Что такое поэтическая речь в музыке определение для 6 класса
Поэтическая речь
Смотреть что такое «Поэтическая речь» в других словарях:
поэтическая речь — см. художественная речь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. 2) Разновидность (обычно… … Словарь лингвистических терминов
речь художественная — (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Энциклопедический словарь
РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (речь поэтическая) реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Большой Энциклопедический словарь
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и… … Философский словарь
художественная речь — речь художественных произведений, реализация эстетической функции языка. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: поэтическая речь Антоним/коррелят: Язык художественной литературы Род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Художественная речь — речь, реализующая эстетические функции языка. Художественная речь подразделяется на прозаическую и стихотворную. Художественная речь: формируется в устном народном творчестве; позволяет переносить признаки с предмета на предмет по сходству… … Финансовый словарь
поэтическая речь
Смотреть что такое «поэтическая речь» в других словарях:
Поэтическая речь — совокупность особенностей речи как орудия художественного творчества и предмета художественного восприятия; то же, что Речь художественная. Иногда П. р. называют стихотворную речь, т. е. художественную речь, организованную по законам… … Большая советская энциклопедия
Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. 2) Разновидность (обычно… … Словарь лингвистических терминов
речь художественная — (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Энциклопедический словарь
РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (речь поэтическая) реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Большой Энциклопедический словарь
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению других… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
РЕЧЬ — действие по выражению своей мысли через артикулированный язык. Живая речь, устная или поэтическая, противостоит организованному, письменному, прозаическому или техническому языку. Платон определял мысль как внутреннюю речь; по мнению Эггера и… … Философский словарь
художественная речь — речь художественных произведений, реализация эстетической функции языка. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: поэтическая речь Антоним/коррелят: Язык художественной литературы Род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Художественная речь — речь, реализующая эстетические функции языка. Художественная речь подразделяется на прозаическую и стихотворную. Художественная речь: формируется в устном народном творчестве; позволяет переносить признаки с предмета на предмет по сходству… … Финансовый словарь
Исследовательская работа «Звукопись как особый художественный прием поэтической речи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство Образования и науки УР
Управление образования Администрации МО «Сарапульский район»
МБОУ Шевыряловская основная общеобразовательная школа
Звукопись как особый художественный приём поэтической речи
Исследовательская работа по литературе
Сидорова Марина Михайловна,
МБОУ Шевыряловской ООШ
Мамонова Юлия Сергеевна,
МБОУ Шевыряловской ООШ
Юсупова Алла Анатольевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Шевыряловской ООШ
С. Шевырялово, Удмуртская Республика,
1. Виды звукописи и её функции………………………………………….4
2.Использование звукописи в стихах удмуртского поэта Флора Васильева………………………….……………………………………….…….13
Тема нашей исследовательской работы: «Звукопись как особый художественный приём поэтической речи». Мы встречаемся с этим удивительным приемом при чтении лирических произведений. Звукопись помогает услышать шум леса, пение птиц, шорох травы и многое другое.
Цель работы – найти использование звукописи в творчестве поэтов для усиления фонетической выразительности речи.
Изучить виды звукописи и ее функции;
Найти приемы звукописи в произведениях русских поэтов;
Анализировать стихотворения Флора Васильева.
Объект исследования – произведения русских поэтов и стихотворения Флора Васильева.
Предмет исследования – звукопись как особый художественный приём поэтической речи.
Методы: анализ произведений.
Актуальность. Мы с детства слышим поэтическую речь. Короткие четверостишья мы учим наизусть с детского сада. Но с возрастом начинаешь понимать, чтобы почувствовать поэзию по-настоящему, нужно не просто читать, а вчитываться, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик слова. Мы заинтересовался звукописью, как художественным приёмом, во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе говорят не много.
Нам стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего. Нам захотелось найти примеры звукописи в произведениях русских поэтов. На уроках литературного краеведения мы изучали творчество Флора Васильева. Вторую главу своей работы нам захотелось посвятить роли звукописи в стихах удмуртского поэта. Этому мы и посвятили свою работу.
1. Виды звукописи и её функции
Ч елн т омленья, ч елн тр евог
В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:
.. Тр убы тр убят в Нове гр аде, ст оять ст язи в Пу т ивле.
Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.
Вот что писал об аллитерации В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» (с. 495): Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань. “. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:
— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,
Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы,
Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.
«Пулковский меридиан» В. Инбер
И леса синие верх у шки —
Забил заряд я в п у шку т у го
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
А вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных,
Вхож у ль во многол ю дный храм,
Сиж у ль меж ю ношей без у мных,
Я преда ю сь своим мечтам.
Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы.
Вы, щенки! За мной ступайте!
Да смотрите ж, не болтайте,
Без раздумья, без отсрочки
Даже к финским скалам бурым
Гро зой снесенные мосты,
Гро ба с размытого кладбища.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Создаётся эффект грусти, плача.
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Своеобразный вид «разливной» лексической анафоры применил К. Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Асимметрично расположенные, эти анафорические повторы «Жди. жди. жди. » производят сильнейшее действие. На 36 строках стихотворения слово «жди» повторяется 11 раз:
Жди меня, и я вернусь.
Всем, кто вместе ждет.
За все, за все тебя благодарю я,
за тайные мучения страстей,
за горечь слез, отраву поцелуя,
Все строчки в данном стихотворении начинаются с предлога «за». От этого стихотворение стало звучать как восклицание, как будто герой на вершине благодарности.
А вот строчки, где все слова начинаются с буквы «З.»
З адремали з везды з олотые,
З адрожало з еркало з атона…
Стихотворение успокаивает, кажется, что наступило утро, всё просыпается и радуется свету.
Почти все слова заканчиваются на слог «ли». С этим звуковым сочетанием стих стал более ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел добиться автор.
И хруст песка, и храп коня
Морозом выпитые лужи
Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Каковы основные функции звукописи?
Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи?» он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.
Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например:
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
2. Использование звукописи в стихах удмуртского поэта Флора Васильева
Флор Иванович Васильев родился в 19 февраля 1934 года в северной удмуртской деревне Бердыши. Отец поэта, учитель Иван Алексеевич, со своей семьей жил в квартире школьного дома. Обладая хорошей памятью, Флор уже в 6-7 лет декламировал стихи русских и удмуртских поэтов. Когда отец ушел на фронт, Флор остался старшим в семье. В 1953 году Флор Васильев поступил на факультет удмуртского языка и литературы Глазовского педагогического института.
Флор Васильев! Как много чувств и мыслей для читателей и почитателей его творчества слилось в этом имени: неповторимый, истинно национальный поэтический талант, высокость и широта души, обаяние самой личности.
Поэтическое творчество Флора Васильева такое же светлое, каким был и он сам. Оно находится в поле зрения современных исследователей национальной поэзии. Критики и раньше живо откликались на выход каждого его поэтического сборника – оригинального или переводного. Литературоведы единодушны в оценке его дарования: тончайший лирик, пронзительно- прозорливый философ, мудрый хранитель – в Слове, через Слово – самобытности, самоценности своего народа.
Его стихи не разовые, рыночные, его творчество – это вечная, высокая поэзия о родине и земле, о природе и тишине, о матери и добре, о любви и человеческой порядочности.
Флор Васильев в своих стихах показывает нам себя. Обычные для людей ситуации в его произведениях так оживают, что душа празднует от красоты и точности поэта слова, от мудрости поэта.
Пусть над плечами пар!
Вберут душевный жар
Как мастер стиха, Флор Васильев очень умело пользуется приемом «звукопись». Каждое его стихотворение пронизано звуками, которые помогают услышать, почувствовать отношения между людьми, умение слышать и слушать природу, жить в согласии с ее законами. Проанализировав стихотворения Флора Васильева, мы выделили некоторые приемы звукописи.
Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…
Аллитерации звуков «з», «р», «ш», «г» помогает почувствовать холод, завывание сильного ветра.
Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,
Звуки «к», «р» предает ощущение колкости, пробирает дрожь.
И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.
Ассонанс, «у», «а» передают завывание вьюги
Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала
Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,
И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.
От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.
Звукопись, по моему мнению, создана для того, чтобы сильнее повлиять на читателя, заставить человека почувствовать художественное произведение и задуматься над ним.
В русской литературе основные приёмы звукописи часто использовались различными поэтами и простым народом, чтобы, по выражению Александра Блока, «приводить в гармонию слова и звуки». Нас поразило многообразие приёмов звукописи, используемых в русской поэзии, и сила воздействия их на читателей и слушателей. Внимание к звуковому оформлению поэтической речи помогает гармонично воспринять художественные поэтические образы и проникнуть в творческий мир поэта.
Библиография
«Стихия» — сайт классической русской и советской поэзии, оттуда взяты почти все стихи, приведённые в тексте реферата.
Флор Васильев. Светлая осень. Стихи. Пер. с удмуртского. М., «Современник», 1975
Холшевников В. Г. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – Л., 1972.
Березка, в поле замерзая,
Верхушкой клонится к земле,
Бушует непогода злая,
Пугает бедную во мгле…
Березку хлещет ветер колкий,
Мороз ее кидает в дрожь,
Растет с березкой рядом елка,
Ту—и морозом не проймешь!
И девушку пугает вьюга,
И, как березку, долу гнет.
Заботы ждет она от друга,
И, может быть, напрасно ждет.
Капелью звонкою в окно
Весна настойчиво стучала
И с воробьями за одно
Чирикала, ей горя мало,
Что поздней ночью вихревой
Зима бушует до рассвета,
И раздается в трубах вой
Назойливая песня ветра.
Но солнце поглядит с небес,
И вновь весна заколобродит,
Она всё чаще в МТС
И в нашу кузницу заходит.
Бредет мороз, людей пугая,
Насвистывает ветер злей.
Луна замерзла, но такая
Сияет нам еще светлей.
И мы не думаем о Юге,
Нам хорошо и тут вдвоем.
От нежных губ моей подруги
Пахнуло на меня теплом.
Примеры звукописи в русской поэзии
«. Ч уть слы ш но, бе сш умно
Звукоподражание шелесту, шороху
В етер в еет и в ьется украдками
Меж в етвей, над в одой наклоненных,
Ш е в еля тяжелыми складками
Противопоставление фонетически контрастных звуков «в» и «ш»
Натуралистическое звукоподражание (кваканье лягушек)
То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался
Натуралистическое звукоподражание (трель соловья)
Ма з у р ка р а з далась. Бывало
В о гр омной з але все др ожало,
Па рк ет тр ещал под к аблуком,
Образец фонетической стилистики: сравнение старинных и современных автору балов
Вве р ху р ычат ге р манские мото р ы:
— Мы фю р е р а поко рр ные р абы,
Мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы,
Мы — сме р ть. Тебя уже не будет ско рр о.
Аллитерацией передан звук моторов
Трое суток было слышно,
как в дороге скучной, долгой
Аллитерацией передан стук колес
Одеты темные поляны
Не подходишь — и не надо,
Русская народная частушка
Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха
. Сени но вые, кле но вые, реш ёт чатые.
И вы соко и дал еко на родиму сторону.
Русская народная песня
Брож у ли я вдоль у лиц ш у мных,
Вхож у ль во многол ю дный храм,
Сиж у ль меж ю ношей без у мных,
Я преда ю сь своим мечтам.
Ассонанс, построенный на гулком «у»
Ч у ть у тро осветило п у шки
И леса синие верх у шки —
Франц у зы т у т как т у т.
Забил заряд я в п у шку т у го
И д у мал: у гощ у я др у га.
. Вот з а трещ а ли б а р а б а ны —
И отступили б а сурм а ны.
Тогд а счит а ть мы ст а ли р а ны,
Художественная речь
Смотреть что такое «Художественная речь» в других словарях:
художественная речь — речь художественных произведений, реализация эстетической функции языка. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: поэтическая речь Антоним/коррелят: Язык художественной литературы Род … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
художественная речь — Речь, обслуживающая сферу художественной литературы. Основные функции Х.р.: эстетическая и коммуникативная. Эстетическая функция связана с такими стилевыми чертами, как: образность, конкретность, коммуникативная – с эмоциональностью автора.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
речь художественная — выражение образного содержания художественного произведения средствами языка. Внешне художественная речь может ничем не отличаться от обычной разговорной речи, но она выполняет прежде всего эстетическую функцию. Художественная речь каждым… … Литературная энциклопедия
речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия
речь художественная — (речь поэтическая), реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Энциклопедический словарь
РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… … Толковый словарь Ушакова
РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (речь поэтическая) реализация эстетической функции языка. Специфика художественной речи в максимальной организованности и выразительно смысловой значимости каждого ее элемента. Формируется в устном народном поэтическом творчестве при… … Большой Энциклопедический словарь
речь — и, мн. речи, ей, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. Речь это достояние… … Малый академический словарь
речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений
речь художественная — см. художественная речь … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Старинный русский романс
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.
Из устного общения людей выросло и музыкальное искусство — музыкальная речь — как искусство интонационное, искусство интонирования. И вслушиваясь в музыкальную интонацию, всегда можно понять смысл музыки, почувствовать её выразительность, силу воздействия. Наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонаций в песенных жанрах, в том числе и в романсах.
Романсом называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента. Почему романсы, как и огромное количество народных песен, живут в памяти людей? В чём причина их долголетия? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к образам старинных русских романсов. Они воспевают великое человеческое чувство — любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.