Что такое парадигма образования простыми словами
Парадигма образования
Отличия новой парадигмы образования и классической [2]
Критерии | Классическая парадигма | Новая, неклассическая парадигма |
Основная цель образования | Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду | Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности |
Человек | Простая система | Сложная система |
Знания | Из прошлого («школа памяти») | Из будущего («школа мышления») |
Образование | Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков | Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры |
Учащийся | Объект педагогического воздействия, обучаемый | Субъект познавательной деятельности, обучающийся |
Отношения педагога и учащегося | Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого | Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося |
Вид деятельности учащегося | «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого | «Активная», творческая деятельность обучающегося |
В настоящее время в России наиболее известны и признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.
В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе»[3]
Литература
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
2.Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. — 240 с.
3.Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
Что такое парадигма простыми словами
Парадигма простыми словами – это давно признанные истины, не подлежащие никакому сомнению. На основе признанных данных (парадигмы), учёные и философы могут выдвигать свои теории и научные домыслы. В научном мире данное слово стали активно использовать в 60-х годах прошлого века. С тех пор все установленные, признанные авторитетным мнением домыслы, мировоззрения на очевидные вещи обозначены необычным словом «прадигма».
Парадигмы являются обозначением доказанного и принятого обществом понятий, в различных сферах жизнедеятельности человечества. Вот некоторые из них:
В дальнейшем парадигмы можно разделить на несколько вариантов в общепринятых, устойчивых понятиях. А именно:
К примеру, все знают, что существует закон гравитации Земли. Или два плюс два, равно четыре. А также мужчина не может быть женщиной или наоборот. Это, и есть абсолютные парадигмы, доказанные научными методами.
Наглядным примером общепринятых парадигм, можно назвать единую точку зрения групп людей по разным определениям. Например, люди решили, что вода зелёная, значит это уже парадигма установленного мнения. Важно то, что понятие не доказанное, авторитетным мнением учёных.
Личная парадигма заключается в определении установленных понятий и поведения на личной основе каждого человека. К примеру, ребёнок рос в благополучной семье. Отец успешный предприниматель, всегда имеет достаток. Естественно у ребёнка сформируется своё мнение, что достаток это хорошо, его парадигма будет состоять в таком понятии. Или в годы СССР существовали правила, что работать это хорошо. Тогда у каждого подростка сформировывалось мнение, что ходить на работу это неоспоримое правило. И таких примеров много.
В итоге хотелось бы отметить, что парадигма, это установленный образец (пример) или модель поведенческого характера для решения всех возникших вопросов. Опираясь на значения парадигмы можно всегда прийти к верному решению возникших проблем в различных областях.
Парадигма образования
Смотреть что такое «Парадигма образования» в других словарях:
Парадигма образования — совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно … Википедия
Парадигма образования — ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания. Выражение введено Б. Битинасом … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Парадигма — (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность… … Википедия
Парадигма — (греч. paradeigma пример, образец) 1. образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2. В философии, социологии исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель… … Педагогический терминологический словарь
Парадигма — (от греч. παράδειγμα пример, образец) 1) в широком смысле любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединённых по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего … … Лингвистический энциклопедический словарь
Парадигма — (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора
Парадигма этническая — (национальная) вид ориентации людей в сложной социальной жизни путем создания идеальной, по их мнению, модели иерархии социальных явлений, в данном случае представления о первостепенной важности этнических форм общности в жизни людей, о… … Экология человека
Парадигма — (гр. – образец, пример) – это те идеи, правила, теории или целостные учения, которые принимаются сообществом как достоверные и на которые опираются люди при организации своей деятельности, ее анализе и оценке результатов. Парадигма – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПАРАДИГМА — (от греч. paradeigma пример, образец) 1) лингв, тип, образец склонения или спряжения; совокупность грамматических форм одного слова, лексемы; 2) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых органшуется… … Профессиональное образование. Словарь
Культурно-историческая теория образования — культурологическая парадигма образования, считающая более целесообразным его построение на основе следующих принципов: ведущей роли социокультурного контекста развития ребенка как представителя своей естественной нации и традиционной культуры;… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Очевидное-невероятное: сменим парадигму или будем работать по старинке?
Могилев Александр Владимирович
22 марта 2019 • 18:00
Здесь, в этой ленте, недавно промелькнула статья о парадигмах. О том, что, вот, учителя как-то работают, но не понимают ФГОС и многих нормативных документов, выпускаемых министерством просвещения (а раньше «образования»). И, писал автор заметки, позвали методиста, а он объяснил, что ФГОС и эти нормативные документы относятся к другой парадигме. И при этом у автора заметки слово «парадигма» звучало как ругательное, он толком не знал, что это такое, и при этом своим невежеством гордился.
