Что такое попевка в музыке
Попевка
Литература : Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С, Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Meталлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Коsсhmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1963-72; Flоrоs С., Universale Neumenkunde, Bd 1-3, Kassel, 1970.
H. Д. Успенский.
Полезное
Смотреть что такое «Попевка» в других словарях:
ПОПЕВКА — 1) характерный мелодический оборот.2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу … Большой Энциклопедический словарь
попевка — сущ., кол во синонимов: 1 • оборот (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
попевка — 1) характерный мелодический оборот. 2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу. * * * ПОПЕВКА ПОПЕВКА, 1) характерный мелодический оборот. 2) Мелодическая формула, принадлежащая определенному гласу (см. ГЛАС) … Энциклопедический словарь
Попевка — характерный мелодический оборот (см. Мелодия). Термин возник в практике древнерусского церковного пения. П. называли оригинальные мотивы, принадлежащие определённым Гласам (см. Осмогласие). Известны П., общие для нескольких гласов, и П.,… … Большая советская энциклопедия
Попевка — ж. Характерный интонационно выразительный мелодический оборот. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
попевка — поп евка, и, род. п. мн. ч. вок … Русский орфографический словарь
Попевка — термин и понятие др. рус. муз. теории. Наименьшая единица интонац. словаря др. рус. монодии, обладающая неизм. невменным начертанием, гласовым обозначением и наименованием, распевающая силлабич. или внутрислоговым типом интонирования слово,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
мотив-попевка — мотив попевка, мотива попевки … Орфографический словарь-справочник
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… … Православная энциклопедия
«ИМЕНА ПОПЕВКАМ» — «Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.) «Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.) одно из названий самого простого типа музыкально… … Православная энциклопедия
Что такое попевка в музыке
Итак, попевка – это мелодическая основа осмогласия. Без попевок немыслима система осмогласия, а, следовательно, знаменный распев [1].
Попевки могут образовывать устойчивые сочетания с другими попевками и с отдельными знаменами. Складываясь из двух частей, такие сложные “двойные” попевки образуют новую попевку, которую следует рассматривать как самостоятельное целое.
Формального определения попевки как самостоятельной единицы не существует. На описательном уровне для знаменного распева нужно определить: 1) ее основной распев; 2) гласовую принадлежность; 3) место в напеве; 4) связи с другими попевками; 5) варианты (мелодические); 6) наименования; 7) графическое выражение [4].
Изучение попевок с графической и формальной стороны по кокизникам не позволяет осветить их в полной мере. Теория попевок должна быть проверена практикой. “Осмогласие знаменного распева должно быть изучаемо не по туманной отдаленной и умершей для нас системе старого греческого осмогласия, а по живым мелодически типичным образцам каждого гласа” [3]. Лучшим материалом для проведения исследования, с нашей точки зрения, являются двознаменники, которые дают возможность определять и графическое выражение попевки и, одновременно, ее нотолинейный эквивалент. Существенно, что двознаменники датируются концом XVII века и относятся к периоду наивысшего расцвета знаменного распева. Составленные по двознаменникам своды попевок могут служить дешифровочными таблицами для нотолинейной реконструкции знаменных рукописей как пометных, так и беспометных (с определенными оговорками). Заметим, в частности, что в подборке В.М.Металлова попевки представлены только в нотолинейной форме, что затрудняет их использование для целей дешифровки. Двознаменники в данном случае могут послужить основой для восстановления (с точностью до синонимичных преобразований) знаменных эквивалентов указанных попевок.
ПОПЕВКА
Литература : Разумовский Д., Церковное пение в России, (вып. 1-3), М., 1867-69; Смоленский С, Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Meталлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Gardner J., Коsсhmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1-3, Mьnch., 1963-72; Flоrоs С., Universale Neumenkunde, Bd 1-3, Kassel, 1970.
H. Д. Успенский.
Смотреть что такое ПОПЕВКА в других словарях:
ПОПЕВКА
характерный мелодический оборот (см. Мелодия). Термин возник в практике древнерусского церковного пения. П. называли оригинальные мотивы, прина. смотреть
ПОПЕВКА
попевка ж. Характерный интонационно-выразительный мелодический оборот.
