Что такое плоская шкала налогообложения
Минфин объяснил, почему плоская шкала НДФЛ — это хорошо, а прогрессивная — плохо
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в РФ применялась прогрессивная шкала налоговых ставок НДФЛ, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 %.
Чтобы снизить налоговую нагрузку, работодатели и работники стремились минимизировать доходы. Кроме того, были сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству.
В итоге был сделан вывод о неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физлиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок.
Об этом сообщает Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357, отвечая на предложение ввести прогрессивную шкалу по НДФЛ.
Введение с 1 января 2001 года ставки НДФЛ в размере 13 % для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога в бюджет.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 % является фактором инвестиционной привлекательности РФ и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система НДФЛ позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы РФ, говорится в документе.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц не предусмотрено.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Разница между плоской и прогрессивной шкалой налогообложения
Есть две основные разновидности шкалы налогообложения — плоская и прогрессивная. В чем специфика каждой из них?
Что такое плоская шкала налогообложения?
Под данным термином понимается система сбора налогов, при которой плательщик отчисляет государству тот или иной сбор по ставке, не меняющейся в зависимости от увеличения или уменьшения налогооблагаемой базы (она может быть представлена доходами или какими-либо активами налогоплательщика).
Например, граждане РФ уплачивают со своей зарплаты НДФЛ в размере 13 % вне зависимости то того, какова фактическая величина заработка. Компании, работающие по общей системе налогообложения, перечисляют государству 20 % от любого размера полученной прибыли.
Как считают многие эксперты, плоская шкала налогообложения стимулирует человека больше зарабатывать — посредством бизнеса или профессионального совершенствования. Ведь он может быть уверен в том, что динамика его доходов не будет снижаться вследствие возрастающего налогового бремени (как при прогрессивной шкале налогообложения). Рассмотрим теперь, собственно, ее специфику.
Что такое прогрессивная шкала налогообложения?
Данная шкала предполагает взимание государством налогов по ставке, которая увеличивается по мере роста налогооблагаемой базы.
В России пока нет действующих сборов, которые бы уплачивались в рамках подобной схемы. В бывших социалистических странах она также не слишком популярна, однако распространена во многих западных государствах. Но в странах Запада с развитой федеральной моделью устройства на уровне отдельных субъектов может вводиться и плоская шкала налогообложения.
В числе тех государств, где существует, вероятно, самая «прогрессирующая» из шкал налогообложения рассматриваемого типа, — Франция. Если у человека, работающего в этой стране, доходы невысокие, то он платит минимальные налоги, а иногда и освобождается от уплаты таковых. В свою очередь, очень большие заработки (составляющие, например, несколько сотен тысяч евро в год) облагаются по ставкам порядка 45 %. При этом в ходе политических дискуссий во Франции звучали предложения повысить ставку до 75 % для доходов от 1 млн евро в год.
Сравнение
Главное отличие плоской шкалы налогообложения от прогрессивной в том, что первая не предполагает увеличения налоговой ставки по мере роста налогооблагаемой базы. В рамках второй схемы такой подход — в основе механизма налогообложения.
Изучив, в чем разница между плоской и прогрессивной шкалой налогообложения, отразим основные выводы в таблице.
Плоская и прогрессивная шкала налогообложения. Мировой опыт
Единая (плоская) шкала налогообложения означает налог, взимаемый по единой ставке при любом уровне дохода — единая ставка подоходного налога. Эта система налогообложения часто обсуждается в качестве альтернативы прогрессивному налогообложению.
Прогрессивная шкала налогообложения — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.
Сторонники единой ставки налогообложения утверждают, что если люди могут сохранить большую часть своего более высокого дохода, то они имеют больше стимулов к работе; таким образом стимулируется экономический рост.
Подоходный налог был введен в 1842 году в Великобритании, в 1887 году — в Японии, в 1891 году — Германии в, в 1913 году — в США, в 1914 году — во Франции, в России — в январе 1917 года. В СССР был он был введен декретом от 16 ноября 1922 года под общим названием подоходно-поимущественного налога, который в 1924 году был преобразован в подоходный налог.
Среди государств, состоящих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или ведущих переговоры о вступлении, плоская шкала налогообложения действует в Венгрии и странах Балтии. Словакия также имела плоскую шкалу, однако ввела прогрессивный налог с 2013 года. Эта система налогообложения используется в основном в небогатых странах Европы и бывших советских республиках, а также в некоторых развивающихся странах.
Плоская шкала подоходного налога существует в Албании, Болгарии, Гернси и Джерси (Нормандские острова), Гонконге, Грузии, Исландии, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Македонии, Монголии, России, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии.
