Что такое парастас по усопшим
Что за служба парастас?
Церковные богослужения делятся не только на вечерние и утренние, как многие думают. К ним относятся и заздравные молебны, и панихиды за упокой. Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». Что это и чем она отличается от остальных?
Значение в православии
В переводе с греческого языка слово «парастас» означает «стояние, ходатайство». Это особая большая заупокойная служба, Великая панихида, которая служится в храмах несколько раз в году, накануне родительских суббот (особых поминальных дней). Служится парастас всегда вечером в пятницу, на Всенощном бдении.
Обычные панихиды, которые служатся после каждой литургии в храме, по сути своей являются сокращенным вариантом парастаса. Великая панихида отличается тем, что на ней поется 17 кафисма и канон «Воду прошед». Соответственно, эта служба длинее и глубже обычной панихиды.
Чтимые стихословия в народе принято считать исключительно заупкойоными, что привело к порождению множества страхов и суеверий вокруг этих молитв. Так, канон «Воду прошед» часто считают чуть ли не мистическим по воздействию на человека, в то время как в его тексте можно увидеть призыв к покаянию, искреннее исповедание веры, прошение ко Творцу о милости к грешным людям.
Все присутствующие на службе следом за хором поют припевы с призыванием Божьего благословения и прошениями о спасении.
Важно! В традиции нашей Церкви принято совершать парастас и дома, так называемым мирским чином. Это делается на особые поминальные дни по смерти близкого человека (3, 9, 40).
Зачем нужно заказывать парастас
Молитва за усопших имеет большое значение как для них самих, так и для оставшихся в живых родственников. Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную.
И пока его душа находится в ожидании своей окончательной участии, молитвы ближних очень помогают. Господь любит каждого из нас, даже самого последнего грешника. В Евангелии тому есть подтверждении в притче о блудном сыне. Несмотря на то, что блудный сын ушел от своего любящего отца, последний принял его с распростертыми объятиями после покаянного возвращения.
Усопших христианин за порогом вечности уже не имеет возможности покаяться, но православная вера учит, что до наступления Страшного Суда по молитвам Церкви и близких возможно облегчить участь души человека.
Хорошо, когда человек уходит к Богу после искреннего покаяния, примирившись со всеми. Но для тех, кто по каким-то причинам не успел этого сделать, важность молитвы близких многократно возрастает. Парастас — именно та служба, которая позволяет проявить милосердие живых в отношении своих умерших близких.
Когда служится парастас
Заупокойные богослужения в виде панихид и проскомидий совершаются весь богослужебный год, поэтому поминать своих умерших родственников мы можем практически на любом богослужении. А служба парастаса является особенной, и проводится накануне Родительских суббот, а именно:
Подать записочку с именами близких на поминовение можно в свечном киоске в любом храме.
Важно! На записке нельзя писать имена некрещенных людей, представителей других вероисповеданий, самоубийц.
Богослужебные особенности парастаса
Поскольку парастас является более длительной службой, она несколько отличается от обычной панихиды. Так, после обычного начала службы вместо шестопсалмия читают Псалом Давида 90, за которым следует великая заупокойная ектения. Также читаются тропари «Глубиною мудрости».
За тропарями следуют «непорочны», а завершает их припев «Благословен еси Господи». Далее следует еще одна заупокойная ектения, но на этот раз малая, с седаленом «Покой, Спасе наш». Далее следует знакомый нам из утренних молитв 50-й псалом.
Далее читаются каноны, где каждая песня сопровождается не тропарями, а припевом «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих».
Заканчивается любая панихида, как и парастас, служением литии, Трисвятым и ектинией. В самом конце звучит отпуст и поется «Вечная память».
Что делают в Родительскую Субботу?
Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.
«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»
Святитель Иоанн Златоуст
Что такое Родительская суббота?
Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.
Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.
У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.
У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.
Парастас − Великая панихида
Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.
Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.
Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.
Что нужно делать в Родительскую субботу
Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.
Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.
Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.
Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.
Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:
«Бог не есть Бог мертвых, но живых»
Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.
Парастас – это великая заупокойная служба
Парастасом является специальное поминальное богослужение, которое проходит в пятницу рано утром, в канун праздника Всемирного Родительского дня (Мясопустной, перед началом Большого Поста, начиная со второй и заканчивая четвёртой неделей Четыредесятницы, Троицкой, в канун дня появления Храма, во имя явления Святого Духа перед апостолами). Традиционно принято только в эти вышеперечисленное случаи, проводить в христианских церквях парастас. Эти пять памятных событий, согласно календарю, отмечаются, а первом полугодии, а именно начиная в феврале и заканчивая июнем.
