Что такое ответственность в литературе
Определение термина
Когда говорят, что человек должен быть ответственным, обычно понятно, какое качество имеется в виду, но растолковать значение термина могут не все. Не исключены ситуации, в которых детям и взрослым приходится понимать это слово, основываясь на личном опыте и своих представлениях. Однако стоит заглянуть в словари, чтобы понять: в целом трактовка однозначна и ясна.
Так, Ушаков поясняет, что под ответственностью следует подразумевать такое положение гражданина, при котором он обязан отчитываться о своих поступках или понимать, к каким последствиям они могут привести.
Ожегов предлагает более узкое толкование. По его версии термин означает только то, что человек должен отдавать отчёт другим, например, вышестоящим чинам. Об ответственности перед собой Сергей Иванович речь не ведёт.
Примерно такие же определения дают другие словари. Детали могут различаться, но суть одна: ответственность — это необходимость отвечать за совершённые действия или бездействие, а также за наступившие последствия. По мнению Дж. Локка и некоторых других учёных, в определённом контексте термин приобретает негативную коннотацию и по значению может быть приближен к слову «вина». При других обстоятельствах оценочные оттенки будут нейтральными или положительными.
На практике этим термином часто характеризуют людей. Тот, кому присуща ответственность, способен осознавать последствия своих действий. Есть и другой вариант, с помощью которого выражают обязанность личности понимать, к чему приведут те или иные поступки. Это немного разные значения одного и того же слова. Человек, которому свойственна ответственность, обладает такими характеристиками:
Разумное отношение к своим действиям проявляется в том, что гражданин поступает не спонтанно, а обдуманно. При этом он способен проявлять инициативу, находить выход из сложных ситуаций, доводить начатое до конца и проявлять инициативу там, где это действительно нужно.
Те, кто ответственнеедругих, наиболее полезны для общества. Обычно они аккуратны, честны и старательны. У таких личностей хорошая репутация, которая складывается годами. Это хорошие супруги, родители и дети, на них можно положиться в сложной ситуации.
Особенности поведения ответственных людей
Можно знать, каким набором качеств должен обладать ответственный гражданин, но этого недостаточно, чтобы стать таким самому. Для выработки правильного поведения следует понимать, что отличает подобную личность от прочих. Умение распознать «правильных» людей полезно ещё и потому, что оно поможет обзавестись настоящими друзьями и надёжными знакомыми.
Женщинам способность различить ответственность и безответственность будет полезна при поиске спутника жизни.
Примеры разумного поведения встречаются довольно часто. Каждый может найти в своём окружении тех, кто серьёзно подходит к рабочим, бытовым и общественным обязанностям. Таким личностям свойственно не бежать от проблем, а находить решения. Они не винят правительство, начальство, родственников, а по мере сил и возможностей стараются сделать что-то сами. В случае неудачи работник, супруг или родитель не станет отчаиваться, а будет пробовать новые методы. Типичные варианты поведения:
Соответствовать всему этому — значит, быть ответственным. Как правило, человек, наделённый такой характеристикой, ведёт себя с чувством собственного достоинства и не забывает о долге перед обществом и родиной.
Личностная характеристика
Кроме особенностей поведения, заметных на бытовом уровне, есть и другие. Они определяют судьбу человека. Для ответственного характерно следующее:
Нетрудно понять, почему человек должен быть ответственным. От таких граждан во многом зависит развитие общества. С присущей им инициативностью эти люди двигаются вперёд, преодолевая трудности. Им не нужны указания, нравоучения и проверки для того, чтобы качественно сделать работу, проявить креативность и помочь отстающим.
Умение контролировать эмоции и не сказать лишнего — ещё одна черта, по которой легко распознать ответственную личность. Ключевая нравственная характеристика — хладнокровие, особенно когда речь идёт о работе. Сложно сделать задание в срок, если периодически возникают помехи, нет сил или настроения.
Человеку, осознающему последствия срыва сроков, вряд ли что-то помешает настолько, что он опоздает или не сумеет закончить начатое. Сотрудники, обладающие столь ценным качеством, умеют предусматривать разные варианты развития событий. Кроме того, они способны использовать отведённое время максимально эффективно, однако не стремятся уходить домой раньше положенного.
К умению предусматривать множество мелочей добавляется искреннее желание улучшить мир хотя бы вокруг себя.