Плоская шкала подоходного налога также введена в крупных странах, где субъектам федерации предоставлена бюджетная свобода на региональном уровне, — например, в канадской провинции Альберта, а также в отдельных штатах США: Иллинойсе, Индиане, Массачусетсе, Мичигане и Пенсильвании.
Во Франции введена экстремально прогрессивная шкала. Люди с низким доходом освобождаются от налога вовсе. Годовые доходы в пределах 5963 евро облагаются по ставке 0 %; годовые доходы от 5963 евро до 11896 евро — по ставке 5,5 %; годовые доходы в части от 11 897 евро до 26 420 евро — по ставке 14 %; доходы в части от 26 421 евро до 70 830 евро — по ставке 30 %; от 70 831 до 150 000 евро — по ставке 41 %; от 150 001 до 1 000 000 евро — по ставке 45 %.
В разгар президентской предвыборной кампании во Франции лидер социалистов Франсуа Олланд предложил в целях преодоления дефицита бюджета повысить с 2013 года до 75% ставку подоходного налога для граждан, зарабатывающих более миллиона евро в год. Новые нормы налогообложения были включены в бюджет на 2013 год.
В Германии также действует прогрессивная система налогообложения. Не облагаемый налогом минимум дохода на одного человека составляет 8,13 тысячи евро в год. Начальная ставка подоходного налога — 14%. Для налогоплательщиков с годовым доходом свыше 52,88 тысячи евро ставка составляет 42%. Доход свыше 250,7 тысячи евро облагается по максимальной ставке — 45%.
Подоходный налог в Великобритании имеет прогрессивную шкалу. С 2012 года повысился потолок не облагаемого налогом годового дохода — с 8,1 тысячи до 9,2 тысяч фунтов. Предельная ставка подоходного налога для тех, кто зарабатывает более 150 тысяч фунтов в год была снижена с 50 до 45%. В Великобритании одна из самых высоких предельных ставок подоходного налога среди развитых стран. Она уступает только Израилю (57%), Швеции (56,6%), Бельгии (53,7%), Дании (52,2%), Нидерландам (52%) и Франции (75%).
Налоговая система в США весьма сложна и разнообразна. Согласно американским законам, правом устанавливать свои собственные налоги обладает не только федеральное правительство, но и правительства штатов и территорий, а также местные органы власти в городах, округах и так далее.
Подоходный налог в США является прогрессивным, взимается либо с индивидуального налогоплательщика, либо с семьи (супругов, совместно заполняющих декларацию). Ставка федерального налога составляет от 10% до 35% в зависимости от уровня дохода.
В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. С ростом дохода ставки изменяются от 5% до 45%, при этом доход не более 3,5 тысячи юаней в месяц для резидентов юаней в месяц для нерезидентов налогом не облагается. При приеме на работу китайских сотрудников предприятие также обязано уплачивать за них социальные платежи, сумма которых составляет около 40% от официально начисляемой заработной платы.
В зависимости от величины дохода применительно к заработной плате физического лица установлена прогрессивная шкала ставок в размере от 3% (при доходе ниже 1,5 тысячи юаней) до 45% (свыше 80 тысяч юаней). Доходы от других видов деятельности облагаются налогом в размере 5% — 35%. Стандартная ставка налога на проценты и роялти составляет 20%.
В РФ с 2001 года установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%, при этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиками работ и оказанием услуг, повышенная налоговая ставка составляет 35%. Тем не менее, тема введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога периодически обсуждается на разных уровнях.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
С барского плеча В России подняли подоходный налог для самых богатых. Как это поможет бедным?
С начала 1990-х и по 2001 год в России действовала сложная прогрессивная шкала налогообложения, когда эффективная ставка напрямую зависела от того, сколько человек зарабатывает. За годы действия шкала неоднократно подвергалась изменениям и в конце 1990-х насчитывала шесть вариантов ставок: 12 процентов (доходы менее 30 тысяч рублей в год или около 92 долларов в месяц), 15 процентов (30-60 тысяч рублей), 20 процентов (60-90 тысяч рублей), 25 процентов (90-150 тысяч рублей), 30 процентов (150-300 тысяч рублей) и 35 процентов (более 300 тысяч рублей). К 2000 году прогрессивную шкалу упростили, а количество ставок в ней свели до трех: 12 процентов для тех, чьи доходы составляют менее 50 тысяч рублей в год (около 150 долларов в месяц), 20 процентов для россиян с доходом от 50 до 150 тысяч рублей в год, 30 процентов — для людей с доходом свыше 150 тысяч.
