Что такое педагогический авторитет
Авторитет педагога как важнейшее средство воспитательного воздействия
Различают авторитет власти и власть авторитета.
Первый дается должностью педагога, второй является результатом длительных взаимоотношений.
Авторитет власти не надежен, является быстро проходящим, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием детьми профессионализма педагога
Суть педагогического авторитета состоит в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Его нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.
Путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен.
Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.
В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Истинный – один, у ложного – множество разновидностей.
Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, педагоги уже не имеют возможности добиваться главных целей.
Часто в таких случаях педагоги не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становится все более непослушным, а дети, проявляющие послушание в таких условиях, развивают качества личности, противоположные конечным целям обучения и воспитания.
Истинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества:
• демократический стиль сотрудничества с воспитанниками,
• способность к открытому общению,
• эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру.
Виды ложного авторитета.
Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать детей в постоянном безотчетном страхе перед наказанием, окриком, или высмеиванием за неудачи.
Провоцирует воспитанников на трусость, подхалимство или агрессивное отношение к старшему, нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.
Никакой речи о воспитании сознательной дисциплины в данном случае идти не может. Грубость расшатывает нервную систему детей, прививает отвращение к деятельности.
Требовательность педагога, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально – бюрократический характер.
Педагог, воспитатель стремится всегда держать детей на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой педагог возвеличивает свою персону, создает для себя незаслуженные привилегии.
У воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к воспитанникам. Его придирки не согласуются со здравым смыслом, просто неразумны.
Педант несправедлив и его действия малоэффективны.
У такого педагога воспитанники теряют уверенность в своих силах, одни грубо нарушают дисциплину, другие держатся скованно, напряженно.
Такой педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания.
К словопрениям таких педагогов дети быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного красноречием педагога.
Обязательными требованиями к авторитетному педагогу являются:
• справедливость и честность в отношении к детям.
Авторитетный педагог никогда:
• не лжет даже по мелочам,
• не проявляет невежливость,
• не ссорится при детях с коллегами,
• не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других детей, родителей,
• не подрывает авторитет товарищей – педагогов, не отзывается пренебрежительно об их работе.
Этого педагог может достичь только самовоспитанием, направленным на формирование недостающих качеств и борьбу с недостатками.
Для этого необходимо:
• выявить качества, которые мешают завоевать авторитет,
• сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания,
• проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели.
«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.
Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.
Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.
Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.
Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.
Семинар «Портфолио педагога как средство самореализации» 11 января 2017 года в МБДОУ «Теремок» с. Покровское проведен образовательный семинар » Портфолио педагога как показатель его компетентности».
Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.
Педагогический авторитет
Педагогическая деятельность учителя может быть успешной, если он пользуется высоким авторитетом среди учащихся, своих коллег и родителей.
Авторитет учителя— это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Авторитет следует рассматривать и как форму проявления нравственно-психологических связей учителя с педагогическим коллективом и родительской общественностью. Он зависит от всего комплекса личных и профессиональных качеств педагога и отношения его к общественным ценностям.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,— писал К. Д. Ушинский,— потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Учащиеся старших классов нередко прощают учителю отдельные промахи в преподавании, но строги и бескомпромиссны в оценке его морального облика. Н. А. Добролюбов писал, что, как только моральное доверие потеряно, сразу же и слова учителя теряют силу. Похвала и порицание уже не имеют значения. Дети хотят, чтобы поведение учителя было ярким воплощением тех требований, которые он им предъявляет.
Слово «авторитет» в переводе с латинского языка — достоинство, сила, власть, влияние. В этике это понятие означает силу, власть, влияние, которые основаны не на принуждении, а на общественном признании моральных достоинств личности или коллектива.
В системе образования авторитет школы не может автоматически обеспечивать формирование и поддержание авторитета учителя, который зависит от деловых и моральных качеств человека, нравственных отношений в школьном коллективе, деятельности органов народного образования, местных советских, партийных и других общественных организаций, поддерживающих престиж педагогической профессии.
Моральный авторитет — это сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства, которые приобретены человеком в процессе общественной практики. Моральный же авторитет учителя заключается в общепризнанном влиянии его личности на других людей, в первую очередь на учащихся и коллег. Педагогический авторитет основан на наличии высоких моральных качеств, на действиях, отвечающих нормам и требованиям педагогической морали.
В процессе социологических исследований, высокую оценку получили такие нравственные качества учителя, как справедливость и честность, любовь к детям и понимание социальной ценности своей профессии, уважение личности ребенка, сочетающееся с требовательностью к нему, трудолюбие и высокая общественная активность, самокритичность и добросовестное выполнение своего профессионального долга, готовность помочь ребенку стать лучше, постоянный поиск и творческое вдохновение, а также чувство ответственности за воспитание подрастающего поколения. У каждого учителя, пользующегося заслуженным авторитетом у ребят, коллег, руководителей, есть особые заслуги, но объединяет этих учителей одно — высокая моральная ответственность за судьбу тех, кому принадлежит будущее, кого им доверили учить и воспитывать.
Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки товарищам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т. д. При этом следует подчеркнуть, что достаточно отсутствия одного из названных компонентов, и над авторитетом учителя нависнет угроза разрушения.
Известно, что молодые учителя не могут соревноваться в педагогическом мастерстве со своими маститыми коллегами. Однако им зачастую удается сразу же завоевать сердца своих учеников, особенно в старших классах, т. к. молодой учитель близок старшеклассникам и по возрасту, и по умонастроениям. Если полюбившийся учащимся молодой учитель будет систематически пополнять свои знания, совершенствовать мастерство и нравственно-психологические качества, он сможет укрепить свой авторитет на долгие годы.
Моральный авторитет учителя в настоящее время зависит не только от глубокого знания своего предмета. Так, для учащихся младших классов учитель — это человек, который знает не только язык и математику, это человек, который знает все. А пытливые, задиристые подростки нередко устраивают «экзамен» не только новичкам-педагогам, но и тем, у кого за плечами немалый жизненный путь и стаж педагогической работы. И не выдержи учитель этого «экзамена» — авторитет его подорван. Следовательно, важное слагаемое высокого авторитета учителя — эрудиция, умение в каждом явлении, в каждом факте показать детям стройную картину мироздания, открыть им сложный мир человеческих отношений.
Наряду с глубиной знаний важным условием педагогического авторитета является методическое мастерство учителя, его умение интересно, глубоко и доступно излагать материал на уроках, эффективно и целенаправленно проводить воспитательные мероприятия. Вместе с тем известно, что некоторые учителя могут виртуозно проводить уроки, прекрасно владеть программным материалом, быть эрудированными, но не пользоваться авторитетом у ребят. В чем дело? Инспектора и руководители школы в восторге от учителя, а ученики его недолюбливают. Дело в том, что такой учитель нередко всецело поглощен сознанием своего превосходства и не замечает, как своей эрудицией, тоном объяснения подавляет ребят. Такому учителю, как правило, ученики не задают вопросов, потому что могут услышать от него реплику, не лишенную снисходительности, а то и презрения: «Вы и этого не знаете? Так что же вы знаете вообще?» А иногда учитель ответит на вопрос, но в голосе его ученики почувствуют либо безысходную тоску (из-за того, что достались ему непонятливые дети), либо превосходство над ними.
Важнейшей особенностью педагогического авторитета является любовь учителя к своему делу. Влюбленный в свой предмет учитель часто заражает этим чувством и ребят, и по окончании школы многие из них идут по его стопам: становятся учителями, выбирают профессию, связанную с предметом, который вел любимый учитель. Это авторитет подражания в лучшем смысле слова.
Авторитет подражания может быть и ложным. Он проявляется у ребят уже в младшем школьном возрасте, особенно у активистов. Иногда староста класса проводит собрание и старается держаться на нем так же, как учитель, задает вопросы ученикам с таким видом, как будто ранее с ними не встречался, не играл час тому назад на школьном дворе.
Завоевать авторитет на всю жизнь невозможно. Он должен постоянно укрепляться.
Поиски путей укрепления педагогического авторитета приводят исследователей к выяснению причин его падения. Назовем основные из них.
ü Консерватизм во взглядах, стереотипность мышления — самый мощный из факторов, способствующих падению авторитета учителя. Кому не известно, сколько конфликтов возникало и возникает у учителя с учащимися на почве увлечения последних модой. Привычка становится сильнее здравого смысла и педагогического этикета учителя, которому бы хотелось, чтобы во всем, в том числе и в моде, была раз и навсегда принятая норма.