Без лишних рассуждений работник, поступающий осознанно, помогает окружающим, и не всегда это заключается в выполнении работы за других. Скорее, ответственная персона служит для остальных примером для подражания, идейным вдохновителем, стимулирующим к активным действиям. Нужно понимать, что цель такого поведения заключается не в поощрении или боязни понести наказание, а в наслаждении результатами труда. Человеку приятно видеть, что благодаря его деятельности, мир становится чуть-чуть лучше.
Людей, обладающих ответственностью, можно распознать ещё в школе. Они помогают товарищам, часто бывают старостами класса, читают много книг вне школьной программы. Такие дети способны самостоятельно проводить анализ сложных произведений и приводить аргументы, их высказывания обычно взвешены и объективны.
Психологические аспекты
Есть несколько видов факторов, способствующих формированию столь важного качества. Психологи делят их на характерологические, мотивационные, познавательные и ситуативные. Это означает, что стимулирующее влияние на механизм контроля оказывают не только природные качества личности, но и обстоятельства. В ситуации, когда за срыв сроков начальство жёстко наказывает, любой постарается выполнить поручение вовремя или даже раньше. С другой стороны, удовольствие от проделанной работы люди испытывают независимо от того, полагается ли за успех поощрение. Для зрелой личности завершение дела само по себе является наградой.
Проблема ответственности обостряется и в случаях, когда приходится делать выбор, например, отстаивать точку зрения или отказаться от неё в угоду общественному мнению. Ведь если придерживаться занятой позиции, за неё придётся отвечать, а перед кем именно — это уже другой вопрос. Например, перед начальством, родственниками или собой.
Примеры в литературных произведениях
В литературе примеров ответственности можно найти очень много, и сегодня на эту тему пишутся произведения. Основная мысль, которую авторы хотят донести до читателей, заключается в том, что необдуманный поступок может причинить страдания окружающим. В этом отношении интересен роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Наташа Ростова поступает плохо по отношению к Андрею Болконскому, когда влюбляется в пустослова и гуляку Анатоля Курагина. Впоследствии она остаётся одна, будучи беременной. Так происходит потому, что Болконский тоже поступает с ней безответственно, но понимает это только после ранения, незадолго до смерти.
Ещё один пример — Евгений Онегин, герой одноимённого романа А. С. Пушкина. Он не задумывается о последствиях своих поступков и совершает подлость по отношению к Татьяне. Когда к молодому человеку приходит раскаяние, оказывается, что уже ничего нельзя исправить: Татьяна вышла замуж за другого.
Есть произведения, в которых герои вовремя осознают степень своей безответственности. Пример — басня Л. Н. Толстого, в которой пишется о том, как молодые отсадили деда за печь, чтобы он не портил аппетит своим видом. Так как старик разбил чашку, его кормили из лоханки. Это было совершенно непонятно маленькому мальчику.
Играя на полу, ребёнок принялся складывать приспособление из дощечек, а на вопрос родителей ответил, что это будет лоханка. Из неё родители станут есть, когда постареют. Тогда отец с матерью устыдились. Эта басня повествует именно об ответственности, причём мораль лежит на поверхности: с людьми нужно поступать так, чтобы не причинять им боль.
Если человек понимает, что нужное качество отсутствует или развито слабо, он должен учиться оценивать поступки, отвечать за них и видеть не только собственные желания, но и потребности окружающих. Без этого сложно быть полноценным членом общества.
Что такое ответственность сочинение
Об ответственности каждый из нас слышит чуть-ли не каждый день. Кто-то пытается ее избежать. Другие с готовностью принимают ее. В сочинении что такое ответственность (9.3, 15.3 ОГЭ) попробуем разобраться, какой смысл вложен в это слово и как каждый из нас воспринимает его.
Что такое ответственность сочинение рассуждение ОГЭ
В сочинении рассуждении на тему что такое ответственность стоит прежде всего сказать, что каждый человек воспринимает данное понятие по-разному. Для одних — это банальное выполнение своей работы, а для других нечто более глубокое.
Например, каждому из нас, когда мы только шли в первый класс, говорили, что нужно ответственно относиться к учебе. При этом одни ученики просто выполняют ту работу, которую им говорят выполнить и все. Другие же кропотливо изучают новый материал, чтобы задание было если и не идеальным, то максимально приближенным к нему. Кто при этом из них относится к учебе действительно ответственно? Естественно, вторая группа учеников. Ведь они не просто выполняют задания, а делают все возможное, чтобы они были сделаны хорошо.
