Что такое панихида и лития
В чём разница между панихидой и литией
Утрата близкого всегда застает человека врасплох в любом случае, как бы там ни было. Кроме мирских забот, которые нужно решить после трагедии, человек также сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не живут церковной жизнью, порой трудно разобраться, что к чему и как всё сделать правильно.
© Depositphotos
Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на все эти вопросы и рассказывает в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.
Отпевание в церкви
Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.
Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.
© Depositphotos
В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.
Отпевание проводится для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молиться вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.
Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.
© Depositphotos
Что такое панихида
Панихида — это заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан. Панихиды совершаются в особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни после смерти человека, годовщина, день рождения, родительские субботы, Радоница и другие установленные дни.
В третий день церковь просит воскресить человека для вечной жизни. В девятый просит причислить усопшего к лику Божьих угодников, а в сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус вознес его в Царство Небесное. В эти дни обязательно совершить панихиды и помолиться за усопшего.
© Depositphotos
Вообще поминать усопшего в церкви нужно как можно чаще и не только в означенные дни. Главное моление за усопших церковь совершает на литургии, принося за них бескровную жертву Господу. Для этого перед началом литургии нужно подать записки с именами покойных. Но проскомидии из просфор вынут часть за упокоение тех, чьи имена записаны, а в конце литургии частицы просфоры будут опущены в святую чашу и омыты кровью Христа.
Это наибольшее благо, которое мы можем сделать для наших ушедших близких. Также можно в памятные дни усопшего подавать милостыню или приносить снедь в церковь. Если нечего нести, то и простой свечи будет достаточно. Главное, чтобы ты произнес молитву и душа покойного возрадовалась.
© Depositphotos
Что такое лития
Лития — это в буквальном смысле усиленная молитва, краткое заупокойное моление. Главная суть литии в том, что она совершается вне церкви. Литии бывают разных видов по чину и содержанию, совершаются дома или на кладбище, но никогда в храме.
© Depositphotos
Текст литии ты сможешь прочесть в этом видео.
Молитва — это наша главная и неоценимая помощь нашим ушедшим близким. По большому счету, умершему не нужен ни гроб, ни памятник с оградкой и даже на поминальный стол ему не нужен. Это всего лишь дань традициям, хотя и благочестивым. Однако среди всего нужно помнить, что душа человеческая больше всего нуждается именно в молитве, ведь больше не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Господа.
© Depositphotos
Чтобы помолиться за ушедших близких дома многого не нужно. Просто произнеси слова: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». В молитве прочти имена всех ушедших.
© Depositphotos
Вот и всё, что нужно усопшим от нас. Так что молись, заказывай молебен в церкви, поминай усопшего в памятные дни, также можешь заказать об умершем сорокоуст. Лишь бы душа покойного возрадовалась и вознеслась в Царствие Небесное!
Ранее мы писали, как правильно поминать усопоших в Радоницу и почему этот день особенный.
Также мы рассказывали, что нужно делать в день рождения умершего и нужно ли идти на кладбище в этот день.
Надеемся, теперь ты полностью разобрался во всех этих нюансах. Не забудь теперь поделиться статьей с друзьями.
Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?
Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.
Панихида
Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.
Парастас
Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.
Лития
Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.
Чин погребения (отпевание)
Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.
Заочное отпевание
Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.
Лития́
Лития́ (от греч. λιτή, усердное моление) – в православном богослужении в современной практике:
«Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке:
а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;
б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;
в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;
г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.
По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно ближайшим образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир – в собственном смысле – или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв».
Сущность и значение Литии
Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.
Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»
Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.
Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.
По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.
Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.
Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.
Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.
Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». «Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».
Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.
Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.
О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших
Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).
Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.
Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).
На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.
Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31—34; ср. Мф. 4, 2).
Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:
третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;
девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;
двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;
сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).
Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.
Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.
Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.
В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.
На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.
Чин обычной панихиды следующий:
После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».
Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».
После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».
Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».
Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.
Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.
Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.
Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.
Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.
Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, — разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).
29 августа — праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)
В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.
Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).
После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.
Непорочны разделяются на 2 статии.
Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».
Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».
Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
Сразу после этого поются тропари по непорочных:
«Благословен еси, Господи…
Святых лик обрете источник жизни…».
После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
Хор : «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.
Далее последование подобно, как в обычной панихиде.
Диакон : Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш:
Священник и диакон : Христос воскресе: (трижды).
Хор : Христос воскресе: (трижды).
Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, — то ближайших могил.)
Хор: Христос воскресе: (1 раз).
Священник : 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.
Хор: Христос воскресе: (1 раз).
Священник : 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Хор: И сущим во гробех живот даровав.
Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).
Хор : Господи, помилуй.
Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…
Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.
Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.
Священник и диакон : Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:
Священник и диакон : Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор : И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Хор : ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:
Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.
Хор : ирмос 4-й песни. На божественней стражи:
Священник и диакон : припевы (см. выше).
Хор : ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:
Священник и диакон : припевы.
Хор : ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:
Диакон — малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).
Хор : Господи, помилуй.
Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:
Хор : ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:
Священник и диакон: припевы.
Хор : ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:
Священник и диакон : припевы.
Хор : ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме.
Диакон : Паки и паки (заупокойная малая ектения).
Хор : Господи, помилуй (см. выше).
Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:
Также стихиры Пасхи со стихами.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася:
Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения, жены благовестницы:
Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
Слава и ныне : Воскресения день:
Со духи праведных скончавшихся:
В покоищи Твоем, Господи:
Диакон : Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).
Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.
Диакон (после возгласа): Премудрость.
Хор : Христос воскресе (трижды).
Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).
Священник, — если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).
Диакон : Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).
Хор : Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды, после чего:
И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.
Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.
Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).
Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). — Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.
После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.
У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста — хоругви.
Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.
На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.
Вообще лития совершается:
на дому перед выносом усопшего в церковь;
после опускания усопшего в могилу;
на дому по возвращении после погребения и
по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).
Лития об усопших на литургии
Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог. И ныне: Едина Чистая. ».
Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.
Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.
Священник : Боже духо€в. Яко Ты еси воскресение:
Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.
Чин литии вне литургии
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Чтец : Трисвятое по Отче наш.
Священник : Яко Твое есть Царство:
Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:
Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…
Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.
Хор : Господи, помилуй (трижды).
Священник: Боже духов и всякия плоти:
Священник : Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим:
Священник : Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Хор : Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:
Диакон : Во блаженном успении:
Хор: Вечная память (трижды).
В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея — Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.
Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.
Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.
Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал:
Боже, милостив буди мне грешному ( или грешней) — поклон.
Боже, очисти мя грешнаго (грешную) — поклон.
Создавый мя, Господи, помилуй мя — поклон.
Без числа согреших, Господи, прости мя — поклон.
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) — поклон.
Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя — поклон.
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) ( имя ), моли Бога о мне грешнем — поклон.
После этого читаются обычные начальные молитвы:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).
Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:
Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава : — и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) — имя — (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).
Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).
По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» — см. в конце Псалтири.
После заупокойной молитвы: И ныне — и далее чтение следующей «славы» кафизмы.
По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.
Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).
|
Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».