Что такое пейсинг у животных
Стереотипное поведение также может относиться к нормальному поведению, которое мало изменчиво. Например, циклы жевания у млекопитающих или рыба, захватывающая добычу с помощью всасывающего кормления. Сильно стереотипные движения могут быть вызваны механическими ограничениями (например, череп гадюки или рыбы, у которых кости механически связаны), жестким нервным контролем (как при жевании млекопитающих) или и тем, и другим. Степень стереотипов может заметно различаться между близкородственными видами, ведущими одно и то же поведение.
СОДЕРЖАНИЕ
Начало и настойчивость
Отображение стереотипов обычно усиливается у человека с течением времени из-за меняющейся мотивации стереотипов. Установление стереотипов может быть связано с рядом факторов в плененной среде. Одним из факторов в неволе, который может повлиять на формирование стереотипов, является исследовательское поведение, направленное за пределы клетки. Исследования показывают, что некоторые распространенные стереотипы поведения, наблюдаемые у мышей, например, грызть проволоку, могут возникать в результате такого исследовательского поведения. Было отмечено, что когда мыши забираются на прутья клетки, они часто пытаются принюхиваться за пределами клетки, засовывая нос между прутьями клетки. Во время этого процесса мыши иногда кусают прутья. Со временем частота кусания планки увеличивается, а частота обнюхивания уменьшается, пока у мышей не останется только стереотипия обгрызания проволоки. Хотя есть убедительные доказательства того, что на развитие стереотипов влияет исследовательское поведение, механизмы, лежащие в основе этого исследовательского поведения, все еще неясны. Они могут быть результатом каких-то привлекательных стимулов за пределами клетки или могут быть результатом побуждения к побегу из клетки.
Сохранение стереотипного поведения можно объяснить его воздействием на базальные ганглии и установлением привычки в его выражении. Исследования на людях показывают, что повреждение дорсальных базальных ганглиев может затруднить переключение между двумя видами моторного поведения, поэтому они будут постоянно вести себя одинаково. Подобные трудности при переключении между двигательными формами поведения наблюдались у рыжих полевок, что предполагает, что дисфункция базальных ганглиев может быть фактором развития стереотипов у грызунов и других животных.
Примеры
Заключение может вызвать многие стереотипы; например, кошки ходят по вольерам зоопарка. Беременные свиноматки, которым запрещен корм, кусаются за решетку стойл и жуют, ничего не во рту. У лабораторных крыс и мышей уход является наиболее распространенным видом деятельности помимо сна, и стереотипы ухода были использованы для исследования нескольких животных моделей тревожности и депрессии.
Примеры стереотипного поведения включают шагание, раскачивание, плавание по кругу, чрезмерный сон, членовредительство (в том числе выщипывание перьев и чрезмерный уход) и заглатывание решеток клетки.
Азиатские черные медведи и малайские солнечные медведи также демонстрируют стереотипы, когда они находятся в клетке. Общие стереотипы у этих видов включают бросание головы и сжатие челюсти.
Решения
Забота о животных
Исследования на животных
Крайнее проявление стереотипов может быть проблемой для животных, а также мешать поведенческим исследованиям. Поскольку большая часть поведенческих исследований, проводимых на животных, требует, чтобы субъект обладал определенным уровнем нормального поведенческого функционирования, любое стереотипное поведение, демонстрируемое субъектами, может скомпрометировать результаты. Однако проявления стереотипного поведения также могут предоставить исследователям уникальную возможность. Так же, как исследования дисфункции базальных ганглиев на людях позволили понять развитие стереотипов у животных, исследования стереотипного поведения на животных могут помочь понять нейронные механизмы, лежащие в основе многих моторных стереотипов, наблюдаемых в клинических популяциях людей.
Видео со смешными зверями часто хранят неприятную тайну. Как скука уничтожает психику животных и людей?
Никто не радуется, когда волк, запертый в узкой клетке, бессмысленно нарезает круги по вольеру. Зато «танцующие» попугаи и гоняющиеся за хвостами собаки приводят нас в восхищение! Только вот штука в том, что и волками, и попугаями руководит одно и то же психологическое расстройство. Сегодня мы расскажем, почему смешные видосики с «пляшущими» животными не такие уж весёлые, и при чём здесь стереотипия.