В сочинении на тему что такое ответственность можно привести множество примеров. Например, ответственным можно назвать только того человека, который выполняет данные им обещания, насколько бы сложно это ни было. Если он сказал, что сделает работу в определенный срок, ему ничто не помешает в этом. Невзирая на проблемы, подстерегающие на пути, плохое самочувствие или банальную лень, он будет стремиться к поставленной цели.
Что такое ответственность определение
Написать сочинение что такое ответственность, нельзя без точного определения данного понятия. По сути, это стремление к идеалу, возложение на себя обязанностей, чувство долга, умение правильно расставлять приоритеты и идти к своей цели невзирая ни на что.
Таким образом становится ясно, что всего в одно слово вложен глубокий, неоднозначный смысл. Не удивительно, что многие его понимают несколько искаженно, неправильно.
Чтобы точно понять смысл этого понятия, стоит дать определение кардинально противоположному термину – безответственности. Это халатность, невнимательность, пренебрежение обязанностями и интересами (причем как личными, так и общественными).
Ответственность: аргументы и примеры из литературы
Точно разобраться в сочинении что такое ответственность помогут примеры из литературы и аргументы. В художественных произведениях данная тема поднимается неоднократно. Можно найти множество таких примеров.
Например, стоит написать несколько слов в сочинении по тексту Логинова. В его произведении Ключи от города Антоновка описывается жизнь обычных детей, столкнувшихся с серьезной проблемой – экологической угрозой. Они понимают, что взрослые бессильны и берут ответственность за весь город на себя, справляются со сложившейся ситуацией.
Также об ответственности говорится в тексте Алексина. В его повести примером ответственного человека является женщина, работающая врачом. Она ежедневно спасает жизни людей, с особым вниманием относится к окружающим. Она помогает абсолютно всем, кому нужна помощь. Соседи к ней обращаются с любыми вопросами. Далеко не всегда они связаны с медициной. Ее дом даже прозвали бюро, которое оказывает добрые услуги.
Также в сочинении что такое ответственность нужно написать пару строк по тексту Улицкой. В ее произведении Капустное чудо старухи Ипатьевой взяла под опеку двух девочек сироток. Она отправляет их за капустой. Путь для них оказывается далеко не самым легким. Лишь когда они долго не приходят, женщина начинает за них переживать, понимает, насколько сильно привязалась к сироткам и наконец-то осознает, что несет за них ответственность.
Вывод
Вывод в сочинении что такое ответственность сделать не сложно. Если берешься за какое-то дело – нужно выполнять его хорошо, насколько бы сложным это ни оказалось. Ответственный человек всегда будет заботиться об окружающих и не подведет никогда. С какими сложностями бы он не столкнулся, он выполнить возложенные на него обязанности и сделает все возможное, чтобы выйти из сложившейся ситуации с гордостью.
Что такое ответственность сочинение 8, 9 класс
Собираясь писать сочинение рассуждение что такое ответственность с аргументами, пришлось немного поразмыслить. Ведь ранее я особо не задумывался над этим понятием. Мне постоянно говорят, что пора стать ответственным, мол, уже повзрослел. Поэтому я нередко считал, что под этим словом просто подразумевается скучная, монотонная взрослая жизнь, когда утрам встаешь на работу, идешь на нее, проводишь там целый день и возвращаешься обратно домой. На следующий день все повторяется.
После долгих размышлений я пришел к несколько иному выводу. Вот, например, когда ребенок только появляется на свет, он абсолютно беспомощен, не может самостоятельно сделать абсолютно ничего. За его жизнь и здоровье берут ответственность родители. Они кормят, одевают его, обучают всему тому, что может пригодиться в жизни. Какие бы проблемы при этом у мамы и папы не возникали, они все равно продолжают заботиться о своем малыше. Они понимают, что без них он попросту пропадет. Вот в этом и проявляется ответственность.
Когда малыш подрастает, ему уже также нужно проявлять заботу и внимание по отношению к другим. Например, когда мама заболела или просто занята на роботе, ответственный ребенок самостоятельно выполнит заданное ему домашнее задание, наведет порядок в доме, не дожидаясь, пока его об этом попросят или окажут помощь. Он понимает, что работа в любом случае должна быть выполнена.
