Что такое понятие жизнь
Научная электронная библиотека
Понятие жизнь. Смысл жизни и смерти. Свобода и счастье.
Что есть жизнь? Жизнь – это активная форма существования материи. Долгое время в философии доминировала дефиниция Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Интересно определение отечественного кибернетика, профессора А. А. Ляпунова: жизнь – это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».
В настоящее время установлено, что неживая и живая материи едины. Это единство состоит в том, что все неживые вещи и живые и тела состоят из одних и тех же атомов химических элементов. Кроме того, все виды неживой и живой природы подчиняются единому закону сохранения вещества и энергии. Живое вещество получает энергию из неживой природы.
Жизнь на Земле возникла 4. 5 млрд. лет назад, неживая материя породила живую. Теория панспермии утверждает, что жизнь была занесена на Землю из космоса. По мнению А. И. Опарина (1923), разнообразие находившихся в океанах простых соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что жизнь возникла в океанах, там постепенно накопились органические вещества и образовался, так называемый, «первичный бульон».
Для всякого живого существа характерна «триада жизни»: вещество, энергия, информация. Белок один из необходимых составляющих жизни.
Человек есть высший продукт материи.
Еще с древности мудрецы пытались понять проблемы происхождения и сущности человека. Первый философ Гомер отметит, что человек порожден Океаном. Сейчас существует множество теорий происхождения человека, их можно разделить на 5 групп:
1 – Божественная: «сотворил Бог человека по своему образу и подобию». Теория излагается наиболее подробно в «Библии» и «Коране».
2 – Эволюционизм. Теория Ч. Дарвина (1809 – 1982), изложенная в работе «Происхождения видов» (1859). Через изменчивость, наследственность и естественный отбор человек произошел от обезьяноподобных предков.
3 – «Мутационная теория развития» («теория биологического скачка») Хуго де Фриза (30 гг. ХХ века). По его мнению, возникновение человека связано с мутационными изменениями в геноме. «Скачок» носит случайный характер.
4. – «Теория палеоконтакта», одна из самых спорных. Её сторонники утверждают, что человек – это существо, которое трансмутировало в результате «инопланетного вторжения высшего разума» приблизительно 40 – 40 тыс. лет назад, т. е. в эпоху палеолита.
5. – «Синтетическая теория», которая предполагает, что человек есть результат эволюции, но Душу в него вдохнул Бог.
Теория эволюционизма в большей степени выражает достижения материалистической науки. Развитие современной теории молекулярной биологии позволило ученым аккумулировать достаточный естественнонаучный материал для философского осмысления многообразных видов проявления жизни нашей на планете. Кроме того, открытия в биохимии, биофизике, нанотехнологии, предполагают кибернетическую картину существования и воспроизведения сложных управляемых систем в технике и живой природе, постепенно формируется иная научная картина жизни, которая способна допустить существование иных форм жизни на небелковой основе.
Но человек не просто живёт, он пытается осознать смысл своей жизни.
Проблема смысла жизни в философии рассматривается в нескольких аспектах: 1) объективистский подход (Спиноза, Гегель и др. ), он связан с христианской традицией, где человек подчинен судьбе, предписанной ему свыше; 2) субъективистский. В основе его творческая самостоятельность и активность человека.
В проблеме смысла жизни подходят с трех измерений: 1 – все живое во Вселенной имеет право на жизнь в силу своего факта рождения, 2 – жизнь конечна; 3 – поиск бессмертия.
Главный вопрос человеческого существование: в чем смысл жизни? Существует множество концепций смысла жизни, но все они сводятся к одному – смысл жизни в возможности реализовать себя как личность, найти в себе гармонию. Совершенствуя себя, личность совершенствует окружающий мир. Так само понятие «жизнь» обретает ценность, т. е. смысл жизни в самой жизни. Нередко путают смысл жизни и цель жизни, смысл жизни он состоит из целей жизни, которые актуальны в тот или иной период существование человека. Смысл жизни не должен быть зациклен на цели жизни, иначе жизнь человека потеряет смысложизненный ориентир. Смысл жизни – это смысл созидания, самосовершенствования.
Жить, что был смысл. Для чего мы живем? Смысл жизни – это всегда перспективы, будущее в настоящем.
Однако в философии существуют концепции отрицающие смысл жизни. У Ницше мы читаем: «Жить надо так, чтобы не было в жизни смысла – вот, что есть смысл жизни». Его идеи разделяли А. Шопенгауэр, А. Камю и др. Русский философ Введенский выносит смысл жизни за пределы самой жизни: «У жизни нет смысла, а если он есть, то за пределами жизни». Но может ли человек жить, зная, что его жизнь бессмысленна? Известно, что главная причина самоубийств по А. Камю – потеря смысла жизни. Смысл – это основа бытия человека, смысл жизни в самой жизни в реализации ее возможностей.