Фото: Александр Макаров / РИА Новости
Однако несмотря на то, что налоговая система пыталась учитывать возможности различных слоев населения, собираемость налога в стране была низкой. Если в среднем доля НДФЛ в общей сумме налоговых поступлений в развитых и развивающихся странах к 2000 году составляла 20-35 процентов, то в России показатель был намного ниже. В 1994 году он составлял 8,3 процента, в 1995-м — 7,1 процента, в 1996-м — 8,2 процента, в 1997-м — 8,8 процента, в 1998-м — 8,5 процента, в 1999-м — 7,6 процента, в 2000-м он и вовсе опустился до 6,5 процента. Низкая собираемость налога была обусловлена целым рядом причин. С одной стороны, основная часть населения была бедной и пользовалась многочисленными налоговыми льготами, которые вводились в 1990-е, чтобы облегчить переход от социализма к капитализму для малоимущих. Россияне с высокими доходами, пользуясь несовершенством законодательства, находили возможности для уклонения от уплаты налогов.
С другой стороны, по налоговой дисциплине било то, что граждане просто считали фискальную нагрузку для себя слишком высокой. С учетом всех сборов в социальные внебюджетные фонды (например, взносы на социальное и медицинское страхование) итоговый уровень налоговых отчислений для граждан, облагавшихся минимальным НДФЛ, превышал 37 процентов. Для россиян, которые находились у верхней границы шкалы, максимальная нагрузка была больше 50 процентов. Кроме того, в конце 1990-х — начале 2000-х повышению собираемости НДФЛ мешала далекая от совершенства система налогового администрирования. Например, она не позволяла эффективно взимать сборы с иных доходов, кроме зарплат, в результате чего те буквально выпадали из поля зрения налоговой службы.
Слишком высокая в понимании граждан фискальная нагрузка и массовое уклонительство в начале 2000-х привели власти к пониманию, что стране нужна полноценная налоговая реформа. Радикальное решение предложил Центр стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Согласно его плану, ставку нужно было установить на уровне 13 процентов и сделать ее единой для всех. Одновременно власти решили заменить многочисленные взносы во внебюджетные фонды единым социальным налогом, снизив его суммарную нагрузку. В результате предельная ставка налогообложения доходов в 50 тысяч рублей в год сократилась на 1,4 процентного пункта, а доходов от 150 тысяч рублей — на 22,7-33,1 процентного пункта.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Гипотеза властей была в том, что состоятельные налогоплательщики и так уклоняются от уплаты налогов, поэтому снижение НДФЛ не спровоцирует падение поступлений с их стороны. Авторы идеи рассчитывали, что снижение налоговой нагрузки и упрощение системы уплаты сборов даст обратный эффект и выведет доходы богатых россиян из тени. Кроме того, Кремль пошел на упразднение ряда льгот, которое должно было помочь собирать больше налогов с малоимущих. В конце концов, ожидалось, что само администрирование плоской шкалы налогообложения будет проще и дешевле, чем администрирование дифференцированной.
Уже в 2001 году стало понятно, что расчет властей оправдался. В первый же год после реформы поступления от НДФЛ увеличились на 23,7 процента к предшествующему году, в 2002-м — еще на 21,4 процента, в 2003-м, 2004-м и 2005-м годах поступления ежегодно росли на 11,1-13,8 процента. В итоге отмена прогрессивной шкалы оказалась одной из самых успешных реформ начала 2000-х. Однако власти признавали, что, хотя плоская шкала помогла поднять собираемость налогов, она «введена не на вечно». Рано иди поздно Россия вернется к дифференцированной шкале, поскольку та выглядит более справедливой. Различные сценарии возврата неоднократно обсуждались в 2010-х, все же власти так и не перешли от слов к действию, опасаясь массового ухода доходов состоятельных граждан в тень и ухудшения инвестиционного климата при том, что собираемость НДФЛ не вырастет. Вместо этого в 2019 году с 18 до 20 процентов взлетела ставка другого налога — НДС.
Социальный запрос
Активно вопрос об отмене плоской шкалы НДФЛ начали обсуждать в конце 2019 года в преддверии послания президента Федеральному собранию. По неофициальной информации, власти изучали введение налогового вычета для малообеспеченных граждан в размере 1-1,5 прожиточного минимума, что фактически создало бы в России прогрессивную шкалу с двумя ставками: 0 и 13 процентов. Ожидалось, что это поможет достичь цели по снижению бедности в два раза, озвученной президентом в майском указе 2018 года. Кроме того, обнуление налога для бедных должно было увеличить покупательную способность малоимущих, помочь экономическому росту и продемонстрировать социальную справедливость. В поддержку такого варианта помощи бедным выступали глава ВТБ Андрей Костин, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и на тот момент министр экономического развития Максим Орешкин.
