Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Глаголы переходные и непереходные

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности переходных и непереходных глаголов.

2. Употребление переходных и непереходных глаголов в речи.

3. Правописание глаголов.

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Брал (что?) книгу (винительный падеж).

Встречать (кого?) его (винительный падеж).

В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

• при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж);

• при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).

Все остальные глаголы в русском языке непереходные.

Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:

Непереходные глаголы могут обозначать:

1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве (мечтать, заболеть, прилечь);

2) движение (летать, бежать);

3) профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, рукодельничать);

4) становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Обратимся к примерам. Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях.

Я всегда говорю правду.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Вечером буду учить уроки.

Я попросила его поторопиться.

Дедушка принёс воду из колодца.

Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:

Я всегда говорю правду.

Вечером буду учить уроки.

Дедушка принёс воду из колодца.

Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.

В остальных предложениях глаголы непереходные.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Я попросила его поторопиться.

Разговаривает, поторопиться, иду.

Можно что-то говорить, учить, выращивать (переходные глаголы). Но нельзя что-то идти, разговаривать, торопиться – непереходные глаголы.

Сортировка элементов по категориям

Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В. п.

Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.

Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов.

Глагол + сущ. в В. п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам.

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него.

Действие, не переходящее на прямой объект.

Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь.

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников.

Действие, не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.

Источник

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го глагола.

Выясним, что такое пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные гла­го­лы в рус­ском языке.

Что такое переходные глаголы

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, например:

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти санкибро­дить по лесу
уви­деть мальчикасто­ять на мосту
напи­сать письмопомо­гать маме
учу уро­кируко­во­дить командой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выражается:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога:

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от целого:

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отрицанием:

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, например:

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы не спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем без пред­ло­га и не нуж­да­ют­ся в этом.

Например:

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два предложения:

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие глаголы:

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го дополнения.

Например:

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в формах:

1. роди­тель­но­го падежа:

2. датель­но­го падежа:

3. вини­тель­но­го паде­жа с предлогом:

4. тво­ри­тель­но­го падежа:

5. пред­лож­но­го падежа:

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, гла­гол пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алгоритм.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Видеоурок

Источник

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Определение понятия

Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение. К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.

Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:

Выбор между винительным и родительным падежом

Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.

Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.

Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным. Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов. Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.

Как определить переходность

У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному. Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика. Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Есть еще один способ, как определить переходность и непереходность глагола. Нужно постараться образовать от него страдательное причастие. Если это получилось, то он переходный. С ним всегда можно составить словосочетание с прямым дополнением: принять решение, получить знания, оказать помощь.

Стоит помнить, что возвратные глаголы и формы страдательного залога, образованные с помощью суффиксов «-ся» или «-сь» (решаться, бояться, кажется), являются непереходными.

Учитывается также и смысл имени существительного. Оно обязательно должно означать предмет или объект действия. Иногда встречаются предложения, в которых оно стоит в винительном падеже без предлога и зависит от глагола, который при этом относится к непереходным: жить месяц, ехать день.

Непереходный тип

К непереходным глаголам относятся слова, которые обозначают действие, не переходящее на предмет. Они также не нуждаются в конкретном объекте. Обычно такие слова не сочетаются с дополнениями, стоящими в винительном падеже без предлога.

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Они обозначают следующие действия:

Есть несколько различий между переходными и непереходными глаголами в русском языке. Первые описывают контакты с предметами без влияния на них, касаются органов чувств и восприятия, проявляют отношение к объекту и говорят о создании или уничтожении вещей.

Стилистические приёмы

Переходность может использоваться в качестве стилистического приёма. При этом писатели употребляют непереходные глаголы как переходные. Используется этот приём редко:

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

В юмористической прозе, например, авторы могут употребить такие выражения: пьянствовать алкоголь и хулиганить дисциплину. Это помогает им создавать комический эффект и сглаживать отрицательный смысл выражения.

Устаревшие слова также могут изменять свою форму. К примеру, в современном универсальном языке «торговать» — непереходный тип. Но ранее его понимали, как «прицениваться», поэтому он имел другую форму. В фольклоре, диалектизмах и жаргонизмах такое употребление осталось и сегодня. Иногда подобные выражения можно услышать в профессиональном или молодежном сленге.

Таким образом, чтобы определить переходность глагола, необходимо проанализировать главное слово и зависимое от него, обратить внимание на наличие или отсутствие предлогов.

Источник

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Переходность или непереходность – это постоянный морфологический признак глагола.

Переходные глаголы

Переходные глаголы — это глаголы, обозначающие действие, которое направлено, переходит на предмет:

Переходные глаголы могут сочетаться с существительными или местоимениями в форме винительного падежа без предлогов. Например:

Рабочий чинит станок (В. п.).

Андрей обидел меня (В. п.).

Предмет, на который переходит действие глагола, может быть выражен формой родительного падежа:

Переходные глаголы выражают действия, которые напрямую воздействую на предмет или взаимодействуют с ним. Например:

построить забор, покрасить раму, раздавить паука;

услышать шорох, ощутил страх;

передвинуть стол, похвалить друга;

виню сестру, ненавижу зиму.

Непереходные глаголы

Непереходные глаголы — это глаголы, которые обозначают действия не направленные (не переходящие) на предметы:

приехал на машине, умылся водой, иду к сестре.

Непереходные глаголы сочетаются с существительными (местоимениями) во всех падежах (с предлогами и без предлогов), кроме винительного. С формой винительного падежа непереходные глаголы сочетаются только с помощью предлогов:

кататься на коньках (П. п.),

сесть в машину (В. п.).

Все возвратные глаголы относятся к непереходным:

садиться на стул, радоваться жизни, надеяться на чудо.

