Что такое подковерные игры
Статьи наших партнеров
Мы ежимся при одном только упоминании об офисной политике, или, говоря простым языком, подковерных интригах. Это гадость — подальше бы от них! Кому охота замараться ложью и обманом, взаимными обвинениями, лестью, кому охота наносить удары исподтишка и стравливать людей между собой?
Даже если вы представляете себе эту офисную политику не в столь черном свете, видите в ней возможность контролировать, заключать тайные союзы, обеспечивать эксклюзивный доступ к руководителям и проводить «предварительные встречи» — все-таки понятно, почему нормальным людям это неприятно.
Но неужели интриги могут быть только «грязными»?
По правде говоря, каждый член любого коллектива по умолчанию вовлечен в офисную политику. И нам приходится все время влиять на других и подвергаться влиянию. Только так дела и делаются. А чтобы влиять, нужна власть, это — основная валюта в офисе. Люди, как правило, добиваются власти, в той или иной мере она нужна каждому.
В здоровой организации нас наделяют властью или предоставляют нам власть постольку, поскольку мы проявляем способность вдохновлять других, увлекать неким видением. Еще один способ получить власть — что-то делать для других.
Там, где ценят человека и результат, сотрудники получают власть, потому что участвуют в создании климата, резонансной культуры, полной надежд, энтузиазма и веры в свои возможности. В таких компаниях власть применяется с толком, во благо и сотрудников, и организации.
Офисная политика — это искусство влиять на других так, чтобы в итоге работа была сделана. И вопреки дурной репутации «политических интриг» для успешного в них участия требуется развить и применять многие хорошие качества.
Например, исследование Джеральда Бибермана показало, что люди, активно участвующие в интригах, чаще обладают внутренним локусом контроля, то есть они верят в свою способность влиять на людей и события. Именно это мотивирует их вмешиваться и добиваться, чтобы другие тоже хорошо делали свое дело. Такая уверенность вполне может корениться в высокой самооценке, умении контролировать себя и желании вести за собой людей к общему благу.
Сочетание высокого эмоционального интеллекта и того, что великий Дэвид Макклелланд называл «социализированной властью», порождает такие стратегии влияния, благодаря которым люди с удовольствием кооперируются во имя общей цели.
Резонансные отношения — это связи, которые мы формируем, по-настоящему узнав человека и научившись ценить его за то, что он из себя представляет. Эти мощные отношения основаны на эмпатии, естественности и взаимном уважении. В них мы узнаем, что движет людьми, что они ценят, и благодаря этому можем вдохновлять, мотивировать и влиять так, чтобы человек видел, как его ценят.
Люди, избегающие офисной политики, упускают потенциальные возможности: они не могут рассчитывать на помощь, не пользуются благами взаимной поддержки, даже удовольствия от работы толком не получают. Роб Ашгар, один из журналистов журнала Forbes, заходит еще дальше: он говорит, что офисная политика — это искусство ладить с людьми, создавать себе такую позицию, в которой вашу работу заметят и оценят. Чем плохо? Это же просто разумно.
Исследование показывает, что такой тип людей обладает пониженным эмоциональным интеллектом, в особенности им недостает способности к эмпатии и признанию других людей. Эти люди, а их среди нас, конечно, немало, в качестве коллег — настоящий ужас, деструктивный, эгоцентрический ужас.
Как защитить себя от них, если вы все-таки работаете в компании с подобными личностями? Для начала задействуйте навыки социальной бдительности и постарайтесь этих гадов отвадить. Не поддавайтесь на лесть. А затем ищите разумную стратегию избегать их или обыгрывать, не превращаясь в подобного им манипулятора.
Мы не можем отказаться от интриг, да и не обязаны, потому что если хорошие люди выйдут из этой игры, то в выигрыше останутся макиавеллисты и нарциссы. И самое обидное: выйдя из игры, вы поставите под угрозу свои отношения и способность влиять на людей.
Итак, входите в игру. Будьте искренним, не отказывайтесь от права влиять на людей и вдохновлять их. Расширяйте круг друзей среди коллег. Разберитесь, как нужно вести себя в вашей компании, чтобы приобрести влияние на отдельных людей и группы внутри коллектива. Делайте что-то для других изо дня в день, не думая о выгоде. Отнеситесь к этой игре со всей серьезностью, какой она заслуживает, и не забывайте об этике.