Врач, психиатр и философ Элизабет Кюблер – Росс описала 5 стадий умирания (смертельно больного человека): отрицание, гнев, попытка торговаться, депрессия, принятие.
Смертность человека порождает идею бессмертия. Одни призывали к «телесному продолжение жизни» после смерти, личному бессмертию (даосизм, учение Н. Ф. Фёдорова). Или существования после смерти некой психической сущности (Души), которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом. Платон впервые обосновывает эту мысль в диалоге «Фидон» (учение о «бессмертие Души»). Затем идея переходит в христианство – бессмертие Души и существование ее в ином мире. Идея бессмертия (реинкарнации) доминирует в индийских религиозно – философских системах, буддизме, т. е. перерождение живущих на этой Земле душ индивидов в будущие человеческие или иные живые формы. Еще одна теория: осуществление природно – биологической бесконечности человека через потомство (биогенетическое бессмертие). А так же, включение в вечный круговорот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физическо – химическое бессмертие). Может быть бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества индивида на умы, поступки, деятельность последующих поколений (социокультурное бессмертие) или проявить себя как историческая личность (историческое бессмертие)?
Русский философ Н. Н. Страхов в работе «Значение смерти» писал: «Смерть – это финал оперы, которая не может длится без конца. В этом ее гармония и красота. Если бы какой – нибудь организм бы совершенствовался без конца, то он никогда бы не достиг зрелого возраста и полного раскрытия своих сил, он постоянно бы был подростком, существом, которое постоянно растет и которому никогда не суждено вырасти». Бесконечная продолжительность жизни отдельно взятого человеческого организма закрыла бы возможность для продолжения и отбора новых форм эволюционного развития.
Но человек ищет бессмертия в продолжении рода, в своих детях, в научном и художественном творчестве.
«Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком»
Сейчас очень популярны не религиозные концепции бессмертия. Это так называемая «Жизнь после смерти» (автор врач – философ Р. Моуди). После смерти, по его мнению, человек, его духовная сущность становится «чистым сознанием».
Кроме того, проблема сейчас ставится еще глубже: А есть ли жизни до жизни?
Реализовать свои жизненные ориентиры человек может, только будучи свободным. Главной ценностью общества и личности является свобода. Если в античности главное – выбор своей судьбы, независимость, в средневековье – это свобода от греха. Б. Спиноза понимал свободу как «вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию сама собой», т. е. свобода не зависит от стремлений человека удовлетворять свои потребности, смысл ее в нейтрализации вредного и использовании полезного. Свобода каждого имеет свои границы в свободе других, зависит от особенностей исторической эпохи и условий жизни, следовательно, свобода всегда социальна. Свобода связана с категорией необходимость, это связь между деятельностью людей и объективными законами общества, т. е. свобода – это «осознанная необходимость», чем более осознанно человек постигает законы бытия, тем более осознанной и свободной становится его деятельность. Кант указывает: «Ты можешь, ибо ты должен». Абсолютной свободы быть не может, т. к. желание одного индивида часто вступают в противоречия с другим индивидом и объективными законами мира (хочу жить вечно. ).
Кроме того, желание свободы и ее получение – это особая проблема. Свобода – это ответственность, это бремя, вот почему часто обретенная свобода становится кошмаром. После реформы 1861 года (отмены крепостного права) Н. Некрасов напишет: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Артур Шопенгауэр ставит вопрос: «Свободен ли тот, что свободен?». Гете: «Свободен только первый шаг, но мы рабы другого». В экзистенциализме свобода – это сущность человека: «Человек или свободен, или его нет» (Сартр), свобода для человека – это рок «дыра в бытии».
Важная составляющая человеческого бытия, смысла его существования – это счастье.
Одни говорят, что страсти,
Карты, вино, увлеченье. –
Все острые ощущенья.
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти
В глазах секретарш влюбленных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье
Это большое участье
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Но мненью четвертых это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться
Еще есть такое мненье,
Что счастье – это горенье,
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья полета.
А счастье, по – моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
в зависимости от человека.
В эвдемонизме, счастье – это мотив всех человеческих целей и устремлений.
Счастье – это такое психологическое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия. Стремление к счастью – это естественное желание, определяемое природой человека. Счастье – это своего рода сплав оценки, поведения и мотива. Счастье – это личное благо, как бы оно не вбирало в себя общественные условия, счастье – это всегда личностное понимание. Однако, счастья человек может достичь, лишь уважая право на счастье других. А. Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении». Это своего рода «разумный эгоизм» Чернышевского. Кант же считал, что счастье всегда эгоистично, но при этом оно не должно объективно расходиться с нравственным законом. Аристотель абсолютизировал счастье и мораль. Античность в широком смысле слова всегда понимало счастье как наслаждение – гедонизм (учение киренаиков).
Чувство счастья зависит не от достижения или получения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Чем выше запросы (интеллект) человека, тем труднее достичь ему состояния счастья.