Помнишь, как кусал ручку, задумываясь над сложной задачей по математике или рисовал каракули, пока разговаривал по телефону? Так вот, стереотипия — это ритмическая или сложная последовательность движений, вызванная стрессом. Эти движения не имеют очевидной цели или функции. У животных всё работает точно также, но с одним маленьким отличием — стереотипия проявляется у них только в неволе.
Пёсель регулярно гоняется за хвостом, а котик смешно обсасывает вещи? Поздравляем, у ваших питомцев диагноз. С попугами ситуация ещё интереснее: у них стереотипия делится на неконтролируемую и закрепленную, когда хозяин поощряет цикличные движения.
В зоопарках у животин стереотипия настолько частое явление, что она обзавелась собственным термином — пейсинг. Это когда зверь расхаживает по одному и тому же пути туда-сюда-обратно. Но зачем они нарезают круги? Им что, заняться нечем? В том то и дело, что нечем.
Совершая одни и те же действия, животные преследуют ту же цель, что и ты, если выходишь покурить на балкон, — узбагоиться. Основа стереотипии — стресс. Стесненные условия, фобии, неудовлетворенные потребности и даже банальная скука — вот причины бессмысленных телодвижений что у людей, что у животных.
Чтобы не поехать кукухой от всего вышеперечисленного, организм «укачивает» сам себя монотонными движениями, как мы новорождённых. Повторяющиеся действия понижают уровень возбудимости. Стереотипия — это эдакая медитативная программа, встроенная в наш мозг, чтобы успокоиться и взять себя в руки (или лапы).
Увы, таблетками стереотипию не вылечить. Единственное избавление от недуга — разнообразие. Меняйте условия содержания, рацион, напрягайте мозги необычными интеллектуальными задачками — и будет счастье вам и вашему питомцу.
Зоопсихолог Елена Непринцева – о питомцах зоопарка
Жизнь в клетке меняет психологию животных
Заведующая научным отделом Московского зоопарка Елена Непринцева в интервью РС рассказывает о том, что такое для животных свобода, об игрушках хищников и жалости к корму.
Наш разговор состоялся в понедельник – выходной день в Московском зоопарке. Мой путь от проходной до научного отдела лежал мимо тигриной вольеры, рядом с которой, естественно, в этот день не было ни одного человека. Огромный тигр лежал в самой середине площадки. Я посмотрел на него. Тигр в ответ уставился прямо мне в глаза. Разделяющие нас ров и решетка вдруг показались игрушечными. Я невольно заспешил, боясь оторвать от зверя взгляд, а тигр, немного поворачивая голову, внимательно следил за мной, шевеля самым кончиком хвоста.
– Как ведется научная работа в зоопарке?
У нас есть уникальная возможность варьировать среду обитания животных и смотреть, как это проявляется в биологии животного и более конкретно – в поведении. Нужно добиться от животного поведения, которое было бы интересно посетителям, но при этом несло бы просветительскую функцию, в отличие от цирка, где животные тоже ведут себя интересно, вот только просвещения там никакого нет. Наша задача – показать посетителям хотя бы примерно, как животное выглядит в дикой природе. Для этого нам нужно понять механизмы, которые определяют рисунок поведения. Мы видим только внешний рисунок поведения животного – результат огромного количества факторов, зависящих, в том числе, от условий содержания. От размера вольера, его структуры – вертикальной или горизонтальной, наличия или отсутствия водоема, возможности лазать, режима ухода и уборки, способа взаимодействия с кипером, особенностью социальной организации – животное одиночное или социальное. Вот, например, достаточно давно известно, что обезьян нельзя держать поодиночке, это правило – альфа и омега их благополучного содержания в неволе.
– Иначе им станет скучно?
Скучно – это слишком простое определение. Вот если человека сажают в тюрьму, в одиночную камеру, ему там скучно?
– Одиночество – это не просто скука.
– Я как раз думал, что вы мне это расскажете.
Мы не оперируем понятием “свобода”. Мы оперируем понятием “благополучие”, мы оперируем понятием “состояние”. Когда вас ограничивают в свободе, вас ограничивают в возможности контролировать свою среду. Если у вас нет возможности определять, когда вы ложитесь спать, когда вы идете есть, когда вы включаете телевизор, это создает сильнейшие факторы стресса. Такие же факторы действуют и на животных. Для них это не вопрос свободы, а вопрос способности контролировать среду.