Появившийся в доме щенок или котенок – это серьезная ответственность. Если его приобретают для ребенка, малышу придется брать ответственность за жизнь питомца на себя. Животное нужно кормить, поить, регулярно купать и расчесывать, следить за состоянием его здоровья. Собаку, кроме всего прочего, еще нужно регулярно выгуливать и дрессировать. Если всего этого не делать, домашний любимец попросту погибнет. Если ребенок поведет себя безответственно, такой исход вполне возможен.
Еще одним примером ответственного поведения считается умение отвечать за собственные поступки. Например, за нечаянно разбитую вазу, полученную двойку или сказанные сгоряча обидные слова. Нужно осознавать, в чем ты был неправ, признавать ошибки, извиняться за них и пытаться исправить. Как раз так поступают ответственные люди. Они не будут находиться в стороне и просто наблюдать за всем происходящим, предпочитают активные, тщательно обдуманные действия.
Сочинение на тему «Ответственность». Что такое ответственность? Примеры
В этой статье мы рассмотрим материал, который можно использовать в качестве примера сочинения на тему «Ответственность». Первое, что нужно выделить для себя: что же это такое? В чем заключается проблема ответственности и какими последствиями может обернуться уклонение от нее? Благо или вред несет она обществу и в какой момент необходимо понимать, как правильно поступить?
Что такое ответственность?
Ответственность бывает разной: административная, уголовная, юридическая. Но сегодня мы поговорим совсем о другом виде – ответственности этического характера, о том, как должен действовать человек, если по его вине произошли недопустимые события. Самое главное – уметь отвечать за совершенное. По мере того как идет жизнь, степень ответственности носит разный характер. В сочинении на тему «Ответственность» мы выделим условно три этапа в жизни человека.
Этап первый – детство. В детстве ребенок – безответственный, он только начинает учиться говорить, ходить, читать, дружить. Большое значение имеет семья ребенка, его окружение. Второй этап – это периоды отрочества и начало юности, когда часть фундамента уже заложена, и ребенок начинает понимать и различать хорошее и плохое. Возвращаясь к нашему сочинению на тему «Ответственность», отметим, что в этом возрасте появляются определенного рода обязанности, которые определяются описываемым нами понятием.
Давайте проведем аналогию между обязанностью и ответственностью. Например, самый простой и понятный каждому ребенку пример – уход за домашним питомцем. Выгуливать собаку необходимо два-три раза в день. И, например, эта обязанность возлагается на ребенка, скажем, достигнувшего десяти или одиннадцати лет, который должен понимать, что здоровье его питомца зависит от него самого. То есть в любую погоду, будь то дождь или ненастье, будний день или утро выходного, когда так хочется поспать подольше, он должен повести его на прогулку, то есть должен взять на себя ответственность. И чем старше человек становится, тем больше он берет на себя ответственности.
Третьим этапом является период зрелости. В нашем сочинении-рассуждении на тему «Ответственность» хотелось бы сделать следующий вывод, что это, прежде всего, понимание того, что может произойти, если ряд правил или обязанностей будут нарушены или не выполнены.
Проблема ответственности: благо или вред?
Сочинение на тему «Проблема ответственности» затрагивает такой вопрос: как будут использовать люди достижения прогресса – во благо или во вред себе? Расщепление атома, изобретение бомбы – это научные открытия, которые, казалось бы, сделали прорыв в техническом развитии человечества, но впоследствии нанесли невосполнимый урон.
Развитие химии коснулось пищевой промышленности: красители, стабилизаторы, консерванты появились в продуктах на полках магазинов. Вопрос с экономической точки зрения решен, а вот вопрос здорового питания остался открытым.
Примеры из литературы
Этот вопрос актуален во все времена. В литературе существует великое множество примеров данной проблемы. Один из самых ярких классических примеров – Родион Раскольников, главный персонаж произведения «Преступление и наказание» Достоевского. Молодой человек испытывал муки совести после совершенного им убийства. Он, осознав всю ответственность за свой поступок, признается в содеянном.
Замечательный литературный пример можно привести по произведению Булгакова «Собачье сердце», где один из главных героев, профессор Преображенский Филипп Филиппович, находит в себе мужество и берет на себя ответственность, исправляя ошибку и понимая, какой урон он нанес окружающим его людям. Поступок профессора является настоящим примером для сочинения на тему «Ответственность за поступки».