Заголовки
21-22 марта в Москве состоится VII ВСЕРОССИЙСКИЙ САММИТ ПО МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА C&B RUSSIA SUMMIT.
12 апреля в Москве состоится конференция «Практика управления персоналом в розничном.
Приглашаем предпринимателей, экспертов, представителей органов государственной власти.
Подковерные игры — это просто другое название для влияния
Мы ежимся при одном только упоминании об офисной политике, или, говоря простым языком, подковерных интригах. Это гадость — подальше бы от них! Кому охота замараться ложью и обманом, взаимными обвинениями, лестью, кому охота наносить удары исподтишка и стравливать людей между собой? Даже если вы представляете себе эту офисную политику не в столь черном свете, видите в ней возможность контролировать, заключать тайные союзы, обеспечивать эксклюзивный доступ к руководителям и проводить «предварительные встречи» — все-таки понятно, почему нормальным людям это неприятно.
Но неужели интриги могут быть только «грязными»?
Полная версия статьи доступна подписчикам
Сетевое издание «Harvard Business Review Россия» («Гарвард Бизнес Ревью Россия») зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 05 октября 2021 г.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77—81945.
Издатель и учредитель: ООО «Бизнес Инсайт Медиа», info@hbrr.ru, +7-495-859-3059, главный редактор — Иванющенкова М.В., редакция и контакты.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, подробнее в Политике по защите персональных данных.
Публикации могут содержать информацию предназначенную для детей старше 16 лет.
Интриги на работе: найди источник опасности. Часть 1
«На самом деле–противостоять интригану очень просто, нужно лишь изучить методы его воздействия на окружающих и грамотно парировать их. Немного элементарной психологии и зачинщик отступит в полной растерянности»,–уверяет специалист.
Итак, уясни, что все, что происходит с тобой – происходит не просто так.
Проанализируй все, что происходило на работе в последнее время:
Как только ты ответишь на эти вопросы – ты определишь круг «подозреваемых».
Вспомни, как часто ты делишься своими тайнами с сослуживцами и начальством? Признаешься ли в своих неудачах, слабостях? Если да, то можешь быть уверенной, что твои промахи уже взяты на заметку. Интриган постарается использовать их против тебя. Отсюда вывод – задушевные разговоры нужно оставлять для самых близких людей, а в офисе–поддерживать дружеские деловые отношения.
Самое главное – это не отчаиваться и не принимать все близко к сердцу.
У менее чувствительных и ранимых людей больше шансов сохранить уверенность и обезоружить интригана своей «непробиваемостью».
Какие же используют любители «подковёрной игры» в борьбе против нас, и в подобных ситуациях? Об этом мы поговорим в следующей части нашей статьи.
Как избежать участия в подковерных интригах?
Как избежать участия в подковерных интригах?
Скандалы, интриги, расследования – жизнь без них была бы пресна и скучна. Многие рассматривают их как возможность дополнительного развлечения, самореализации, а по большому счету это ни что иное как игры, в которые играют люди. Другой вопрос, что у этих игр обязательно бывают проигравшие и жертвы.
Работать или бороться?
В действительности на конкурентном рынке борьба идет везде. И если Вы оказались в одной аптеке, которая борется за выживание с другими, это вовсе не значит, что внутри нее конкуренции нет. При этом никто не прописывает правил данной внутренней игры, поэтому здесь будут использоваться любые способы, которые ведут к победе.
Если же подобный взгляд на жизнь Вам трудно принять (Вы ищете тихую, спокойную гавань), то воспользуйтесь советами того же Сгрийверса.
Во-первых, бегите от организаций, которые гордо заявляют о своей открытости, ибо подобная демонстрация ценностей есть не что иное, как публичное проявление жажды того, чего нет.
Во-вторых, сторонитесь организаций, где часто происходят изменения. Это может быть объединение, расширение, новый метод работы, внедрение новых компьютеров, новых форм образования. Изменение — это обязательный сдвиг в зависимостях людей и групп людей. Некоторые получают больше власти, другие — меньше.
В-третьих, оказавшись в организации, храните молчание в отношении важных моментов. Люди, открыто заявляющие о своих интересах, высказывающие недовольство ходом событий, обсуждающие свои тревоги в коридорах, курилках и даже дома, вскоре оказываются задвинутыми в дальний угол, потому что они осмелились говорить все так, как есть.