Есть параметры среды, которые очень важны для животных, но не видны в природе по одной причине: в природе у животного всегда есть условия для контроля над средой, и только когда, помещая животное в ограниченные условия, в неволе мы создаем дефициты факторов контроля, мы понимаем, что они есть. И проявляются они, опять же, в поведении.
В любом зоопарке мира вы можете увидеть медведя, который двигается вдоль решетки туда-сюда. Все медведи и крупные кошачьи относятся к группе риска по проявлению пэйсинга [от английского pacing – расхаживание. – Прим. СД], стереотипного поведения расхаживания. Причем животное может содержаться в огромной вольере, но за полчаса до кормления вы все равно увидите у него пэйсинг. В маленьких вольерах у животного пэйсинг может происходить 80-90 процентов времени. В большой вольере или в небольшой вольере, где при этом правильно построено обогащение среды, пэйсинга будет меньше, но как правило он все равно будет. Очень сложно удовлетворить некоторые природные потребности животных в условиях зоопарка и избежать нежелательного поведения.
– Но это все же можно сделать?
Исследования по этому поводу ведутся. Известно, что степень пэйсинга зависит от размеров вольеры. Доля пэйсинга становится значительно меньше, если вы предоставляете животному очень большую площадь, на которой его, вообще-то, сложно демонстрировать, – это все равно, что наблюдать его в заповеднике. В целом, когда есть пространственно-временная точка, из которой животное регулярно получает ресурс, не имея возможности на него повлиять, возникает стереотипное поведение.
В природе животное, чувствуя голод, проявляет активность. Причем эта активность предполагает осведомленность о территории, включает опыт удачных и неудачных охот, если речь идет о хищнике. Включает информацию о соседях, соплеменниках, о происходящих стычках. Включает состояние – например, для некоторых видов медведей это выход из спячки или вход в спячку. Период спаривания, лактация, наличие детенышей первого года, второго года или и тех и других вместе. Весь этот ком факторов определяет в природе поведение животного в данный момент.
– А в зоопарке вместо всего этого остается, грубо говоря, только регулярное время кормления.
Да. Когда вы берете животное из природы, вы его получаете со всем этим набором биологических потенций, которые, с одной стороны, записаны в генетической матрице, а с другой стороны – вырабатывались в процессе онтогенеза, то есть в процессе раннего индивидуального развития. Правда, у таких животных и у тех, которые живут в неволе в третьем-четвертом поколении, поведение разное.
– Но пэйсинг есть у тех и у других?
Как правило, пэйсинг проявляют все медведи, но его уровень отличается. Вообще, четкой картины пэйсинга нет. Нельзя рассчитывать, что если вы предоставите животному 20 гектаров, будете кормить тем-то и ухаживать так-то, то получите 40 процентов пэйсинга. Мы знаем о некоторых факторах, но окончательно механизмы этого так называемого патологического поведения неясны. Несколько лет назад вышла объемная сводка, где анализировались результаты ста работ о стереотипном поведении животных в зоопарке. Многое прояснено, но окончательной картины нет.
– А есть ли какие-то способы, кроме увеличения территории, которые помогают уменьшать количество пэйсинга? Ну, например, нельзя ли сделать это за счет корма – предоставить животному возможность в каком-то виде активно добывать себе пропитание?
Получившая распространение в зоопарках в последние 50 лет программа обогащения среды как раз на это и направлена. Эта деятельность долгое время велась методом проб и ошибок: сотрудники чисто эмпирическим путем пытались понять, как сделать животному лучше. Но постепенно стала формироваться наука, появились научные работы, и сейчас это уже довольно хорошо представленное направление исследований, в основе которого попытка понять, какие механизмы объясняют поведение животного в неволе.
Разумеется, один из самых простых и дешевых способов обогащения – обогащение через корм. Однако, с хищниками сложно – мы очень ограничены в возможностях предоставить им вести себя, как в природе. Потому что демонстрировать публике, как тигр убивает корову, – простите, это слишком. Хотя в некоторых китайских зоопарках так делают.
– А ночью нельзя это делать? Тигры ведь ночные хищники.
Ну а корова-то как? А как же благополучие коровы?
– Корову все равно забьют на мясо.
Да, но ведь очень большое значение имеет то, как ее забивают, как ее транспортируют к месту убоя. Собственно, вопрос обогащения среды встал особенно остро у коммерческих компаний, которые заметили, что если транспортировать скот к месту забоя, не заботясь о том, как чувствуют себя животные, в их мышцах могут образовываться вредные для человека вещества. С этого и пошли плановые исследования благополучия животных, которые не могли не вызвать интерес в зоопарках.
– Удивительно, неужели это началось не в зоопарках, а на скотобойнях?
Скажем так, те исследования были оплачены, потому что от них зависела прибыль. Зоопаркам сложно было заниматься систематической работой в этой области. Зоопарки действовали интуитивно и, надо сказать, продвинулись достаточно далеко. Возникнув в сельскохозяйственной науке, это направление дало толчок к развитию самостоятельного направления исследований благополучия животных в зоопарковской науке.
– Давайте вернемся к тому, как кормить хищников.
Об этом до сих пор ведутся споры в зоопарковской среде. Например, этично или неэтично давать медведю живую рыбу. Кажется – ну, рыба. В конце концов, мы даем кормовых насекомых – ту же саранчу, хотя и она живая. Возникает вопрос – право на заботу имеют только те, кто вызывает у вас эмоциональное сочувствие? Его приходится как-то решать. Или вот еще вопрос – вы или даете ногу в шкуре или лошадиную голову тигру, или не даете.
– Как это решается в московском зоопарке?
Например, у нас не принято кормить животных тушами, хотя в некоторых европейских зоопарках кормят. Да, мы могли бы немного приблизить обстановку к природной тем, что корм будет со шкурой, что его надо разрывать, что надо кости разгрызать. Но есть же еще такие факторы, как поведение жертвы, знакомство жертвы с территорией. Умения жертвы избегать нападения. Выбор жертвы. Сейчас многие люди, не имеющие отношения к биологии, смотря великолепные фильмы, например, на канале Animal Planet, знают, что охота хищника не то что не всегда, но даже не слишком часто оканчивается успехом. Хищникам приходится тратить много усилий, в том числе когнитивных – умственных, на то, чтобы поймать жертву. Такие крупные хищники, как львы и гепарды, уже достигнув размера взрослого животного, должны долго учиться ловить добычу.
– А в зоопарке им дают ее каждый день на блюдечке. Может быть, у них перестают работать какие-то нейронные связи? Насколько вообще нейронауки здесь применимы?
В своей работе мы можем учитывать достижения нейронаук, но для изучения диких видов нужны специальные исследования.
– И такие исследования ведутся?
Вы наверное знаете, что те же самые нейрональные исследования производятся на лабораторных грызунах – мышах и крысах, на тысячах экземпляров. Для зоопарка это неприемлемо. Мы можем только проверять некоторые идеи.
– Но можно же сделать МРТ (магнитно-резонансную томограмму) медведю, например?
Ну хорошо, сделаете вы одному медведь МРТ и что из этого?
– А вдруг у медведя с выраженным пэйсингом будет очень специфическая томограмма?
Ну, во-первых, тут без статистики все равно не обойтись. Во вторых, давайте возьмем конкретного медведя, который сидит у вас вот тут в вольере. Что делать – купить аппарат МРТ в зоопарк или везти медведя в лабораторию? А для этого его надо обездвижить, что очень вредно, или приучить к транспортной клетке – но тогда у него будет сильный транспортный стресс. Что мы получим в МРТ? Последствия транспортного стресса? Последствия обездвиживания? Я уж не говорю о том, что аппарат нужно приспособить под медведя. Понимаете, эта работа невозможна уже на уровне вот этих технических мелочей.
– Но вы, как исследователь, хотели бы получить такие возможности?
Мы пока замахиваемся на более простые вещи. Например, мы расширяем гормональные исследования. К той картине состояния животного, которое мы оцениваем по поведению, мы хотим добавить гормональную картину. Есть довольно простые и отработанные методики, которые позволяют биохимически оценить уровень стресса. Аппаратура уже есть, осталось закупить достаточно дорогие реагенты.
– Как это можно будет применять на практике?
Есть зоопарки, где хорошо размножаются какие-то виды, например, из тех, что занесены в красную книгу или международные реестры. У нас, например, хорошо размножаются белые медведи – лучше, чем во многих других зоопарках. Детеныши, которые при этом рождаются, представляют определенную ценность, особенно если один из родителей дикий, как было у нас. Этих детенышей мы отдаем или продаем в другие зоопарки. Их надо в какой-то момент оторвать от медведицы, поместить в карантин, потом – в транспортную клетку и отправить в другой зоопарк. Так выглядит процедура. Но за всем этим – реальный медвежонок, у которого связь с матерью, у которого – адаптация к тем условиям, в которых он родился, а это не тундра и не паковые льды, по которым, кстати, медведи в природе фантастически здорово умеют ходить. Для того, чтобы оценивать состояние таких животных, гормональные исследования были бы очень полезны.
– Дикие медвежата ходят по паковому льду, а что они делают в зоопарке?
У нас, например, белые медвежата очень любят одевать на голову дорожные конусы, это, кстати, одна из любимых игрушек белых медведей во всех зоопарках. Дикие медведи в Канаде даже воруют у дорожников эти конусы. У нас все медвежата обожают ходить с конусами на голове, объяснить научно, какое поведение они при этом отрабатывают, я вам не могу. Они ведут себя, как дети, бесконечно бьют по мячу. Лапой посылают мяч для боулинга в воду, он погружается, но потом выскакивает назад с определенной силой. В зависимости от толчка он выскакивает на разную высоту. И медвежонок учится ловить его на излете и легким, экономным движением посылать на нужную глубину. Наверное, это модель того, как животное в природе учится, например, взламывать лед. То есть мы наблюдаем то же, что и в природе, только на выходе получается другая форма. Но механизмы те же самые. Помещая животное в неволю, даже на много поколений, мы в механизмы ничего нового не привносим, а значит, мы можем их здесь обнаружить и изучать.
Да, это очень важный вопрос. Что именно можно увидеть в игре медвежонка с шаром для боулинга? Наша работа устроена так. Очень много времени уходит на предварительные наблюдения – ты просто ходишь и смотришь, ничего не записывая. В голове должен сформироваться образ поведенческого механизма. Исследования из чисто академической науки могут подсказать какие-то ходы. Вообще, возможности экспериментировать у нас здесь очень ограниченны. Это какие-то плановые процедуры – переход из зимней вольеры в летнюю, из летней – в зимнюю или, например, ссаживание для размножения. Зооинженерные процедуры, которые происходят в зоопарке, – это и есть наша возможность для изучения животного. Кроме того, сравнительно новое направление обогащения среды. Оно не обязательно стационарное изменение – повесили полочку и все. Это может быть система постоянных изменений, позволяющая воспроизвести определенный уровень непредсказуемости, который диких животных держит в полезном для психики тонусе. А животным в зоопарке – бороться с той самой скукой, о которой мы говорили.
– Эти систематические изменения происходят через корм?
Да, вы можете давать корм в разной форме. Тем же самым обезьянам можно давать корм нарезанный, а можете целый. Если дать не очень крупному животному целое яблоко, оно будет с ним возиться, потом бросит, другое подберет. Можно его мелко порезать и разложить в специальные кормушки, из которых такая мелкая обезьяна, как саймири, будет их доставать, шаря рукой. Можно спрятать эти кусочки в разных местах в вольере. Опять же, важно понимать: данное животное в природе собирает дисперсно корм или нет. Тигру бессмысленно разбрасывать кусочки мяса в вольере, это не отвечает его биологическому профилю. Зато вот, например, в ленинградском зоопарке используют так называемый кормовой столб: на столб вроде телеграфного вешают куриную тушку, что, в общем, посетителей не сильно шокирует, и тигр взбегает на этот столб одним рывком, хватая мясо. Это как раз пример обогащения, придуманный эмпирически. Хотелось, чтобы тигр питался, затрачивая какие-то физические и когнитивные усилия, что в зоопарке, вообще говоря, устроить непросто. Тигры – засадчики, они долго выбирают место засады, ждут жертву – и потом делают рывок. Возможно, кормовой столб как раз обеспечивает им возможность хоть как-то выплеснуть энергию, как это происходит в природе. Но насколько это работает, насколько это реально сказывается на психическом здоровье львов – таких исследований никто пока не проводил.
– Когда вы говорите о психическом здоровье животных, что вы имеете в виду? Вы можете сказать, что вот это конкретное животное – психически здорово?
И да и нет. Очень сложно сделать быстрый анализ: подошел, увидел, сказал. Но можно провести серию наблюдений, серию исследований. Если мне поручат понять, что с животным, мне надо будет за ним понаблюдать, посмотреть, как оно ведет себя в вольере, насколько разнообразно его поведение. Как он использует вольеру – вольера может быть огромная, а использует животное только ее десятую часть, потому что остальное пространство не отвечает потребностям или просто пугает. Каков режим ухода, как животное взаимодействует с кипером, особенно если речь о крупном животном. Как реагирует на посетителей. Внешний вид – тусклая или блестящая шерсть, наличие проплешин. Размножение – причем будет ошибкой считать, что если животное размножается, значит, оно хорошо себя чувствует, это распространенное заблуждение. Многие животные как раз размножаются, будучи в очень плохом состоянии, видимо, это биологически оправданно. Вот можно, имея определенный опыт, оценить все это комплексно, причем многие вещи так и остаются на уровне интуиции, которую нельзя статистически обработать и научно выразить. Но вы можете чувствовать, что животное по всем параметрам благополучно, но что-то в его поведении вас не устраивает. Интуиция может помочь осознать новый фактор и исследовать его научными методами, понять, что его беспокоит – это может быть звук стройки в соседнем районе.
– Есть ли для животных понятие психической нормы?
Мы от такого понятия отказались. Нарушенное поведение традиционно называлось патологическим, а раз патология, значит, ее надо лечить. Сейчас у нас принято отношение к нарушениям – ставлю их в кавычки – как к способу адаптации к недостаточным для хорошего состояния условиям. То есть, проще говоря, животные плохо себя ведут в плохих условиях. Если у животного есть нарушение в поведении – будь то пэйсинг, который некоторыми посетителями оценивается как “о, здорово, медведь танцует”, или деструктивное поведение, когда животное ломает вольер, или агрессия к другим животным или человеку – это все маркеры не очень благополучного состояния. Животное ищет возможность прийти в более уравновешенное состояние в неблагоприятной среде. Вот есть точка зрения, что расхаживание, пэйсинг, имеет – поставим в кавычки – терапевтический эффект. Я, например, когда жду автобуса, хожу по остановке точно так же, делая строго определенной количество шагов.
– Расскажите про других животных. Как обогащается среда для вашего знаменитого жирафа Самсона?
Он – гибрид двух подвидов жирафа, и поэтому мы его держим отдельно от других жирафов, которые содержаться стадом. Для того чтобы он не скучал, пытались давать ему различные игрушки, но они вызывают у него половое поведение. Поэтому его жизнь разнообразят различными кормами. Жирафы в стаде просто не обращают внимания на игрушки.
У нас есть удачный опыт тренингов со слонами. Это совместный проект нашего отдела и отдела млекопитающих. Сейчас есть тенденция переходить от работы со слонами в прямом контакте, когда служитель входит в вольер и взаимодействует с животным, к защищенному контакту – через решетку. Это обеспечивает для животных определенную неприкосновенность их территории и определяет добровольность участия в тренинге: хочет слон заниматься – пришел и занимается. Не хочет – не подходит и не обращает внимания на тренеров, которые ему машут из-за решетки.
Вот уже несколько лет нашим слонам дают игрушки. Это различные предметы, реагируя на которые, слоны могут проявлять поведение, которое описано в природе. Например, растирать что-то подошвами, разрушать хоботом, головой или задними ногами. Слоны виртуозно пинают задними ногами пластиковые бочки, это выглядит как футбол.
– Слоны действительно умные?
– И нужно стараться дать им возможность проявить свой ум?
Создать в неволе среду, которая бы вызывала к жизни этот комплекс способностей, чрезвычайно трудно. Но даже игрушки вроде пластиковых бочек – для слонов тоже когнитивные задачи. Сначала они вызывают у слонов страх, слоны – очень осторожные животные и прежде всего пытаются разрушить все, что попадает к ним в вольеру, особенно, если этот предмет внести неосторожно, не подготовить слона заранее. После того как слон “убьет”, то есть растопчет, достаточное количество бочек и привыкнет к ним, он начинает как-то их исследовать, например, ощупывать хоботом, пытаться поднять, приспособить к какой-то части тела, как медвежата свои дорожные конусы.