Фамилия профессора неслучайно была выбрана автором, он преображал этот мир, но столкнулся с проблемой с неожиданной для него стороны. Принятие решения, которое стоило ему так дорого, должно было изменить людей в лучшую сторону, но свой труд и свое открытие он вынужден был скрыть от всего мира.
Заключение
В заключение, подводя итоги сказанного, хотелось бы отметить, что сочинение на тему «Ответственность» затрагивает эту проблему не только в литературе, но и в реальной жизни. Такие профессии, как юрист, врач, спасатель, ученый, чаще всего связаны с этим понятием, ведь от принятых ими решений зависит не только благополучие, но и жизни не одного десятка людей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева городского поселения поселка Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
Межмуниципальный конкурс эссе
«Молодежь: свобода и ответственность»
Направление: свобода и ответственность
в литературном произведении
Свобода без ответственности не бывает
(по страницам литературных произведений)
На протяжении всего своего существования люди задумывались над вопросом: что такое свобода и ответственность, связаны они или независимы друг от друга.
Давайте разберемся. Мы живем в обществе, где каждый имеет свои права и обязанности. Если рассматривать вопрос с точки зрения правоведения, то каждый человек в той или иной степени ограничен моральными и правовыми нормами в целях поддержания общественного порядка. Поэтому там, где есть свобода, всегда есть ответственность – необходимость отвечать за свои действия. Чтобы ответить на все возникающие вопросы по данной проблеме, я предлагаю обратиться к произведениям писателей разных эпох.
В качестве первого примера обратимся к произведению А.С.Пушкина «Дубровский». Рассмотрим эпизод, когда Маша Троекурова со своим нелюбимым мужем князем Верейским ехала в карете, и их остановила шайка разбойников во главе с Дубровским. Владимир сказал Маше, что она свободна и может оставить князя. Но Маша, несмотря на любовь к молодому Дубровскому, ответила, что уже поздно, так как она поклялась в верности другому человеку и не может нарушить свою клятву. Она несет ответственность за данное ей обещание.
Из биографии А.С.Пушкина мы знаем, что брак и семья, освященные церковным благословением, были для него святыней. Эта мысль глубоко укоренена в его творениях, проходя через них яркою нитью.
Марья Кирилловна Троекурова проявила большую нравственную доблесть, отказавшись покинуть князя Верейского, с которым только что была против воли повенчана. Вот ее поучительные слова: «Я обвенчана, я жена князя Верейского, я согласилась, я дала клятву». А.С.Пушкин наглядно показал нам, как тесно переплетаются между собой свобода и ответственность.
Еще раз поразмышляем над проблемами романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В нем очень хорошо показано, что может произойти с человеком, вышедшим за рамки закона и переоценившим свободу своих действий. Главный герой, Родион Раскольников, чтобы подтвердить свою собственную теорию о делении людей на обычных и тех, кому все дозволено, убивает двух женщин. Дальше мы видим, что Родиона начинает мучить совесть, он жалеет о случившемся, раскаивается, но уже ничего не изменить.
Так Родион пошел на преступление и не учел, что за свои поступки надо отвечать, а любое действие всегда влечет за собой последствия. За это он был наказан собственными терзаниями.
Позволю себе подвести итог всему написанному в сочинении. Чему же учат нас писатели в своих произведениях? Живя в обществе, каждый человек имеет право на реализацию своих желаний, интересов. При этом он не должен нарушать нормы морали и права. Свобода без ответственности не бывает.
Вся наша жизнь, каждый ее день состоит из принятых решений. Человек свободен в принятии своих решений, однако надо понимать, что выбор – это ответственность перед собой и другими людьми.
6.04.2019. Абдуллаева Полина, 11 класс, МОУ СОШ №1
Что такое ответственность? Определение понятия для сочинения.
Определение понятия «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», «Какую роль играет ответственность в жизни человека», «Какого человека можно назвать ответственным?»
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (моральная) — это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею моральных требований, предъявляемых обществом; понятие морального сознания, характеризующее способность личности самостоятельно управлять своими действиями, понимая и сознавая, как отзовутся ее поступки на ней и других людях.