«Ходатайство» в переводе с греческого
Так переводится малоизвестное слово для недавно обращённых к Господу. Ведь Парастас – буквально переводится как молитвенная просьба, обращенная к Господу от лиц умерших, произносимое голосом Храма. Главная отличительная черта от особенной праздничной трепетной службы состоит в прочтении богослужителем семнадцатой кафизмы Псалтыри (полностью всей сто восемнадцатой песнопения с выделением каждой статьи). Суть данного песнопения, которое некоторые ошибочно считают «только поминальным» заключается в проповедовании вероисповедании, печали об нарушении Божьих Заповедей, составленных Создателем, прошении о помиловании и терпению к людским слабостям. Держа в памяти то, что «есть люди, пусть живут, и не грешат», и находящиеся на богослужении прихожане от себя лично вместе с певчими поют песнь «Спаситель, помилуй меня» и «Благословенный будь Всевышний».
Усопшие – не значит неживые
Православный обычай подразумевает, что любой рождается три раза: первоначальный день рождения считается само появление в миру, второе это основная стадия жизни человека, является прохождение обряда Крещения и третьим днем рождения является перемещением из мирской жизни, наполненной печалями и трудностями, в Райскую Жизнь. Кончина, представленная в христианских псалмах как павшая от Вознесения Христа слуга преисподней, не имеющая больше влияния на тех людей, которые перешли в вечную жизнь через прощение. «Погибель, где твоё копье, преисподняя, где твой выигрыш?» – в таком вопросе определена уверенность в том выражении «у Господа все оживут». Ведь именно дни почитание православных господних угодников отмечают в день их кончины, то есть возврата «домой», к Божественному Создателю из долгого мирского путешествия.
Почему усопшим необходимы наши молитвы
Господня любовь к грешникам, заблудившимся и сошедшим с истинного пути людям трепетно показана в Библейском рассказе о странствующем отроке. Но дело в том, что немногие во время своего мирского существования поспевают прийти к отцовскому дому, при этом прошедшие дорогу раскаяния, то есть успевают изменить свою жизнь в лучшую сторону, возвратится к первоисточнику, представленным Божьим Сыном – Иисусом. Других Погибель, потерявшая абсолютную власть, но не лишившаяся силы, настигает в пути. Парастасом является способность продолжать дорогу к вечной жизни с помощью молитв живых для усопших, которые ждут дату окончательного Суда, и не имеющие способности к последующему раскаянью. Христианство отстаивает способность изменить в лучшую сторону загробную жизнь людей. И основным средством для того деяния является Проскомидия – поименное упоминание на поминальной службе. Божественные нити нежности помогают и творимые наши действия вероисповедания – милостыня, церковная и домашняя молитвы обратить к Всевышнему мольбу от лица покойника. Парастас по умершим считается одним из самым сильным средства поддержке нашим родственникам.
Особое значение парастаса для наших усопших родственников
Довольно часто можно услышать утверждения приспешников разнообразных вероисповеданий, которые отдаленно знают о христианстве: парастасом является молитвенное искупление семейного рода, берущего начало у древних языческих практиков и используется вместо них. Чем подтверждается такое выражение? На поминальной службе христианская проскомидия имеет название поименная, мольбы произносятся за наших близких, которые указанные в записках, поданных перед началом богослужения.
Православный обычай, который гласит о знании и передачи из поколения в поколение имена всех своих родственников большинством из верующих забыт и потерян. Парастасом является возможностью усердной всеобщей мольбой дотронутся такой глубины древо рода, воспоминание о котором не остались ни в наших головах, ни в родовых легендах. Однако суть скрыта тут не в «особенном роде мистерии». Основная мощь православной мольбы заключается в её всеобщности, в передерживании слов Господа: «Где двое или трое собираются во имя Меня, там Я среди них» (Мф.18:20).
Начиная с древних лет в обителях и церквях вымаливают ныне здравствующих и усопших наполняя девственными голосовыми колебаниями энергетикой трепетности и спасением души, о которой читают молитвенные просьбы
Чем искренне мы отдаемся молитве и чаще заказываем богослужения в церкви, тем мощнее и скорее молитвы начинают действовать.
Однако ни в какое сравнение по мощи не идет личная чистая от всего сердца мольба, во время ее произношения верующие очищают свое тело и душу с помощью покаянной мольбы.
