Что такое почемучка в школе
Рабочая программа «В школе почемучек»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МКОУ «Совхозная СОШ»)
на заседании методического объединения учителей
от « » августа 2017г.,
заместитель директора по УВР
«_____» __________ 2017 г
«____» __________ 2017г
по курсу внеурочной деятельности «В школе почемучек»
2015-2016 учебный год
Ф. И.О. воспитателя ГПД Гладилова Л.А.
Программа составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ
Годового календарного графика МКОУ «Совхозная СОШ» на 2015 – 2016 учебный год;
Курс «В школе почемучек» относится к социальному направлению внеурочной деятельности.
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, развивать подвижность и гибкость мышления, учиться рассуждать, мыслить, и создан кружок «В школе почемучек».
Программа кружка «В школе почемучек» рассчитана на детей младшего школьного возраста.
— формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
— формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
— расширять представления об окружающем мире;
— формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
— формировать ответственность за свои поступки;
— развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
— воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Место курса в учебном плане школы :
По плану дополнительного образования школы на изучение данного курса по новым образовательным стандартам РФ отводится 35 учебных часов в год обязательного изучения из расчёта 1 учебный час в неделю.
Формы проведения занятий кружка
короткие сообщения членов кружка
упражнение в решении занимательных задач, ребусов, загадок, задач повышенной трудности, решение логических упражнений, кроссвордов
проведение праздников, конкурсов
КВН, викторина, интеллектуальный турнир
Создание ситуации успеха.
Уважительное отношение между детьми и взрослыми.
Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Механизм реализации программы:
Методика работы с детьми построена в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать на их ответы отрицательно. Ребёнок вправе ответить, так как он считает ребёнком, делается акцент на поисковую активность детей. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха нужным, как понимает, чувствует, видит. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, а также пробуждать желание прийти на мастер- класс снова.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «В школе почемучек»
1 раздел – “ В гостях у природы ”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки- не сказки. В.Бианки и Э. Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В. Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т. Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
Природа и фантазия. Пр. занятие
Об интересных явлениях природы 3ч.
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исследовательская работа
Экскурсия на сельский пруд.
Мы юные садоводы 4ч.
Мы исследуем почву. Исследовательская работа
Искусство составления букетов
Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
Работа на пришкольном участке
Самое страшное – это пожар
4. Ожидаемые результаты курса внеурочной деятельности «В школе почемучек»
учащиеся должны знать :
— основы экологической культуры;
— некоторые особенности природы своего края;
— правила поведения в природе;
— некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
— знать названия планет Солнечной системы;
— знать свои права и обязанности;
— знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
— вести себя на природе;
— различать изученные растения, животных;
— вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
— подкармливать птиц в простейших кормушках;
— ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
— проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
5. Рекомендуемая литература.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
Программа внеурочной деятельности «Почемучка»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
Срок реализации программы:
программа рассчитана на реализацию
в течение 4-х учебных лет.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Перечень документов, использованной литературы
Программа внеурочной деятельности «Почемучка» разработана для учащихся 1-4 классов. Структура программы
соответствует требованиям ФГОС.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Актуальность этой программы заключается в том, что любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.
Цель программы – ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование устойчивого познавательного интереса и умения применять полученные сведения в процессе обучения.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Соответствие цели и задачам ООП НОО, реализуемой в данном образовательном учреждении ГБОУ СОШ №8.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Занятия проводятся во второй половине дня:
— 17 часов в аудитории
— 17 часов практические занятия (экскурсии, походы в музеи, выставки, праздники)
К проведению занятий привлекаются: психолог, организатор, библиотекарь, родители.
Форма и режим занятий:
Коллективные творческие дела;
Экскурсии, поездки, походы;
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Требования к уровню подготовки учащихся
Что должны знать и уметь учащиеся:
— принимать информацию и уметь её анализировать;
— приобщать учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической
— применять полученные знания на практике;
— делать зарисовки понравившихся сюжетов.
Ожидаемые результаты реализации программы
1 уровень результата (1 класс)
Предполагает приобретение первоклассником новых знаний об уникальном природном доме человечества; расщирение кругозора, помогающих сформировать целостный взгляд на мир, в котором природное и социальное
рассматривается в неразрывном единстве.
Предполагает позитивное отношение к базовым ценностям общества. Приобретение опыта самостоятельного поиска нужной информации.
3 уровень результата (4 класс)
Предполагает, что ребёнок сможет самостоятельно применять полученные знания, аргументировать свою позицию и полученный результат.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентацию, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, фестивали, конкурсы.
Универсальные учебные действия
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— реализация творческого потенциала в процессе работы;
— проявлять положительное отношение к предмету, осознавать его значение.
— осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
— развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память.
— наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
— приобщение к сотрудничеству при работе в парах, в группах;
— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
— слушать и понимать речь других;
— Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение.
— организовать своё рабочее место под руководством учителя;
— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;.
— фиксировать (устно) в конце занятия удовлетворённость своей работой на уроке.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Тайны за горизонтом (4 ч)
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?
Почему люди не летают?
Какое животное первым появилось на суше?
Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа : рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геологический или краеведческий музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Когда были открыты драгоценные камни?
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему крапива жжется?
Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.
Как пауки плетут свою паутину?
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Растения-рекордсмены (1 ч).
Что мы узнали и чему научились за год.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?
Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?
Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы : рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Томской области. Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии : в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала?
Как передвигается осьминог?
Что такое насекомоядные растения?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Может ли вода течь в гору?
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Животные-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
Что мы узнали и чему научились за год
Тайны за горизонтом (4 ч).
Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы : рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры. и не только они (5 ч).
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Утконос и компания (3 ч).
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.
Практические работы : рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Что такое НЛО? (1 ч).
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.