Что такое плужное и мотыжное земледелие
Мотыжное земледелие и плуг
С древнейших времен одним из основных занятий человека было собирательство. Под этим словом современные ученые подразумевают сбор съедобных семян, орехов, фруктов, корней, личинок, яиц и т.п. Основным орудием при собирательстве была толстая палка-копалка, один конец которой был заострен и обожжен на огне для прочности. Но уже в очень древние времена наряду с ней стала употребляться палка с поперечным сучком, более удобная для копания земли. В этом орудии можно видеть прообраз мотыги. Позже рабочую часть такой палки стали делать из рога или кости. Наконец появились каменные мотыги, насаженные на деревянную ручку. Этим орудием можно было вскапывать землю, переворачивать ее и разбивать комья. Когда люди перешли к культурному возделыванию растений, мотыга на протяжении нескольких тысячелетий оставалась главным сельскохозяйственным инструментом земледельца.
Однако путь от простого сбора съедобных растений и плодов до сознательного возделывания земли и выращивания культурных растений был несказанно долгим и растянулся на сотни тысяч лет. Одна из наиболее ранних земледельческих культур на земле сложилась около 9-8 тысяч лет до Р.Х. на территории Палестины. Раскопки в горах Кар мел дают основание утверждать, что местные жители не только систематически собирали дикий ячмень, но и производили посевы. Однако можно предположить, что в тропической зоне сознательное земледелие возникло еще раньше. Изучение таких культурных растений, как бананы, заставляет думать, что культурное возделывание их началось около 15 тысяч лет до Р.Х. Вместе с земледелием началась новая эра в истории человечества. С этого времени люди стали не только присваивать плоды природы, но и сознательно производить их. Их жизнь стала зависеть не столько от капризов природы, сколько от результатов собственной деятельности.
На протяжении нескольких тысячелетий земледелие оставалось мотыжным. В тех областях, где почвы были мягкими (например, в долине Нила или Месопотамии), мотыгой можно было хорошо возделывать поле. Поэтому земледелие здесь стало бурно развиваться еще в глубокой древности. Однако производительность труда земледельца была незначительной. К тому же столь благоприятные условия являлись редким исключением. Обычно крестьянам приходилось поднимать целинные луга, поросшие многолетними травами, с мощным переплетением корней. Для человека, вооруженного одной мотыгой, эти почвы были трудным, часто непреодолимым препятствием. Ощущалась нужда в таком орудии обработки земли, с помощью которого можно было бы не вскапывать, а подрезать пласты дерна снизу. Этим орудием и стал плуг.
Плуг развился из особого инструмента древних земледельцев, который современные ученые окрестили «бороздовой палкой». С помощью этой палки земледелец прокладывал в поле борозды, делящие его на гряды. Отличительной чертой этих палок была рабочая часть, направленная под острым углом к рукоятке. Использование их подало мысль древним земледельцам, что почву можно обрабатывать не копанием, как это делалось раньше, а волочением. Тогда, видимо, и появился прообраз плута — раздвоенная палка с заостренным концом (здесь уже видны в зародыше дышла и лемех). Впрягшись в такое устройство, земледелец тащил его за собой, проделывая борозду. Конечно, использовать такое орудие можно было лишь на очень мягких почвах, уже взрыхленных многолетней обработкой, где не было ни камней, ни дерна.
Для того чтобы пахать более твердые почвы, необходимо было усилить давление на лемех. Так была изобретена рукоятка. Дальнейшее усовершенствование этого пахотного орудия можно наблюдать в одном древнеассирийском памятнике. Это был уже в полном смысле плут, имевший все три его основные части: дышло, лемех и рукоятку. В такой форме он требовал двух работников: один тащил плуг, а другой направлял его и держал в земле. Все первые плуги приводились в движение силой человека. Разумеется, крестьянина тяготила такая работа, и спустя некоторое время он стал запрягать в плуг быков. Поначалу люди просто привязывали плуг к рогам волов, позже появились ярмо и примитивная упряжь. Скорость обработки земли сразу возросла в несколько раз, а сама работа облегчилась.
Распространение плуга с железным лемехом произвело кардинальный переворот в земледелии. Плужное земледелие преобразовало сельское хозяйство, явилось его высшим достижением и в немалой степени способствовало возникновению многих цивилизаций Старого Света. Преимущество плужного земледелия перед мотыжным настолько очевидно, что в представлении древних людей его изобретение было делом богов. Египтяне считали плуг даром Осириса, греки Афины-Паллады. индийцы Агни. а жители Китая — божественного Шенпунгу.