ПОПЕВКА
ПОПЕВКА
ПОПЕВКА, характерный мелодич. оборот (см. Мелодия). Термин возник в практике др.-рус. церк. пения. П. называли оригинальные мотивы, принадлежащие опр. смотреть
ПОПЕВКА
Попевочный фонд знаменного распева содержит до 200 интонац.-графич. формул, обладающих своим кадансом, дискретных, основанных на поступенном мелодич. движении. По месту, занимаемому в муз. форме песнопения, П. разделяются на начальные, срединные, предконечные и конечные. В песнопении, группе песнопений и в Чинопоследовании в целом П. создают особый муз.-поэтич. ритм, раскрывая внутр. содержание гимнографич. текста.
ПОПЕВКА
1) Орфографическая запись слова: попевка2) Ударение в слове: поп`евка3) Деление слова на слоги (перенос слова): попевка4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ПОПЕВКИ
Смотреть что такое «ПОПЕВКИ» в других словарях:
фразы-попевки — фразы попевки, фраз попевок … Орфографический словарь-справочник
фразы-попевки — фра/зы попе/вки, фраз попе/вок … Слитно. Раздельно. Через дефис.
«ИМЕНА ПОПЕВКАМ» — «Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.) «Имена попевкам». Фрагмент листа из крюкового сборника. XVII в. (РГБ. Троиц. № 449. Л. 326 об.) одно из названий самого простого типа музыкально… … Православная энциклопедия
ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… … Православная энциклопедия
Интонация (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интонация. Интонация (позднелат. intonatio «пение в [церковном] тоне» или «настройка на [церковный] тон») в богослужебном пении католиков распев псалма по мелодии модели (мелодической… … Википедия
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер … Православная энциклопедия
Осмогласие — система, применяющаяся при музыкальном оформлении православного богослужения. Сформировалась в Византии после 4 в. в связи с определёнными гимническими текстами. 8 гласов составляли цикл (русский «столп»), который несколько раз повторялся … Большая советская энциклопедия
Арабская музыка — музыка арабов и др. народов, населявших в ср. века Ближний и Ср. Восток, Сев. Африку и Юго Зап. Европу. История А.м. восходит ко 2 му тыс. до н.э. Надпись на одном из памятников гласит, что ассирийских надсмотрщиков очаровывали своей… … Музыкальная энциклопедия
Греческий распев — один из распевов рус. правосл. церкви. Произведения, обозначенные как Г. р., появляются в рус. певч. книгах только во 2 й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом… … Музыкальная энциклопедия
Демественный распев — один из основных распевов русской церкви. Иногда его называют демественным пением. Самое раннее упоминание о нём относится к 1441 (Воскресенская летопись). Что представляло собой тогда это пение, остаётся неизвестным. В сер. 16 в. Д. р.… … Музыкальная энциклопедия
Роль попевок в формировании певческой деятельности.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль попевок в формировании певческой деятельности.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к пению детей большие требования. В старших групп ах дети должны правильно передавать мелодию песни, брать дыхание между музыкальными фразами, петь напевно, легким подвижным звуком. Выразительно исполнять знакомые песни, с оттенками. Диапозон их голоса за время обучения должен вырасти приблизительно до октавы. Все эти требования могут быть выполнены только в результате планомерной и методически правильной работы в течение всего срока пребывания детей в детском саду.
Обучение пению проводится на репертуарном материале, указанном в программе для каждой возрастной группы. Однако разучивание этих песен не всегда проходит гладко, часто в мелодии песен дети встречают различные затруднения. Многократное повторение песен иногда приводит к тому, что дети быстро теряют интерес к обучению и отвлекаются. Для преодоления певческих трудностей нужны специальные приемы, одним из которых является использование попевок.
В каждом выпуске «Музыка в детском саду» репертуар по пению включает несколько коротких песенок народного характера. Текст их – одно-два четверостишия, чаще всего русская потешка, прибаутка, небылица юмористического содержания, мелодия простая – в пределах кварты, квинты, реже большего интервала. Это и есть попевки, которые даются для подготовки детей к пению более сложных песен, для придания подвижности голосу. Аккомпанемент к попевкам должен быть простым, чтобы не отвлекать внимание детей от мелодии и не затруднять транспонирование. Попевку следует пропевать несколько раз в разных тональностях с постепенным повышением на полтона – такой прием оказывает исключительно благотворное влияние на развитие диапазона голоса детей и музыкального слуха.