В четвертом квартале 2019 года прожиточный минимум в России был установлен на уровне 10,6 тысячи рублей. Обнуление налоговой ставки коснулось бы 12,3 процента населения, или более чем 18 миллионов человек.
Красивый жест
Принятие решения о возврате к прогрессивной шкале подстегнула пандемия коронавируса, разразившаяся в России весной прошлого года. Эпидемия не только ускорила падение доходов россиян, привела к росту безработицы и пробила дыру в бюджете, но и сделала социальную несправедливость главным страхом 2020 года. В результате уже в июне стало известно, что Кремль всерьез обсуждает дифференцированную шкалу. Однако сценарий, который рассматривался на этот раз, сильно отличался от известных прежде. В нем больше не было дорогостоящего обнуления НДФЛ для бедных, а было повышение ставки с 13 до 15 процентов для россиян с доходами в 2-3 миллиона рублей в год (167-250 тысяч рублей в месяц), что выглядело как налог на средний класс.
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
Идея получила поддержку социального вице-премьера Татьяны Голиковой, которая называла доходы в два миллиона рублей высокими для России. Одновременно она отмечала, что при принятии решения о повышении НДФЛ в первую очередь нужно думать о справедливости по отношению к людям. Идею также поддержал Максим Орешкин, ставший советником президента по экономике, и все фракции Госдумы. Против выступали премьер-министр и бывший глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин, нынешний руководитель ведомства Даниил Егоров и Минфин. Они считали администрирование такой прогрессивной шкалы слишком сложным и дорогим.
Ошибка округления
Возврат к прогрессивной шкале налогообложения объяснили тем, что развитие цифровых технологий позволяет рассчитывать налоги более точечно и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных общественно значимых задач. Однако решение властей сломать плоскую шкалу ради 60 миллиардов рублей все равно сочли странным. Как пояснила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина, если России действительно было так важно найти 60 миллиардов рублей на лечение больных детей, то непонятно, почему Кремль не выделил их раньше. Такая сумма для бюджета невелика, поскольку только на государственные СМИ в 2020 году власти собирались потратить в 1,5 раза больше (свыше 90 миллиардов рублей). Таким образом, по ее мнению, отмена плоской шкалы стала ни чем иным, как просто красивым и символическим жестом.
Слева направо: Леонид Казинец, Муса Бажаев и Владимир Потанин
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»
Профессор Парижского университета Sciences Po, экономист Сергей Гуриев также отметил, что цифра в 60 миллиардов настолько мала в сравнении с российским бюджетом, что скорее может считаться «ошибкой округления». Для сравнения: расходы федерального бюджета в 2020 году были запланированы на уровне 19,5 триллиона рублей. В целом в нынешнем виде налоговая реформа выглядит скорее не как восстановление социальной справедливости, а только как подготовка к более глубокому дифференцированию ставок в будущем.
Само по себе повышение НДФЛ до 15 процентов для 1 процента населения едва ли отразится и на бедных, добавила Суслина. С точки зрения настоящей социальной справедливости и стимулирования потребительского спроса ради разгона экономики было бы лучше пойти по сценарию, который обсуждался еще в 2019 году — не символически повысить сборы для самых богатых, а снизить налоги для самых бедных, сказала Суслина. Однако в таком случае государству пришлось бы искать триллионы рублей для возмещения выпадающих доходов региональных бюджетов.
Другим вариантом могло бы стать обложение налогами не доходов, а расходов богатых россиян, о чем еще в 2019 году говорил Максим Орешкин. В таком случае состоятельный человек, который ведет скромный образ жизни, инвестирует в создание предприятий и помогает улучшать ситуацию с зарплатами внутри страны, не будет подпадать под те же налоги, которые вынужден платить гражданин, который просто ведет роскошный образ жизни и тратит много денег, например, на дорогие автомобили и недвижимость. Подобный подход гораздо более эффективен с точки зрения общего экономического развития страны, чем просто обложение налогами доходов.
Налоговый прогресс: как в 2021 году поменяется ставка для сверхдоходов
Налоговая база: 13% или 15%?