О понятии «ответственность»
Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности и поведения, и внутренние формы — саморегуляцию его поведения (чувство ответственности). Проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему моральные требования (вопрос о дееспособности); в какой мере он их понимает и правильно ли истолковывает; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли человек отвечать за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия?
Моральная ответственность предполагает следующие условия: свобода совершаемого действия (поступок, совершенный человеком не по его собственной воле, не предполагает ответственности за него); преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка смягчает ответственность, но не исключает ее полностью); способность человека осознавать происходящее, возможность по своей воле пресечь действие, ведущее к негативным последствиям (невменяемыми признаются психически больные люди, но искусственно вызванное помешательство (алкогольное, наркотическое) лишь усугубляет вину). Безответственное поведение представляет собой действия, совершаемые без учета их последствий. Такое поведение связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, эгоизмом, неразвитостью моральной личности.
Понимание ответственности зависит от понимания свободы. Свобода — одно из условий ответственности, ответственность — одно из проявлений свободы: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственности. В ходе исторического развития уровень личной свободы повышается, соответственно, повышается и уровень моральной ответственности человека за себя и за свою семью. Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Он выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить человеку с себя свободу и ответственность: тоталитарный режим (вождь берет на себя ответственность за жизнь общества и его членов); «автоматизирующий конформизм» (некритическое принятие чужих мнений, превращение мнения общества в свое собственное).
Различают перспективную и ретроспективную ответственность: первая связана с принятием решения о совершении каких-либо действий (ответственность «перед»), а вторая касается осознания результатов и последствий своего поступка (ответственность «за»). Важную роль играет также чувство ответственности: позитивная форма как ощущение своей значимости, способности благотворно повлиять на ход дел, и негативная — неуверенность в своих силах. Развитие чувства личной ответственности — одна из важных задач нравственного воспитания.
Моральная ответственность – один из видов ответственности, поэтому все вышесказанное относится и к ней. Однако она имеет свои особенности.
Понимание того, что общество предъявляет к нему определенные требования, неизбежно формирует в человеке чувство ответственности, хочет он того или нет, нравится это ему или не нравится. Моральным оно является постольку, поскольку ответственность переживается личностью как собственная необходимость, внутренний долг, а не что-то только навязанное извне. В моральной ответственности сочетается ответственность перед общественным мнением и перед собственной совестью. В отличие от правовой ответственности, которая в значительной мере связана со страхом перед наказанием, для моральной ответственности характерна связь с совестью, чувствами долга, гуманности, справедливости, то есть связь с элементами морального сознания. К числу этих элементов относится уважение к общественному мнению. Для развитого морального сознания последнее не является непререкаемым абсолютом, правым оно признается лишь в том случае, если соответствует моральному закону. Поэтому моральная ответственность выступает как ответственность перед моральным законом.
Субъективной формой его выражения служит совесть. Бывает так, что голос совести оказывается более правым, чем мнение общественности, и тогда личность должна поступить наперекор этому мнению. Но это не означает, что оно является излишним в системе сознания общества, ибо оно выполняет необходимые функции формирования нравственного сознания личности и регулирования ее поведения. И общественное мнение, и совесть – неотъемлемые моменты феномена моральной ответственности.
Моральная свобода и ответственность находятся в диалектической взаимосвязи. Чем больше моральная свобода, то есть, чем благоприятнее условия для нравственного поведения, тем выше моральная ответственность, ибо общество предъявляет к личности более строгие требования, а личность испытывает большую меру ответственности за свои действия. И, наоборот, чем сильнее чувство и сознание моральной ответственности, тем большей моральной свободой обладает личность, ибо тем легче ей преодолеть объективные и субъективные препятствия для совершения моральных поступков.
Содержание моральной ответственности может быть правильно понято лишь в свете основного морального закона, в соответствии с которым она должна быть ответственностью не только за выполнение личностью ее обязанностей перед государством, перед предприятием и его руководителями, но и ответственностью за судьбы людей, за благо каждого человека, не только «ближнего», но и «дальнего». Лишь тот, кто сознает и переживает эту великую ответственность, может по праву считать себя нравственным в современном смысле этого понятия.
Словосочетания со словом «ответственность»: сочетаемость, выражения.
Большая, огромная, тяжёлая, страшная, полная, личная, моральная, материальная уголовная, судебная ответственность.