Все мы рано или поздно оказываемся перед выбором: бороться или уйти в сторону. Словосочетание «Подковерные интриги» воспринимается как что-то неприятное, в чем не хочется участвовать, но стоит взглянуть правде в лицо. Анонимный опрос в США показал, что 40% респондентов активно участвуют в интригах на работе, а 8 из 10 человек признаются, что непременно предприняли бы подобные действия против своего босса или неприятного коллеги, если бы были уверены в успехе и безнаказанности. Каждый шестой опрошенный убежден, что при угрозе возникновения закулисных маневров, лучшее, что можно сделать, – это предпринять собственные действия, дабы оказаться впереди.
Получается, что те, кто борется открыто, скорее всего, будут восприниматься как манипуляторы, а тем, кто не желает участвовать в конкурентных играх, уготована роль жертвы?
Манипуляторы и жертвы
Исследователи-психологи выделяют шесть основных категорий манипуляторов в офисе.
Вы скажете, ну, это офис, там свои дела. Аптечная жизнь совсем не похожа на офисную. Соглашусь, но вот психология везде одинакова. И если Вы внимательно присмотритесь к коллегам, то увидите и активиста, и советника, и всезнайку.
Специалисты утверждают, что чаще всего сети интриг плетут люди со средними способностями и нереализованными амбициями, которые сделали игру своей работой. Впрочем, даже мирные и спокойные сотрудники вполне способны в неожиданный момент Вас неприятно удивить.
С интригами на работе сталкивался практически каждый. Однако, по мнению психологов, есть категории сотрудников, которые становятся жертвой офисных интриг чаще других. К ним относятся:
Как избежать интриг?
Совсем избежать интриг Вам не удастся. Адекватная реакция тут защита. Но она же будет являться и сигналом о том, что игра принята, и соперник начнет думать над следующим ходом. Впрочем, специалисты говорят, что соблюдение нескольких простых правил с большой долей вероятности поможет в подобных ситуациях.
Хороший способ остаться в стороне от интриг – стать действительно ценным специалистом, который приходит на работу работать, а не сплетничать и строить козни. Такой человек уверен в себе, востребован, сконцентрирован на своей деятельности и потому никому не завидует. Он не увлечен обсуждением промахов коллег, дорожит своей репутацией и в любых ситуациях сохраняет достоинство.
Старайтесь не делиться лишний раз соображениями, авторство которых потом может оказаться приписанным кому-то из коллег. Напрямую сообщайте свои идеи тому, кому они непосредственно предназначены. Также не рассказывайте всем подряд о секретах своей личной жизни или профессиональных проблемах, которые могут дать карты в руки вашему завистнику.
Если необходимо, покажите, что Вы не лыком шиты. Тоже можете рискнуть, знаете себе цену и дорожите тем, что имеете. Продемонстрируйте коллеге, что просто его трюк с Вами не пройдет. Если же замечаете желание подковерно конкурировать с Вами, приглашайте коллегу к открытому соревнованию.
Как овладеть искусством офисной политики?
Ты убежден, что обойдешься без подковерных игр и сможешь добиться успеха только благодаря своим профессиональным качествам. Не будь наивным. Если ты хочешь сделать карьеру, тебе придется усвоить правила офисной политики. И чем выше ты будешь подниматься по карьерной лестнице, тем больше тебе придется играть по ее правилам. Это реальность. Вот несколько советов о том, как выжить в офисных войнах, не продавая свою душу дьяволу.
— периодически обращайся к начальству за советом. Позволь твоему вышестоящему коллеге думать о тебе как о своем протеже. Тогда, возможно, он выступит на твоей стороне, когда тебе понадобится защита.
— иногда делай одолжения. Например, можешь остаться после работы, чтобы помочь своему коллеге закончить проект в установленный срок. Также не забывай благодарить тех, кто помогает тебе даже по мелочам. Однако не злоупотребляй добрыми делами. Если ты думаешь, что коллеги будут тебе благодарны по гроб жизни, то ты ошибаешься. Подробнее об этом читай далее.
— берись за крупные проекты. Ты можешь потратить много усилий на то, чтобы завершить 15 малозначимых проектов, и никто это даже не оценит. Потрать те же усилия на один крупный проект, и это не останется незамеченным. Только обязательно сделай так, чтобы все вокруг знали, чья это заслуга. Например, ты можешь разослать ключевым сотрудникам для «ознакомления» черновой вариант финального отчета по твоему проекту, чтобы твой босс или коллега-соперник не смогли присвоить себе твои лавры.
Будь в курсе происходящего
Даже если ты стараешься избегать конфликтов, всегда найдется «товарищ», который захочет подорвать твой авторитет. Это может быть, например, твой коллега, который метит на должность, о которой ты давно мечтаешь. Ты сможешь адекватно отреагировать на интриги, если будешь знать имя своего злопыхателя. Вот несколько советов, как определить:
— от тебя скрывают информацию, необходимую тебе для выполнения обязанностей. Узнай, кто стоит за этим.
— тебе не дают достаточно ресурсов для выполнения твоей работы. Узнай, кто стоит за этим.
— на совещании всегда находится коллега, который постоянно не согласен с твоим мнением. Это может происходить не только словесно. Человек просто начинает зевать, закатывать глаза или делать вид, что не слушает, когда ты говоришь.
— когда ты обращаешься к потенциальному недоброжелателю за советом или помощью, он заметно раздражается.
— когда ты беседуешь с потенциальным недоброжелателем один на один, он всегда старается быстро закончить разговор.
Нейтрализуй соперника
Теперь, когда ты знаешь имя соперника, настало время прижать ему хвост. Вот несколько способов, как это сделать:
— информируй своего вышестоящего покровителя. Можешь сказать что-то типа: «Иван Иванович, меня очень беспокоит, что Вася Пупкин раздражен на меня последнее время. Вы тоже заметили это? Следует ли мне что-то предпринять по этому поводу?».
— организуй очную ставку с соперником. Оставшись с ним один на один, ты можешь сказать: «Вася, я заметил, что у тебя какие-то проблемы со мной. Я что-то сделал не так?». Если ты получишь вразумительный ответ, поблагодари его и скажи, что постараешься исправиться. Но если окажется, что никакой веской причины нет, приготовься к бою. Например, ты можешь отреагировать следующим образом: «Петя, в последнее время ты скрываешь от меня важную для моей работы информацию. Пришло время изменить ситуацию или мне придется обратиться с этой проблемой к Ивану Ивановичу».
— сформируй общественное мнение. Поделись с коллегами своей обеспокоенностью по поводу того, что Петя несправедливо пытается оклеветать тебя, преследуя свои эгоистичные цели. Приведи пару конкретных примеров несправедливых поступков по отношению к тебе (в противном случае, ты сам будешь выглядеть вероломным человеком).
Готовь почву для своего повышения
В вопросе продвижения по службе важно не что ты знаешь, а кого ты знаешь. Это тонкая игра, которую тебе придется освоить, если ты хочешь сделать карьеру. Вот несколько советов:
— заручись поддержкой влиятельных коллег. Не фокусируйся только на своем начальстве. Вокруг полно других людей, которые могут сыграть роль в твоей карьере. Для этого тебе нужно наладить взаимоотношения с людьми, контролирующими поток информации в твоей организации. Когда придет время повышения, они замолвят за тебя слово перед твоим боссом.
— пусть коллеги думают, что ты им обязан. Многие думают, что, делая одолжения коллегам, потом получат сторицей. Ошибка! Твои коллеги не хотят чувствовать себя обязанными. Им будет гораздо приятней думать, будто это ты обязан им. Например, используй незначительный совет своих коллег по одному из твоих проектов и скажи им, будто они тебя сильно выручили. Теперь ты «обязан им по гроб жизни». Периодически напоминай им об этом, тогда они захотят держать тебя в стане своих сторонников.
— помоги своему боссу получить повышение. Тебе необходимо подниматься по корпоративной лестнице. Расхваливай своего босса перед рекрутерами, а также перед его начальством, чтобы он получил более выгодное предложение на стороне или повышение в твоей компании и, таким образом, освободил место для тебя.
Если ты будешь грамотно играть в офисную политику, то тебе удастся добиться своих целей, не вступая с кем-либо в открытую конфронтацию. Выигранный бой — это бой, которого удалось избежать.