Чтобы быть счастливым надо иметь желание быть счастливым!
Каждый человек уникален, а его жизнь – это реализация потенциала Великой Вселенной, частицей которой он является.
Жизнь
Определения
Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход — определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.
Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры. [5]
Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.
С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).
Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». [5]
Опираясь на современные достижения биологической науки, русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».
Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».
Существует также трагикомическое определение:
Жизнь (человека) — наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём.Упорядоченность и сложность живых системЖизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени. Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия». На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде (негэнтропия), так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики. Возникновение жизниВ разное время относительно возникновения жизни на Земле выдвигались следующие гипотезы: Гипотезы самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований их опровергают. Гипотеза панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, она только отдаляет его в ещё более далёкое прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле. Таким образом, единственной общепризнанной в науке в настоящее время является гипотеза биохимической эволюции. Разнообразие живых существОрганизм — это основная единица жизни, реальный носитель её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни. Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу. РождениеРожде́ние — акт начала жизни. В природе рождением считается физиологический процесс появления живого существа из чрева матери (у млекопитающих и человека) или из яйца (у рептилий, птиц, земноводных, членистоногих, большинства рыб и т.д.). В символическом смысле понятием рождение принято обозначать начало любого существования, реального или вымышленного, в том числе у неодушевлённых вещей: «рождение Вселенной», «рождение новой эпохи», «рождение шедевра», «Рождение трагедии из духа музыки» (работа Ф.Ницше), «рождение электронных пар» и пр. Рождение является важным понятием в некоторых философских и религиозных системах. ЗдоровьеОхрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения. ВозрастПоведениеТем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения. Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии. Образ жизниО́браз жи́зни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений [15] Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье. Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется [15] : О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит [15] : БиологияБиология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой. Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом [17] и Жаном Батистом Ламарком. В биологии выделяют следующие уровни организации: Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды. Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология. На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика. ОрганизмОрганизм — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни. Организмы — один из главных предметов изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одноклеточных и многоклеточных. Особое место между ними занимают колонии одноклеточных. Формирование целостного многоклеточного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. Многие организмы организованы во внутривидовые сообщества (например, семья или рабочий коллектив у людей). Искусственная жизньИскусственная жизнь — изучение жизни, живых систем и их эволюции при помощи созданных человеком моделей и устройств. Данная область науки изучает механизм процессов, присущих всем живым системам, невзирая на их природу. Хотя этот термин чаще всего применяется к компьютерному моделированию жизненных процессов, он также подходит и к жизни в пробирке (англ. wet alife ), изучению искусственно созданных белков и других молекул. Для простоты эта статья описывает компьютерную жизнь. Признаки жизниПризнаки жизни — характеристики, по которым можно обнаружить наличие жизни у организма, на местности, на других планетах. Жизнь на МарсеЖизнь после смертиЖизнь после смерти или загробная жизнь — ненаучное представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для различного вида религиозных мировоззрений. Представления о загробной жизни присутствуют в различных религиозных и философских учениях. Среди основных представлений: БессмертиеБессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время. Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др). Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога. Что такое жизнь?
СодержаниеВ определённых источниках это понятие характеризуют как активную форму существования материи, которая в сравнительном смысле выше, чем физическая или химическая форма существования. А если рассуждать духовно, не руководствуясь энциклопедиями и научными книжками? Жизнь — это мгновение. Она пролетает в одну секунду. Вот ты младенец в пелёнках, а через минуту уже старик с седой бородой и обширным сундуком знаний и опыта. Вчера ты строишь планы на великое будущее, а сегодня это будущее уже стало прошлым. В этот момент начинаешь надеяться, что больших вершин, чем ты, смогут достичь твои дети, внуки и правнуки. Как сказал Габриэль Гарсиа Маркес: «Каждое мгновение жизни — это возможность». А у тех, кто продолжит твою историю, эти мгновения ещё впереди. Определение понятия «жизнь человека»Ч еловеческая жизнь в общем смысле означает существование человека. Если брать во внимание одну личность, то её время начинается в момент появления на свет и заканчивается смертью. Вообще это определение касается каждого живого существа. Но человека от остальных отличает способность к мышлению и сознанию. К примеру, только люди способны осознавать себя и своё существование. В своих действиях они полагаются не только на инстинкты, но и на мораль и здравый смысл. Жизнь каждой личности состоит из двух частей: социальная и личная. Первая подразумевает под собой совокупность всех общественных отношений и делится на три подвида:
Вторая же заключает в себе несколько понятий:
Этапы жизниНа каждом жизненном этапе у человека появляются новые цели и задачи. Любая пройденная возрастная стадия развития личности определяет дальнейшие шаги и формирует план для достижения результативности в следующем этапе. В зависимости от того, насколько успешно преодолена каждая стадия жизни, у личности формируется ощущение полноты жизни, чувство самоуверенности и удовлетворения пройденным путём.
|