Самым из эффективных методов очистительного процесса кармы Семьи является старинный обряд молитвенного вычитывание семейного сглаза и других неприятных влияний, который в древности именовался Парастасом.
Считается, что паратас появился,даже раньше чем православие, и берет свой исток у древних практиков, их наследие сбереглось и дошло до нашего времени, довольно часто, они используются в шаманских обрядах. Человек постоянно возносил молитвы за себя и за своих родственников наполняясь божественной энергией и таким способом пытаясь изменить свою жизнь в лучшую сторону, это имеет простое объяснение берет начало с древних времен.
И во времена Крещения Руси, когда произошла смена язычества христианством (по некоторым мнениям, слитие, перетечение языческих элементов в православие, ведь не даром говорят о «христианстве народа»), множество языческих обрядов, изменились спустя годы, их начали использовать и народе, и в христианские церкви.
Любой из людей сам избирает то, что ему ближе, и то что является более подходящим к его собственной внутренней истине. Парастас это одна из древнейших практик, наполнена энергетикой многих славянских родов, именно это и объясняет ее особенную силу.
Такая процедура не делается в одночасье, и такой ритуал легче совершать после совершения обряда «Взывание к Семье», во время такого таинство возникает чувство взаимосвязи со своими предками, и ощущение их помощи. Чтобы совершить молитвенное вычитание родового проклятие: нужно написать имена всех своих ближних, родственников по прямой линии рода своего прямого рода, включая необходимо всех с первого поколения и до седьмого. Второстепенная линия, к которой относят братьев, сестер, дядей и тетей в такой перечень не вносятся.
Записывать нужно такие имена: Ваше имя это первое поколением, ваши родители — вторым коленом, родители ваших мамы и папы бабушки – третьим коленом, их родители — четвертым коленом и так далее. Указывать нужно только тех родственников, имена которых вы знаете. Когда имя вам неведомо, то можно отметить пустой квадратик на схеме (легче выделять мужчин и женщин семьи разным цветом, к примеру, можно взять красный и синий). Вам будет легче если вы нарисуете древо рода до седьмого поколения.
Когда вы составите схему ваших близких до седьмого колена, то надо произнести молитвословие. Необходимо читать три молитвословия друг за другом для каждого родственника, которого Вы указали в списке.
Сначала читается девяностая песнь, смысловое и звуковое звучание которой помогают очистить энергетику человека.
Второй произносится пятидесятая песнопения. Такой псалом очень сильный в защите ауры и природной среды которая окружает человека.
И заключительной молитвой является Знак веры, во время произношения которой довольно быстро идет насыщение высшей энергии всех глубин Души.
Такие молитвословы необходимо произносить во имя всех представителя вашей семьи в такой последовательности
Сперва нужно читать молитву за себя. Затем произносите за маму, далее читаете за папу. Начиная с третьего колена, начинаете произносить молитву за родителей матери, а затем за родителей отца. Переходя к четвертому колену, нужно произнести молитву за прабабушку и за прадедушку, родителей бабушки по материнской линии, а затем читать молитву за прабабушку и прадедушка, родителей дедушки (это процедура с родственниками по материнской линии).
Так же само вы продолжаете молится за родственников по отцовской линии: Сперва произносите моления за прабабушку и прадедушку, родителей бабушки, затем за прабабушку и прадедушку родителей дедушки. И продолжаете далее в таком порядке. Такое распределение объясняется тем, что при следовании дальше по родовому древу, родовая энергетика и очищающая энергетика молений по родовой линии вращается по часовой стрелке. Женская линия родового канала находится слева, а мужская — справа.
Следовательно, начиная произношения молебствий вы, читаете за себя. По окончанию третьего молитвослова вы читаете фразу: «простите меня все, кого умышленно и неумышленно обидела». Молясь за каждого из своих родственников надо начинать молитву так: « я даю свой голос за прадеда по женской линии раба Божьего имя» (такую фразу вы можете изменять, тут главное не звучание, как в молитве, а лишь Ваша цель попросить за вашего определенного родственника).
Затем произносите молитву, а в завершении необходимо простить прощение за родственника у всех, кого он при своей жизни обидел. В случае если вы не знаете имя своего родственника, просто укажите степень родства: К примеру, «мать моего отца по материнской линии», либо как-то иначе, только чтоб Вы понимали место этого родственника в древо роде. Однако, когда Вы молитесь по приготовленному родовому древу, это несложно.