Однако использование попевки на музыкальных занятиях может быть шире. Внимательно анализируя песенный материал, музыкальный руководитель может уверенно сказать, какое затруднение возникает у детей при исполнении данной песни. Здесь и приходит на помощь правильно подобранная попевка. Вот несколько примеров.
Известно, что чисто спеть восходящую мелодию труднее, чем низходящую. Только что поступивших в детский сад 3-летних малышей затрудняет пение поступенно восходящей мелодии уже в пределах терции). Попевки, предложенные программой для малышей группы, не заключают в себе подобного мелодического хода и не могут подготовить детей к пению этой трудной для них песни, которая исполняется в начале учебного года.
Сначала попевка должна пропеваться только в удобном для большинства детей диапазоне, но по мере расширения диапазона звучания их голосов транспонироваться в более высокие тональности, чтобы в конечном счете подвести детей к исполнению намеченной к разучиванию песни.
Дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения при исполнении скачков в мелодии на кварту или квинту вверх, особенно если верхняя нота подходит к границе их диапазона. Тут хорошую помощь оказывают такие попевки, как «Труба» Е.Тиличеевой, где мелодия сначала постепенно подходит к верхнему звуку, а потом трудный интервал повторяется несколько раз. При обучении детей любого возраста нужно придерживаться правила постепенного подхода к трудному интервалу или к высоким звукам, не допуская нечистого пения или перегрузки голосового аппарата.
Можно вкратце перечислить еще несколько певческих навыков, обучение которым облегчается с помощью различных попевок.
Все попевки оказывают исключительно благотворное влияние на развитие четкой дикции, хорошей артикуляции. Особенно полезно пение различных слогов (ля-ля, тра-та-та, ха-ха-ха и др.), часто встречающиеся в попевках.
В соответствии с изложенным становится ясным, что место попевки в музыкальном занятии совершенно определенное: она дается перед песней, в которой встречаются какие-либо затрудняющие детей особенности.
Попевки должны усложняться в зависимости от возраста детей. Мелодическая линия попевки для детей старшей и подготовительной групп может быть немного богаче, ее диапазон шире, интервалы сложнее, чем в попевке для малышей. Примером такой трудной попевки может служить «Труба» Е.Тиличеевой.
Нужно помнить, что п о певка всегда должна оставаться простой, дегкой для разучивания. У попевок вспомогательная роль, время, отводимое на них, не должно превышать 1,5- 2 минуты. Обучение певческим навыкам с их помощью не нужно форсировать, оно должно идти постепенно, от занятия к занятию.
Иногда, обычно к концу учебного года, попевку дают только для распевания, не преследуя более конкретных певческих задач. В этом случае возможно применение различных игровых приемов, вносящих в музыкальное занятие оживление, добавочный интерес.
Так. дети по своему желанию могут выбрать попевку из уже пройденных или узнать предложенную по мелодии или музыкальному сопровождению. С удовольствием повторяют дети знакомые попевки, выбирая их по художественным иллюстрациям, с помощью которых они когда-то разучивали их.
Попевка является излишней на музыкальном занятии, если разучивают мелодии песни, не затрудняющей детей, особенно если это разучивание проводится без текста, просто на различные слоги. Можно заменить попевку и исполнением хорошо знакомой детям нетрудной песни из пройденного репертуара.
Методические приемы обучения детей пению попевок могут широко варьироваться:
— очень полезно давать слушание попевки в исполнении чисто поющих детей с последующим повторением ее хором в той же тональности;
— при подходе к трудному интервалу или к высокому звуку можно петь попевку без аккомпанемента, подыгрывая только мелодию, которая помогает контролировать пение;
— правильно звучащую попевку полезно пропевать и без сопровождения – « a capella ». Здесь обычно необходима помощь голоса руководителя;
— попевка незаменима для индивидуального обучения пению детей с ограниченным диапазоном или низким звучанием голоса.
В некоторых случаях место попевки может занять вокальное упражнение; наиболее известным является «Лесенка» Е.Тиличеевой. Поступенное движение вверх хорошо подводит к начальному звуку песни, если заучиваемая песня начинается с высокой ноты. Это полезное упражнение можно расширить на текст «Вот бегу я вверх, вот бегу я вниз»- дети легко и подвижно пропевают по ступеням воображаемой лестницы.
Такие упражнения, как «А-у» ( «В лесу»), «Где ты?» («Позвать отсутствующего»), учат дошкольников петь интервалы.