ü В педагогической практике можно встретиться и с таким уродливым с точки зрения морали явлением, как конфликт авторитетов. Конфликт авторитетов — это своеобразный могильщик деловых отношений. В основе его лежит зависть к успехам другого человека. В неправой борьбе не укрепляются, а разрушаются авторитеты, разрушаются, по существу, педагогические коллективы.
ü Как показали наши исследования, основными причинами зарождения и развития конфликтов чаще всего являются слабая морально-этическая подготовка учителей, отсутствие коллективной заботы об авторитете педагога, неправильное представление о своем долге, нарушение педагогического такта, низкий уровень нравственной культуры. Любой педагогический коллектив должен вести решительную борьбу и за моральный авторитет коллектива, и за авторитет каждого педагога. Это одно из основных требований педагогической морали. И чем принципиальнее эта борьба, тем здоровее коллектив, тем лучше настроение каждого работающего в нем.
ü Нередко учитель, стремясь завоевать авторитет среди учащихся, идет у них на поводу, снижает требования к ним, завышает оценки. Такие действия не укрепляют его авторитет ни в учительском, ни в ученическом коллективе.
ü Наиболее распространенной причиной гибели морального авторитета учителя является нарушение им педагогического такта. Неуважение личности ученика может проявляться не только в грубой форме обращения, окрике, оскорблении, но и в невнимательном отношении к мнению детского коллектива, к нуждам и запросам подростков, в неуважительном отношении к их дружбе.
ü Нельзя завоевать подлинного авторитета, возвышая свои достоинства и унижая достоинства окружающих. Это аксиома. Однако в педагогической деятельности необходимо большее: уметь оценивать успехи коллег и критически относиться к своим поступкам и действиям, признавать свои ошибки и быть готовым исправить их!
ü Некоторые учителя недооценивают необходимости признания своих ошибок. А между тем именно признание ошибок поднимает авторитет учителя. Он может чего-то не знать, может ошибиться. Но нет ничего более пагубного, чем пытаться оправдать ошибку или упорствовать, отстаивая ее. Моральное право требовать от других выполнения норм поведения имеет не некий идеальный, безупречный воспитатель (педагог, как и любой человек, не огражден от возможности ошибиться), а тот, кто способен предъявить беспощадную требовательность к себе, умеет признать и исправить свою ошибку.
Современные учащиеся предъявляют высокие требования к личности учителя, к уровню его гражданского самосознания и педагогической культуры, к его профессиональной подготовленности и деловитости. Поэтому учителю следует помнить, что его авторитет держит пожизненный экзамен.
Структура авторитета преподавателя
Авторитет (лат. auctoritas – достоинство, сила, власть, влияние) – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Это особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т. п.
Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.
Основными составными частями авторитета являются следующие: личностный и профессиональный.
Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества педагога:
‒ любовь к студентам и педагогической профессии;
‒ уважение и доверие к обучающимся;
‒ общая культура поведения педагога (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.);
‒ внешность педагога и его культура поведения;
‒ умение держать себя в аудитории;
‒ обладание правильной и выразительной речью;
‒ настойчивость и требовательность;
‒ знание своего предмета;
‒ педагогический такт, то есть умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём.
Профессионально-психологические качества педагога воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя и воспитателя формируются в педагогическом коллективе.
Авторитет педагога-воспитателя также зависит от того, какой стиль взаимодействия сложился у него со студентами (демократический, авторитарный, либеральный), уважительность и требовательное отношение к учащимся. При этом качества личностного компонента (любовь к детям, к профессии, уважение доверие к студенту, общая культура поведения, оптимизм, требовательность, строгость, справедливость, терпение, и т. д.) и профессионального компонента (профессиональные знания, педагогический такт, стили взаимодействия и т. д.) тесно взаимосвязаны.
В целом, в структуру авторитета включаются следующие компоненты:
▪ профессиональный компонент: специальная эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие;
‒ ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и других ценностей является педагог);
‒ характерологическая составляющая (черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета);
‒ культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения);
▪ социальный компонент (социальная перцепция):
‒ социальная значимость профессии;
‒ социальный престиж профессии;
‒ социальные (профессиональные) стереотипы;
‒ права и обязанности.
Авторитет педагога – это средство воспитательного воздействия на учащегося, это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся.
Впервые в педагогической науке авторитет учителя-воспитателя был разделен на истинный и ложный А. С. Макаренко, который отмечал, что истинный авторитет – один, а ложных – множество разновидностей. Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитетоснован на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика.
Различаются следующие виды ложного авторитета:
▪ авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учащихся в постоянном безотчетном страхе перед высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.
▪ авторитет расстояния: педагог, воспитатель стремится всегда держать дистанцию относительно студентов;
▪ авторитет педантизма:у педагога, воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся, причем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны;
▪ авторитет резонерства:педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений;
▪ авторитет мнимой доброты чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительство и ответят послушанием, вниманием, любовью; получается лишь наоборот.
Управление, разрушающее авторитет преподавателя, в современной литературе обозначается термином «терминаторный менеджмент», который проявляется в следующих личностных позициях педагога:
–«один я все знаю, все вы неучи»;
–создатель чехарды и некомпетентности;
–«чтобы работать с вами, надо иметь адское терпение»;
–главное – добиться высоких результатов поведения и успеваемости;
–«с кем приходится работать!».
Авторитарность в педагогике
Одним из важнейших навыков педагога является умение сформировать свой авторитет для учеников в здоровой ресурсной форме. Переоценить значение авторитета сложно: по сути это есть средство воспитательного воздействия, дающее возможность установить между педагогом и учащимися атмосферы сотрудничества, признания, доброжелательности и, как следствие, достижение более глубокого уровня познания.
Авторитет педагога и его виды
Авторитет – это общее признание человека, включающее в себя множество процессов и качеств, таких как: поддержка идей, проявление уважения, доверие, вера в нравственно-волевые качества человека, его интеллект и т.д.
Разные источники описывают различные классификации педагогического авторитета. Отдельно стоит выделить классификацию, которую предложил А.С. Макаренко: в его работах авторитет педагога подразделяется на истинный и ложный. Ложный авторитет, в свою очередь, также имеет свои разновидности.
Истинный авторитет учителя находит свое выражение в доверительном и конструктивном отношении учеников к учителю: подобная взаимосвязь дает возможность достигать успеха в совместной деятельности по улучшению жизни.
Для ложного авторитета характерно такое отношение учеников к педагогу, которое побуждает к пассивности, потреблению готового опыта. Ложный авторитет базируется на стремлении учителя добиться абсолютного подчинения (послушания) учащихся путем обесценивания, исключения творческой составляющей обучающего процесса, «ломки» воли ученика и т.д.
Ложный авторитет подразделяется на следующие виды:
Авторитарность педагога
Авторитарность в педагогике – это проявление авторитарного стиля общения с детьми, в котором активно используются запреты, негативные оценки, жесткие ограничения, наказания, а также имеют яркую выраженность отрицательные установки и избирательность по отношению к детям.
Авторитарность педагога возникает как результат недоразвития психологической культуры и стремления ускорить развитие учащихся, не учитывая индивидуальные особенности каждого из них. Зачастую авторитарные приемы применяются вроде бы из благих намерений: многие педагоги убеждены, что, «ломая» ребенка здесь и сейчас, возможно достичь максимальных желаемых целей. И порой такая стратегия «срабатывает», однако вред, наносимый авторитарными приемами воздействия, несоизмеримо больше. Авторитарность лишает ребенка чувства безопасности, уверенности в своих силах, удерживает ученика в состоянии напряженности и тревожности. Педагоги часто недооценивают пользу наличия у учащихся инициативности, самостоятельности, возможности выбора. А вот такие качества как лень, безответственность, отсутствие дисциплины могут быть сильно преувеличены и получать излишнюю акцентированность.
Еще одним негативным последствием авторитарного стиля учителя является ухудшение межличностных отношений в детском коллективе вследствие некоторой субъективности педагога: возникновение конфликтности в группе, недоброжелательности, зависти.
Условия формирования истинного авторитета учителя
Формирование авторитета педагога – растянутый во времени процесс, успешность которого определяется рядом условий: