Что такое письменность детям
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»
Светлана Лазарева
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как научились люди писать, или откуда азбука пошла»
Цели: Познакомить с древними способами общения людей, вызвать интерес к прошлому, к познанию истории письма; приобщать к русской культуре; познакомить со славянской азбукой, которую создали братья Кирилл и Мифодий; формировать познавательную активность детей; пробуждать интерес к прошлому народа; развивать чувство сопричастности к Родине; развивать потребность в приобретении знаний о культуре государства.
Ход беседы.
Воспитатель: В древности люди не умели писать, читать, не было алфавита, и им приходилось общаться разными способами. Вначале люди общались с помощью жестов и звуков. Представьте, что вы древние люди, и с помощью рук, мимики, жестов,звуков передайте следующие ситуации: «Хочу пить», «мне холодно», «болит зуб» и т. д. (игра «Через стекло»). В древности люди использовали язык сигналов,знаков: например, камень у входа означал «Не входить!»; дым костров разной высоты предупреждал об опасности; сломанные ветви деревьев обозначали путь охотника и др.Давай придумаем свой язык сигналов для ситуаций: «Не надо ссориться!», «Давай дружить!». (Выполняют). Древние люди общались с помощью различных предметов, но так можно общаться, если люди находятся рядом друг с другом. Как можно сообщить нужную новость, предупредить об опасности тех, кто находится далеко? (Высказывания детей.)
Послушайте легенду о персидском царе Дарии. Как-то он получил послание от скифов (был такой древний народ).Послание включало четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелу. На древнем языке мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрела – отказ от войны. Как же понимать это послание от скифов?Царь Дарий рассудил так: скифы в знак смирения принесли ему в дар землю, воду и небо.Однако один из мудрецов истолковал послание скифов по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачите в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Оказалось, что мудрец прав. Легенда показывает, что послания-предметы можно понять по-разному, и поэтому они неудобны в использовании.
Со временем люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное. Тогда они эти предметы стали рисовать (наскальные рисунки). Так с помощью рисунка людипередавали информацию друг другу: как прошла охота, какой был улов и др.
Постепенно от рисунка людиперешли к знакам-символам: например, слово «человек» передовали изображением человека. Эти знаки называются иероглифами – каждый обозначал слово и вырезался на дощечке или табличке (показ древнего письма, выполненного на глиняной табличке). Догадайтесь, что изображено вместо букв?
Памятные дощечки называли бирками для записей, люди носили их с собой, на них делали зарубки, пометки, чтобы незабыть важную информацию. С тех пор возникло выражение «зарубить на носу». Как вы его понимаете? Да, это значить запомнить раз и навсегда.
В разных странах писали на разных материалах, папирусе, пергаменте, глиняных табличках. А на чем рисовали на Руси? Этот материал – дерево, символ России.
Наши предки записывали все важные события, специально для этого готовили бересту, т. е. кору березы; для письма заостряли палочки, которые назывались писалами.
Долгое время наши предки обходились без письма, они общались друг с другом, рассказывали о том, что видели или слышали, а вот записывать свои мысли не могли, потому что не было азбуки. Сведения разного рода черпали из песен, сказок, гаданий, сказаний. Как вы думаете, для чего нужна письменность? (Высказывание детей.) Со временем накопилось мног знаний, запомнить все сложно, нужно было их записывать. Понятно ли было такое письмо? (Ответы.) Да, рисунки для всех слов трудно и грамотно по ним нелегко учиться. Братья Кирилл и Мифодий из далекого греческого города Салоники совершили великое дело – создали славянский алфавит и научили людей писать. Кирилл и Мифодий взяли греческий алфавит (показывает) и применяли его к звукам славянского языка, поэтому многие наши буквы внешне похожи. Первая славянская азбука – глаголица, от слова «глагол», что означает «речь», «говор». Она имела те же буквы, но со сложным написанием (показ). Затем возникла кириллица. (Дети рассматривают буквы, узнают, что каждая имела имя и напоминала о словах, которые забывать нельзя.) Так славяне получили письменную азбуку – кириллицу, которую назвали память одного из ее создателей. Славянскую азбуку с легкостью мог выучить любой человек, поэтому они быстро распространились среди разных народов.
На Руси было открыто много школ, где взрослые и дети обучались письму. А как образовалось слово «азбука»? (По первым буквам «аз» и «буки».) В Москве открыли памятник братьям Кириллу и Мифодию на Славянской площади. Почуму о них помнят? (Братья принесли на Русскую землю письменность, приобщили народы к культуре).Кирилл и Мифодий говорили: разве не для всех светит солнце? Разве не для всех идет дождь? Разве не всех кормит земля? Значит, все люди равны, и всем нужна грамота. Вы согласны с этими словами? (Высказывание детей.) Возникновение письменности на Руси послужило развитию грамотности народа, распространению книжного дела.
Сразу заговорят. (Буквы.)
Да, это буквы, в алфавите они располагаются в определенном порядке. Давайте рассмотрим современный алфавит и кириллицу. Чем они похожи и чем они отличаются? (Количеством букв; в современной азбуке их 33, в кириллице 43; их написанием).
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Как люди раньше общались, с помощью чего? Для чего же людям нужна азбука?
Конспект беседы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте «Как люди научились считать» Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна Тема:.
Беседа к 23 февраля «Наша армия» с детьми старшего дошкольного возраста Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к 23 февраля на тему «Наша Армия». Цель: o Расширить знания детей о празднике 23 февраля –.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми» Акция против жестокого обращения с детьми «Личная безопасность ребенка» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя с.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя с незнакомцами» Акция против жестокого обращения с детьми «Личная безопасность ребенка» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Как вести себя.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Мои права» Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний. Задачи: Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка.
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Уроки добра» Цели: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека. Развивать желание совершать добрые поступки,.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Беседа «Лесные гости» Беседа «Лесные гости».Задачи. Расширять знания детей о лесных птицах. Закреплять представления о том, как похолодание изменяет жизнь птиц.
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Беседа «Зимующие птицы» Беседа «Зимующие птицы».Задачи. Расширять знания детей о зимующих птицах. Закреплять представления о том, как похолодание изменяет жизнь.
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»
Екатерина Дирина
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Появление письменности на Руси»
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
— дать знания о появление письменности на Руси;
— формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
-продолжать закреплять слуховой, зрительный, артикуляционный образ букв;
— закрепить понятия гласная/согласная буква;
— продолжать формировать навыки звуко- буквенного анализа и синтеза;
— формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Словарная работа: азбука, алфавит, славянский алфавит, гласные, согласные.
Методы и приемы:
Оборудование: азбука, зеркала, мягкие модули, видеофайл История рождения славянской письменности аудиофайлы, дидактическое пособие «Фетровые буквы», демонстрационные картинки.
Предварительная работа. Экскурсия в библиотеку, оформление выставки книг, чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Ход ООД.
Звучит музыка. В группу входит логопед. У него в руках азбука.
Азбука (голос за ширмой или аудиозапись)
— Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (Детям показывается изображение славянского алфавита)
Детям показывается изображения славянского и современного алфавита.
Логопед- Посмотрите, пожалуйста, похожа ли современная азбука на древнюю?
(Дети: Современная азбука отличается от древней. Буквы пишутся по-другому)
Дети из мягких модулей по замыслу конструируют машину времени.
Рефлексия. Включается музыка.
(Дети смотрят видеофрагмент.)
(Дети- аз, буки. Ответы детей)
— Ну а мы не будем им мешать, пойдем на полянку поиграть. Садитесь на лужок. Ребята, какие 2 группы букв и звуков вы знаете?
(Дети- гласные и согласные.)
Пальчиковая гимнастика «Алфавит».
Дидактическое упражнение «Покажи и пропой».
Дидактическое упражнение «Отгадай по артикуляции».
(Дети отгадывают буквы по немой артикуляции)
Рефлексия. Включается музыка.
Закрываем глазки. Летим… Летим, через пространство и время…Летим-летим. В лицо нам дует ветер, падают капли пролитых дождей. Летим-летим… Открываем глазки.
Играет волшебная музыка. Педагог открывает Азбуку.
Литература
1. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. —— М. : Вентана- Графф, 2003. — 304 с.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Конспект ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Диалогическое взаимодействие» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка» Конспект ООД по развитию.
«Праздник славянской письменности» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Скоро мы будем отмечать»День Славянской письменности и культуры». Подбирая материал для проведения мероприятия посвященному этой дате нашла.
Конспект интегрированной ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Конспект интегрированного ООД для детей старшего дошкольного возраста Тема: Спешим на помощь. Цель. Закрепить элементарные математические.
Конспект ООД по рисованию в нетрадиционных техниках для детей старшего дошкольного возраста «На морском дне» Видео Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «На морском дне» (нетрадиционные техники рисования) Образовательные области: познавательное.
