Что такое постатейная расшифровка доходов и расходов
«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): как в декларации по налогу на прибыль расшифровать расходы (+ видео)
Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.85.28.
Для большинства форм отчетности, которые могут заполняться автоматически по данным информационной базы, существует возможность показать расшифровку значений показателей отчета.
Режим расшифровки доступен для тех форм отчетности, у которых в верхней командной панели присутствует кнопка Расшифровать. Кнопка становится активной после того, как отчет заполнен.
Перед выполнением команды Расшифровать необходимо выделить ту ячейку отчета, для которой необходимо получить расшифровку. По нажатию этой кнопки формируется отчет (табличный документ), содержащий описание алгоритма заполнения ячейки.
О гибкой настройке и функциональных возможностях регламентированных отчетов в программах 1С, в том числе о расшифровке автоматического заполнения показателей см. здесь.
Начиная с версии 3.0.85 в «1С:Бухгалтерии 8» расходы, указанные в Приложении № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль, можно расшифровать с детализацией:
Если в форме расшифровки (в табличном документе) кликнуть мышью по интересующему показателю, появляется контекстное меню, где можно выбрать одно из значений:
При выборе значения Обороты счета раскрывается стандартный отчет Обороты счета, который представляет данные по оборотам между указанным счетом и всеми остальными счетами за соответствующий период. Данные отчета Обороты счета можно детализировать с помощью стандартного бухгалтерского Отчета по проводкам. Непосредственно из Отчета по проводкам можно перейти к документу программы, при проведении которого данные проводки сформировались.
При выборе значения Расходы по статьям затрат раскрывается одноименный отчет, где статьи затрат сгруппированы по видам расходов в налоговом учете и по счетам учета. Данные отчета Расходы по статьям затрат можно детализировать по контрагентам, договорам и первичным документам.
В каком виде предоставить налоговикам расшифровку по расходам и доходам из-за убытков?
Налоговики хотят расшифровку доходов и расходов организации из-за полученного убытка. А им в каком виде ее предоставить?
«Подскажите, в каком виде предоставить ИФНС поэлементную расшифровку структуры доходов и расходов организации в связи с полученным убытком?».
«Подробная постатейная расшифровка в свободном формате».
«Вот без разницы, честно говоря. Если город большой — отстанут, даже если в ворде две строчки напишете в качестве расшифровки. Если же инспектор скучает в небольшом городе- может и повторно требование отправить. На повторное три строчки можно написать. Не, можно и час потратить на подробный ответ, только разницы нет — результат одинаковый».
«Всегда предоставляю налоговые регистры, по ним и должны налог на прибыль составлять».
«Был такой запрос, позвонила инспектору-исполнителю. Ответил, что доходы его не сильно интересуют, попросил расшифровать расходы. Отправила в произвольной форме, в виде таблицы. Без всяких регистров».
«Мне сегодня тоже „прилетело“ про убыток. И кроме регистров хотят имеенно анализ! Думаю укрупненно — аренда, ЗП, налоги, и прочее».
«Мне за 2 кв. тоже прилетело, пострадавшие, так и написал в следующем квартале попытаемся исправиться. Пока молчат».
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Регистры налогового учета по налогу на прибыль: руководство для бухгалтера
Регистры налогового учета по налогу на прибыль помогают выяснить, корректно ли заполнена декларация по налогу на прибыль, поэтому налоговые органы любят запрашивать их при своих контрольных мероприятиях — камералке, встречке и иных проверках. Статья пояснит, как правильно заполнить налоговые регистры по налогу на прибыль (далее — НП).
Нормативы о регистрах налогового учета
Систему налогового учета (далее — НУ) налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и отражает ее в Учетной политике по НУ, регулярно внося в нее дополнения в связи с изменениями налогового законодательства.
Непосредственно регистрам НУ посвящена ст. 314 НК РФ. В ней говорится о том, что аналитические регистры НУ — это своды данных, которые могут быть в любой удобной для налогоплательщика форме: таблицах, справках, иных документах группировки сведений за период, без разнесения сведений по бухгалтерским счетам. Из системы этих форм должен раскрываться порядок формирования налоговой базы по НП.
Требования к налоговым регистрам
В аналитических регистрах по налогу на прибыль, разработанных самостоятельно, должны присутствовать следующие реквизиты: наименование, период/дата составления, измерители операции в натуральном (при возможности) и денежном выражении, наименование хозоперации и подпись с расшифровкой ответственного за составление сотрудника.
Организации следует приложить все усилия к защите от несанкционированных вмешательств и исправлений регистров НУ.
Обнаруженную в регистре ошибку можно устранить путем ее исправления. Исправление обязательно подтверждается обоснованием (объяснением причины) с указанием даты и подписи ответственного лица.
Некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, в частности «1С:Бухгалтерия», формируют аналитические регистры в момент проведения операций по бухучету. Но иногда приходится формировать их вручную или с частичной автоматизацией.
Рекомендации МНС по регистрам НУ
Система НУ, предложенная в этом документе, выделяет 5 групп регистров:
Предлагаем рассмотреть разницу между бухгалтерскими и налоговыми регистрами на примерах.
Образец регистра НУ доходов
Декларация по НП заполняется без учета НДС, поэтому сделаем небольшой расчет:
3 674 064 / 118 × 100 = 3 113 613 — это доход за полугодие без учета НДС, именно эту сумму и показывают в декларации по НП.
Инспекторы ИФНС при камеральной проверке полученного отчета попросили представить им для сверки налоговые регистры за 2-й квартал.
Главный бухгалтер проверяет, правильно ли заполнены регистры НУ по оборотно-сальдовой ведомости за 2-й квартал.
Строка 010 отчета (выручка с НДС) проверяется по ОСВ счета 90.1 — там указан размер выручки за период.
Регистр НУ по доходам от реализации был сформирован главным бухгалтером в момент заполнения отчетности.
Проведя повторные расчеты, главный бухгалтер компании N убедился в корректности составленных налогов: все требуемые налоговиками реквизиты в регистрах присутствуют и сумма строки 010 совпадает с результатами расчетов и регистра НУ.
Пример регистров НУ по внереализационным расходам
Для этого требуется оборотка счета 91.2 — по учету прочих расходов. На самом деле мы видим, что во 2-м квартале какие-то не принимаемые к НУ расходы были произведены в организации:
После этого мы можем посмотреть регистр НУ по внереализационным расходам, чтобы проверить, нет ли ошибки в них, не засчитаны ли такие непринимаемые расходы в сумме, показанной по строке 040 листа 02 декларации по НП:
Мы убедились, что налоговый регистр заполнен правильно: ненужных в НУ расходов в нем нет; указан период, наименование регистра, даты принятия к учету первичных документов, содержание и сумма операции. Подпись с расшифровкой ответственного за ведение регистра тоже присутствует.
Сроки хранения налоговых регистров
Расходы можно применить для уменьшения доходов только при их обоснованности и наличии первичных документов для подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Соответственно, в течение 4 лет (3 года возможной выездной проверки + текущий год) нужно обеспечить сохранность документов, показывающих получение доходов, осуществление расходов и уплату налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Не так давно Минфин напомнил, что данный срок начинается по окончании периода, в котором данный документ применялся последний раз при составлении налоговой отчетности (письмо от 19.07.2017 № 03-07-11/45829).
Таким образом, документы, подтверждающие величину убытка, в случае его переноса с целью уменьшения налоговой базы на протяжении нескольких последующих лет (п. 4 ст. 283 НК РФ), хранятся после завершения переноса этого убытка в течение 4 лет (письмо Минфина РФ от 25.05.2012 № 03-03-06/1/278).
Документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости амортизируемого актива, начинают отсчитывать свой 4-летний срок хранения только после завершения начисления амортизации (письмо Минфина от 12.02.2016 № 03-03-06/1/7604).
Понятно, что соответствующие регистры НУ хранятся по таким же правилам.
Налоговые регистры по НП должен иметь каждый налогоплательщик, так как ИФНС имеет право при своих регулярных проверках отчетности любой компании на ее «белизну и прозрачность» запросить их.
Важно понимать, что представляют собой регистры по НУ и как их правильно заполнить, чтобы не подставить свою фирму на нежелательные штрафы за непредставленные документы или грубое нарушение правил НУ.
В статье показаны образцы налоговых регистров по налогу на прибыль, которые помогут выполнить требования налоговиков к их оформлению.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Зачем устанавливают правила учета доходов и расходов
Правилами, действующими как в бухгалтерском (БУ), так и в налоговом (НУ) учетах, предусмотрено деление доходов и, соответственно, связанных с ними расходов:
Деление это, несмотря на перечисление в законодательных актах определенных видов деятельности, относимых в ту или иную группу, является достаточно условным. Например, сдача имущества в аренду может быть как основным, так и прочим видом деятельности. Поэтому каждой конкретной организации следует закрепить в своей учетной политике, какие виды своей деятельности она считает основными, а какие прочими (внереализационными). В привязке к доходам распределятся и относящиеся к соответствующим видам деятельности расходы.
Расшифровки расходов, необходимые для учетной политики
Аналитика расходов также разрабатывается организацией самостоятельно. Вестись она должна не только применительно к каждому из подразделений, но и по видам, статьям и элементам расходов. По видам расходы в БУ будут делиться:
Подробнее об особенностях учета накладных расходов читайте в статье «Порядок учета накладных расходов в бухгалтерском учете».
Для каждого из видов расходов следует разработать свой справочник статей, детализировав его в той степени, которая необходима для оперативного получения из учетных данных нужной для составления всех необходимых отчетов информации. Для прямых затрат справочник будет достаточно простым, состоящим из нескольких статей, и его для всех счетов, на которых формируют эти затраты, можно сделать единым. А вот перечни статей для счетов 25, 26, 44 и 91 получаются достаточно объемными, многоступенчатыми, и разрабатывают их по отдельности для каждого счета. Все созданные справочники должны войти составной частью в виде приложений в учетную политику.
Последней ступенью в детализации справочников статей затрат должна стать корреляция элементов статей затрат с отношением их к вопросу принятия в целях учета налога на прибыль. Это даст возможность не только выделить и классифицировать виды расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, но и отразить те элементы, по которым между БУ и НУ возникнут разницы.
Справочник статей затрат, содержащий данные по соотнесению элементов затрат, выделенных в БУ, с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, может служить той расшифровкой, которая отразит расходы, принимаемые в НУ в качестве прямых или косвенных.
О том, что должно быть отражено в учетной политике для целей БУ, читайте в материале «ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” (нюансы)».
Какие расшифровки нужны для налоговой
Все вышеперечисленные перечни нужны, прежде всего, самой организации для упорядочения учетного процесса. Но они будут служить и тем материалом, который обоснует принятые в БУ и НУ решения по вопросам учета.
В частности, для целей НУ необходимо определить перечень расходов, относимых к прямым. Если организация хочет избежать образования трудно контролируемых разниц между БУ и НУ, то в состав прямых расходов для НУ она помимо прямых затрат на производство включит и расходы общепроизводственного характера (т. е. те, которые для целей БУ обязательно включаются в себестоимость). В этом случае все остальные расходы, собираемые в БУ на счетах 26 и 44, для целей НУ станут косвенными.
От того, к какому типу расходов вы отнесете те или иные затраты, зависит момент списания этих расходов. На косвенные можно уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли в периоде, к которому они относятся, а прямые можно списать лишь в том периоде, когда будут реализованы товары, в стоимости которых эти расходы учтены.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы определи тип расходов в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Налоговая инспекция при проверке обоснованности формирования данных по расходам в декларации по прибыли может запросить расшифровку деления расходов в НУ на прямые и косвенные. Для варианта, когда к прямым относят и расходы общепроизводственного характера, расшифровкой прямых расходов станут перечни статей, относящихся к счетам 20, 23, 29 и 25. А расшифровка косвенных расходов будет представлять собой перечни статей по счетам 26 и 44.
Мы предлагаем вашему вниманию вариант такой расшифровки, составленный для косвенных расходов, выделяемых в целях НУ, на основании справочника статей затрат для счета 26.
Итоги
Решения, принимаемые организацией в отношении своей учетной политики (как по БУ, так и по НУ), закрепляются во внутреннем документе. Приложениями к этому документу становятся, в частности, перечни статей по используемым в учете счетам БУ. Если в этих перечнях присутствует сопоставление с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, то их можно использовать как расшифровки, отражающие деление расходов на прямые и косвенные для целей НУ.
Минакова Юлия
бухгалтер
Постатейная расшифровка доходов для налоговой, образец
Идеальный документ. Письмо инспектору о том, почему косвенных затрат стало больше
Заполнение декларации по данным налогового учета
Налоговая декларация по налогу на прибыль заполняется по данным налогового учета налогоплательщика.
Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Статья 315 содержит перечень данных, которые должен содержать расчет налоговой базы по налогу на прибыль:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе выручка от реализации:
— товаров (работ, услуг) собственного производства;
— имущества, имущественных прав;
— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
— ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
— товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе расходы:
— на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства (с подразделением на прямые и косвенные расходы);
— по реализации имущества, имущественных прав;
— по реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
— по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
— по реализации покупных товаров;
— связанные с реализацией основных средств;
— расходы обслуживающих производств и хозяйств при реализации ими товаров (работ, услуг);
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
— товаров (работ, услуг) собственного производства;
— имущества, имущественных прав;
— ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
— ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
— обслуживающих производств и хозяйств;
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;
6. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций;
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период;
9. Сумма убытка, подлежащего переносу, исключается из налоговой базы.
Организация осуществляет торговую деятельность и оказывает услуги по сдаче имущества в аренду. Налоговый учет организация ведет с использованием бухгалтерских и налоговых регистров, на основании которых организация по окончании отчетного (налогового) периода заполняет сводный налоговый регистр по расчету налоговой базы. Данные из сводного регистра переносятся в Приложения № 1 и № 2 к Листу 02 декларации.
Сводный налоговый регистр № 315
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль
Строка в налоговой декларации
Доходы от реализации
Выручка от реализации покупных товаров
Аналитическая оборотная ведомость по субсчетам 90-1, 90-3
012 Приложения № 1к Листу 02
Аналитическая оборотная ведомость по субсчетам 90-1, 90-3
011 Приложения № 1к Листу 02
Уступка права требования долга по договору участия в долевом строительстве
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1
013 Приложения № 1к Листу 02
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1
014 Приложения № 1 к Листу 02
Выручка от реализации, всего
010 Приложения № 1 к Листу 02
Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации
Себестоимость проданных покупных товаров
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 90-2
030 Приложения № 2 к Листу 02
Транспортные расходы на доставку товаров
Налоговый регистр-расчет № 320
Итого прямые расходы в торговле
020 Приложения № 2 к Листу 02
Амортизация основных средств, переданных в аренду
Налоговый регистр № 258
Заработная плата персонала, обслуживающего основные средства, переданные в аренду
Налоговый регистр № 255
Социальные отчисления на заработную плату обслуживающего аренду персонала
Налоговый регистр № 264/1
Итого прямые расходы, связанные с оказанием услуг по сдаче имущества в аренду
010 Приложения № 2 к Листу 02
Амортизация основных средств (кроме переданных в аренду)
Налоговый регистр № 258
Оплата труда (кроме персонала, обслуживающего переданные в аренду основные средства)
Налоговый регистр № 255
Социальные отчисления на заработную плату (кроме обслуживающего аренду персонала)
Налоговый регистр № 264/1
Налоги, сборы, госпошлины
Налоговый регистр № 264/1
041 Приложения № 2 к Листу 02
Прочие издержки обращения в торговле
Налоговый регистр № 320
Прочие расходы, связанные со сдачей имущества в аренду
Налоговый регистр № 264/2
Прочие управленческие расходы
Налоговый регистр № 264
Косвенные расходы, всего
040 Приложения № 2 к Листу 02
Себестоимость уступленного права требования долга по договору участия в долевом строительстве
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2
059 Приложения № 2 к Листу 02
Себестоимость проданных материалов
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2
060 Приложения № 2 к Листу 02
130 Приложения № 2 к Листу 02
Проценты, зачисленные банком на расчетный счет
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1
Проценты по займам выданным
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1
Излишки материалов, выявленные при инвентаризации
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-1
104 Приложения № 1 к Листу 02
Внереализационные доходы, всего
100 Приложения № 1 к Листу 02
Проценты по кредиту
Налоговый регистр-расчет № 269
201 Приложения № 2 к Листу02
Штрафные санкции по договору поставки, присужденные судом
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2
205 Приложения № 2 к Листу 02
Аналитическая оборотная ведомость по субсчету 91-2
Внереализационные расходы, всего
200 Приложения № 2 к Листу 02
Итого прибыль (убыток)
>Расшифровка доходов и расходов (БУ и НУ) для УПП 1.3 и БП 3.0
Налоговый учет
Создание собственного бизнеса – дело ответственное. Бизнесу, как и всякой профессии, надо учиться, чтобы по неведению не наломать дров. И один из важных уроков – налогообложение и страховые взносы.
Прежде всего, имейте в виду, что существует несколько альтернативных налоговых режимов. И выбор любого из них – дело добровольное. Как Вы думаете, какой налоговый режим посоветует применять наемный бухгалтер? Правильно, тот, где учетной работы меньше и она проще. А Вам какой нужен? Наверное, тот, где налогов платить меньше или тот, который устроит Ваших деловых партнеров. Поэтому выбор налогового режима лучше сделать самому. За подробностями грамотного выбора налогового режима и практикой применения добро пожаловать в офисы Фирмы «Елена».
АДРЕСА И КОНТАКТЫНАША ГРУППА ВК
Выбирая впервые или задумываясь о смене системы налогообложения, предприниматели, как правило, задают специалистам Фирмы «Елена» похожие вопросы. Ответим на самые популярные из них.
О специальных режимах налогообложения. Наиболее популярны:
Как можно перейти на данные системы налогообложения?
Выбор или смена системы налогообложения носит заявительный характер, то есть необходимо подать в налоговую инспекцию заявление.
Патент. Заявление подается за 10 дней до начала применения данной системы налогообложения.
1. Уведомление о переходе на УСН может быть подано вместе с пакетом документов на регистрацию или в течение 30 дней с момента регистрации.
2. Переход на УСН возможен только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря
Заявление подается в течение пяти дней со дня начала применения данной системы налогообложения.
Кто может применять данные системы?
Патент. Только индивидуальные предприниматели
Упрощенка и ЕНВД. Индивидуальные предприниматели и организации.
Как рассчитать налог?
Патент. 6 % с потенциально возможного дохода.
УСН с объектом «доходы минус расходы». 15 % с разницы между доходами и расходами. В нашем регионе ставка снижена до 5 %.
УСН с объектом «доходы». 6 % с дохода.
ЕНВД. 15 % от налоговой базы.
Зависит ли налог от расходов?
Патент. Расходы учесть нельзя.
УСН с объектом «доходы минус расходы». Перечень расходов ограничен статьей 346.16 НК РФ.
УСН с объектом «доходы» и ЕНВД. Расходы учесть нельзя. Налог уменьшается только на взносы во внебюджетные фонды.
Как вести налоговой учет?
Патент. Книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения
УСН. Книга учета доходов и расходов.
ЕНВД. Книгу не ведут. Учитываются физические показатели.
Как сдавать налоговую отчетность?
Патент. Декларации нет.
УСН. Необходимо сдать декларацию один раз в год не позднее 31 марта для организаций и 30 апреля для ИП.
ЕНВД. Декларацию надо сдавать каждый квартал, не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом.
Как вести учет наличных денежных средств (кассу)?
Как правило, организации на УСН и ЕНВД являются малыми. А значит, вправе не устанавливать лимит остатка кассы. Поэтому могут хранить в кассе выручку сколько угодно (абз. 10 п. 2 Указания Банка России от 11.03.14 № 3210-У). Но приходные и расходные кассовые ордера, а также кассовую книгу, надо оформлять. Индивидуальные предприниматели — лимит остатка наличных денег могут не устанавливать, приходные/расходные кассовые ордера и кассовую книгу не оформлять.
Обязательно ли применять ККТ (пробивать кассовые чеки)?
Если вид деятельности подпадает под БСО, их можно выдавать вместо кассового чека. В остальных случаях:
Патент. Можно не применять ККТ, если выдавать товарные чеки по просьбе покупателей.
УСН. Применять ККТ обязательно.
ЕНВД. Можно не применять ККТ, если выдавать товарные чеки по просьбе покупателей.
ВАЖНО. Применение ККТ станет обязательным для всех режимов с 1 июля 2018 года.
Вести ли бухгалтерский учет?
Необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме для организаций. Но если компания относится к малым, то вправе вести упрощенный учет. Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет не ведут.
Есть ли ограничения для применения налогового режима?
Патент. Для некоторых видов бизнеса ограничен физический показатель. Например, средняя численность персонала не более 15 человек, торговый зал не более 50 кв.м. и др.
УСН. Лимит по УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (год), — не выше 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).Стоимость основных средств не должна превышать 150 млн. рублей, организации не могут иметь филиалы и др.
ЕНВД. Для некоторых видов бизнеса ограничен физический показатель. Например, площадь магазина при рознице — не более 150 кв.м. и др.
УСН и ЕНВД. Средняя численность персонала не более 100 человек, доля участия других компаний не более 25 %
Можно ли потерять право применять налоговую систему?
Патент. Если налогоплательщик превысит предельную выручку или число работников, то теряет право на применения патента. Необходимо пересчитать налоги по общей системе с начала налогового периода, на который был выдан патент.
УСН. Если налогоплательщик превысит выручку или число работников, то теряет право на применения УСН. Необходимо пересчитать налоги по общей системе с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
ЕНВД. Если налогоплательщик превысит физический показатель, то потеряет право на ЕНВД. Налоги надо будет пересчитать по общей системе с начала квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Отдельно отметим общую систему налогообложения (ОСН)
Переход на данную систему осуществляется автоматически при регистрации организации или ИП. Дополнительных заявлений подавать не нужно.
ОСН имеет разное содержание для ИП и организаций.
Для индивидуального предпринимателя общая система предполагает уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% от «чистого дохода», то есть от полученных доходов минус документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов. Платить надо четыре раза в год – трижды предполагаемый аванс и четвертый раз – доплатить до фактически необходимой суммы. Учет ведется в книге учета доходов и расходов, а по окончании года надо составить и подать в налоговую инспекцию налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. По умолчанию в ОСН входит налог на добавленную стоимость (НДС), но от него можно отказаться.
Для организации ОСН предполагает уплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций.
От ОСН можно отказаться при регистрации бизнеса в пользу упрощенной системы налогообложения (УСН). Если этот выбор не сделать сразу, то потом изменить налоговый режим можно только с начала нового календарного года, подав предварительно в налоговую инспекцию соответствующее уведомление.
Кроме перечисленных налоговых режимов существуют налоги, которые надо платить при наличии налогооблагаемой базы: транспортный налог, земельный налог.
Индивидуальный предприниматель может работать один или использовать труд наемных работников. В любом случае он будет платить страховые взносы непосредственно за себя, в счет своей будущей пенсии. Страховые взносы – это фиксированный платеж в сумме 27990 рублей за 2017 год. Фиксированный платеж платится независимо от факта осуществления деятельности, отчетности по нему не предусмотрено.
Теперь о страховых взносах для социальной защиты наемных работников.
Налоговые регистры по налогу на прибыль: сделай сам!
Эти взносы платят работодатели (ИП, у которых есть наемные работники, и все организации).
Есть такой термин ФОТ – фонд оплаты труда. Это сумма зарплат всех работников, включая их налог на доходы. Сумма страховых взносов составляет от 30,2 до 38,5% ФОТ в зависимости от вида деятельности. Платить эту сумму надо ежемесячно, а предоставлять отчетность по страховым взносам в ежеквартально.
И о налоговом агенте. Если у Вас будут наемные работники (а в организации они есть обязательно), то знайте, что свой налог на доходы они не платят самостоятельно. Выплачивая работникам зарплату, Вы обязаны удержать у них 13% (или меньше с учетом стандартных вычетов) и перечислить в бюджет. В этой ситуации Вы выступаете в роли налогового агента, который собирает налоги с работников и передает их в бюджет.
Как видно, у каждой системы налогообложения есть свои плюсы, свои минусы и при выборе надо сопоставлять особенности бизнеса с рассмотренными критериями. И здесь у предпринимателя есть два варианта поведения:
— самостоятельно разобраться с законодательством и примерить его к собственному бизнесу;
— обратиться к специалистам Фирмы «Елена» за помощью в выборе налогового режима с минимальными налогами для его бизнеса.
В заключение, хочется пожелать вам удачи в бизнесе и напомнить, что удача — элемент, несомненно, важный, но знание нюансов различных систем налогообложения и умение их комбинировать поможет реально снизить затраты на бизнес и оптимизировать ведение учета.
>Готовые пояснения на случай, если у инспектора возникнут вопросы по вашей «прибыльной» декларации
Налоговые регистры
В «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрено ведение следующих регистров налогового учета, рекомендованных налоговыми органами.
Регистры учета хозяйственных операций:
Регистры промежуточных расчетов:
Регистры учета состояния единицы налогового учета:
Регистры формирования отчетных данных:
Регистры представляют собой отчетные формы, формируемые по данным проводок налогового учета. Регистры доступны из главного меню (меню «Отчеты» › «Регистры налогового учета (по налогу на прибыль)»), где они разделены на соответствующие четыре группы:
В верхней части формы регистра располагается область диалога, включающая в себя командную панель.
В области диалога задаются параметры налогового регистра: организация, период. С помощью кнопки «Заголовок» можно отключить или включить вывод заголовочной части. А с помощью кнопки «Настройка…» можно ограничить категории исходных данных, по которым будет формироваться налоговый регистр.
Для заполнения налогового регистра следует нажать на кнопку «Сформировать» командной панели.
Как в любой другой отчетной форме «1С:Бухгалтерии 8», в сформированном налоговом регистре работает механизм расшифровки.
1.1.5 Порядок формирования показателей регистров налогового учета
Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её положение в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия.
Данные налогового учёта основываются на:
Рассмотрим каждую из этих позиций более подробно.
Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, оговоренной в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. А документы, формы которых не предусмотрены в альбоме, составляются организацией самостоятельно и должны иметь следующие реквизиты:
Аналитические регистры налогового учета
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.
Формы аналитических регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике. При этом аналитические регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. За правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета следят те, кто их составил и подписал. Если в регистре налогового учета обнаружатся ошибки, исправлять их вправе только ответственное за это лицо. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.
Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции путем двойной записи, как это принято в бухгалтерском учете. Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. На основании итогов отдельных регистров формируются сводные регистры по доходам, расходам, суммам начисленной амортизации и другим показателям.
Таким образом, из данных налогового учета должно быть ясно:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации. Регистры налогового учета» от 19 декабря 2001 г. установило методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.
Согласно этому документу предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам:
I. Регистры промежуточных расчетов — 16 форм;
II. Регистры состояния единицы налогового учета — 13 форм;
III. Регистры учета хозяйственных операций — 7 форм;
IV. Регистры формирования отчетных данных — 12 форм;
V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями — 3 формы.
Характерно, что сами регистры в указанных рекомендациях не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретная же разработка регистров должна производиться самими организациями.
Налоговая база по каждому налогу рассчитывается на основании сведений накопленных в аналитических регистрах по результатам обработки первичных документов.
Особенности расчета налоговых баз по основным налогам
Расчет налоговой базы по налогам имеет свои особенности, определенные соответствующими статьями НК РФ.
Расчёт налоговой базы по налогу на прибыль организаций (ст. 315 НК РФ)
Расчёт налоговой базы должен содержать следующие данные:
При этом доходы и расходы должны быть показаны в разрезе их видов, то есть выручка, доходы и расходы от реализации товаров, ценных бумаг, имущества, доходы и расходы от реализации основных средств и так далее. Цены определяются с учётом ст. 40 НК РФ. Налоговая база исчисляется в зависимости от порядка уплаты авансовых платежей, то есть ежемесячно (от фактической прибыли) или ежеквартально.
Расчёт налоговой базы по НДС (ст. 153-162 НК РФ)
Налоговая база по НДС определяется по следующим направлениям реализации:
Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учёт налоговой базы, облагаемых по разным ставкам НДС. В противном случае обложение будет проводиться по максимальной ставке. Кроме того, должен быть организован учёт сумм, получение которых связано с реализацией товаров (работ, услуг) (авансы полученные, финансовая помощь и т.п., денежные суммы, которые также входят в расчёт налоговой базы). Цены реализации определяются с учётом положений ст. 40 НК РФ.
С 1 января 2008 года все налогоплательщики исчисляют налоговую базу ежеквартально.
Расчёт налоговой базы по НДФЛ (ст. 176 НК РФ)
Налоговая база определяется по каждому получателю доходов в разрезе различных источников получения доходов. Налоговые агенты обязаны организовать учёт налоговой базы по каждому получателю индивидуально. Также следует организовать раздельный учёт доходов, облагаемых по разным ставкам.
Расшифровки расходов, необходимые для учетной политики
Аналитика расходов также разрабатывается организацией самостоятельно. Вестись она должна не только применительно к каждому из подразделений, но и по видам, статьям и элементам расходов. По видам расходы в БУ будут делиться:
Подробнее об особенностях учета накладных расходов читайте в статье «Порядок учета накладных расходов в бухгалтерском учете».
Для каждого из видов расходов следует разработать свой справочник статей, детализировав его в той степени, которая необходима для оперативного получения из учетных данных нужной для составления всех необходимых отчетов информации. Для прямых затрат справочник будет достаточно простым, состоящим из нескольких статей, и его для всех счетов, на которых формируют эти затраты, можно сделать единым. А вот перечни статей для счетов 25, 26, 44 и 91 получаются достаточно объемными, многоступенчатыми, и разрабатывают их по отдельности для каждого счета. Все созданные справочники должны войти составной частью в виде приложений в учетную политику.
Последней ступенью в детализации справочников статей затрат должна стать корреляция элементов статей затрат с отношением их к вопросу принятия в целях учета налога на прибыль. Это даст возможность не только выделить и классифицировать виды расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, но и отразить те элементы, по которым между БУ и НУ возникнут разницы.
Справочник статей затрат, содержащий данные по соотнесению элементов затрат, выделенных в БУ, с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, может служить той расшифровкой, которая отразит расходы, принимаемые в НУ в качестве прямых или косвенных.
О том, что должно быть отражено в учетной политике для целей БУ, читайте в материале «ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” (нюансы)».
Какие расшифровки нужны для налоговой
Все вышеперечисленные перечни нужны, прежде всего, самой организации для упорядочения учетного процесса. Но они будут служить и тем материалом, который обоснует принятые в БУ и НУ решения по вопросам учета.
В частности, для целей НУ необходимо определить перечень расходов, относимых к прямым. Если организация хочет избежать образования трудно контролируемых разниц между БУ и НУ, то в состав прямых расходов для НУ она помимо прямых затрат на производство включит и расходы общепроизводственного характера (т. е. те, которые для целей БУ обязательно включаются в себестоимость). В этом случае все остальные расходы, собираемые в БУ на счетах 26 и 44, для целей НУ станут косвенными.
Налоговая инспекция при проверке обоснованности формирования данных по расходам в декларации по прибыли может запросить расшифровку деления расходов в НУ на прямые и косвенные. Для варианта, когда к прямым относят и расходы общепроизводственного характера, расшифровкой прямых расходов станут перечни статей, относящихся к счетам 20, 23, 29 и 25. А расшифровка косвенных расходов будет представлять собой перечни статей по счетам 26 и 44.
Мы предлагаем вашему вниманию вариант такой расшифровки, составленный для косвенных расходов, выделяемых в целях НУ, на основании справочника статей затрат для счета 26.
Что вносится в приложение 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
Заполнение декларации не всегда проходит с первого раза успешно. Но если подготовиться к заполнению заранее, то можно избежать траты времени на составление корректирующей документации. Чаще всего проблемы с заполнением вызывает строка 010 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Хотя стоит признать, что в декларации помимо этой строки имеются и другие, не менее сложные в заполнении.
В этом приложении компании, обязующиеся оплачивать налоги, вносят информацию, связанную со многими операциями, без которых их вид деятельности не смог бы существовать. Таким образом, в приложении отражаются все проведенные за определенный срок виды расходов, имеющих прямое либо косвенное влияние на доход предприятия. Заносятся сюда и произошедшие убытки.
Особое внимание заслуживает строка 010. Она является одной из главных, ведь именно в ней указываются данные, влияющие на размер налога на доход, который должен быть уплачен компанией. В первую очередь, сюда вносятся цифры расходов, полученных вследствие производства либо реализации продукции. В качестве расходов представляются такие виды затрат, как закупка материалов, используемых впоследствии в производстве продукции.
В колонку расходов также входят и все зарплаты работников, принимающих участие в производстве или реализации продукции. Стоит заметить, что в качестве расходов учитываются и суммы, потраченные на определенный вид услуг, способствующих прибыльности компании. Отражая все виды расходов в строке 010, следует быть готовым предоставить всю документацию, способную доказать необходимость проведенных видов расходов.
В случае отсутствия документального подтверждения стоит быть готовым к тому, что налоговая не воспримет указанный без доказательств вид расхода как должный. Поэтому если доказательств на некоторые виды расходов нет, то лучше заранее провести последующий вычет налога на прибыль без них. Несмотря на то, что в этой строке в первую очередь находят отражение важные для компании расходы, заполнять ее может не каждая компания.
Все зависит от метода исчисления
На данный момент для проведения определения дохода и расхода используется два вида определения, один начисляемый, другой кассовый. Их использовать могут не все налогоплательщики, да и методом они также значительно отличаются. Начисляемый метод могут применять многие компании, в том числе банки. Этот метод хорош тем, что фиксирование поступающей суммы происходит в указанный заранее период даже при отсутствии самой суммы.
Например, компания предоставила в аренду помещение за плату, которая должна вноситься каждое 10 число месяца. Но некоторые обстоятельства вынудили компанию, арендующую помещение, провести оплату позже указанного в контракте дня. Бухгалтер занесет поступившую с опозданием сумму не на день ее перечисления, а на 10 число.
Кассовый метод из-за своей специфики не могут использовать многие компании, в том числе и банки. Этот метод отличается тем, что поступающая сумма будет занесена на тот день, когда она фактически оказалась на счету. То есть кассовый метод применяется только для учета суммы, уже поступившей на счет, а не ожидаемой.
Таким образом, заносить информацию в строку 010 могут лишь компании, применяющие метод начисления. Также нельзя заполнять компаниям, применяющим кассовый метод, и строку 030. Каждый вид организации в строке 010 отражает свой вид расходов. Поэтому ее заполняют не только компании, но и страховые организации, и даже банки.
На что еще нужно обратить внимание
Строка 040 также заполняется информацией о расходах. Но в ней указываются суммы, связанные с косвенными расходами. Не стоит забывать и об убытках. При их наличии следует заполнить соответствующие строки. Если убытки связаны с посторонними расходами, то их нужно отразить в строке 203 во втором приложении. Другие виды убытков, имеющих отношение к внереализационным расходам, следует вносить в специально созданные строки 301-302.
Несмотря на то, что для фиксирования убытков выделены 2 строки, в 302 можно заносить лишь определенный их вид: виды долгов, которые ни при каких обстоятельствах не получится вернуть. А в 301 строку нельзя заносить суммы расходов, которые имеют отношение к другим отчетным периодам.
Лист 02 — самый важный документ. Но он составляется лишь на основе заполненных нужной информацией приложений. И чаще всего правильное оформление итогового листа зависит именно от правильности внесения информации в приложениях. Во время проверки декларации налоговики смотрят не только на прибыль, но и очень интересуются расходами, так как налог на прибыль способен значительно уменьшиться в размерах именно из-за расходов. Поэтому чаще всего корректировки и пояснительные документы касаются приложения 2 листа 02.
Именно там указывается самая важная информация, впоследствии влияющая на величину налога. Но если имеющаяся в приложении информация о расходах подтверждается документально, то следует без ошибок вносить ее в нужные строки в лист 02. В ином случае отправки корректирующей документации вряд ли получится избежать.