Что такое парето эффективность в экономике
Эффективность по Парето
Из Википедии — свободной энциклопедии
Эффекти́вность по Паре́то — такое состояние системы, при котором ни один показатель системы не может быть улучшен без ухудшения какого-либо другого показателя.
Множество состояний, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством парето-оптимальных альтернатив». Используются также термины «компромиссные», «не улучшаемые» альтернативы.
В экономике ситуация, когда достигнута оптимальность по Парето, — это ситуация, когда все выгоды от обмена сторон исчерпаны.
Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся Первая и Вторая теоремы благосостояния.
Одним из приложений парето-оптимальности является т. н. парето-распределение ресурсов (трудовых ресурсов и капитала) при международной экономической интеграции, то есть экономическом объединении двух и более государств. Интересно, что парето-распределение до и после международной экономической интеграции было адекватно математически описано.
Экономический анализ показывает, что добавленная стоимость секторов экономики и доходы трудовых масс находятся в противоречии, что в физике аналогично хорошо известным уравнением теплопроводности, движением частиц газа или жидкости в пространстве. Эта аналогия даёт возможность применить физические методы анализа в отношении экономических задач по дрейфу экономических параметров.
Оптимум по Парето подразумевает, что суммарное благосостояние общества достигает максимума, а распределение благ и ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.
Парето-оптимальное состояние рынка — ситуация, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных.
Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.
Что такое принцип Парето
О принципе Парето слышали многие – он часто приводится в учебной программе ВУЗов, о нем все время пишут на различных бизнес-форумах. Если вы интересуетесь тем, как повысить продуктивность бизнеса и личную эффективность, то рано или поздно столкнетесь с этим правилом и довольно скоро поймете, почему же оно так популярно.
Я расскажу, в чем суть закона Парето, и объясню, как он работает.
Суть закона Парето
Закон назван в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето. Именно он сформулировал его в той форме, в котором мы привыкли его видеть. В своей докторской диссертации он написал, что лишь 20% населения Италии контролируют 80% имеющихся богатств. В дальнейшем Парето выяснил, что это соотношение также действует и в других странах. Позже он отметил актуальность правила не только в отношении ресурсов, но и других частных и глобальных процессов для социальной, экономической и прочих сфер.
Нынешнее название принципа предложил ввести Джозеф Джуран в 1941 году в честь первооткрывателя. А широкое распространение этот принцип получил намного позже, в особенности после выхода книги Ричарда Коха «Принцип 20/80» и ее перевода на другие языки.
Как он работает
То, как работает закон Парето, четко отражено в формулировке:
Соотношения не всегда соответствуют тем, что заявлены в формулировке. Порой возникает отклонение в ту или иную сторону, например 25/75, 30/70 или же 15/85. Но суть всегда сохраняется – большая часть дел представляет собой рутину, а меньшая обеспечивает ваше успешное продвижение и развитие.
Основные принципы закона Парето
Правило Парето базируется на нескольких принципах. Самые важные отражены в формулировке, но есть еще другие:
Помните – при выполнении малой части работы получается значительная часть результата. Отсюда следует, что основная масса выполняемых вами дел не приводит к результату, но на фоне этого полученные достижения сильно выделяются. И если большая часть приносит меньше пользы, это еще не значит, что она совсем не важна.
Прогноз не всегда оборачивается успехом, так как работа подвергается множеству неконтролируемых факторов. На практике все окажется менее радужным, чем вы строили в планах.
Плюсы и минусы подхода
Преимущество закона Парето состоит в возможности четкой структуризации или классификации задач на более или менее значимые. С помощью анализа можно выявить их с максимальной точностью и не тратить большую часть времени на выполнение рутиной, бесполезной работы. Вы точно будете знать, какие процессы стоят потраченного времени, однако анализ тоже занимает определенное время, не забывайте об этом.
Минус в том, что сей принцип не универсален и работает не во всех случаях. Хоть меньшая часть и дает больший процент результата, избежать приложения остальных 80% усилий практически невозможно.