Первые виды земледелия (мотыжное, подсечно-огневое, пахотное) и скотоводства (домашнее, отгонное). неолитическая революция
Автор: mobilspy · Опубликовано 18.04.2016 · Обновлено 30.09.2018
Десять тысяч лет назад на планете значительно потеплело, закончился ледниковый период. Наступали времена неолита.
Человек научился изготавливать более удобные и прочные орудия труда. Женщины, собирая дары природы, замечали, что зёрна, упавшие в мягкий грунт, прорастают. Это подтолкнуло людей к мысли попробовать выращивать съедобные растения, возле своего жилья.
Для этого предварительно разрыхляли грунт палками-копалками. Со временем изобрели мотыгу.
Так зародился первый способ земледелия — мотыжное.
Неолит — новый каменный век, период перехода от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию (около VI-III тыс. лет до н. э.).
Со временем земледелие распространяется в местностях и с не очень благоприятным климатом — на севере. Там люди должны были расчищать земли для посева.
Для этого деревья вырубали, корчевали пни, и всё это сжигали. Золу мотыгами запахивали в землю, в результате чего она становилась более плодородной. Так появился ещё один способ земледелия — подсечно-огневой.
Так у людей появились зерно, бобы, фрукты, овощи, растительное масло, хлеб.
Началось одомашнивание животных, мясо которых употребляли в пищу. Возникает домашнее скотоводство. Люди стали использовать шерсть и шкуры животных. Животные были тягловой силой для вспахивания поля, перевозки грузов, езды верхом.
Использование животных при обработке земли привело к появлению пахотного земледелия.
Это была тяжёлая работа, которой занимались мужчины. Всё более возрастала их роль в хозяйствовании. Они приносили из леса детёнышей животных, оставшихся без родителей или отбившихся от стада.
Поросят, козлят, телят не убивали, а откармливали в специальных загонах. Большинство одомашненных животных питалось растительной пищей.
Исключение составляли собаки, жившие рядом с людьми.
Со временем домашний скот (стадами, табунами) начали выпасать на лугах, перегоняя его с места на место под присмотром и охраной. Так из домашнего образовалось отгонное скотоводство.
Им занимались преимущественно мужчины, которые теперь стали главными поставщиками и производителями продуктов питания.
Женщины присматривали за домашним хозяйством. В таком случае главная роль в человеческом коллективе переходит к мужчинам.
На смену матриархату приходит патриархат.
Патриархат (с древнегреч. слов pater — отец и arche — власть) — форма организации рода, при которой ведущее место принадлежит мужчинам.
Со временем народы, избравшие земледелие главным видом хозяйствования, остаются постоянно жить на определённой территории. Они становятся оседлыми народами.
А те, которые избрали для себя главным занятием отгонное скотоводство, переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Со временем они стали кочевниками.
Итак, разные виды хозяйствования обусловили и разный образ жизни древних людей — оседлый и кочевой.
С возникновением земледелия и скотоводства люди не получали от природы в готовом виде продукты питания, а производили их. Так пришло в упадок присваивающее хозяйствование, его сменило производящее хозяйство.
Новый способ ведения хозяйства изменил трудовую деятельность человека, поэтому учёные назвали этот период неолитической революцией.
Производящее хозяйство — способ хозяйствования, при котором человек не брал у природы продукты питания, а производил их.
Неолитическая революция — это переход человечества от собирательства и охоты (присваивающее хозяйство) к земледелию и скотоводству (производящее хозяйство), относящийся к периоду неолита.
Разумное земледелие. С чего начать?
История
Возникновение Земледелия и Скотоводства. Чем отличается матыжное земледелие от плужного?
Мотыжное земледелие позволяло возделывать небольшие участки земли и требовало больших усилий и времени. Если почва мягкая, то можно было возделывать почву, если условия оказывались неблагоприятными, то это значительно затрудняло развитие земледелия. Матыгой рыхлили почву. Появление плуга значительно облегчило жизнь людей. Плуг позволял поднимать пласты земли, быстрее ее обрабатывать, был удобен для поднятия дерна.
Ещё по теме
Древнейшие люди. Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?
Возникновение искусства и религиозных верований. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. В чем проявлялось неравенство между людьми?
В Александрии египетской. Назовите самый известный храм, созданный древними греками. Как он выглядел?
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
Финикийские Мореплаватели. Опишите географические и природные условия Финикии. Чем они отличались от условий Др. Египта?
Глава 7. Древнейшая Греция. Как миф о Тесее и Минотавре отражает зависимость ахейцев от царей Крита и освобождение от нее?
Завоевания Александра Македонского. Что означает и откуда происходит выражение «разрубить гордиев узел»?
Греческий Восток. Чем греко-македонские государства отличались от греческих полисов?
