Что такое политические отношения и каковы их признаки
Политические отношения
Полезное
Смотреть что такое «Политические отношения» в других словарях:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения по управлению обществом и государством, осуществлению власти народа. П. о. частично являются государственно правовыми (конституционно правовыми) отношениями, частично неправовыми общественными отношениями. Те и другие группы отношений… … Энциклопедический словарь конституционного права
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — (political relations) один из важнейших видов общественных отношений, в основе которых лежат политические интересы, идеи и позиции людей Тесно связаны с экономическими отношениями и интересами людей, с бизнесом и рынком, но играют самостоятельную … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ — Включают отношения между классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями в процессе их взаимодействия … Политическая психология. Словарь-справочник
“РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому” — “РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо романскому” одно из важнейших произведений И. Я. Данилевского. Создано в 1865 68 и впервые опубликовано в виде серии статей в журнале “Заря” в 1869.… … Философская энциклопедия
Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому — историософский труд Данилевского. Впервые опубликован в журн. Заря (1869), а в 1871 г. отдельной книгой. Если 1 е его изд. (1871) реализовывалось в течение ок. 15 лет, то 2 е (1888) менее чем за год. Последующие издания: 1889,1895 гг. После… … Русская Философия. Энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ — (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… … Политология. Словарь.
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ТЕРРИТОРИЯМИ — (central local relations) В западных странах с плюралистической формой правления все центральные органы, за исключением руководства микрополисов, сталкиваются с двоякой проблемой управления: 1) как организовать проведение единой государственной… … Политология. Словарь.
Политические партии США — Политические партии Соединённых Штатов Америки играют важную роль в политичеcкой системе и жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не оговаривает особо их существование. Традиционно для США характерна двухпартийная… … Википедия
ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — англ. relationship, political; нем. Verhaltnisse, politische. Отношения между государствами, нациями, классами, группами, индивидами, складывающиеся в процессе осуществления власти. см. ВЛАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ, ВЛАСТЬ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Политические отношения
Политические отношения классифицируют по разным основаниям:
2) по характеру взаимодействия субъектов выделяют отношения господства и подчинения, сотрудничества, соперничества и нейтралитета;
3) по степени и форме влияния на деятельность институтов власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные;
4) по форме участия в политике дифференцируют отношения лояльности, поддержки, оппозиции;
5) по способу выражения различают отношения, официально закрепленные в нормах права, уставах партий и организаций, и отношения, формально не закрепленные.
Специфика всех видов политических отношений состоит в том, что они, во-первых, выражают взаимосвязи между субъектами через власть и, во- вторых, тем или иным образом определяют все остальные общественные отношения.
Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:
— деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям:
— по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т.п.;
— по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т.п.;
— по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;
— по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.
Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
Политические отношения и политический процесс
И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1. Политические отношения: сущность, содержание и типология.
2. Политический процесс: понятие, сущность и содержание.
4. Понятие, типы и виды политических действий.
«Развитие политического процесса отражает не что иное, как нарастание сложности и структурированности его содержания, ведущее к повышению адаптивности властных структур к внешним социальным условиям»
Т. Парсонс
Политика в любом обществе представляет собой достаточно упорядоченный и последовательный процесс возникновения, протекания и дальнейшего развития различных политических отношений, событий и явлений.
Эта взаимосвязанная и определенным образом направленная последовательность не выстраивается в соответствии с теоретическими представлениями политической элиты или политологов, а выступает совокупным результатом взаимодействия различных типов и проявлений политического поведения на личностном, групповом и социальном уровнях организации политической жизни.
1. Политические отношения: сущность, содержание и типология
Политические отношения – это взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. (Слайд 2) Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов начинает осуществляться при активном участии государства.
Сущность политических отношений состоит в том, что это отношения, возникающие между участниками социальных общностей в ходе реализации ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов и требующие использования средств государственного подчинения.
Особенность политических отношений, как самостоятельной сферы общественных отношений, можно выразить следующими характеристиками:
возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в их поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между субъектами политики;
деятельный, активный характер политических отношений позволяет обществу с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования;
специфическим инструментом политических отношений выступает власть.
Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества; власти и человека, социальных групп, слоев и классов, которые характеризуются чертами консенсуса (договора), конфликтности, единства, сотрудничества, взаимодействия, господства и подчинения.
Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по четырем основаниям (Слайд 3):
по виду взаимосвязанных субъектов отношения между: активистами партии; партиями; институтами государства; общественными объединениями и т. п.;
по предмету отношений (по поводу чего сложилось отношение): отношения: власти, политического управления, политического лидерства и т. п.;
по характеру отношений: сотруднические, конкурентные, конфликтные;
по механизму своего проявления: стихийные и сознательные.
Политические отношения могут складываться на различных уровнях: локальном, региональном, национальном, международном, глобальном; внешнеполитическом и внутриполитическом. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными.
Таким образом, политические отношения представляют собой процесс сознательной деятельности субъектов политики, в котором интегрируется наиболее значимое для них, базирующееся, в свою очередь, на отдельном, конкретном интересе.
2. Политический процесс: понятие, сущность и содержание
Термин «процесс» заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату.
В политологии распространены три основные точки зрения на определение политического процесса: во-первых, под политическим процессом понимают все, что происходит в политике, во-вторых, отождествление этой категории с категорией «политика», в-третьих, трактовка понятия «политический процесс» как смены состояний политической системы общества. Таким образом, политический процесс,— в широком смысле это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных объединений и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели», а в узком смысле – «деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений». (Слайд 4)
Наличие в обществе политических процессов свидетельствует о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными интересами и целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции.
Политология оперирует несколькими методологическими подходами к определению сущности и содержания политического процесса:
институциональный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти – основных субъектов политического процесса;
артикуляционный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т. д.;
социологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия социальных и социокультурных факторов;
интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических акторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей;
бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики;
структурно–функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.
Структурно политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель. (Слайд 5)
Субъекты представляют собой активных акторов политического процесса, действующих осознанно и целенаправленно. Участники процесса – пассивные лица (группы), вовлеченные в него случайно и даже помимо их воли, порой не в полной мере осознающие смысл и значение происходящего. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.
Объектом политического процесса является любая политическая проблема (цель). В каждом политическом процессе может решаться не одна, а несколько политических проблем.
Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Функционирование и эффективность политического процесса постоянно находятся под влиянием следующих факторов: степень разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и их уравновешенность; уровень централизации (децентрализации) власти; качество взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; способы нахождения и реализации политических решений; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов власти; взаимосвязи внутри правящего слоя (отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи между политическим руководством и техническим аппаратом управления, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты, уровень коррумпированности элиты).
Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания (Слайд 6):
Политический процесс имеет свои этапы развития. Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:
В политической науке выделяются два способа функционирования политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский.
Консервативно-рутинный способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные объединения, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции.
Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.
3. Типология политических процессов
На практике политическое взаимодействие сводится к процессу принятия и реализации решений, отражающих интересы и требования участников политического процесса. В связи с этим в политическом процессе можно выделить две его активно взаимодействующие между собой составляющие: ценностную (система культуры, доминирующие нормы и ценности политической жизни) и технологическую, которая обозначается понятием «стиль политики». Применение данных категорий позволяет осуществить типологию политических процессов на основе различий присущих им политических стилей. (Слайд 7)
С точки зрения публичности осуществления властных функций выделяют открытый и скрытый (теневой) политические процессы:
скрытый политический процесс может выступать в двух формах: альтернативной официальной политике форме, основанной на публично неоформленных политических институтах и центрах власти (нелегальные структуры мафиозные кланы), и неальтернативной, когда власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.
По характеру преобразования власти можно выделить: революционный и эволюционный политический процесс:
революционный политический процесс характеризуется быстротечностью, обвальным характером преобразований; допустимостью использования насильственных средств; стихийностью массовых политических движений; незаконными способами воздействия на органы власти; резким изменением функций и статуса политических субъектов; распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности;
эволюционный политический процесс характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; легитимностью органов власти.
По устойчивости взаимосвязей между политическими субъектами выделяют стабильный и нестабильный политический процесс:
стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политического поведения граждан; функционально отработанными механизмами принятия политических решений; легитимностью режима и высокой эффективностью господствующих в обществе социально-политических и культурных норм;
нестабильный политический процесс характеризуется определенными, возникающими с разной частотой отклонениями от заранее выработанной стратегии и тактики реализации политического решения и обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса.