Разберемся, как будет считаться повышенная налоговая ставка. Если суммировать ряд доходов гражданина за год, а именно зарплату, дивиденды, выигрыши в лотерею и азартные игры, операции по ценным бумагам, в том числе и для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов, прибыль от инвестиционных товариществ и контролируемых иностранных компаний, и в итоге получится меньше 5 млн руб., то налог на эти доходы не изменится. Подробнее о том, как рассчитываются налоги, мы писали ранее. Если больше — вы заплатите налог 650 тыс. руб., а для того, что будет сверх этого порога, ставка составит 15%.
А вот некоторые разовые доходы — такие как, например, доход от продажи имущества, не изменится и составит все так же 13%.
Пенсия тоже может облагаться сверхналогом?
Нет, страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению облагаются 13% налогом независимо от величины полученных средств. Это относится только к негосударственному пенсионному обеспечению. А любые выплаты накопительной пенсии по обязательному пенсионному страхованию — как единовременные, так и пожизненные — вообще не облагаются налогом.
И все же давайте разберемся чуть подробнее с налогами на добровольные пенсионные накопления. Если на счет негосударственного пенсионного обеспечения вносились личные деньги будущего пенсионера в рамках индивидуального или корпоративного пенсионного плана, то при получении их в виде пенсии налог не платится. А если клиент хочет получить выкупную сумму, то налогом в 13% облагается только инвестиционный доход, а не вся сумма взносов.
Но в рамках корпоративных пенсионных программ взносы делает не только работник, но и зачастую его работодатель! И в этом случае при выплате пенсий из накопленной за счет работодателя суммы пенсионер уплачивает налог 13%. А если участник корпоративной программы получает выкупную сумму (то есть не как пенсию, а до наступления пенсионных оснований все деньги разом), то тогда со всей суммы платится налог в 13%.
Но при этом налоговая база по пенсионному обеспечению не включается в расчет совокупности тех налоговых баз, по которым рассчитывается налог в 15%. Иными словами, для любых пенсионных выплат ничего не поменяется.
К чему приведет повышение НДФЛ?
С идеей отменить плоскую шкалу налогообложения президент РФ выступил еще в июне 2020 года. Налоговое новшество приведет к более равномерной налоговой нагрузке на общество, считают в правительстве. По предварительным данным повышение налога в ближайшие три года может принести бюджету почти 190 млрд рублей.
Ранее в Минфине заявляли, что при определении параметров повышения налоговой ставки ведомство исходило из того, чтобы мера затронула лишь незначительную часть населения с высокими доходами. Однако эксперты считают, что введение такого налога — это первый шаг к тому, чтобы полностью перейти к прогрессивной шкале налогообложения. Вероятно, не ранее 2024 года: правительство обещало не трогать налоговую систему еще три года. Но обещать не значит жениться: никогда не знаешь, когда государству могут понадобиться деньги и в какой момент кризис усилится.
«В 2001 году правительство отказалось от прогрессивной шкалы подоходного налога с тарифами в пользу так называемой «плоской шкалы» и единого тарифа в 13%, — рассказывает глава Центра анализа НПФ «САФМАР» Евгений Биезбардис. — Это существенно обелило зарплаты. Тем не менее, по разным подсчетам, до 40% фонда оплаты труда все ещё находится в тени. Таким образом, проблема официальных доходов продолжает оставаться крайне актуальной. Ведь именно из-за неё страховая пенсионная система остаётся дефицитной (ей как раз не хватает взносов), а пенсии мизерными — немногим выше прожиточного минимума пенсионера. Рост ставки для якобы «богатых» может привести и к обратному эффекту — к тому, от чего пытались избавиться в 2001 году. Люди могут начать применять пути ухода от повышенного тарифа».
На что пойдут деньги?
Полученные деньги будут направлены на лечение детей с тяжелыми заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций. От введения прогрессивной ставки налогообложения бюджет в 2021 году дополнительно получит 60 млрд руб., в два следующих года — 64 млрд и 68,5 млрд руб. соответственно, и эти деньги уже зарезервированы на госпрограмму «Развитие здравоохранения». Ожидается, что за счет повышения НДФЛ лечение смогут получить 25 тысяч детей.
Как относятся россияне к введению сверхналога?
По результатам опроса Фонда «Общественное мнение», за прогрессивную систему налогообложения высказываются 63% россиян, чаще всего приводя в защиту своего мнения такие аргументы: «рационально: кто больше зарабатывает, тот должен больше платить», «есть нищие, а есть миллионеры», «должны отдавать для содержания пенсионеров и неимущих». Против прогрессивного налога 26% россиян (среди молодых — 42%), объясняя: «это может лишить человека стимула больше зарабатывать», «у нас не такие большие заработки».