Что такое педагогический конфликт

Педагогический конфликт

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом например.Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений. Педагогические конфликты отличаются и своими специфическими особенностями. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Позицию учителя можно условно выразить словами «Я призван тебя воспитывать!», позиция ученика отражена в классической фразе: «Я не хочу, чтобы меня воспитывали».

Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта (вертикальный тип межличностного взаимодействия), наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах (школьники — несовершеннолетние граждане), образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами.

Содержание

Причины педагогических конфликтов

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.

Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

2. К субъективным причинам относятся:

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:

Виды педагогических конфликтов

Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:

Педагогическая конфликтология

Педагогическая конфликтология — это специфическая область конфликтологии, целью которой является изучение закономерностей возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании, а также разработка и практическое применение принципов, способов и приемов их конструктивного регулирования.

Предмет педагогической конфликтологии — факты, механизмы и закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов в образовании.

Объект педагогической конфликтологии — системные, процессуальные и результативные конфликты в образовании.

Карта конфликта

Для более успешного разрешения конфликта желательно составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем:

Составление такой карты позволит:

Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

Источник

Педагогическая конфликтология

Тема 1. Особенности и типы педагогических конфликтов

Педагогический процесс представляет собой совокупность всех видов целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта. Он включает в себя аспекты воспитания, образования и обучения человека с определенными социокультурными качествами. Социально-психологические условия, в которых протекает педагогический процесс, во многом определяет развитие формируемой личности. Поскольку бесконфликтного личностного развития не существует, педагогическая конфликтология как прикладное направление в педагогике изучает природу и причины педагогических конфликтов, разрабатывает методы их практического регулирования и разрешения.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления стихийно обострившихся системных противоречий в педагогической деятельности, формирующий отрицательный эмоциональный фон коммуникации между всеми субъектами педагогической деятельности и предполагающий возможность конструирования процессов конфликтного взаимодействия, разрешения проблем и конструктивной коммуникации.

На современном этапе педагогические конфликты изучаются в следующих направлениях:

1) изучение конфликта в школьных коллективах как средства выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Д. Журавлев, А. Меняев, С.Ю. Темина, Н.В. Нижегородцева, А.Н. Поддьяков, Д.И. Фельдштейн и Л.И. Воробъева и другие).[1]

2) выявление сущности и причин конфликта в педагогических коллективах, при этом изучаются конфликты между учителями и между директором учебного заведения и его подчиненными (С.В. Баныкина, В. Ольшанский, В. Волжская),[2] осуществляются попытки создания конфликтологической службы внутри школ;

3) анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и родителями (М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк);[3]

4) исследование уровня подготовленности будущих учителей к разрешению конфликтов; разработка основ педагогического управления организационными конфликтами. Изучение проблем конфликта ведется в таких отраслях педагогики, как военная педагогика, педагогика семейного воспитания, педагогика и конфликты в спорте (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.В. Базелюк).[4]

Сфера образования, стремясь упорядочить накопленные и передаваемые знания, процессы их передачи, выступает жесткой формальной системой, в которой ребенок «приговорен» к взрослению.

Российские исследователи конфликтного взаимодействия Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. указывают на то, что не всякий конфликт, возникающий в образовательной системе, является педагогическим.[5] Педагогические конфликты имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательному процессу и всегда связаны с обучением и воспитанием учащихся. Многие проблемы в педагогической деятельности – это проблемы неумения выстраивать межличностные отношения, поэтому педагогические конфликты чаще всего носят межличностный характер, где доминируют конфликты по линии «педагог – учащийся».

Рыбакова М. выделяет следующие особенности педагогических конфликтов, отличающие их в общей массе конфликтных противоречий:

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. [6]

Кроме того, в педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных – в каждой педагогической неудаче, трудной судьбе ученика есть вина несостоявшегося учителя.

Особенности педагогических конфликтов дают ключ к пониманию предмета педагогической конфликтологии.

Вместе с тем единой классификации педагогических конфликтов не существует, т.к. каждый автор оценивает их по своим критериям. У ряда исследователей типология конфликтов связана с уровнем противоречий педагогического процесса, где выделяются макроуровень, промежуточный уровень и микроуровень.

Поскольку главным заказчиком социально-педагогического процесса является общество, а исполнителем этого процесса – вся система образования и воспитания, то на макроуровне педагогические конфликты возникают между системой образования и обществом. В последнее десятилетие эти противоречия связаны с введением в образовательный процесс инноваций[7].

