)
Группы научных специальностей, научные специальности
1. Естественные науки
Клеточная биология, цитология, гистология (03.03.04)
Науки о Земле (25.00.00) (кроме экономической, социальной, политической и рекреационной географии (25.00.24), обогащения полезных ископаемых (25.00.13), технологии и техники геологоразведочных работ (25.00.14), технологии бурения и освоения скважин (25.00.15), горнопромышленной и нефтегазопромысловой геологии, геофизики, маркшейдерского дела и геометрии недр (25.00.16), разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (25.00.17), технологии освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18), строительства и эксплуатации нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19), геомеханики, разрушения горных пород, рудничной аэрогазодинамики и горной теплофизики (25.00.20), теоретических основ проектирования горнотехнических систем (25.00.21), геотехнологии (подземной, открытой и строительной) (25.00.22)
2. Технические науки
Инженерная геометрия и компьютерная графика (05.01.00)
Машиностроение и машиноведение (05.02.00)
Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение (05.04.00)
Транспортное, горное и строительное машиностроение (05.05.00)
Авиационная и ракетно-космическая техника (05.07.00)
Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (05.11.00)
Радиотехника и связь (05.12.00)
Информатика, вычислительная техника и управление (05.13.00)
Металлургия и материаловедение (05.16.00)
Технология продовольственных продуктов (05.18.00)
Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности (05.19.00)
Процессы и машины агроинженерных систем (05.20.00)
Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева (05.21.00)
Строительство и архитектура (05.23.00) кроме теории и истории архитектуры, реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия (05.23.20)
Безопасность деятельности человека (05.26.00)
Обогащение полезных ископаемых (25.00.13)
Технология и техника геологоразведочных работ (25.00.14)
Технология бурения и освоения скважин (25.00.15)
Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (25.00.16)
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (25.00.17)
Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18)
Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19)
Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (25.00.20)
Теоретические основы проектирования горнотехнических систем (25.00.21)
Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (25.00.22)
3. Медицинские науки
Физиология (03.03.00), кроме клеточной биологии, цитологии, гистологии (03.03.04)
4. Сельскохозяйственные науки
Ветеринария и зоотехния (06.02.00)
5. Общественные науки
Психология (19.00.00), кроме психофизиологии (19.00.02)
Другие общественные науки: экономическая, социальная, политическая и рекреационная география (25.00.24); журналистика (10.01.10)
6. Гуманитарные науки
История и археология (07.00.00)
Литературоведение (10.01.00), кроме журналистики (10.01.10)
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (05.23.20)
Отраслевые юридические науки.
К отраслевым наукам относятся те юридические науки, которые изучают обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе его развития и урегулированных действующими источниками права. Отраслевыми юридическим науками являются:
конституционное право регулирует наиболее значимые общественное отношение, которое складывалось во всех основных сферах общества (политические вопросы, экономические, социальные, духовные, военные, экологические и т.д.)
гражданское праворегулирует лично имущественное и лично не имущественное отношение.
уголовное правообъединяет в себе нормы, которыми определяется состав преступления и виды наказания лиц подлежащих уголовной ответственности.
гражданско-процессуальное право это объединение норм, которые регулирует деятельность судов юрисдикции, арбитражных судов при рассмотрении гражданских, трудовых, семейных споров.
уголовно-процессуальное правосодержит нормы, которые регулирует действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
административное праворегулирует в основном отношения, складывающиеся в процессе государственного управления.
трудовое праворегулирует отношениямежду работниками и работодателями при приеме на работу,исполнение трудовых обязанностей, увольнении, а так же вопросов связанных с охраной труда и занятостью населения.
семейное праворегулирует личное и личное неимущественное отношение, в основном возникающее между супругами и в семье.
финансовое праворегулирует отношения по поводу образования, распределения, перераспределения и использования денежных ресурсов, самого государства, его субъектов, муниципальных образований.
экологическое праворегулирует отношения в сфере рационального использования и охраны растительного и животного мира (земли, воды, воздуха, недр).
уголовно-исполнительное праворегулирует отношения связанные с условием исполнения и отбывания уголовного наказаний, а так же исправление осужденных.
Муниципальное праворегулирует реализацию вопросов местного значения и населения.
Общая характеристика программы изучения курса, ее структура и содержание.
Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.
Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.
Правоведение позволяет понять:
1) сущность права и государства;
2) возникновение и развитие государства и права;
3) происходящие в современном обществе государственно-правовые явления.
Правоведение дает объемное представление о государстве и праве этих процессов в динамично развивающемся мире.
При изучении правоведения значительное внимание уделяется пониманию основных юридических понятий и терминов (норма права, юридический факт, правоотношения и другое), их сущности. Данные категории являются основными, так как они используются во всех отраслевых юридических науках и без них невозможно изучение норм отраслей права.
Предмет науки – перечень вопросов, которые изучаются и рассматриваются данной наукой.
Предметом правоведения являются:
1) система основных правовых понятий;
2) государство как общественно-политическое явление;
3) право как социально-политического явления общественной жизни;
4) взаимосвязь между государством и правом;
5) основные понятия и положения различных отраслей права.
Методы – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.
При изучении науки правоведения традиционно используются следующие методы:
1) всеобщий–основан на следующих положениях:
а) государство и право – те институты, которые существуют независимо от воли и сознания человека;
б) государство и право – институты, которые находятся в постоянном развитии;
2) общенаучные методы:
а) анализ – расчленение имеющегося материала на составные части и исследование его по частям;
б) синтез – объединение составных частей в единое целое и рассмотрение существующей проблемы в комплексе;
в) системный подход – рассмотрение материала в целом на основе результатов синтеза в комплексе и взаимосвязи;
г) функциональный подход – изучение функций государственно-правовых явлений, их взаимодействия и взаимного влияния;
3) частно-научный метод:
а) формально-юридический подход к изучению предмета – при этом дается необходимое определение, производится классификация общественных явлений на основе выделенных признаков;
б) сравнительно-правовой – осуществляется путем сравнения, сопоставления положений законодательства, сопоставления требований законодательства;
в) статистический – основан на статистической информации, количественных показателях;
г) социологический – исследует мнение общества по вопросам государственного устройства, конкретной правовой проблемы.
Правоведение как наука взаимосвязана с системой юридическихнаук, исследует общие правовые понятия, рассматривает конкретные правовые проблемы и формирует правовую грамотность и понимание права в целом.