Слово «парадигма» означает в метанаучном контексте (то есть в рассуждениях о том, что такое наука, как она развивается и из чего она состоит) более высокоуровневую организацию знания, чем «принцип», «подход», «теория», «методика» и т.д Парадигма – это нечто общее, что может быть у принципов, подходов, теорий, методик, дидактических материалов, широкой практики деятельности ( например, учителей), которая, как известно, одна-единственная является критерием истины. Парадигма является общей их основой. То есть, если существует множество разных подходов и теорий, но все они могут относиться к одной и той же парадигме. А при огромном множестве теорий и подходов, а также методик, парадигм существует мало, буквально, единицы. Мы будем говорить о педагогических парадигмах, парадигмах образования.
Образовательных парадигм существует всего 3: 1) парадигма передачи знаний, 2) парадигма коллективного приобретения знаний и 3) парадигма выработки знаний.
Рассмотрим их по порядку.
Парадигма передачи знаний
К ней относятся теории обучения, подходы, принципы, методики и т.д., основанные на непосредственном ОБУЧЕНИИ учащихся учителем. Учитель ПЕРЕДАЕТ знания (а вместе с ними умения и навыки) учащимся. Это широкий спектр методик, относящихся к знаниевой педагогике, к модели формирования ЗУН (знаний, умений, навыков).
Основная форма, в которой осуществляется такая передача знаний – классно-урочная система, уроки с типовой структурой: изложение учителем учебного материала (или вообще урок-лекция), а затем повторение-закрепление-контроль в форме вызовов к доске. Широко используются письменные контрольные работы. Вообще, в рамках данной парадигмы оценке уделяется особое место. Оценка – это главное в учебном процессе в рамках данной парадигмы, ради нее он и осуществляется. Практически невозможно представить себе учебную деятельность, не завершающуюся итоговой оценкой. Однако оценка далеко не всегда выражает уровень учебных успехов учащихся, часто она является числовым представлением отношения учителя к ученику (и его родителям) и достаточно произвольно ставится учителем ученику в различных учебных и не учебных ситуациях. В основном она служит средством мотивации учащихся или стимулом для родителей со своими детьми в той или иной форме заниматься.
Характерно, что в рамках данной парадигмы большое значение предается дисциплине, т.е. послушанию, соблюдение норм и правил, тихому и малоподвижному поведению учащихся. Вообще, в рамках этой парадигмы предполагается, что в начале обучения учащийся – это пустой сосуд, голова его – горшок, и его, этот сосуд или горшок, учитель должен наполнить знаниями с учетом возможных протечек и утечек – забывания. Метаформа учащегося как «пустого сосуда» возникла и критиковалась еще в Древней Греции. Философом Плутархом. Он сказал: «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит». Эту фразу любил повторять Сухомлинский, но она осталась лишь фразой, и еще актуальнее звучит сейчас, в 2019 году.
Методики в рамках этой парадигмы предписывают, как обучение сделать более эффективным, т.е. быстрее, за меньшее число уроков, или увеличить объем изучаемого материала. Массово разрабатываются учебные программы, которые приводятся к общему знаменателю образовательными стандартами, описывающими основные дидактические элементы содержания обучения. Программы, как правило, жестко определенные, учащийся имеет очень ограниченный выбор каких-то учебных опций (дисциплин, тем, заданий), или не имеет его совсем. Целью и результатом такого обучения является освоение учащимися образовательный программы, т.е. целью и ценностью обучения является учебная программа, а не ребенок, не учащийся (естественно, это же «пустой горшок»!). Поскольку при таком обучении преобладает изложение материала учителем в классе (преподавателем в аудитории), обучение получается теоретичным, книжным, оторванным от практики.
В целях удобства организации и управления учебным процессом учащиеся должны действовать во время урока (занятия) синхронно, выполнять одни и те же действия (задания) в одно и то же время вне зависимости от индивидуальных интересов запросов, начальной подготовки, уровня сложности и трудности заданий. В связи с этим существует дополнительная характеристика такого обучения как фронтального. В то же время обучение не является коллективным, учащиеся практически не взаимодействуют между собой в учебном процессе, т.е. задачи социализации в таком обучении не решаются.
Данная образовательная парадигма коррелирует с особой ролью государства (в смысле, организации и структур власти и управления) по отношению к образованию: школа почти исключительно – государственная, учителя получают зарплату из бюджета. Обучение – функция, ответственность государства. Государство в лице чиновников достаточно жестко устанавливает школьные правила, содержание обучения, оно же жестко и неусыпно контролирует школу (хотя примеров закрытия школы, отзыва у нее лицензии крайне мало, т.е. это не оценка в правильном понимании этого слова, это мелочное руководство школьной деятельностью).