Модернизация российского общества, начатая в 1990-е гг., долгое время практически не затрагивала образовательную сферу, здесь сохранялись сложившиеся ранее принципы, формы, методы и способы обучения. Введенные в современное образование инноваций (многообразие видов и типов учебных учреждений, возможность их выбора, введение ГИА и ЕГЭ, компьютеризация учебного процесса и др.) обозначили целый ряд противоречий. Любые преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы и ожидания. Лишь незначительная часть педагогических работников (менее чем каждый десятый) сознательно и системно использует инновации как социальный механизм развития образования и способ саморазвития в этом процессе. Поэтому на макроуровне возможно выделение инновационных конфликтов в самостоятельный тип педагогических конфликтов.

На промежуточном уровне лежат противоречия связанные с организацией и условиями учебного процесса (организационные конфликты). Ситуацию здесь определяют: состояние и оборудование учебных кабинетов, учебная нагрузка, расписание занятий, наличие или отсутствие учебных пособий, оформление документации, надбавки к заработной плате и премиальных средств.

Нечеткость должностных обязанностей и прав педагогов, постоянный внешний контроль – все это определяет специфику организационных конфликтов в образовательной сфере. Кроме того, на организационный конфликт серьезное влияние оказывает менталитет педагога[8], который в последнее претерпевает серьезные изменения.

На микроуровне следует обозначить педагогические конфликты, связанные с личностными индивидуально-психологическими особенностями их участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. В учебном процессе у участников взаимодействия существует определенный спектр вариантов ожидаемого поведения. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера (например, учителя или администратора) заужены в результате его уверенности в собственной правоте, склонностям к нравоучению и т.п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Эти рамки также зависят от актуального психического состояния (например, если подросток раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес).

При анализе педагогического конфликта необходимо выделять основные уровни его противоречий, т.е. микро, макро и промежуточную среду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. Учет социальных условий, в которых зародился и протекает конфликт, позволяет понять его содержательную сторону.

[3] Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Успехи современного естествознания.–2010. –№ 9. – С. 170-176.

[5] См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб., 2007. – С. 325.

[6] Рыбакова М. Особенности педагогических конфликтов. Решение педагогических конфликтов / Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. – М., 2005.

[8] Менталитет педагога – особая форма мыслительной деятельности, характерная для представителей данной профессии, выражающаяся в формировании собственного видения мира, характере поведенческих реакций и эмоционально-волевых установок.

1. Тема 1. Особенности и типы педагогических конфликтов

Педагогический процесс представляет собой совокупность всех видов целенаправленной деятельности по передаче и усвоению социального опыта. Он включает в себя аспекты воспитания, образования и обучения человека с определенными социокультурными качествами. Социально-психологические условия, в которых протекает педагогический процесс, во многом определяет развитие формируемой личности. Поскольку бесконфликтного личностного развития не существует, педагогическая конфликтология как прикладное направление в педагогике изучает природу и причины педагогических конфликтов, разрабатывает методы их практического регулирования и разрешения.

Педагогический конфликт представляет собой форму проявления стихийно обострившихся системных противоречий в педагогической деятельности, формирующий отрицательный эмоциональный фон коммуникации между всеми субъектами педагогической деятельности и предполагающий возможность конструирования процессов конфликтного взаимодействия, разрешения проблем и конструктивной коммуникации.

На современном этапе педагогические конфликты изучаются в следующих направлениях:

1) изучение конфликта в школьных коллективах как средства выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Д. Журавлев, А. Меняев, С.Ю. Темина, Н.В. Нижегородцева, А.Н. Поддьяков, Д.И. Фельдштейн и Л.И. Воробъева и другие).[1]

2) выявление сущности и причин конфликта в педагогических коллективах, при этом изучаются конфликты между учителями и между директором учебного заведения и его подчиненными (С.В. Баныкина, В. Ольшанский, В. Волжская),[2] осуществляются попытки создания конфликтологической службы внутри школ;

3) анализ педагогических условий профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в отношениях между учителями и родителями (М.Г. Синякова, Э.Э. Сыманюк);[3]

4) исследование уровня подготовленности будущих учителей к разрешению конфликтов; разработка основ педагогического управления организационными конфликтами. Изучение проблем конфликта ведется в таких отраслях педагогики, как военная педагогика, педагогика семейного воспитания, педагогика и конфликты в спорте (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.В. Базелюк).[4]

Сфера образования, стремясь упорядочить накопленные и передаваемые знания, процессы их передачи, выступает жесткой формальной системой, в которой ребенок «приговорен» к взрослению.

Российские исследователи конфликтного взаимодействия Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. указывают на то, что не всякий конфликт, возникающий в образовательной системе, является педагогическим.[5] Педагогические конфликты имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательному процессу и всегда связаны с обучением и воспитанием учащихся. Многие проблемы в педагогической деятельности – это проблемы неумения выстраивать межличностные отношения, поэтому педагогические конфликты чаще всего носят межличностный характер, где доминируют конфликты по линии «педагог – учащийся».

Рыбакова М. выделяет следующие особенности педагогических конфликтов, отличающие их в общей массе конфликтных противоречий:

— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;

— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. [6]

Кроме того, в педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побежденных – в каждой педагогической неудаче, трудной судьбе ученика есть вина несостоявшегося учителя.

Особенности педагогических конфликтов дают ключ к пониманию предмета педагогической конфликтологии.

Вместе с тем единой классификации педагогических конфликтов не существует, т.к. каждый автор оценивает их по своим критериям. У ряда исследователей типология конфликтов связана с уровнем противоречий педагогического процесса, где выделяются макроуровень, промежуточный уровень и микроуровень.

Поскольку главным заказчиком социально-педагогического процесса является общество, а исполнителем этого процесса – вся система образования и воспитания, то на макроуровне педагогические конфликты возникают между системой образования и обществом. В последнее десятилетие эти противоречия связаны с введением в образовательный процесс инноваций[7].

Модернизация российского общества, начатая в 1990-е гг., долгое время практически не затрагивала образовательную сферу, здесь сохранялись сложившиеся ранее принципы, формы, методы и способы обучения. Введенные в современное образование инноваций (многообразие видов и типов учебных учреждений, возможность их выбора, введение ГИА и ЕГЭ, компьютеризация учебного процесса и др.) обозначили целый ряд противоречий. Любые преобразования, как правило, затрагивают интересы людей, их планы и ожидания. Лишь незначительная часть педагогических работников (менее чем каждый десятый) сознательно и системно использует инновации как социальный механизм развития образования и способ саморазвития в этом процессе. Поэтому на макроуровне возможно выделение инновационных конфликтов в самостоятельный тип педагогических конфликтов.

На промежуточном уровне лежат противоречия связанные с организацией и условиями учебного процесса (организационные конфликты). Ситуацию здесь определяют: состояние и оборудование учебных кабинетов, учебная нагрузка, расписание занятий, наличие или отсутствие учебных пособий, оформление документации, надбавки к заработной плате и премиальных средств.

Нечеткость должностных обязанностей и прав педагогов, постоянный внешний контроль – все это определяет специфику организационных конфликтов в образовательной сфере. Кроме того, на организационный конфликт серьезное влияние оказывает менталитет педагога[8], который в последнее претерпевает серьезные изменения.

На микроуровне следует обозначить педагогические конфликты, связанные с личностными индивидуально-психологическими особенностями их участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. В учебном процессе у участников взаимодействия существует определенный спектр вариантов ожидаемого поведения. Варианты ожидаемого поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Некоторые конфликты происходят в силу того, что рамки допустимого поведения со стороны партнера (например, учителя или администратора) заужены в результате его уверенности в собственной правоте, склонностям к нравоучению и т.п. Рамки допустимого поведения бывают различными по отношению к различным партнерам. То, что позволяют одному, могут не позволить другому. Эти рамки также зависят от актуального психического состояния (например, если подросток раздражен, то он может посчитать недопустимой обычную шутку в свой адрес).

При анализе педагогического конфликта необходимо выделять основные уровни его противоречий, т.е. микро, макро и промежуточную среду, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. Учет социальных условий, в которых зародился и протекает конфликт, позволяет понять его содержательную сторону.

[3] Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Успехи современного естествознания.–2010. –№ 9. – С. 170-176.

[5] См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб., 2007. – С. 325.

[6] Рыбакова М. Особенности педагогических конфликтов. Решение педагогических конфликтов / Конфликтология: хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. – М., 2005.

[8] Менталитет педагога – особая форма мыслительной деятельности, характерная для представителей данной профессии, выражающаяся в формировании собственного видения мира, характере поведенческих реакций и эмоционально-волевых установок.

Источник

Педагогические конфликты: причины, проблемы, источники и виды

Педагогические конфликты — все противоречия, которые так или иначе связаны с процессом обучения/воспитания.

Основные причины педагогических конфликтов

К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как:

К субъективным причинам конфликтов относят следующие:

Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов. Это может вылиться в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем, из-за невозможности предпринять какие-либо действия (что может привести к нарушению его здоровья или успешности деятельности), но при этом никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей он не предпринимает. А вот подростки уже более склонны к социальным конфликтам и быстрому переносу возникших противоречий в область активных конфликтов.

Влияние эго-состояния педагога на ход конфликта и стратегии его разрешения

Педагогических конфликтов множество, но наиболее значимые из них следующие:

Учительская позиция в текущей конфликтной ситуации определяется ведущим эго-состоянием. Каждый участник занимает одну из трех позиций — Родитель, Взрослый и Ребенок.

Допустим, педагог занимает позицию Ребенка (определяется благодушным состоянием), однако намеревается сделать ученику строгий выговор. Ученик будет реагировать не на слова, сказанные учителем, а на его эго-состояние.

Стиль организаторской деятельности учителя определяется позицией. Стиль непременно коррелирует с эго-состоянием:

Конфликт может возникнуть при любой позиции, занимаемой учителем, пытающимся разрешить противоречие за счет выбранной стратегии взаимодействия. Опытные состоявшиеся учителя при взаимодействии с учеником пользуются стратегией компромисса/сотрудничества. Но именно они являются наиболее трудными в воплощении на практике. Поэтому педагоги могут использовать для решения проблемы прямое психологическое подавление ученика, то есть стратегию соперничества. Она выражается в позиции утверждения неизменной правоты педагога и его уверенности в себе. Ученики при этом могут ощущать свою неполноценность. Изредка педагоги, в целях ухода от конфликта или в стремлении приспособиться к ученикам, придерживаются стратегии приспособления/избегания.

Избегание конфликтов чаще всего связано с неумением взрослых людей правильно формулировать и предъявлять свои требования к воспитуемым. Однако бывают такие ситуации, когда такая стратегия является наиболее целесообразной для разрешения проблемы.

Классификация школьных конфликтов и их причины

Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три:

Организационные причины подразделяются на следующие:

Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности. К этому можно отнести переход из начальной в среднюю школу — в этот период часто обнаруживается несовпадение требований, методик и подходов, которые используются педагогами в этих сегментах. Также внутренние конфликты часто возникают в 1-м классе, когда ребенку сложно адаптироваться к школьным условиям, 9-м, когда возникает усиленная тревожность из-за дальнейших перспектив в обучении и 11-м классе — в нем остро ощущается неготовность подростка к взрослой жизни и самостоятельности.

Конфликт взаимоотношений подразумевает противоречия, которые возникают в ходе борьбы за лидерство между конкретным учеником и педагогом. Также к ним относят конфликты на этической почве (например, противоречивые требования учителей, авторитарные способы подчинения и многое другое).

Также стоит учитывать факт существования конфликтогенных личностей, которые способны генерировать вокруг себя повышенную конфликтность, внося в собственные социальные связи элемент своей внутренней противоречивости (неустроенности). При учете, что профессия педагога на сегодняшний день находится среди самых психологически неустойчивых — учителей можно отнести к группе людей, чувствительных к конфликту/конфликтным формам реагирования на разные ситуации. То же самое можно отнести и к детям. Они являются носителями социальных конфликтов ввиду критического возраста или высокой личной тревожности и склонности к агрессивному реагированию.

То есть, любой школьный конфликт между учителем и учеником необходимо анализировать на трех уровнях:

Можно считать, что конфликт разрешен продуктивно, если имеются реальные объективные и субъективные изменения в условиях и в организации всего школьного процесса, системе коллективных норм/правил, а также в психологических установках лиц, участвующих в конфликте относительно друг друга и их готовности к конструктивному поведению в следующих конфликтах.

Педагогические конфликты могут рассматриваться в самых разных аспектах, однако не стоит забывать о позитивном значении нормативности этого явления. Ведь оно не только служит источником проблемы, но и источником развития учебно-воспитательного процесса. И даже больше — конструктивное решение конфликта помогает развитию личности его участников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *