Что такое плановые показатели
Плановые показатели
Плановые показатели – это целевые ориентиры хозяйственной деятельности предприятия. От их состава и обоснованности применяемых методов расчета в значительной мере зависит эффективность работы предприятия и всех звеньев управления на разных уровнях. Они определяют структуру, адресность, разработки плана и отражают его хозяйственные социальные задачи. Технико-экономические показатели в хозяйственном механизме влияют не только на принятие плановых решений, но и на организацию производства, сбыт продукции и ее учет. При помощи показателей можно реализовать контрольные функции управления. Активная роль показателей плана зависит во многом от того, насколько полно они отражают цели предприятия и потребность в необходимых ресурсах.
Показатели, используемые в планировании, делятся на обобщающие и частные. Обобщающие показатели – это основные показатели в отдельных разделах плана, получаемые с помощью стоимостной оценки, в том числе по производству продукции, труду и заработной плате, себестоимости и прибыли. Частные показатели в большей мере носят информационный характер.
В зависимости от положенных в основу измерителей показатели подразделяются на стоимостные и натуральные. Натуральные показатели отражают вещественную сторону производства. Они измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Для расширения сферы использования натуральных показателей применяют условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продукции к единому измерителю при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или работ, имеющее наибольшее экономическое значение. Стоимостные показатели определяются величиной денежных затрат или по оплате (выручке) в сопоставимых базовых и текущих ценах. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции). С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы.
В зависимости от характера оценки производственных процессов показатели могут быть количественными и качественными. Количественные показатели используются для выражения непосредственных результатов производства или работ. Качественные показатели применяются для оценки соответствия плановых заданий существующим критериям (стандартам, техническим условиям). Они делятся на две группы: технико-экономические и экономические. Технико-экономические показатели отражают эффективность использования основных и оборотных фондов. К ним относятся, например, выход бензина с одной тонны сырой нефти. Экономические показатели характеризуют эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. К ним относят: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и т.д.
Плановые показатели в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Плановые показатели – это важнейшие инструменты народно-хозяйственного планирования, которые отражают экономические и политические задачи планов, а на предприятиях являются целевыми ориентирами хозяйственной деятельности.
Характеристика плановых показателей
Развитие экономики любой компании характеризуется при помощи плановых показателей, состав и перечень которых определяется содержанием планов.
Показатель – это форма количественного выражения экономической категории, процесса или явления. К системе показателей также относятся лимиты и нормативы.
Нормативы представляют собой показатели в относительном выражении, а лимиты – это ресурсные показатели, выражающие предельно допустимый объем затрат ресурса, который необходим для достижения конечного результата.
Система показателей включает различные блоки, соответствующие определенным аспектам расширенного воспроизводства.
К основным блокам показателей планирования социальных и экономических процессов относятся:
Выделяются также макроэкономические, отраслевые, региональные, по предприятию, показатели структурных подразделений предприятия, что зависит от уровня управления экономикой.
Показатели планирования взаимосвязаны с показателями статистики и учета, поэтому должны обладать методологическим единством и сопоставимостью.
На рисунке 1 представлены показатели, используемые при планировании внутри предприятия:
Готовые работы на аналогичную тему
Охарактеризуем каждый из них.
Натуральные показатели отражают вещественную сторону воспроизводства. Они могут устанавливаться в физических и условных единицах, например, тоннах, штуках, метрах. Применяются в процессе планирования объемов производства. Их преимуществом является то, что они обеспечивают получение количественного выражения и качественных характеристик того или иного показателя.
Стоимостные показатели выражаются в деньгах. С их помощью производится расчет общих объемов производства и реализации товаров, товарной и валовой продукции, затрат на производство и т.д.
Деление показателей на качественные и количественные связано с необходимостью описания масштабов производства и т.п.
Показатели могут рассчитываться и в абсолютном, и в относительном выражении.
Утверждаемые показатели – это показатели, которые утверждаются вышестоящими органами и доводятся до нижестоящих как задания на поставку продукции или же ограничения по использованию ресурсов.
Индикативные показатели имеют информационный характер. Государство при помощи индикативных показателей информирует хозяйствующие субъекты о желательной экономической политике.
Расчетные показатели имеют вспомогательный характер, рассчитываются при помощи определенных формул, методик.
Условно-натуральные показатели применяются для измерения объемов производства однородной продукции, различной по материалоемкости и другим признакам.
Система планирования на предприятии
Система планирования на предприятии зависит от его функций и внутренней административно-хозяйственной системы. Каждой структурной единицей ведется разработка своего плана, который связан с общим планом предприятия.
Система планирования основана на сложном механизме плановых расчетов на каждой стадии процесса планирования.
Система оперативного планирования на предприятии – это совокупность методов и способов определения ключевых планово-организационных показателей, которые необходимы для согласованной работы подразделений компании, регулирования процесса производства и потребления продукции, чтобы достичь запланированные рыночные результаты при оптимальном использовании экономических ресурсов.
Планы координируются на протяжении всего периода разработки и исполнения долгосрочного плана.
Реализация директивного планирования производится посредством определения адресных заданий и распределения ресурсов, необходимых для выполнения этих заданий. Основные рычаги директивного планирования – это бюджетное финансирование, лимит капитальных вложений, фонд материально-технических ресурсов, госзаказы.
Индикативное планирование представляет собой такой способ вовлечения самостоятельных рыночных субъектов на паритетных началах с государственными органами в разработку и осуществление программ развития, который позволяет гармонизировать государственные интересы и интересы частного капитала.
С помощью договорного планирования регулируются коммерческие отношения рыночных субъектов, выстраиваемые на добровольной и взаимовыгодной основе среди предприятий, объединений, банков. Договорные отношения создают устойчивые экономические связи на производстве, формируют взаимные обязательства и т.д.
Предпринимательское планирование – это функция всех субъектов хозяйственной и финансовой деятельности, которая нацелена на обоснование и определение направлений эффективного развития. Его основой являются внутрифирменные планы с различными сроками.
Нормы и нормативы в планировании
Нормы и нормативы – это исходные научно-обоснованные данные, учитываемые в процессе разработки планов и устанавливаемые на основании требований законодательства, различных нормативно-методических документов ведомственных, региональных, местных органов управления.
Цель использования норм и нормативов заключается упорядочивании производственной деятельности предприятия, подчинении ее научно обоснованным закономерностям.
Под нормами понимаются плановые или же временно утвержденные производственные показатели.
Нормативы представляют собой показатели, которые используются в процессе расчета норм. К ним относятся нормативы оборачиваемости, коэффициенты, характеризующие качественные стороны элементов производства.
Нормы и нормативы по своему виду бывают абсолютными и относительными, плановыми и фактическими, общими и частными, текущими и перспективными, качественными и количественными, микро- и макроэкономическими.
По видам ресурсов нормы и нормативы бывают регулирующими величину затрат производственных средств, предметов труда, трудовых ресурсов на производство единицы продукции, оказание услуги или же выполнение работы.
По производственным стадиям нормы и нормативы делятся на текущие, технологические, страховые, нормы производственных запасов и т.п.
По численному значению нормы могут быть оптимальными, допустимыми, минимальными, средними, максимальными.
Нормативы служат ориентиром экономического состояния фирмы.
Разработка норм и нормативов осуществляется по одному из следующих способов:
Нормы и нормативы образуют нормативную базу, которая постоянно обновляется и корректируется по мере работы и развития компании.
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, важнейший инструмент нар.-хоз. планирования. П. п. отражают политич. и экономич. задачи планов в виде конкретных заданий, а также необходимые к ним расчёты. В СССР существует единая, взаимоувязанная система показателей. Она охватывает все стороны деятельности предприятий и отраслей, хозяйств союзных республик и экономич. р-нов страны, а также включает общие показатели процесса расширенного социалистич. воспроиз-ва и роста народного благосостояния. Система показателей разрабатывается исходя из общих принципов нар.-хоз. планирования, в интересах пропорционального и эффективного развития экономики, обеспечения директивности и адресности плановых заданий, сочетания отраслевого и терр. разреза плана (см. Планирование народного хозяйства).
П. п. делятся на две осн. группы: утверждаемые, являющиеся обязательными заданиями для всех предприятий и орг-ций, и расчётные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
Утверждаемые в нар.-хоз. плане показатели включают все осн. задания, определяющие темпы и пропорции развития х-ва, в т. ч. объёмы произ-ва и реализации продукции, показатели повышения эффективности произ-ва, развития отраслей сферы обслуживания населения и роста уровня жизни народа. Расчётные показатели к планам включают подробную номенклатуру продукции, работ и услуг, широкую систему технико-экономич. норм и нормативов (производительности оборудования, затрат материальных ресурсов, труда), балансовые расчёты и т. п. Осн. принципы формирования системы плановых показателей едины как для перспективных, так и для годовых планов. Однако в пятилетних планах предусматривается ограниченный, укрупнённый круг показателей, а в годовых-более детальный и конкретный. Напр., в нар.-хоз. плане на год утверждаются задания по произ-ву более чем 2000 видов пром. продукции, титульные списки по 400-500 вновь начинаемым крупным стройкам. Ещё более укрупнёнными являются показатели долгосрочных планов.
Состав показателей планов систематически корректируется с учётом главных задач, предусмотренных в планах освоения произ-ва новой продукции, и т. п. Так, в нар.-хоз. планах 9-й пятилетки (1971-75) значительно расширены задания в области повышения уровня жизни народа, роста эффективности произ-ва и прежде всего производительности труда, фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, снижения удельных норм расхода сырья, материалов и топлива.
П. п. в зависимости от их роли в общественном воспроизводстве могут быть объединены в следующие группы. 1) Население, живой труд и его использование: численность населения, рабочих и служащих, колхозников, пенсионеров и др. категорий населения, производительность труда, фонд рабочего времени и т. д. 2) Осн. фонды: наличие и ввод в действие осн. фондов; производств. мощностей, степень их использования (фондоотдача). 3) Оборотные фонды: балансы и планы распределения сырья, материалов, топлива; нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции; нормативы запасов оборотных фондов. 4) Научно-технич. прогресс: развитие сети науч. учреждений и объёмы науч. исследований; объёмы внедрения достижений науки и техники в произ-во, их эффективность. 5) Объём произ-ва продукции и перевозок. 6) Объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ. 7) Финансовые показатели: себестоимость продукции и издержки обращения; прибыль и рентабельность; доходы и расходы гос-ва, предприятий и орг-ций; фонды экономич. стимулирования; доходы и расходы населения; различные финанс. нормативы. 8) Показатели уровня жизни народа и социально-культурного развития; реальные доходы на душу населения; заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников; выплаты и льготы из обществ. фондов; уровень потребления товаров; розничный товарооборот; обеспечение жильём и коммунальными услугами, бытовое обслуживание, развитие нар. образования и здравоохранения. 9) Охрана внешней среды и использование природных ресурсов. 10) Нар.-хоз. пропорции и эффективность обществ. произ-ва; балансы обществ. продукта и нац. дохода. 11) Внешнеэкономич. связи: общий объём экспорта и импорта по товарным группам; показатели научно-технич. сотрудничества; показатели экономич. интеграции стран- членов СЭВ и др.
Перечень показателей, устанавливаемых в нар.-хоз. планах, в дальнейшем расширяется и дифференцируется мин-вами, ведомствами СССР и Сов. Мин. союзных республик. Вышестоящие организации утверждают предприятиям лишь осн. задания, а в полном объёме плановые показатели определяются в техпромфинпланах самими предприятиями (см. Техпромфинплан предприятия). Показатели планов предприятий являются более детальными и отражают специфику каждой отрасли произ-ва. Они характеризуют процесс произ-ва и реализации продукции или услуг данного предприятия, его взаимосвязи со смежными отраслями и с нар.-хоз. потребностями.
Все показатели плана должны быть органически связаны с системой экономического стимулирования, в т. ч. с ценообразованием, организацией хозрасчёта и т. п. Для нар.-хоз. планирования необходимо единство плановых и отчётных показателей. ЦСУ СССР, руководствуясь плановыми заданиями, устанавливает круг отчётных показателей, порядок и сроки отчётности, чтобы обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения планов.
Всё возрастающие задачи планирования на этапе развитого социалистич. общества требуют совершенствования системы показателей.
Лит.: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР, М., 1974; Планирование народного хозяйства СССР, 3 изд., М., 1973, гл. 2. П. Н. Крылов.
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, важнейший инструмент нар.-хоз. планирования. П. п. отражают политич. и экономич. задачи планов в виде конкретных заданий, а также необходимые к ним расчёты. В СССР существует единая, взаимоувязанная система показателей. Она охватывает все стороны деятельности предприятий и отраслей, хозяйств союзных республик и экономич. р-нов страны, а также включает общие показатели процесса расширенного социалистич. воспроиз-ва и роста народного благосостояния. Система показателей разрабатывается исходя из общих принципов нар.-хоз. планирования, в интересах пропорционального и эффективного развития экономики, обеспечения директивности и адресности плановых заданий, сочетания отраслевого и терр. разреза плана (см. Планирование народного хозяйства).
П. п. делятся на две осн. группы: утверждаемые, являющиеся обязательными заданиями для всех предприятий и орг-ций, и расчётные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
Утверждаемые в нар.-хоз. плане показатели включают все осн. задания, определяющие темпы и пропорции развития х-ва, в т. ч. объёмы произ-ва и реализации продукции, показатели повышения эффективности произ-ва, развития отраслей сферы обслуживания населения и роста уровня жизни народа. Расчётные показатели к планам включают подробную номенклатуру продукции, работ и услуг, широкую систему технико-экономич. норм и нормативов (производительности оборудования, затрат материальных ресурсов, труда), балансовые расчёты и т. п. Осн. принципы формирования системы плановых показателей едины как для перспективных, так и для годовых планов. Однако в пятилетних планах предусматривается ограниченный, укрупнённый круг показателей, а в годовых-более детальный и конкретный. Напр., в нар.-хоз. плане на год утверждаются задания по произ-ву более чем 2000 видов пром. продукции, титульные списки по 400-500 вновь начинаемым крупным стройкам. Ещё более укрупнёнными являются показатели долгосрочных планов.
Состав показателей планов систематически корректируется с учётом главных задач, предусмотренных в планах освоения произ-ва новой продукции, и т. п. Так, в нар.-хоз. планах 9-й пятилетки (1971-75) значительно расширены задания в области повышения уровня жизни народа, роста эффективности произ-ва и прежде всего производительности труда, фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, снижения удельных норм расхода сырья, материалов и топлива.
П. п. в зависимости от их роли в общественном воспроизводстве могут быть объединены в следующие группы. 1) Население, живой труд и его использование: численность населения, рабочих и служащих, колхозников, пенсионеров и др. категорий населения, производительность труда, фонд рабочего времени и т. д. 2) Осн. фонды: наличие и ввод в действие осн. фондов; производств. мощностей, степень их использования (фондоотдача). 3) Оборотные фонды: балансы и планы распределения сырья, материалов, топлива; нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции; нормативы запасов оборотных фондов. 4) Научно-технич. прогресс: развитие сети науч. учреждений и объёмы науч. исследований; объёмы внедрения достижений науки и техники в произ-во, их эффективность. 5) Объём произ-ва продукции и перевозок. 6) Объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ. 7) Финансовые показатели: себестоимость продукции и издержки обращения; прибыль и рентабельность; доходы и расходы гос-ва, предприятий и орг-ций; фонды экономич. стимулирования; доходы и расходы населения; различные финанс. нормативы. 8) Показатели уровня жизни народа и социально-культурного развития; реальные доходы на душу населения; заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников; выплаты и льготы из обществ. фондов; уровень потребления товаров; розничный товарооборот; обеспечение жильём и коммунальными услугами, бытовое обслуживание, развитие нар. образования и здравоохранения. 9) Охрана внешней среды и использование природных ресурсов. 10) Нар.-хоз. пропорции и эффективность обществ. произ-ва; балансы обществ. продукта и нац. дохода. 11) Внешнеэкономич. связи: общий объём экспорта и импорта по товарным группам; показатели научно-технич. сотрудничества; показатели экономич. интеграции стран- членов СЭВ и др.
Перечень показателей, устанавливаемых в нар.-хоз. планах, в дальнейшем расширяется и дифференцируется мин-вами, ведомствами СССР и Сов. Мин. союзных республик. Вышестоящие организации утверждают предприятиям лишь осн. задания, а в полном объёме плановые показатели определяются в техпромфинпланах самими предприятиями (см. Техпромфинплан предприятия). Показатели планов предприятий являются более детальными и отражают специфику каждой отрасли произ-ва. Они характеризуют процесс произ-ва и реализации продукции или услуг данного предприятия, его взаимосвязи со смежными отраслями и с нар.-хоз. потребностями.
Все показатели плана должны быть органически связаны с системой экономического стимулирования, в т. ч. с ценообразованием, организацией хозрасчёта и т. п. Для нар.-хоз. планирования необходимо единство плановых и отчётных показателей. ЦСУ СССР, руководствуясь плановыми заданиями, устанавливает круг отчётных показателей, порядок и сроки отчётности, чтобы обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения планов.
Всё возрастающие задачи планирования на этапе развитого социалистич. общества требуют совершенствования системы показателей.
Лит.: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР, М., 1974; Планирование народного хозяйства СССР, 3 изд., М., 1973, гл. 2. П. Н. Крылов.
Что значит «плановые показатели»
Большая Советская Энциклопедия
важнейший инструмент народно-хозяйственного планирования. П. п. отражают политические и экономические задачи планов в виде конкретных заданий, а также необходимые к ним расчёты. В СССР существует единая, взаимоувязанная система показателей. Она охватывает все стороны деятельности предприятий и отраслей, хозяйств союзных республик и экономических районов страны, а также включает общие показатели процесса расширенного социалистического воспроизводства и роста народного благосостояния. Система показателей разрабатывается исходя из общих принципов народно-хозяйственного планирования, в интересах пропорционального и эффективного развития экономики, обеспечения директивности и адресности плановых заданий, сочетания отраслевого и территориального разреза плана (см. Планирование народного хозяйства ). Общий перечень показателей народно-хозяйственного плана устанавливается Госпланом СССР. Перечень показателей применительно к отдельным отраслям определяется министерствами и ведомствами, а в территориальном разрезе ≈ Советом Министров союзных республик. П. п, делятся на две основные группы: утверждаемые, являющиеся обязательными заданиями для всех предприятий и организаций, и расчётные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Утверждаемые в народно-хозяйственном плане показатели включают все основные задания, определяющие темпы и пропорции развития хозяйства, в том числе объёмы производства и реализации продукции, показатели повышения эффективности производства, развития отраслей сферы обслуживания населения и роста уровня жизни народа. Расчётные показатели к планам включают подробную номенклатуру продукции, работ и услуг, широкую систему технико-экономических норм и нормативов (производительности оборудования, затрат материальных ресурсов, труда), балансовые расчёты и т.п. Основные принципы формирования системы плановых показателей едины как для перспективных, так и для годовых планов. Однако в пятилетних планах предусматривается ограниченный, укрупнённый круг показателей, а в годовых ≈ более детальный и конкретный. Например, в народно-хозяйственном плане на год утверждаются задания по производству более чем 2000 видов промышленной продукции, титульные списки по 400≈500 вновь начинаемым крупным стройкам. Ещё более укрупнёнными являются показатели долгосрочных планов. Состав показателей планов систематически корректируется с учётом главных задач, предусмотренных в планах освоения производства новой продукции, и т.п. Так, в народно-хозяйственных планах 9-й пятилетки (1971≈75) значительно расширены задания в области повышения уровня жизни народа, роста эффективности производства и прежде всего производительности труда, фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, снижения удельных норм расхода сырья, материалов и топлива. П. п. в зависимости от их роли в общественном воспроизводстве могут быть объединены в следующие группы.
Население, живой труд и его использование: численность населения, рабочих и служащих, колхозников, пенсионеров и др. категорий населения, производительность труда, фонд рабочего времени и т.д.
Основные фонды: наличие и ввод в действие основных фондов; производственных мощностей, степень их использования (фондоотдача).
Оборотные фонды: балансы и планы распределения сырья, материалов, топлива; нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции; нормативы запасов оборотных фондов.
Научно-технический прогресс: развитие сети научных учреждений и объёмы научных исследований; объёмы внедрения достижений науки и техники в производство, их эффективность.
Объём производства продукции и перевозок.
Объём капитальных вложений и строительно-монтажных работ.
Финансовые показатели: себестоимость продукции и издержки обращения; прибыль и рентабельность; доходы и расходы государства, предприятий и организаций; фонды экономического стимулирования; доходы и расходы населения; различные финансовые нормативы.
Показатели уровня жизни народа и социально-культурного развития; реальные доходы на душу населения; заработная плата рабочих и служащих и оплата труда колхозников; выплаты и льготы из общественных фондов; уровень потребления товаров; розничный товарооборот; обеспечение жильём и коммунальными услугами, бытовое обслуживание, развитие народного образования и здравоохранения.
Охрана внешней среды и использование природных ресурсов.
Народно-хозяйственные пропорции и эффективность общественного производства; балансы общественного продукта и национального дохода.
Внешнеэкономические связи: общий объём экспорта и импорта по товарным группам; показатели научно-технического сотрудничества; показатели экономической интеграции стран ≈ членов СЭВ и др.
Перечень показателей, устанавливаемых в народно-хозяйственных планах, в дальнейшем расширяется и дифференцируется министерствами, ведомствами СССР и Советом Министров союзных республик. Вышестоящие организации утверждают предприятиям лишь основные задания, а в полном объёме плановые показатели определяются в техпромфинпланах самими предприятиями (см. Техпромфинплан предприятия ). Показатели планов предприятий являются более детальными и отражают специфику каждой отрасли производства. Они характеризуют процесс производства и реализации продукции или услуг данного предприятия, его взаимосвязи со смежными отраслями и с народно-хозяйственными потребностями.
П. п. по экономическому содержанию могут быть сведены в две основные группы ≈ натуральные для характеристики материально-вещественных структур производства и стоимостные для определения общих темпов и пропорций развития, создания и использования доходов и т.п. Стоимостные показатели исчисляются для характеристики реально существующих экономических отношений в действующих ценах, а для измерения динамики ≈ в сопоставимых ценах. П. п. также делятся на количественные и качественные. Первые отражают производство продукции в физических объёмах, а вторые характеризуют структуру и экономическую эффективность производства, производительность труда и оборудования.
Всё возрастающие задачи планирования на этапе развитого социалистического общества требуют совершенствования системы показателей.
Лит.: Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР, М., 1974; Планирование народного хозяйства СССР, 3 изд., М., 1973, гл. 2.