В Александрии египетской. Подумайте, почему александрийский Музей и музеи наших дней называются одним и тем же словом. В чем между ними различие и сходство?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
МОТЫЖНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
Что поражает еще сегодня, так это огромность территорий, на которых господствует работа либо палкой-копалкой (своего рода примитивной мотыгой), либо собственно мотыгой. Эти территории располагаются вокруг всей земли, как кольцо, «пояс», по выражению немецких географов, включающий Океанию, доколумбову Америку, Африку к югу от Сахары, значи тельную часть Юга и Юго-Востока Азии (там, впрочем, они граничат с зонами пахотного земледелия, а порой и располагаются с ними чересполосно).
Отметим же, во-первых., что эта сегодняшняя особенность земного шара-крайне древняя и сохраняла свою силу на протяжении всего периода, охватываемого данной книгой. Во- вторых, что речь идет о населении замечательно однородном за пределами неизбежных локальных вариаций. В-третьих, что по мере прохождения столетий оно, это население, оказывается, что вполне естественно, все более доступно внешним влияниям. 1.
Древняя особенность. В самом деле, если мы поверим историкам первобытного общества и археологам, которые продолжают спорить по этому поводу, мотыжное земледелие возникло в итоге очень древней земледельческой революции, предшествовавшей той, которая около IV тысячелетия до н. э. породила плужное земледелие. Возможно, оно восходит к V тысячелетию, теряясь во мраке дописьменной истории. И подобно другой, эта земледельческая революция начиналась, видимо, в древней Месопотамии. В любом случае речь идет об опыте, пришедшем из глубины веков и длящемся благодаря однообразному повторению заученных уроков.
С нашей точки зрения, несущественно, что различение земледелия плужного и без плуга спорно, так как порождает-де некий технологический детерминизм. В своей оригинальной книге 1966 г. Э. Бозерап объясняет, что при описанной нами выше системе ладанг любое увеличение числа ртов, которые нужно кормить, наталкиваясь на ограниченность территории, влечет за собой сокращение времени под залежью, оставляемой ради восстановления леса250.
А это означает, что наши мотыжные земледельцы-отсталые и что еще слабое демографическое давление не вынуждает их к подвигам и к гнетущему, тяжкому труду погонщиков упряжек. Отец Джованни Франческо Романо не заблуждался на сей счет, наблюдая в 1648 г. сельскохозяйственные работы конголезских крестьян во время дождливого сезона. Он писал: «Их способ обработки земли не требует большого труда по причине большого плодородия почвы [мы, очевидно, не примем этот довод]; они не пашут и не вскапывают землю, а слегка царапают ее мотыгой, чтобы прикрыть семена. При такой неутомительной работе они собирают обильные урожаи при условии, что будет достаточно дождя»251. Скажем в заключение, что труд крестьянина с мотыгой более производителен (с учетом затрат времени и усилий), нежели труд пахотных земледельцев Европы или рисоводов Азии. Но он исключает наличие общества с густым населением. Такой примитивной работе благоприятствуют не почва или климат, а безграничность имеющейся в распоряжении залежи (по причине именно слабой населенности) и общественные формы, образующие трудноразрываемую сеть привычек, все то, что П.
Гомогенность комплекса. Человеческий мир мотыжных земледельцев-и это самая впечатляющая деталь-соответствует довольно однородному комплексу имуществ, растений, животных, орудий, привычек. Настолько однородному, что можно заранее сказать почти без риска впасть в ошибку, что дом мотыжного крестьянина, где бы он ни находился, будет прямоугольным в плане и одноэтажным; что этот крестьянин умеет изготовлять грубую керамику; что он пользуется примитивным ручным ткацким станком, приготовляет и потребляет бродильные (но не алкогольные) напитки и разводит мелких домашних животных-коз, овец, свиней, кур, собак, а иногда и пчел (но никакого крупного скота). Свое питание этот крестьянин получает из привычного растительного мира, который его окружает: банан, хлебное дерево, масличная пальма, тыква-горлянка, таро, иньям. Что нашел в 1824 г. на Таити моряк русской службы? Хлебные деревья, кокосовые пальмы, плантации банана и «маленькие огороженные поля иньяма и сладкого батата»252.
Естественно, что между крупными зонами такого мотыжного земледелия намечаются варианты. Так, наличие в африканских степях и саваннах крупного скота, буйволов и быков, видимо, связано с его распространением в древности, начиная с зоны пахотных земледельцев Абиссинского нагорья. А издавна возделываемый и характерный для зон мотыжного земледелия банан (то обстоятельство, что он не может размножаться семенами, а только саженцами, служит, по-видимому, доказательством древности его культивирования) отсутствует тем не менее в окраинных областях, скажем в Судане, к северу от Нигера, или в Новой Зеландии, чей климат поразил полинезийцев-маори (для них он оказался суров), которых их удивительные по смелости плавания на пирогах с балансиром забросили на эти бурные берега в 1Х-Х1У вв.
Но существенное исключение составляет доколумбова Америка. Мотыжные земледельцы, создавшие поздние и хрупкие цивилизации Анд и мексиканских плато, вели свое начало от народов азиатского происхождения, которые несколькими волнами пришли в Америку через Берингов пролив.
Люди, пришедшие с севера, к которым, вероятно, присоединились экипажи каких-то судов, отплывавших от китайских, японских или полинезийских берегов и угнанных штормами за Тихий океан, рассеялись на огромном пространстве Американского континента изолированными мелкими группками, которые замкнулись в своей изоляции, чтобы создать свои собственные культуры и языки, не связанные друг с другом. Удивительно, что некоторые из таких языков разбросаны в географическом плане островками посреди лингвистически чуждых им пространств254. Малочисленность первоначальных пришельцев из Азии позволяет понять, что все сложилось на месте, исключая отдельные черты культуры, напоминающие об отдаленном родстве. На протяжении этого долгого процесса новоприбывшие использовали и развили сырьевые ресурсы. Лишь с запозданием появилось земледелие, основанное на маниоке, сладком батате, картофеле и маисе. Особенно на последнем, который, несомненно, пришел из Мексики и повлек за собой ненормальное распостранение мотыги в умеренных климатических зонах на севере и юге континента, далеко за пределами тропических или жарких районов зоны возделывания маниоки. 3.
Недавние смешения. Однако даже в примитивном мире мотыги при том перемешивании культурных форм, какое вскоре воспоследовало из единства морских путей в мире, происходят новые смешения, и «вкрапления» становятся все более и более многочисленны.
Самым самобытным остается то «обрамление», которое обеспечивают африканские пищевые деревья: кола, бананы, а еще больше-пальмы, которые очень разнообразны и дают масло, вино, уксус, текстильное волокно, листья. «Повсюду мы встречаем дары пальмы: в оградах и кровлях домов, в ловушках для дичи и в вершах рыболовов, в казне [куски ткани в Конго служили деньгами], как и в одежде, косметике, терапии, питании. В символике [пальма]-дерево мужское и в определенном смысле благородное»256.
Короче говоря, не будем недооценивать эта народы и эти общества, опиравшиеся на примитивное, но жизнестойкое земледелие. Подумаем, например, о полинезийцах, которые с XIII в. занимают огромный морской треугольник от Гавайев до о-ва Пасхи и Новой Зеландии: это немалый подвиг. Но человек цивилизаций отбросил их на второй план, оставив далеко позади себя. Он как бы сгладил, обесценил успехи этих народов.
7. МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
7. МОТЫЖНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
С древнейших времен одним из основных занятий человека было собирательство. Под этим словом современные ученые подразумевают сбор съедобных семян, орехов, фруктов, корней, личинок, яиц и т.п. Основным орудием при собирательстве была толстая палка-копалка, один конец которой был заострен и обожжен на огне для прочности. Но уже в очень древние времена наряду с ней стала употребляться палка с поперечным сучком, более удобная для копания земли. В этом орудии можно видеть прообраз мотыги. Позже рабочую часть такой палки стали делать из рога или кости. Наконец появились каменные мотыги, насаженные на деревянную ручку. Этим орудием можно было вскапывать землю, переворачивать ее и разбивать комья. Когда люди перешли к культурному возделыванию растений, мотыга на протяжении нескольких тысячелетий оставалась главным сельскохозяйственным инструментом земледельца.
Однако путь от простого сбора съедобных растений и плодов до сознательного возделывания земли и выращивания культурных растений был несказанно долгим и растянулся на сотни тысяч лет. Одна из наиболее ранних земледельческих культур на земле сложилась около 9-8 тысяч лет до Р.Х. на территории Палестины. Раскопки в горах Кармел дают основание утверждать, что местные жители не только систематически собирали дикий ячмень, но и производили посевы. Однако можно предположить, что в тропической зоне сознательное земледелие возникло еще раньше. Изучение таких культурных растений, как бананы, заставляет думать, что культурное возделывание их началось около 15 тысяч лет до Р.Х. Вместе с земледелием началась новая эра в истории человечества. С этого времени люди стали не только присваивать плоды природы, но и сознательно производить их. Их жизнь стала зависеть не столько от капризов природы, сколько от результатов собственной деятельности.
Читайте также
Как развивалось земледелие?
Как развивалось земледелие? Доисторические люди жили за счет продуктов охоты и рыболовства. Позже они начали выращивать съедобные растения и фрукты. Когда древний человек перешел к оседлому образу жизни, ему пришлось обрабатывать землю вокруг мест, где он поселился. В