Данная система очень эффективна в случае больших потерь среди образованного населения, необходимости быстро обучить большое количество специалистов невысокой квалификации (например, в случае потерь на войне, из-за массовых репрессий или эмиграции). Ее направленность – массовое, поточное обучение исполнителей. Результатом обучения в такой парадигме оказывается эрудированная, но безынициативная, пассивная личность, неспособная применить полученные знания на практике, реализовать свой личностный потенциал.
Парадигма совместного приобретения знаний
Однозначно, эта парадигма соответствует более высокому уровню образовательных процессов, развития личности обучаемых, профессионализма педагогов. К этой парадигме относятся теории обучения, подходы, принципы, методики и т.д., основанные модели обучения, по которой учащиеся, действуя в-многом самостоятельно и активно в некоторой среде, и активно сотрудничая, приобретают знания и формируют навыки сами. Роль учителя сводится к тому, что он исподволь, направляет учащихся, корректирует направление их движения, если требуется.
Ярким примером реализации этой парадигмы является метод учебных проектов.
Модель учащегося основана на том, что у него есть определенные познавательные потребности, потенциал, и задача педагога – их реализовать, удовлетворить. Обучение следует природе ребенка, оно должно быть природосообразно. Поэтому о подходах в рамках данной парадигмы говорят как о гуманистической педагогике. Педагог доверительно, в партнерском стиле общается с ребенком, старается заинтересовать его учебной деятельностью определенного вида постольку, поскольку учащийся имеет большую свободу выбора видов занятий, ролей в группе. Вообще, поддержке интереса к обучению, развитию когнитивных, коммуникативных и организационных способностей детей в данной парадигме уделяется особое внимание. Социализация осуществляется в полной мере.
Обучение не имеет крена в теоретическую сторону, напротив, оно очень близко к практике, к применению получаемых знаний для практико-ориентированных задач.
Оценка в смысле «отметка» отсутствует, она не имеет ординального количественного характера, а ближе к качественному описанию. Учитель избегает оценивать как личность учащегося, так и его учебные успехи, для того, чтобы учебная мотивация не сместилась в плоскость стремления лишь к высокой оценке.
Учебная группа может быть разновозрастной. Учащиеся постоянно взаимодействуют между собой, обмениваются знаниями, берут на себя различные роли в процессе групповой учебной деятельности, в том числе роль лидеров, наставников, ведомых.
Естественно, что данная парадигма соответствует потребностям и специфике более развитого общества в смысле социального развития и социального интеллектуального капитала, чем парадигма передачи знаний. Результатом образования в ней является свободная, осознанно и самостоятельно действующая личность, способная эффективно строить свои жизненные стратегии и добиваться поставленных целей.
Методики обучения, относящиеся к парадигме совместного приобретения знаний весьма нехарактерна для современной российской школы. Многочисленные попытки создать условия и перейти к этой парадигме, внедрить метод учебных проектов, тьюторство пока не создали критической массы изменений в российской школе и заканчиваются неудачно. Попытка перейти к данной парадигме обучения сделана во ФГОС, стандартах нового поколения, однако сами по себе особенности жанра образовательного стандарта, сопротивление сложившейся системы и традиционные просчеты, совершаемые «реформаторами» пока что оставляют эту попытку безрезультатной. Проблема здесь в непонимания сути намечаемых и осуществляемых реформ и, как я говорил уже, не соответствующих данной парадигме подготовке педагогических кадров.
В то же время переход к парадигме совместного приобретения знаний во многих развитых странах – налицо. К полноценной реализации данной парадигмы следует отнести результаты школьной системы Финляндии, показывающей стабильно высокие результаты в международных тестах PISA на протяжении многих лет.
Парадигма выработки знаний
Эту парадигму можно считать высшей формой педагогики. Интересно, что исторически эта парадигма была первой. К ней можно отнести первые античные школы Древней Греции (Платона, Пифагора и др). Учащиеся там совместно со своими наставниками вырабатывали знания, (поскольку совокупный объем имевшихся в то время знаний был невелик).
В настоящее время парадигма совместной выработки знаний реализуется при обучении топ—менеджмента различных компаний, в бизнес-школах при подготовке на степень MBA.
***
Связь между описанными парадигмами не такая простая, как может показаться. Понятно, что они (эти парадигмы) в связи с тенденцией образовательных систем растворяться друг в друге редко встречаются в чистом виде, больше в виде смесей, переходных форм. Но ясно одно: российская школа, сделав определенные шаги к парадигме совместного приобретения знаний, что-то остановилась и заметалась на полдороги. А вот в образовании многих развитых стран такой переход произошел. Сейчас в России остро стоит вопрос, так мы переходим к новой, более продвинутой парадигме, или как?
И, кажется, вполне назрел ответ «НЕТ». Потому что вместо поступательного движения общества вперед в своем развитии, мы сейчас дружно двинулись назад, к давно пройденным и изжившим себя этапам. Так, мы явно сползаем сейчас к повторению эпохи брежневского застоя. Затормозилось экономическое развитие, много лет падают доходы россиян. В общественной мысли и политике усиливаются авторитаризм, попытки властей лакировать действительность и закрыться от критики с помощью силовых структур (см. например, закон об «уважении к власти»). В образовании вместо достаточно прогрессивного ФГОС и вариативности в выборе программ и учебников мы возвращаемся к жестко заданной образовательной программе и «каноническому учебнику». Квалификация учителей неуклонно снижается, в связи с тем, что педагогическое образование полностью запущено…
Но это уже другая история, читайте продолжение нашего канала.
Парадигма — трактовки, виды и значения
Слово «парадигма» за последние годы стало очень популярным. То же самое когда-то происходило со словами «моветон» и «комильфо». Понятие «парадигма» имеет греческое происхождение. Оно означало общепринятые и общепризнанные взгляды на конкретные вещи, которые актуальны в определённый временной период.
1. Что такое Парадигма простыми словами
Для большего понимания, парадигму можно воспринимать как некий шаблон, который создавался на фоне полученного опыта и знаний. По данному опыту систематизируются процессы, и производятся действия в каких-либо узкоспециализированных сферах или в глобальном масштабе.
В полной мере понятие относят к науке. Любая парадигма в ней в зависимости от конкретного витка эволюции, учитывая несовершенство мира, будет признана несостоятельной. Далее она подвергнется корректировкам или полностью исчезнет. Но, на её месте возникнет другой шаблон, который будет использоваться с целью приведения в порядок каких-либо актуальных событий и явлений.
Самый яркий пример в данном случае, это глобальная парадигма, описывающая представление общества об окружающем его мире. Например, в древности большинство людей считали, что Земля – это центр мироздания и при этом, она плоская.
2. Переходящее значение парадигмы
Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.
В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.
На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.
С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.
Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.
Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.
3. Возможные трактовки
На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.
В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:
Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.
4. Примеры парадигм в зависимости от сферы
Говоря о политологии, в словарях можно найти достаточно громоздкое определение парадигмам. Поэтому, для большего понимания её объясняют, как те принципы, методы, термины или слова, которые могут описать какие-либо социальные явления или вектор их развития. Если говорить о демократии, это голосование, в коммунизме речь пойдет о диктатуре пролетариата, а рептилоидов можно отнести к парадигме теории заговора.
Также существует несколько других примеров:
5. Разновидности парадигм
Для большего понимания стоит рассмотреть шаблоны устоявшихся взглядов, сформированных в науке. Но, на деле, парадигма имеет гораздо широкий смысл. Поэтому выделяют несколько типов парадигм, которые классифицируют по нескольким признакам. Говоря о степени объективности, существует 3 основных вида:
По своей сути парадигмы можно разделить на 3 вида:
6. Парадигма как основа системности и стабильности
Одна из главных вещей, которые нужно знать о парадигмах это то, что все они создаются отдельными людьми или обществом в целом. Поэтому, здесь сложно отыскать абсолютную истину и за короткий промежуток времени постигнуть сущность всего, что окружает человека. Именно поэтому, большая часть моделей, взглядов и теорий могут действовать только в определенный период времени.
Но, после того, как будет получена информация, которая базируется на полученных результатах исследований или будут внедрены какие-либо разработки, парадигмы начинают устаревать, а некоторые из них приходятся заменить. Возвращаясь к учениям Куна, парадигмы несут в себе положительный контекст, хотя многие из них имеют множество недостатков. Основной их плюс состоит в том, что они помогают систематизировать имеющуюся информацию и структурировать приоритеты общества.
Таким образом, можно избежать хаоса и достигнуть стабильности, что есть важной составляющей для достижения прогресса. Но, можно выделить и некоторые минусы. Один из них, это реакционность или закостенелость парадигм на конкретном этапе. Это происходит, когда парадигма благодаря многолетнему авторитету подавляет попытки применения часто появляющейся новой информации.
Но, как только стремление общества к прогрессу побеждает данный недостаток, формируется новая парадигма, которая означает начало нового этапа прогресса. Смена, возникновение и существование парадигмы в целом можно воспринимать как постоянно протекающий процесс, где регулярно сменяются реакционные и прогрессивные функции парадигм. Данный цикл длится уже десятки веков, и вряд ли общество сможет как-то повлиять на это.
Парадигму можно назвать двигателем системного развития некоторых отраслей и сфер. Но, поскольку человек не является во всех смыслах совершенным существом, то и созданные на основании его убеждений и знаний парадигмы, сложно назвать примерами абсолютных истин. Это означает, что через некоторое время любая парадигма будет ликвидирована или изменена.