Источник

Переходность глагола — как определить (алгоритм, примеры)

Переходность — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак гла­го­ла в рус­ском язы­ке. Узнаем, как опре­де­лить пере­ход­ность гла­го­ла с помо­щью без­оши­боч­но­го алго­рит­ма.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре гла­го­ла как части речи важ­но пра­виль­но ука­зать его пере­ход­ность или непе­ре­ход­ность.

Прежде чем соста­вить алго­ритм опре­де­ле­ния это­го при­зна­ка, напом­ним, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка.

Что такое переходность глагола?

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ет гла­гол, может пря­мо пере­хо­дить на пред­мет.

Понаблюдаем:

Глаголы «несёт» и «нари­со­ва­ла» не про­сто обо­зна­ча­ют дей­ствие, а такое дей­ствие, кото­рое свя­за­но с объ­ек­том (зай­чик, кор­зин­ка), на кото­рое оно направ­ле­но. Такие гла­го­лы назы­ва­ют­ся пере­ход­ны­ми. От пере­ход­ных гла­го­лов мы можем задать вопро­сы кого? что?

Их грам­ма­ти­че­ской осо­бен­но­стью явля­ет­ся спо­соб­ность при­со­еди­нять суще­стви­тель­ные или место­име­ния в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Иногда пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, если назы­ва­ют

2. при гла­го­ле с отри­ца­ни­ем «не»

3. при ука­за­нии боль­шо­го коли­че­ства

Все осталь­ные гла­го­лы явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Действие, кото­рое они обо­зна­ча­ют, не пере­хо­дит на пред­мет или лицо. К ним мож­но зада­вать любые падеж­ные вопро­сы:

Отметим, что мно­гие суще­стви­тель­ные и место­име­ния при непе­ре­ход­ных гла­го­лах име­ют в сво­ей падеж­ной фор­ме пред­ло­ги, в том чис­ле и в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа. Значит, пред­лог у суще­стви­тель­но­го — это мар­кер непе­ре­ход­но­сти свя­зан­но­го с ним гла­го­ла. Непереходными явля­ют­ся так­же все воз­врат­ные гла­го­лы, так как в силу сво­их грам­ма­ти­че­ских осо­бен­но­стей они не могут пере­но­сить дей­ствие на объ­ект.

ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти сан­кибро­дить по лесу
уви­деть маль­чи­касто­ять на мосту
напи­сать пись­мопомо­гать маме
учу уро­кируко­во­дить коман­дой

В ито­ге наших рас­суж­де­ний, сде­ла­ем вывод, что такое пере­ход­ность гла­го­ла в рус­ском язы­ке.

ОпределениеПереходность — это спо­соб­ность гла­го­ла пере­но­сить дей­ствие на лицо или пред­мет в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га.

Чтобы выяс­нить, пере­ход­ный гла­го­ла или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алго­ритм рас­суж­де­ний.

Алгоритм определения переходности глагола

1. В первую оче­редь оты­щем в пред­ло­же­нии гла­гол, задав к нему вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что будет делать? что делал? и пр.

2. Обратим вни­ма­ние, воз­врат­ный или невоз­врат­ный гла­гол. Если гла­гол воз­врат­ный, зна­чит, он непе­ре­ход­ный.

3. Если гла­гол невоз­врат­ный, важ­но отыс­кать то сло­во, на кото­рое направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное им. Переходный гла­гол все­гда име­ет при себе суще­стви­тель­ное или место­име­ние в фор­ме вини­тель­но­го (роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га. Такие сло­ва не про­сто сто­ят в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме, а обо­зна­ча­ют объ­ект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выра­жен­ное гла­го­лом.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «ждать час» гла­гол «ждать» непе­ре­ход­ный, так как его дей­ствие не пере­хо­дит на объ­ект, обо­зна­чен­ный суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа.

Сравним:

4. Зададим от гла­го­ла вопрос к зави­си­мо­му сло­ву и опре­де­лим падеж.

5. Проанализировав грам­ма­ти­че­скую ситу­а­цию, сде­ла­ем вывод о пере­ход­но­сти или непе­ре­ход­но­сти гла­го­ла.

Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Смотреть картинку Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Картинка про Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс. Фото Что такое переходность глагола в русском языке 6 класс

Образцы рассуждений

В соот­вет­ствии с ука­зан­ным алго­рит­мом опре­де­лим пере­ход­ность гла­го­ла в пред­ло­же­ни­ях.

Серый коте­нок лака­ет моло­ко из мисоч­ки.

1. Слово «лака­ет» — это гла­гол, так как обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та.

2. Глагол «лака­ет» невоз­врат­ный (у него нет пост­фик­са -ся).

3. От него зави­сит сло­во «моло­ко»:

4. Слово «моло­ко» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Это пря­мое допол­не­ние.

5. Глагол «лака­ет» пере­ход­ный.

Дедушка пошел за водой к колод­цу.

Слово «пошёл» — это гла­гол.

2. Глагол «пошёл» невоз­врат­ный.

3. От него зави­сят суще­стви­тель­ные:

4. Зависимые сло­ва «за водой» и «к колод­цу» име­ют фор­му тво­ри­тель­но­го и датель­но­го паде­жа с пред­ло­га­ми. Это кос­вен­ные допол­не­ния.

5. Глагол «пошёл» непе­ре­ход­ный.

Слушая скрип­ку, мы попа­да­ем в чудес­ный мир музы­ки.

1. Слово «попа­да­ем» — это гла­гол.

2. Глагол «попа­да­ем» невоз­врат­ный.

3. От него зави­сит суще­стви­тель­ное:

4. Существительное «в мир» име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

5. Глагол «попа­да­ем» непе­ре­ход­ный.

Видеоурок «Переходные и непереходные глаголы»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *