Что такое пост эц на железной дороге
Пост ЭЦ
Пост ЭЦ
Пост ЭЦ (Пост Электрической Централизации) — помещение на железнодорожном транспорте (здание, транспортабельный модуль), в котором располагается комплекс технических средств для управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках, обеспечивающих функционирование сигналов (светофоров), стрелок, их взаимозависимость, установку и замыкание маршрутов, контроль последования поездов по маршрутам, размыкание маршрутов.
Модульный пост ЭЦ
Питание модуля осуществляется от однофазной сети переменного тока. Для защиты людей от поражения электрическим током предусмотрена установка УЗО (устройство защитного отключения).
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Пост ЭЦ» в других словарях:
Пост — Пост: В Викисловаре есть статья «пост» Пост (военное дело) термин в военном деле. Пост должность, служебное положение, место в каком либо учреждении или на предприятии. Путевой пост разновидность раздельного пункта на железнодорожной линии … Википедия
пост — [место] сущ., м., употр. нечасто Морфология: (нет) чего? поста, чему? посту, (вижу) что? пост, чем? постом, о чём? о посте и на посту; мн. что? посты, (нет) чего? постов, чему? постам, (вижу) что? посты, чем? постами, о чём? о постах 1. Пост это… … Толковый словарь Дмитриева
ПОСТ — 1. ПОСТ1, поста поста, о посте, на посту, мн. посты, муж. (франц. poste). 1. Ответственная должность (в органах управления; книжн.). Пост директора. Важный пост. 2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на… … Толковый словарь Ушакова
ПОСТ — 1. ПОСТ1, поста поста, о посте, на посту, мн. посты, муж. (франц. poste). 1. Ответственная должность (в органах управления; книжн.). Пост директора. Важный пост. 2. Одиночный или парный часовой или небольшая вооруженная команда, поставленные на… … Толковый словарь Ушакова
пост — ПОСТ, а, муж. 1. У верующих: воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви. Строгое соблюдение постов. Проводить время в посте и молитве (поститься). Вынужденный п. (перен.: о невольном голодании;… … Толковый словарь Ожегова
ПОСТ — (фр., от лат. ponere доставлять, ставить). 1) место, где поставлен солдат или офицер своим начальством для караула. 2) в фигур. знач., должность, отправление обязанности. 3) место исполнения служебной обязанности. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
пост — См. место. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пост должность, место, позиция, положение; воздержанность, шутцпункт, пикет, бекет, работа, абвахта, выпрямитель, работенка,… … Словарь синонимов
пост. — пост. постоянный Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. пост. поставил поставленный постановка постановщик муз. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С.… … Словарь сокращений и аббревиатур
Общие сведения об электрической централизации
Назначение электрической централизации и требования к ней
Электрическая централизация (ЭЦ) представляет собой систему автоматики, предназначенную для управления стрелками и светофорами раздельных пунктов (станций) с целью улучшения организации и обеспечения безопасности движения поездов.
При ЭЦ каждый стрелочный перевод оборудуется стрелочным электроприводом, который осуществляет перевод стрелки, запирание ее остряков и обеспечивает контроль их положения. Главные и приемо-отправочные пути станций и стрелки, участвующие в поездных и маневровых маршрутах оборудуются рельсовыми цепями для контроля их свободности. Сигналы машинисту подаются поездными и маневровыми светофорами.
Для приготовления маршрута дежурный по станции (ДСП) воздействует на кнопки и рукоятки пульта управления и после перевода стрелок и открытия светофора получает на табло индикацию положения стрелок, состояния сигналов, занятости и свободности изолированных участков, а также о готовности, использовании и освобождении маршрута.
Применение электрической централизации эффективно при управлении группой стрелок и сигналов из одного центрального поста. Иногда в сортировочных районах станций целесообразно использовать местное управление стрелками, при котором их перевод осуществляется с маневровых колонок, маневровых вышек и постов централизации.
Согласно требованиям п. 27 Приложения № 3 к ПТЭ устройства электрической централизации должны обеспечивать:
Устройства ЭЦ не должны допускать:
Элементы систем электрической централизации
Структурная схема электрической централизации включает в себя аппаратуру и оборудование центрального поста и напольное технологическое оборудование. К оборудованию центрального поста относится пульт управления, который на промежуточных станциях совмещается с табло (пульт-табло). На крупных станциях устанавливаются раздельные пульт управления и выносное табло.
Аппаратура центрального поста включает в себя устройства управления и контроля (наборная группа, указатели, индикаторы, сигнализаторы), а также релейную аппаратуру, которая непосредственно связана с напольным оборудованием и обеспечивает выполнение необходимых зависимостей между исполнительными устройствами. В том случае, когда станция располагается на участке железной дороги, оборудованном диспетчерской централизацией, на центральном посту размещается аппаратура телеуправления и телесигнализации с устройствами выхода на каналы ТУ и ТС.
К напольному оборудованию относятся электроприводы стрелок и устройств заграждения, станционные светофоры и рельсовые цепи. Кроме этого на поле могут располагаться релейные и батарейные шкафы, маневровые колонки и маневровые вышки, устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС), устройства обнаружения нагрева букс (ДИСК, КТСМ), аппаратура бесконтактного автоматического контроля стрелок (АБАКС) и др.
Виды систем электрической централизации
На сети железных дорог России в эксплуатации находятся несколько систем электрической централизации, различающиеся по сложности, выполняемым функциям и конструктивному исполнению. Это вызвано специфическими особенностями станций в зависимости от их назначения (участковые, промежуточные и др.), количества стрелок и сигналов, включаемых в централизацию, размеров движения поездов и т.д..
На малодеятельных участках, где размеры движения невелики, а на станциях выполняется незначительный объем маневровой работы, необходимо упрощать и удешевлять систему электрической централизации, не снижая при этом требований по обеспечению безопасности движения поездов. На крупных станциях и железнодорожных узлах с интенсивной поездной и маневровой работой следует применять более совершенные и более дорогостоящие системы централизации стрелок и сигналов.
Первой была разработана система электрической централизации с местными зависимостями и местным питанием. В этой системе вся релейная аппаратура, осуществляющая взаимные зависимости между стрелками и сигналами, располагалась в релейных будках, находящихся в горловинах станции. Источники питания также располагались в горловинах станции в батарейных шкафах или колодцах. Пульт управления находился в станционном здании. Разнесенность управляющей, контролирующей и питающей аппаратуры вызывала частые сбои в работе системы и создавала значительные сложности в ее обслуживании. В настоящее время системы ЭЦ с местными зависимостями и местным питанием не применяются.
В системах централизации с центральными зависимостями приборы, осуществляющие взаимозависимости стрелок и сигналов, размещаются в релейном помещении, находящемся в здании поста электрической централизации. В этом же здании находится помещение дежурного по станции. Все современные системы ЭЦ проектируются и строятся по этому принципу.
До 70-х годов прошлого столетия самой распространенной системой электрической централизации для промежуточных станций являлась система с центральными зависимостями и местным питанием. В этой системе напольные устройства получали питание от аккумуляторных батарей, расположенных в батарейных шкафах, находящихся в горловинах станции и у входных светофоров. Аппаратура, управляющая стрелками и светофорами, размещалась в релейных шкафах, а приборы, осуществляющие необходимые взаимозависимости, находились в релейном помещении на посту ЭЦ. Недостатком этой системы являлось большое количество приборов (реле и аккумуляторов), установленных на поле и разнесенность управляющей аппаратуры, поэтому сейчас такие системы встречаются довольно редко.
Основным типом систем ЭЦ в настоящее время являются системы с центральными зависимостями и центральным питанием. На посту централизации располагается вся релейная аппаратура и источники электропитания. Только у входных светофоров в релейных шкафах находятся реле, которые управляют огнями этих светофоров. Также у входных светофоров устанавливаются батарейные шкафы резервного питания.
В электрической централизации в основном применяется прямое управление стрелками и светофорами, при котором каждое исполнительное устройство соединяется с управляющими и контролирующими аппаратами индивидуальной электрической цепью. На крупных станциях с большим количеством объектов, удаленных от центрального поста, для управления этими объектами может применяться кодовое телеуправление, при котором по ограниченному числу управляющих линий передаются кодовые сигналы для управления большим числом исполнительных устройств.
Дистанционное управление стрелками и сигналами может быть раздельным (индивидуальным) и маршрутным. При раздельном управлении каждая стрелка и каждый светофор имеют индивидуальную кнопку (рукоятку) на пульте управления и при приготовлении маршрута необходимо все эти кнопки (рукоятки) устанавливать в нужное положение. В случае маршрутного управления маршрут задается нажатием всего двух кнопок: начала и конца маршрута. При этом все стрелки по трассе маршрута автоматически устанавливаются в нужное положение, а после этого автоматически открываются связанные с ними сигналы.
Электрическая централизация (ЭЦ) — комплекс технических средств для обеспечения безопасности и управления движением поездов и маневровых единиц на станциях и сортировочных горках.
Исходя из элементной базы, различают:
релейные ЭЦ (вся система построена на электромагнитных реле);
релейно-процессорные ЭЦ (релейно-процессорная централизация) (аппарат управления ЭЦ выполнен с использованием компьютерной техники, а схемы, реализующие зависимости и управление напольным оборудованием — на реле);
микропроцессорные ЭЦ (микропроцессорная централизация).
Электрическая централизация является основным видом управления стрелками и сигналами. Она необходима для централизованного управления ими и автоматического контроля. Электрическая централизация обеспечивает полную безопасность движения поездов, практически неограниченную дальность управления стрелочными переводами и сигналами, быстроту приготовления маршрута. При этом пропускная способность станции повышается на 50—70% по сравнению с действием ручного управления стрелочными переводами, сокращается на 30—50 человек штат работников на каждые 100 централизованных стрелок, возрастает производительность и улучшаются условия труда.
На железных дорогах применяется несколько систем электрической централизации стрелок и сигналов. Одна из наиболее совершенных —маршрутно-релейная. Аппарат такой централизации представляет собой пульт-табло, на котором смонтирована светящаяся схема станционных путей с маршрутными кнопками. Для приготовления маршрута дежурному по станции не требуется поочередно переводить все стрелки, а затем открывать сигнал, достаточно лишь нажать на пульте-табло две кнопки (в начале и конце маршрута), и все стрелки, приведенные в движение электрическими приводами, автоматически займут соответствующее положение, автоматически же откроется и сигнал. На приготовление самого сложного маршрута затрачивается всего 5—7 с. Помогают это сделать многочисленные электрические реле, поэтому система и называется маршрутно-релейной. С применением маршрутно-релейной централизации один человек может управлять всеми стрелками и сигналами большой железнодорожной станции, наблюдать за передвижениями по ее путям поездов и отдельных локомотивов.
Средние и крупные станции оборудуют релейной централизацией с центральными зависимостями и центральным питанием (см. рис. 15.1). Все оборудование разделяют на постовое и напольное. Постовое находится на централизованном посту. В аппаратной помещается пульт-таб ло для управления всеми стрелками и сигналами станции, а также для контроля их положения. К напольному оборудованию относятся стрелочные переводы (СП), входные и маневровые светофоры, рельсовые цепи, кабельные сети для электрической связи приборов централизации и передачи электроэнергии к стрелочным переводам, светофорам и рельсовым цепям.
Управление происходит с пульта-табло, на котором кнопки управления и контрольные лампочки размещены на схеме путевого развития станции. Пути станции выполнены в виде ячеек, имеющих светофильтры белого и красного цвета. Белые ячейки показывают трассу установленного маршрута, а красные загораются при занятии поездом соответствующего блок-участка, по мере освобождения маршрута они гаснут. Имеются кнопки для набора маршрутов приема и отправления поездов.
Чтобы дежурному по станции было удобнее работать, вместо пуль-та-табло сделали пульт-манипулятор с выносным табло. Все кнопки, необходимые для управления стрелочными переводами и сигналами, находятся на пульте-манипуляторе, и дежурный может выполнять действия по установке маршрутов, не поднимаясь с рабочего кресла, а за продвижением поездов следить по выносному табло.
На крупных станциях маршрутно-релейная централизация дополняется кодовой, с помощью которой осуществляется управление стрелочными переводами, расположенными в отдельных районах станции.
Переводят, замыкают и контролируют каждую стрелку при помощи стрелочного электропривода с электрическим двигателем.
Наибольшее распространение получила блочная маршрутно-релейная централизация (БМРЦ). Новая система релейной централизации ЭЦ-ЕМ характеризуется более высоким уровнем обеспечения безопасности движения поездов. В последние годы разрабатываются системы микропроцессорной централизации (МПЦ), они позволяют дополнить ЭЦ возможностями по сбору информации со станции, оптимизации решений и хранению в памяти ЭВМ всех поездных ситуаций.
Электрическая централизация
Электрическая централизация — это автоматизированная система централизованного управления стрелками и сигналами станции при помощи электрической энергии, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов.
Общие сведения
Устройства электрической централизации обеспечивают:
Электрическая централизация включает станционные и напольные устройства (объекты). Станционные устройства электрической централизации размещают в служебных помещениях станции: в релейной, аккумуляторной и, частично, на посту централизации. Напольные устройства размещаются в зоне путевого развития станции:. К напольным устройствам относятся светофоры, стрелочные электроприводы и рельсовые цепи.
Способы управления
В электрической централизации для управления стрелками и сигналами применяется, в основном, дистанционное (прямопроводное) управление, при котором каждый управляемый объект связан с аппаратурой управления индивидуальными линейными цепями (линейными проводами). Телемеханическое (кодовое) управление, применяемое для управления удаленными объектами (устройствами), в электрической централизации метрополитена, практически, не встречается. Дистанционное управление может быть раздельным (индивидуальным) и маршрутным.
Маршрутно-релейная централизация
Электрическая централизация, в которой применяется маршрутное управление стрелками и сигналами, а все зависимости реализуются с помощью реле, называется маршрутно — релейной централизацией (МРЦ). Маршрутно — релейная централизация включает аппараты управления и контроля (пульт электрической централизации), реле наборной группы, реле исполнительной группы, аппаратуру управления и контроля, устройства электропитания и напольные объекты. На пульте электрической централизации имеется вся информация о состоянии устройств электрической централизации и поездном положении в режиме текущего времени (в реальном масштабе времени). Процедура задания маршрута начинается с нажатия кнопок начала и конца маршрута. Реле наборной группы, определив трассу маршрута, выдают команды на перевод стрелок, входящих в маршрут, в требуемое положение. После перевода стрелок и получения контроля их положения реле исполнительной группы, проверив все условия безопасного проследования поезда по устанавливаемому маршруту, замыкают его, и только после проверки фактического замыкания маршрута, на светофоре включается разрешающее показание и подготавливаются цепи выдачи кодовых сигналов АЛС — АРС. При проследовании поезда по маршруту происходит его автоматическое размыкание.
Электрическая централизация крупных станций
На крупных и средних станциях (промежуточных двухпутных линий, участковых, грузовых и др.) все поездные н маневровые передвижения, как правило, маршрутизируются, что приводит к увеличению числа групп и общего числа маршрутов. Для таких станций используют посекционный принцип размыкания маршрутов с постро ением по плану станции схем контроля правильности задания маршрута, управления светофорами, обеспечения маршрутных замыканий и др. В настоящее время внедряют блочную централизацию с маршрутным управлением (БМРЦ).
Система БМРЦ (рис. 9 11) представляет собой электрическую централизацию с центральными зависимостями и центральным питанием, для которой до 70% монтажа выполняют на заводах-изго-товителях в виде больших и малых блоков, каждый из которых представляет собой законченный схемный узел и вмещает определенное число реле и других элементов В блоках маршрутного набора используют кодовые реле, исполнительные блоки комплектуют реле типа НМ первого класса надежности. Все блоки штепсельные и плотно закреплены на типовых стативах. Число и порядок размещения блоков на стативах определяются общей функциональной схемой, составленной по плану станции.
Правильный набор маршрута завершается переводом стрелок и открытием сигнала. Включение огней на светофоре и контроль их фактического горения в соответствии с заданным маршрутом, а также отмену маршрута выполняют исполнительные сигнальные блоки светофоров (рис. 9.12): входного (Вх, ВхД), выходного (BI, ВД), маневрового на границе двух стрелочных участков (MI), маневрового из тупика или стоящего в горловине станций на одной ординате с другим светофором того же пути (МП), маневрового с приемо-отправочного пути или с участка пути в горловине (МШ).
Рис 9 11 Функциональная схема системы БМРЦ
На станциях промышленного транспорта для управления поездным светофором с показаниями зеленого, красного и белого огней применяют сигнальный блок типа ПП, в котором учтены особенности движения на промышленных предприятиях, например, расположение локомотива в хвосте поезда. Поскольку включение разрешающих огней на путевых станционных светофорах должно происходить с проверкой всех условий безопасной реализации маршрутов, все светофорные блоки соединяют шестью основными электрическими цепями с соответствующими блоками путевых элементов станции. К таким блокам относятся: блок типа С (стрелочный), проверяющий положение соответствующей централизованной стрелки в маршруте и коммутирующий основные электрические цепи схемы по плану станции; блок стрелочно-путевой секции СП, контролирующий ее свободность и замыкающий стрелку при задании маршрута; блок участка пути УП в горловине и блок приемо-отправочного пути П, которые проверяют свободность пути или участка пути в горловине и исключают лобовые враждебные маршруты.
Для перевода стрелок используют стрелочно-пусковой блок ПС, который содержит аппаратуру двухпроводной схемы управления двумя стрелочными электроприводами постоянного тока.
На пульте-манипуляторе расположены кнопки отмены набора, отмены маршрута, контроля положения стрелок (подсветки табло), включения гудков маневровых вышек (колонок), выполнения групповой искусственной разделки, включения пригласительных сигналов, изменения направления движения на однопутных перегонах при автоблокировке, снижения напряжения на лампах светофоров. На боковых секциях пульта-манипулятора устанавливают стрелочные коммутаторы для индивидуального управления стрелками и лампочки для контроля их положения. Одну секцию пульта-манипулятора используют для аппаратуры связи.
На выносном табло, кроме мнемосхемы станции и повторителей светофоров, размещены: указатель направления задаваемого маршрута в виде двух стрелок; кнопки искусственной разделки для каждой стрелочной н бесстрелочной секции станции; амперметр, контролирующий ток стрелочных электроприводов; лампы контроля состояния участков приближения и удаления и отмены маршрута.
На станциях с числом стрелок до 50 устанавливают пульт-табло, на котором имеются мнемосхема станции и все перечисленные выше устройства управления и контроля. Маршрутные кнопки расположены по плану станции у соответствующих повторителей светофоров.
Кнопкой отмены набора дежурный по станции пользуется при ошибочном наборе маршрута до его установки. При нажатии этой кнопки выключаются реле наборных схем и маршрут не задается. Для отмены заданного маршрута необходимо последовательно нажать кнопку отмены маршрута и его начальную кнопку. При нажатии первой из этих кнопок на табло загорается мигающая лампочка Отмена маршрута, при нажатии второй кнопки светофор закрывается и включается блок выдержки времени, по истечении которого маршрут размыкается. Отмена маршрута контролируется по лампочке на табло. Выдержка времени при отмене маршрута зависит от его категории (маневровый или поездной) н состояния участка приближения.
Искусственную разделку маршрута предусматривают при неисправности схемы размыкания маршрута, например неисправности рельсовых цепей. Размыкание каждой секции маршрута происходит отдельно с выдержкой времени после нажатия кнопки искусственной разделки данной секции и групповой кнопки искусственной разделки.
На станциях с числом стрелок до 30 применяют блочную ЭЦ с раздельным управлением стрелками. При этом используют только блоки исполнительных схем БМРЦ, включенные по плану станции. В этом случае сигналами управляют только после индивидуального перевода всех стрелок по маршруту нажатием сигнальной кнопки. Стрелки переводят нажатием плюсовых и минусовых кнопок, расположенных на пульте-табло по плану станции, что контролируется лампочками плюсового и минусового положений стрелок. На двухпутных участках предусматривается автодействие сигналов сквозного пропуска по главным путям.