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Загадочный мир космоса» Цель:формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос. Задачи:.
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.
Конспект ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Конспект ООД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Занимательная математика». Цель: Обобщение и закрепление элементарных.
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Звуки [к]-[к’] и [х]-[х’]. Буквы К-Х» Задачи: учить детей дифференцировать звуки [к] – [к’] и [х] – [х’] в слогах и словах; упражнять в употреблении существительных в форме родительного.
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»
Анна Петришенко
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»
Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
— дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
— познакомить со старославянским алфавитом;
— формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
— формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приемы:
Активация деятельности различных анализаторов:
словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.
Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение
Предварительная работа.
Познавательное развитие :экскурсия в библиотеку, рассматривание книг
Речевое развитие : разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия
Ход НОД:
(Показывает детям Азбуку.)
— что это? (книга, Азбука, учебник)
— Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
— Все буквы вместе как называются (алфавит)
Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
— зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
— Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)
Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)
— вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)
-Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)
Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)
Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)
Послушайте историю появления азбуки.
Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)
Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.
(раздаем бумагу и восковые мелки)
С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.
Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»
Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?
Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
— Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?
(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)
Не пером пишут — умом.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Ничего не мыслить – век киснуть.
Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)
Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.
«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Вот каким пером писали –
Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)
А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)
Буквы каждому нужны,
Буквы каждому важны,
Формируем из них слово,
А из слова будет речь!
Не писать и не читать
Если б не было букв,
Два брата Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Что научили нас читать!
— Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.
(дети приглашаются на выставку книг)
«Праздник 24 мая. День славянской письменности и культуры» Непосредственно образовательная деятельность «Праздник 24 мая. День славянской письменности и культуры» Подготовительная группа 25 минут.
Познание ООД на тему: «История создания письменности»старшая группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по теме:
«История возникновения письменности».
Автор: Князева Наталья Анатольевна
воспитатель старшей»Б» группы
Цель : создать условия для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
— Познакомить детей с историей возникновения письменности, учить передавать информацию с помощью условных знаков.
— Продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение решать проблемную ситуацию.
-Способствовать развитию творческого воображения.
-Формировать умение соотносить знаковые символы с образами и действи- ем.
— Воспитывать познавательный интерес к истории возникновения предметов, вещей, передаче информации.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно-творческое развитие.
Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр познавательных передач, дидактическая игра «Что было бы, если. », беседы детей дома с родителями о жизни первобытных людей.
1.Орг. момент. (Приветствие. Дети заходят в группу и подходят к воспитателю )
Здравствуй, Солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую! Улыбнитесь друг другу!
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло очень необычное письмо, а прочитать я его не могу. Посмотрите, может кто-нибудь из вас сможет его расшифровать?
Воспитатель: А вообще, ребята, откуда мы получаем знания и информацию? ( ответы детей ). Правильно, из разных источников: из телевизионных программ, компьютера, журналов, газет и даже из писем.
Ребята, а как вы думаете, каким образом древние люди могли бы рассказать нам о своей жизни? Каким способом они передали бы информацию о себе? (ответы детей ).
Воспитатель : Да, ребята, вы совершенно правы. Давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, когда не было букв и цифр, они могли рассказать о себе, своих делах, повадках, охоте, рисуя на стенах пещер.
2. ( Демонстрация изображений наскальных рисунков ) на мольберте
Ребята, что вы видите? ( ответы детей ).
Это изображение наскальных рисунков,ученые расшифровали эти рисунки, и мы узнали, как жили наши далекие предки. ( занимались охотой, собирали ягоды, семена растений )
Как вы думаете, если бы мы отправились в далекое прошлое, смогли бы мы научиться читать подобные письма? И наверное то, которое нам пришло к нам в детский сад?
А вы хотите совершить путешествие в первобытное общество?
Тогда встаньте в круг, возьмитесь за руки, чтобы не потеряться при перемещении во времени, закройте глаза и повторяйте за мной.
3. Рассматривание пещеры ( дети садятся на ковер , на ковре лежат шкуры, имитация древнего кострища, камни)
Ой, ребята, мы с вами оказались в первобытной пещере. Что вы здесь видите?
Посмотрите, что изображено на одной из стен пещеры? ( деревья) Воспитатель предлагает детям подойти к стене, на которой висят карточки с изображением деревьев (4 карточки)
Подумайте, что обозначает каждое дерево ( время года). Правильно, объясните, почему вы так решили? ( например, на этом дереве нет листьев, значит, это зимнее дерево). Назовите время года (зима, весна, лето, осень)
А теперь подумайте, как можно изобразить части суток.
Например: ночь – луна; а день – солнце.
а когда солнце садится это – вечер ( картинки). Так обозначаются символами части суток.
4. Индивидуальная работа (с карточками)
Составьте из рисунков: зимняя ночь, осенний вечер, весеннее утро, летний день. Молодцы!
5 . Вывод : Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить время года и части суток.
Ребята, пойдем дальше. Что вы видите?( изображения людей)
Наши предки рассказывали не только о природе, но и о людях. ( На другой стене висят изображения людей)
Что можно сказать об этих рисунках? Кто изображен вверху? ( женщина и девочка ) Почему? А внизу кто изображен? ( мужчина и мальчик ). А как вы догадались? А если добавить тросточку? (дедушка, бабушка).
Работа по карточкам на доске магнитной (картинки с изображением детей)
Наташа, а кто нарисован справа? ( девочка ). А как ты догадалась? Миша, а слева? ( мальчик). Почему? А как назовем одним словом? ( дети.) Молодцы!
Вывод : Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить детей и взрослых.
Встали в кружок мы же с вами попали в древний мир.
Танец Индейцев по кругу, с высоким подниманием колена (по очереди).
На месте топать, приставными шагами.
Дыхательные движения, плечи вверх, вниз.
(Воспитатель показывает схему движения, а дети его выполняют).
7.Игра «Угадай настроение » – воспитатель дает задание, а дети мимикой показывают настроение
А сейчас мы поиграем, ребята, а по лицу можно определить, какое настроение у человека? Давайте попробуем. Это какое настроение? (показ рисунка).
А теперь покажите мимикой лица. (веселое, грустное, сердитое, спокойное)
8. Работа в группах. (Девочки и мальчики)
Смотрите, какие то рисунки…А что могут вам рассказать эти рисунки?
Девочки вам задание: Подумайте кто и в каком настроении здесь изображен? (грустная женщина), Почему?
Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить настроение людей.
Что могут обозначать эти рисунки? Ноги – идти, ходить. Нос – нюхать . Рука – брать, давать ( показ картинок)
-А кто может прочитать, что нарисовано здесь? ( показ схемы)
Девочка нюхает цветок. Молодцы!
Вывод: Мы теперь знаем, какими символами можно обозначить действие людей.
Продолжаем наше путешествие дальше. (подходят к столам ).Что вы видите перед собой?
9.Работа по группам ( по уровням )
У каждого ребенка деревянная дощечка и мелок
Обратите внимание, на столах стоят условные обозначения:
Солнышко, Звездочка, Месяц. Ребята, садитесь на стульчики. Каждая группа садитесь на свои места. А сейчас зарядка для пальчиков.
10.Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
И работать захотели.
А теперь каждый из вас может нарисовать картинку, при помощи символов, с которыми мы с вами сегодня познакомились, а потом расшифруем полученные предложения.
1. Солнышки вам задание: Изобразить часть суток и время года, когда вы были на охоте? Повтори Руслана, что вам надо сделать? Приступаем.
2.З вездочки вам задание: Изобразите Веселого мальчика.
Повтори Семен, какое задание вы должны выполнить?
Не забудьте про мимику. Молодцы!
3. Месяцы вам задание: Нарисовать такое же дерево.
Солнышки. Аня, когда ты ходила на охоту? Как изобразила дерево? Почему? Молодцы ребята!
Звездочки. Артем, какое настроение у твоего мальчика? Как ты это изобразил? Хорошо!
Месяцы. Никита,в какое время года дерево без листьев?Молодец!
Вывод: Ребята,вы теперь с легкостью можете читать нарисованные письма,
а нам пора возвращаться домой, в наше время, выйдете в центр группы, встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной: Крибли-крабли, Тик, так, той. Возвращаемся домой. ( Звучит волшебная музыка, дети открывают глаза)
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и вернулись. А как вы думаете, сейчас мы сможем прочитать зашифрованное письмо, которое пришло в детский сад?
Ну, тогда, давайте попробуем ( воспитатель достает письмо, дети его расшифровывают).( За дверью посылка). Молодцы!
Воспитатель : Ребята, пойдемте, проверим, правильно ли мы прочитали письмо? Дети находят посылку, в ней альбомы мелки и медали(смайлики)
12.Итог: Понравилось вам путешествие в историю? А где мы с вами были? Какое испытание для вас было трудным? Что вам больше всего запомнилось?(раздаю смайлики)