По способам достижения динамического равновесия политической системы можно выделить три типа политических процессов: технократический, идеократический и харизматический:
технократический тип отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков;
идеократический тип отличается господством одной идеологии, в отношении которой имеется общенациональный консенсус;
харизматический тип характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты.
По характеру осуществления власти политические процессы делятся на: демократические и недемократические:
демократический тип характеризуется следующими основными принцами: конституционность и легитимность политического процесса; приоритет интересов большинства социальных групп населения; правовая защита интересов социального меньшинства; корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; гражданский контроль деятельности органов государственной власти; правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; приоритетность прав человека и гражданина;
недемократический тип характеризуется следующими основными принципами: тоталитарный политический режим; верховенство интересов малой группы лиц; отсутствие гражданского общества; нарушение прав человека и гражданина.
По характеру демократии можно выделить следующие разновидности политических процессов: прямая демократия, представительная демократия, плюралистическая демократия.
Таким образом, в природе существуют различные типы политических процессов. Предложенная типология не может быть признана исчерпывающей. Кроме рассмотренных подходов типологию политических процессов можно проводить и по другим основаниям.
4. Понятие, типы и виды политических действий
Политический процесс состоит из совокупности политических действий. Политическое действие – это поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. (Слайд 8) Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение, или же оно может быть частью последовательного процесса принятия и реализации решений.
Политическое действие можно охарактеризовать с учетом различных критериев. Так, различается позитивное политическое действие, заключающееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы «прекратить что-то делать».
Политическое действие можно характеризовать как рациональное, означающее, что его агент имеет четкое представление о целях, знает адекватные этим целям методы, способен эффективно применять их, устанавливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, если она не приводит к желаемым результатам; иррациональное, означающее, что его агент не имеет четкого представления о конечной цели, применяет на практике неадекватные окружающей обстановке формы и методы политических действий.
Политическое действие можно рассматривать как инерционное, которое воспроизводит принятые нормы поведения, существующую политическую систему, сохраняет ее; творческое, которое вносит в политику перемены, новые моменты, динамику.
Политическое действие может быть организованным или стихийным. Как правило, действия элит более организованны, что дает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы. Однако в любом политическом действии может быть и доля стихийности, случайности, несогласованности.
Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно.
Кроме основных видов политических действий, затрагивающих в целом политическую систему общества, политические действия могут осуществляться и в других видах, как правило, не приводящих к смене политического строя: восстание, бунт, мятеж, путч:
путч – это авантюристическая попытка совершить государственный переворот, инициированная небольшой группой заговорщиков (путч выражается в вооружённых действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учёт ситуации, ни на продуманную программу).
Не менее важным видом политических действий является политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей (изменение структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти и т. д.).
Примерами специфических политических действий служат также митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т. д. Особыми видами политических действий являются выборы и проведение избирательных кампаний, референдумы, официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры и т. д.
Таким образом, политические действия ориентируют политическую систему на достижение определенных целей, выражающих интересы различных групп, которые облекаются в теоретическую, идеологическую форму.
О политических отношениях и их видах
Борисенков Александр Александрович |
доктор философских наук
Эксперт, Государственный университет управления
111538, Россия, г. Москва, ул. Молдагуловой, 3-3-70
Borisenkov Aleksandr Aleksandrovich
Doctor of Philosophy
professor of the Department of History and Political Studies at State University of Management.
109542, Russia, Moscow, Ryazanskii prosp., d. 99
Просмотров статьи: 50266 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: в статье рассматриваются сущность и виды политических отношений, их связь с политической жизнью, их значение для политического развития. Раскрывается обусловленность политических отношений политической деятельностью. Обосновывается вывод о том, что политические отношения по своей сущности – это формы проявления политической жизни, составляющие функции политического организма. Важнейшие виды политических отношений, соотносимые между собой и дополняющие друг друга в политическом процессе, представлены руководством и оппозицией. Они являются основными видами политических отношений в условиях демократического правления и выступают в качестве важнейших функций действующего политического организма. Они существуют во взаимной связи и являются обязательными для демократического политического процесса. Наряду с ними возможны и другие политические отношения, которые надстраиваются над основными политическими отношениями, усложняя политический организм. Определение понятия политических отношений позволяет сформулировать обусловленный этими отношениями закон политического развития.
Abstract: The article is devoted to the nature and forms of political relations, their connection with the political life and their meaning for the political development. The author discovers the dependence of political relations on political activity and makes the conclusion that political relations in itself are different forms of political life constituting functions of the political body. The most important forms of political relations that are interrelated and complete each other in the political development are the guidance and opposition. These are the basic forms of political relations in the democratic governance and the most important functions of the political body. They are interdependent and obligatory for the democratic political process. Besides these, there are other forms of political relations that can be built upon the basic political relations and create a more complex structure of the political body. The author offers a definition of political relations which allows him to formulate the rule of political development triggered by these political relations.
Термин «политические отношения» широко распространён в политологии и часто используется в процессе общения по её поводу. Однако толкование политических отношений не является сложившимся. Имеющиеся знания не позволяют однозначно ответить на вопросы о том, в чём состоит сущность политических отношений, каковы их действительные виды, какое место они занимают в политической жизни и какую роль в ней играют. Этим определяется необходимость продолжить их изучение. Рассмотрим некоторые представления о политических отношениях.
Попытки определить понятие политических отношений очень похожи друг на друга. Политологи стремятся охватить и раскрыть политические отношения все сразу, опираясь при этом на термин «взаимодействие», составляющий, по всей видимости, ключевой пункт осмысления данных отношений. В частности, утверждается, что политические отношения есть «взаимосвязь и взаимодействие субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти». [10, с. 95]
Некоторые исследователи усложняют ситуацию и представляют политические отношения как взаимодействие между «политическими субъектами и объектами». Например, говорят: «Политические отношения – вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти». [9, с. 582]
Приведённые определения показательны. Они позволяют увидеть в толковании политических отношений ряд особенностей, обусловленных данным подходом и заключающих в себе непростые проблемы. Одна из них связана с характеристикой носителей этих отношений. Таких носителей называют политическими субъектами или субъектами политической жизни, а иной раз субъектами политических отношений. Например: «Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности и общество в целом, а также их организации и институты». [6, с. 861]
Проблема здесь состоит в том, что субъекты политики представляются то субъектами политической жизни, то субъектами политических отношений. Возникают вопросы: тождественны ли все эти словосочетания? Что есть вообще субъект и политический субъект, в частности?
Как уже отмечалось, субъектами политики являются люди, которые принимают руководящие решения, распоряжаясь при этом политической властью. [2, 4] Понятно, что действия субъектов политики, как и всех субъектов, носят целенаправленный, т.е. сознательный характер. Люди опосредствуют свою деятельность сознанием. Они ставят перед собой цели, стремятся их осуществить, а это характеризует их как субъектов своей активности. Субъект – это целенаправленно действующий человек. Субъектом он является потому, что осуществляет свою активность в соответствии со своей целью.
Однако, будучи политическим субъектом, человек, тем не менее, не может быть субъектом политических отношений, поскольку они носят объективный характер. Все общественные отношения существуют объективно, ибо образуются в результате совместной, объединённой деятельности людей, лишённой признаков их индивидуальности. Например, сознательно приобретая (покупая) предмет своей потребности, человек, несомненно, является субъектом данной активности. Но, приобретая этот предмет, он вступает в отношения купли-продажи (отношения обмена), которые складываются независимо от его сознания. Обмен – это форма экономической жизни, которая образуется объективно. Люди не являются субъектами данной формы, они только открывают её для себя и используют.
Так же и в политике. Как политические субъекты люди целенаправленно осуществляют политическую деятельность и принимают руководящие решения. В процессе этой деятельности, т.е. в процессе использования политической власти они вступают в политические отношения, которые служат формами политической жизни. Например, участвуя в деятельности парламента, одни парламентарии исполняют функцию руководства, а другие – функцию оппозиции. Тем самым они являются носителями определённых политических отношений, которые обусловлены местом и ролью людей в политическом процессе. Будучи субъектами политики, они, тем не менее, не являются субъектами своих политических отношений, которые образуются объективно.
Не являются они и субъектами политической жизни, которая также складывается объективно и включает в свой состав, в качестве компонентов, политические отношения. Политическая жизнь есть разновидность общественной жизни; она составляет способ существования (функционирования) политического организма, она объединяет людей в политическом процессе и направляет их активность на принятие руководящих решений.
Таким образом, ставить вопрос о субъектах применительно к политическим отношениям или политической жизни некорректно. Речь может идти о носителях этих отношений или участниках политической жизни. При этом носителями политических отношений, как и исполнителями политической деятельности, являются далеко не все люди и уж тем более не целые социальные общности и их организации, как иногда утверждают. Чтобы быть политическим субъектом, нужно войти в состав политического учреждения, например, парламента и стать депутатом, приобретая тем самым право пользования заключённой в нём политической властью и принятия руководящих решений. Применительно к социальным общностям и их организациям такое право выглядит парадоксальным, потому что не может целая общность входить в состав политического учреждения. Толкование социальных общностей и их организаций в качестве политических субъектов является результатом определённого идеологического подхода, который преувеличивает их роль в управленческом процессе и искажает значение соответствующих понятий. Всякая социальная общность как явление отражает собой только общее положение людей в системе общественных связей, из которого (положения) совсем не следует, что она должна быть одновременно каким-то субъектом. Понятие социальной общности не включает в себя никаких содержательных признаков, которые указывали бы на статус этой общности как политического субъекта.
Теперь о политических объектах, которые как бы взаимодействуют с политическими субъектами и становятся участниками политических отношений. Некоторые исследователи считают, что «одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие выступают в качестве её объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено». [11, с. 77]
В этом подходе, как ни в одном другом, прослеживается искажённое толкование как политических отношений, так и самой политики. Очевидно, что политика есть управленческое явление, которое не может не иметь свой объект. Все, кто принимает участие в формировании политики, – все они являются политическими субъектами и вступают при этом в политические отношения. Но нельзя одновременно быть политическим субъектом и объектом, на который направлена деятельность данного субъекта. Принимают руководящие решения одни, а исполняют их другие. Вследствие этого «другие» не могут быть участниками тех же самых политических отношений, поскольку выступают объектом воздействия со стороны первых. Исполнительная деятельность и политическая деятельность – это качественно различные виды социальной активности. Исполнитель политики не участвует в её формировании, не принимает руководящих решений и потому не является носителем соответствующих ей политических отношений. Политические отношения между политическими субъектами и объектами – это такой же абсурд, как термин «политическое поведение». [2]
Другая особенность и соответствующая проблема толкования политических отношений связана с пониманием сущности и роли политической деятельности. В отмеченных определениях политических отношений подчёркивается, что эти отношения складываются «по поводу» или в процессе завоевания, использования, перераспределения политической власти (в более широком значении – власти вообще). Но политическая деятельность, а, значит, и политические отношения могут складываться только в процессе использования политической власти. Процесс же завоевания или приобретения политической власти относится к другой разновидности социальной активности, качественно отличной от политической деятельности. В свою очередь понятие власти в его широком значении не является соотносимым с понятием политической деятельности. [4]
Ещё одна особенность толкования политических отношений состоит в том, что в их характеристике используется словосочетание «взаимодействие политических субъектов», в котором и усматривается сущность данных отношений. На самом деле такое взаимодействие отражает связь субъектов политики, связь, которая складывается на основе их различных политических отношений. Говоря иначе, такое взаимодействие является результатом их различных политических отношений. Политические отношения как формы политической жизни опосредствуют собой это взаимодействие, предшествуют ему, создают для него предпосылку. А это означает, что сущность политических отношений заключается не в самом взаимодействии, а в тех явлениях, которые приводят к этому взаимодействию.
Теперь о видах политических отношений. Пример таких видов по сути дела уже рассмотрен – ими являются отношения руководства и оппозиции. Подчеркнём внутреннюю связь политических отношений и политической деятельности. Эта связь является естественной и закономерной. Политические отношения обусловлены и рождены политической деятельностью. К аковы виды политической деятельности, таковы и виды политических отношений.
В управленческой сфере разных социальных объединений и учреждений каждый раз складывается своя особая политическая жизнь, в рамках которой образуются соответствующие ей политические отношения. Политические отношения в управленческой сфере одного учреждения могут быть похожи на политические отношения в управленческой сфере другого учреждения. Однако их носителями каждый раз выступают разные люди, являющиеся субъектами разных видов политики.
Раскрывая виды политических отношений, мы в первую очередь обращаемся к системе управления современным демократическим государством. В нём образуется самый сложный по своему строению политический организм, включающий в себя ряд функций, представляющих различные виды политических отношений. Такой политический организм принципиально отличается от политического организма, основанного только на одной функции. Например, авторитарное правление не допускает оппозиции. Поэтому в политическом организме авторитарного государства содержится по сути дела только одна функция, функция руководства, сопряжённая с человеком, который монопольно распоряжается политической властью.
В политологии существуют различные подходы к толкованию видов политических отношений, выделяются разные основания для их классификации и разные виды самих отношений. Например, в качестве оснований называют «субъектов политики», «содержание осуществляемой ими политической деятельности» и «объем имеющихся у них властных полномочий». [8, с. 64-65; 11, с. 77-80]
Исходя из первого основания – субъектов политики, – предлагаются следующие виды политических отношений: «между общественными группами и слоями», «межличностные отношения», «отношения между политическими институтами», «межгосударственные (внешнеполитические) отношения», «отношения между государственными органами», «между партиями», «между партиями и общественными организациями», «между государством и партиями» и т.д.
Данная классификация имеет очевидный недостаток. В ней называются не столько политические отношения как особые формы политической жизни, сколько возможные носители этих отношений. Сама же классификация остаётся неопределенной. Невозможно понять, какой вид политической деятельности осуществляет тот или иной субъект. В результате не раскрываются и сами политические отношения. Например, не ясно, какие политические отношения складываются между «общественными группами и слоями». Возникает вопрос: а существуют ли эти отношения вообще?
Исходя из другого основания – содержания политической деятельности, – называются такие виды политических отношений как «руководство и подчинение», «господство и подчинение», «управленческие отношения» (координация, субординация, контроль, исполнение, нормотворчество), а также отношения лояльности, поддержки, неповиновения и др.
Согласимся с тем, что содержание политической деятельности – это важное основание для определения различных видов политических отношений. Однако особенности этого содержания в контексте перечисленных отношений не раскрываются, а в результате не объясняется, почему названные отношения следует считать политическими.
Например, отношения «руководства и подчинения», «господства и подчинения» действительно широко представлены в общественной жизни. Они связаны с определёнными функциями, носителями которых являются, с одной стороны, те, кто руководит и господствует, а, с другой стороны, те, кто исполняет и подчиняется. Очевидно также, что все эти отношения рождены разными видами социальной активности. Так, отношения подчинения и исполнения никак не связаны с политической деятельностью, они образуются за «пределами» политического процесса. Посредством этих отношений руководящие решения не принимаются. В связи с этим подчеркнём особо, что в политическом процессе не бывает подчиненных, управляемых или «подвластных». Такова природа политической деятельности, предназначенной только для принятия руководящих решений. Зато в политическом процессе есть «властвующие и управляющие», которые могут разделяться на тех, кто исполняет функцию руководства, и тех, кто исполняет функцию оппозиции.
В свою очередь, отношение господства отражает особое положение человека в иерархии общественных связей, оно обусловлено его статусом и напрямую не рождается политической деятельностью. Господствовать можно, опираясь и на экономическую власть, а, значит, в процессе экономической деятельности. Из всех, перечисленных выше отношений политическим является только отношение руководства, которое действительно сопряжено с политической деятельностью.
Далее. Нельзя согласиться с характеристикой всех управленческих отношений как отношений политических. В этом случае происходит их отождествление. Управленческие отношения приравниваются политическим отношениям. На самом деле политические отношения складываются только в рамках политического процесса, который связан с принятием руководящих решений. Формирование политики и определение направлений исполнительной деятельности – это только одна из функций в системе социального управления. Другие же функции этой системы (исполнение руководящих решений, координация, контроль и др.) сопряжены с другими видами управленческих отношений, которые отличны от политических отношений.
Более рациональным основанием для классификации политических отношений выступает положение об «объеме властных полномочий участников политической жизни». С ним можно согласиться, если учесть, что отношения руководства и оппозиции, отмеченные выше как виды политических отношений, обусловлены разделением политических субъектов на большинство и меньшинство. Такое разделение может отражать соответствующий объем властных полномочий, который концентрируется в каждой из этих групп.
Вместе с тем измерить объем властных полномочий не просто. Особенно если эти полномочия разделяются не по количественному основанию, а связаны с разными видами политических учреждений. Например, в рамках Федерального Собрания Российской Федерации складываются политические отношения, сопряженные с деятельностью различных видов палат. В его низшей палате – Государственной Думе – образуются функции руководства и оппозиции. В свою очередь верхняя палата – Совет Федерации – исполняет функцию «одобрения» (или «неодобрения») тех решений, которые приняты нижней палатой. Это означает, что на уровне верхней палаты складывается особое политическое отношение, состоящее в «одобрении» данных решений и, следовательно, рождённое «одобряющей» разновидностью политической деятельности.
Можно ли измерить объём властных полномочий каждой из этих палат? Очень условно. Каждая из них имеет своё назначение, исполняет свои виды политической деятельности, которые дополняют друг друга в политическом процессе и отражают сложность образующегося на их основе политического организма. В итоге складывается вывод, что было бы точнее определить виды политических отношений не из объема властных полномочий, а из различных видов самой политической деятельности.
Отметим ещё одну классификацию политических отношений, которая никак не обосновывается, но при этом предлагаются разные виды этих отношений. Например, называются «политические отношения компромисса, консенсуса, солидарности, соперничества, конфликта, вражды и т.д.». [11, с. 80]
Не сложно видеть, что перечисленные явления рождены разными иными в отличие от политической деятельности видами социальной активности и существуют не только в политической сфере. Они не являются результатом собственно политической деятельности. В них нет ничего «политического».
Рассмотрим теперь подробнее содержание таких политических отношений как руководство и оппозиция, которые существуют в условиях демократического правления во взаимной связи и составляют основные функции в системе соответствующего политического организма.
Понятие руководства большей частью рассматривается в научной литературе в соотношении с понятием управления. При этом отличия устанавливаются не всегда или не всегда убедительно. Приведём для иллюстрации следующее высказывание: «В политической практике политическое руководство выступает как деятельность, направленная на выработку, принятие и реализацию политических решений (регулятивно управленческое политическое руководство), а также на поддержание легитимности наличной власти. … В отличие от него политическое управление выступает преимущественно как политико-административная деятельность («политический менеджмент»), которую осуществляют властные органы». [8, с. 272-273] И ещё одно утверждение: «Целенаправленное развитие общества осуществляется посредством политического управления и политического руководства, представляющих разновидность общественной деятельности, осуществляемой в политической сфере и направленной на реализацию стратегических и тактических планов, управление текущими политическими процессами из одного центра». [6, с. 42]
Если анализировать содержание самого руководства, то оно раскрывается в соотношении с другими функциями в составе политического организма и прежде всего с функцией оппозиции. В условиях демократического правления руководство сопряжено с одним из видов политической деятельности, который осуществляется парламентским большинством. Другой же вид политической деятельности определяет собой функцию оппозиции. Руководство и оппозиция – это две соотносимые между собой и взаимосвязанные функции в составе политического организма, складывающегося под влиянием демократии. Они образуются как неизбежное следствие различных политических интересов, формирующихся в системе государственного управления. В демократическом политическом процессе эти отношения необходимо сосуществуют и дополняют друг друга. И раскрываются они также во взаимной связи.
В итоге оказывается, что руководство и оппозиция как отношения охватывают собой практически всё содержание политической жизни, осуществляемой в нижней палате парламента, и выступают в качестве основных функций в системе действующего политического организма. Именно они, соотносимые между собой и дополняющие друг друга в политическом процессе, отражают собой важнейшие виды политической деятельности. В условиях демократического правления они составляют основные виды политических отношений.
Вместе с тем в каждом конкретном демократическом государстве на высшем уровне его деятельности складывается политический организм, имеющий какие-то особенности. Эти особенности могут состоять в наличии других функций в составе политического организма, дополняющих собой основные политические отношения. В качестве иллюстрации можно обратиться к современному российскому государству, которое содержит в себе один из сложнейших политических организмов, включающий в себя ряд функций. О сновные политические отношения – руководство и оппозиция – формируются в нижней палате его парламента, в Государственной Думе. От нее зависит начало и последующий ход государственного политического процесса.
Вместе с тем, согласно российской Конституции данный политический процесс не ограничивается рамками только нижней палаты парламента. Принятые Государственной Думой законопроекты подлежат последующему одобрению в Совете Федерации и, наконец, подписываются Президентом государства. [7, с. 45, 46] Это означает, что политический организм, существующий на высшем уровне российского государства, включает в себя функции, связанные с деятельностью верхней палаты парламента, а также Президента. Каждый из этих институтов служит организационной формой особого вида политической деятельности и является носителем соответствующей функции. На основе каждого из них формируется особое политическое отношение, состоящее, в частности, в «одобрении законопроекта» и «его подписании». Функции «одобрения» и «подписания» – это разновидности согласия, которые в условиях данного государства также важны и значимы для принятия руководящих решений, как и политические отношения, представленные в нижней палате парламента.
Таким образом, получается, что политический организм современного российского государства состоит из целого ряда функций, образующих между собой определенную иерархию и отражающих особую роль и значение указанных политических институтов в принятии руководящих решений. Все названные виды политических отношений составляют особые формы политической жизни российского государства.
Отметим также, что политические отношения являются разновидностью властных отношений, поскольку складываются в процессе использования политической власти. Это означает, что парламентскую оппозицию как политическое отношение важно отличать от гражданской оппозиции, представленной, например, оппозиционными политическими партиями, действующими в рамках гражданского общества. Точно так же и руководство как политическое отношение нельзя смешивать с правящей политической партией. Учёт этого позволяет точнее осознать особенности политических отношений, а в результате отделить субъектов государственной политики от субъектов гражданского общества.
Тем не менее, смешение этих субъектов в политологии существует. В качестве иллюстрации показательно следующее суждение: «Оппозиционные партии имеют все признаки субъектов политики, но не являются субъектами власти, поскольку властные функции они не осуществляют, а лишь борются за обладание властью». [1, с. 86]
Данное высказывание характеризуется рядом неточностей, что побуждает сделать ещё несколько выводов о политических отношениях. Во-первых, важно видеть, что невозможно быть субъектом политики, не обладая необходимыми полномочиями, не распоряжаясь политической властью. Использование политической власти – это и критерий политической деятельности, и критерий определения тех, кто является исполнителем этой деятельности. Парламентская оппозиция в полной мере является пользователем парламентской политической власти и потому субъектом политики. Её проблема заключается в том, что она не может принять желаемые для себя руководящие решения.
Во-вторых, в отличие от парламентской оппозиции оппозиционные политические партии не являются субъектами государственной политики. Они составляют гражданскую оппозицию и вместе с правящей политической партией служат явлением гражданского общества. Говоря иначе, они как особые гражданские учреждения находятся за пределами политического процесса. Оппозиционный характер той или иной политической партии определяется не тем, что она не имеет властных функций, а тем, что её представители в парламенте находятся в меньшинстве. Точно также и правящая политическая партия непосредственно субъектом государственной политики не является. Субъектом политики являются её представители, образующие в парламенте большинство и исполняющие функцию руководства, что придаёт ей самой статус правящей партии.
В-третьих, как уже отмечалось, люди не могут быть « субъектами политической власти». Всякая общественная власть по своей природе объективна. Но она может использоваться людьми при определённых условиях. Использование политической власти делает людей субъектами политики.
В заключение подчеркнём, что далеко не все отношения, отмечаемые в политологической литературе как политические, можно считать таковыми. Действительные политические отношения формируются только на основе политической деятельности и являются следствием различных её видов. При этом из всей совокупности политических отношений необходимо выделить основные политические отношения, которые воплощаются в функциях руководства и оппозиции. В условиях демократического правления они существуют во взаимной связи и являются обязательными для демократического политического процесса. Наряду с ними возможны и другие политические отношения, которые надстраиваются над основными политическими отношениями. При этом другие политические отношения формируются не во всякой форме демократического правления. Их наличие определяется историческими особенностями развития государств. И главное – все политические отношения составляют собой функции в составе политического организма и являются формами политической жизни. Без них политическая жизнь невозможна. А это означает, что они содержат в себе особый закон политического развития.
Этот закон отражает роль политических отношений в политическом развитии. Составляя функции в рамках политического организма, политические отношения характеризуют собой основной этап и способ политического развития, связанный с жизнедеятельностью данного организма. [3] Они служат особыми формами политической жизни и раскрывают её основное содержание. Отношения руководства и оппозиции являются обязательными отношениями в условиях демократического правления. Без них политическая жизнь современного демократического государства не может состояться. Следовательно, политические отношения являются необходимым условием и фактором осуществления основного этапа политического развития.