Районы станций, в которых выполняют сортировочную работу, оборудуют ЭЦ маневровых районов, при которой стрелками можно управлять с пульта местного управления или с пульта на посту ЭЦ (двойное управление). Передвижения в маневровых районах при управлении стрелками с пульта местного управления не маршрутизируются и осуществляются по незамкнутым стрелкам. Осигнализо-вание таких передвижений не предусматривается, светофоры используют при центральном управлении, а при маневровой работе с пульта местного управления дают разрешающее показание. Маневровые районы, как правило, ограждают маневровыми светофорами. Пульты местного управления устанавливают в маневровых будках, на постах или вышках. В небольших маневровых районах (до 3-5 стрелок) применяют маневровые колонки вблизи управляемых стрелок.
В зависимости от характера работы и путевого развития в маневровых районах предусматривают различные схемы управления стрелочными электроприводами. Для местного управления при удалении стрелок от пульта управления на расстояние до 400 м в качестве типовой принята трехпроводная схема, аналогичная двухпроводной, но без напольного реверсирующего реле. Применяют также шестипроводную схему горочной централизации
Для перехода с центрального на местное управление дежурный по станции нажимает на пульте кнопку разрешения маневров. Охранные стрелки замыкаются, чем исключается установка враждебных маршрутов с центрального поста, и переключаются пусковые цепи стрелок на местное управление. На пульте местного управления загорается лампа разрешения маневров, после чего производитель маневров нажимает кнопку восприятия местного управления. На табло центрального поста перестает мигать лампочка разрешения маневров и горит ровным светом, что указывает на передачу стрелки района на местное управление.
Секционные переключатели оборудованы электроприводами, которые включают по типовой схеме управления стрелочными электроприводами. Род тока, подаваемого в секции контактной сети по задаваемому маршруту, определяется автоматически в зависимости от рода тока в предыдущей по маршруту секции контактной сети в момент задания маршрута. При этом маршруты со стороны перегонов, электрифицированных тупиков и путей с неизменным родом тока в контактной сети задаются только для электровозов того рода тяги, который подается в эту сеть. Переключение рода тяги в контактной сети над приемо-отправочным путем, занятым подвижным составом, допускается для смены электровоза только после реализации маневрового маршрута с пути (уборка электровоза прибывшего состава) при установке маневрового маршрута на путь (подача нового электровоза).
На пульте ЭЦ станций стыкования имеются трехпозиционные коммутаторы, которые управляют секционными переключателями контактной сети, и групповая кнопка для задания маршрутов локомотивам с автономной тягой. На табло дается индикация контроля контактной сети.
Для обеспечения безопасности работы ремонтных бригад при осмотре составов на станционных путях применяют дистанционное ограждение. Для этого стрелки, ведущие на ограждаемый путь, ставят в охранное положение, исключающее движение на этот путь, а маневровые светофоры, разрешающие движение на пути станции, должны быть закрыты. Ограждение включает оператор пункта технического обслуживания (ПТО) по согласованию с дежурным по станции. Оператор ПТО нажимает кнопку запроса, после чего на табло ЭЦ и пульте ПТО начинают мигать красные лампочки на пути, подлежащем ограждению. Дежурный по станции нажатием кнопки Согласие ограждения на пульте ЭЦ включает ограждение, что контролируется непрерывным горением лампочки на табло. С этого момента исключается открытие маневрового светофора в сторону данного пути. Ограждение снимает оператор ПТО.
Зимой стрелки на централизованных станциях очищают от снега автоматически путем обдувки стрелочных остряков сжатым воздухом. У каждой стрелки устанавливают плюсовый и минусовый электропневматические клапаны, включающие обдувку только отжатого остряка стрелки. Клапанами управляют с поста ЭЦ.
Для обеспечения бесперебойной работы устройств ЭЦ посты централизации получают питание от двух независимых внешних источников по двум фидерам (основному и резервному) с автоматическим переключением при пропадании напряжения в основном фидере. При отсутствии внешнего независимого резервного энергоснабжения на посту ЭЦ устанавливают устройства резервного питания, в качестве которых используют дизель-генераторную установку с автоматическим запуском или рабочую аккумуляторную батарею напряжением 220 В для питания электроприводов стрелок и контрольную батарею напряжением 24 В для питания релейной аппаратуры и ламп табло. Предусматривают резервирование питания для красных и пригласительных огней входных светофоров.