Вы можете проводить парастас и в квартире, когда вам будет удобно. А можете и в церкви, поставить свечки или ж заказать службу. И в таком случае не никто не смотрит все ли ваши родственники христиане, и относились ли они вообще какой-нибудь вере. Потому что все представители вашей семьи, которые вы указали в парастасе и отдали ваш голос являются частицами вашего духа. Если вам близки такие молитвы, то, произнося молитвы за них, отмаливая ваш Род, происходит очищение вашей души.
В некоторых случаях такое моление происходит быстро и легко, в некоторых, на одном из родственников, как бы встречает препятствия, слова молитвы звучат глуше, читается тяжко и время кажется останавливается. Это указывает на то что именно этот член Вашего Рода повинен в появлении основной отрицательной энергетики в Вашей семье.
Парастас
Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).
Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».
Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3‑ю или 4‑ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику
В 49‑й главе Типиконе в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы заупокойных служб.
Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).
Что такое «Парастас»?
священник Александр Воронцов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Стояху при кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: «Жено, се сын Твой». Потом глагола ученику: «се Мати твоя». И от того часа поят Ю ученик во свояси» ( Ин.19:25-27 ).
В этих словах святого Евангелия изображаются крестные страдания Спасителя и предстояние Пресвятой Девы и святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова у Креста Христова. Эти события наглядно изображаются на панихидном столике: здесь мы видим и подобие Голгофы, и образ Христа, распятаго на кресте, и изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова. Почему же такое изображение помещается здесь? Какой смысл заключается в этом?
Пресвятая Богородица и святой Иоанн Богослов предстояли у Креста Христова, конечно, затем, чтобы присутствием своим выразить свою любовь и сочувствие дорогому Страдальцу и тем хоть несколько облегчить Его тяжкую муку душевную и телесную. Взоры Богоматери и возлюбленного ученика на страждущего Богочеловека были полны любви и печали; и чувствовал Спаситель, что Он и здесь на земле не одинок в этот мучительный час, — и такое сочувствие ближайших лиц, несомненно, утешало Его. Это утешительное для Христа стояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Христова называется на нашем церковном языке: «предстояние» или «предстательство», а на греческом языке: «парастас»: тем же именем называется и нарисованное или чеканное изображение этого события. По этой причине и всякая сочувственная помощь ближнему в его беде и страдании может быть названа «предстоянием» или «парастасом». Вот, постигло человека тяжкое горе; приходят к нему друзья и уговаривают его успокоиться; это дружеское посещение и утешение — тоже «предстояние» или «парастас». Человек споткнулся, упал в глубокую яму или в тину и сам не может выбраться; им вот, близкие люди поспешно собрались, стали подле и вокруг него, протягивают ему руку помощи и выручают из беды; это — тоже «предстояние», «парастас». Вот, заболел человек им, не может сам себе помочь; его поддерживает внимание и уход родного существа или друга, — за ним присматривают, дают ему лекарства, делают для него все, что нужно: этот уход за больным — тоже «предстояние», «парастас». Отсюда, по глубокой мысли и трогательному чувству, именем «парастас» называется особая церковная служба в память усопших — заупокойное всенощное бдение.
Поистине, глубокий смысл заключается в том что эта служба названа тем именем, каким называется предстояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Господня и братская помощь ближнему в беде. Вот, человек умер, — и не прославлен после смерти чудесами, не причислен к лику святых. Отходит его душа в жизнь иную, загробную — и, несомненно, скорбит о многом. Тяжело усопшему порывать связь с землей, где он оставляет столько близких сердцу своему; его мучит тревожная дума: кто-то позаботится теперь о его ближних? Тоскует он и оттого, что не может теперь видеться и беседовать с близкими так свободно, легко и ясно, как это было при жизни. Томится усопший и оттого, что душа его чувствует сильные укоры совести. Пока он жил на земле, он много грешил, часто сам того не зная, — иногда, и намеренно старался успокоить и обмануть свою совесть, — со дня на день откладывал покаяние и исправление, — грешил волею и неволею, ведением и неведением, — часто блуждал во тьме. Но вот явился умерший пред Богом, Солнцем правды, — и видит себя и всю свою жизнь во свете лица Божия, без всяких прикрас и обмана, по чистой совести и истинной правде: видит он ясно, как много добрых дел он мог бы сделать, — но по невниманию опустил, скольких грехов мог бы избежать, — но по нерадению сделал. И рад бы усопший начать жить сначала, — да уж поздно: прошло то время, когда он сам мог своими силами трудиться и работать над собой; теперь ему можно только горько сожалеть о прошлом, но ни одного доброго дела он сам не может сделать, никакого подвига не может совершить: душа его ушла из этого мира, где он мог работать, — лишилась своего тела, которое было для нее необходимым орудием в трудах. В таком скорбном, тяжелом положении находится умерший; нужна ему наша братская помощь, нужно наше «предстояние», нужен «парастас». И вот для того, чтобы мы, живые, могли оказывать помощь умершему, поддерживать его своим сочувствием, — для этого составлена особая трогательная церковная служба, заупокойное всенощное бдение, — парастас. В этой службе подробно излагаются несколько главных мыслей, которые могут приносить великое утешение и пользу умершим и нам, живым.