Сферы применения закона Парето
Данный закон проявляется во всех сферах жизни, лишь приглядитесь. Первое, что приходит в голову в качестве примера – это экономика. Например, использование человеческих и финансовых активов на предприятии, востребованность некоторых товаров среди потребителей, а также распределение прибыли.
В социальной сфере есть такие примеры – 20% водителей инициируют 80% дорожно-транспортных происшествий, а меньшая часть населения за счет налогов обеспечивает большую часть пенсионеров. Основная часть коллективных или индивидуальных усилий не дает желаемого результата и представляет собой напрасную трату времени.
Что касается личной эффективности – в большинстве случаев человек носит около 20% вещей из своего гардероба, основная масса прочитанных книг не даст чего-либо полезного (проверено на личном опыте;)), в человеческом мозге также откладывается примерно 20% поступающей информации.
Принцип Парето подойдет для повышения собственной результативности, достижения целей в работе или личной жизни, для саморазвития или тайм-менеджмента. Однако нужно точно понимать, что именно нужно делать для достижения лучшего результата – так, закон Парето успешно применяется при правильном целеполагании, расстановке приоритетов, а порой и делегировании задач. И никогда не забывайте о сохранении дисбаланса – даже если вы уберете основную массу рутинных задач, среди оставшихся все равно найдутся дела, приносящие меньше пользы.
Способы измерения эффективности
Чтобы точно понимать, какие именно задачи наиболее эффективны, рекомендуется постоянно вести план и концентрироваться на действительно важных вещах. Но самым главным здесь все же является умение сосредотачивать усилия и не тратить их попусту.
Прямых способов измерения эффективности по закону Парето не существует. Оценка носит строго субъективный характер – вы оцениваете полученный результат, сравнивая его с собственными ожиданиями. Можно, конечно, следовать и общим рекомендациям.
Заключение
Многие люди живут, не подозревая о существовании принципа Парето, хотя с помощью него можно отлично поднять собственную продуктивность, выполняя в первую очередь важные задания. Не забывайте про индивидуальный подход – одним это правило подойдет, а для других оно только создаст больше сумбура. Всегда сначала пробуйте, тестируйте различные способы и только потом внедряйте их в свою практику.
Экономическая эффективность по Парето
Производство продукции, соответстующее любой из точек на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующей.
Понятие «Эффективность» было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето. Критерий, предложенный Парето, позволял сравнивать результаты различных экономических ситуаций.
Экономическая эффективность по Парето, это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение,одновременно не ухудшая положения хотя бы одного из участников. По другому подобную ситуацию называют Парето-оптимальным состоянием.
Парето-оптимальное состояние (оптимум Парето). Когда все субъекты рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение всех членов общества достигает своего максимума.
Выводы
Модель кривой производственных возможностей позволяет проиллюстрировать четыре важных положения:
И все же: может ли общество преодолеть ограниченность ресурсов и выйти за границу своих производственных возможностей? Да, но только при условии:
Все перечисленное позволяет преодолеть ограниченность ресурсов и сместить КПВ вверх — вправо, но не может изменить выпусклый характер кривой.