Прежде всего в парастасе часто слышится упоминание о грехах умершего и моление о том, чтобы Господь простил их. Это упоминание о грехах необходимо для силы и пользы наших молитв. Кто не страдает, того нечего жалеть; у кого нет беды, тому нечего и помогать; чем лучше и яснее мы будем знать, понимать и чувствовать горе ближнего, тем сильнее будет у нас желание утешить и выручить его. У наших усопших есть на душе великая беда, — грехи, нажитые здесь на земле; эту беду мы вспоминаем в молитве не для того, чтобы терзать души усопших, а для того, чтобы свое сердце сильнее растревожить и расположить к молитве. Господь только тогда приметь и исполнит нашу молитву, когда она будет истинной, правдивой, а не лживой; об этом ясно говорит царь Давид: «Благ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине; волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» ( Пс.144:18-19 ). Если мы в молитве умолчим о грехах умершего, то это будет ложь: «несть человек праведен на земли, иже сотворить благое и не согрешит» ( Еккл.7:21 ); такая неистинная молитва будет даже в тягость умершему: при свете лица Божия он яснее видит и больнее чувствует всякую ложь и неправду. Страдальцу бывает легче, когда про его беду говорят, но не со злорадством, не с осуждением, а со скорбию и состраданием; так и о грехах умерших мы должны вспоминать не с осуждением и злобой, а с сожалением и печалью, — как говорить псалмопевец: «Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» ( Пс.118:53 ). «Разделенное горе — в пол-горя»; когда ты, живой, разделишь горе умершего, — пожалеешь о его грехах, — ему от этого станет легче на сердце, — ты снимешь с него половину тяготы и исполнишь закон Христов, по слову апостола: «Друг друга тяготы Носите, и тако исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ).
Затем в парастасе мы слышим частое упоминание о благости и милосердии Божьем. Если бы мы только скорбели о грехах наших умерших, — наша скорбь могла бы перейти в уныние и отчаяние; но мысль о благости Божьей дает нашей душе облегчение, отраду и надежду на спасение. Нет беды непоправимой, — велик грех людской, — но благость Божья неизмеримо больше; поэтому взывайте к Богу, живые, вместе с умершими: «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи!» Не напрасно милосердие Божье сравнивается с бездной и пучиной морской; пророк Михей говорить о Боге: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Великое море смывает с лица земли даже целые города; в глубине морской тонуть бесследно громадные корабли — наравне с малыми лодками, большие скалы — наравне с мелкими камешками; и при всем том море нисколько не уменьшается, не мелеет, не сохнет, — затонувшие в нем громады не могут наполнить его и не мешают никому свободно плыть по волнам его. Как бы ни была велика громада грехов людских, — всемогущая благодать Божья может покрыть и изгладить их всецело и бесследно, — и эти прощенные и исцеленные Богом грехи нисколько не уменьшают, не исчерпывают милосердия Божья и никому не мешают прибегать к Нему для спасения. Поэтому при молитве за усопших будем с отрадой вспоминать слова псалмопевца: «Оставил ecи беззакония людей Твоих, покрыл ecи вся грехи их» ( Пс.84:3 ); «яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его» ( Пс.129:6 ).
Наконец, в парастасе мы слышим частое воспоминание о святых мучениках. Что это значит? Для чего это? Случается нам иногда собирать близкого человека в новый неведомый путь, провожать и снаряжать его на житье в дальний неведомый край; сердце наше сжимается от тревожного раздумья: что-то будет с нашим дорогим путником в новой дороге и на новом месте? Но вот, узнали мы, что есть там, в новом краю, наш родственник или друг, который давно уже проехал по этому новому пути, хорошо знает его, прочно и успешно устроился и обжился на новом месте; и сразу половина заботы отлегла от нашего сердца. Мы заводим переписку с нашим далеким другом, спрашиваем его советов и указаний, просим встретить и обласкать нашего новичка, не оставить его без поддержки и доброго руководства на новом месте, — при случае — своей мудростью и силой по возможности исправить его промахи и ошибки. Когда наш новичок прибудет на место, — мы в своей памяти и сердце не разделяем старого и нового друга, — в письмах к одному неизменно посылаем привет и другому. Всякий человек, умирая, может сказать о себе: «Иду в незнаемый я путь, иду меж страха и надежды». «Камо убо души ныне идут? како убо ныне тамо пребывают? желах ведати таинство, но никтоже доволен поведати» (чин погребения священников, икос 6‑й). «Лукавый путь, имже отхожду, имже никогдаже сице ходих, и страна она незнаема, идеже никтоже никакоже познавает мя» (там же, икос 16). Поэтому и мы, живые, провожаем своих усопших в жизнь иную, загробную, со страхом и недоумением: не можем мы знать наверняка: что там с ними будет? Но, слава Богу, есть у нас там, за гробом, старшие братья о Христе, — святые мученики: они давно уже победоносно прошли путь смерти, — без страха, с верою, надеждою и любовию к Богу переносили лютые муки, шли под меч острый, как под венец красный, — успешно достигли нового жилища — царства небесного и там наслаждаются бесконечной и безмятежной радостью: «Радость вечная над главою их: над главою бо их хвала, и веселие, и радование приимет я, отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание» ( Ис.35:10 ). Это блаженство и слава мучеников подробно и ярко изображается в тех церковных чтениях или паримиях, которые положено читать на парастасе: «Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука» ( Прем.3:1 ). «Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго» ( Прем.5:15 ). К этим-то мудрым и опытным небесным друзьям нашим мы и обращаемся с мольбой о наших усопших, — просим святых мучеников поддержать своей святою любовью новых переселенцев с земли, утешить их в скорби, ободрить их в боязни, своей силой помочь им перебороть остатки земных грехов, — быть им спутниками и руководителями ко Христовой радости: «Аще от страны некия идуще, водящия некия требуем, — что сотворим, аможе идем во страну, идеже не познаваем? многих тебе тогда водителей потреба, многих тебе молитв спутешествующих, спасти душу окаянную, дондеже достигнути ко Христу, и рещи к Нему: Аллилуиа» (Погребение священников, икос 17‑й). Поэтому в молитвах на парастасе мы постоянно объединяем и чередуем святых мучеников с нашими усопшими: в каждой песни канона 1‑й стих относится к мученикам: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», — 2‑й стих — к умершим: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Слушай, христианин, этот канон со вниманием и мольбой о себе и об усопших: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим».
Вот, из каких спасительных мыслей и чувств слагается наше утешительное предстояние за умерших, — заупокойное бдение, — парастас. Поистине, здесь бездна премудрости и море утешения для всех! Будем же совершать это дивное моление за умерших с ясным разумением и теплым чувством. «Сердце сердцу весть подает»: наша сердечная и разумная молитва отзовется светлой радостью и покоем в душах почивших наших ближних. Великое значение имеет молитва даже одного человека; тем более сильна и благотворна единодушная и единомысленная молитва всего церковного собрания. При молитве за усопших мы держим в руках зажженные свечи; при свете их в храме становится отрадно, тепло, легко стоять и славить Бога. Да будет также легко и нашим усопшим на месте их упокоения; да славят они Господа вместе с нами, — да озарить их свет Христовой истины, — да согреет их теплота Божьей любви: «Блажени людие, ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, и о имени Твоем возрадуются весь день» ( Пс.88:16-17 ). Открытые царские врата пусть напоминают нам о райских вратах, которые открыты Христом для святых мучеников, а при их помощи могут открыться и для их немощных братий. Да запечатлеются глубже в уме и в сердце нашем главные мысли парастаса: грехи людские, благость Божия, Крест Христов, Светлое Воскресение и слава мучеников. Грехи умерших вызовут в сердце нашем правдивую скорбь и жалость к ним; благость Божья даст нам надежду на прощение и исцеление; Крест Христов призовет нас к благодарению, кротости и терпению; Воскресение дарует нам радостную надежду на общее всемирное свидание; слава мучеников ободрит живых и умерших братской помощью у Престола Господа Славы. «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болизнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Известия по Казанской епархии. Издание Казанской духовной академии. — 1909 г. — №4. — с. 122–129