Спрос. Закон и кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос Экономическая теория Спрос — это потребность, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами, т. е. не любая, а платежеспособная потребность. В любой период существует определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос. Эта взаимосвязь называется кривой спроса, или графиком спроса. В качестве примера построим график спроса на пшеницу в зависимости от рыночных цен на нее. При этом все другие факторы, влияющие на спрос, будем считать неизменными. Для построения графика используем условные данные, представленные в табл. 1.1. При различных рыночных ценах будет предъявляться определенный объем спроса на пшеницу. При более низкой цене количество данного товара, которое желают приобрести потребители, увеличивается, так как его покупки становятся относительно выгоднее покупок других товаров. Данные для построения графика спроса на пшеницу № поло-жения Цена за 1т, р. Р Объем спроса в месяц, млн т Qd 1 4200 2,0 2 3600 2,4 3 3000 2,8 4 2400 3,3 5 1800 4,0 6 1200 4,8 7 600 5,8 На основании данных табл. 1.1 построим график спроса на пшеницу (рис. 1.1), отложив по оси ординат цены, а по оси абсцисс — количество пшеницы, на которое предъявляется спрос. График спроса на пшеницу График спроса на пшеницу имеет снижающийся вид. Он показывает, что объем спроса на товар и рыночная цена на него находятся в обратной зависимости. Это обусловлено действием закона снижающегося спроса: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то объем спроса на них уменьшается. Логически действие этого закона связано с тем, что, во-первых, более высокие цены всегда сокращают количество покупателей, и наоборот; во-вторых, повышение цены вынуждает потребителя данного товара уменьшить количество покупок, и наоборот. При построении кривой спроса мы исходили из того, что главным фактором спроса на любой товар служит его цена. При этом делалось допущение: “Прочие условия равны”, т. е. предполагалось, что все другие неценовые факторы спроса неизменны. В действительности неценовые факторы спроса изменяются, что ведет к сдвигу кривой спроса на данный товар вправо (при его увеличении) или влево (при его уменьшении) от первоначального положения. Основными неценовыми факторами спроса являются: вкусы, привычки или предпочтения потребителей; число покупателей на рынке; денежные доходы покупателей; цены на сопряженные (заменяющие и сопутствующие) товары; потребительские ожидания изменения будущих цен и доходов. Изменение вкусов потребителей в благоприятную для данного товара сторону, увеличение числа покупателей на рынке и потребительские ожидания роста цен и доходов в будущем вызывают рост спроса на товар и смещение графика спроса вправо. Противоположные изменения ведут к уменьшению спроса и сдвигу кривой спроса влево. Влияние изменения денежных доходов потребителей на спрос зависит от того, к каким товарам относится данный продукт — к товарам высшей категории (нормальным товарам) или к товарам низшей категории. Спрос на товары высшей категории при увеличении денежных доходов увеличивается, и график спроса смещается вправо. Спрос на товары низшей категории (хлеб, картофель, дешевые одежда и обувь) при увеличении доходов населения, напротив, обычно снижается, и график спроса смещается влево. Рост цен на товары-заменители данного продукта (пшеница и рожь, чай и кофе) ведут к увеличению спроса на данный товар и сдвигу графика спроса на него вправо. Напротив, увеличение цен на сопутствующие товары, дополняющие данный продукт в потреблении (фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты для него), вызывает снижение спроса на данный товар и смещение графика спроса влево. Следует объяснить влияние различных факторов на спрос. Различают понятия “изменение объема (величины) спроса” и “изменение спроса”. Изменение объема (величины) спроса связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, т. е. в переходе от одной комбинации “цена — количество товара” к другой на том же графике спроса. Изменение спроса связано с изменением неценовых факторов спроса и выражается в смещении кривой спроса вправо (при увеличении спроса) или влево (при уменьшении спроса) от первоначального положения. Изменение объема спроса означает перемещение по кривой спроса. Изменение спроса подразумевает сдвиг кривой спроса.
Парето эффективность
Что такое Парето эффективность?
Эффективность по Парето, или оптимальность по Парето, – это экономическое состояние, в котором ресурсы не могут быть перераспределены, чтобы улучшить положение одного человека без ухудшения положения хотя бы одного человека. Эффективность по Парето подразумевает, что ресурсы распределяются наиболее экономически эффективным образом, но не подразумевает равенства или справедливости. Говорят, что экономика находится в состоянии оптимума по Парето, когда никакие экономические изменения не могут улучшить положение одного человека без ухудшения положения хотя бы одного другого человека.
Ключевые моменты
Понимание эффективности Парето
Улучшение по Парето происходит, когда изменение распределения никому не причиняет вреда и помогает, по крайней мере, одному человеку, учитывая первоначальное распределение благ для группы лиц. Теория предполагает, что улучшения по Парето будут продолжать увеличивать ценность экономики до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие по Парето, при котором улучшения по Парето будут невозможны. И наоборот, когда экономика находится на уровне эффективности по Парето, любое изменение в распределении ресурсов ухудшит положение по крайней мере одного человека.
Парето-эффективность на практике
На практике практически невозможно предпринять какие-либо социальные действия, такие как изменение экономической политики, без ухудшения положения хотя бы одного человека, поэтому другие критерии экономической эффективности нашли более широкое применение в экономике.
К ним относятся следующие:
Все эти альтернативные критерии экономической эффективности в некоторой степени ослабляют строгие требования чистой эффективности по Парето в прагматических интересах реальной мировой политики и принятия решений.
Помимо приложений в экономике, концепцию улучшений по Парето можно найти во многих научных областях, где имитируются и изучаются компромиссы для определения количества и типа перераспределения переменных ресурсов, необходимых для достижения эффективности по Парето.
В деловом мире руководители предприятий могут проводить испытания усовершенствования по Парето, в которых они перераспределяют трудовые ресурсы, чтобы попытаться повысить производительность сборщиков, не снижая, например, производительности рабочих, занятых упаковкой и транспортировкой.
Закон Парето: что это, чем он поможет в работе и повседневной жизни
Возможно, вы уже слышали про закон Парето, который помогает эффективно управлять ресурсами и достигать целей с меньшими затратами. Рассказываем, как работает этот принцип, каким образом его применяют в бизнесе и в повседневной жизни и какие проблемы могут возникнуть при его использовании.
Что такое закон Парето
20 процентов усилий обеспечивают 80 процентов успеха, а оставшиеся 80 процентов труда дают только 20 процентов результата. Это суть закона Парето.
Более ста лет назад итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето выявил закономерность: две десятых части стручков гороха дают 80% всего урожая, а 20% населения Италии владеют 80% капитала. В дальнейшем такое распределение подтвердилось и в других сферах жизни — благодаря американцу Джозефу Джурану, который занимался менеджментом качества. Он изучил труд Парето и с учетом собственных наблюдений вывел закон, который назвал именем итальянского ученого.
Ученый, в честь которого названо правило Парето. Источник
Джуран разработал систему сокращения доли бракованных изделий на производстве и внедрил принцип 80/20 сначала в японской промышленности, а потом у себя на родине. Популяризации закона Парето способствовал успех книг Ричарда Коха об эффективном распределении ресурсов.
В реальности соотношение не обязательно окажется точно таким, но дисбаланс есть практически всегда. Необходимо оценить эффективность работы, понять, что приносит больше всего результата, и сосредоточить на этом максимум усилий. Мы взяли информацию для этого раздела, а также статистику по неравномерному распределению из книги Ричарда Коха «Принцип 80/20» — советуем к прочтению.
Как работает принцип 80/20
Закон Парето применяют в работе и личных делах, используют для выявления приоритетных направлений деятельности и определения важности конкретных ресурсов. Его положения следующие:
Закон Парето подтверждается повсеместно:
Бесплатная CRM для маркетинга и продаж
Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.
Как применять правило Парето
Принцип 80/20 применим в различных ситуациях и сферах жизни: ведение бизнеса, личный и семейный бюджет, тайм-менеджмент, обучение и саморазвитие, отношения.
Бизнес
Как сказано выше, компании получают основную долю прибыли за счет небольшой части товаров. Нужно проанализировать ассортимент и статистику продаж по каждому продукту, чтобы выделить 10-30% наиболее выгодных и сделать на них упор. Это не означает, что от остальных позиций нужно полностью избавиться — достаточно уменьшить количество единиц такой продукции и, возможно, снять с продажи наименее рентабельные товары.
Кен Сигал в книге «Безумно просто. Вдохновляющие примеры Apple» рассказывает, что Стив Джобс привел Apple к минимализму, при котором все лишнее отсекалось. Это касалось и розничных магазинов: в них были сведены к минимуму и оформление торгового зала, и сами товары.
Пример распределения товаров по правилу Парето. Источник
Большую часть дохода компаниям приносят примерно 20% постоянных покупателей. Существующим клиентам действительно проще продать что-либо, но нужно работать над повышением лояльности.
Если у вас есть постоянные клиенты с высоким средним чеком или частыми покупками, разумно вкладывать меньше ресурсов в привлечение новых и больше — в удержание существующих. Развивайте программу лояльности, используйте email рассылки и чат-ботов — о том, как помогают эти инструменты, написано в статье «Повышаем лояльность клиентов: как заслужить любовь и повторные покупки».
Закон Парето отражает распределение клиентов по объемам прибыли. Источник
Сотрудники тоже неодинаково вкладываются в общее дело. Есть те, кто стремятся выполнять работу максимально качественно, а некоторые сидят от звонка до звонка и мечтают, чтобы их не трогали. Изучите KPI каждого работника, если есть такая возможность, спросите мнение руководителей отделов или понаблюдайте за коллективом самостоятельно. Если кто-то «прыгает выше головы», не надо требовать от остальных того же — это приведет к выгоранию. Пусть каждый выполняет хотя бы 80% того, на что способен, этого достаточно.
Совершенствуйте систему мотивации сотрудников. Обычно денежный фактор основной, но можно придумать дополнительные меры поощрения. Используйте тайм-менеджмент. Вводите санкции за недобросовестное отношение к работе, а самых отъявленных халтурщиков стоит уволить.
В рекламе
Значительная часть рекламы не попадает в цель. Поэтому перед запуском кампаний нужно собрать максимум информации о ЦА, а в процессе постоянно анализировать статистику. Если окажется, что в каких-то регионах интерес к продукту минимальный, можно отказаться от идеи продавать там и переключиться на другие. Аудитория бывает неактивна в определенные часы — измените время показа, чтобы не тратить лишние средства.
Если есть несколько каналов рекламы и продаж, нужно проверить, какие из них работают наиболее эффективно. Если у вас свой сайт, Ютуб-канал, Инстаграм, Фейсбук, ТикТок, что-то еще, и вы тратите много усилий на продвижение, может оказаться, что при значительных трудозатратах результат от какого-то направления мизерный. В таком случае логично перенаправить усилия туда, где они окупаются.
Правда, здесь нужно понимать, что эффект от развития соцсетей наступает постепенно, и забрасывать их полностью не стоит. Но расставить приоритеты в соответствии с получаемым эффектом вполне логично.
Руководствуйтесь правилом Парето при развитии рекламных каналов
Если компания использует контекстную и таргетированную рекламу, SEO-оптимизацию, работает с блогерами, нужно понять, что дает наибольшую отдачу. Возможно, в вашем случае Google Adwords приносит много лидов, а таргет и инфлюенсеры малоэффективны. Меняйте структуру расходов.
В таргете значительная часть объявлений оказывается недостаточно результативной. Нужно анализировать отдельные креативы — оставлять рабочие и удалять прочие. Если вся кампания перестала приносить лиды по приемлемой цене, пора ее отключить и увеличить бюджет в других.
Личный бюджет
Если вы проанализируете свои расходы за последний год, то с большой вероятностью обнаружите много лишних трат. Это может быть платье, которое надевали один раз, или новый телефон, хотя предыдущий покупали не так давно — просто вышла очередная модель с небольшими изменениями. А еще инфокурсы, которые никогда не будут завершены, и много «мусорной» еды, количество которой разумнее сократить раза в три.
На самом деле многое из того, что мы покупаем, нам не сильно нужно. Редко кто может себе позволить тратить без оглядки на баланс банковской карты. Определите, какие статьи расходов действительно важны, а какие стоит урезать. Если есть свободные средства, лучше откладывать на крупные покупки или попробовать заняться инвестициями. Конечно, в жизни важно получать хорошие впечатления, и иногда приятно порадовать себя безделушкой — плохо, если это входит в привычку.
Анализируйте расходы в приложении и выстраивайте их по принципу 80/20
Тайм-менеджмент
При переходе на удаленную работу многие столкнулись с проблемами тайм-менеджмента. Но и в офисе зачастую время расходуется нерационально: тут и личные дела, и внутрифирменная бюрократия. Когда-то я работала в отделе сервиса, и от нас требовали заполнять отчет каждый час — небольшой, но в сумме за целый день терялось довольно много минут. За тот же срок мы могли помочь нескольким клиентам — на мой взгляд, это важнее.
Необходимо выделить 20% главных дел и сосредоточиться на их выполнении, причем начать стоит с самого сложного. Оставшееся время уделите прочим заданиям.
Также роль могут играть ваши индивидуальные особенности. Некоторые люди наиболее продуктивны в утренние часы, а другие только к полудню включаются в рабочий режим. Если есть возможность, учитывайте этот фактор при планировании дня.
Саморазвитие
Пытаясь стать специалистом в разных областях, легко не преуспеть ни в одной. Остановитесь на двух-трех направлениях, в которых на данный момент хотите развиваться, или сконцентрируйтесь на одном главном. Принимайте во внимание свои сильные и слабые стороны и природные склонности.
Некоторыми навыками приятно обладать, но практической пользы они для вас не несут. Какие-то задачи проще поручить профессионалу, чем пытаться разобраться самостоятельно. Всех курсов личностного роста не пройти и всех книг не перечитать. Изучите рейтинги образовательных платформ, посмотрите отзывы о программах и тьюторах, если планируете освоить новое направление. Зачастую есть вводный курс или тестовый режим, в ходе которого можно понять, подходит ли вам дело, или лучше не тратить время и деньги.
Конечно, заранее неизвестно, пригодится ли в будущем знание китайского языка. Вполне возможно, но если на данном этапе есть задачи важнее, лучше не распыляться.
Недостатки правила Парето
Принцип 80/20 помогает расставлять приоритеты и грамотно распределять время, чтобы получать желаемые результаты. Но при всей своей ценности закон Парето не является универсальным, и слепо следовать ему опасно.
Если основной доход формируют всего 20% товаров, складывается впечатление, что остальные 80% — пустая трата ресурсов, и от них пора избавляться. На самом деле эти товары необходимы для того, чтобы у покупателей был выбор. 80% ассортимента помогают успешно реализовывать основные 20%. Можно убрать из продажи какие-то непопулярные продукты, но не все разом.
Не всегда легко определить, насколько определенные действия значимы для достижения цели. 70-80% несущественных на первый взгляд усилий в ряде случаев оказываются принципиально важными и обеспечивают эффективность остальных 20-30%. В первую очередь это относится к сферам, где качество на первом месте, например, медицина. При меньшем количестве стараний шансы на успех могут упасть.
Принцип Парето применяется в IT: изначально в программном обеспечении практически всегда присутствуют ошибки кода, и выглядит логично, когда компания ставит целью пофиксить 80% багов. Все равно подавляющее число потребителей не используют ряд функций, поэтому ошибки в них не критичны. Но проблема, которая кажется не такой серьезной разработчику, может оказаться существенной для отдельных пользователей. Зачастую нельзя спрогнозировать результаты, и мы можем только предполагать, насколько эффект от оптимизации превысит затраты на стопроцентное выполнение задачи.
В самой сути закона есть загвоздка. Выстраивая процессы согласно правилу Парето и отсеивая ненужное, мы не можем на долгий период создать ситуацию равновесия, при которой все действия одинаково важны. Если из продажи убрали нерентабельные товары, среди оставшихся опять сформируется перекос. Это будет происходить до тех пор, пока вы не избавитесь почти ото всей продукции и тем самым лишите выбора покупателей.
Важно понять, что оптимизировать таким образом до бесконечности невозможно. Дело не в том, что 80% продукции не нужны — просто от 20% отдача будет выше, и на них нужно сконцентрироваться. Если по плану на запуск каждого направления выделен одинаковый объем ресурсов, но выгода существенно различается, стоит перенести большую часть усилий на успешные направления.
Заключение
Принцип 80/20 показывает зависимость результатов от усилий и помогает правильно расставлять приоритеты в работе и в жизни.
Если вы хотите определить, какие продукты и клиенты приносят больше прибыли, кто из сотрудников работает эффективно, а кто не очень, регистрируйтесь в SendPulse и используйте нашу CRM. Также здесь есть конструктор лендингов, сервисы email, Viber и SMS рассылок, инструмент для настройки web push уведомлений. Автоматизировать продажи помогают чат-боты — используйте инструменты для Facebook, Telegram. Instagram и других соцсетей и мессенджеров.